Лекция «Естественно-научные основы логопедической ритмики (2ч)
План
1.Научно-теоретические подходы и связи логопедической ритмики с другими науками.
2.Формирование двигательной сферы человека в онтогенезе.
3.Связи общей и речевой моторики. Основные понятия логоритмики.
Основные термины: высшая нервная деятельность, кинестезические раздражения, психологическая организация движений.
Естественнонаучная основа логопедической ритмики складывается из комплекса биологических, психолого-педагогических и музыкальных дисциплин.
Важное место в этом комплексе занимают учения И.М. Сеченова, И.П. Павлова и современные исследования высшей нервной деятельности, позволяющие проникать в закономерности формирования двигательных навыков и правильно строить методику обучения и воспитания в случаях их нарушения или недоразвития.
Естественнонаучная основа базируется на учениях И.М. Сеченова, И.П. Павлова. Современные исследования высшей нервной деятельности оказывают существенное влияние на формирование и развитие методик обучения и воспитания в случаях нарушения или недоразвития речевых навыков. Вся деятельность человека в процессе двигательного воспитания находится в зависимости от высшей нервной деятельности и определяется как анатомическим дозреванием центрально-нервных субстратов, их миелинизацией, так и функциональным дозреванием и налаживанием работы координационных уровней. Учение И.П. Павлова о системности, динамическом стереотипе объясняет процесс образования и совершенствования двигательных навыков.
Для логопедической ритмики важны исследования, дающие знания о взаимозависимости общей и речевой моторики. Исследования по физиологии движений и физиологии активности Н.А. Бернштейна показали иерархическую уровневую систему регуляции двигательных функций, в том числе и речи. И.П. Павлов рассматривал речь как «прежде всего кинестезические раздражения, идущие в кору от речевых органов» и представляющие собой «вторые сигналы, сигналы сигналов». Н.А. Бернштейн отнес речь к высшему уровню организации движений — кортикальному речедвигательному уровню символических координации и психологической организации движений.
На связь речи и выразительных движений указывали исследователи (М.О. Гуревич; А.А. Леонтьев), двигательных и речевых анализаторов (А.Г. Иванов-Смоленский; А.Р. Лурия; Н.П. Тяпугин), на связь формы произно-шения с характером движений (В.А. Куршев).
Исследования Л.А. Квинта, М.И. Доценко свидетельствуют о положитель-ных корреляциях общего психического развития с развитием произвольной лицевой моторики. О подобных связях при заикании говорили И.Н. Мура-ховская и В.М. Аристов.
Особенно важны для логоритмического воспитания данные о корреляции между степенью развития тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи у детей. М.М. Кольцова считает, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, проекция руки есть еще одна речевая зона мозга»
Формирование движений у человека происходит при участии речи, под влиянием абстрагирующей и обобщающей функции второй сигнальной системы. Поскольку человек совершает движения, различающиеся по степени произвольности, по участию в двигательном акте речи, то и степень управления этими движениями различна.
Исследования по физиологии движений и физиологии активности Н.А. Бернштейна показали иерархическую уровневую систему регуляции двигательных функций, в том числе и речи. И.П. Павлов рассматривал речь как «прежде всего кинестезические раздражения, идущие в кору от речевых органов» и представляющие собой «вторые сигналы, сигналы сигналов». Н.А. Бернштейн отнес речь к высшему уровню организации движений — кортикальному речедвигательному уровню символических координации и психологической организации движений. Н.А. Бернштейном определены этапы выполнения произвольного движения, которые необходимо учитывать в логоритмическом воздействии на лиц с речевой патологией. На первом этапе осуществляется восприятие и оценка ситуации, самого индивида, включенного в данную ситуацию. На втором этапе индивид выявляет двигательную задачу, определяет, во что ему нужно превратить ситуацию, т.е. создает образ того, что должно быть. Уяснение индивидом образа будущего движения служит основанием для программирования решения задачи.
Для логопедической ритмики имеют значение данные физиологии и неврологии о том, что протекание двигательного нервного процесса осуществляется по рефлекторному кольцу. Первоначально в мышце возникают эффекторные нервные и возбудительные процессы, в силу этих процессов нарастают динамическое напряжение в мышце и силовое поле на периферии и осуществляется движение органа.
В каждом двигательном акте различают смысловую структуру и двигательный состав. Смысловая структура целиком вытекает из существа двигательной задачи и определяет ведущий уровень построения. Двигательный состав определяется не одной только задачей, а ее столкновением с двигательными возможностями индивида, устройством кинематических цепей этого индивида, наличием того или иного орудия, содержанием накопленного психомоторного опыта и т.п.
Помимо знаний биологических, медицинских наук, логопедическая ритмика использует данные гуманитарного цикла: психолого-педагогического и музыкального. Она связана с общей теорией физического воспитания, общей и дошкольной педагогикой, общей и детской психологией, дефектологией (коррекционной педагогикой), которые изучают закономерности развития взрослых и детей, влияние двигательных упражнений на психику человека (ребенка), а также законы применения средств, форм и методов педагогического воздействия в норме и при патологии. Знание возрастных и индивидуальных психологических особенностей человека (представлений, памяти, мышления и др.) позволяет правильно подбирать приемы обучения и воспитания и достигать эффективных результатов в процессе логоритмических занятий. При решении задач логоритмического воспитания используются методы и приемы обучения и воспитания, разработанные педагогикой.
В процессе коррекционной работы логопедическая ритмика опирается на закономерности возникновения и развития патологического процесса, на те специфические методы воздействия, которые разрабатываются дефектологией в отношении лиц с психическими и речевыми расстройствами.
Логопедическая ритмика тесно связана с методикой музыкального воспитания, поскольку музыка оказывает влияние на качество исполнения движений: улучшаются их выразительность, ритмичность, четкость, координация, плавность, слитность, переключаемость. Эмоциональная окрашенность движений музыкой придает движениям энергию или мягкость, размах или сдержанность и в тоже время содействует их непринужденности.
Движения под музыкальное сопровождение положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени, согласно метроритмическому рисунку музыкального произведения. Метрическая пульсация, с которой связаны движения, вызывает у человека согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной систем), а также оказывает эмоционально-положительное влияние на психику, что содействует общему оздоровлению организма.
В логоритмическом воспитании можно выделить два основных звена: развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов у людей с речевой патологией: слухового внимания, слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, зрительной ориентировки на собеседника, координации движений, чувства темпа и ритма в движении, воспитание и перевоспитание личности; развитие речи и коррекция речевых нарушений: воспитание темпа и ритма дыхания и речи, орального праксиса, просодии, фонематического слуха и т.п., речевых нарушений, в зависимости от этиологии, механизмов, симптоматики и методики устранения.
Средствами логопедической ритмики являются: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счетные упражнения; речевые упражнения без музыкального сопровождения; упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра; упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; ритмические упражнения; пение; упражнения в игре на музыкальных инструментах; самостоятельная музыкальная деятельность людей с речевыми нарушениями; игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы; заключительные упражнения. Логоритмические средства приобретают свои специфические особенности в деле музыкального воспитания, но в основном они рассматриваются как лечебно-педагогический метод в нервно-психиатрических и логопедических учреждениях. Основной принцип построения всех перечисленных видов работы — тесная связь движения с музыкой. Музыка, с ее огромным эмоциональным влиянием, богатством выразительных средств, позволяет бесконечно разнообразить приемы движения и характер упражнений.
Следующий принцип использования логоритмических средств предполагает обязательное включение в них речевого материала. Слово может быть введено в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему, команды водящего в подвижных играх, указания ведущего (режиссера) сценария и т.п. Введение слова позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном, который способствует ритмичности движений.
Средства логопедической ритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности людей с речевой патологией.
Контрольные вопросы
1. Кто был создателем метода ритмической гимнастики?
2.На достижениях, каких ученых базируется естественнонаучная основа логопедической ритмики?
3.Что лежит в основе теории организации движений Н.А.Бернштейна?
4.Назовите основные звенья логопедической ритмики.
5.Перечислите средства логопедической ритмики.
Использованные источники
1.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. -- М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. - (Коррекционная педагогика).
2.Филатова Ю. О. Ритм речи и движений у детей : теоретические и прикладные проблемы логопедии / Ю. О. Филатова - М.: Прометей, 2012 Объем (стр):218
3.http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=592
Методические указания студентам по самостоятельному изучению дисциплины.
В межсессионный период студентам заочного обучения предлагается в ходе освоения дисциплины в качестве оценочных средств задания к промежуточному контролю по окончании изучения дисциплины.
Вариант 1
1. Развитие моторных функций в онтогенезе.
2. Факторы, определяющие направленность и содержание логоритмического воздействия.
Вариант 2
1. Естественнонаучная основа логоритмики.
2. Структура и технология диагностического обследования психомоторики.
Вариант 3.
1. Принципы логопедической ритмики.
2. Психолого-педагогические особенности детей и подростков с невротической формой заикания.
Вариант 4.
1. Средства логоритмики.
2. Психолого-педагогические особенности детей и подростков с неврозоподобной формой заикания.
Вариант 5.
1.История развития логопедической ритмики.
2.Использование средств логоритмики на разных этапах логопедической работы с детьми и подростками, страдающими заиканием.
Вариант 6.
1. Методы логоритмики.
2. Этапы логоритмического воспитания детей с дизартрией.
Примерные вопросы к зачету с оценкой
1. Связи логопедической ритмики с другими науками.
2. Принципы логопедической ритмики (общедидактические и специфические).
3. Характеристика звеньев логоритмики.
4. Средства логоритмики, направленные на развитие и коррекцию неречевых процессов.
5. Средства логоритмики, обеспечивающие коррекцию и совершенствование речевых процессов.
6. Методы логоритмики.
7. Организация и методическое оснащение логоритмического воздействия в учреждениях различного вида.
8. Факторы, определяющие направленность и содержание логоритмического воздействия.
9. Взаимодействие музыкального руководителя, учителя-логопеда, воспитателей и родителей в вопросах организации логоритмического воспитания дошкольников.
10. Цели, задачи, организация обследования психомоторики детей и взрослых с нарушениями речи.
11. Структура и технология диагностического обследования психомоторики.
12. Использование средств логоритмики на разных этапах логопедической работы с детьми и подростками.
13. Особенности психомоторики детей с общим нарушением речи 1 уровня развития.
14. Этапы логоритмического воспитания детей с общим нарушением речи 2 уровня развития.
15. Психолого-педагогическая характеристика детей и подростков с общим нарушением речи 3 уровня развития.
16. Музыкально-ритмическое воспитание детей и подростков с ФФНР
17. Музыкально-ритмическое воспитание детей с нарушениями голоса.
18. Система логоритмического воздействия при заикании детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ