Общая длительность оод по музыке 30 минут.
ВВОДНАЯ ХОДЬБА (1мин.) |
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ, ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ (5мин.) |
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА (2 мин.) |
ПЕНИЕ, ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО (В КАЧЕСТВЕ ФИЗ. МИНУТКИ, ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА) (7 мин.) |
РЕЧЕВЫЕ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ, ХОРОВОДЫ (4 мин.) |
РЕЧЕВЫЕ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ, ХОРОВОДЫ (4 мин.) |
ПЛЯСКИ, ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО (5 мин.) |
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (1 мин.) |
АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ (3 мин.) |
ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ РАСПЕВКА С САМОМАССАЖЕМ (2 мин.) |
Валеологические песенки - распевки
С них начинаются организованно-образовательная деятельность по музыке.
Несложные, добрые тексты (в том числе из программы «Здравствуй»
М. Лазарева) и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы в пределах квинты, поднимают настроение, задают позитивный тон восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат в ООД, подготавливают голос к пению.
«Доброе утро!»
Доброе утро! Улыбнись скорее! И сегодня весь день Будет веселее. | Поворачиваются друг к другу. Разводят руки в стороны. Хлопают в ладоши. |
Мы погладим лобик, Носик и щёчки. | Выполняют движения по тексту. |
Будем мы красивыми, Как в саду цветочки! | Постепенно поднимают руки вверх, выполняя «фонарики». |
Разотрём ладошки Сильнее, сильнее! А теперь похлопаем Смелее, смелее! Ушки мы теперь потрём И здоровье сбережём. | Движения по тексту. |
Улыбнёмся снова, Будьте все здоровы! | Разводят руки в стороны. |
Обязательное музыкальное приветствие, которое включает в себя отдельные приёмы психогимнастики – помогают мне создать психологический комфорт в ООД по музыке, вызвать чувство радости у детей. Основной целью данной части ООД является развитие умений управлять своими эмоциями, которые являются жизненно важным приобретением, пресекающие ряд заболеваний. Используя в своей работе упражнения по музыкальному аутотренингу, целесообразно наблюдать за правильностью мимики детей. Выражение лица должно соответствовать нужному эмоциональному состоянию. В своей работе использую варианты психогимнастики разработанные М.И.Чистяковой.
Цель распевания - подготовка голосовых связок к пению и упражнение в чистом интонировании определенных интервалов. В практике моей работы песни - распевки имеют здоровьесберегающую направленность.
Задачи: предупреждать заболевания верхних дыхательных путей, укреплять хрупкие голосовые связки детей, подготовить их к пению.
Валеологические песни-распевки дети быстро усваивают, быстро запоминают и больше проявляют интереса к короткой песенке. Доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок и приятная мелодия поднимают настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат в ООД, подготавливают голосовой аппарат к пению.
Короткие песенки-упражнения дети осваивают на слух, сравнивают отдельные звуки по высоте, определяют, какой звук выше, какой ниже. Попевки помогают детям понять движение звуков и т.д. Так же могут использоваться упражнения направленные на правильное певческое формирование гласных и правильное произношение согласных звуков.
Таким образом, вокальные упражнения позволяют добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, подготовке голосового аппарат к исполнению песни, развивают музыкальный слух, а так же поднимают настроение.
Дыхательная гимнастика
ООД по музыке включает упражнения дыхательной гимнастики А.Стрельниковой. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно.
Принцип гимнастики А. Н. Стрельниковой – в коротком и резком вдохе носом в сочетании с движениями, сжимающими грудную клетку. Это вызывает общую физиологическую реакцию всего организма, обеспечивающую широкий спектр позитивного воздействия. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила:
Ø вдох – громкий, короткий, активный (просто шумно на всю комнату шмыгать носом, как бы нюхая запах гари);
Ø выдох – абсолютно пассивный, уходит через нос или через рот (кому как удобно);
О выдохе думать запрещено. Воздух должен сам уходить после каждого вдоха.
Ø В стрельниковской дыхательной гимнастике короткие шумные вдохи носом делаются одновременно с движениями: хватаем – нюхаем, кланяемся – нюхаем, поворачиваемся – нюхаем.
Основные задачи дыхательных упражнений в ООД по музыке:
Ø укреплять физиологическое дыхание детей (без речи);
Ø формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох);
Ø тренировать силу вдоха и выдоха;
Ø развивать продолжительный вдох.
Особенностью работы над дыханием является постепенное и индивидуальное увеличение нагрузок под контролем педагога. Часть упражнений выполняется под счет, часть – под музыку.
При разучивании упражнений я сначала показываю его с пояснениями, затем предлагаю детям повторить упражнение вместе со мной, контролируя действия каждого ребенка. В качестве речевого материала в ООД использую сначала гласные звуки, потом слоги, слова, фразы. Постепенно продолжительность речевого выдоха у детей возрастает.
Пение с предшествующей дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие: положительно влияет на обменные процессы; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Упражнение основного комплекса