Выносливость это в значительной степени

сила и стабильность мотивации личности.


Четкое осознание необходимости выполнения нагрузки определенного объема и интенсивности и тщательное продумывание средств и методов реализации этой нагрузки в тренировочном процессе - главное условие совершенствования выносливости.

Сознательное принятие плана совершенствования выносливости способствует формированию категорической установки на осуществление полностью и при любых условиях намеченной программы. Именно категорическая установка, т.е. предварительно сформированная готовность обязательно и полностью выполнить запланированную нагрузку, помогает преодолевать утомление. По данным А.С.Егорова, замена категорической установки условной (выполнить работу если не будет слишком тяжело …или…слишком холодно…или если хорошо пройдет первая часть тренировки и т. п.) на 70% снижает вероятность выполнения задания.

Для преодоления утомления, для снижения отрицательного воздействия на работоспособность чувства усталости, для противодействия монотонности нагрузок необходимо формировать умение направлять сознание, концентрировать внимание. Спортсмен должен специально работать над совершенствованием умения переключать внимание, с неприятных ощущений, возникающих при утомлении, на мысли, не связанные с выполняемой в данный момент деятельностью, либо наоборот, на сознательный контроль за выполнением заданных параметров движений.

Такое переключение реально помогает бороться с утомлением - об этом свидетельствует опыт многих легкоатлетов (стайеров, марафонцев) лыжников-гонщиков, гребцов.

В процессе совершенствования выносливости, особенно в наиболее трудные моменты тренировки следует использовать приемы самостимуляции, самомобилизаци. Их можно разделить на две группы: а) выбор ориентиров и постановка конкретных задач по ходу тренировочной деятельности: « добежать до того дерева», «сделать еще 50 гребков в полную силу», «пройти не снижая темпа этот подъем», «еще два круга» и т.п.); б) самоприказы («терпеть!», «темп!», «шире шаг!», «чаще!», «толкаться!» и т.п.).

Успешное выполнение работы «на выносливость» связано с использованием психологических механизмов восстановления работоспособности. В этом плане необходимо научиться расслаблять натруженные мышцы, научиться, в целях более быстрого и полного восстановления не думать о прошедшем и предстоящем тренировочных занятиях, давая, таким образом отдых нервной системе и психике.

Следует иметь в виду, что и категорическая установка и переключение внимания, и конкретизация задач, и самоприказы - все это помогает совершенствовать выносливость, но лишь в тех случаях, когда у спортсменов достаточно развиты такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость и упорство (Ю.Я. Кисилёв, 1979).

Совершенствование силы также требует целеустремленности, настойчивости и упорства. Особенно необходимы эти качества в тех случаях, когда методом развития силы является многократное повторение упражнений с незначительным отягощением. При выполнении упражнений «взрывного» характера с околопредельными или предельными отягощениями ведущее значение имеют смелость, концентрация внимания, умение мобилизовать все свои возможности. Перед выполнением упражнений с максимальным усилием спортсмену необходимо полностью отвлечься от всех посторонних раздражителей, в том числе и от мыслей о трудности, опасности упражнения, вероятности его невыполнения, о возможных ошибках.

Этому способствует концентрация и сосредоточенность внимания на основном компоненте предстоящего двигательного действия, на определении. момента готовности начать упражнение, на эмоциональном возбуждении, необходимом для полной мобилизации физических сил и проявления значительных волевых усилий. Другими словами, возникает насущная потребность регуляции своего состояния. Способами и приемами саморегуляции внутренних состояний спортсмен высокого класса должен владеть, следовательно, в целях обеспечения не только результативности и надежности соревновательной деятельности, но и успешной физической подготовки.

Высокие требования к психическим функциям предъявляются и при тренировке быстроты.

Как известно быстрота - сложное физическое (двигательное) качество. Выделяют три основных элементарных проявления быстроты[16]: минимальное время начала действия в ответ на заранее обусловленный раздражитель (простая сенсомоторная реакция), минимальное время выполнения одного движения, максимальная частота движений. Эти три составляющие быстроты независимы одна от другой. Ряд исследований свидетельствуют, что скрытый (латентный) период реакции не укорачивается вследствие тренировки. Однако в спорте первостепенное значение не столько скрытый период реакции, сколько моторный её компонент - время двигательного- действия. А это проявление быстроты тренируемо.

Психологической предпосылкой совершенствования быстроты выполнения двигательного действия является, во-первых, умение тонко различать микроинтервалы времени, например, спринтер затрачивает 0,3 сек на выполнение первого шага — на «уход» со старта. Встает задача сократить это время, скажем, на 0,1 сек. Решить её можно быстрее и легче, если предварительно научить, с помощью точно дозированных световых или звуковых сигналов ) отличать интервал времени, равный 0,3 сек., от интервала равного 0,2 сек.

Психологической предпосылкой совершенствования быстроты выполнения двигательного действия является, во-вторых, формирование определенной установки.

В ситуации ожидания старта возможны две различные установки: сенсорная, выражающаяся в готовности воспринять сигнал, в концентрации внимания именно на сигнале, и моторная, выражающаяся в готовности как можно быстрее начать движение, в концентрации внимания именно на предстоящем двигательном действии.

Большему проявлению быстроты способствует моторная установка, которую и надо формировать.

Психологическими предпосылками совершенствования максимальной частоты движений служат также точность восприятия - воспроизведения микроинтервалов времени и соответствующие (скоростные) установки. Кроме того, существенным является умение спортсмена избавляться от излишнего мышечного напряжения (быстрое расслабление мышц предпосылка их быстрых сокращений), умение вызывать и сохранять необходимый уровень эмоционального возбуждения, потому что и недостаточный и чрезмерный уровень возбуждения препятствует проявлению быстроты (см. закон Йеркса-Додсона).

Таким образом, в процессе тренировки быстроты, как и при совершенствовании выносливости необходима саморегуляция внутренних состояний.

Особенности познания физических качеств

Психологическое содержание процесса воспитания физических качеств представлено на таблице 9.

Таблица 9

Психологическое содержание процесса воспитания физических

Качеств

Психологи-ческие факторы воспитания физических качеств   Особенности психологических факторов при воспитании:
Выносливости Быстроты Силы
  Мотивация Воспитание мотивации достижения через преодоление препятствий, положительного отношения к нагрузке, сильному утомлению, болевым ощущениям. Активное проявление мотивации достижения успеха. Воспитание мотивации к проявлению предельных мышечных и волевых усилий.
  Психологические установки Формирование категорической установки на неукоснительное выполнение намеченной программы тренировки. Формирование актуальных моторных установок на проявление быстроты. Установка на позитивное представление и неукоснительное выполнение усилия.
    Саморегуляция психических состояний Умение произвольно расслаблять мышцы, использовать приемы саморегулции, самомобилизации. Умение произвольно расслаблять мышцы и снимать психическое напряжение, вызывать и сохранять оптимальный уровень возбуждения(см. закон Йеркса-Додсона) Умение регулировать психическое состояние, достигать оптимального уровня возбуждения(см. закон Йеркса-Додсона).
  Актуальные волевые качества Целеустремленность, упорство, настойчивость, самостоятельность. Формирование максимальных волевых усилий на проявление: -скорости отдельных движений; -частоты движений. Решительность, целеустремленность, упорство, настойчивость, самообладание.
    Психические процессы Умение переключать внимание с неприятных ощущений на положительные мысли, концентрация внимания на сознательном контроле действий Развитие восприятия, внимания, мышления, представлений, темпо-ритмовой чувствительности. Умение концентрировать внимание, развивать ощущения, восприятия, представления.
    Специальные умения Десенсибилизация болевых ощущений, борьба с монотонией Формирование умений тонко различать микроинтервалы времени. Поиск дополнительных ориентиров при овладении дозированными и распределенными мышечными усилиями.

Воспитание физических качеств предусматривает формирование у спортсмена понятий о физических качествах, образование представлений о собственных двигательных возможностях и развитие специализированных восприятий (В.В.Медведев, 1989, Г.И.Савенков, 1998).

В ходе воспитания физических качеств выделяются четыре составляющие процесса познания физических качеств:

1. Выделение в каждом качестве важнейших элементов. Например, элементами быстроты могут быть резкие движения, темп и ритм движений; силы - различные динамические и статические усилия.

2. Сосредоточение внимания на отдельных элементах физического качества (величины напряжения отдельных мышечных групп, продолжительность развиваемых усилий, быстрота смены напряжений и расслаблений и т.д.) для повышения соответствующих психических процессов.

3. Поиск дополнительных ориентиров (в виде разнообразных сигналов различных ощущений и восприятий) для повышения точности воспроизведения заданных проявлений физических качеств.

4. Использование самоприказов для максимального проявления физических качеств.

Контрольные вопросы и задания:

1. Что входит в содержание психологических основ физической подготовки?

2. Сформулируйте основную психологическую установку при тренировке выносливости?

3. Назовите основные отличия утомления и монотонии?

4. Какова роль мотивации при тренировке выносливости? Какой тип установок доминирует при тренировке выносливости?

5. Назовите главное условие совершенствования выносливости?

6. Какие волевые качества значимы при тренировке выносливости, быстроты, силы?

7. Назовите основные психологические предпосылки совершенствования быстроты выполнения движения, максимальной частоты движений?

8. Какой закономерности подчиняется зависимость между уровнем эмоционального возбуждения и эффективностью тренировки быстроты и силы?

Рекомендуемая литература:

1. Медведев В.В. Психологическое обеспечение спортивной деятельности. М., ГЦОЛИФК. 1989.

2. Родионов А.В. Психология спорта высших достижений. М.: Физкультура и спорт, 1979.

3. Романов В.А. Психологические особенности воспитания физических качеств спортсмена. // Журнал Спортивный психолог. - Спец. выпуск. - М.: РГУФК. - 2003.

4. Савенков Г.И. Психологическая подготовка в системе физического воспитания и спорта. - М., РГАФК. 1998.

5. Сурков Е.Н. Психомоторика спортсмена. М.: Физкультура и спорт,1984.

6. Сопов В.Ф. Психологическая подготовка к максимальному спортивному результату. – Самара, СамГПУ, 1999.

7. Сопов В.Ф. Психическая регуляция при подготовке и преодолении экстремальных ситуаций сверхдальних переходов и пробегов // Журнал Спортивный психолог. - №1. - 2004.

8. Уейнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. - Киев. Олимпийская литература, 1998.

ГЛАВА 19.

Наши рекомендации