Преимущества и ограничения компьютерного психологиеского тестирования.

Достоинства современных компьютеризированных:

1. Обеспечивает постоянство условий тестирования за счет единообразного инструктирования 2. Точность и однозначность регистрации множества всевозможных реакций испытуемого. 3. Возможность проследить последовательность действий испытуемого.4. Единые банки данных, устанавливаются эмпирически обоснованные тестовые нормы для разных групп обследуемых. 5. Автоматизированное конструирование тестов.6. Психолог освобождается от трудоемкой работы 7. Автоматизация операций повышает уровень стандартизации, точность и скорость получения диагностических данных 8. Расширение практики группового тестирования и тиражирования методик. Оперативность обработки позволяет проводить в сжатые сроки массовые обследования 9. Применения сложных алгоритмов обработки данных и мощного мат.стат. аппарата их анализа, упрощается разработка новых процедур анализа.10. Конфиденциальность результатов.11. Упрощается хранение данных.12. Применение экспресс-методик.13. Минимизирует негативные воздействия, возникающие в ситуации межличностного взаимодействия. 14. Преимущества в формулировке заключения. Сопровождения текста графиками. Сохранение текста дает возможность психологу в любое время к нему вернутся и дополнить. Возможность тиражирования материала.15. Актуализация «игровой» мотивации, привлекательный тест повышает достоверность.16. Решается проблема, возникающая как результат несовместимости концептуальных схем интерпретации различных методик. 17. Проведение анализа поведения в ходе обследования, учета организации диалога (адаптивное тестирование).18. Испытуемый обеспечивается быстрой интерпретирующей обратной связью по результатам тестирования.19. «Ручные» методики позволяют предъявлять испытуемому только статические стимулы в виде текстов и рисунков.20. Компы позволяют применять и развивать тесты с переменным порядком предъявления тестовых стимулов.21. Исследуемый может устанавливать требуемый темп тестирования. 22. Организация интеллектуального интерфейса пользователя.23.Тесная связь психодиагностики с решением практических задач.

Ограничения:

1. Отсутствие наблюдения испытуемого 2. У испытуемых обнаруживается «феномен компьютерной тревожности».3. Некоторые тесты в принципе не могут компьютеризованны. 4. Для ряда тестов их компьютеризация ведет к изменению их диагностических качеств, надежности и валидности. 5. Распространение доступных систем тестирования не способствует преодолению сложившегося разрыва между теорией и практикой. 6. Двоякий эффект интерпретации 7. Популярные тесты выдают стереотипные заключения 8. Несанкционированное распространение и применения тестов.

Вопрос 53.

Анализ этапов компьютеризированной психодиагностики.
Этап подготовки компьютеризированной психодиагностики. В традиционной системе этап подготовки психодиагностического исследования включает определение целей тестирования, подбор и/или разработку соответствующих им тестов, формирование контингента обследуемых и средств тестирования. Подготовка к компьютеризированному тестированию включает, в частности, формирование передаваемых компьютеру алгоритмов: инструктирования обследуемого, предъявления ему тестового материала и обработки данных. На подготовительном этапе может быть также разработан новый алгоритм интерпретации данных с помощью компьютера, которого нет в традиционном тесте.

Проведение психодиагностического исследования в традиционной системе включает инструктирование обследуемого, его работу с тестом, количественную обработку и интерпретацию тестовых данных, проведение уточняющей беседы с обследуемым, при необходимости дополнительное тестирование и вынесение заключения по тесту. В условиях компьютеризации передача функций инструктирования обследуемого по работе с тестом компьютеру облегчает работу психодиагноста, Использование компьютера ускоряет подсчет итогов и избавляет от значительного количества ошибок. Однако психодиагност должен доверять компьютеру в очень строгих пределах! Абсолютной прерогативой психолога остаются его индивидуальный опыт, интуиция, эмоции наблюдения, целенаправленность и селективность при восприятии и анализе новой информации.

Проведение беседы с обследуемым является необходимым звеном в стратегии компьютеризированного тестирования. Игнорирование этого требования может приводить к негативным явлениям «сверхдоверия» к компьютерным данным и принятия на этой основе ошибочных решений. Психодиагносты сообщают обследуемым о результатах тестирования в основном устно, избирательно, с учетом целей тестирования, особенностей личности обследуемого, ситуации, в которой проводится беседа, и т.д. Надо учитывать, что возможно изменение отношения обследуемого к компьютеризированному тестированию при принятии хотя и верных решений, но связанных с приемом на работу, понижением в должности или увольнением, что может привести со временем к формированию у населения негативного отношения к психодиагностике в целом, к нежеланию давать о себе достоверную информацию психологам.

Вопрос 54

Позитивные и негативные последствия компьютеризации психодиагностической деятельности. (КПД)
Применение компов направлено на повышение эффективности проведения тестирования, тем не менее внедрение связано трудностями разработки КП систем и их реализацией. Основным критерием оценки является повышение ее продуктивности или снижение. О.К. Тихомировым и Л.П. Гурьевой предложены следующие критерии: 1) позитивные и негативные последствия: а) позитивные – с повышением ее продуктивности и с увеличением значимости ее результата,б) негативные – психологические изменения, хотя и включенные в процесс достижения продуктивного результата, но выступающие в качестве вспомогательных, менее значимых, усложняющие процесс достижения продуктивного результата; 2) реальные и потенциальные последствия: а) реальные –новообразования,возникающие при работе с компьютером, от которых зависит продуктивность, б) потенциальные – прогнозируются на будущее и выступают как некоторые идеальные представления о возможных психологических новообразованиях, связанных с продуктивностью КПД; 3): а) управляемые; б) неуправляемые – те, которые на данном уровне развития компьютеризации и в ближайшем будущем пока не могут быть преобразованы.

О.К. Тихомиров и Л.П. Гурьева анализируют психологические последствия компьютеризации 1.Изменения мотивации КПД. Реальные Позитивные изменения мотивации: выступают в качестве смыслообразующих, доверие к компьютеру при решении некоторых психодиагностических задач. Реальные Негативные : может привести к возникновению мотивационных смысловых образований «психологического барьера» или, наоборот, «сверхдоверия» к компьютерным данным.. Потенциальные позитивные изменения: идеальные психические новообразования, к которым могли бы стремиться разработчики при создании компьютеризированных психодиагностических систем: Потенциальные негативные: Формирование неадекватных мотивов, связанных с неверной оценкой значимости применения компьютеров. 2.Изменения целеобразования в КПД. Реальные негативные изменения целеобразования. виды целей, связанные регулированием и контролем результатов работы поскольку имеют менее значимый, вспомогательный характер. Потенциальные позитивные изменения. Преобладание творческих компонентов КПД над шаблонными Потенциальные негативные. виды идеальных целей, которые недостаточно обоснованы и служат неадекватными ориентирами, направляющими реальное целеобразование. 3.Изменения операционального состава КПД Реальныепозитивные изменения операционального состава. Формирование новых видов более совершенных операций при решении некоторых типов псих. задач.Реальныенегативные изменения: Появление новых видов операций, выступающих в качестве вспомогательных работ, имеющих низкую социальную ценность, Потенциальныенегативные изменения: Возможность формирования и широкого распространения неадекватных компьютерных операций, что может привести к принятию на их основе ошибочных психодиагностических решений.

Вопрос 55.

Компьютерная психодиагностика и изучение субъект-объектного образа компьютера. Феномен компьютерной тревожности.
Компьютерная тревожность – это ситуативное переживание, возникающее при использовании,обдумывании (обсуждении) возможности использования ЭВМ. Отрицательные эмоции, психологический дискомфорт выступают в качестве индикатора диссонанса взаимодействующих элементов ситуации.

Уход от дискомфорта двух типов: избегание, внутреннее изменение (мотивации, установки)

Виды компьютерной тревожности: 1) боязнь испортить, сломать что-либо; 2) ощущение незнания, неумения; 3) боязнь техники, математики; 4) боязнь за свое здоровье; 5) боязнь нового, незнакомого;

Другой вид компьютерной тревожности можно характеризовать как цейтнот, ощущение дефицита времени, когда кажется, что за данное время невозможно все понять и запомнить, решить поставленную задачу. Обычно преобладает один вид тревожности, а другие сопутствуют и усугубляют дискомфортное состояние. Еще одной причиной возникновения компьютерной тревожности является неправильный подбор учебного содержания.

Согласно Дорониной, создание адекватной мотивации, заинтересованности, помощь в определении места компьютера в собственной жизнедеятельности, начальный практический этап в доступной, упрощенной форме способствуют снятию страха перед компьютером, формируют положительную мотивацию учения.

Изучения объект-субъектного образа компьютера у испытуемого связана с неоднозначным отношением людей к компьютеру как средству деятельности. Здесь имеет быть персонификация (наделение человеческими качествами), придание ему личностных свойств, уподобление живому существу, оценка качества его интеллекта (умный – глупый) и.т.д.

Методика «Компьютер: кто он? (автор Ходош) (дайте 20 ответов)» предназначена для изучения объект-субъектного образа компьютера и может быть применяема как самостоятельно, так и в составе батареи экспериментальных и диагностических психологических методов.

Методика включает в себя:

1) процедуру проведения опроса;

2) категориальную систему для классификации полученных ответов;

3) измерительные процедуры для вычисления количественных характеристик образа компьютера (генеральных оценок);

4) тестовые нормы для сопоставления генеральных оценок с ними.

Вопрос 56.

Наши рекомендации