Упражнение на дыхание « Вертушки».
Реквизит: игрушки – вертушки (полоска бумажки, ленточка).
Короткий вдох носом и продолжительный выдох на игрушку.
Оздоровительные и фонопедические упражнения.
В своей практике использую упражнения для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В.Емельянова, М.Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.
Упражнение «Резиновая игрушка»
(на развитие нижнего дыхания)
Купили в магазине
Резиновую Зину,
Резиновую Зину
В корзине принесли.
Она сказала:
-Ш-ш-ш-ш!
Потом сказала:
-С-с-с-с!
Затем сказала:
-Х-х-х-х!
Потом устало:
-Ф-ф-ф-ф!
Потом так странно:
-К-к-к-к!
И так обычно:
-Т-т-т-т!
Потом легонько:
-П-п-п-п!
И очень твердо:
-Б-б-б-б!
Жужжала тихо:
-Ж-ж-ж-ж!
И вовсе сдулась:
-З-з-з-з!
(Согласные произносятся на выдохе легко и тихо)
Игровой массаж
Благоприятно воздействуют на организм различные виды самомассажа, которые провожу в игровой форме с музыкальным сопровождением. Во время проведения дети знакомятся с пользой точечного массажа и самомассажа, которые стали неотъемлемой частью ООД по музыке.
Цель – обучение детей посредством правильного выполнения игрового массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, легкие, кишечник, воздействия на биологически активные точки тела.
Ребенок может легко этому научиться в игре. Я использую различные виды игрового массажа: пальцев рук, головы, лица, ушей, шеи, биологически активных точек, всего тела. Дети с большим удовольствием «лепят», «мнут», «разглаживают» свое тело. Применение самомассажа имеет давнюю историю. Издавна люди использовали самомассаж при различных недугах. Я же предлагаю использовать массаж, как средство подготовки лицевых мышц к певческой деятельности. Это прекрасная разминка для подготовки к пению. Она придаёт мышцам лица и артикуляционного аппарата чувство лёгкости и раскованности. Для ощущения плавной ритмичности эффективно использование негромкой музыки, которая создаёт дополнительное чувство комфорта. Когда упражнения хорошо выучены, можно добавить лёгкое подпевание музыке, что способствует развитию голосовой мелодичности.
Логоритмика
Логоритмические упражнения в ООД по музыке я провожу в основном во время музыкально-ритмических движений и игр- драматизаций. В дальнейшем я их использую в праздниках и развлечениях для того, чтобы все дети были задействованы в спектакле.
Песня с движениями «Колыбельная» ( младшие группы)
Использую в играх-драматизациях и как заключительное упражнение
на релаксацию.
|
| ||||||
| Поднимают руки вверх. |
Музыкальный руководитель. Спит малыш. Свернулся клубочком кот и тоже задремал. И мы с вами отдохнем.
Дети ложатся на ковер, закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной
(диск «Колыбельные»). Потом садятся, потягиваются, встают и спокойно выходят из зала.
Стихотворение с движениями «Падает снежок» (средняя группа).
Использую в музыкально - ритмических движениях и играх – драматизациях, и, в дальнейшем, на праздниках и развлечениях (Новый год, по следам праздника) для вовлечения всех детей в ход действия.
|
| |||||||||
|
| |||||||||
| Вращают кистями рук. | |||||||||
|
|
Упражнение «Как мы ухаживаем за огородом» на координацию речи с движениями под музыку (старшая, подготовительная группа).
Использую в музыкально-ритмических движениях и играх – драматизациях, и, в дальнейшем на праздниках и развлечениях (осенний праздник) для вовлечения всех детей в ход действия.
(Можно выполнять под мелодию русской народной песни «Как у наших у ворот».)
Хором. Огород у нас в порядке — мы весной вскопали грядки.
(Имитировать работу с лопатой)
Мы пололи огород.
(Наклониться или присесть, достать руками пол)
Поливали огород.
(Покачиваться вперед—назад)
В лунках маленьких не густо, посадили мы капусту.
(Присесть на корточки, обхватить руками колени)
Лето все она толстела, разрасталась вширь и ввысь.
(Медленно подниматься, руки на поясе, повороты туловища вправо — влево)
А сейчас ей тесно белой, говорит: — Посторонись!
(Ноги на ширине плеч, топнуть ногой в конце фразы)
Пальчиковые игры.
Очень полюбилась моим детям гимнастика для пальчиков, которую провожу с пропеванием или с проговариванием текста, что способствует развитию мелкой моторики, координации движений, чувства ритма и речи. То быстрый, то размеренно неторопливый, иногда распевный темп рифмованных строк воспитывает плавность, размеренность, ритм речи, развивает дыхание. Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы.
Дети с большим удовольствием не только разучивают «пальчиковые» упражнения, но и придумывают их сами. Развитие мелкой моторики пальцев рук является прекрасным стимулом для речевого развития, что в свою очередь просто необходимо при пении.
Проговаривание детьми несложного стихотворного текста одновременно с движениями пальцев очень полезно:
Ø речь ритмизируется движениями;
Ø она становится более громкой, четкой, эмоциональной;
Ø рифма положительна для слухового восприятия.
В ООД по музыке пальчиковые игры Е. Железновой, В. Коноваленко,
О. Узоровой проводятся чаще всего под музыку – как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового театра.
Песочный дом
Вот песочница большая Разводят руки в стороны.
С крышею в горошек. Руки «домиком» над головой.
Из песка мы строим дом, Стучат кулачком о кулачок.
В доме пять окошек. Показывают раскрытую ладошку –
«пять».
Первое – для зайчика, Загибают на левой руке пальчики
по очереди.
Второе – для совочка.
В третьем куколка стоит,
В четвёртом – два грибочка.
В пятом кругленьком окошке
Уложили спать мы кошку. Ладошки «спят» под щёчкой.
Только кошке места мало. Грозят указательным пальчиком.
Прыг! И домик наш сломала! Шлёпают ладошками по коленям.
Применяю в качестве физминуток во время слушания или пения (стараюсь, чтобы тематика произведения была созвучна с упражнением, например упражнение «Пароход», «Капитан» при разучивании репертуара ко Дню защитника Отечества, «Теремок»- к Новому году и пр.). Сложные упражнения мы разучиваем в несколько этапов, а потом часто к ним возвращаемся. На одном занятии мы обычно повторяем какое-либо хорошо разученное упражнение и работаем над новым.
Младшая группа.
Пароход
Пароход плывет по речке и пыхтит он, словно печка.
(Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, большие пальцы подняты вверх).
Средняя группа
Капитан
Я плыву на лодке белой.
По волнам с жемчужной пеной.
Я - отважный капитан,
Мне не страшен ураган.
Чайки белые кружатся,
Тоже ветра не боятся.
Лишь пугает птичий крик
Стайку золотистых рыб.
И, объездив чудо-страны,
Посмотрев на океаны,
Путешественник-герой,
К маме я вернусь домой
Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговаривая стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.