Перечислите крупные вокальные композиции Баха

Области творчества Баха

Ведущий жанр в вокально-инструментальном творчестве Баха — духовная кантата. Из светских кантат наиболее известны «Крестьянская» и «Кофейная». «Высокая» месса h-moll, «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею». Центральное место в инструментальном творчестве – органная музыка. Среди клавирных сочинений важнейшее место занимает «Хорошо темперированный клавир».

Перечислите крупные вокальные композиции Баха

Самые ранние из дошедших до нас кантат — «Пасхальная» и «Выборная». Среди немногочисленных светских кантат широко известны «Крестьянская», «Кофейная». Их привлекательность — в юморе и наивной простоте народных мелодий («Крестьянская кантата»), в злободневности темы и сатиричности ее освещения («Кофейная кантата»).

Зрелые вокальные сочинения Баха — «Страсти по Матфею» и си-минорная месса венчают творчество Иоганна Себастьяна Баха.

Назовите образно-тематические сферы в Мессе си минор Баха и выразительные средства для их раскрытия.

Образы страдания, скорби, жертвы, смиренной мольбы, горького пафоса, так характерные для Пассионов, трагических кантат, и, с другой стороны, образы радости, света, «триумфа правды».

Изучив композиционную драматургию мессы h-moll, мы приходим к выводу, что для создания величественной «картины мира» Бах воплощает обобщённые образы мольбы, восторга и ликования, силы и твердости духа, торжества и величия, благодарения и умиления.

Какова идея Мессы?

Месса h-moll — произведение величайшей философской мудрости, человечности, глубины чувств. Ее образы — страдания, смерти, скорби, а вместе с тем — надежды, радости, ликования, — поражают глубиной и силой.

В противопоставлении смерти и всепобеждающей силы жизни — скрытый смысл этого своеобразного цикла.

Назовите главные части Мессы h-moll. Какие из них являются экспозицией, разработкой, кульминацией и репризой?

· Kyrie eleison («Господи, помилуй»);

· Gloria («Слава»);

· Credo («Верую»);

· Sanсtus («Свят»);

· Agnus Dei («Агнец Божий»).

Kyrie и Gloria образуют их экспозицию с тональным отношением h—D (I—III ступени). Credo — своего рода разработочная середина огромной композиции, тонально наиболее неустойчивая, с эпизодами, отстранениями, перипетиями. Там контрастные начала дважды приведены к непосредственному сближению, и дважды первое (страдание) разрешается во второе (радость). Sanctus — полная мощи, энергии и света завершающая мажорная кульминация — может быть определена как неполная динамическая реприза — тональная (D-dur), а отчасти тематическая: последний хор Dona nobis pacem повторяет Gratias.

С композицией какого архитектурного сооружения можно сравнить композицию «Страстей по Матфею» Баха? В чём её смысл?

Композиция «Страстей» сопоставима с готическим собором: в партитуре Баха, также как и в конструкции собора, есть опоры и пространство между ни­ми.

В пространстве между этими архитектоническими опорами - повествование, персонажи евангельского рассказа (речитативы Еван­гелиста), облик толпы (хоры-turbae).

Назовите номера, которые образуют арку, обрамляющую композицию «Страстей по Матфею» Баха?

три мощных хоровых портала. Два из них, № 1 и № 35, Бах расставил в начале и в конце первой часта; третий, № 78,— в конце второй части, то есть в заключение всей композиции.

Назовите номера, которые являются каркасом (основой) композиции «Страстей по Матфею» Баха?

В качестве такого каркаса выступают номера, содержащие главные идеи сочинения, те этические и нравственные опоры, которые несут на себе всю тя­жесть грандиозного целого. Это арии в «Страстях по Матфею»: 10, 12, 19, 26, 29, 36, 41, 47, 51, 58, 61, 66, 70, 75.

и хора­лы: №№ 3, 10, 21, 23, 25, 31, 35, 38, 44, 48, 53, 55, 63, 72.

Назовите жанры органного творчества Баха и важнейшие произведения.

2 жанровые разновидности:

· хоральные прелюдии, как преимущественно небольшие композиции;

· «малые» полифонические циклы, как произведения крупной формы. Они состоят из какой-либо вступительной пьесы и фуги.

1) «Органная книжечка.

2) сборник «Клавирные упражнения».

3) «шюблеровские хоралы»

4) Последний сборник хоральных обработок – «18 хоралов».

Как называются сборники сюит Баха?

Баху принадлежат три сборника клавирных сюит, по шести в каждом: шесть Французских, шесть Английских, шесть партит.

К какой стилевой эпохе можно отнести творчество Баха?

Барокко

Области творчества Баха

Ведущий жанр в вокально-инструментальном творчестве Баха — духовная кантата. Из светских кантат наиболее известны «Крестьянская» и «Кофейная». «Высокая» месса h-moll, «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею». Центральное место в инструментальном творчестве – органная музыка. Среди клавирных сочинений важнейшее место занимает «Хорошо темперированный клавир».

Перечислите крупные вокальные композиции Баха

Самые ранние из дошедших до нас кантат — «Пасхальная» и «Выборная». Среди немногочисленных светских кантат широко известны «Крестьянская», «Кофейная». Их привлекательность — в юморе и наивной простоте народных мелодий («Крестьянская кантата»), в злободневности темы и сатиричности ее освещения («Кофейная кантата»).

Зрелые вокальные сочинения Баха — «Страсти по Матфею» и си-минорная месса венчают творчество Иоганна Себастьяна Баха.

Наши рекомендации