Тема «Прекрасен мир — пойми язык живой природы» (лето, осень)
Музыка: П. Чайковский — из цикла «Времена года»: «Баркарола», «Песнь косаря», «Жатва», «Охота», «Осенняя песнь», его же «Ноктюрн»; А. Вивальди — из цикла «Времена года»: «Лето»; С. Прокофьев «Дождь и радуга», «Утро»; А. Гедике «Гроза»; песни: П. Чайковский, сл. А. Плещеева «Мой садик», «Осенью», Т. Попатенко, сл. М.Ивенсен «Скворушка прощается», Ц.Кюи, сл. А. Плещеева «Осень»; Ф.Шопен — Прелюдия № 15.
Литература: С.Маршак «Дождь», Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной», А. Пушкин «Уж небо осенью дышало», «Граф Нулин» (отрывок), «Осень» (отрывок), А. Кольцов «Косарь», «Урожай», Н.Беренгоф «Осень», А. Пришелец «Песня» (отрывок).
ИЗО: Ф.Васильев «Мокрый луг», М.Воробьев «Летняя ночь в Петербурге», И. Шишкин «Рожь», А. Степанов «Журавли летят», В. Перов «Охотники на привале», В. Поленов «Золотая осень», «Заросший пруд»; И.Левитан «Осенний день. Сокольники», «Березовая роща», «Летний вечер», «Луг на опушке леса», «Осень. Долина реки», А.Куинджи «Березовая роща».
Тема «Дела человека — творчество народа»
Музыка: русские народные песни.
ИЗО: И. Грабарь «Автопортрет»; народно-прикладное творчество: Дымково, Гжель, Жостово, Хохлома, Городец.
Тема «Верный друг»
Музыка: С. Прокофьев - из симфонической сказки «Петя и Волк»: «Птичка», «Утка», «Волк».
Литература: В.Чаплин «Лесная кормушка», К.Паустовский «Заячьи лапы», Г. Скребицкий «Носатик».
ИЗО: художиики-анималисты: Е.Чарушин, В.Ватагин, Н.Ку- кунов; резьба по дереву.
Тема «Без друзей, что дерево без корней»
Музыка: И. Морозов — балет «Доктор Айболит», музыка к спектаклю Я. Сац «Золотой ключик», Э.Денисов — музыка к сказкам «Маленький принц», «Малыш и Карлсон», песни о дружбе В.Ша- ииского, Е. Птичкина, Ю. Чичкова.
Литература: Дж. Родари «Приключения Чиполлино», А. Толстой <f Приключения Буратино», А. Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Тема «Живой язык природы» (зима)
Музыка: П. Чайковский— из цикла «Времена года»-. «У камелька», «Святки», «На тройке», «Масленица», «Вальс снежинок» из
балета «Щелкунчик», Р. Шуман «Дед Мороз», А. Вивальди — цикла «Времена года»: «Зима».
Литература: Н. Некрасов «Тройка» (отрывок), «Не ветер бушу над бором», А.Пушкин «Зимняя дорога», «Зимний вечер», «Зи нее утро», В.Жуковский «Светлана» (отрывок), С.Есенин «П зима, аукает...», «Пороша», А. Чехов «Шел первый снег», Ф. Тю нее «Чародейкою зимою».
ИЗО: А. Пластов «Первый снег», К. Коровин «Зимой», И. Шишк «Зима», «Иней», И. Грабарь «Февральская лазурь», «Зимний пейза:. А. Саврасов «Зима», М. Чюрленис «Зима», Б. Кустодиев «Маслениц
Тема «Весна»
Музыка: П. Чайковский, сл. А. Майкова «Весна», из цикла «В мена года»: «Песнь жаворонка», «Подснежник», С. Рахманинов « сенние воды».
Литература: О. Туберовская «В гостях у картин» (Первое дуно ние весны), А. Плещеев «Весна», Ф. Тютчев «Весенние воды», «В сенняя гроза», В.Жуковский «Жаворонок», А.Майков «Весн «Поле зыблется цветами» (отрывок), С. Есенин «Черемуха», А. «Еще майская ночь» (отрывок).
ИЗО: А. Саврасов «Ранняя весна», «Оттепель», «Грачи прил тели», И.Левитан «Март. Большая вода», К.Юон «Мартовск солнце».
Тема «Доброта»
Музыка: А. Хачатурян «Колыбельная» из балета «Гаянэ», П. 4i ковский, сл. А. Майкова «Колыбельная», Р. Паулс «Колыбельная»
ИЗО: К. Кирке «Колыбельная людям», Л.Кирилова «Счас Ф. Гордеев «Освещенные солнцем».
Основные итоговые ориентиры для учителя во II классе:
Учащиеся должны знать:
• жанры народных песен: хороводные, лирические, календ ные;
• состав оркестра народных инструментов;
• внешний вид и звучание тембров домры, гуслей, балалай баяна, дудочки и трешотки;
• музыкальные термины и названия: лад (мажорный, мин ный), нотный стан, ноты, знаки альтерации (диез, бемоль), тон; полутон, длительности (целая, половинная, четверть, восьм " нота с точкой);
• структурные формы музыкальных произведений; роидо, сю
• особенности звукоизвлечения на триоле и фаэми.
Учащиеся должны уметь:
• узнавать усвоенные музыкальные произведения, их назва: и авторов;
г
I . делать разбор музыкального произведения с помошью учителя;
. сравнивать характер, темп, регистр двух музыкальных произведений;
. выразительно исполнять песни;
. оценивать пение свое и одноклассников;
. распевать один слог на несколько звуков;
• петь мелодии со звуковедением поп legato, staccato не только в умеренном, но и в подвижном темпе;
• выделять сильную долю в трехдольном размере;
. импровизировать мелодии в характере персонажей сказок; в жанре марша, песни и танца, ритмическое сопровождение в характере музыки, мелодии на стихотворное двустишие в соответствии с его эмоционально-смысловым содержанием;
• тактировать на выполнять простой ритмический рисунок;
• выполнять изобразительные и танцевальные движения;
• менять характер движений с изменением музыки, делать остановку в конце фраз;
• исполнять двухголосные песни в диапазоне до1 — ре2.
Ill класс
В III классе предполагается, что учащиеся должны самостоятельно ориентироваться в музыке с позиций изучаемой темы. Дальнейшее развитие должно получить изучение художественных ценностей русской и мировой музыкальной культуры, в которое следует включать сведения о композиторах, своеобразии русской музыки, ее связях с культурой народов России. Необходимо обозначить для ребят такие понятия, как «симфонический оркестр», «группы его инструментов», рассказать о жанре «симфоническая картина» и о полифонии в музыке. В III классе изучаются опера и балет, анализируется музыкальная жизнь России (концертные залы, музыкальные конкурсы, театры оперы и балета, праздники песни, исполнительские музыкальные коллективы, музыкальные учебные заведения).
В HI классе рекомендуются следующие произведения по слушанию музыки: Н. Римский-Корсаков — фрагменты опер «Садко», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», П. Чайковский — балеты «Щелкунчик», «Лебединое озеро», Первый концерт для фортепиано с оркестром, финал Четвертой симфонии, Р. Щедрин — фрагменты из балета «Конек- Горбунок», М. Глинка — ария Ивана Сусанина из одноименной оперы, С. Рахманинов — Третий концерт для фортепиано с оркестром, И.С.Бах «Каприччио на отъезд моего возлюбленного брата».
В разделе «Хоровое пение» предусмотрены работа над чистотой интонации, дикцией, терцовым двухголосием, исполнение под- голосочной полифонии, знакомство с правилами орфоэпии, рас ширение певческого диапазона: у первых голосов — до1— ми1, вторых, — си —до1.
В разделе «Игра на музыкальных инструментах» предусматри ваются: овладение навыками подбора по слуху, ансамблевого и полнения; корректировка качества исполнения различных пар' детского оркестра; подбор по слуху несложных мелодий на раз ных инструментах.
В разделе «Интеграция художественных дисциплин» предста лены следующие художественные произведения по темам и раз личным видам искусства.
Тема «Родина»
Музыка: русская народная песня «Во поле береза стояла* Д.Кабалевский «Наш край», Третий фортепианный концерт (2- часть), П. Чайковский — финал Четвертой симфонии.
Литература: С.Воронин «Моя береза», А.Прокофьев «Я любл березу русскую», М. Пришвин «Моя Родина».
ИЗО: пейзажи И.Шишкина, И.Левитана, В.Поленова.
Тема «Сияние летнего дня»
Музыка: Э.Григ «Утро», М.Мусоргский «Рассвет на Москва реке» из оперы «Хованщина», П. Чайковский — из цикла «Времен года»: «Песня косаря», Р.Шуман «Песня жнецов», А.Вивальди из цикла «Времена года»: «Лето», Ю. Чичков «Музыкант-турист»
Литература: С. Есенин «С добрым утром», Л. Толстой «Как бывает роса на траве», К.Ушинский «На поле летом», А.Кольц «Косарь», Г. Скребицкий «На лесной поляне», А. Твардовски «Рожь, рожь, дорога полевая», К.Паустовский «Какие быва; дожди?».
ИЗО: Ш.Добиньи «Утро», И.Шишкин «Снедь-трава», «Рож «Перед грозой», «Дождь в дубовом лесу», В.ван Гог «После до* дя», «Мокрая терраса», И.Левитан «В бурю», «Дождь».