Баю, бай, баю, бай, Ты, собаченька, не пай. Петушок, не кричи, У нас Митю не буди.

Перед тем как за дело взяться, подумай — чтобы малыш скорее ус­нул, как следует петь колыбельную: громко или тихо? Быстро или мед­ленно? Бодро или спокойно? Попробуй! У тебя получится!

Еще одна разновидность фольклора — прибаутки. Так называли песни, что пели детям мамы да няньки в первые годы жизни. А что ребенок любит больше всего? Конечно, сказки. Прибаутки — это маленькие сказки в стихах, К прибауткам относятся и небылицы. Задания детям:

1. Расспроси маму: какие прибаутки она тебе пепа? Какие прибаутки пели маме и папе в детстве?

2. Сочини свою небыпицу. Можешь сочинить свои слова, а можешь — мелодию к такому тексту:

Заиграли утки в дудки, Тараканы — в барабаны, А коровы да быки Нарядились в башмаки.

Потешки — от слова «потешать», что значит веселить, заб- лять. А забавляли, бывало, малых детушек так — брали у ребен руку, водили по ней указательным пальцем да припевали:

Сорока-ворона Кашку варила, Деток кормила...

Вспомни, и тебе, наверняка, так пели, указывая на каждый пальчик

Этому дала на блюдечке, Этому — на тарелочке, Этому — на ложечке, Этому — лоскребушки. А этому ничего не дала: Мал, недорос, Воды на кашку не принес. Кашку есть не будет!

Вспоминаешь? А потом, наверное, взрослые разводили твои ручки стороны и быстро поднимали на головку, приговаривая:

Шу-у-у, полетели — на головку сели.

Малышу весело от такой потешки, хорошо и спокойно, потому-то говорили раньше: «Худо без доброго слова».

Скороговорки. А еще, бывало, соберутся ребята да как начн состязаться — кто кого переговорит? Уж тут только поспешай скоро говори. А ну-ка попробуй сам: -i

Расскажите про покупки. Про какие, про покупки? Про покупки, про покупки, Про покупочки мои.

Смешно? Может, отсюда и пошла народная мудрость: «Поспешишь людей насмешишь». А ты знаешь какие-нибудь скороговорки?

Задания:

1. Спой скороговорку с другим текстом:

Тары-бары-растобары, У Варвары куры стары.

2. Сколько разных звуков в мелодии скороговорки? А теперь спс скороговорку только на двух звуках:

Дабы,дабы,дабы-бы, Пошла баба по грибы.

Все слоги пой на одной ноте, кроме выделенного слога бы. Этс слог пой, будто взбираешься на ступеньку вверх. Потяни более вы: кий звук подольше. Согласные произноси четко! Не ленись!

В разделе «Интеграция художественных дисциплин» использу­ются следующие произведения для начальной школы, расположен­ные по темам, которые рекомендуются для проведения интегриро­ванных занятий, объединяющих ИЗО, литературу и музыку.

Тема «Азбука красоты»

Музыка: И.Филипп «Колыбельная», С.Майкапар «Дождик», д. Шостакович «Марш», И.Стрибог «Вальс петушков», Д.Штей- белът «Адажио», В.Шаинский «Чему учат в школе», А. Эшпай «Та­нец», А. Островский «Нотная азбука», Р.Паулс «Алфавит», Г. Сви­ридов «Грустная песня».

Литература для чтения: М.Князева «Азбука искусств», Н.Вет- лугина «Музыкальный букварь».

Тема «Осень»

Музыка: Г. Свиридов «Грустная песня», В. Шаинский «Чему учат в школе», Г. Свиридов «Осенние листья», В. Кузнецов «За окном идет дождь», П. Чайковский «Грустная песенка», «Осенняя песня», Е. Тиличеева, сл. Л.Дымовой «О чем плачет дождик», «Осень бродит лесами», «Что у осени в корзине», Д. Васильев-Буглай «Осень».

Литература для чтения: Ф. Тютчев «Листья», «Есть в осени пер­воначальной», И.Бунин «Листопад», А. Блок «Зайчик».

ИЗО: И.Шишкин «Осень», И.Трабарь «Рябина», И.Левитан ^Золотая осень», «Слободка».

Тема «Мир животных»

Музыка: Ю. Чичков «Мой щенок», А. Савельев «Настоящий друг», В. Шаинский «Не дразните собак», «Пропала собака», Т.Гладков «Про львенка и черепаху», Н.Любарский «Курочка», С.Майкапар «Мотылек», Э. Триг «Бабочка», К. Сен-Санс «Лебедь» из цикла «Кар­навал животных».

Литература для чтения: С. Михалков «Мой щенок», Л. Толстой «Котенок», Н.Носов «Живая шляпа».

ИЗО: И.Шишкин «Утро в сосновом лесу», «Лесная чаща», «Цве­ты у опушки леса».

Тема «Зима»

Музыка: П. Чайковский «Зимнее утро», Б. Кырвер «Ручеек за­мерзает», Ж. Металлиди «Воробьишкам холодно», С. Сароян «Пей­заж», С. Стоянов «Снежинки», русские народные песни «Уж ты зимушка-зима», «Зимушка», В.Шаинский, сл. М.Танича «Зим­няя сказка», Е. Крутицкий «Зима», В. Соколов «Снежная тропинка».

Литература для чтения: А Пушкин, С. Есенин и Ф. Тютчев о зиме, А.Пушкин «Мороз и солнце», «Мечтатель» (отрывок), А.Плещеев «Зимний вечер».

ИЗО: И.Шишкин «Зима», «Иней», А.Пластов «Первый сне В.Суриков «Зима», Б.Кустодиев «Масленица», А.Рябушкин «Зи нее утро».

Тема «Друзья со мной»

Музыка: И. Разоренова, сл. Б. Найденовой «Мы — дружные реб та», 3. Львов-Компанееи, «Все дети на планете», Ю. Мильман, сл .A Mi риюна «Друзья-товарищи», Г. Гладков — музыка к мультфильму «Б- менские музыканты», В. Шаинский «Песня о дружбе», В. Шаинск сл. М. Танина «Когда мои друзья со мной», А. Савельев «Настоя друг».

Тема «Весна»

Музыка: Э. Григ «Весною», немецкая народная песня «Прр весна», русская народная песня «Веснянка», М. Глинка «Жавор нок», П. Чайковский «Песнь жаворонка»; цикл «Детский альбо Ф. Шопен «Весна», Э. Ильина, сл. С.Капутикян «Кап... кап...», Р. ман «Май, милый май, скоро ты вновь настанешь», Н. Винограде сл. Я. Полонского «Весенняя песенка».

Литература: А.Майков «Поле зыблется цветами» (отрывок Ф.Тютчев «Зима не даром злится», «Весенние воды», А. К.' стой «Вот уж снег последний тает», А. Пушкин «Гонимы веш ми лучами», С.Маршак «Веселая песенка», В.Жуковский «Жав ронок».

ИЗО: К. Юон «Мартовское солнце», А. Саврасов «Грачи прил тели», Ф.Васильев «Оттепель», Б.Кустодиев «Масленица», II. ^ витан «Март».

Тема «Доброе имя человека»

Музыка: В. Шаинский «Антошка», А. Александров, сл. М.Иве «Всегда найдется дело», О.Бер «Шалун», В. Шаинский, сл. Ю. > тина «С понедельника возьмусь», «Встану рано поутру», М.Грач «Веселые мастера», М.Степаненко «Обидели», Е.Крылатое, Е. Евтушенко «Не надо бояться», Г. Гаврилин «Маленький лгуни- ка», А.Ленин, сл. Г.Рублевой «Песенка крокодила Гены».

Основные итоговые ориентиры для учителя I класса.

Учащиеся должны знать:

• первичные жанры: песня, танец, марш, вокальная и инстр" ментальная музыка;

• музыкальные термины и названия: мелодия, аккомпанеме- темп, регистр; динамика, тембр, фраза, куплет, запев, припе вступление;

• внешний вид музыкальных инструментов: фортепиано (п* нино и рояль), скрипка, флейта, труба, балалайка;

• структурные формы: двухчастная, трехчастная, вариации;

. исполнительские коллективы: оркестр (духовой и народных инструментов), хор;

. певческие голоса: сопрано, альт, тенор, бас;

. правила пения, певческой установки и охраны голоса.

Учащиеся должны уметь:

. узнавать освоенные музыкальные произведения (их названия и авторов);

. дать определение общего характера музыки;

. охарактеризовать средства музыкальной выразительности: темп (быстрый, медленный, умеренный), силу звучания (громко, тихо), регистр (высокий, низкий, средний), мелодию (плавная, скач­кообразная), ритм (ровный, пунктирный);

• соблюдать певческую установку, петь с мягкой атакой звука, напевно, легко, светло, звонко, не форсировать звук, правиль­но дышать при пении, ясно выговаривать слова и правильно де­лать ударения;

• понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыха­ние, начало и окончание пения;

. уметь выделять сильную долю в двудольном размере;

• импровизировать «музыкальные разговоры» различного ха­рактера, отдельные фразы стихотворного текста, одноголосное ритмическое сопровождение;

• тактировать на «два», ритмично ходить в характере музыки, выполнять в хлопках простой ритм, отмечать движением руки разную высоту звуков;

• выполнять танцевальные движения, маршировать, легко бе­гать под музыку, перестраиваться в большой и малые круги.

II класс

Музыкальные занятия во II, III и IV классах во многом явля­ются естественным продолжением музыкального воспитания уча­щихся I класса. При этом новые знания и умения не «отменяют» того, что уже освоено, а как бы накладываются на уже имеющую­ся основу.

Во II классе изучаются закономерности развития музыки и ком­позиционного построения музыкальных произведений с расска­зом об интонировании — на всем протяжении музыкального про­изведения; продолжается накопление музыкально-слухового опы­та, в процессе слушания музыки вводятся знания о таких компо­зиционных структурах, как рондо, сюита, одночастная форма, полифония.

Для слушания музыки во II классе можно использовать сле­дующие произведения: Э. Григ — сюнта «Пер Гюнт», С. Прокофьев — Фрагменты кантаты «Александр Невский», К.Сен-Санс «Карна­вал животных», П. Чайковский «Вальс» из балета «Спящая краса­вица», Р. Щедрин «Царь Горох» из балета «Конек-Горбунок», Ж. Би- зе — увертюра к опере «Кармен», И. Стравинский «Кащеево ца ство» из балета «Жар-птица», М. Глинка «Марш Черномора» оперы «Руслан и Людмила» и «Арагонская хота», Ф.Шопен Прелюдия № 7 {Ля мажор), А. Бородин «Спящая княжна» (романс' Продолжить изучение симфонической сказки «Петя и Вол С. Прокофьева.

В разделе «Духовная музыка» рекомендуется сопоставить пье' сы из «Детского альбома» П.Чайковского «Утренняя молитва» «В церкви» с духовными произведениями «Благослови душе мо Господи» и «Свете тихий». Провести параллели между духовно музыкой и русской классикой, сравнивая торжественное песн пение «Многая лета» и его образно-тематическое воплощение заключительном хоре «Славься!» из оперы «Иван Сусанин. М. Глинки.

В разделе «Музыкальная культура родного края» необходимо ра~ сказать о календарных праздниках и сопровождающих их обр* Масленице (сжигание чучела Зимы), Святках (гадание), дне Ива Купалы (праздник очищения огнем); об обрядовых календарь песнях: зимних (ксшядка и «Прялица»), весенних (веснянка), мае леничных («Блины»), летних («Ты коси, моя коса») и закличках.,

Изучение детьми фольклорного наследия является одним и приоритетных направлений современной педагогики ввиду чимости осознания своих корней и первоисточников как истор" ческой памяти. Цель включения фольклора в содержание Муз1 кального образования младших школьников — приобщение их, отечественной национальной культуре. В данном процессе пер учителем встают задачи формирования у детей навыков исполн" ния русских народных песен, воспитания у них интереса и уваже ния к традициям своего народа.

При этом важно усвоение народной культуры не как сум! разученных произведений, а как воссоздание среды бытован русских народных песен — изучение быта, уклада жизни, наро ного календаря, народных обычаев и обрядов. Изучению фо/ клора способствуют условия и атмосфера улицы, народного ryJ нья, поэтому важным звеном учебного процесса должны ста разнообразные экскурсии. Другими положительными фактора.1! являются обращения к записям фольклористов, экспонатам н родно-прикладного творчества, истории народного костюма. Зе но фольклора составляет импровизация, поэтому в младших класс рекомендуется применять простейшие формы-приемы варьи? вания (заполнение интервалов поступенным движением, пе? комбинирование звуков внутри мелодического оборота, расш" рение его диапазона опеванием крайних звуков, дробления дол" из-за вставки междометий и т.д.).

В разделе «Интеграция художественныхдисциплин» изучают следующие темы.

Наши рекомендации