Общее понятие о сонатной форме

В VI классе учащиеся должны получить общее представление сонатной форме. Не следует употреблять термины «соната» и « натная форма» как равнозначные. Соната — инструментальное ц лическое произведение, т.е. состоящее из нескольких контрас частей. Далеко не каждая из этих частей написана в сонатной ме. Сонатная форма — это термин, определяющий композицио ную структуру одной из частей (чаше всего — первой) крупно инструментального произведения, в основе которого лежит поставление двух контрастных тем. Развитие, столкновение э тем и связанных с ними образов составляют сущность сонатн формы. Используется сонатная форма в различных произведен* композиторы обращаются к ней при сочинении музыки для фор пиано, скрипки, оркестра и небольших камерных ансамблей. М гие арии, целые оперные сцены, даже оратории также написан этой форме. Возникновение и формирование классической сон ной формы связаны с именами Й.Гайдна, В.А.Моцарта, Л.Бе вена. Как правило, произведение, написанное в этой форме, растеризуется быстрым темпом — allegro. Вот почему сама сонат форма часто называется сонатным allegro. Она имеет три болы раздела: экспозицию, разработку и репризу.

Экспозиция. В этой части происходит изложение, сопоставлен1 двух контрастных тем, основных носителей содержания произве ния. Одна из тем носит название «главная», другая — «побочн Главная тема, содержащая ведущую музыкальную мысль, обы активного, действенного характера. Вторая (побочная) тема, дующая вслед за первой, ярко с ней контрастирует; характер те лирический, мягкий. В сопоставлении этих двух начал — энер! ного и пассивного — заключена основа экспозиции.

Разработка. Крупный раздел сонатной формы, в котором исходит развитие материала, изложенного в экспозиции. Глав! и побочная темы сталкиваются, противоборствуют, нередко звучат по-новому, раскрывая то одну, то другую грань музы» ного образа. Разработка обычно наиболее рельефно выявляет j витие тематического материала, становится кульминацией вс произведения.

Реприза. В репризе происходит возвращение к музыкаль* образам экспозиции, чаще всего с некоторыми видоизмене ми. После репризы нередко проходит небольшая заключител часть — кода, где может быть дано еше одно утверждение глав- темы, главной мысли произведения. Форма сонатного allegro ладает широкими возможностями для воплощения самых ело: ных философских идей. Вот почему к ней обращаются многие ; торы больших музыкальных полотен, изыскивая все новые и вые средства передачи своих творческих замыслов. Програм"

ет учителю достаточное количество произведений для осозна­ния особенностей и возможностей сонатной формы. Это имею­щиеся практически во всех современных школьных программах по музыке Симфония соль минор В. А. Моцарта, Пятая симфо­ния, увертюра «Эгмонт» и Патетическая соната JI. Бетховена.

Музыкальная викторина

Вольфганг Амадей Моцарт

— Судьба Моцарта была необычной: слава пришла к нему в раннем детстве. Во сколько лет он начал выступать в концертных залах Вены и Парижа, успешно соревнуясь с выдающимися вир- туозами-клавесинистами? (В шесть лет.)

— Каким было первое произведение юного композитора? (Ме­нуэт — старинный французский танец, во времена Моцарта став­ший бальным.)

— Сколько лет было Моцарту, когда в Париже опубликовали его скрипичные сонаты? (Неполных восемь лет.)

— Как называлась комическая итальянская опера, которую двенадцатилетний Моцарт создал для столичного театра во время посещения Вены и которая по уровню мастерства ничуть не ус­тупала большинству репертуарных произведений этого жанра? («Притворная пастушка».)

— Какое пятиголосное хоровое произведение (оно высоко чтилось в Ватикане, и за его вынос из собора или переписку пев­цам папской капеллы грозило отлучение от церкви) Моцарт, прослушав всего один раз, совершенно точно, до единой ноты, записал по памяти и исполнил на одном из своих концертов, чем поверг всех в изумление? («Мизерере» Грегорио Аллегри.)

— Моцарта вполне справедливо называют музыкантом универ­сального дарования. В чем еще, кроме композиторской деятельнос­ти, проявились его недюжинные способности? (Моцарт был пре­красным клавесин истом, скрипачом, органистом и дирижером.)

— О какой из моцартовских опер говорят, что она австрийская по национальности, хотя либретто было написано по-итальян- ски, а ее действие происходит в Испании? («Свадьба Фигаро».)

— Каким рыцарским орденом, дававшим дворянство, Римский Папа Климент XIV наградил молодого Моцарта и что позднее по этому поводу сказал композитор? (Орденом «Золотой шпоры». А сказал Моцарт так: «Из аристократа капельмейстер не получится, з из капельмейстера же вполне может получиться аристократ».)

— Смерть застала Моцарта за работой над заупокойной мессой. Как называлось это одно из величайших произведений мировой Музыкальной классики? («Реквием».)

— Кто из современников В. А. Моцарта, получивший широ известность своими многочисленными любовными и авантюрн ми приключениями, по просьбе директора Пражского театра ко сультировал композитора при написании оперы «Дон Жуа (Д. Казанова.)

— Кто из гениев русской музыки создал сюиту «Моцартиан (П. И. Чайковский.)

— Кому из выдающихся композиторов принадлежат ело «Вечный солнечный свет в музыке — имя тебе Моцарт!»? (А. Г. бинштейну.)

Музыкальный глобус

— Где на карте мира «звучат» Бас, Бостон, Вальс, Гор" Лира, Марш, Соло, Туба, Хор? (Бас — острова в Полинез Бостон — город в США. Вальс — населенный пункт в испанск Каталонии. Горн — мыс, крайняя точка Южной Америки. Лира населенный пункт в Уганде. Марш — историческая провинция Франции. Соло — река на острове Ява. Туба — правый приток ре Енисей. Хор — правый приток реки Уссури.)

— Кто из композиторов написал «Амурский вальс», «Киеве вальс», «Ленинградский вальс», «Московский вальс», «Севас~ польский вальс»? («Амурский вальс» написали С.Туликов М.Пляцковский, «Киевский вальс» — П.Майборода — А. Малы ко, «Ленинградский вальс» — А.Дольский, «Московский be из кинофильма «Здравствуй, Москва» — А.Лепин — О. Фадее «Севастопольский вальс» — К.Листов — Г.Рублев.)

— Кто из великих русских композиторов написал «ИтальяН кое каприччио» и «Испанское каприччио»? («Итальянское риччио» написал П.И.Чайковский, «Испанское каприччио» Н. А. Римский-Корсаков.)

— В каком из российских городов написаны знаменитые ма «Прощание славянки» В. Агапкина и вальс «На сопках Маньч- рии» И. Шатрова? (В Тамбове.)

— Словом малиновый с начала XIX в. характеризуют колокс ный звон всемирно известного памятника готики — собора Си Ромбаутскерка в бывшем бельгийском городе Малине. Об даже писал К.Д.Ушинский в своих «Путешествиях по Швей" рии». А какое название носит сейчас этот «музыкальный» горо (Мехелен.)

Музыкальная грамота

К VI классу можно уже сформировать у учащихся понятие выразительных средствах музыки, познакомить их с этим терм

ном. На основании пройденного ранее материала шестикласс­ники осмысливают, что каждый из видов искусства имеет свой язык, с помощью которого автор воплощает свои замыслы, пе­редает свои чувства. Художники выражают мысль при помощи разнообразия красок, линий, рисунка, перспективы. Компози­торы пользуются средствами музыкального выражения — темпом, силой звучности, регистрами, движением мелодической линии, ладом и т. п.

Какие же выразительные средства использует композитор для передачи того или иного характера музыки? Одно из самых ярких и в то же время достаточно сложных средств выразительности — лад. Учащиеся уже имеют представление о мажоре и миноре. Те­перь надо им объяснить, что звукоряд от нижней тоники до верхней называется гаммой. Гаммы бывают мажорные и минор­ные. Как же построена мажорная гамма? Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить о том, что такое тон и полутон. Расстояние между двумя соседними звуками не всегда одинаково: оно бывает более близким и более далеким (учитель играет от одного звука полутон и тон). Более близкое расстояние называет­ся полутоном, а более далекое — тоном. Тон равняется двум полу­тонам.

Строение мажорной гаммы

Учитель пишет на доске до-мажорную гамму, а дети подписы­вают: тон, тон, полутон и т.д. Получается такой порядок следова­ния звуков: два тона, полутон, три тона, полутон. Желательно показать крупным планом изображение клавиатуры для того, чтобы формула мажорной гаммы получилась нагляднее и лучше запом­нилась. Можио использовать учебники или таблицы с изображе­нием клавиатуры. Необходимо напомнить детям о том, что в гам­ме есть три устойчивых звука: I, III и V ступени, которые образу­ют тоническое трезвучие. Остальные ступени неустойчивые. Са­мый устойчивый звук — I ступень, или тоника. (Дети поют тре­звучие сверху вниз и снизу вверх.) Мажорную гамму можио по­строить от любого звука, на любой высоте, и она будет звучать всегда одинаково, но только выше или ниже. Это получается по­тому, что порядок следования тоиов и полутонов в мажорной гамме не изменяется. Если построить гамму от ноты фа, то для того, чтобы получилось два тона и полутон, надо понизить ГУ ступень, т. е. звук си, иначе получится не два тона и полутон, а подряд три тона, таким образом, нарушится формула строения мажорной гаммы. Для того чтобы гамма фа мажор прозвучала правильно, надо каждый раз играть или петь не си, а си пониженное на полтона, т.е. си бемоль. Знак понижения — бемоль — ставится обычно при ключе, на высоте звука, которому он соответству­ет. Если на третьей линейке возле ключа стоит бемоль, он буд относиться ко всем нотам си, встречающимся в записи. Тон ческое трезвучие в фа мажоре состоит из звуков фа, ля, до. Т никой (I ступень) будет нота фа. Если построить мажорную гам от звука соль, то окажется, что надо повысить последнюю, VII с~ пень на полтона, т.е. поставить перед нотой фа знак повыш ния на полтона — диез. Это значит, что всюду, где в гам встретится нота фа, ее нужно повышать на полтона. При клю диез ставится на пятой линейке — там, где расположено вер нее фа.

Тональность

Одну и ту же песню можно спеть выше или ниже, т. е. в разн тональностях. Тональность определяется тоникой и ладом. Ее произведение написано в тональности фа мажор, это значит, ч лад его мажорный и тоника у него — фа. Строение гаммы, п нятие тональности дети усваивают обычно не сразу, и с этим следует торопиться. Полученные представления нужно закрепл из урока в урок. Для этого полезно задавать детям, например, кие вопросы: в каком порядке расположены тоны и полутоны мажорной гамме? Какие звуки будут устойчивыми в гамме с мажор, какой звук — тоника? В какой мажорной гамме стоит п ключе знак бемоль? На какой линейке он пишется? На каких с пенях строится тоническое трезвучие? И т.д. Учитель должен ра сказывать учащимся, какое значение в музыке имеют тональн сти и как их используют композиторы. Тональность компози ' подбирает очень тщательно, учитывая объем голосов. Наприме детскую песню он пишет в такой тональности, в которой нет ели ком высоких и слишком низких звуков, в пределах, доступн голосу данного возраста. Но не только в этом дело: тональн придает окраску звучанию. Так, веселая, бодрая песня прозв; ярче в высокой тональности, а суровая или торжественная — более низкой. Тональность тесно связана с ладовой системой. Д уже в предыдущих классах получают обшее представление о жорном и минорном ладах, поют ладотональную настройку (т ническое трезвучие). В VI классе на основе пройденного эти з ~ ния углубляются и уточняются. Шестиклассники вспоминают, жизнерадостная, светлая музыка звучит чаще всего в мажорно ладу, а печальная или суровая — в минорном. Учитель играет трезвучия — мажорное и минорное — и просит учащихся сказа какое из них звучит более мягко, печально. Выразительное знач ние лада можно показать на примере песни Л. Бетховена «Пав братья».

Чтобы активизировать внимание учащихся, преподаватель м жет предложить им самим определить лад музыкальных произ"

дений, которые они слушают или поют, и спеть их тонические трезвучия. Для того чтобы твердо усвоить лады, надо не только уметь различать их на слух, но и понимать, в чем заключается разница. Внимание учащихся следует обратить на понижение III ступе­ни, которое меняет характер трезвучия. Учитель пишет мажор­ное трезвучие на доске и предлагает превратить его в минорное (ц наоборот). Такие задания заставляют детей думать, оживляют занятия.

Пение по нотам

Иногда с шестиклассниками целесообразно самостоятельно сольфеджировать мелодию не только в знакомых тональностях, но и в незнакомых. Знаки альтерации ставятся в таких случаях не при ключе, а перед каждой нотой. Учитель дает настройку, т.е. играет или поет тоническое трезвучие, и предлагает детям спеть написанный на доске отрывок. В таких случаях им помога­ет опора на ладовое чувство. В трудных местах преподаватель может тихо подпевать. Такой метод позволяет несравненно шире пользоваться пением по нотам, ребята быстрее начинают прак­тически усваивать нотную запись, привыкать к ней. Не все зна­комые песни следует обязательно петь на уроке по нотам, это отнимает много времени, да и при одном часе занятий в неде­лю это нецелесообразно. Однако на каждом уроке необходимо исполнять хотя бы одну песню или ее отрывок, следя за тем, чтобы у учащихся постепенно накапливался опыт сольфеджи- рования. Полезно давать ученикам задания, активизирующие их внимание, например узнать мелодию знакомой песий, запи­санной на доске без слов. Дети мыслеиио пропевают мелодию, представляют в уме и наконец узнают. Для начала задание мож­но упростить: по записи на доске узнать одну из трех названных песен. Такие задания развивают внутренний слух, укрепляют связь между слухом и зрением, способствуют приобщению де­тей к чтению нот.

Итак, к концу VI класса учащиеся добились значительных ус­пехов в своем музыкальном развитии. Они тверже стали владеть певческими навыками, в том числе и навыками двухголосия. Рас­ширился их песенный репертуар: он стал разнообразнее; наряду с плавными, протяжными появилось больше героических, шуточ­ных, маршевых песен. Теперь дети уже имеют представление о строении мажорной гаммы, о тональностях, умеют сольфеджи­ровать нотные примеры и доступные отрывки песен. Шестикласс­ники больше думают, тоньше анализируют, сравнивают. Все это поможет им в VII классе лучше воспринимать музыку русских, отечественных и зарубежных композиторов и выразительнее ис­полнять указанные в программе произведения.

Пример I

Пес Гривей

Румынская народная песня

Обработка М. Ионе

Стремительно паРгия Ф"но Ю Ал

Общее понятие о сонатной форме - student2.ru

Все

         
1? J J J        
    J fli J J    
         
Ну - ка, жи - во,

ну - ка, жи - во, жи - во...

Общее понятие о сонатной форме - student2.ru

Общее понятие о сонатной форме - student2.ru

Iti* , ,        
% г г Вер - ный пИ----------------------- друг мой, Г J пес Гри - 1 К К ' L вей, Г г ма - ма -
! Ну-ка, жи-во, fl И ну-ка, жи во, Jl ^ J jl по-дой-ди сю да. Гри-вей, ^ 1 У ма- ма-лы-гу,

J' i /

m

n


Все!
реи!
ешь ско

-ЛЬ1 ■ гу


 


ш
■h ^ J-

Общее понятие о сонатной форме - student2.ru

ма - ма-лы-гу, ма-ыа-лЬ1-гу ешь ско-рсй!
Все!

S * ^ J' J1


 


Наши рекомендации