А1.Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему на Руси любили колокольный звон»?
1. Церковные колокола были своеобразным эпическим оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом.
2. Колокольный звон сопутствовал народной жизни: оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность.
3. Колокола обычно изготовлялись в пушечных мастерских.
4. Считалось, что, чем дальше распространится слух, тем сильнее будет гудеть колокол.
А2.Почему рассказчик называет колокольный звон «серебряным»?
1. 1.Колокола звучали "во дни торжеств и бед народных"
2. 2.Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля.
3. В колокольный сплав, состоявший из меди и олова, добавляли серебро - для благозвучности.
4. 4.Колокол - это гигантский музыкальный инструмент.
A3. В каком варианте ответа содержится тема текста?
1. Литье колоколов и бил считалось почетным делом.
2. История колоколов России.
3. С колоколами были связаны самые различные поверья.
4. В первой половине четырнадцатого века колокола делали в Москве и Новгороде.
А4.В каком варианте ответа указана главная мысль текста?
1. Первые упоминания о литье колоколов.
2. Колокола всегда объединяли, сплачивали народ, это помогало выстоять в несчастьях и вместе радоваться победам.
3. Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества.
4. Колокол в фольклорных жанрах: притчах, загадках, шутках, поговорках.
А5.В каком предложении текста содержится аргумент, подтверждающий тезис рассказчика о том, что «колокола звучали "во дни торжеств и бед народных"?
1. 23
2. 8
3. 11
4. 20
А6. В каком варианте ответов правильно расположены пункты плана в соответствии с содержанием.
1. 1 .Колокол - музыкальный инструмент, имеющий свои переливы и назначение.
2. Первые упоминания о литье колоколов.
3. Поверья, связанные с колоколами.
4. 4.Звучание колоколов "во дни торжеств и бед народных".
1. 1,3,4,2
2. 2,4,3,1
3. 4,2,3,1
4. 3,2,1,4
А7. Что является общим у слов "набатный" и "вечевой"?
1.Общим у этих слов является значение объединения, сбора людей
2.Общим является то, что удары в колокол - это сигнал к сбору людей в случае пожара, тревоги.
3.Колокол - это гигантский музыкальный инструмент.
4. О колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притч, пословиц, поговорок, загадок и шуток.
А8. В каком варианте ответа указаны средства речевой выразительности, использованные автором в предложениях 22-28?
1.метафора, фразеологизм
2.сравнительный оборот, гипербола
3.анафора, олицетворение
4.эпитет, лексический повтор, синтаксический параллелизм
А9. Переделайте бессоюзное предложение (№25) в предложение с прямой речью. Напишите получившееся предложение.
Ответы на задания В1 - В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
В1. Из предложений 26 - 28 выпишите слово с орфограммой «Непроизносимый согласный в корне слова»
В2. Из предложений 23 - 24 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -3, если после неё следует буква, обозначающая звонкий согласный».
ВЗ. Из 4 предложения выпишите слово с орфограммой «Безударный беглый гласный в суффиксе».
В4. Из приведённого ниже предложения 23 выпишите все цифры, при помощи которых пронумерованы запятые, выделяющие причастный оборот.
Колокол был,(1) например,(2) для деревенских жителей своего рода часами, (З)возвещавшими о начале дня.
В5. Среди предложений 12-14 найдите сложносочинённое предложение. Напишите номер этого предложения.
В6. Из приведённого ниже предложения 15 выпишите цифру(-ы), при помощи которой(-ых) обозначена(-ы) запятая(-ые), разделяющая(-ие) главную и придаточную части сложноподчинённого предложения.
Когда отливался большой колокол, (1)то летописец заносил это событие в свою хронику, (2)не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела.
В7. Замените словосочетание из предложения 23, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание. Деревенских жителей- ...
В8. Из предложения 27 выпишите грамматическую основу.
В9. Укажите количество грамматических основ в предложении 20.
В10. Среди предложений 3-8 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.