В каких операх звучат эти слова?

Перед вами начальные слова популярных арий и хоровых э зодов из знакомых вам опер. Какие это оперы и кто их сочит

Чуют правду... («Иван Сусанин» — «Жизнь за царя» М.Гл ки, ария Ивана Сусанина.)

Близок уж час торжества моего... («Руслан и Людмила» М. Гл ки, ария Фарлафа.)

Ни сна, ни отдыха измученной душе... («Князь Игорь» А. Бо дина, ария киязя Игоря.)

Не о том скорблю, подруженьки... («Иван Сусанин» — «Жи за царя» М. Глинки, романс Антониды.)

Славься, славься, Русь моя! («Иван Сусанин» — «Жизнь за ца М. Глинки, заключительный хор.)

Грустно мне, родитель дорогой... («Руслан и Людмила» М, Гл ки, ария Людмилы.) ^

Ложится в поле мрак ночной... («Руслан и Людмила» М.Гл ки, персидский хор.)

О скалы грозные дробятся с ревом волны... («Садко» Н. Риме го-Корсакова, песня Варяжского гостя.)

Не счесть алмазов в каменных пещерах... («Садко» Н. Римско ' Корсакова, песня Индийского гостя.)

Высота ли, высота поднебесная... («Садко» Н. Римского-Ко кова, песня Садко с хором из четвертой картины.)

Через лес густой вешнею порой... («Кола Брюньон» Д.Каба ского, хор сборшиц винограда.)

О нем здесь говорится ?

Ниже приводятся высказывания о музыке, пении, испол тельском искусстве. Учашиеся должны их прослушать, а за высказать свое представление о сути каждого из них.

Самые пестрые птицы поют хуже всего. (Г. К. Лихтенберг.)

Грустно слушать музыку без слов, но еще грустнее слушать . зыку без музыки. (М. Твен.)

Соловей берет качеством — воробей количеством. (Э. Кротки

Не всякому слуху верь — даже слуху музыкального критик (Э. Кроткий.)

Барабан может заглушить весь оркестр, но не может замен его. (Э. Кроткий.)

Я от легкой музыки тяжело бывает. (Э. Кроткий.) Знал музыку понаслышке. (С. Марков.) Музыка — это звучащее эсперанто. (Ж. Леви.) Не поёшь басом, так хоть басом смотри. (Из украинского фоль­клора.)

Пример 1

Музыка Э. Грига

Весна

Ошва А. Винье русский текст М. Слонова

Г "   J J\ J' Iji 1. К нам воз - вра - ти - лась 2. Солн - це си - я - ет
рЦ ч 1 ^ п    
у i;------------ 4-J- —у----------------------- т^------------  
Г t. 1 1 4-------- 4------- ---- о-----------------------------------------

iJ ji ^ iiJ-


и все бых, льет

cho - ва вес - на с не - бес го - лу раз-бу - ди - ла. ся лу - ча - ми.


 


ш
¥
р-

в


 


Очень нежно


 


Ф

В листь - я о - ле - ла ле - са, и по - ля цвс - та - ми по - Мед хло-пот-ли - во сби - ра - я, жуж-жит пче - ла меж иве-


 


Jr

4 i i


 


#


В каких операх звучат эти слова? - student2.ru

В каких операх звучат эти слова? - student2.ru

bMj 1 1 "Tt-1-------- ГТ 1 1 ГТТ11 --- г г
f F рр ------ J-*--------- W кг1 : Ы


Пример 2

Наш пастух

Русский текст С. Северцева Музыка 3. Кода я

Неторопливо

                 
  Хо - ро - шо жи - чГ вет на - ст>   луч - ше всех ж и -
          ~.. ■ —  
Хо - ро - шо жи - вет па - стух! Хо - ро -

В каких операх звучат эти слова? - student2.ru
по хол - мам эе

ным,

lie - сни по


 


1-е голоса

Хорошо живет пастух, лучше всех живет пастух! Бродит он беспечно по лугам заречным и своих овец пасет. Бродит он по склонам, по лугам зеленым, песни целый день поет! Хорошо живет пастух, лучше всех живет пастух! Часто в полдень знойный дремлет он спокойно на траве в тени берез. Отдохнуть он может, ведь всегда поможет верный друг — лохматый пес!

2-е голоса

песи

Хорошо живет пастух! Хорошо, хорошо живет! Бродит он беспечно по лугам заречным, стадо пасет. Ах! Бродит он по склонам, по холмам зеленым, песни поет. Хорошо живет пастух! Хорошо, хорошо живет! Часто в полдень знойный бродит он спокойно возле берез. Ах! Отдохнуть он может, ведь всегда поможет верный друг — лохматый

Хорошо живет пастух, лучше всех живет пастух! Если грустна станет, он свирель достанет, и начнет на ней играть, и забудет вскоре про тоску и горе, весело поет опять!

Хорошо живет пастух! Хорошо, хорошо живет! Если грустно станет, он свирель достанет, будет играть. Ах! И забудет вскоре про тоску и горе, весел опять!


 


Пример 3

Островок

Музыка С. Рахманинова

Слова К. Бальмонта (из Шелли) Протяжно


 


I голос щ>

h
т

р " г

Из МО - ря смот-рит ост - ро - вок,


 


г« р leg tilt)

^Г Г г


 


■Л г


 


-ле - ны - е у - кло - цы

у - кра - сил трав гу - стых ве -


 


^ г г =г

г г

i j J J

В каких операх звучат эти слова? - student2.ru


ten.

Во-круг не - го чуть пле-щут вол - ны.

щ

В каких операх звучат эти слова? - student2.ru



В каких операх звучат эти слова? - student2.ru

В каких операх звучат эти слова? - student2.ru

И без - мя-теж-ный ост-ро - во к все дрем -лет. В каких операх звучат эти слова? - student2.ru

Ф

В каких операх звучат эти слова? - student2.ru

I и 2 голоса
г

Рр замедляя

за - сы - па - ет...


 


ц
г «г №

щт

РРР ,_ ,__ 3__ 1


 


? Г ft

\lh j Т j jJ I j j i j i-      
  [" i   о
     

Пример 4

Солнышко вставало

Литовская народная песня (канон)

Обработка С. Шимкуса

AllegrettoI т/ В каких операх звучат эти слова? - student2.ru

двух ко - ней ссд - ла - ли. а два бра - та

пе ха - ты двух ко - ней сед - ла

2. Двух коней седлали, двум коням сказали:

«Мчите, кони, нас к сестрице, 1

там нас долго вдали». | 2 раза

3. Кони поскакали, горы задрожали,

а копыта из гранита 1 искры высекали ( 2 раза

Пример 5

Звук


 


Слова В. Портиова

Музыка Ф. Га

JL


 


рус

Звук из - на - ча - лен, как во - да, та, что

стру

Звук изначален, как вода, Та, что водит русло и струится. И гонит рыбу в невода, И звенит пол солнцем, серебрится. Звук изачален, как река. Он ведь — порождение движенья, Живет ручей, ручей стиха, Пока течет стихотворенье.

Пример 6

г

Элегия


Слова В. Мухина

Музыка Й. Гайдна 2.


 


j J i j 'J J J J i


 


В каких операх звучат эти слова? - student2.ru i - та - же. Ды - шит моль на про - мо - каш - ке. Сло - во 5.

Ф

Г Г Г


 


скрип - ну - ло в ду - ше, сло - во скрип - ну - ло...

Ложка звякнула по чашке, Лает пес на этаже. Дышит моль на промокашке. Слово скрипнуло в душе, Слово скрипнуло... Все вокруг старо и ново — Было, будет и пройдет. Только скрипнувшее слово Мне покоя не дает. Мне покоя нет.

Пример 7

Хоровой вокализ


 


Ж. Косма


 


X
ш

ле - ле

! ) I-

¥

sempre

ле-ле-ле - ле


 


шц
i

Ts ilizlst

I 3 I 3


В каких операх звучат эти слова? - student2.ru

ll"lh|'lfl 1 1 ш S 1 AM' .1 =ш 1 Г----------------- i—ПТ 1* mrhh.ib
^ W ш? 1 3 1 J л I'^'j f j [ JJJJ ] f M J jiW7JJJi ' 1 >

УРОКИ МУЗЫКИ В VIII КЛАССЕ

Примерные ориентиры музыкальной работы с восьмиклассниками

В VIII классе завершается этап общего музыкального образова­ния, предусмотренного программой средней школы. При условии нормального обучения в предшествующих классах VIII класс яв­ляется итоговым, в нем происходит завершение, закрепление всего ранее усвоенного. Иногда по разным причинам (отсутствие заня­тий в школе, частая смена учителей, их слабая подготовка, осо­бенности класса и т.д.) музыкальное образование в предыдущие годы не имело планомерного и целенаправленного характера, не обеспечивало систематичности и последовательности в овладении учащимися материалом. Поэтому, планируя свою работу на этом этапе, учителю следует исходить из фактического состояния класса. Он должен попытаться по возможности восполнить пробелы пре­дыдущих лет и вместе с тем подготовить почву для дальнейшей самостоятельной музыкальной деятельности учащихся. Одной из важнейших задач преподавателя является активизация таких уме­ний и навыков, которые помогут учащимся в дальнейшем само­стоятельно читать ноты, пользоваться подсобной литературой и книгами о музыке, СД, аудиокассетами, программами радио- и телепередач и т.п. С учащимися VI11 класса нельзя, конечно, ра­ботать методами и приемами, пригодными для младших школь­ников. Восьмиклассники уже владеют произвольным вниманием, им доступно прослушивание произведений крупной формы (увер­тюры, части симфонии, сонаты). Мышление подростка-восьми­классника характеризуется высоким уровнем обобщения, абст­ракции, умением аргументировать свои суждения и высказыва­ния. Поэтому главной задачей учителя является использование этих

возрастных возможностей для более углубленного понимания щимися общих закономерностей музыкальной речи: выразител ного значения лада, метроритма, гармонии, особенностей фо мы, жанров и т.п. Учащиеся VIII класса уже могут под готов i доклад о жизни и творчестве композитора, вести музыкальн[31]календарь по школьному радио. Эти формы работы явятся ным подспорьем для музыкального развития школьников, фо мирования у них потребности обобщать свои впечатления, де литься мыслями о прослушанном и исполненном. Многие вое миклассники могут оказать помощь отстающим по музыкально грамоте ученикам младших классов, разучить с ними некоторы песни или отдельные хоровые партии и т.п. Преподаватели, при" влекающие к такой работе восьмиклассников, получают иногл удивительные результаты. Способствуя продвижению музыки в с| ду школьников, такие активисты сами по-новому начинают смог реть на окружающие их музыкальные явления, на то, что в Э1 явлениях «хорошо» и что — «плохо». Широкий взгляд на музыку умение сделать анализ несложного музыкального произведен! стремление самостоятельно осмыслить то, что услышано на ура/ ке, по радио, ТВ или на концерте, и создают из таких наибол активных учащихся тех ревностных любителей музыки, без кото, рых вообще не мыслится существование искусства. Духовный : восьмиклассника характеризуется существенными изменениям в мышлении, интересах, желаниях. Музыкальные интересы реб могут стать более избирательными, чем раньше, поэтому не все что рекомендует программа, принимается каждым из них одина ково: что-то нравится безоговорочно, а другое — нет, даже есл это и превосходная музыка. Учителю необходимо считаться с ин! дивидуальными запросами и не подходить с единой меркой к всем высказываниям учащихся о прослушанной музыке или раз\ чиваемой песне. Академик Б. В.Асафьев считал, что «...самой тру" ной задачей для музыкального инструктора является изобретен! способа убеждения в художественной ценности рекомендуемо сочинения... В этом способе не должно быть насильственного на вязывания: не хотят какой-либо музыки не потому, что счита' ее ни за что, а потому, что ее не слышат, т.е. не реагируют звучания, свойственные этой музыке, но не привычные слуху не волнующие чувства... Значит, работа инструктора должна идт не по пути навязывания и попыток доказать и внедрить, а п линии постепенного приучивания и привыкания»1. Современнь опыт работы в старших, и в частности в VIII, классах подтверж дает справедливость этого высказывания. Индивидуализация сим:

f патий и вкусов может явиться средством активизации музыкаль- [ ного развития всего коллектива класса, вызывая обмен мнения­ми, споры и выявление отношения к музыкальному произведе­нию или к его исполнителю. Своего любимого композитора, пиа­ниста, скрипача учащийся с удовольствием слушает не только на уроке, но и дома по радио, телевидению, в записи. Нередко именно в возрасте 14—15 лет у ребят пробуждается интерес к собиранию домашней фонотеки. Стимулируя и углубляя этот возникший ин­терес к музыке, учитель получает дополнительные возможности для активизации процесса музыкального развития класса.

Важной задачей музыкального руководителя в области вокаль­но-хоровой работы является выравнивание звучания голосов. Из­вестно, что к VIII классу голоса большинства учащихся претерпе­вают возрастные изменения. Большая часть мальчиков находится в состоянии мутации. В определенной мере мутация свойственна и девочкам. Исследование голосов девочек в переходный период (см., например, брошюру Н.Д.Орловой «Развитие голоса девочек») показывает, что это время характеризуется и у них существенны­ми возрастными изменениями. Известный чешский педагог Ф. Лы- сек отмечает: «Высота девичьего голоса при мутации не меняет­ся, и неспециалисту кажется, что не существует препятствий для того, чтобы девочки пели. Поэтому певческая нагрузка в школе переносится полностью на них, и не принимается в расчет то обстоятельство, что именно в этот период и у девочек происходят расстройства голоса, нередко длительные»[32]. Картина состояния голосов восьмиклассников часто характеризуется крайней пест­ротой и разнообразием: некоторые из них еще поют детскими голосами, другие — «новыми», изменившимися, у третьих про­исходит бурный процесс возрастных изменений голосового аппа­рата. Замечено, что перед началом периода острого протекания мутации у мальчиков наблюдается своеобразный «расцвет» детс­кого голоса: в это время хорошо берутся верхние звуки диапазо­на, голос звучит полно, насыщенно. Руководитель хора мальчи­ков Дома учителя Литовской ССР Г, Перельштейнас писал: «Если голос "расцветает", жди: мутация рядом. Мальчиков с "расцвет­шим" голосом надо особенно щадить, им следует уменьшать пев­ческую нагрузку. Тем самым отодвигается начало мутации»[33].

Голоса мальчиков постепенно становятся мужскими, а голоса девочек — женскими. Мутация человеческого голоса проходит три стадии.

На первой — голос несколько понижается, одновременно уменьшается его рабочий диапазон. Звук делается хриплым, гру­боватым. Вместо хорошо звучащих «верхов» лучше начинают про­являться звуки нижнего отрезка рабочего диапазона.

Вторая стадия характеризуется своеобразным «переломом» в голосе: звукоизвлечение при этом дается со значительным тру­дом, голос теряет послушность, гибкость.

Третья стадия развития голоса начинается с того момента, когда новое его звучание только что установилось. Поющие юноши и девушки приучаются использовать его возможности в пении и речи. При этом явные изменения в голосах юношей (понижение на ок­таву) заставляют преподавателя уделять им особое внимание, бе­речь их, охраняя от чрезмерных нагрузок. Голоса же девушек, ко­торые не меняются по высоте, иногда не так тщательно «отсле­живаются» руководителем. Девушки несут в хорах старшеклассни­ков большую певческую нагрузку, и это подчас негативно сказы­вается на развитии и охране их голоса. Об этом не следует забы­вать.

Диапазоны голосов в тот период весьма индивидуальны, и можно наметить лишь их примерные границы. Сопрано первые: до первой — соль второй октавы; сопрано вторые: ля малой — ми второй октавы; юношеские голоса (по Д.Л.Локшину): тенора — до малой — ми первой октавы; басы — си большой — до первой октавы.

У восьмиклассников ко времени окончания учебного года уже проявляется звучание взрослого голоса. В их пении прорисовыва­ются индивидуальные тембровые особенности, своеобразие пев­ческой манеры. При щадящем и рациональном режиме пения в предмутационный и мутационный периоды голоса юношей и де-: вушек развиваются плавно, постепенно, умения и навыки владев ния «взрослым» голосом приобретаются быстрее, становятся проч­ными. В этот период появляются большие возможности для ис­пользования грудного резонирования. Это насыщает звучание гоч лоса, делает его полнее, ярче. Однако и в этот период только что сформировавшиеся юношеские голоса нуждаются во внимательт ном отношении и охране.

В заключение заметим, что у юношей и девушек 14 — 15-летне го возраста, по сути, еще нет взрослого голоса. Исследования по* казываюг, что сила мышц в этом возрасте лишь начинает прибли­жаться к норме взрослого. Это еще и еще раз обязывает учителя- музыканта иметь в виду и учитывать специфику юношеских гол сов и не требовать от певцов чрезмерных усилий.

Работа на уроках музыки в VIII классе строится на основе свое-: образия учебно-воспитательных задач, стоящих перед учителем И учениками. Обобщение накопленного музыкального опыта, овла~( дение методом самостоятельного знакомства с музыкой, воспи- тание вкуса, интересов, формирование певческих умений и на-, выков (умение управлять своим «взрослым» голосом) — такой далеко не полный перечень задач, стоящих перед учащимися в VII] классе. Их возросший музыкальный уровень позволяет пре­подавателю широко пользоваться методом создания в классе «про­блемных ситуаций», когда различные мнения по поводу разучи­ваемых и прослушиваемых произведений, сталкиваясь, рождают новые идеи.

Таким образом, основное в работе учителя с восьмиклассни­ками заключается в создании атмосферы, активизирующей музы­кальное сознание и слуховую наблюдательность, певческие уме­ния и навыки полноценного восприятия музыки. Используя все имеющиеся возможности, преподаватель может готовить школь­ников к самостоятельному знакомству с миром музыкального ис­кусства.

В ходе обучения в VIII классе учащиеся подводятся к осозна­нию того, что различные жанры и виды музыки («серьезные» или «легкие») — это проявление разных сторон единого мира музыки.

Знакомя восьмиклассников с творчеством выдающихся ком­позиторов, преподаватель помогает учащимся осознать новатор­ство стиля этих композиторов и вместе с тем подготавливает их к восприятию музыки XX в. Рассказывал о музыке в кино и театре, педагог подчеркивает ее значение и роль — оттенять и усиливать впечатления от этих видов искусства. Параллельно идет углубле­ние понимания учащимися и музыкально-драматических жанров — оперы и балета, некоторые образцы которых им знакомы по преж­ним годам обучения.

В VIII классе несомненный интерес ребят вызовут такие сугубо современные жанры, как эстрадная музыка и авторская песия.

На основе принципа контраста учащихся следует знакомить с творчеством различных по индивидуальному стилю современных композиторов — Г.Свиридова, Р.Щедрина, А.Щнитке.

В VIII классе обобщаются знания и умения, необходимые для музыкального самообразования и самовоспитания. Этот период яв­ляется для подростков своеобразной «стартовой площадкой»: опи­раясь на полученные в школе знания, они смогут в дальнейшем самостоятельно продвигаться вперед по пути постижения музы­кального искусства и повышения собственного культурного уров­ня в целом.

Желательно, чтобы за время обучения в средних классах под­ростки осознали, что музыкальное искусство — своеобразная фор­ма отражения жизни и часть самой жизни; получили представле­ние о характерных чертах Венской классической школы, роман­тического направления в музыке, Новой русской музыкальной школы, музыки XX в.; умели определять на слух принадлежность музыкальных произведений к одному из этих направлений, а так­же ориентироваться в «серьезной» и «легкой» музыке, оценивать художественное достоинство музыкальных произведений, осно­вываясь на музыкальном опыте и полученных знаниях; умели и пользовать в процессе музыкального самообразования грамза си и компакт-диски, магнитофонные и видеозаписи, програм» радио и ТВ, книги, справочники по музыке, свои знания муз кальной грамоты; знали основные правила собирания домашне музыкальной видео- и фонотеки.

Ребята должны научиться использовать полученные в средне школе ключевые знания по музыке при изучении обозначенных программе тем.

Слушание музыки

При слушании музыки на уроках и в дальнейшем, при муз кальном самообразовании, учащиеся должны использовать зн- ния и умения, приобретенные за годы обучения в средней школ

Хоровое пение

Необходимо, чтобы учащиеся знали:

• свои возможности по силе голоса, по продолжительности п иия на одном дыхании;

• о возрастных изменениях тембра и певческого диапазона связи с мутацией гшоса (хрипота, сокращение диапазона за сч верхних звуков); мальчикам в этот период следует возможн дольше сохранять детское звучание голоса;

• правила пения и охраны голоса в период мутации;

> песни основного репертуара, разученные на занятиях.

Педагогу нужно следить за тем, чтобы ребята использовали п

пении все свои певческие знания, умения и навыки, усвоенные I по VIII класс, чтобы они пели мягко, напевно, на правильи" певческом дыхании, умели анализировать характер звучания лоса (свой и товарищей); научились сливаться с голосами св партии по высоте и тембру, используя новые возможности из нившегося вследствие мутации голоса.

Желательно научить подростков-восьмиклассников испол авторские песни с присущими этому песенному жанру черта? речитативности, особой задушевности и личностного отношен* определять характер, содержание произведения и на этой осно давать вариант его интерпретации.

В VIII классе учащиеся могут исполнять песни и хоровые про ведения в следующих рабочих диапазонах: высокие голоса — малой октавы — фа второй октавы; низкие голоса — ля малой о~ вы — до второй октавы; юношеские голоса — ре маяой октавы — первой октавы.

Пение по нотам

Разучивать по нотам и с помощью нот основной вокально- хоровой репертуар.

Импровизация

Подросткам вполне доступно импровизировать:

• двух- и трехголосное ритмическое сопровождение в характе­ре песни; подголоски к мелодии;

• мелодии на стихотворные тексты;

• на тему заданной мелодии.

Пение

В процессе обучения пению у восьмиклассников закрепляются вокально-хоровые навыки, полученные в предыдущие годы, фор­мируются первоначальные навыки пения в смешанном хоре, что является специфическим для их певческого обучения. Как уже го­ворилось, вся вокально-хоровая работа с учащимися VIII класса проходит на фоне почти ежедневных изменений в их певческом голосе. Поэтому, работая с коллективом в целом, учитель должен постоянно проводить индивидуальные прослушивания учащихся для выявления особенностей звучания их голосов. Необходимо учи­тывать, что из-за нарушившейся координации органов голосово­го аппарата мальчики (а иногда и девочки) часто теряются, ис­полняя даже простую попевку. Бывает так, что после настойчиво­го требования учителя ученик, стесняясь своего «нового голоса», вовсе отказывается петь. В этом случае учитель должен быть очень внимательным и тактичным, чтобы не отбить у подростка жела­ния петь вообще. Среди мальчиков этого возраста заметно стрем­ление петь мужскими голосами. Преждевременное, «насильствен­ное» понижение голоса приносит ощутимый вред певческому развитию подростка. Поэтому необходимо чаще разъяснять школь­никам, что их голосовой аппарат еще недостаточно окреп, и если ученик, не насилуя голоса, может петь на высоких звуках своего диапазона, пусть он это делает с полным сознанием пользы такого пения. Заметим, что проблема теноров[34] в настоящее вре­мя прямо связана с недостатками в воспитании голоса мальчи­ков в переходный период. В некоторых случаях восьмиклассн кам — ребятам, уже поющим юношескими голосами, следу предложить петь партию высоких голосов, но на октаву низ Однако педагог должен убедиться в том, что так им петь yuo6F Певцов с намечающимися юношескими голосами следует с единять в одну (как бы теноровую) партию. Класс делится три группы: высокие голоса с диапазоном до1 — ми1 (фа)2, сре ние — с диапазоном сммал — ре2, юношеские голоса — мальчики диапазоном ми (ре)кзл — сиКХ1- (до)'.

Школьники-подростки нуждаются во всемерной охране гол* са, но не путем прекращения пения, а активными методами: п нием в удобном диапазоне, соблюдением разумной продол тельности занятий, с учетом эмоциональной и силовой нагруз. Именно пение, а не освобождение от него, является лучшей шк лой певческого голоса. Пестрота голосового состава восьмиклас ников выравнивается с учетом индивидуальных особенностей ка дого из поющих. Это становится основой, на которой воспитыв ются хороший строй и ансамбль хоровой звучности класса. Рек мендованный данной программой песенный материал, весьма ] нообразный по жанрам и образам, позволяет активно влиять развитие художественного вкуса учащихся. Учитывая, что подрс ки7 особенно мальчики, ценят героику, произведения, насыщен ные сильными чувствами, патетикой, программа рекоменду песни, отвечающие этому требованию.

Восьмиклассникам свойственны также заинтересованность вп ренним миром человека, особый интерес к интимным пере> ниям. Гуманитарной направленности этих интересов могут помо лирические песни, которые также включены в программу.

Известно, что в подростковом возрасте наблюдается тяга к пе ням взрослых, особенно таким, где яркость, красочность мел дии сочетается с высокохудожественным текстом, повествую! о сильных чувствах. Каждая сколько-нибудь заметная песня, назначенная для взрослых, немедленно подхватывается подрос ками. Этот интерес к «музыке взрослых» учитывается в больши- стве программ, в них представлен ряд песен, рекомендовать для исполнения молодежью. Хорошо воспринимаются восьмиклас никами, например, такие песни, как «Ты погоди» П.Аедоницк го на слова И. Шаферана, «А будет это так» Ю. Визбора.

С интересом разучивают они произведения, в которых подн" маются темы любви, мужества, отношения к важным события современности.

В программный репертуар включен также ряд произведений коМ позиторов-классиков. Среди них выделяется песня «Данко», со зданная на основе одного из «Венгерских танцев» Й. Брамса. Я кая мелодия сочетается в ней с выразительностью поэтическо текста, несущего в себе большой заряд романтики.

■ Распевание. Формирование умений и навыков

■ многоголосного пения

I Становление и развитие умений и навыков многоголосного пе-

I ни я у учащихся VIII класса происходит достаточно своеобразно. И I потому методы приобщения к многоголосному пению в этом воз-

■ расте заметно отличаются от методов воспитания гармонического слуха и формирования навыков многоголосного пения в младшем подростковом возрасте. Вот почему представляется необходимым по­знакомить учителя-музыканта с дидактическими средствами разви­тия умений многоголосного пения в старшем подростковом возра­сте, к которому принадлежит большая часть учащихся VIII класса.

Многоголосие и для восьмиклассников — один из важных ви­дов хорового пения. Как средство развития гармонического слуха и как путь эмоционально-эстетической оценки гармонии в музыке, оно способствует также охране голоса старшего подростка. Извест­но, что диапазон голосов восьмиклассников сравнительно неве- лик, и многоголосное пение позволяет рационально использовать ! те небольшие голосовые возможности, которыми обладают учащиеся.

Работу по многоголосию можно начать с повторения двухголосных S песен из программ V—VII классов, одновременно разучивая но- [;i вые песни. Если ранее пение на два голоса проводилось системати- \ чески, и этот навык достаточно прочно сформирован, то двух- и ■■ трехголосное пение в VIII классе не представляет особой трудно-

> сти. Однако случается, что по разным причинам в отдельных шко­лах учащиеся V—VII классов не пели на два голоса. Возникает воп-

> рос: возможно ли в таких случаях начинать в VIII классе формиро- ; вание навыков многоголосного пения? Думается, что решение от­казаться от этой работы было бы неверным. Несмотря на то что начало двухголосного пения в VIII классе сопряжено с известными трудностями (переходный возраст, мутационные явления), его уже

; некуда отодвигать; и если учитель обойдет эту трудность, его вос- s питанники лишатся важнейшего звена в своем музыкальном раз­витии. Поэтому необходимо использовать все имеющиеся возмож­ности для того, чтобы привлечь учащихся к пению на несколько голосов, раскрыть перед ними его красоту и пользу в развитии слуха и голоса. Мы остановимся на конкретных упражнениях и пес­нях, помогающих формировать соответствующие навыки и умения именно в VIII классе. Приведем ряд упражнений (см. пример I)[35].

Упражнение разучивается с использованием знаний нотной гра­моты. Сначала все пропевают верхний и нижний голос (в некото­рых случаях отдельные учащиеся с явными признаками мутации поют только нижний голос). Затем после раздельного разучивания по партиям оба голоса соединяются, и упражнение поется в мед-

Пример Г-г-й---------------------- ,----------- ,-------   Б. Тричков, Mr
ik^f---------- г------     -5--------------- :
-у—|--------- 1——     *
Oft" J j     J j j J Щ
В каких операх звучат эти слова? - student2.ru

Канон настолько прост, что его можно исполнять по нотам даже в слабо подготовленных восьмых классах. Упражнения, ко­нечно, не заменят целенаправленной работы над художествен­ными произведениями в двухголосном (или трехголосном) из­ложении. Основой формирования и развития навыков многого­лосного пения является разучивание и исполнение песен (хо­ров). Включение в репертуар VIII класса трехголосных песен на первый взгляд может вызвать возражение у некоторых педагогов. Следует заметить, однако, что переход к трехголосию в принци­пе представляет собой трудность, значительно меньшую, неже­ли переход от унисона к двухголосию. Как уже говорилось, ос­новной качественный скачок в развитии специальных слуховых и певческих навыков происходит тогда, когда при исполнении одной мелодической линии поющему приходится подстраивать­ся к звучанию другой мелодической линии. Если учащиеся уже обладают навыками двухголосного пения, то переход к трехго­лосию представляет для них лишь дальнейшее развитие уже зна­комого исполнительского навыка. Впрочем, не следует забывать, что пение на три голоса в условиях звучания хора, приближа­ющегося к смешанному (хоровая партия юношей звучит в малой октаве), создает некоторые дополнительные трудности в вы­страивании хорошего октавного унисона и обшего трехголосно­го звучания. Поэтому чаще, чем обычно, следует останавливать внимание учащихся на отдельных созвучиях в произведении. Это особенно касается произведений с аккордовым изложением (Р. Шуман «Вечерняя звезда»).

В процессе разучивания хорового сочинения хуже интонирую­щая партия голосов может петь со словами, а партия, которая интонирует верно, — на слог или с закрытым ртом. Улучшению вертикального строя способствует исполнение песни ансамблем из нескольких учащихся. Остальные слушают и получают нагляд­ный пример того, как звучит трехголосное пение. Естественно, что пение такого ансамбля должно чередоваться с исполнением песни всем классом. Разученные многоголосные произведения сле­дует время от времени пропевать отдельными партиями и всем классом в медленном темпе, чтобы учащиеся вслушивались в мно­гоголосные созвучия и подстраивались друг к другу. Повторение пройденного песенного материала важно не только для закрепле­ния вокально-хоровых и музыкально-слуховых навыков, но и для создания «золотого фонда» хорового репертуара определенного

классного коллектива. Прочное знание наиболее ценных, ресных песен составляет основу формирования художественно- вкуса учащихся. Кроме того, этот репертуар может стать своео разным резервом для использования его на различных праздш и вечерах, что освободит учителя от «скороспелых» хоровых поде лок для выступлений «по случаю».

Воспитание вокального слуха

В VIII классе следует продолжать активную работу по разв вокального слуха, т. е. умения анализировать и оценивать исп нение певцов, контролировать собственное пение. Однако это правление певческого воспитания в данном классе уже ставр как специальная задача.

Вначале педагог сам дает пример анализа качества пения хо или отдельных учащихся — его выразительности, точности, тем бра, манеры звуковедения, дикции. Затем к оценке привлекаю- учащиеся, которые, прослушав звукозапись или «живое» net своих одноклассников, пытаются охарактеризовать получение впечатления. В некоторых случаях целесообразно давать для : слушивания учащемуся запись звучания его собственного голос поскольку известно, что поющий слышит себя не так, как окр жающие. На основе прослушанного ученик делает «самореценз* что вызывает интерес и активность как у «рецензента», так и всего класса.

Известен опыт, когда учитель, принимая новый класс, дела видеозапись его пения. Для этого берется камера с микрофоно" на длинном шнуре. И пока весь класс поет хором, каждый учащихся получает возможность секунд 10—12 петь свою хороЕ партию в микрофон. А видеооператор (обычно ученик этого класса) выделяет лицо того ученика, у которого в эту миг находится микрофон. В результате получается видеосъемка, которой индивидуальное звучание каждого из голосов учащг выделяется из общего звучания, что дает возможность опреде качество звучания каждого из поюших. Эти записи являются се образн<

Наши рекомендации