Специфика препятствий и трудностей в спортивной деятельности

Преодоление различных препятствий на пути к достижению цели и проявление при этом волевых усилий составляет психологическую сущность спортивной деятельности. В процессе преодоления препятствий и развивается индивидуальная способность к волевым проявлениям.

Препятствиями являются обьективные условия внешней среды и деятельности в конкретном виде спорта, мешающие достижению цели. Ими могут быть различные предметные преграды (барьеры в беге и стипль-чезе, «змейка» на слаломной трассе и т.д.); условия выполнения упражнений (длина дистанции, тяжесть снаряда в метаниях, действия противника в единоборствах и спортивных играх и т.д.); внешние помехи (встречный ветер, реакции зрителей, температура и влажность воздуха и т.д.).

Препятствия различают по величине и сложности. Величина препятствия выражается в длине дистанции, высоте планки в прыжках в высоту, весе штанги и т.д. Сложность препятствия зависит от особенностей координации движений, рельефа местности, правил проведения соревнований, особенностей поведения соперника.

. При несоответствии возможностей спортсмена величине и сложности преодолеваемых препятствий возникают внутренние затруднения – трудности.

Они выступают для спортсмена в двояком качестве: во-первых, как сопротивление и противодействие физических сил, во-вторых как источник «угрожающей информации». Поэтому все трудности в психологии спорта принято делить на обьективные и субьективные.

1.Обьективные (биодинамические, непосредственные) – возникают при преодолении сопротивления и противодействия физических сил, действующих непосредственно на тело и организм спортсмена. Они специфичны для каждого конкретного вида спорта (большой вес штанги, большая высота планки). Обьективные трудности подразделяются на:

- физические, связанные физической подготовкой и физическим состоянием спортсмена (большая физическая нагрузка, максимальная быстрота движений, длительность движений на фоне нарастающего утомления.максимальная сила, преодоление острых болевых ощущений);

- технические, связанные с технической подготовкой, нагрузкой (высокая точность, координированность, тонкая дифференциация движений, быстрое переключение с одних действий на другие, разные по структуре, характеру и форме.

- тактические, связанные с тактической подготовкой ( быстрая и точная ориентировка в сложной, быстроменяющейся обстановке, быстрое, целесообразное реагирование на обстановку, быстрая перестройка планов и принятие решений).

- экзогенные, связанные с общими условиями конкретного вида спорта и обстановкой (средой) в которой проводятся соревнования (сильные, посторонние раздражители, бурные реакции зрителей, неблагоприятные погодные условия и плохое состояние спортивной арены, неудачная жеребьевка, успех или неудачи, травмы и их последствия, нарушения правил соревнований).

Наиболее общими для всех видов спорта являются следующие трудности: большой обьем тренировочной работы, участие в большом количестве соревнований с коротким промежутком между ними, неуклонное выполнение установленного режима образа жизни, тренировки и восстановления с ограничением потребностей и желаний, проявлением для этого максимальных волевых усилий.

2.Субьективные (психологические, опосредствованные) - затрудняют двигательную деятельность спортсмена опосредованно, через угнетение его психического состояния. Это трудности, основу которых составляет личное, субьективное отношение спортсмена к обьективным особенностям данного вида спорта (боязнь перед сложным упражнением, действием, страх перед противником т.д.). Психологические трудности возникают при преодолении тех препятствий, которые субьективно воспринимаются как угроза (реальная или кажущаяся) достижению поставленной цели, престижу и безопасности спортсмена.

Их можно разделить на три группы:

- познавательные трудности – возникают при неверном отражении своих возможностей (мысль о неудаче, неправильное представление движений, искаженное восприятие различных параметров и др.);

- эмоциогенные трудности – зависят от личного отношения к решаемой задаче (боязнь падения, неумения сдержать радостные чувства в следствии успеха, подавленность –вследствии неуспеха.

- моральные трудности – возникают при осознании и переживании общественных требований (обостренное чувство ответственности, страх поражения, излишнее волнение).

Субьективные трудности, как правило, носят резко выраженный индивидуальный характер и могут диаметрально различаться у представителей одного и того же вида спорта.

Наиболее часты следующие виды субьективных трудностей: отрицательные предстартовые состояния перевозбуждения или подавленности; неблагоприятные эмоциональные состояния в ходе соревнования; различные формы страха – поражения, соперника, ответственности, травмы боли; неуверенность в своих сила и правильности принятого решения.

Субьективные (психологические) трудности возникают во внутренней среде в роли «внутренних сопротивлений», так называемых «психологических барьеров». Это основной психологический механизм возникновения субъективных трудностей, заключающийся в образовании условно-рефлекторных связей сильных отрицательных эмоций с возникновением определённых раздражителей (объектов), значимых для спортсмена (вид снаряда, мысль о противнике, реакция зрителей, поведение судей и т.д.)

Действие психологических барьеров сложно: они могут играть роль охранительных реакций на определённую ситуацию. Возникает торможение определённых опасных движений; они проявляются диффузно - возникнув в одном очаге возбуждения, охватывают всё большее число нервных центров и систем, что приводит не только к общему нарушению двигательных функций, но и к развитию пограничных состояний болезненного характера (неврозы).

Преодоление препятствий и трудностей происходит с помощью специфического механизма воли - волевого усилия. Это сознательное напряжения психических и физических возможностей человека с целью преодоления препятствий.

Главный признак волевого усилия – внутреннее напряжение.При этом спортсмен, превозмогая самого себя, поддерживает работоспособность в неблагоприятных условиях.

Волевые усилия бывают двух разновидностей:

1. Мобилизирующие (содействуют преодолению препятствий и борьбе с трудностями личного характера). Психическая саморегуляция при этом используется в форме самоубеждений, самоободрения, самоприказов. Они уменьшают степень сознаваемой угрозы и ослабляют неблагоприятные переживания и страхи, подавляют инстинкт самосохранения. С одной стороны, а с другой активизируют необходимые резервные возможности спортсмена.

2. Организующие (они проявляются при технических, тактических и психологических трудностях). Позволяют ослабить остроту отрицательных эмоций и снять излишнее напряжение, расслабить мышцы, отрегулировать дыхание. Основными приемами психической само регуляцией здесь являются произвольные изменения направленности внимания: переключение, сосредоточение, распределение, отвлечение; идеомоторные представления, специальная разминка.

Волевые качества личности

Основной задачей волевой подготовки являются развитие и совершенствование волевых качеств личности спортсмена. Волевые качества - это типичные для индивида конкретные проявления воли.

Эти качества (волевые свойства личности) связаны с типом нервной деятельности спортсмена и с теми требованиями, которые предъявляются ему социальным окружением и условиями спортивной деятельности.

Основными волевыми качествами являются: целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание, дисциплинированность.

Краткие характеристики волевых качеств отражают прежде всего, их направленность на достижение цели и высокую личную активность субъекта.

· Целеустремленность – ясное осознание целей и задач, стоящих перед спортсменом, активное и неуклонное стремление к повышению своего мастерства, трудолюбие.

· Настойчивость и упорство – неуклонное, длительное и активное достижение намеченной цели, преодоление многих, в том числе неожиданных трудностей, позитивная установка на содержание трудностей.

· Решительность и смелость – способность своевременно находить и принимать обдуманное решение в ответственные моменты спортивной деятельности и без колебаний приводить их к исполнение, активно действовать достигая цели в опасных, трудных и ответственных ситуациях экстремального характера.

· Инициативность и самостоятельность – способность вносить в свою деятельность изобретательность и творчество (креативность),

самостоятельно принимать решение и нести ответственность за свои действия, противостоять влиянию ситуаций, других людей и их действий (особенно в условиях стресса) занимать лидерскую позицию.

· Выдержка и самообладание – сохранение ясности ума, способность постоянно контролировать свое поведение (деятельность), управлять своими чувствами, желаниями, мыслями, действиями в экстремальных условиях вызывающих возбуждение или подавленность, интенсивные напряжения или неопределенность, нарастающее утомление с приближением к болевому барьеру, при неожиданных трудностях и неудачах.

· Дисциплинированность– способность подчинять свои действия задачам коллектива и нормам поведения, неукоснительное выполнение задач и алгоритмов специфических действий вида спорта, способность воспроизводить внутреннее актуальное состояние в сериях упражнений (попыток) вида спорта.

Все волевые качества имеют положительные и отрицательные полюса проявления – смелость – страх, уверенность- колебание и т.д., которые усиливаются в процессе спортивной деятельности. Это указывает на конкретные пути и средства, которые необходимо выбрать для волевой подготовки спортсмена.

21.4. Волевая подготовка спортсмена

Волевая подготовка спортсмена – это длительный и целенаправленный психолого-педагогический процесс, направленный на развитие и воспитание у спортсмена сознательной саморегуляции, определенных качеств умственной деятельности и моральных чувств, необходимых для волевого усилия при преодолении препятствий и трудностей.

Воспитание и развитие способности к волевым качествам всегда проходит на основе некоторых общих закономерностей (по В.В.Медведеву, 1988):

1. Соблюдая принцип постепенности, начинают подготовку с преодоления незначительных трудностей, постепенно повышая их интенсивность. Это способствует формированию у спортсмена уверенности в своих силах. Однако воспитательное значение имеют только существенные трудности.

2. Необходимо создавать у спортсмена установку на обязательное выполнение поставленной задачи. Создавать уверенность в том, что предлагаемое трудное задание выполнимо.

3. Создавать условие для проявление каждым спортсменом энергичных волевых напряжений, вплоть до запредельных (Девизом тренера австралийских пловцов Каунсилмена был: «Боль, сильная боль, агония!»).

4. Обязательно развивать способность к продолжительным волевым усилиям, в том числе при монотонной деятельности, применяя упражнения на вытяжку.

5. Следует постоянно добиваться результативности упражнений на волевые усилия и обеспечивать поступление спортсмену информации о его действиях для осознания. Усилия воли, затрачиваемые в пустую (без оценки) разрушают способность к волевым усилиям.

6. Воля воспитывается не только в процессе занятий спортом, поэтому следует применить сопряженные жизнедеятельностью спортсмена задания и действия, требующие от него самостоятельности, активности, креативности и социальной ответственности.

В процессе волевой подготовки методика преодоления объективных и субъективных трудностей различна.

Преодоление объективных трудностей возможно лишь на базе должной и соответствующей данному виду спорта физической, технической и тактической подготовки спортсмена. Например, никакие волевые усилия не помогут спортсмену установить рекорд в барьерном беге, если не будут соответственно развиты его мышцы для скоростного бега и не будет до совершенства доведена техника преодоления барьеров.

Побуждения спортсмена к неподготовленным физическим, техническим, тактическим и психологическим волевым усилиям может вообще разрушить способность к волевым проявлениям.

Методика преодоления субъективных трудностей носит более психологизированный характер и опирается на индивидуально – психологические особенности спортсмена.

Здесь большое значение имеют методики разъяснения, убеждения, воздействия примером, внушение, самовнушение, моделирование условий соревновательной борьбы, накопление соревновательного опыта, обучение примерам психорегуляции и саморегуляции психологических состояний, рефлексии и др. средства и методы, способствующие воспитанию и развитию волевых качеств.

Волевая подготовка, направленная на развитие отдельных волевых качеств, может содержать следующие цели – объекты, воздействие на которые первостепенно с целью их развития:

Целеустремленность ¾ умение определить основные цели и ближайшие конкретные задачи; при наличии частных задач выделить основную цель; повысить активность в практических действиях при доминировании желания достичь цель «малой кровью»; обучать умению сразу же ставить более высокую цель при достижении предыдущей.

Самостоятельность и инициативность ¾ развивать умение действовать не стандартно, самостоятельно находить нужное решение; самостоятельно ставить и решать вопросы; критично относиться к советам, избегать копирования действий соперника; развивать самокритичность, особенно при самоуверенности в безошибочности своих решений и действий.

Таблица 10

Наши рекомендации