Роль тренера в становлении личности юного спортсмена

Роль тренера в воздействии на личность юного спортсмена значительно выше, чем на взрослого спортсмена. Если для психологов является аксиомой, что в работе с юными спортсменами нужна другая модель работы нежели со взрослыми спортсменами, то тренеры зачастую игнорируют законы возрастной психологии и переносят на юношеский спорт принципы работы из профессионального спорта.

Ученые отмечают тот факт, что неправильное поведение тренера может снижать эффективность его деятельности, при этом часто именно конфликты с тренером ведут к уходу юных спортсменов из спорта, или переходу в другую команду.

Установка только на спортивный результат приводит к тому, что тренер начинает игнорировать психолого-педагогические аспекты тренировочного и соревновательного процесса, не анализирует особенности психологического климата в команде, не учитывает личностные характеристикиспортсменов,не может оказать психологическую помощь спортсменам в трудных соревновательных ситуациях, при этом сам часто становится источником дополнительного стресса для спортсменов.

Все это, в свою очередь, может приводить к нарушениям в развитии глубинных личностных структур юных спортсменов (неадекватному образу "Я", повышенной тревожности, неуверенности, внутренней конфликтности, искажению ценностных ориентаций, мотивационно-потребностной сферы и т.д.), что не может не оказывать негативного влияния как на развитие личности, воздействуя при этом и на его психологическую устойчивость.

При профессионально-педагогической направленности в деятельности тренеров спортивная деятельность может способствовать личностному и профессиональному самоопределению юных спортсменов, и тем самым способствовать их психологической стабильности.

Игнорирование потребностей юных спортсмена в эмоциональной поддержке, использование жестких методов руководства со стороны тренера, создание конкурентной обстановки среди спортсменов в ущерб сотрудничеству, приводит с одной стороны, к нарушениям во взаимоотношениях с тренером, создает неблагоприятный социально-психологический климат в группе спортсменов, а с другой стороны, отрицательно влияет на процесс развития личностных особенностей спортсмена.

По итогам исследования в группах тренеров с установкой только на результат у юных спортсменов с ростом спортивного мастерства было отмечено изменение в мотивации занятий спортом, для них преобладающей становится лично-престижная и материальная ориентация, при этом происходит снижение интереса к спорту и к совершенствованию.

Данной тенденции не обнаружено в группах тренеров с профессионально - педагогической направленностью, в этих группах у спортсменов доминирующими мотивами остаются мотивы совершенствования и социальные мотивы, сохраняется высокий уровень удовлетворения от занятий спортом. Это объясняется тем, что тренеры с установкой на результат, в работе с юными спортсменами фокусировали их внимание на материальных и лично-престижных преимуществах большого спорта; а тренеры с профессионально-педагогической установкой исходили из постоянного нацеливания спортсменов на преодоление трудностей, самих себя, а перспективы спортивного роста связывали с постоянным самосовершенствованием.

Для юных спортсменов с завышенной самооценкой характерна чрезмерная самоуверенность, которая ведет к завышенным требованиям как в спорте, так и в общении с окружающими; у спортсменов наблюдаются конфликтность, агрессивность и другие поведенческие отклонения. У юных спортсменов с заниженной самооценкой в поведении наблюдаются неуверенность, уход в себя, недооценка своих возможностей в спорте.

Учитывая то, что самооценка спортсмена напрямую связана с его уверенностью в себе, уровнем притязаний, постановкой целей, на которых строится психологический фундамент устойчивости и надежности выступлений на соревнованиях, правомерно утверждать, что тренеры с установкой на результат, сами же этот результат снижают.

Увеличение неадекватных самооценок юных спортсменов сопровождается ухудшением многих психологических показателей. Отмечено, что у юных спортсменов наблюдается повышенная тревожность, эмоциональная неустойчивость, возрастает неуверенность в себе, происходит снижение самоконтроля, которые могут не только приводить к различным психологическим срывам, сдерживающим развитие личности, но и снижать успешность выступлений в соревнованиях. Так, данные тренеры постоянно подчеркивают именно низкую психологическую подготовку своих спортсменов, правда, объясняя это либо врожденной слабохарактерностью, либо влиянием родителей и друзей.

В то же время в группах тренеров с профессионально-педагогической установкой личностное развитие юных спортсменов происходит более позитивно, у них наблюдается рост адекватных самооценок, одновременно развивают важные коммуникативные качества, такие как общительность, лидерство, формируется эмоциональная устойчивость, самоконтроль, уверенность в себе.

Контрольные вопросы и задания:

1. Что такое «сензитивные периоды» в развитии юной персоны?

2. В каком возрасте наиболее высокими темпами развиваются отдельные физические качества юного спортсмена?

3. В каком возрасте наиболее высокими темпами развиваются отдельные психические качества юного спортсмена?

4.Опишите особенности мотивации достижений у юных спортсменов.

5.В чем основное влияние спортивной деятельности на личностные характеристики юных спортсменов?

5.На чем основывается психолого-педагогическая помощь юному спортсмену при решении задач преодоления соревновательного стресса?

Рекомендуемая литература

1. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологии спортивной подготовки и физического воспитания // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 4. - С. 21-25.

2. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. – М.: Физкультура и спорт, 2000.

3.Волков Л. В. Обучение и воспитание юного спортсмена. — Киев: Здоровье, 1984.

4.Динейка К.В. 10 уроков психофизической тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1987.

5. Зотов, Ю.И. Воспитание подростков в спортивном коллективе / Ю.И.Зотов. – М.: Физкультура и спорт, 1984.

6. Кретти Б.Дж. Психология в современном спорте. М.: Физкультура и спорт, 1978.

7. Лоэр Дж., Кан Е. Книга для родителей, чьи дети занимаются теннисом. – СПб: СЭНТЭ, 2002.

8. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. – М.: Физкультура и спорт, 1984.

9. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры: Учебное пособие. – СПб, - 1999.

ГЛАВА 14

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА

Структура личности

Субъект двигательной деятельности - это человек со всеми его особенностями личности. В спортивной деятельности он заранее готов к преодолению максимальных трудностей, без чего немыслим высокий спортивный результат. Субъект двигательной деятельности в области физической культуры – это человек, основная цель которого получить удовлетворения от физических действий, движений, как таковых, не стремясь к тому, чтобы она требовала чрезмерной траты сил и больших самоограничений.

Надо сказать, что разные авторы включают в структуру личности различные компоненты. Например, с одними и теми же свойствами темперамента могут быть самые различные, подчас полностью противоположные личности. Может быть легко возбудимый трус, а может – храбрец, человек может быть флегматичным и упорным, а может – флегматичным и ленивым.

А.Г.Ковалев (1981) в структуре личности выделил ее направленность, способности, характер и систему управления (саморегуляции).

Следуя в основном систематизации А.Г.Ковалева, мы выделяем среди компонентов структуры личности спортсмена направленность, темперамента и характер, способности и саморегуляцию.

Первый компонент - направленность личности, или избирательное отношение человека к действительности. В спорте направленность личности во многом предопределяется мотивацией высших достижений, о чем говорилось выше.

В ряде исследований была установлена связь между мотивацией достижений и таким свойством личности спортсмена, как тревожность - относительно устойчивая предрасположенность личности отвечать на угрожающие ситуации эмоциональными состояниями тревоги или страха. Большинство выдающихся спортсменов довольно тревожны.

Различают социальную тревожность (свойство личности) и психодинамическую тревожность (свойство темперамента). Первая в основном определяется жизненным опытом, а вторая – врожденными особенностями человека.

Тревожность может также быть «антиципированной» (т.е. возникать задолго до начала экстремальной ситуации, как результат прогноза предстоящих трудностей: «Я чувствую – сегодня проиграю!») и «символической» (опасность не обязательно затрагивает жизненные интересы, а вызвана проблемами самооценки: «Хорошо, что мы сегодня выиграли, но руководство команды наверняка будет недовольно моими действиями и меня обязательно переведут в запас»).

Интенсивность стремления к эффективной деятельности (сила мотива) определяет состояние тревоги. Фиксируясь, такое состояние способствует развитию тревожности. Чем сильней сила мотива, тем тревожней спортсмен.

Второй компонент структуры личности - черты характера.

Вообще, физическая деятельность развивает такие черты личности как настойчивость, упорство, инициативность, стремление «постоять за себя». Эти черты практически не зависят от вида двигательной активности.

Наиболее типичными для спортсменов чертами характера являются: эмоциональная устойчивость, стремление к лидерству, склонность к риску, расчетливость, новаторство, самоконтроль, общительность.

В исследовании, проведенном с баскетболистками, M.Young, D.Cohen (1994) не только выделили такую их специфическую черту как склонность к риску, но и установили, что чем выраженней у спортсменов такая черта, тем большая вероятность получения травмы.

Огромную роль играют индивидуальные особенности, отражающие динамическую сторону личности, ее темперамент. Как будет показано ниже, это в равной степени относится как к спорту, так и физической культуре.

Рассмотрим отдельные свойства темперамента подробней.

И н т р о в е р с и я - э к с т р а в е р с и я - склонность в переживаниях «уходить в себя» или выражать их вовне. Основные различия этих двух свойств темперамента:

а) интроверты воспринимают явления окружающей среды более субъективно, чем экстраверты;

б) у интровертов приспособление к среде заключается преимущественно в активизации интеллектуальной деятельности;

в) уровень самоконтроля и способность регулировать свое состояние у интровертов значительно выше, чем у экстравертов.

Э м о ц и о н а л ь н а я в о з б у д и м о с т ь. На протяжении всего спортивного пути у человека формируются индивидуальные пути адаптации к условиям деятельности. Только благодаря способности приспосабливаться к изменяющимся условиям спортсмен становится устойчивым к стрессу. Одновременно это требует эмоциональной возбудимости, т.е. достаточно быстрых эмоциональных реакций даже на несильные воздействия.

Т р е в о ж н о с т ь. Было установлено, что в видах спорта циклического характера, которые отличаются большой интенсивностью нагрузок, тревожность у высококвалифицированных спортсменов меньше, чем у спортсменов низкой квалификации.

Н е в р о т и ч н о с т ь. Это свойство определяется как эмоциональная неустойчивость поведенческих реакций личности.

Невротичность выражается в повышенной эмоциональной реактивности, чаще всего в виде реакции «тревожного ожидания» и реакции протеста. Последняя проявляется в нежелании, а возможно, и неспособности спортсмена считаться с какими-либо замечаниями тренера или партнёров.

Одной из особенностей психической регуляции деятельности является пластичность (противоположное свойство - ригидность) поведения.

Конфликтные ситуации спортивного соревнования часто ставят его участников перед необходимостью отказаться от привычного способа действия, который в данном случае не приносит успеха. Умение гибко пользоваться разнообразными тактическими навыками следует рассматривать как одну из сильных сторон деятельности спортсмена. Неспособность изменить характер действий, когда это объективно необходимо, указывает на ригидность человека.

Темперамент - сложная система закономерно связанных свойств с широкими возможностями взаимокомпенсаций одних свойств другими. Именно соотношение свойств, определяют реакцию спортсмена на экстремальную ситуацию. Но только компенсация «отрицательных» свойств «положительными» может влиять на ход спортивной деятельности.

Теперь мы можем перейти и к рассмотрению типов темперамента в целостном виде, с учетом данных современной психологии.

Х о л е р и ч е с к и й т е м п е р а м е н т характеризуется повышенной возбудимостью и неуравновешенностью поведения. У него часто наблюдается цикличность в деятельности, т.е. переходы от интенсивной деятельности к резкому спаду вследствие снижения интереса или истощения психических сил. Люди холерического темперамента отличаются быстрыми и резкими движениями, общей моторной подвижностью, их чувства ярко выражаются в мимике, речи. Для такого темперамента довольно типична вспыльчивость.

Склонность к экстраверсии выражается не только в широте общения с окружающими людьми, но и в резких переходах от выражения симпатии к проявлению антипатии по отношению к одному и тому же человеку. В процессе деятельности холерик отличается срывами в поведении, склонностью к агрессивному отношению к коллегам под влиянием неудач; в то же время при удачном стечении обстоятельств лицо холерического темперамента способно проявлять большую творческую силу, волю в работе и готов повести людей за собой.

С а н г в и н и ч е с к и й темперамент также отличается большой подвижностью, однако человек, обладающий им, легче приспосабливается к изменяющимся условиям жизни. Сензитивность у него незначительна, поэтому сбивающие факторы деятельности не всегда отрицательно влияют на его поведение. В этом случае можно говорить о довольно значительной резистентности, т.е. сопротивляемости психики по отношению к негативным воздействиям.

Хотя человек сангвинического темперамента быстро реагирует на окружающие события, неприятности он переживает легко. Сангвиник общителен, легко вступает в контакты с другими людьми, у него отсутствуют резкие отрицательные реакции на поведение других людей и т.д.

Легкость образования в переделки нервных связей создает благоприятные условия для формирования такого ценного качества, как гибкость ума. Этим же свойством определяется и легкость переключения внимания. Человек сангвинического темперамента из-за своей общительности особенно необходим в группе, именно он чаще всего является ее душой.

Ф л е г м а т и ч е с к и й т е м п е р а м е н т отличается слабыми возбудимостью, сензитивностью, ригидностью. Несмотря на то, что психические процессы у человека этого темперамента протекают медленно, после длительного периода «врабатываемости» он может упорно и н6астойчиво работать в одном и том же направлении, с одинаково высоким эффектом.

Люди флегматического темперамента не отличаются инициативностью, поэтому часто нуждаются в руководстве при любой деятельности. Наличие сильных тормозных процессов способствует тому, что флегматик может сдерживать свои импульсы, не отвлекаться при воздействии отвлекающих раздражителей. В то же время инертность нервных процессов сказывается на недостаточной гибкости в действиях.

М е л а н х о л и ч е с к и й темперамент связан не только с высокой эмоциональной чувствительностью, сензитивностью, но и с повышенной ранимостью; меланхолики болезненно реагируют на внезапное усложнение обстановки, испытывают сильный страх в опасных ситуациях, чувствуют себя неуверенно при встрече с незнакомыми людьми.

При склонности к устойчивым длительным настроениям меланхолики внешне слабо выражают свои чувства. У представителей меланхолического темперамента преобладает процесс торможения, поэтому сильные раздражители нередко приводят к так называемому запредельному торможению, что влечет за собой резкое ухудшение деятельности.

Приведенные характеристики не претендуют на категоричность, так как деление темперамента всех людей на четыре группы очень условно. Более широко можно говорить лишь о том, что темперамент определяет главным образом течение психической жизни человека, динамику психической деятельности.

Темперамент непосредственным образом влияет на формирование и индивидуального стиля деятельности спортсмена, за счет чего спортсмены с различными свойствами темперамента могут достигнуть высокого результата.

На материале спорта большинство исследований индивидуального стиля деятельности выполнено в области единоборств (бокс, борьба, фехтование), потому что в этих видах спорта индивидуальный стиль проявляется особенно ярко и больше влияет на результативность соревновательной деятельности, чем в других видах спорта.

В других видах спорта индивидуальный стиль скорей является характеристикой поведения спортсмена, а не собственно спортивной деятельности. Особенности стиля по-разному проявляются в ходе адаптации к тренировочным нагрузкам в ходе приобретения необходимого уровня тренированности на различных этапах годового цикла.

Очевидно, возможности компенсации «положительными» (с точки зрения достижения высокого результата в конкретном виде деятельности) свойствами темперамента некоторых «отрицательных» свойств далеко не беспредельны. Так, спортсмен с хорошими физическими качествами, хорошей тактической подготовленностью, но с «отрицательными» (с точки зрения «пригодности» к эффективной соревновательной деятельности) свойствами темперамента может одержать победу, но в особо экстремальных ситуациях (при прочих равных условиях) он не будет иметь преимущества, может, как сами спортсмены говорят, «сломаться».

Третий компонент структуры личности определяет её возможности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех спортивной деятельности. Развитие способностей зависит и от направленности личности и от её психодинамических свойств. Сформировавшиеся способности в основном проявляются в уровне развития различных, характерных для определенного вида деятельности, психических качеств, о которых здесь мы говорить не будем.

Четвёртый компонент структуры личности, как бы надстраивающийся над остальными, - система самоуправления, собственно «Я» спортсмена. Этот компонент относится к самосознанию личности и осуществляет саморегуляцию и самоконтроль поведения и деятельности.

Сколько существует спортсменов со своим неповторимым «Я», столько индивидуальных вариантов проявлений личности и влияния её особенностей на результат спортивной деятельности.

По существу, для каждого спортсмена, тем более выдающегося, необходимо создавать его собственную систему психологической подготовки. Вот почему психологи по возможности избегают давать общие рецепты.

Спорт - совершенно специфический, отличный от всех других вид деятельности. В некотором отношении его можно сравнить с рядом видов искусства. А по ряду признаков спорт нельзя ни с чем сравнить, и особенно это относится к спорту высших достижений.

Главные из них:

1) при занятиях спортом объектом сознания и деятельности человека является его собственное тело, его движения;

2) спортивная деятельность обязательно связана с очень интенсивными и даже максимальными физическими и психическими напряжениями;

3) спорту присуща борьба за высшие достижения - соревнование, причем только в спорте высших достижения оно преследует цель не столько участия, сколько победы.

Во всех видах человеческой деятельности, кроме спортивной да еще, пожалуй, балета и некоторых жанров циркового искусства, объектом сознания и воли человека, объектом его деятельности, его труда являются какие-либо предметы, существа, другие люди.

Если токарь обтачивает деталь, то он - субъект труда, деталь - объект, на который направлены деятельность, сознание, воля субъекта; если учитель занимается со школьниками, то он - субъект, они - объекты труда. А в спорте человек работает над самим собой - и это для него главное. Спортсмен совершенствует свою силу, выносливость, быстроту, свое умение делать необходимые движения точно, свою способность решать тактические задачи и принимать решения.

Спортсмен – одновременно и субъект, и объект деятельности. Именно в спорте происходит слияние субъекта и объекта деятельности. Причем работа над собой в спорте высших достижений отличается не только в количественном, но и в качественном отношении.

Очень интенсивные, часто максимальные физические напряжения, выдержать которые невозможно без соответствующего волевого усилия, без соответствующей психической установки, - неотъемлемые спутники деятельности в спорте высших достижений.

Конечно, большие и даже предельные физические и психические нагрузки встречаются и в других видах деятельности, но там они не правило, а исключение из правил, следствие в чем-то необычной, порой аварийной ситуации. В спорте, наоборот, интенсивные и максимальные физические и психические напряжения совершенно обязательны, они сопутствуют деятельности спортсменов не только в соревновании, но и на тренировке.

Само по себе соревнование присуще не только спорту. Например, проводятся кинофестивали, конкурсы пианистов и певцов, артистов балета и цирка. Но работа в различных областях искусства возможна и без соревнования. А спорт без соревнования невозможен.

Специфика спорта высших достижений заключается и в том, что повышенная ответственность за результат, его общественная значимость делают достижения единственной и необходимой целью соревнования. В массовом спорте нередки выступления в соревнованиях ради самого факта участия за коллектив, наконец, ради удовольствия померяться силами со сверстниками. Спортсмен высокого класса, даже выступая в малозначимых соревнованиях, не имеет морального права не показать «свои» результаты.

Спортсмен высокого класса постепенно привыкает к большим физическим и психическим нагрузкам, к постоянным само ограничениям в повседневной жизни, к повышенному вниманию со стороны окружающих, к частым поездкам с отрывом от семьи и коллектива, где он работает или учится. Но он никогда не привыкнет к чувству высокой ответственности, которое испытывает, выходя на старт крупных соревнований, как никогда не привыкнет к чувству огромного морального удовлетворения, когда добивается победы.

14.2. Специфика мо­ти­вов лич­но­сти в спор­те

За­ня­тия спор­том слу­жат при­чи­ной ве­сь­ма за­мет­ных из­ме­не­ний лич­но­сти че­ло­ве­ка. В свою оче­редь, от фор­ми­ро­ва­ния и раз­ви­тия це­ло­го ря­да свойств лич­но­сти за­ви­сит успеш­ность спор­ти­вной де­яте­ль­но­сти. Ра­зу­ме­ет­ся, это не озна­ча­ет, что эти свойс­тва лич­но­сти мо­гут быть сфор­ми­ро­ва­ны то­ль­ко в спор­те, од­на­ко спор­тив­ная де­яте­ль­ность пред­став­ля­ет ши­ро­кое по­ле для вос­пи­та­ния са­мых раз­но­об­ра­зных сто­рон лич­ности.

Личность - конкретный человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, обладатель системного качества, определяемого включенностью в эти отношения и формируемого в деятельности и общении. Ана­лиз де­яте­ль­но­сти лич­но­сти не­раз­рыв­но свя­зан с ана­ли­зом мо­ти­вовее де­яте­ль­но­сти. Мо­ти­вы от­ра­жа­ют по­треб­но­сти че­ло­ве­ка, об­ла­да­ют по­треб­но­ст­ной си­лой. По­это­му, за­ни­ма­ясь в од­ной и той же груп­пе, по од­ной и той же про­грам­ме, спортс­ме­ны мо­гут в ито­ге об­ла­дать ве­сь­ма раз­лич­ны­ми мо­ти­вами.

Как пра­ви­ло, про­цесс вос­пи­та­ния и са­мо­вос­пи­та­ния про­те­ка­ет в не­раз­рыв­ной свя­зи с по­вы­ше­ни­ем спор­ти­вно­го мас­терс­тва и ди­на­ми­кой от­но­ше­ний в спор­ти­вной ко­ман­де, со­хра­няя вы­со­кую за­ви­си­мость от успе­ха или не­удач со­ре­вно­ва­те­ль­ной де­яте­ль­ности. Эти пред­по­сыл­ки фор­ми­ро­ва­ния и раз­ви­тия лич­но­сти предопределяют ти­пы мо­ти­вов спор­ти­вной де­яте­ль­ности:

- мо­ти­вы на­ча­ль­ной ста­дии спор­ти­вной де­яте­ль­но­сти ха­рак­те­ри­зу­ют­ся ди­на­ми­кой вклю­че­ния че­ло­ве­ка в но­вый дви­га­те­ль­ный ре­жим, адап­та­цию к фи­зи­че­ским на­груз­кам и спе­ци­фи­ке от­но­ше­ний в спор­ти­вной груп­пе. В осно­ве мо­ти­вов ча­ще все­го ле­жит со­ци­аль­но зна­чи­мый опыт че­ло­ве­ка, при­вле­ка­ющий спортсмена воз­мож­но­стью про­яв­ле­ния фи­зи­че­ской ак­ти­внос­ти, кор­рек­ции фи­зи­че­ских не­до­стат­ков, об­ще­ния с груп­пой сверс­т­ни­ков, пре­одо­ле­ния пси­хи­че­ских не­до­стат­ков, по­зна­ния сво­их воз­мож­но­стей, освое­ния «мод­но­го» ви­да спор­та. Как пра­ви­ло, эти мо­ти­вы ве­сь­ма ди­на­мич­ны, мо­гут сме­нять друг дру­га, об­ра­зо­вы­вать не­стой­кие вза­имос­вя­зи, пре­об­ра­зо­вы­ва­ть­ся под воз­дейс­тви­ем тре­не­ра, парт­не­ров по ко­ман­де. Ха­рак­тер­ной осо­бен­но­стью мо­ти­ва­ции это­го пе­ри­ода яв­ля­ет­ся не­зна­чи­те­ль­ная осо­знан­ность по­треб­но­стей, ле­жа­щих в осно­ве этих мо­ти­вов, ве­ли­кое раз­но­об­ра­зие спо­со­бов их удо­влет­во­ре­ния, не­стой­кость най­ден­ных спо­со­бов до­сти­же­ния же­ла­емо­го, а так­же го­то­вность к их бы­стро­му из­ме­не­нию по прин­ци­пу «лю­бо­го на лю­бой». В ко­неч­ном сче­те мо­ти­вы этой ста­дии яв­ля­ют­ся по­ис­ко­вы­ми по час­ти принципиальной возможности при­ем­ле­мо­сти за­ня­тий спор­том для дан­но­го че­ло­ве­ка, их по­ле­знос­ти для него.

-мо­ти­вы ста­дии спе­ци­али­за­ции фор­ми­ру­ют­ся и раз­ви­ва­ют­ся под зна­ком рас­ши­ре­ния от­но­ше­ний лич­но­сти к ко­ман­де, тре­не­ру, са­мо­му се­бе, кон­крет­но­му ви­ду спор­та. Здесь ве­ли­ка роль пси­хо­ло­ги­че­ско­го кли­ма­та ко­ман­ды, ком­му­ни­ка­тив­ных спо­соб­но­стей спортс­ме­на и тре­не­ра, воз­мож­но­сти про­явить се­бя, за­нять до­стой­ное мес­то в ко­ман­де, ощу­тить ре­аль­ную перс­пек­ти­ву ма­те­ри­аль­но­го бла­го­по­лу­чия, пре­иму­ществ и при­ви­ле­гий на осно­ве за­ня­тий спор­том. В ре­зу­ль­та­те это­го воз­ни­ка­ют слож­ные ком­пле­ксы мо­ти­вов, ко­то­рые опре­де­ля­ют кол­лек­ти­ви­сти­че­скую или ин­ди­ви­ду­али­сти­че­скую ори­ен­та­цию лич­но­сти. Раз­ли­чие этих ори­ен­та­ций со­сто­ит в том, ка­кие мо­ти­вы, ком­му­ни­ка­тив­ные или лич­ные, пре­об­ла­да­ют, до­ми­ни­ру­ют у дан­но­го спортс­ме­на, яв­ля­ют­ся ве­ду­щи­ми, а ка­кие иг­ра­ют вто­ро­сте­пен­ную, под­чи­нен­ную роль.

- мо­ти­вы ста­дии выс­ше­го спор­ти­вно­го мас­терс­тва под­чи­не­ны глав­но­му из них - до­сти­же­нию успе­ха в спор­те. Не сле­ду­ет за­бы­вать о том, что к это­му вре­ме­ни спортс­мен, бла­го­да­ря мно­го­лет­ней тре­ни­ров­ке и учас­тию в со­ре­вно­ва­ни­ях ис­пы­ты­ва­ет по­треб­ность в бо­ль­ших фи­зи­че­ских на­груз­ках, он при­вык к зна­чи­те­ль­ным пси­хи­че­ским на­груз­кам, к по­бе­дам, к со­сто­янию вы­со­кой на­пря­жен­но­сти пси­хи­ки, ему не­об­хо­ди­мо ос­трое со­пер­ни­че­ство, в том чис­ле и с са­мим со­бой. В са­мых раз­лич­ных ви­дах спор­та за мно­го­ве­ко­вую ис­то­рию его раз­ви­тия сло­жи­лись опре­де­лен­ные объ­ек­тив­ные кри­те­рии, ко­то­ры­ми че­ло­ве­че­ство из­ме­ря­ет уро­вень до­сти­же­ний спортс­ме­нов (ре­кор­ды, ти­ту­лы, рей­тин­ги и т.п.). Бла­го­да­ря им в бо­ль­шом спор­те спортс­мен по­лу­ча­ет оцен­ку собс­твен­ной зна­чи­те­ль­но­сти, лич­но­го вкла­да в пре­стиж го­су­дарс­тва, на­ции, на­уки, ис­кус­ст­ва, учас­тву­ет в ре­ше­нии об­щес­твен­но зна­чи­мых за­дач. Это де­ла­ет лю­бое, да­же очень ин­ди­ви­ду­али­сти­че­ски ори­ен­ти­ро­ван­ное, спор­ти­вное до­сти­же­ние со­ци­аль­но зна­чи­мым. Бла­го­да­ря средс­твам мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции сто­рон­ни­ка­ми или про­тив­ни­ка­ми вы­со­ких спор­тив­ных до­сти­же­ний ста­но­вят­ся мил­ли­оны лю­дей, а мо­ти­вы этих до­сти­же­ний при­об­ре­та­ют чет­кую со­ци­аль­ную окрас­ку. Вы­со­кие спор­тив­ные до­сти­же­ния в це­лом ря­де ви­дов спор­та име­ют кон­крет­ное, ве­сь­ма зна­чи­те­ль­ное ма­те­ри­аль­ное вы­ра­же­ние в при­зо­вом фон­де и дру­гих при­ви­ле­ги­ях. Это об­сто­яте­льс­тво пре­де­ль­но обо­стря­ет спор­ти­вную бо­рь­бу и со­от­ветс­твен­но влия­ет на мо­ти­вы лич­но­сти в спор­те, и не то­ль­ко на эта­пе выс­ше­го спор­ти­вно­го мас­терства.

В спорте в прин­ци­пе не­воз­мож­но из­бе­жать час­то по­вто­ря­ющих­ся си­ту­аций с вы­со­кой пси­хи­че­ской на­пря­жен­но­стью. Да­ле­ко не всег­да эти си­ту­ации раз­ре­ша­ют­ся успеш­но. Ино­гда спортс­ме­на под­сте­ре­га­ет се­рия не­удач и у не­го воз­ни­ка­ют мо­ти­вы из­бе­га­ния не­удач, мо­ти­вы опа­се­ния за успех, мо­ти­вы со­мне­ния в успе­хе. При час­том по­вто­ре­нии та­ких си­ту­аций у спортс­ме­на фор­ми­ру­ет­ся мо­ти­ва­ция из­бе­га­ния не­удач, ко­то­рая про­яв­ля­ет­ся в не­уве­рен­но­сти, обо­ро­ни­те­ль­ном ха­рак­те­ре по­ве­де­ния, сни­жа­ет­ся чес­то­лю­бие и ак­ти­вность в освое­нии ата­ку­ющих средств. Спортс­ме­ны, со­хра­ни­вшие мо­ти­ва­цию до­сти­же­ния успе­ха, бо­лее ак­тив­ны, об­ла­да­ют ме­нь­шей тре­вож­но­стью, уве­рен­но­стью в сво­их си­лах, го­то­внос­тью к мо­би­ли­за­ции всех сил для по­бе­ды. По­пыт­ки тре­не­ра и парт­не­ров по ко­ман­де по­вли­ять на тип мо­ти­ва­ции как пра­ви­ло при­во­дят к ухуд­ше­нию ре­зу­ль­та­ти­внос­ти. Прак­ти­ка пси­хо­ло­ги­че­ско­го обес­пе­че­ния ко­манд по­ка­зы­ва­ет, что у спортс­ме­нов вы­со­ко­го клас­са при­мер­но по­ров­ну рас­пре­де­ле­на ти­по­ло­гия мо­ти­вов до­сти­же­ния успе­ха и из­бе­га­ния не­удач, од­на­ко спортс­ме­ны с до­ми­ни­ро­ва­ни­ем мо­ти­ва­ции до­сти­же­ния успе­ха ча­ще ока­зы­ва­ют­ся по­бе­ди­те­ля­ми круп­ных со­ре­вно­ваний.

Наши рекомендации