Навыков и качеств у юных спортсменов
№ п/п | Двигательные качества | возраст (полных лет) | ||||||||||
пол | ||||||||||||
Мышечная сила | М | # | # | & | # | # | & | |||||
Ж | # | # | & | & | & | |||||||
Быстрота движения | М | & | & | # | ||||||||
Ж | & | & | & | & | ||||||||
Скоростно-силовые | М | & | # | # | # | & | ||||||
Качества | Ж | # | # | & | & | & | # | |||||
Общая выносливость | М | & | & | & | & | |||||||
Ж | & | & | & | & | ||||||||
Выносливость силовая динамическая | М | & | & | |||||||||
Ж | & | & | & | & | ||||||||
Выносливость скоростно-силовая- | М | |||||||||||
Ж | & | |||||||||||
Гибкость | М | & | & | # | ||||||||
Ж | & | & | # | |||||||||
Двигательная координация | М | & | & | & | # | |||||||
Ж | & | & | & | & | ||||||||
Быстрота двигательной реакции | М | & | & | & | & | # | ||||||
Ж | & | & | & | & | & | |||||||
Быстрота одиночного движения | М | & | & | & | & | & | & | & | ||||
Ж | & | & | & | & | & | & | & | |||||
Темп движений | М | & | & | & | ||||||||
Ж | & | & | & | |||||||||
Точная оценка пространства | М | # | # | # | # | # | # | |||||
Ж | # | # | # | # | # | # | ||||||
Точность усилий | М | & | & | & | & | & | ||||||
Ж | & | & | & | & | & | |||||||
Способность к расслаблению | М | # | # | |||||||||
Ж | # | # | # | # | ||||||||
Условные обозначения:#- темп прироста качества умеренно высокий | ||||||||||||
& - темп прироста качества наиболее высокий |
Следует особо подчеркнуть, что авторами данного исследования выявлены темпы прироста двигательных качеств, особенности процесса их воспитания. Например, быстроту одиночного сокращения можно успешно воспитывать с 7 до 13 лет, как у мальчиков, так и у девочек, а скоростно-силовую выносливость только у девятилетних девочек.
Термином воспитание (а не развитие) пользуются, чтобы подчеркнуть не только биологически обусловленный, естественный прирост двигательных возможностей человека, но и социальный характер обеспечения их необходимой динамики. В этом смысле сила должна быть воспитанной (дозируемой, умело применяемой, быстрой, сочетающейся с необходимой гибкостью и т.п.), а не грубой, ломовой, неотесанной.
Контрольные вопросы и задания:
1. Назовите две основные сферы в психике и поведении человека. В чем основное различие этих сфер? Какие психические процессы относят к числу познавательных (когнитивных)?
2. В чем вы видите разницу понятий “знание”, “познание”, “сознание”? Что значит совершить бессознательный поступок? Чем он отличается от сознательного?
3. Каков особый “вклад” ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения в обработку информации?
4.Приведите собственные примеры использования принципов развития познавательных процессов. Какие из принципов наиболее важны для вас в настоящее время? С какой деятельностью это связано?
5. По какому типу вы строите свои “познавательные” отношения с тренером? Часто ли обсуждаете с партнерами по команде различные теоретические проблемы спорта? Как часто предметом обсуждения служит психологическая подготовка, особенности психики человека?
6. Какие требования к физическим качествам и двигательным навыкам предъявляются в избранном вами виде спорта, соревновательном упражнении или амплуа? Приведите собственный пример воспитания навыков и качеств.
7. В чем состоит основная сложность формирования и совершенствования навыков в избранном Вами виде спорта? Каковы Ваши личные затруднения в освоении спортивных навыков?
8. Приведите примеры собственных действий импульсивного и волевого характера. Как часто вам необходимы импульсивные действия? В чем Вы видите эффект разрядки импульсивных действий и соотнесенность с целью для действий волевых?
9. Приведите примеры включения движений в состав спортивного действия. Какие психические компоненты (кроме движений) нужны для успешного осуществления этого спортивного действия? Задействованы ли при этом внимание, память, мышление и другие психические процессы?
10. В чем преимущество автоматизации навыка? Что здесь является действием, а что – операцией (или операциями) в составе действия?
Рекомендуемая литература:
Ананьев Б.Г. Теория ощущений, - М.: Изд-во ЛГУ, 1961 |
Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М.: 1982 |
Вельховер Е.С., Кушнир Г.В. Экстерорецепторы кожи. - Кишинев: Штиинца, 1986 |
Кретти Дж. Б. Психология в современном спорте. ‑ М.: ФиС, 1978. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Наука, 1972 |
Лурия А.Р. Ощущение и восприятие, - М.: Изд-во МГУ, 1975 |
Познавательные процессы у спортсменов. т. II. Самоконтроль и мастерство в спорте /Под ред. Б.Б. Коссова. - М.: ФиС, 1976. |
Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта . - М.: ФиС, 1959. |
Родионов А.В. Психодиагностика спортивных способностей. - М.: ФиС, 1971. |
Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. – Киев: Олимпийская литература, 1998. |
Попов А.Л. Спортивная психология. – М.: ФЛИНТА, 1999. |
глава 7.
личностЬ и психологические основы ЕЕ формирования в процессе физического воспитания
Генезис понятия личности
История и современное состояние теоретического психологического знания включают в себя веер различных теорий личности. И пожалуй, в психологической науке нет более спорного понятия, нежели «личность». Трудно не согласиться с утверждением А.Г.Асмолова, который отметил эту особенность: «В стремительно развивающейся психологии личности отсутствует единый логический стержень, который позволял бы рассматривать эту область психологической науки как целостную систему знаний».
Авторы любого учебника по психологии личности подчеркивают невозможность однозначного определения данного понятия, апеллируя либо к многогранности самого изучаемого феномена, либо сводят эту многогранность к материальному носителю – человеку.
Первая точка зрения исходит из того, что процесс становления личности длительный, сложный и имеет социально-исторический характер, а поскольку личность является продуктом общественного развития, ее, в силу исторических традиций, изучают различные науки: философия, социология, педагогика, психология, медицина и др., но каждая в определенном аспекте. Исторические науки изучают личность человека как лидера масс, классов, всего общества, как человека, изменившего ход исторического процесса. Экономика, или то, что раньше называлось политэкономией, изучает личность в системе финансовых отношений, и посредством них выделяла успевающих предпринимателей. Социология изучает личность как члена общественных (профессиональных, демографических и т.д.) групп населения, и как представителя этих групп в политической системе общества. При этом, необходимо отметить и то, что в рамках этого направления изучается и роль человеческого фактора в производственном процессе (Психология труда, Социология труда, Инженерная психология и другие отрасли психологии), где личность является носителем производственных отношений и фактором повышения производительности труда. Этика изучает личность человека как носителя моральных убеждений, способных посредством них воздействовать на жизнь и поведение других. Педагогика изучает личность как некоторое психическое образование, которое оказывает позитивное или негативное влияние на процесс обучения (У.Джеймс). Основу понимания личности в отечественной психологии является представление о личности как «совокупности общественных отношений» (К.Маркс). «Личность - субъект и объект общественных отношений» (А.Г.Ковалев). «Личность - субъект деятельности» (А.Н.Леонтьев). «Личность - дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем» (К.К.Платонов). «Личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия» (С.Л.Рубинштейн).
Вторая точка зрения отражает такое представление, где личность есть не психологическая реальность, а лишь удобный для исследователей «абстракт», отражающий отдельные особенности поведения, речи или аффективных реакций человека. Данные особенности, проявляемые в повседневной жизнедеятельности, фиксируются внешним наблюдателем как индивидуальность или индивидуальные качества.
Вследствие этого основная цель данного раздела – вкратце осветить основные представления «личность» и выявить основные механизмы развития личности, на основе которых современная психология разрабатывает и применяет различные психотехники по работе с человеком.
Основные понятия
В психологии широко употребляются близкие, но не тождественные понятия.
Человек– существо, воплощающее высшую ступень развития жизни на Земле, субъект общественно-исторической деятельности. Специфической особенностью человека как биологического существа, принадлежащего к классу млекопитающих, является прямохождение, приспособленность рук к трудовой деятельности, высокоразвитые мозг. Как субъект и продукт трудовой деятельности он является системой, где физическое, биологическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство. Как общественное существо, человек наделен сознанием, благодаря которому способен не только сознательно отражать мир, но и преобразовывать его в соответствии со своими потребностями и интересами. Человек является объектом изучения ряда наук: антропологии, социологии, педагогики, этнографии, анатомии, физиологии и т.д. Психология изучает в человеке психику и ее развитие, а также индивидуальные особенности человека, включенного в социальные связи и отношения.
Индивид— (от лат. Individuum – неделимое) отдельно взятый представитель целого. В психологии (по А.Н.Леонтьеву) об индивиде говорят, когда рассматривают человека как представителя hominis sapientis. И в этом значении - это психосоматическая организация человека, делающая его представителем человеческого рода и имеющая свой генотип. В основе созревания индивида лежат в основном адаптивные приспособительные процессы, в то время как развитие личности не может быть понято исключительно из приспособительных форм поведения.
Индивидом рождаются, а личностью становятся (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн).
Индивидуальность – это совокупность признаков (антропологических, морфофизиологических, психологических, социальных и др.), позволяющая различать одного индивида от другого. И в этом смысле каждый человек имеет свои специфические особенности, а соответственно и неповторимость. Индивидуальность может проявляться в поведении, труде, речи, интеллектуальной и эмоциональной сферах.
Персона– в древнегреческом театре так называлась маска актера. В психологии персона – это те «маски», которые человек примеряет, «одевает» и меняет в угоду ожиданиям окружающих. Психический покров психической жизни человека, заданный нормами общества. Человек создает свою персону, копируя предпочитаемые ролевые модели.