Потребности: природа и место в психической организации
Человека
Понятие потребности многозначно и имеет широкий ареал использования в обществе. Можно выделить три аспекта использования (рассмотрения) проблемы потребности - общекультурный, биологический (натуралистический) и психологический.
В первом случае потребность рассматривается как исходный фактор развития любой общественной организации. Данный термин используется в экономике, социологии, истории и других общественно-гуманитарных науках, где выступает, прежде всего, как проблема потребностей общества или как проблема общественного потребления. Например, потребности организации в кадрах, энергетических ресурсах и т.п. Другими словами, в этих подходах под потребностью понимается «необходимость» в каких-либо ресурсах, отсутствие которых не позволяет данной организации сохранять свою целостность или развиваться. При этом нельзя не отметить, что термин в этом значении был заимствован из биологических наук.
В рамках биологических наук (общей биологии, экологии, физиологии животных и человека и т.д.) потребности, во-первых, являются генетически исходной причиной активности всех живых организмов. Во-вторых, потребность означает включенность организмов во взаимодействие со средой, обеспечивающее обмен веществ и соответственно выживание. Исходя из этого, понятие потребности является фундаментальным понятием биологии и означает понятие нужды в чем-то, что обеспечивает не столько целостность данного организма, но и функционирование, развитие и воспроизводство себе подобных.
Вместе с тем необходимо отметить, что наличие потребности - как отмечает А.Н.Леонтьев, - конечно, «составляет необходимую предпосылку любой активности, однако потребность сама по себе еще не способна придать этой активности определенную направленность». В обосновании этого тезиса Леонтьев А.Н. ссылается на исследования И.М.Сеченова, который на примере пищевой потребности писал: «Голод способен поднять животное на ноги. Но в нем нет никаких элементов, чтобы направить движение в ту или иную сторону …». И в этом смысле, потребность само по себе есть неопределенное состояние или потребностное состояние, так как неизвестно каким конкретно предметом будет удовлетворено.
При этом само по себе внутреннее состояние нужды организма определяет лишь необходимость изменить это состояние. И только в этом смысле говорят о том, что потребность определяет поведение. И это поведение традиционно называют ориентировочно-поисковым, так как именно это состояние «вынуждает» организм сначала ориентироваться в окружающей среде, а затем при отсутствии объекта осуществлять его поиск. Например, наличие у человека потребности в физической культуре создает у его соответствующую избирательную активность, но еще ничего не говорит о том, что предпримет человек для удовлетворения этой потребности. Может быть, он вспомнит о рекламе спортивной секции, увиденной на улице или услышанной от кого-то, и это направит его действия. Но неизвестно, каким видом спорта конкретно займется этот человек, или каким конкретным видом спорта, как ее предметом, будет удовлетворена его потребность.
Исходя из этого, выделяют общие черты, присущие потребностям всех сложноорганизованных живых существ.
Первая и главная черта всякой потребности заключается в том, что потребность всегда предполагает (или имеет) свой объект (как замок всегда предполагает свой ключ), она всегда есть потребность в чем-то. При этом, при рассмотрении связи потребности с поведением (деятельностью), в «жизни» каждой потребности выделяют два этапа: этап до первой встречи с объектом и этап после этой встречи. На первом этапе содержание и направленность потребности не представлены субъекту. Потребность «не знает» своего объекта, поэтому субъект (организм, человек, общество) испытывает состояние напряженности и беспокойства. После «встречи» с предметом, удовлетворяющим потребность, происходит закрепление как самого состояния и его объекта, так и формы поведения, отвечающего за нахождение. Поэтому потребности дифференцируют на определенные и неопределенные.
Потребности отличаются друг от друга тем, что именно требуется организму для удовлетворения испытываемой им нужды. В тех случаях, когда объектом потребности является не материальная вещь, а та или иная деятельность организма, потребность также может быть удовлетворена лишь при наличии определенных внешних, объективных условий. Например, движение так же требует определенных пространственных условий, как дыхание — присутствия кислорода, В этом существенное сходство между непосредственно предметными потребностями (потребностями в вещи) и функциональными потребностями (потребностями в действии): те и другие требуют для своего удовлетворения определенных внешних условий.
Вторая важнейшая черта потребностей заключается в том, что всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется. Само по себе внутреннее состояние нужды организма определяет лишь необходимость изменить это состояние, т.е. устранить нужду организма. Что же касается конкретной потребности, выражающей эту нужду, то она формируется в зависимости от внешних условий или оттого, что именно в данных внешних условиях фактически приводит ктребующемуся изменению состояния организма.
Так как потребности характеризуются объективным содержанием, которое определяется внешними условиями жизни, то всякая потребность, прежде всего, представляет собой особую форму отражения условий жизни.
С другой стороны, потребность вызывает поведение организма лишь при условии воздействия на него соответствующих ей объектов или его свойств. Состояние голода, например, характеризуется определенными внутренними (интероцептивными) раздражителями, которые создают избирательное отношение организма к внешним воздействиям; однако сами по себе эти раздражители не могут вызвать никакого определенного поведения, направленного на удовлетворение имеющейся потребности. Для этого необходимо, чтобы на животное воздействовал предмет потребности (пища). Он становится побудителем деятельности. При этом, психологически, сам по себе факт удовлетворения потребности, с генетической точки зрения, указывает, во-первых на то, что потребностное состояние объективируется и закрепляется за конкретным объектом удовлетворения.
Удовлетворение конкретным объектом закрепляет и поведение, которое затем будет постоянно воспроизводится практически без изменений.
Третья особенность потребностей состоит в том, что потребностные состояния «заявляют о себе субъективными сигналами», т.е. сами приобретают сигнальное значение. При этом напряжение, возникающее в действующей системе организма, обладает разной степенью интенсивности. Здесь общая закономерность, такова, что чем больше необходимость и чем дальше (во времени или пространственно) находится объект, тем выше интенсивность сигнализации. Например, организм, безусловно, нуждается в уровне радиационного фона, не превышающем определенной нормы, однако он лишен специфических рецепторов, отвечающих за оценку этого параметра среды. В силу этого радиация выступает для нас «невидимым убийцей» - ее разрушительные последствия мы начинаем ощущать, когда предпринять что-либо уже поздно. Поэтому потребностями следует называть только такую нужду живого организма, в отношении которой он вооружен специальными механизмами ее обнаружения и устранения.
Четвертая черта, характеризующая потребности, состоит в том, что одни и те же потребности обладают способностью возникать вновь, воспроизводиться. Это особенно ясно выступает тогда, когда мы обращаемся к элементарным потребностям: в пище, движении и т. п. Эти потребности воспроизводятся через более или менее определенные промежутки времени. Они обладают более или менее выраженной цикличностью, зависящей от периодических изменений в состоянии организма или в окружающей среде. Более сложные потребности (например, потребность в общении с себе подобными и многие другие) не обладают цикличностью. Однако и они многократно воспроизводятся при наличии определенных условий - внешних и внутренних. Таким образом, цикличность или воспроизводство потребностей - важнейшее условие их развития - только воспроизводясь, потребность обогащается в своем содержании.
Пятая черта, общая всем потребностям, заключается в том, что развитие потребностей происходит путем изменения круга предметов, удовлетворяющих эту потребность, и изменений в способах ее удовлетворения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что потребность есть возникающее в процессе жизни активное состояние организма, которое с разной степенью интенсивности сигнализирует ему о нужде и включает его ориентировочную реакцию, а затем при необходимости поисковое поведение. И в этой своей функции она обеспечивает выживание и приспособление организма к неоднородной среде обитания. Как таковое развитие потребностей происходит за счет изменения объектов или переноса потребностных состояний с одних объектов на другие. При этом не сама потребность управляет реальным поведением организма в направлении объекта, а либо сигналы, отражающие определенный уровень состояния, либо биологически значимые свойства объекта, выступающие в качестве стимулов (например: запах, форма, цвет, перемещения и т.д.).
Мы так подробно остановились на потребностях лишь на том основании, чтобы было более отчетливо понятна их роль и значение в системе человеческой жизнедеятельности, чтобы избавиться от сложившихся стереотипов в понимании данного явления, и чтобы более адекватно определить место потребностей в системе детерминирующих факторов поведения человека, в том числе двигательной деятельностью.
С точки зрения психологии, потребности человека вписаны в социокультурный контекст его жизнедеятельности. А это означает, что, оставаясь, по сути, активно действующим состоянием оно распространяется не только на объекты, необходимые для выживания, но и на предметы, необходимые для развития и самоактуализации личности человека в обществе. И если в биологическом мире потребности объективируются, то в человеческом, социальном мире они опредмечиваются. Поэтому они очень многообразны.
В связи с этим, необходимо отметить, что, оставаясь, по сути, активным состоянием, потребность вместе с тем меняется содержательно, изменяя способы удовлетворения, для которых при этом нет врожденных программ. Например, потребность в столовых приборах при еде или познавательная потребность, потребность в творчестве и т.д. Исключите человека из социально-познавательного пространства, и вы сведете его потребности к натуральным, жизненно важным, и тем самым можно наблюдать регрессию потребностей. Например, если взять сильно изголодавшегося человека, он будет рвать сырое мясо и пихать его себе в рот. Но чтобы так делал человек, его же нужно поставить в нечеловеческие условия. Он при этом расчеловечивается, т.е. на какое-то мгновение перестает быть человеком. Конечно, человека можно расчеловечить, поставив его в нечеловеческие условия. Например, поведение человека в концлагере, где случалось и подобное, но в целом оставалось человеческим. Поэтому в человеческом мире потребности развиваются не только за счет производства, как необходимого условия, но и формируются (обучаются, воспитаются) или более широко - социализируются, как достаточное условие. Другими словами, если в биологической картине мира потребности являются витальными и натуральными, т.е. обеспечивающими выживание и приспособление, то в психологической картине мира они становятся социальными и опосредованными, являясь лишь необходимым условием изменения, как самого человека, так и окружающей действительности. Там потребность основная детерминирующая причина поведения, а здесь лишь условие. Так, например, в процессе онтогенетического развития ребенка, потребности начинают функционировать в системе взаимодействия ребенка с родителями, т.е. в системе социальных отношениях, а следовательно, социально-предметные потребности начинают подчинять себе витальные. Или, если говорить в отношении спортивной деятельности, потребность в моторной активности не столько удовлетворяется в системе тренировки, сколько подчиняется определенным требованиям тренера. Потребность удовлетворена и даже слишком. Спортсмен испытывает физическое утомление, но он продолжает тренироваться, подчиняясь нормам взаимодействия, а соответственно поставленным тренером задачам. Другими словами, что-то другое побуждает его продолжать тренировку. Так что же это то, что побуждает его действовать при удовлетворенной потребности? Ради чего действует человек, спортсмен, солдат, преподаватель?
Здесь отметим, что в соответствии с принятой психологической системой понятий данное побуждение, определяющее как активность человека, так и ее направление, отвечающее на вопрос «ради чего совершаются действия», было названо мотивом. Но прежде чем перейти к рассмотрению данного психологического образования личности, выделим основные положения.
В биологической картине мира развитие потребностей происходит за счет изменения или появления новых (аналогичных по биологическому значению), объектов. В психологической картине мира развитие происходит через формирование за счет производства новых предметов с заданными для данной культуры свойствами. Соответственно, в человеческом, социально и предметно-организованном, мире натуральные потребности перестраиваются и подчиняются социальным потребностям. Мы испытываем потребность не в говядине, а в котлете из говядины. Или - мы испытываем не просто потребность в моторной активности, а в специальных, социально нормированных двигательных действиях.
Возникшее состояние нужды сигнализирует о нарушениях в жизненных процессах и вместе с тем включает ориентировочно-поисковую активность. При этом животное (организм) реагирует только на те сигналы, которые отражают биологические свойства объекта, т.е. имеют врожденное биологическое значение. Нахождение объекта потребления, выступающего для внешнего наблюдателя как цель, приводит к затуханию поискового поведения. Схематично это выглядит следующим образом: потребность - поиск - достижение цели - покой - потребность.
В рамках этого неизмененного цикла изменение непосредственного поведения осуществляется в соответствии с изменениями (в том числе и интенсивностью) сигнальных характеристик объекта. Еще более конкретно, мы не можем развивать поведение, основанное на потребностях, но мы можем лишь его видоизменять. То есть, например, в рамках дрессировки, мы можем лишь усложнить посредством количественного приращения цепочки рефлекторных актов, но суть данной формы поведения от этого не меняется. Таким образом, если витальные потребности ограничены ориентировочно-поисковым поведением, нахождением цели и соответственно потреблением, то социальные - разворачиваются в поисково-познавательную деятельность, которое лишь отдалено и внешне напоминает поисковое поведение животных. Соответственно меняется цель и содержание поискового поведения. Например, сравните поведение льва в пустыне, осуществляющего поиск пищи, женщины, бегающей по магазинам в поисках люстры, и драматический поиск идеи ученым (художником и т.д.) или поиск стратегии игры тренером. У животных - это прямое и непосредственное поведение, детерминированное внутренними или внешними сигналами, у человека - это длительный и опосредованный путь познания, прежде чем он удовлетворит свою «потребность», это деятельность, опосредованная социальными условиями и предметами производства.
Внешнее выражение потребностных состояний проявляется в беспокойстве, ориентировочной реакции и неопределенно поисковом поведение, в удовлетворенности (как снятие напряжения). В общекультурной языковой реальности потребности фиксируются либо через указания на состояния в таких терминах как нужда, стремление, желания, влечения; либо через указание на объект нужды в терминах - интерес, цель и т.п., чем достигает понимание между людьми в повседневной жизни; либо через указание разнообразных эмоциональных переживаний, что позволяет судить о степени нужды или достижения (удовлетворенности).
Как показывает реальность жизни, человек не замкнут в этом замкнутом мире потребностей, где властвуют естественные законы выживания и он приспосабливается к ним. Почему же человек изменяет природный мир и действует вопреки собственной природной или социальной потребности? Почему он выбирает те или иные цели? Почему изменяет способы достижения этих целей? Все эти вопросы требуют выхода за пределы непосредственного поведения в область социально обусловленной жизнедеятельности человека. Ведь по своей сути удовлетворение потребностей есть процесс присвоения определенной формы деятельности. В этом смысле потребность победы есть, прежде всего, освоение спортивной деятельности. Но что порождает тяжелый и многолетний труд спортсмена?