Следствие нервного возбуждения
Бен. Начало Итальянской симфонии Мендельсона напоминает оживленную пробежку перед двойным кувырком и прыжком на высокую трапецию. Одиннадцать быстрых шагов Мендельсон отводит духовым инструментам, после чего должны вступать скрипки, партия которых напоминает энергичное кувырканье. И вот однажды на концерте, еще когда моя палочка указывала на духовые, один из скрипачей принялся с энтузиазмом исполнять свою партию, но всего на пятом такте! Скрипичная мелодия звучала вполне уверенно и не могла не вызывать восхищения, но все остальные музыканты оказались за бортом общего корабля, а трапеция была им уже не подвластна. Впервые за мою дирижерскую практику я остановил выступление в присутствии более чем тысячи зрителей. Я улыбнулся музыкантам оркестра, сказал самому себе: "Как очаровательно!" и дал команду играть с самого начала. На этот раз, конечно, никаких ошибок не было.
После концерта один человек, имеющий отношение к нашему оркестру, спросил меня тихим голосом:
— А вам интересно узнать, кто из музыкантов вступил раньше времени?
То ли мне не понравилась конспиративная форма этого вопроса, то ли потому, что он был настолько незначительным по сравнению с энергетикой исполненного нами произведения, но я ответил:
— Нет, — после чего добавил. — Это сделал я.
Разумеется, не в буквальном смысле. Как вы сами понимаете, я не играл на скрипке. Но в тот момент, в контексте той великой музыки, которую мы сыграли, мне казалось абсурдным рассматривать чью-либо вину. Тем более, что все это способно лишь отдалить людей друг от друга. А нужно ли? Конечно же, скрипач, вступивший раньше времени, больше никогда не совершит подобную ошибку при исполнении Итальянской симфонии. И, вероятно, то же самое можно сказать и обо всех других произведениях, которые он будет играть в своей жизни. К тому же, после этого случая, каждый раз, когда мы исполняем Итальянскую симфонию Мендельсона, я с особым вниманием дирижирую первыми одиннадцатью тактами ее вступления. Не было абсолютно никакой надобности в том, чтобы кого-то обвинять, потому что понятие вины не имело никакого отношения к нашему творческому содружеству. Кроме того, я достаточно хорошо осознаю, что, поднимаясь на подиум, подвергаю себя риску, поскольку все может сложиться совершенно не так, как мне видится. Но знаю я и то, что хорошей музыки без риска не бывает.
Оглядываясь назад, я понимаю, что мой ответ — "Это сделал я" — означал нечто большее. Тем самым я сказал, что чувствую себя ответственным за все, что происходит в моем оркестре. Фактически, я по собственной воле признал себя чрезвычайно уполномоченным лицом.
Лучше всего мы знакомы с тем типом ответственности, который мы отождествляем с чертой характера, свойственной как нам самим, так и другим людям. Распределение обязанностей помогает нам в организации быта и управлении повседневной жизнью. Свидетельством тому служат фразы вроде: "Я возьму на себя ответственность за приготовление обеда, который дети возьмут с собой в школу, если ты покормишь их завтраком" или "Не по моей вине на банковском счету не осталось денег; это ты забыла его пополнить". Мы часто используем систему поощрения и наказания для регулирования ответственности. Это — не что иное, как пресловутый метод кнута и пряника: премии за успешно выполненную работу, чередующиеся с угрозами увольнения. Другими сильнодействующими мотивационными факторами выступают одобрение и неодобрение, их эффективность базируется на желании индивидуума успешно функционировать в обществе. Дело в том, что в основе такой модели лежит предположение о том, что жизнь станет всецело управляемой, если каждый играет в ней свою роль и если в случае неприятностей обязательно находится тот, кто получает за них взыскание.
В относительно однородном обществе, которое гордится своими принципами и перед которым каждый человек имеет свои обязательства, наказание виновных будет средством поддержания порядка. Это — беспроигрышный вариант, поскольку он апеллирует к нашему врожденному чувству совести. Однако эффективность такого подхода значительно снижается в социумах с дивергентной культурой и с чрезвычайно разнообразными ресурсами. Поэтому, потерпев неудачу, вспомните о разнообразии возможностей и попробуйте сыграть в новую игру, которая называется Стань шахматной доской.
Шахматная игра
Мы можем использовать сравнение с шахматной игрой для описания разницы между обычным подходом к ответственности, свойственным Миру измерений, и точкой зрения, предлагаемой нашим новым упражнением. Представьте, что вас просят отождествить себя с каким-то аспектом шахматной игры, например с определенной шахматной фигурой; вы можете разглядеть в себе напыщенного короля, хитроумного коня или скромную пешку. Как и любая другая фигура, вы понимаете, что ваше задание состоит в достижении поставленной цели, в успешном взаимодействии с членами команды, а также в том, чтобы одержать победу над противником. Либо же вы можете вообразить себя гроссмейстером, т.е. стратегом, контролирующим передвижение своих фигур по полю.
Тем не менее в нашем упражнении вы определяете себя не как отдельную фигуру и не как шахматиста, а как саму доску — гу структуру, в рамках которой происходит ваша жизненная игра. Заметьте, что мы употребляем оборот "вы определяете себя как", а не "вы являетесь". Дело в том, что если вы и вправду считаете себя причиной восхода солнца или страданий всего человечества, то вскоре ваши друзья прокатят вас в белой карете "Скорой помощи", или пропишут вам внушительную дозу Правила № 6 в качестве временной спасительной меры. Мы предлагаем вам рассматривать самих себя в роли игрового поля или, другими словами, того контекста, в рамках которого проходит ваша жизнь. Этот подход нацелен на то, чтобы вы почувствовали в себе силы, позволяющие преобразовать ваш собственный опыт, относящийся к неблагоприятным условиям, в тот жизненный опыт, который вас привлекает. Как вы заметили, мы предлагаем трансформировать "ваш собственный опыт", а не "условия", в которых все происходит. Но, разумеется, с изменением опыта вы начинаете смотреть на мир иначе, а это, в свою очередь, непременно приводит к новым преобразованиям.
Когда вы отождествляете себя с единственным обитателем шахматной доски и, стало быть, с исполнителем единственной роли, ваши поступки и эмоции направляются на оказание сопротивления всем тем "фигурам", которые пытаются нарушить ваши планы. Но если вы рассматриваете себя в качестве самой доски, то вам не нужно задумываться о победах и поражениях, поскольку вы можете фокусировать внимание на картине в целом и на том, какой вам хотелось бы ее видеть.
Содержание этой изысканной игры состоит в непрерывной интеграции. Одна за другой на доске возникают все те "фигуры", которым вы сопротивляетесь. Ощущая себя шахматной доской, предоставьте пространство любому ходу — захвату коня и потере собственного слона, отличному собственному вождению и дорожно-транспортному происшествию, своему печальному детству и обстоятельствам жизни родителей, собственным потребностям и всему тому, в чем отказывают себе другие. Почему? Потому что это — реальность как реальность.
Вторая часть упражнения
Второй шаг нашей игры состоит в следующем: испытывая уважение к сложившимся неблагоприятным обстоятельствам, вы, тем не менее, спрашиваете самого себя: "И как все это очутилось на той доске, которой являюсь я сам?" или: "Каким образом все то, что у меня есть, послужило контекстом для того, что произошло?" Вы начнете замечать очевидный и не столь очевидный вклад вашего вычисляющего Я, или вашей жизненной истории, или предыдущих решений, которые привели вас туда, где вы находитесь в настоящий момент, ощущая себя жертвой. Такой подход может привести к пониманию и к прощению, благодаря которым воссоединяются нити разорванных прежде отношений. После этого вы, чувствуя себя сильными и свободными, снова окажетесь во Вселенной возможности.
Таким образом, если вы мирно стоите на перекрестке в ожидании зеленого сигнала, а сзади в вашу машину врезается другой автомобиль, за рулем которого пьяный водитель, то, после того как вам окажут необходимую медицинскую помощь, а шок и негодование останутся позади, задайте самому себе вопрос: "Каким образом это событие оказалось на той шахматной доске, которой я являюсь?" Если вы участвуете в игре Стань шахматной доской, то не спрашивайте у сил небесных: "Почему я?", и не кричите в адрес обидчика: "Вот сволочь!", или: "Он испортил мне все лето!", или: "Я больше никогда не поеду в Бостон на машине!" Вместо этого оглянитесь по сторонам и скажите:
— Произошедшему со мной инциденту не стоит приписывать сугубо личный характер. Столкновение стало следствием ненулевой вероятности того, что одновременно со мной на перекрестке останавливаются какие угодно люди.
Затем вы познакомитесь со статистикой, относящейся к вождению в нетрезвом состоянии, и обнаружите, что количество нарушений довольно велико, что в правилах дорожного движения есть несколько пробелон, разобравшись с которыми, люди попадали бы в подобные инциденты с гораздо реже.
Недостатком своей компетентности в данном вопросе вы пополните список тех фактов, которые привели к появлению этого происшествия на вашей доске. Или вы попросту признаете, что каждый раз, садясь в автомобиль, вы подвергаете себя риску.
Быть шахматной доской — вовсе не равносильно тому, чтобы винить самого себя во всех своих бедах. Вам не нужно говорить себе: "Мне следовало внимательнее отнестись к неясностям в дорожных правилах...", или "Я сам виноват в том, что, остановившись на красный свет, не посмотрел назад", или "Я знаю, что сам накликал на себя эту беду". Подобная сентиментальность свойственна совсем другой игре, из разряда преступлений и наказаний.