Дыхательной гимнастики по А.Н.Стрельниковой
«Ладошки»
Ладушки-ладошки,
Звонкие хлопошки.
Мы ладошки все сжимаем,
Носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем,
То свободно выдыхаем.
Дети стоят ровно и прямо. Ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развёрнуты к зрителю.
На счёт «раз» - хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки), одновременно с движениями шумно шмыгаем носом. Сразу после короткого вдоха ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно. Активный вдох-пассивный выдох. На 4 счёта делаем подряд 4 коротких вдоха-движения, затем отдыхаем 3-5 секунд. Норма 4 раза по 4 вдоха-движения.
Артикуляционная гимнастика.
При разучивании песен приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о недостаточном
развитии мышц речевого аппарата.
Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных,
полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.
Задачи артикуляционной гимнастики в ООД по музыке:
Ø формирование артикуляции различных звуков;
Ø закрепление артикуляционных укладов этих звуков в слогах, словах, фразах;
Ø совершенствование подвижности и точности движений языка и губ (активизация движений кончика языка, выполнение дифференцированных движений кончиком языка, отграничение движений языка и нижней челюсти);
Ø увеличение объема слуховой памяти и внимания;
Ø выделение сильной доли в цепочке слогов;
Ø развитие музыкальной памяти, запоминания текста песен;
Ø совершенствование дикции;
Ø развитие чувства ритма;
Ø совершенствование пространственной ориентировки в координатах: вправо-влево, вверх-вниз, в сторону, вперед-назад.
Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.
Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким язычком), поэтому для достижения этой цели на каждом занятии провожу разминку – артикуляционную гимнастику по системе В.В. Емельянова. Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.
В артикуляционную гимнастику входит:
Ø работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);
Ø с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки);
Ø массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.
Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, проводятся в игровой форме. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.
Так, «путешествуя» вместе с язычком, дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата: языком, зубами, губами, небом.
Затем осваиваем артикуляционные упражнения:
«Язычок проснулся» (толкать язычком в правую и левую щеку);
«Язычок, покажись!» (покусать кончик языка);
«Зубов не страшись!» (высовывать язык вперед и убирать назад);
«Зубы кусаются» (покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности);
«Губки хохочут» (в улыбке открыть верхние губы);
«Губки обижаются» (вывернуть нижнюю губу);
«Вкусный язычок» (пожевать язык боковыми губами);
«Чистые зубки» (провести языком между верхней губой и зубами и между нижней губой и зубами);
«Улыбка» (улыбнуться).
В процессе выполнения артикуляционных упражнений слежу за точностью выполнения детьми движений, темпом выполнения, за сохранением положительного эмоционального настроя у каждого ребенка.
Артикуляционная гимнастика "Жаба Квака"
(комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)
Жаба Квака с солнцем встала, Потягиваются, руки в стороны
Сладко-сладко позевала. Дети зевают
Травку сочную сжевала. Имитируют жевательные движения,
Да водички поглотала. Глотают
На кувшинку села,
Песенку запела:
"Ква-а-а-а! Произносят звуки отрывисто и громко
Квэ-э-э-!
Ква-а-а-а!
Жизнь у Кваки хороша!
Применение дыхательной и артикуляционной гимнастики. Примеры.
Применяю в качестве 1-2-х минутной разминки перед и во время пения.
Упражнение на дыхание « В Лесу»
Музыкальный руководитель: « Как легко дышится в лесу, воздух чистый и свежий. Подышим свежим воздухом». На счет – 1, 2 – вдох через нос ,
3, 4 – выдох через рот.