Отзывы известных деятелей науки и культуры.
Министерство Культуры РСФСР
Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных
О системе эмоционально-образного развития личности ребенка
(Краткий отзыв на педагогическую систему В. Кирюшина)
В течение почти двух десятилетий профессора и преподаватели института им. Гнесиных, профессора и преподаватели других учебных заведений г. Москвы, врачи-исследователи, психологи, входящие в Постоянную комиссию по вопросам эмоционально-образного развития личности ребенка, наблюдают и анализируют систему развития музыкальных способностей детей, а через нее и общих способностей, разработанную и апробированную в различных учебных заведениях В. Кирюшиным.
Для сведения различных организаций, ответственных за образование и развитие детей (как общее, так и специальное), мы считаем необходимым дать краткий отзыв об этой системе. Педагог-музыкант с 36-летним стажем работы в самых различных учебных заведениях - от музыкально-педагогического института (аспирантом которого В. Кирюшин являлся), музыкального училища детской музыкальной школы до подготовительных дошкольных групп и даже довнутриутробного развития ребенка - В. Кирюшин за этот срок лично обучил свыше 5 000 учеников самого различного возраста и способностей. Им было проведено свыше 400 семинаров, на которых присутствовало не менее 10 000 педагогов музыкальных школ, общеобразовательных учреждений музыкальных колледжей и консерваторий. (Разработки автора охватывают материал всех этих учебных заведений и используются как в работе с детьми, так и со студентами). Кроме того, через специальные комплекты, включающие обучающие мифы-сказки, песни-правила (вместо общепринятых учебников), обучающий иллюстрационный материал, книжки-раскраски, видеоуроки, обучающие спектакли, аудиокассеты для пения по нотам, самоучители для записи музыки и аудиокассеты для определения на слух средств музыкальной выразительности, только за последние годы обучилось и обучается не менее 350 000 человек, не считая пиратского использования продукции. Свыше 600 музыкальных и общеобразовательных школ, дошкольных учреждений музыкальных колледжей и вузов почти в 60 регионах России используют в той или иной мере настоящие разработки. В ряде городов – Туле, Волгограде, Улан-Уде, Рыбинске, Омске, Ишиме, Тобольске, Тюмени, Краснодаре и других организованы специальные центры и гимназии на основе данной методики. Министерством культуры РФ заказана и рекомендована к внедрению программа для подготовительных дошкольных групп и детских музыкальных школ. Разработки автора рекомендованы к внедрению в России комитетами по образованию, науке и культуре государственной Думы Совета федерации, Российской академией наук, Российской академией образования, рядом министерств. Интерес к данной методике объясняется тем, что в большинстве своем, обучающиеся по системе Кирюшина дети, никогда не были специально отобранными и обладали весьма посредственными музыкальными и общими способностями (это видно даже неспециалистам, посещавшим занятия и просматривающим съемки телевизионного фильма с 93 уроками автора системы). Это же подтверждается и многочисленными отзывами родителей направленными, как автору методики, так и в Министерства образования и культуры, отзывами педагогов-методистов, ученых и выдающихся деятелей науки и культуры (свыше 4 000 тысячей подписей). Более 3 000 учеников Кирюшина за эти годы стали музыкантами профессионалами, закончив самые престижные столичные учебные заведения. Многие защитили диссертации, работают в Большом театре, других театрах столицы, в различных ВУЗах и колледжах, в музыкальных школах, являются музыкантами-исполнителями, музыкальными редакторами на радио и телевидении, пишут музыку для профессиональных исполнителей, многие работают за рубежом в различных учебных заведениях и музыкальных коллективах, некоторые стали Лауреатами международных конкурсов. Всех их объединяет то, что основы своего музыкального воспитания они получили на занятиях у одного и того же Учителя, и у большинства из них еще в дошкольный период обучения был развит полноценный абсолютный музыкальный слух, базирующийся на самых высоких профессиональных знаниях, умениях и навыках. Те же, кто не пошел учиться в профессиональные музыкальные учебные заведения, закончили другие ВУЗы и стали работать врачами, артистами, химиками, математиками и т.п. Во всех детских учебных заведениях, по отзывам родителей и педагогов, бывшие ученики Владимира Викторовича, проучившиеся у него всего по 1-2 года, всегда показывали более яркие, чем у других результаты. У них была лучшая успеваемость, практически по всем предметам, они быстрей схватывают и новый материал, у них был больший объем памяти и большая скорость мышления, они были более внимательными, сосредоточенными и активными, эмоционально раскрепощенными, имели свое мнение и могли его отстаивать. Происходило это оттого, что система развития музыкальных способностей, а через них, и это главное, общих способностей ребенка, базировалась не только на логическом, но и главным образом, на эмоционально-образном восприятии, которое значительно легче и свободнее способно осваивать любое количество самой сложной информации и откладывать ее в подсознании. А это дает возможность не столько осознать предмет освоения, сколько прочувствовать его в целом, подготовив к дальнейшему более полноценному его логическому восприятию.
В течение почти трех десятилетий ученики Кирюшина (особенно с младшего Возраста) с его помощью разрабатывали систему сюжетов для правил-сказок на самой высокой профессиональной острове, разрабатывали сценарии радиоспектаклей, рисовали и создавали словесные портреты: профессиональных понятий и терминологии музыкального языка. При этом дети находили эмоционально-образные характеристики интервалов, аккордов, гармонических функций, нюансов, других средств музыкальной выразительности. Обобщая их, находили мнемонические связи с родным языком, искали цветовые характеристики, переводили самые трудные термины в понятные для их уха созвучия, тем самым, придумывая новые имена будущим персонажам многочисленных мифов-сказок, песен-правил. Далее они переводили свои находки в конкретные образы, отраженные в сотнях рисунков. Таким путем впервые в мире была создана цельная система обучения, построенная на образном восприятии. С одной стороны, позволяющая в огромной степени "свернуть" необходимую для обучения информацию в единый эмоционально-образный "сгусток", доступный для свободного и легкого восприятия детьми самого различного возраста, с другой стороны, самими же детьми был создан почти реально существующий для них мир с героями, им близкими и понятными. Это могли быть и люди и говорящие (думающие) звери, птицы, одушевленные деревья, цветы. . . Так как все образные находки были открыты и придуманы самими детьми, так как в течение нескольких лет. Пока образная система окончательно выкристаллизовалась, приобрела законченный вид, а образы действительно стали объективными (ведь характеристики из поколения в поколение у сотен и тысяч детей повторялись), то их восприятие новым составом детей следующих поколений было уже в десяток раз более активным и прочувствованным. А от этого процесс обучения буквально "свертывался во времени" и проникал в подсознание учеников почти беспрепятственно. Ведь каждый ребенок искренне верил в развертывающийся перед ним мир, и от этого он все более хотел его познать (а в дальнейшем и самостоятельно участвовать в его строении).
Именно поэтому, наверное, дети самостоятельно без какого-либо нажима со стороны учителя или родителей могут по десятку раз "крутить на магнитофоне" одни и те же полюбившиеся им радиоспектакли. Такой подход позволил осваивать самый сложный профессиональный материал непрофессионалами (такой материал по современным методикам часто изучается лишь в специальных средних или даже высших учебных заведениях),даже детьми дошкольниками. Причем, в одних и тех же группах у педагога могли заниматься дети не только самых разных способностей, но и разных возрастов от двух с половиной лет до пятнадцати (иногда были и взрослые пятидесятилетние люди). Ведь образное восприятие с яркой эмоциональной окраской базируется не на работе логического левого полушария головного мозга, а затрагивает, прежде всего, "творческое" правое полушарие (в современных методиках почти не востребованное). Медицинские исследования последних 20 лет, проводимые медико-педагогической лабораторией под руководством доктора медицинских наук В. Базарного, показали, что в этом плане наша и зарубежная педагогика, пусть и бессознательно, совершает преступление пред будущими поколениями, ведь в результате ее однобокого левополушарного воздействия из года в год происходит "обесчеловечивание" этих поколений. Не работая полностью мозг человека постепенно теряет свой качественный потенциал, а люди без развитой правополушарной деятельности постепенно теряют творческий потенциал и все больше становятся не исполнителями. Особое значение развития педагогики связанной с восприятием через правое полушарие, имеет для новорожденных (у которых именно образное восприятие наиболее яркое и сильное) и у детей с ограниченными умственными способностями. Ведь именно у последних чаще всего дефект мышления связан с логикой восприятия. Образный же канал готов обычно к функционированию. Можно представить, как при соответствующей разработке педагогическая система, о которой идет речь, могла бы оказать неоценимую помощь в обучении детей-инвалидов, и какие огромные финансовые затраты были бы снижены в процессе адаптации таких детей к нормальным людям.
(Здесь необходимо обратить особое внимание на то, что дети искренне ВЕРЯТ в предлагаемый им мир. Они верят не столько логикой, сколько чувствами и представлениями. И это понятие ВЕРЫ чрезвычайно ценно, так как именно из него в дальнейшем в сердцах и чувствах детей он станет постепенно переходить в ВЕРУ ВЫСШИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. Но это вопрос отдельный и в данном документе специально рассматриваться не будет.)
На занятиях Кирюшина дети слушают сказки, поют песни, участвуют в их создании, рисуют, читают стихи, исполняют с названием нот специальные упражнения, определяют на слух различные средства музыкальной выразительности. Причем, в отличие от занятий с обычными педагогами и в общеобразовательной, и в музыкальной школе делают это с жаром, активно, с огромной заинтересованностью. Весь процесс обучения проходит либо в контакте с учителем (без каких-либо домашних заданий), либо в семье через фоновое восприятие мелодий со специальных аудиокассет, либо через слушание 350 шедевров мировой музыкальной классики (специально подобранной в исполнении лучших музыкантов мира) либо через просмотр обучающих видеофильмов, чтение сказок, раскрашивание к ним иллюстраций. В результате всего этого дети до тонкостей САМОСТОЯТЕЛЬНО осваивают предлагаемый им материал и, что часто бывает, не с самим Кирюшиным, а с другими преподавателями иногда знают его лучше этих педагогов. Тем самым они во многом не зависят от преподавателя, а поэтому и становятся более самостоятельными, раскованными, имеющими свой взгляд на те или иные сказочные события, становятся людьми, способными выдвигать свои версии, рассуждать со знанием дела (в том числе и с профессиональными знаниями) о поведении того или иного героя. В общем, соприкасаясь с методикой Кирюшина, дети даже не знают о том, что их при этом обучают. Они, в основном, творчески сотрудничают со своим Учителем, видят в нем своего друга, товарища, общаются с ним на равных. Через 2 - 3 года, неожиданно для самих учащихся и их родителей (которые тоже как бы обучаются, ибо всегда присутствуют на занятиях), а также педагогов, периодически наблюдавших за обучением детей, оказывается, что ученики прочувствовали и освоили такое огромное количество материала, которое при обычном подходе даже в профессиональных учебных заведениях осваивалось бы лет 10 - 12. А, в результате, незаметно для себя, они начинают анализировать музыкальные произведения, пробуют самостоятельно сочинять стихи и музыку, сами просят, чтобы их научили играть на музыкальных инструментах. (Интересно отметить факты, когда в процессе определения и воспроизведения мелодических построений ритмических рисунков, средств музыкальной выразительности или даже чтения нотного текста с листа дошколята часто ставили в тупик даже умудренных опытом преподавателей специальных учреждений.)
Особенно следует остановиться на главной разработке автора - пособии для развития абсолютного музыкального слуха мышления и памяти. Система упражнений, входящих в пособие (8 аудиокассет с профессиональной записью; исполняемые, кстати, первым учеником Кирюшина, прошедшем внутриутробное обучение) основывается на восприятии уникальных мелодий, построенных на специально вычлененных музыкальных "формулах-блоках". (Работа по их вычленению частотного словаря музыки заняла почти 20 лет. Для чего было проанализировано свыше 2 000 произведений интернациональной, народной, классической, эстрадной музыки, начиная с XII века и до наших дней.) В результате оказалось, что с помощью данных аудиокассет стало возможным обучать детей не только с колясочного возраста, но и еще во внутриутробном состоянии. Взрослые же с помощью данной разработки, по свидетельству многих педагогов, с ними сталкивающихся, оказались в состоянии обучать сами себя, в не зависимости от предыдущего опыта, всего за 2 - 3 месяца! И это вместо 10 - 15 лет обучения в специальных учебных заведениях. В процессе работы с аудиокассетами было замечено, что практически у 80-90 % учащихся вырабатывается не только так называемый абсолютный слух, но и резко развивается память, скорость мышления, что и ведет к более быстрому запоминанию музыкальных произведений (вместо 10 - 12 фортепианных пьес в течение года, такие дети были в состоянии сыграть 60 - 70), способствует освоению счета, чтения, иностранных языков. Ведь благодаря уникальности музыкально-технологического языка, разработанного еще в средние века Гвидо Аретинским, совмещающего образное и логическое восприятие, у ребенка даже в грудном возрасте, как стартером, запускаются его интеллектуальные способности. Кроме прочих преимуществ данной разработки, с помощью аудиокассет и других разработок, описываемая методика в состоянии решить до сих пор не разрешимую проблему всеобщую музыкальную грамотность населения в состоянии способствовать познанию музыкального языка музыкальной культуры миллионами. Ведь в отличие от других методик, она позволяет заниматься не с 6 - 8 летними детьми, как это практикуется в музыкальных школах, а с огромными группами детей и взрослых (до 2 000 тысяч человек, как показали занятия в Колонном зале Дома Союзов). Конечный результат таких занятий всего за 2 - 3 года, по оценке десятков преподавателей, гораздо выше музыкальной школы. Через радио же и телевидение, через систему мультфильмов и спектаклей обучающаяся на основе образного восприятия аудитория может быть расширена до десятка миллионов. И, главное, все же не только обучение всех желающих профессиональному музыкальному языку, а через его освоение - развитие полноценного интеллектуального аппарата индивидуума. Ведь с появлением специальных мелодий, построенных на частотных формулах-блоках, возникла возможность с самых первых мгновений жизни на земле дать ребенку один из самых необычных и эффективных языков логико-эмоционального общения.
Ни математика, ни другие точные науки, ни даже другие искусства не могут пробудить потенциал ребенка с первых дней, месяцев его жизни. А музыка это может сделать. И еще одно замечание... Язык, который предлагается использовать с новорожденными, резко отличается от других языков мира. В нем всего семь фонем, которые дают ограниченное количество сочетаний. В семи группах тональностей таких важных сочетаний наберется не более 500 (в вербальном обиходном языке современный человек должен освоить не менее 4 000 - 5 000 слов и выражений). Ясно, что даже не обладая выдающимися способностями, любой человек при его желании (или желании его родителей) в состоянии научиться мыслить и разговаривать на этом языке, непривычном для большинства населения планеты. А это еще раз подтверждает тезис, что музыкальный язык необходим для освоения умственно-отсталыми детьми. Именно он может дать им необходимый толчок для развития. Мало того, слушание кассет и пение специальных упражнений с названиями звуков привело еще к одному, ранее не предсказуемому результату, касающемуся здоровья детей. Во-первых, эта деятельность уже через месяц, два полностью избавляла детей, страдающих заиканием, от их болезни. (Опять же мыслить и говорить, пропевать всего семь фонем гораздо легче, чем говорить на обиходном языке.) А во-вторых. . . опробование впервые этих кассет в НИИ педиатрии Российской Академии медицинских наук показало, что они положительно воздействуют на недоношенных детей и их матерей. У таких детей улучшалась ферментация крови, они стали быстрее набирать вес, стали более активными и энергичными. В результате их медикаментозное лечение по предписанию врачей заменялось музыкально-терапевтическим. Дети, слушавшие музыку, быстрее других стали выздоравливать и выписываться из клиники. А у их матерей, почти у всех, улучшилась лактация (что в настоящее время является всемирно признанной проблемой). О работе отделения недоношенных детей в этом плане сообщалось на Международной научно-практической конференции "Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей" в г. Москве. Ведущий эту тему специалист НИИ защитила докторскую диссертацию. Кроме НИИ педиатрии в течение трех последних лет были проведены исследования в Центре акушерства и гинекологии России, в Институте повышения квалификации медицинских работников. Эти исследования, в том числе с помощью уникального прибора контролирующего систему «мать-плод», подтвердили что слушание музыки и особенно данных мелодий в течение ограниченного времени (15 - 20 минут за сеанс) приводит:
- к значительному улучшению кровообращения матери и ребенка,
- к улучшению их эмоционального и физиологического состояния,
- к более эффективному насыщению жизненно важных органов кислородом и витаминами,
- к всплеску энергетики.
Мало того, выяснилось, что слушание кассет во время родов приводит к тому что они протекают почти безболезненно. И вместо того, чтобы кричать, матери пели знакомые им мелодии. А малыши, появляясь на свет, свой первый крик издавали даже в той тональности, в которой исполнялись чудо-попевки. (Имеется отчет о проделанной в течение двух лет работе лаборатории физиологии Центра акушерства и гинекологии России доктора медицинских наук В. Филимонова.) Совместными усилиями психотерапевтов, врачей, педагогов, экстрасенсов была выработана гипотеза, что столь сильное воздействие специальных мелодий оказывается потому, что заложенная в ребенке поколениями "генетическая энергия восприятия музыки" вступает в резонанс с непосредственным звучанием реальных мелодий, построенных именно из вычлененных из тысяч произведений попевок. Отсюда идет обмен внешней энергии и энергии ребенка, идет его "подзарядка" и "очищение". (У взрослых данные мелодии так же снимают стресс, улучшают общее состояние, стабилизируют кровяное давление.) Данные исследования конечно же нуждаются в дальнейшем продолжении. Для этого нужно организовать специальную лабораторию в работе которой готовы принять самое деятельное участие: ученые Института психологии Российской академии наук, Центра акушерства и гинекологии, Академии музыки имени Гнесиных, Института музыкальной терапии, Академии медицинских наук, Консерватории и другие специалисты. В результате подобных исследований можно было бы составить действительно обоснованные программы для целенаправленного лечения различных групп больных с помощью музыкальной терапии, управлять процессами эмоциональной и интеллектуальной деятельности детей с самого раннего периода их развития. Таким образом, мог бы быть сделан первый шаг по улучшению генофонда страны который в настоящее время просто в удрученном состоянии.
Выше описанный обзор методики В. Кирюшина почти полностью освещался на телевидении (около 40 передач), в прессе (свыше 80 статей), специальных изданиях и на радио. По мысли автора и на наш взгляд на основании существующих разработок в самое короткое время (примерно 3-4 года) возможно перенесение данной методики на любой предмет общеобразовательного цикла. В результате чего может быть разработана принципиально иная, чем общепринятая классно-урочная театрально-образовательная педагогика с созданием на ее основе обучающей педагогической индустрии (система игр компьютерных программ игрушек сувениров и т.д.). Это позволит сначала прочувствовать, а затем осознать любой предмет любые знания еще в дошкольный период. А в школе на их базе вся программа сможет осваиваться не за 11 лет, а всего за 5 - 6. Причем диких перегрузок и эмоциональных стрессов. Настоятельно рекомендуем обратить внимание на уникальную работу нашего соотечественника и по возможности сделать все необходимое для внедрения результатов этой работы в широкую педагогическую практику общеобразовательных и специальных учебных заведений. Для этих целей необходимо открыть сначала одну экспериментальную "материнскую школу", в которой будущие матери через воздействие различных искусств (живописи, музыки, литературы, театра) могли бы подготавливаться к роли первого домашнего учителя для своего малыша, а своего ребенка начать развивать и обучать еще во внутриутробном состоянии. Далее должна быть организована целая сеть таких школ. Для теоретических же разработок автора и их практической апробации в целом НЕОБХОДИМО СОЗДАТЬ ЦЕНТР ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА, а при нем УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС (дошкольные группы, гимназия, колледж, с соответствующими научными лабораториями). Тем самым была бы заложена основа развития поколений нашей страны на совершенно иной интеллектуальной базе на много десятилетий вперед.
Зам. председателя комиссии ЭОРЛР,
декан дирижерско-хорового факультета,
профессор Л. Попова
Российская академия медицинских наук,
Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии
В ассоциацию эмоционально-образного развития личности
В лаборатории НЦ акушерства гинекологии и перинатологии РАМН проведено исследование функциональных реакций беременных женщин и их плодов на музыкальные сигналы. Проводилась регистрация ряда показателей сердечно-сосудистой деятельности сердечно-сосудистой (ЭКГ, РГ, ССГ) системы матери и плода во время прослушивания беременной музыкальных мелодий (в том числе и мелодий, основанных на специально выверенных формулах автора, эмоционально-образной педагогики В.В. Кирюшина) и белого шума. В результате исследования установлено, что прослушивание музыкальных мелодий вызывает определенные реакции (двух типов) сердечно-сосудистой системы матери и частоты сердечных сокращений у плодов. Реакции не носят отрицательного патологического характера и не выходят за пределы естественных колебания ЧСС (в среднем) как у беременных, так и плодов. Реакции на белый шум имеют иные характеристики. На основании полученных данных можно сделать следующее заключение, что музыкальный сигнал определенное закономерное воздействие на функциональную систему «мать и плод», отличное от воздействия белого шума. Отсутствие патогенного воздействия позволяет признать его вполне физиологическим (естественным) раздражителем, который может быть использован для модификации состояния биосистемы, в интересах нормализации функционирования последней. Исходя из этого, предлагается не только рекомендовать прослушивание беременным указанных мелодий, но и продолжить дальнейшее исследования их позитивного влияния с целью нормализующей коррекции адаптированных возможностей системы «мать и плод». Для этих целей рекомендуется открыть при научном центре акушерства гинекологии и перинатологии материнскую школу, на пациентах которой можно было бы проверить и степень влияния других искусств.
Заместитель директора по науке
НЦ акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН,
член-корреспондент РАМН, профессор Е.М. Вихляева
О вопросах эмоционально-образной педагогики.
Ознакомившись с предложениями Владимира Викторовича Кирюшина, касающимися области развития и обучения детей на основе эмоционально-образного принципа, считаю, что именно этот путь во многом мог бы способствовать резкому и качественному изменению дел, как в области профессиональной, так и общей педагогики. Ибо разработки В.В. Кирюшина, хотя, в основном, они и затрагивают вопросы, связанные с развитием музыкальных способностей, несомненно, могут способствовать и общему развитию каждого ученика. Занятия, построенные на предлагаемой основе, могут дать толчок развитию мышления ребенка, как интеллектуальному, так и образному и, главное, тем самым создать базу для самого широкого раскрытия его творческих способностей. Ценным в предлагаемом методе является и то, что он по сути дела является всевозрастным, рассчитан не только на обучение одаренных детей в небольших группах, но и применим в самом массовом обучении, с детьми самых различных способностей, и при этом метод остается высоко профессиональным по содержанию.
Другим положительным моментом является то, что на его основе можно создавать и разрабатывать подобные методики не только по предметам эстетического цикла (что само по себе уже способствует комплексному подходу к обучению и воспитанию всесторонне развитой личности), но и предметам общеобразовательным. Кроме того, используя подобный подход к развитию и обучению ребенка через систему образов, через сказки, мультфильмы, спектакли, песни или игрушки, можно целенаправленно воздействовать и на формирование его духовного начала. Причем буквально со дня рождениям, а это открывает необозримые возможности в деле воспитания нового поколения.
Депутат Верховного Совета СССР,
Академик АМН СССР Н. Амосов
Вопрос о создании лаборатории и
школы комплексного эстетического воспитания.
Обращение к генеральному секретарю ЦК КПСС Черненко К.У.
Программа КПСС, решения XXVI Съезда, последующих Пленумов и постановлений, проект ЦК КПСС "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы" выдвинули крупные, в значительной мере новые задачи в области коммунистического воспитания и эстетического образования подрастающего поколения. В этих условиях искусство во всем его многообразии способно внести свой весомый и действенный вклад в решение вопроса разносторонней подготовки личности советского человека, формирования его гражданственности, патриотизма. Это налагает высокую ответственность на работников культуры, предъявляет повышенные требования к тем, кто создает и пропагандирует произведения искусства, прежде всего, к их профессиональной подготовке.
Существующая в учебных заведениях страны система воспитания творческой интеллигенции во многом ограничена. Она направлена на изготовку узкого круга специалистов, не сориентированных на всеобщее эстетическое образование, не обладающих необходимым широким кругозором, имеющих ограниченные знания, как в области самого искусства, так и в области общественных наук. Эта система характерна отсутствием комплексной эстетической подготовки подрастающих поколений. А этот недостаток во многом определяется отсутствием специальных кадров и конкретных программных разработок, способствующих осуществлению подобной подготовки. Предлагаемая нами система (основанная на системе музыкального воспитания, разработанной В. Кирюшиным) рассчитана на занятия с детьми дошкольного (от трех лет) и школьного возраста. Она имеет в виду отработку практическую проверку комплексной программы подготовки специалистов, способных к осуществлению всеобщего эстетического воспитания. Специфическими особенностями системы выступают:
- целостность восприятия всего цикла дисциплин и занятий;
- раннее предпрофессиональное комплексное развитие дарований и способностей у детей в различных видах деятельности музыки, театра, живописи, литературы, хореографии, архитектуры, изучении иностранных языков, фигурного катания, теннисам в их тесной взаимосвязи с идейно-политическим и трудовым воспитанием;
- завершение предпрофессиоцальной подготовки будущих специалистов широкого профиля в области культуры и искусства, а так же общего эстетического образования к концу девятого класса общеобразовательной школы подготовка наиболее способных учащихся к их дальнейшему профессиональному образованию.
В предлагаемой системе комплексного воспитания требуется адекватное обучение и общеобразовательным предметам. В этом плане особый интерес представляют новые методы, разрабатываемые на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и НИИ содержания и методов обучения академии педагогических наук СССР, которые позволяют изучать общеобразовательные предметы более компактно, с минимальным количеством домашних заданий. Конечная цель предпрофессиональной подготовки - всестороннее развитие личности советского человека, формирование многократного художественного мышления будущих специалистов.
Практическое решение вопроса нам видится: во-первых - в создании проблемной лаборатории допрофессионального комплексного эстетического воспитания при одном из учебных заведений культуры и искусства, например, при московской консерватории им. П.И. Чайковского или при методическом кабинете Министерства культуры СССР, или при НИИ СМО АПН СССР (ведущей идеей лаборатории должна стать разработка конкретных программ и учебных пособий методических рекомендаций, как для профессиональной, так и общеобразовательной школы); во-вторых - в наборе уже в предстоящем учебном году экспериментальных подготовительных групп (из детей от трех до шести лет) и первых трех классов на базе одной из общеобразовательных школ города Москвы. Базой для деятельности лаборатории могут стать: общеобразовательная школа с интернатом для иногородних детей и прикрепленные к ней детские дошкольные учреждения. Согласно предварительной договоренности, курирование школы могли бы взять на себя: кафедра педагогической психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и НИИ СМО АПН СССР под руководством членов-корреспондентов АПН СССР Н. Талызиной и В. Монахова. Для работы как в лаборатории, так и в экспериментальных классах и группах необходимо привлечь целый ряд талантливых педагогов-практиков, выработавших в течение многих лет, уникальные индивидуальные методики преподавания различных видов искусств, имеющих многогранный опыт и конкретные программные разработки по различным предметам. Для создания условий педагогическому составу, проводящему эксперимент целесообразно разрешить работу по договорной системе без ограничения совместительства в пределах лаборатории и школы. Исследования в области всестороннего эстетического воспитания, которые проводились в ряде стран, показывают, что ребенок, прошедший подобную подготовку, приобретает способность более эффективно решать задачи как художественного, так технического или производственного плана. И как следствие: деятельность такого специалиста в любой области общественно полезного труда является более эффективной и качественной, чем у специалиста, не прошедшего школу эстетического воспитания.
Нам представляется, что осуществление предложенных мероприятий и планируемый эксперимент могли бы стать формирующим звеном и сыграть в целом плодотворную роль в развитии культуры нашего народа.
Народный писатель КиССР,
Лауреат Ленинской и Государственных премий СССР,
Лауреат государственной премии КиССР,
Герой Социалистического Труда,
Председатель правления Союза кинематографистов КиССР,
Секретарь правления Союза писателей СССР,
действительный член Академии наук КиССР,
Депутат Верховного Совета СССР Ч. Айтматов
Заслуженный деятель искусств РСфСР,
директор государственного музея имени А.С. Пушкина И. Антонова
Народный артист СССР,
Лауреат Ленинской и Государственных премий СССР,
Герой Социалистического Труда,
Секретарь правления Союза кинематографистов СССР,
профессор ВГИК,
Депутат Верховного Совета РСфСР С. Бондарчук
Народная артистка СССР,
Лауреат Ленинской и Государственных премий РСфСР,
солистка Государственного академического Большого театра СССР,
Депутат Верховного Совета СССР Т. Синявская
Действительный член академии наук СССР,
Директор института Востоковедения АН СССР Е. Примаков
Заслуженный мастер спорта,
одиннадцатикратная чемпионка Европы,
десятикратная чемпионка мира,
трехкратная чемпионка Олимпийских игр И. Роднина
Народный артист СССР,
Лауреат Ленинской премии,
профессор Московской консерватории имени П.И. Чайковского,
художественный руководитель и главный дирижер
Государственного симфонического оркестра
Министерства культуры СССР Р. Рождественнский
Народный артист СССР,
Лауреат Ленинской и Государственной премии РСфСР,
артист Государственного Малого театра И. Смоктуновский
Народный артист СССР М. Магомаев
Так же подписали: С. Герасимов
З. Долуханова
А. Зайцев
И. Заринь
А. Зархи
Л. Кербель
А. Полянский
Е. Розанов
Т. Малашкина
В. Атлантов
А. Гребнев
М. Прудкин
Э. Ладыгин
Министерство образования Российской федерации;
Министерство культуры Российской федерации;
Министерство социальной защиты населения Российской федерации;
Министерство окружающей среды и природных ресурсов Российской федерации;
Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН
"О принципах эмоционально-образного
воспитания и образования"
В настоящее время мировое сообщество уделяет все большее внимание поиску новых путей образования, воспитания и развития личности, включая природоохранное направление.
Одним из новых, а точнее, вовремя не внедренных направлений в современной педагогике, являются принципы эмоционально-образного воспитания и образования, которые сформулировал в стройную программу и применяет, опираясь на собственный тридцатилетний педагогический опыт и опыт педагогов-новаторов, работающих с детьми, Президент ассоциации эмоционально-образного развития личности В.В. Кирюшин. Министерства Российской федерации рассмотрели предложения Ассоциации эмоционально-образного развития личности "О принципах эмоциональной образного воспитания и образования" и считают необходимым отметить актуальность и важность изложенной ассоциацией темы. Министерства полагают необходимым довести до сведения территориальных органов управления образованием и культурой данные предложения и просят всех заинтересованных лиц оказать содействие для внедрения программы эмоционально-образного воспитания и образования.
Министерства просят рассмотреть предложения Ассоциации и направить в её адрес и адреса министерств свои предложения и замечания.
Заместитель Министра образования Российской федерации М.Н. Лазутова
Заместитель Министра культуры Российской федерации В.П. Демин
Первый заместитель директора Департамента проблем семьи,
женщин и детей министерства социальной защиты населения
Российской федерации А.М. Панов
Заместитель директора по науке
научного