Игровые приемы в работе над песней
Эхо
В процессе исполнения вокально-хоровых упражнений учитель может предложить ребятам поиграть в эхо. Суть этой игры в следующем. Музыкальный руководитель под собственный аккомпанемент импровизирует мелодические попевки различного настрое- ни я, лада и метроритма. При этом мелодия импровизируется т чтобы после одного-двух тактов, пропетых руководителем, его; лодию сразу же, как эхо, смогли бы повторить ученики. Игр) эхо происходит так: учитель поет два такта, затем, не прекрап аккомпанемента, замолкает, давая учащимся возможность noi рить то, что только что было им пропето. Затем импровизир' следующие два такта, которые следом повторяют ребята, и т.; вплоть до заключительного протяжного звука, обозначают^ окончание этой эхо-импровизации.
Узнать песню по ритму
Учитель (сам или поручив сделать это ученику) отхлопы! ритм одной из песен, разученных в классе. По ритму учащие пытаются определить, какая песня задумана.
Слушание музыки
В VII классе программа по слушанию музыки (музыкальщ литературе) чаще всего строится на обобщающих темах. Учащи( знакомятся с творчеством композиторов XX в.
Представления школьников о музыкальных Стилях, жанр значительно обогащаются, расширяется и круг музыкальных разов. Для того чтобы задачи этого раздела программы были уЧ пешно выполнены, следует шире использовать активные метод обучения, побуждающие детей сосредоточенно, целенаправле но «наблюдать», слушать музыку, давать верные и меткие ответе Учитель не должен удовлетворяться ответом ученика, котор! говорит, что в хоре «Славься» «музыка веселая», ему следует одец рять ответы тех, кто называет ее «победной», «радостной», «лик ющей», «торжественной».
Особенно полезно, опираясь на активность детей, использ< вать метод сопоставлений, сравнений. Например, ребята сами гут дать характеристику Варяжского и Индийского гостей, с[ нивая их музыкальные номера. Такие задания, вопросы оживляц работу на уроке, способствуют развитию музыкального мышд! ния учащихся. Для того чтобы ребята сознательно и эмоционал! но воспринимали музыку, например эпизоды из оперы, онидолЯ ны знать в обших чертах содержание этой оперы. Иногда его моз но рассказать параллельно со слушанием музыки или сначала п« знакомить учащихся с содержанием оперы, а уже затем — с музыкой. Второй способ целесообразнее, поскольку школьник знакомятся с оперой в течение примерно двух месяцев и растяги вать пересказ ее сюжета нет смысла.
На период обучения в VII классе падает знакомство со стиля стическими особенностями музыки конца XIX и всего XX веКб
Поэтому следует рассказать учащимся о наиболее существенных особенностях музыки этого времени и выдающихся композиторах, творивших в указанную эпоху.
Музыка конца XIX и XX века
От своего предшественника XX в. унаследовал неисчислимые музыкальные сокровища. Здесь было все: оперы, на спектаклях которых миллионы слушателей аплодировали Чайковскому и Верди, Мусоргскому и Гуно, Римскому-Корсакову и Визе; симфонизм с его величественными идеями и пафосом революционной борьбы у Бетховена; неистово-романтические и триумфальные полотна Берлиоза и Листа; камерная инструментальная музыка, захватывающая воображение слушателей в сонатах Бетховена, в пленительных балладах и торжественных полонезах Шопена, в фортепианных циклах Шумана, наполненных литературными образами и подтекстами; романсная лирика — от Шуберта до Чайковского, Брамса, Мусоргского, Бородина. Сокровищница музыки XIX в. включала и гениальные партитуры балетов Чайковского. В ней сверкало не семицветье радуги, а бесконечное, неисчислимое разнообразие национальных мелодий, ритмов, инструментальных красок: венгерских, испанских, норвежских, чешских, негритянских. Свое место, пусть скромное, но привлекательное своеобразием экзотической пряности, занимали непривычные звучания Востока.
Какой невероятный путь проделал стремительный XIX в.! В литературе — от Гёте до Льва Толстого, в музыке — от Бетховена до Скрябина.
И вот этот век, породивший плеяду великих музыкантов, оружием своего искусства пламенно боровшихся за высокие идеалы правды и человечности, заканчивал свой путь. Чем меньше листков оставалось на календаре 1899 г., тем напряженнее и тревожнее становилось ожидание нового века. Что он принесет? Каким будет? И не только люди суеверные, любящие отыскивать скрытый смысл в обыденных вещах и событиях, но и люди, мыслящие здраво, вглядывались в грядущее столетие пытливо и взволнованно. Многие предвидели, куда, в каком направлении понесется жизненный поток, заканчивающий свое бурное движение по XIX столетию, веку великих надежд и великих разочарований.
И в музыке XIX в. не был веком «спокойного солнца». Борьба новаторов с поклонниками традиций сказывалась постоянно то с большей, то с меньшей остротой. История каждой эпохи изобилует примерами резкой критики, чуть ли не требованиями применения остракизма (изгнания) к «нарушителям музыкального спокойствия». Уже Бетховен вызывал нарекания «традицион сто в»; Шопена обвиняли в «диких гармониях»; Чайковский ст мишенью для ценителей мелодической музыки, коль скоро о Чайковский, по их мнению, был начисто лишен мелодическо дара; гениальный новатор-реалист Мусоргский был обвинен ап толами сомнительных оперных добродетелей во всех смерти грехах; тридцатисемилетний Жорж Визе пал под ударами кр тиков, «насмерть заклевавших» его «Кармен»; музыкантам-п- фессионалам памятны страстные споры «кучкистов» с предс- вителями академического направления в музыке; история э тических баталий сохранила немало материалов о столкновен- сторонников Брамса, так называемых «браминов», с вагнериа цами, размежевавшем музыкальную Вену на два враждующих л геря.
Подобные примеры можно продолжать до бесконечности, же в том, что каждая эпоха рождает художников, имеющих личные точки зрения на принцип, по которому создаются про ведения искусства: одни выражают приверженность традиция другие отдают свою энергию поискам новых путей. Первым п ще, вторым труднее. Но процесс такого разделения вкусов, эс тических устремлений значительно сложнее, чем движение одн направо, других — налево. Не все приверженцы традиционно искусства — ретрограды, не всякая погоня за новизной Я1 собой акт новаторства. Есть и во все времена были убежденн хранители высоких традиций; часто находили для себя место п солнцем и лженоваторы, авторы пустозвонных деклараций, от ющие свои силы погоне за модой. Смена художественных стил путь от барокко к классицизму, от классицизма к романтизму,- романтизма к критическому реализму — сложный процесс, об; ловленный глубокими социальными сдвигами, сменой эконох ческих формаций, а не уплата дани моде.
Недавно закончился и XX в.
Так ли уж много было в нем точно сформулированных но- торских направлений, способных произнести действительно вое слово» в искусстве? Так ли уж легко рвались нити, сое дин; щие новое с традиционным? Всегда ли громогласные декларац рождались из пафоса подлинного творческого эксперимента, а из дилетантского оригинальничанья или просто попыток мал одаренных музыкантов привлечь внимание каким-нибудь неб лым еще кривлянием: кулачной расправой с клавиатурой ро симфонией ржавых консервных банок, сочетанием виолонч ного концерта со стриптизом и любыми другими проявления грошового анархизма и полноценного жульничества?
Во всем этом нужно разобраться прежде всего потому, XX в. — век, по-особенному напряженный, по-особенному з~ чимый в истории человечества, век величайших событий, во'
социальных преобразований, нашедших свое отображение и в музыке.
На примере творческих биографий многих композиторов нашего века можно убедиться в том, как сложен бывает путь от пресловутой «башни из слоновой кости» до органической потребности реагировать музыкой на события, волнующие человечество. В этом отношении очень показательна эволюция общественных взглядов, а следовательно, и творчества группы французских композиторов, вошедших в историю под названием «Шестерка». Показателен и финал огромного жизненного пути Рихарда Штрауса, композитора, по отношению к которому геббельсовское министерство пропаганды прилагало немало усилий, чтобы добиться от него полного «послушания». Несмотря на все знаки официального почета и внимания, Штраус воспротивился посягательствам на честь и совесть художника, а в конце жизни, в глубокой старости, создал произведения, проникнутые пафосом неприятия войны. Или жизнь великого венгерского музыканта Бела Бар- тока, никогда ни к какой партии не принадлежавшего, но объективно, всеми силами своего огромного таланта поддерживавшего прогрессивные идеи современности.
В наши дни идет бурный процесс брожения, кристаллизации нового музыкального языка, новых принципов композиции; формирование, формулирование разных эстетических платформ. В этом процессе участвуют не только композиторы, артисты-исполните- ли, искусствоведы, но и миллионы людей, для которых создаются музыкальные произведения. Без них, слушателей, без их реакций, оценок музыка мертва, она если не «вещь в себе», то «вещь» лля немногих, для элиты, и уже в силу этого обречена на ограниченное, тепличное существование. В наше время благодаря успехам радио, телевидения, а также различным методам «консервирования» музыкальной продукции на дисках, дискетах и магнитофонных пленках по-новому, в сравнении со всеми предыдущими эпохами, сложились взаимоотношения между музыкой и слушательской аудиторией. Это дало возможность миллионам людей приобщиться к музыке разных веков, направлений, жанров.
Домашние фонотеки, включающие сотни названий, стали таким же бытовым явлением, как домашние библиотеки, и это способствует значительному повышению музыкальной культуры. Но ни к чему закрывать глаза на то, что большинство домашних фонотек содержат музыку прошлых веков, развлекательные новинки современности, все виды и подвиды джаза и т.п. Это естественно, так как во все времена доминировала приверженность к традиционному искусству, не только заключающему в себе большие художественные и познавательные ценности, но и воспринимающемуся значительно легче, чем искусство новое. Поскольку непривычная музыка слушается с большим напряжением и требует большей затраты нервной энергии, она входит в жи намного медленнее, чем музыка традиционная.
Вот почему интерес школьной аудитории к музыке наших дн проявляется неодинаково в разных жанрах. Безусловно, перв место в этом рейтинге слушательских симпатий школьников нимает «легкая музыка», или популярные массовые музыкальн жанры. В этой музыке отсчет времени и понятия «старое» и «и вое» сведены к микродозам. Поп-шлягер живет максимум год ] два. Такой лихорадочный, шлягерный темп жизни уготован бс шинству произведений поп-музыки. Более устойчива и длитель жизнь оперетты — жанра, почти столь же популярного, как пес и эстрадная музыка.
Но разве преимущественно или исключительно этими жанр может ограничиться познание современного мира через музы*
В противовес лихорадочной и лихорадящей суматохе, царящ в эфире и «земных» цитаделях «легкого» и «облегченного» жа ров, в храмах серьезной, академической музыки — оперных теа pax, симфонических и камерных залах — идет неизмеримо бол спокойная, размеренная жизнь. Здесь незыблемый, издавна у тановившийся порядок некоей музыкальной гелиоцентрическ" системы, все спутники, светила, элементы которой вращают вокруг музыки XIX в., как гегемона, центра притяжения муз" кального мироздания.
Достаточно полистать декадные программы., взглянуть афишные щиты, чтобы убедиться в том, что центральное мест, рядом с советскими композиторами занимают имена и назв ния, связанные с минувшим веком. И только кое-где, подоб; инкрустациям, поблескивают имена наших современников, ко позиторов зарубежных стран. Это легко объяснимо, если вспо нить исторически сложившуюся обстановку во взаимоотнош" ниях между современной музыкой стран Запада и нашей шательской аудиторией. Первая мировая война на много л нарушила культурные связи между нащей страной и зарубе^ ным миром. Затем последовали бурные годы октябрьского rt реворота и Гражданской войны. За ними начался длительш период дипломатических дискуссий о признании или непр" знании СССР.
В эти годы связи с очагами зарубежной музыкальной культ были спорадическими: от случая к случаю. Последующие дес* летия по причинам, всем нам хорошо известным, также не ста временем стабильных взаимоотношений в области музыкальн кул ьтуры.
При этом уже с конца XIX в. семимильными шагами шло р витие европейской композиторской музыки.
Первым из новых течений, повлиявших на развитие мировс художественной культуры стал импрессионизм. Его возникнове
ние относится к последней четверти прошлого века. Напомним, 4[То в 1874 г. в Париже было выставлено полотно Клода Моне, изображающее восход солнца и названное автором «Impression» — «Впечатление». Название картины стало названием целого направления, границы и силу воздействия которого трудно было предвидеть.
На восьми выставках, организованных между 1874 и 1886 гг., полотна К. Моне, Э.Дега, О. Ренуара, К. Писсарро восхитили зрителей празднеством света и цвета, красками поразительной свежести, будто промытыми весенним дождем. Искусство художни- ков-«светопоклонников» жизнерадостно, чему не мешают «ни туман, ни тучи, нависающие над полями, ни полумрак лесной чащи». Такова бытующая у импрессионистов живописнал лексика пейзажей. Это искусство тонкое, рафинированное, рационально выверенное, но не рассчитывающее на глубокое сопереживание зрителя.
Рядом с живописцами оказались поэты — певцы мимолетных ощущений, вверяющие свои тайны избранным. Творчество таких поэтов, как П. Верлен, А. Рембо, Ш.Бодлер, С.Малларме, близко импрессионизму, но во многом не совпадает ни с эстетикой импрессионизма, ни с символизмом.
Роднясь с поэтами и художниками, музыканты отыскивали свой путь в новом направлении. Они заимствовали у художников терминологию, наталкивающую на новые идеи эстетического переосмысления музыки; в обиход входят определения: звуковал краска, инструментальный колорит, гармонические пятна, тембровая (или тембральная) палитра. Но с полотна, со страниц, отданных рифмам и ритмам стихов, предстояло перенести эти новые приемы и особенности на нотную бумагу.
В музыку импрессионизм внес тончайший колорит гармонических сочетаний — многокрасочных «пятен», необычность инструментальных сопоставлений, преобладание колорита над мелодическим рисунком. В целом эмоциональный строй большинства произведений композиторов-импрессионистов скорей изыскан, чем взволнован, выраженные в музыке чувства как бы «засурди- нены».
Первым из музыкантов откликнулся на новое направление французского искусства Клод Дебюсси. Надышавшийся специфической атмосферой художественных салонов Парижа, насыщенной спорами о новых спектаклях, сборниках стихов, выставках, он увлек своих соотечественников — молодого Мориса Равеля, позже избравшего собственный путь, и Поля Дюка; испанцев — Мануэля де Фалья и Исаака Альбеннса, англичанина Сирила Скотта, итальянцев Авьфреда Казеллу и Отторино Рес- пиги, поляка Кароля Шимановского, молодого Игоря Стравинского.
требует большей затраты нервной энергии, она вхолит в жиз намного медленнее, чем музыка традиционная.
Вот почему интерес школьной аудитории к музыке наших дне проявляется неодинаково в разных жанрах. Безусловно, перв место в этом рейтинге слушательских симпатий школьников за нимает «легкая музыка», или популярные массовые музыкальн' жанры. В этой музыке отсчет времени и понятия «старое» и «но вое» сведены к микродозам. Поп-шлягер живет максимум год ил два. Такой лихорадочный, шлягерный темп жизни уготован бол шинству произведений поп-музыки. Более устойчива и длитель~ жизнь оперетты — жанра, почти столь же популярного, как пес и эстрадная музыка.
Но разве преимушественно или исключительно этими жанра!; может ограничиться познание современного мира через музыку?
В противовес лихорадочной и лихорадяшей суматохе, царяще" в эфире и «земных» цитаделях «легкого» и «облегченного» жан ров, в храмах серьезной, академической музыки — оперных теат pax, симфонических и камерных залах — идет неизмеримо бол спокойная, размеренная жизнь. Здесь незыблемый, издавна ус тановившийся порядок некоей музыкальной гелиоцентрическо' системы, все спутники, светила, элементы которой вращают вокруг музыки XIX в., как гегемона, центра притяжения музы; кального мироздания.
Достаточно полистать декадные программы, взглянуть и афишные шиты, чтобы убедиться в том, что центральное мест рядом с советскими композиторами занимают имена и назва ния, связанные с минувшим веком. И только кое-где, подоб* инкрустациям, поблескивают имена наших современников, ком позиторов зарубежных стран. Это легко объяснимо, если вспоМ нить исторически сложившуюся обстановку во взаимоотнош; ниях между современной музыкой стран Запада и нашей ел:" шательской аудиторией. Первая мировая война на много л нарушила культурные связи между нашей страной и зарубе- ным миром. Затем последовали бурные годы октябрьского rt реворота и Гражданской войны. За ними начался длительн! период дипломатических дискуссий о признании или непр" знании СССР.
В эти годы связи с очагами зарубежной музыкальной культур были спорадическими: от случая к случаю. Последующие деся летия по причинам, всем нам хорошо известным, также не ст временем стабильных взаимоотношений в области му зыкал ьи" культуры.
При этом уже с конца XIX в. семимильными шагами шло ра витие европейской композиторской музыки.
Первым из новых течений, повлиявших на развитие миров: художественной культуры, стал импрессионизм. Его возникное иие относится к последней четверти прошлого века. Напомним, что в 1874 г. в Париже бьшо выставлено полотно Клода Моне, изображающее восход солнца и названное автором «Impression» — «Впечатление». Название картины стало названием целого направления, границы и силу воздействия которого трудно было предвидеть.
На восьми выставках, организованных между 1874 и 1886 гг., полотна К. Моне, Э.Дега, О.Ренуара, К.Писсарро восхитили зрителей празднеством света и цвета, красками поразительной свежести, будто промытыми весенним дождем. Искусство художников- «светопоклонников» жизнерадостно, чему не мешают «ни туман, ни тучи, нависающие над полями, ни полумрак лесной чащи». Такова бытующая у импрессионистов живописная лексика пейзажей. Это искусство тонкое, рафинированное, рационально выверенное, но не рассчитывающее на глубокое сопереживание зрителя.
Рядом с живописцами оказались поэты — певцы мимолетных ощущений, вверяющие свои тайны избранным. Творчество таких поэтов, как П. Верлен, А. Рембо, Ш. Бодлер, С. Малларме, близко импрессионизму, но во многом не совпадает ни с эстетикой импрессионизма, ни с символизмом.
Роднясь с поэтами и художниками, музыканты отыскивали свой путь в новом направлении. Они заимствовали у художников терминологию, наталкивающую на новые идеи эстетического переосмысления музыки; в обиход входят определения: звуковая краска, инструментальный колорит, гармонические пятна, тембровая (или тембральная) палитра. Но с полотна, со страниц, отданных рифмам и ритмам стихов, предстояло перенести этн новые приемы и особенности на нотную бумагу.
В музыку импрессионизм внес тончайший колорит гармонических сочетаний — многокрасочных «пятен», необычность инструментальных сопоставлений, преобладание колорита над мелодическим рисунком. В целом эмоциональный строй большинства произведений композиторов-импрессионистов скорей изыскан, чем взволнован, выраженные в музыке чувства как бы «засурди- нены».
Первым из музыкантов откликнулся на новое направление французского искусства Клод Дебюсси. Надышавшийся специфической атмосферой художественных салонов Парижа, насыщенной спорами о новых спектаклях, сборниках стихов, выставках, он увлек своих соотечественников — молодого Мориса Равеля, позже избравшего собственный путь, и Поля Дюка; испанцев — Мануэля де Фалья и Исаака Альбениса, англичанина Сирила Скотта, итальянцев Авьфреда Казеллу и Отторино Рес- пиги, поляка Кароля Шимановского, молодого Игоря Стравинского.
Суровые годы Первой мировой войны по господствующе тонусу душевных состояний, царивших во французском общее- решительно не гармонировали со светлым, изысканным миро отраженным на страницах партитур и на полотнах, завоевавш мировую славу.
Именно тогда в Австрии и Германии возникло новое направл ние — экспрессионизм. Один из его идеологов и историков — Ге рих Бар писал: «Никогда не было такого времени, потрясенно таким ужасом, таким смертным страхом. Никогда мир не был мертвенно нем. Никогда радость не была так далека и свобода мертва. Нужда вопит, человек зовет свою душу, время станов воплем нужды. Искусство присоединяет свой вопль в темноту, о вопит о помощи, оно зовет дух: это экспрессионизм».
К экспрессионизму вело много дорог. За три года до нач войны закончился жизненный путь Густава Малера (1860 — 1911 Трагедийный пафос его музыки, сгущенный психологизмом, конечном счете облегчил возникновение экспрессионистского и кусства. ■
Рядом с Малером — его современник Рихард Штраус. И проходит путь от романтизма, от страстной приверженности В неру до оперы «Саломея», ставшей одним из отправных пункт экспрессионизма в музыке.
К экспрессионизму ведет творчество и другого композите Австрии — Арнольда Шенберга, основоположника додекафон ческой системы, сыгравшей большую роль в установлении нов принципов логики музыкального языка, в создании новых пр емов композиторской техники. В его творчестве и в творчестве е ученика — Альбана Берга экспрессионизм достиг одной из кульм: национных точек. Опера Берга «Воццек» — наиболее яркий пр мер этого направления.
Музыке Шенберга и его последователей присущ мрачный, и ступленный характер. Нет буквально ни одного произведет где бы ни господствовал мрак, где звучало бы радостное пр ятие жизни, природы, где музыка вселяла бы надежду. Искус во экспрессионизма пессимистическое по сути. Оно как нель более точно отвечало умонастроениям и эмоциональному то" су тех социальных слоев Австрии и Германии, которые в поел военные, 20-е годы переживали период разрухи, инфляции. Т мир не только ужасал, он отврашал. В этом причина типично для экспрессионизма стремления к «эстетике уродливого», а та:~ возведения диссонанса в ранг основной категории музыкальн созвучий.
Вместе с тем нельзя отрицать, что экспрессионистское иску ство обладает огромным потенциалом воздействия на зрителе читателей, слушателей. Добавим, что по с равнению с бурным р внтием экспрессионизма в изобразительном искусстве, литера
ре, драматургии в музыке это напрааление не получило широкого развития. Тем не менее именно в музыке, может быть, раньше, чем в других видах искусства, возникла реакция против перенасыщения сознания патологически взвинченными образами, гипертрофии экспрессии и бессвязности, разорванности музыкальных конструкций. Стремление к упорядоченности, к покою, ясности, наконец, к отдыху от невероятного нагромождения звуковых многоярусных башен вызывало «тоску по далеким временам». Зазвучали светские кантаты и первые оперные представления XVII в., и предшественники Баха возносили под куполы храмов классически стройные композиции для органа, повествуя о смутах душевных, о ликовании, страданиях и надежде искупления. Таков путь к неоклассицизму. По-разному приходили к нему композиторы. Перешагнув рубеж своих насыщенных первобытной силой партитур «Весны священной» и «Свадебки», Стравинский углубляется в мир античности и создает «Царя Эдипа» и «Аполлона Мусагета», а затем появляется балет «Поцелуй феи», навеянный музыкой Чайковского; Хиидемит, в ряде произведений отдавший дань романтизму (позже — экспрессионизму), в дальнейшем выражает подлинное преклонение перед классиками полифонии и становится крупнейшим мастером многоголосия XX в.
Неоклассицизм захватывает и Карла Орфа — композитора, педагога, реформатора системы музыкального воспитания. Ценя мудрый покой бытия, Орф с истинно рубенсовской полнокров- ностью воспевает радости жизни, людей, умеющих петь, смеяться во весь голос, только изредка с опаской поглядывая на движение колеса фортуны. В его сценических кантатах, операх отражены приемы письма далекой поры классической музыки, но отражения эти преломлены сквозь призму мышления композитора XX в. Свой вклад в музыкальный неоклассицизм внес и Прокофьев, движимый здоровым интересом К здоровому искусству, лишенному экспрессионистской взвинченности и мрачной исступленности. В годы, когда в атмосфере еще не утихшего гула войны появились первые предвестники нового направления, зазвенел чистый родник «Классической симфонии».
Ограничиваются ли художественные течения начала века тремя наименованиями: импрессионизмом, экспрессионизмом, неоклассицизмом? Разумеется, нет. Рядом с ними параллельно развивались и иные течения, менее значительные, менее четко выраженные, возможно — ответвления магистральных потоков.
В эти же годы своего зенита достигло развитие додекафонии, теоретической системы Шенберга, устанавливающей новое понимание законов музыкальной логики и эстетики.
А. Шен берг и его последователи решительно отвергают какие бы то ни было связи музыки с действительностью, повторяя старую идеалистическую концепцию о том, что музыка есть чи звуковое явление, не вступающее в контакт ни с какими ины явлениями жизни.
Теоретические декларации додекафонистов неоднократно те пели крах при столкновении с реальной действительностью. И тересно, что Шенберг в последних написанных им сочинени творчески опровергает свои же теоретические концепции. В каь те «Уцелевший из Варшавы» под влиянием рассказа бежавшего варшавского гетто человека он создал музыку, захватываю! трагедийным пафосом и правдивым, хотя и во многом ил л юс тивным, воссозданием повествования «уцелевшего».
Несомненно, додекафония подготовила и облегчила путь, дущий к музыкальному абстракционизму, получившему в п следние годы значительное развитие. Приняв за отправной пун положение о том, что единственная реальность музыки — ее зв чание, не связанное ни с образностью, ни с другой внезвуков действительностью, некоторые «реформаторы» пошли еще дал ше, утверждая, что музыкальные звуки, извлекаемые из спец альных инструментов, — только бесконечно малая часть звуко существующих в природе и в человеческом обиходе. Отсюда во никла идея так называемой конкретной музыки. Звуки, издава мые пишущей машинкой, горяшим примусом, каплями, па ющими в таз, электродрелью, отбойным молотком, поглажи~ нием двух металлических терок друг о друга, а также шипен сала на горячей сковороде и т.д. — лишь несколько из миллион примеров «конкретной музыки». Такая «композиция» фиксир ся на магнитофонных пленках в разных комбинациях, в раз темпах, скоростях. Затем происходит процесс «завораживаю аудитории.
В каждом году XX, а затем и XXI в. возникает какое-нибу новое течение, направление, чаще всего продиктованное стре лением «поразить», придумать то, чего «еще не было».
Таких «голых королей» в музыке XX в. было немало — вплоть «беззвучной музыки», «исполняемой» одним или нескольки' музыкантами, сидящими на эстраде и не извлекающими ни е ного звука из музыкальных инструментов. Кончив «не играт они поднимаются и уходят. В зале всегда найдутся люди, котор" не жаль иронически поаплодировать. И это фиксируется на пле ку. И это называется «успехом».
Но не они, «искатели музыкальных приключений», определ ют атмосферу, сущность музыкальной жизни предыдущего и н шего столетий; не они привлекают внимание специалистов и бителей серьезного музыкального искусства.
Тематика «музыкальной литературы», предлагаемая програ мами для учащихся VII класса, не является краткой историей зыки XX в.
Она подразумевает показ своеобразных «силуэтов» композиторов, которые сыграли значительную роль в создании наиболее выдающихся произведений музыки XX в.
Авторы ясно отдают себе отчет в том, что и такие композиторы разных возрастов, национальностей, направлений, как Мануэль де Фалья, Эрнст Кшенек, Аарон Копленд, Отторино Респиги, Золтан Кодай, Самуэл Барбер, Богуслав Мартину, Оливье Мессиан, Луиджи Ноно, Джан Карло Менотти, Витольд Лютославский, Кшыштоф Пендерецкий, рядом с созвездием отечественных композиторов постоянно привлекают внимание нашей молодой аудитории, слушающей музыку и читающей о ней. Но включение материалов об этих композиторах потребовало бы и иного масштаба учебной программы, а может быть, и совершенно иной манеры изложения всего учебного материала.
К. Дебюсси (1862-1918)
В программе предусмотрено знакомство семиклассников с музыкальным импрессионизмом. Яркий представитель импрессионизма в музыке — Клод Ашиль Дебюсси. Он родился в небольшом городке Сен-Жермен-ан-Ле, недалеко от Парижа. Мальчика, как полагалось в семьях среднего буржуазного достатка, обучали игре на фортепиано.
Консерваторские годы Дебюсси не отмечены сколько-нибудь важными событиями.
В последние десятилетия XIX в., когда многие французские музыканты оказались вовлеченными в орбиту острых творческих споров о музыке Рихарда Вагнера, Дебюсси также не остался в стороне. Пряные хроматические гармонии «Тристана и Изольды» Вагнера пробуждают в Дебюсси стремление к еще более изысканным звучаниям, к нарушению своеобразного кодекса звукосочетаний, который составляет основу «функциональной гармонии», т.е. учения о системе подчинений аккордовых последовательностей определенным правилам, на протяжении нескольких столетий считавшимся незыблемыми.
Шаг за шагом Дебюсси раскрепощает некоторые категории аккордов, так называемых неустойчивых звукосочетаний, от предуказанного правилами «поведения». Они как бы повисают в воздухе, обретая, по терминологии наших дней, некую «невесомость», при этом возникает типичная лля Дебюсси гармоническая атмосфера, насыщенная сложными звуковыми «пятнами».
По-новому композитор трактует и оркестр. Нет сомнений, что на понимание Дебюсси живописной природы оркестра оказал большое влияние Риме кий-Корсаков, особенно двумя своими партитурами — «Шехеразадой» и «Испанским каприччио».
Творческий портрет композитора будет неполон, если не при нять во внимание его постоянные контакты с другими вида искусств, и прежде всего с живописью и поэзией.
Дебюсси — постоянный посетитель выставок, вернисажей; е восхищают полотна Эдуард Мане, Огюста Ренуара, Клода Мон Ему близка вся группа французских живописцев-современнико которая вырвалась на волю из оков академического искусства устремилась на воздух, к Сене, взморью, скалам Антиба; ту,п где, запрокинув голову, можно любоваться формой, колоритом движением облаков, где игра светотеней и отражения в воде да эффекты, о которых и не подозревали затворники академичес мастерских.
В такой же мере его захватывает поэзия символистов — Шарл Бодлера, Поля Вердена, Стефана Малларме. Он дружит с Анри ; Ренье, многие страницы романов которого своей утонченность напоминают стихотворения в прозе.
Композитору, не перешагнувшему еще своего тридцатилетия не терпится перевести на язык музыки впечатления, ощущения образы, рождающиеся под влиянием поэзии и живописи.
Первыми возникают «Забытые ариетты» на стихи Верлена таким типичным для импрессионистов подзаголовком: «Песе ки, бельгийские пейзажи и акварели». Впервые стихи Верле! нашли в музыке идеальный по стилю отклик; впервые музыка т~ близко подошла к импрессионистской живописи.
Дебюсси ввел слушателей в новый звуковой мир еле ощути* красочных оттенков, неожиданных гармонических сочетаний, я~ ной, естественной вокальной декламации, мир, в котором в от; личие от романтического искусства эмоциональные состояния да не в прямых высказываниях, а в отдаленных отзвуках.
Найденную им в камерном жанре манеру письма Дебюсси п реносит в жанр симфонический и в начале 90-х гг. пишет сво знаменитую Прелюдию к «Послеполуденному отдыху фавна" музыку, навеянную одноименной эклогой С. Малларме. Жанр э" логи, представляющей собой диалог персонажей античной, т~ называемой буколической поэзии, воспевающей пастушески жизнь на фоне природы, давно стал объектом историко-лнте! турных исследований, но Малларме заново обратился к нему: его воображении теснились образы нимф, дриад, звучали пере вы флейты Пана, струился пряный аромат нагретого полуденhi солнцем клочка земли на берегу Эгейского моря... Эту полуден ную истому, испуганные возгласы купающихся дриад, к которьг подкрадывается косматый покровитель пастухов, завораживаю! напев его свирели композитор воссоздал в музыке, ставшей кла сическим образцом импрессионистского искусства.
Музыку Дебюсси часто сравнивают с живописью. И прежде все" в связи с аналогиями технического порядка. Если «перевестие
музыку на язык живописи, чему отдать предпочтение — маслу, пастели, акварели, гравюре? Наиболее органично сближение его манеры письма с акварелью и пастелью, даюшими безграничные возможности колористических нюансов, ближе всего подходящих к определениям; «вполголоса», «шепотом», «напевая».
Вводя в обиход новые гармонические краски, пряные, бархатистые, искрящиеся во всех регистрах звукового спектра, Дебюсси сдерживает динамику, как бы боясь спугнуть царящее в музыке поэтическое очарование. Если же говорить об особенностях его музыки языком грамматических терминов, можно сказать, что существительные преобладают над глаголами, а прилагательные развертываются бесконечной гаммой, окрашивая, затуманивая, освещая контуры его безглагольных построений.
Достоинство это или недостаток? Ни то ни другое. Это — свойство гениального композитора, в музыке и мышлении которого созерцательность преобладает над действенностью, статика над динамикой. Именно эти черты роднят его с художниками-импрессионистами.
Композитор, оказавший огромное влияние на музыкальную культуру XX в., Дебюсси испытывал особую привязанность к России, ее музыке. Многократные посещения Москвы и Петербурга; преклонение перед гением Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина, Чайковского, личнал дружба со Стравинским; творческое общение с выдающимся балетмейстером Михаилом Фокиным и неутомимым пропагандистом русского искусства Сергеем Дягилевым, наконец, прямые и косвенные влияния, оказанные русской музыкой на его творчество, — все это находит отражение в его музыке, которая является одним из самых тонких и поэтичных явлений художественной культуры XIX и XX вв.
П. Хиндемит (1895 —1963)
Следуя рекомендации учебной программы — познакомить семиклассников с неоклассицизмом в музыке, предлагаем сделать это на примере жизни и творчества Пауля Хиндемита.
В трагическом списке представителей германской и австрийской художественной интеллигенции, вынужденных покинуть родину после прихода Гитлера к власти, значится и имя Пауля Хиндемита, младшего современника Рихарда Штрауса.
Пауль Хиидемит принадлежит к числу самых крупных музыкантов Германии, к тому поколению, чье творческое формирование совпало с годами подготовки и началом Первой мировой войны. Выходец из рабочей среды, он рано осознал себя музыкантом и встал на путь профессионального исполнительства в качестве скрипача, пианиста, ударника оркестровых ансамблей в загород- пых ресторанах, дансингах, пивных. Здесь он юношей узнал изнанку музыки. И отсюда, из мира музыкальной банальности, ремился в большое искусство. В двух консерваториях (Дармил и Франкфурта) Хиндемит получил профессиональное образо ние. Темп его музыкального развития стремителен. В возрасте лет он — концертмейстер Франкфуртского оперного