Межпредметные связи (V—VIII классы)
Слушание музыкальных произведений с их последующим раз^ бором предполагает использование знаний и умений, получае. мых учащимися на уроках русского языка и литературы. Это поня' тие о целостности текста и его частях, смысловых и леке и чес* связях частей текста, темы и основной мысли текста; умение са мостоятельно выявить смысл произведения, пользоваться лексическими синонимами для более точного изложения мыслей, вы разительности высказывания и преодоления неоправданного по-* вторения слов. При изучении русского народного музыкального твор г чества и его связей с профессиональным музыкальным искусством используются знания учащихся из истории Руси, их представления о быте русского народа и народном творчестве, получен ные:
• на уроках литературы (изучение отдельных художественнь произведений русского фольклора, начальное понятие об устном народном творчестве и письменной литературе);
• на уроках изобразительного искусства (знания и представления о декоративно-прикладном искусстве, понимание эстетической ценности изделий народного прикладного искусства).
При разучивании хоровых произведений и работе по музыкаль-* ной импровизации используются знания и умения, формируемые у учащихся на уроках русского языка: умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, определять в словосочетании главное и зависимое слова; знание видов простых предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные).1 и умение соблюдать верную интонацию при их произношении.
При знакомстве с произведениями М. И. Глинки, в беседе о близости творчества Глинки и Пушкина используется знание учащимися произведений А.С.Пушкина, включенных в программу по литературе: вступление к поэме «Руслан и Людмила», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», стихотворение «Песнь о вещем Олеге», а также имеющиеся у учащихся представления о выразительности и своеобразии языка этих произведений. Рассмотрение заложенных М. И. Глинкой традиций на примере оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко» предполагает обращение учителя к знаниям учащихся, полученным на уроках литературы. Это понятие об основных видах устного народного творчества, знание особенностей построения, языка былин. Обращаясь к изучению фрагментов из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь», следует использовать знания учащихся, полученные ими на уроках истории.
Изучение на уроках музыки в VI классе музыкально-исторических стилей: венских классиков и композиторов-романтиков, а также индивидуального стиля композиторов-классиков и индивидуального исполнительского стиля предусматривает использование знаний и умений, полученных учащимися:
• на уроках русского языка: понятие о стиле речи, повествовании, описании и рассуждении; знание особенностей различных стилей речи;
• на уроках литературы: начальное знание о языке художественной литературы, понятие о пейзаже в литературном произведении, основных родах художественной литературы, об эпических, лирических и драматических произведениях; умение анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности в литературных произведениях;
• на уроках изобразительного искусства: представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах изобразительного искусства (умение раскрыть в изучаемом произведении эмоцио- н&тьный строй пейзажа); характер портретируемого; умение анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности в произведениях изобразительного искусства.
При изучении темы «Музыка в кино и театре» привлекаются знания, полученные учащимися на уроках литературы: начальные сведения об образности художественной литературы, понятия «художественный образ», «жизненная правда и художественный вымысел» в литературном произведении, «тема и идея произведения»; понятие о диалоге и монологе, о литературном герое; портрет литературного героя. Кроме этого, используются понятия, получаемые школьниками на уроках изобразительного искусства при Прохождении тем: «Портретный жанр в живописи, графике, скульптуре», «Расширение представлений о портретном жанре», «Индивидуальное и типичное в портрете».
В процессе ознакомления учащихся с музыкальной культур народов ближнего зарубежья рекомендуется использовать знан получаемые школьниками на уроках географии.
Приучая школьников работать с книгами о музыке, муз кальными справочниками, журналами, полезно опираться на умения пользоваться справочными материалами, полученные уроках русского языка и литературы, — умение собирать и с стематизировать материал к сочинению с учетом темы и осно ной мысли; умение пользоваться словарями; толковым и ино ранных слов.
Вопросы и задания
1. Назовите современные школьные программы по музыке и дайте краткую характеристику.
2. Раскройте связь методики преподавания музыки с общей педаго кой и физиологией.
3. Назовите типы уроков музыки.
4. Какие организационно-педагогические условия необходимы j проведения урока музыки?
5. В чем смысл технологии подготовки урока музыки?
6. Как возникает замысел урока музыки?
7. В чем суть творческой атмосферы на уроке музыки?
8. Дайте определение понятия <*интеграция» в процессе школьно обучения.
9. Что такое межпредметные связи?
10. Как осуществляется взаимодействие различных видов искусст
11. Составьте план-конспект урока музыки.
12. Как проводится учет успеваемости школьников на уроках музыки
Глава II
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1. СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (1—IV КЛАССЫ)
В начальной школе закладываются основы музыкальной кул туры и музыкального образования. Начальное музыкальное обр зование понимается как процесс и результат знакомства дете с лучшими образцами музыкального искусства, овладения опо ными знаниями по музыке.
В начальной школе цель формирования музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры конкретизируется. Основными составляющими этого процесса являются эмоционально-целостное отношение к искусству и жизни; музыкальное восприятие, адекватное нравственно-эстетической сущности музыкального искусства; опыт творческой деятельности как проявление духовно-творческой взаимосвязи композитора, исполнителя и слушателя. В младших классах общеобразовательной школы занятия музыкой предполагают развитие воображения и фантазии детей, понимание соотношения форм природы с формами искусства, развитие способности ощущать их общность (цвет — пространство — объем — звуки).
В основе музыкального воспитания младших школьников лежит идея такого преподавания музыкального искусства, которое бы сочетало специфику природы ребенка младшего школьного возраста с природой самого искусства. Для младшего школьника это в первую очередь принесенный из дошкольного детства интерес к разнообразным чувственным впечатлениям и эмоциональная отзывчивость на них, готовность отнестись ко всему как к живому, богатый игровой опыт.
Рассмотрим примерное содержание структуры музыкального воспитания младших школьников по каждому классу в отдельности. Выбор темы учебных четвертей определяется спецификой музыки и поступенностью задач музыкального воспитания. По этим темам в каждом классе накапливается материал, который периодически повторяется и обобщается в целях лучшего усвоения.
I класс
Основное тематическое содержание четвертей: что такое музыка? Из чего она состоит? Кто ее сочиняет, исполняет и слушает? Потом — настроение человека и настроение в музыке. Далее — элементарные жанры музыки (песня, танец и марщ). И последнее: что делает музыку выразительной? (Элементы музыкальной речи.) В I классе изучаются следующие жанры музыки: песня (колыбельная, частушка, плясовая, скороговорки, прибаутки, дразнилки и т.д.), танец (вальс, полька, менуэт, полонез, мазурка, гопак, хоровод), марш (праздничный, спортивный, военный, шуточный, траурный, игрушечный). Рассказывается о музыке как особом самостоятельном виде искусства, об интонации как зерне музыки, об эмоционально-образном содержании музыки (веселая, грустная, нежная, спокойная, торжественная, взволнованная и т.п.), об элементах музыкальной речи (темп, динамика, мелодия, ритм, лад, регистры и т.д.), осуществляется показ связи музыки с речевой интонацией.
Начало занятий музыкой в I классе — один из важнейших этапов музыкального воспитания в начальных классах. Поэтому необходимо более подробно остановиться на музыкальном вс питании первоклассников.
Рассказывать первоклассникам о музыке нужно доступным ясным литературным языком. Например: «Музыка звучит по дио, телевидению, в концертных залах и театрах. И чем больи слушаешь ее, тем больше понимаешь, тем больше она дает рад сти». Для запоминания детям следует предлагать краткие, лак- ничные определения: «Музыка состоит из музыкальных звуков. М зыкальные звуки можно пропеть (дать картинку поющих детей' сыграть на музыкальном инструменте (дать картинку инструмен талиста), изобразить в танцевальных движениях (дать картин балерины), записать нотами (дать картинку нотной строчки)».
На уроках в I классе хорошо принимаются музыкальные зага ки: «Познакомиться изволь: тут поется нота...» (соль). Педаг Е.И.Юдина разработала ряд интересных практических задан* для детей: давай помаршируем, давай споем, давай потанцуе давай поиграем на инструментах, исследуем музыкальные зв; ки, давай импровизировать и т.д. Приведем некоторые пример" таких заданий.
Давай поучимся маршировать.
1. Приподними согнутое правое колено, одновременно вынеси вп* ред левую руку.
2. Приподними согнутое левое колено, одновременно вынеси вп ред правую руку.
3. Выполняй первое движение на счет «раз».
4. Выполняй второе движение на счет «два».
5. Движение на счет «раз» делай более выделяемым (делай шаг сил нее).