Публикации рубрики - Музыкология. Страница: 243

На этой странице собрано около (~) 5698 публикаций, конспектов, лекций и других учебных материалов по направлению: Музыкология. Для удобства навигации можете воспользоваться навигацией внизу страницы.

М. маж. 7 - акк. м. мин. 7 - акк. м. 7 - акк. с ум. 5 ум. 7 - акк.

большие септаккорды________________ увеличенный септаккорд Б. маж. 7 - акк. б. мин. 7 - акк. ув. 7 - акк.Обращения септаккордовВсякий септаккорд имеет три обращения: квинтсекстаккорд (обозначается цифрами 6/5, расположенными по вертикали),

Основной вид 1-е обращение 2-е обращение

Примечание: Возможен и иной вариант, связанный с переносом верхнего звука на октаву вниз, но при этом обращения будут возникать в обратном порядке При тесном* (Тесным называется такое расположение, когда между соседними звуками

Понятие о созвучиях и аккордах

В принципе любое одновременное сочетание двух или нескольких звуков образует созвучие. Однако двузвучные созвучия принято называть интервалами (см. главу V), созвучия же из трех и более звуков распадаются на две группы: аккорды и

Акустическое разрешение диатонических интервалов

Как уже отмечалось выше (см. главу IV «Интервалы»), все гармонические интервалы различаются как диссонансы и консонансы; первые по своему фонизму всегда неустойчивы, вторые же представляют собой ту или иную степень устойчивости*.

Интервалы гармонического мажора и гармонического минора

В гармоническом мажоре в связи с понижением на полтона VI ступени, а в гармоническом миноре — вследствие повышения на полтона VII ступени изменяется интервальная структура лада: целый ряд интервалов из-за альтерации указанных

Интервалы натурального мажора и натурального минора

На основных ступенях натуральных видов мажорного и минорного ладов встречаются только диатонические интервалы (к коим, как известно, принадлежат и обе разновидности тритона — ув. 4 и ум, 5), причем все они являются

Краткие сведения о других системах организации музыки

В творческой практике современных композиторов нередко используются новые принципы организации музыкального материала, основывающиеся на атональном, внеладовом музыкальном мышлении. Методы сочинения, техника композиции

Andante. Grave-energico М. Мусоргский. Картинки с выставки

Свойственный дважды гармоническим ладам общий сумрачный колорит воссоздается во вступлении си-минорной сонаты великого венгерского композитора Ф. Листа:Lento assai Ф. Лист. Соната h-moll Нисходящей гамме дважды гармонического минора

Различные диатонические лады

В зависимости от положения главного устойчивого звука — тоники — в диатоническом звукоряде могут образовываться и различные диатонические лады. То, какой именно звук принимает на себя роль тоники, зависит от данного

Gis-dur Dis-dur Ais-dur Fes-dur Heses-dur Eses-dur

(eis-moll) (his-moll) (fisis-molf) и т.д. (des-moll) (gee-moll) ces-moll) и т.д. 133 Здесь следует обратить внимание на то, что дубль-диез, так же как и дубль-бемоль, нельзя считать за два знака — просто каждый из них (в отличие от обычного диеза и бемоля),

Параллельные и одноименные тональности мажора и минора

Хотя исторически оба основных семиступенных лада — и мажор, и минор — развивались совершенно самостоятельно, не утрачивая при этом своих главных специфических признаков, все же между ними имеется и определенное родство:

Allegro moderato Э. Григ. Лирические пьесы, Вальс

Allegretto Д. Шостакович. Симфония № 10 Объединение всех трех видов минорного лада — натурального, гармонического и мелодического — образует так называемый полный минор, звукоряд которого за счет наличия в нем как основных, так и

Moderato А. Рубинштейн. Оп. «Демон» д. III к.6

При восходящем (или нисходящем) поступенном движении мелодии по звукам верхнего тетрахорда гаммы в гармоническом ми норе образуется трудноинтонируемый полуторатоновый разрыв между соседними VI и VII повышенной ступенями лада,

Allegro А. Хачатурян. Балет с Гаянэ», № 5

Объединение всех трех видов мажорного лада — натурального, гармонического и мелодического — образует так называемый полный мажор, звукоряд которого за счет наличия в нем как основных, так и измененных (пониженных) VI и VII

Гармонический и мелодический виды мажора

Мажорный лад имеет три основных вида: натуральный, гармонический и мелодический. Как известно, гамма натурального мажора состоит из двух тетрахордов, внутренняя структура которых имеет важное значение: так, нижний тетрахорд

Т(i) ii iii s(iv) d(v) vi vii t(i)

Все семь диатонических ступеней лада (в данном случае — мажорного) являются основными, а I, IV и V ступени, то есть тоника, субдоминанта и доминанта (обозначенные в приведенной выше схеме латинскими буквами) называются еще и

Весело, оживленно Русская народная песня «Перевоз Дуня держала»

Не очень скоро Русская народная песня «Я на камушке сижу» Мелодии этих песен специально подписаны одна под другой таким образом, чтобы их можно было легко сравнить (в тех случаях, когда в данных мелодиях на одних и тех же

Allegro С. Прокофьев. Классическая симфония, Гавот

Все остальные ступени лада (II, IV, VI и VII) являются неустойчивыми, причем степень их неустойчивости определяется двумя факторами: интервальным соотношением с ближайшими устойчивыми звуками и «силой притяжения» данного

Ум. 4 ув. 5 дв. ув. 4 дв. ум. 5 ч. 1 ч. 8 ув.6 ум.3

2 т. + 4 т. 3 1/2 т. + 2 1/2 т. 0 т. + 6 т. 5 т. + 1 т. Другие же категории, характеризующие те или иные интервалы, при обращении последних не изменяются. Так, диатонические интервалы обращаются тоже в диатонические, при обращении хроматических