Концепция «дополнительности» и «коррекционности» педагогической оценки по музыке
В ходе разработки новой программы по музыке, осуществленной сотрудниками НИИ художественного воспитания, один из ее авторов — Е.В.Николаева предложила интересную концепцию педагогической оценки результатов музыкальной работы. Ее суть — в идее «дополнительности» и «коррекционности» оценок по видам музыкальной деятельности, когда оценивание одного из элементов певческой или слушательской деятельности корректируется введением в этот процесс оценивания и других элементов. Это позволяет всесторонне оценить результаты учебной работы каждого из учащихся. И хотя практическая реализация этой плодотворной идеи сопровождается известными методическими трудностями, сама она заслуживает внимания и одобрения.
Одним из существенных недостатков, часто встречающихся в педагогической практике, по утверждению Е.Николаевой, является оценка на уроках музыки только певческой деятельности учащихся. При этом умение детей слушать музыку, анализировать ее, знание ими музыкальных произведений становятся как бы второстепенными, хотя имеют для музыкального развития учащихся не менее важное значение, чем пение.
В результате такого подхода в классе появляется стабильная группа «отличников», в которую входят учащиеся с хорошими вокальными данными и музыкальными способностями. Им постоянно ставят отличные отметки, в то время как некоторые из них не только не имеют необходимых знаний в области музыкальной литературы, не могут дать характеристики содержанию музыкального произведения, средствам его музыкальной выразительности, н главное, мало интересуются музыкой, равнодушны к ней.
Другие учащиеся в силу ряда объективных причин не в сост ян и и на каких-то этапах успешно выполнять певческие задани но тянутся к музыке, помнят и любят произведения, изучаемые классе, достаточно хорошо разбираются в их содержании. Если уроках проверяется только певческая деятельность учащихся, кие дети систематически получают низкие оценки, которые п степенно могут подавить их интерес к пению, к уроку музыки даже музыкальному искусству в целом. Поэтому необходимо, Ч1 бы успеваемость учащихся фиксировалась дифференцированно п каждому из тех видов деятельности, которые предусмотрены уче" ной программой по музыке, и только на этой основе выводила? обшая итоговая оценка за четверть.
Главная задача, по мнению Е. Николаевой, обратить внимаю учителей музыки на особенности проверки успеваемости учащи ся по пению и слушанию музыки. Музыкальная грамота не вы деляется в специальный раздел, поскольку не может рассматри ваться в отрыве от тех видов музыкальной деятельности, которы. ми учащиеся занимаются на уроках. Ее проверка и оценка в то или иной степени происходят при выполнении учащимися раз личных заданий, разборе музыкальных произведений и наход отражение в приводимых ниже критериях.
Как известно, педагогическая наука требует от оценки объек тивности, т.е. соответствия качеству выполнения учеником пред4 лагаемого ему задания. Однако изучение опыта работы учителе музыки показывает, что далеко не все из них последователей соблюдают этот принцип, а некоторые понимают его непра вильно.
Особенно это проявляется при оценке певческой деятельности где под «выполнением заданий» некоторые учителя понимат исполнение какого-либо музыкального материала — песни, вг кального упражнения — и считают нужным оценивать его тольк по интонационной точности звучания.
Однако, если за одинаковое качество звучания музыкально г материала (интонационная точность) выводится одинаковая оцен ка всем учащимся, она не выполняет своей основной функции не стимулирует индивидуальное музыкальное развитие ученик' По своей сути такая оценка не является и объективной, так ка не учитывает особенностей учащегося, его исполнительские возможности на данном этапе развития, а следовательно, все те кои кретные условия, в которых протекает певческая деятельность Объективной оценкой этой деятельности может быть признан только такая, которая учитывает и качество исполнения музы кального материала (правильность, красоту его звучания, выпал нение учеником тех художественных и технических задач, кото
_ые были перед ним поставлены в данном задании), и индивидуальные особенности музыкального развития ребенка. Поэтому, если в пении ученика от одной проверки к другой происходит последовательное улучшение (хотя оно, может быть, еще и недостаточно отражается на общем звучании конкретной песни), это должно соответственно отразиться на выводимой ему оценке. При этом учителю необходимо соразмерять трудность выдвигаемых перед учеником задач с особенностями его музыкального развития и музыкальной подготовкой. Так, например, для проверки учащихся с разным уровнем музыкального развития целесообразно давать песни различной трудности.
Если же предполагается использование одного и того же музыкального материала, то сильным ученикам его исполнение может быть предложено на более раннем этапе разучивания (в его начале), чем менее подвинутым.
Такой подход стимулирует музыкальное развитие учащихся и устраняет многие отрицательные явления, к которым приводит недостаточное внимание к индивидуальности ребенка.
В зависимости от тех конкретных задач, которые стоят перед учителем музыки на данном этапе вокально-хоровой работы, автор предлагает разные формы проверки певческих знаний, умений и навыков учащихся: сольное исполнение разучиваемой песни или вокального упражнения, исполнение их небольшим ансамблем (два-три человека), вычленение пения отдельных учащихся в процессе исполнения песни классным хором и другие. Каждый вид проверки имеет свою специфику и свои задачи, в связи с этим и критерии оценки несколько видоизменяются.
Оценивая исполнение учеником песни, рекомендуется учитывать:
основные критерии:
1) знание нотного текста (если при разучивании нотная запись не использовалась, учитывается только знание мелодии и слов песни);
2) чистоту интонирования и ритмическую точность исполнения;
3) качество звучания песни: выразительность исполнения, соответствие характера звуковедения образному содержанию песни, естественность звучания и дикционную ясность;
корректирующий критерий:
4) умение ученика охарактеризовать и проанализировать свое исполнение.
На основе анализа данных, полученных по первым трем критериям, устанавливается собственно уровень исполнения учеником песни. Последний критерий помогает вскрыть те причины, которые повлияли на качество выполнения задания учеником, и наряду с данными индивидуального прослушивания имеет корректирующее значение. Его введение обусловлено тем, ч для вокально-хорового развития ребенка важно не только то, что? он знал мелодию и слова песни, мог правильно и красиво спеть, но чтобы делал это сознательно.
Обучение пению не ограничивается разучиванием песен. Он предусматривает целый ряд упражнений, которые способству: целенаправленному формированию у учащихся необходимых в кально-хоровых навыков, умений. <
Критерии оденки исполнения упражнений, согласно конце ции Е. Николаевой, могут быть следующими:
основной критерий:
1) качество выполнения учеником тех художественных и тех нических задач, на которые направлено данное упражнение;
дополнительные критерии:
2) знание нотного и словесного текста (если при разучиваш нотная запись не использовалась, учитывается только знание м лодии);
3) чистота интонирования и ритмическая точность исполне ния;
4) качество певческого звучания: тембра, дыхания, атаки, сил ровности, напевности;
' корректирующие критерии:
5) характеристика учеником своего исполнения;
6) улучшение качества исполнения от одной проверки до друго'
При сравнении критериев оценки исполнения учеником пес
ни и вокальных упражнений видно, что во многом они един- хотя имеют и некоторые различия. В последнем случае больш внимание уделяется анализу вокально-хоровой техники: с о вер. шенствованию певческого звучания, тембра, дыхания и т.д.
В связи с повторяемостью большинства вокальных упражнег на протяжении длительного периода обучения появляется воз можность прослеживать изменения качества их исполнения. П этому специфика их оценивания заключается также в том, ч Е. Николаева вводит новый критерий, корректирующий оконча тельную оценку: улучшение исполнения учеником упражне* от одной проверки до другой. Это имеет очень важное воспита тельное значение. Учащиеся на собственном опыте убеждаютс что оцениваются не их музыкальные данные от природы, т.е. му зыкальные способности, а их работа на уроках музыки, и не пр сто старание, а продвижение вперед.
Как уже говорилось, оценка успеваемости учащихся на урон музыки только по певческой деятельности, по мысли Е.Николае вой, является недостаточной. Нужно обязательно проверить, к" дети научились слушать и понимать музыку, какое эмоциональ ное воздействие на них она оказывает. Обычно для этого учите' музыки предлагают ученикам дать словесную характеристику со держания прослушанного музыкального произведения, средств его музыкальной выразительности. Рассматривая такие ответы, несмотря на все их многообразие, можно наметить несколько уровней выполнения задания:
1) ответ содержит правильную характеристику содержания музыкального произведения и тех известных ученикам (в соответствии с учебной программой) средств музыкальной выразительности, которые имеют наибольшее значение при передаче данного музыкального образа;
2) в ответе дана правильная характеристика содержания музыкального произведения и средств музыкальной выразительности, но они рассматриваются в отрыве друг от друга;
3) ответ в основном правильный, но не полный: содержит характеристику только эмоционального содержания музыкального произведения и недостаточно раскрывает то, какими средствами музыкальной выразительности оно передано;
4) ученик затрудняется дать характеристику даже эмоциональ- но-образного содержания музыкального произведения.
Оценивая подобным образом результат восприятия учеником музыкального произведения и учитывая при этом такие дополнительные данные, как развернутость суждений, точность использования необходимой терминологии, учитель определяет тот уровень выполнения задания, который соответствует ответу учащегося. Однако выводить окончательную оценку ученику только по этим показателям преждевременно. Надо попробовать помочь ему улучшить свой ответ, задать несколько наводящих вопросов, чтобы он постарался дополнить ответ и отметил то, что вначале ускользнуло от его внимания.
В соответствии с этими требованиями система критериев оценки подобных заданий может быть следующей:
основные критерии:
1) правильность ответа;
2) полнота ответа;
3) точность формулировок и использование специальной терминологии;
4) развернутость суждений о музыке.
корректирующий критерий:
5) степень самостоятельности ученика при выполнении задания.
раскрытию обшей картины усвоения учащимися какого-либо учебного материала в значительной мере способствует фронтальный опрос, мобилизующий всех детей. Их отдельные высказывания, как бы дополняя друг друга, в своей совокупности дают развернутую характеристику музыкальному произведению. Но в то же время проследить, как понял, почувствовал музыку каждый из учеников, участвовавших в обсуждении, довольно трудно, поскольку ребенок самостоятельно не делает полного разбор сочинения.
Если перед проведением фронтального опроса учитель заране наметит тех учащихся, знания и умения которых он считает необходимым проверить, и несколько раз попросит их высказать свс мнение, то он сможет получить все необходимые ему данные дл выставления оценки. Ставить отметку за одно высказывание н~ следует. Педагог может вывести ее, учитывая правильность, пол-* ноту, точность высказываний ученика, соотношение правильщ и неправильных ответов, а также его активность и заинтересованность в обсуждении.
Кроме умения учащихся дать словесную характеристику произведению на уроках проверяется знание ими музыкальной литературы, их музыкальная грамотность. Такие проверки лучше проводить в форме письменных контрольных четвертных работ. Они занимают минимальное количество времени и дают наиболее полное представление о том, как усвоен материал программы по слушанию музыки. Это, конечно, не означает отказа н от различных устных форм проверки, а только подчеркивает целесообразность письменных четвертных работ.
Контрольные работы желательно составлять так, чтобы знания детей были проверены по трем основным направлениям:
1) знание произведении, включенных в учебную программу н изученных в классе, умение определить их на слух; знание точного названия произведения, каким композитором оно написано;
2) знание (в рамках, указанных программой) характерных черт творчества тех композиторов, чьи произведения изучались в классе на уроках музыки;
3) умение учащихся привести примеры музыкальных произведений (из числа пройденных в классе), обладающих каким- либо указанным учителем признаком. (Так, например, первоклассникам в конце учебного года можно предложить вспомнить произведения, написанные в жанре марша или танца; учащимся IV класса — перечислить русские народные песни одного из уже изученных ими жанров.)
Задания должны быть построены таким образом, чтобы запись ответов занимала минимум времени. Очень удобны в этом отношении вопросы, предусматривающие выбор одного ответа из нескольких предложенных вариантов. Особенно это важно для учащихся начальной школы. В этом случае на доске выписываются возможные ответы, и ученик указывает только номер того из них, который, по его мнению, является правильным.
Предложенные Е. Николаевой критерии педагогической оценки вполне применимы в практической работе учителя с учащимися различных возрастных групп. Однако эти критерии, как утверждает сам автор, могут выступать лишь в качестве ориентиров при
оценке успеваемости по музыке и требуют конкретизации по классам, что можно предложить сделать самим учителя м-музыкантам.
4. ИНТЕГРАЦИЯ И МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Общество ставит перед школой задачи гуманизации воспитания личности. Модернизация содержания образования и обновление методов и средств обучения являются основой новых педагогических поисков.
Поскольку учебные предметы строятся в логике конкретных наук и все они в той или иной степени связаны друг с другом, возникает необходимость установления межпредметных связей.
Всестороннее исследование проблемы межпредметных связей имеет принципиально важное значение как для развития научных, теоретических основ педагогики, так и для практической деятельности учителей. Именно межпредметные связи призваны обеспечить единую методологическую основу предметной системы в целом на базе выделения таких систематизирующих научных идей, которые должны пронизывать обучение по всем предметам.
Процесс обучения в целом неразрывно связан с данной педагогической категорией «межпредметные связи». Трактовка этого понятия в литературе неоднозначна. В «Педагогическом словаре» оно определяется как взаимная согласованность учебных программ по различным предметам.
Р. Ф. Федорец определяет межпредметные связи как педагогическую категорию «для обозначения синтезирующих интегратив- ных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитательную функции в их органическом единстве»[18].
Межпредметные связи не только средство достижения общих социальных целей обучения — всестороннего развития школьника, но и один из необходимых факторов формирования конкретных педагогических задач, определения общепредметных систем знаний, умений, отношений. Акцентируя внимание на совершенствовании методологических основ всестороннего развития личности в целостном процессе обучения, Ю. К. Бабанский подчеркивает: «В процессе формирования общенаучных умений и навыков, а также развития воли, эмоций и способностей... важно предусмотреть формирование системно-образующих понятий, законов и теорий, а также усвоение фундаментальных научных фактов.
Вычленить их возможно, лишь опираясь на методологию выдел ния главных, существенных элементов содержания...»[19].
Межпредметные связи в логически завершенном виде пре стааляют собой выраженное в единой форме, осознанное отн- шение между элементами структуры различных учебных предм тов.
В классической педагогике идея межпредметных связей род лась в ходе поиска путей отражения целостности природы в с держании учебного материала. Все, что находится во взаимна связи, должно преподаваться в такой же связи, считал Я.А.] менский. Он понимал, насколько важно устанавливать связи ме" ду предметами для формирования системы знаний у учащихся обеспечения целостности процесса обучения.
И. Г. Песталоцци раскрыл многообразие взаимосвязей учебнь предметов. Он исходил из требования: «Приведи в своем соз нии все по существу взаимосвязанные между собой предметы в именно связь, в которой они находятся в природе»[20].
Наиболее полное психолого-педагогическое обоснование ди дактической значимости межпредметных связей дал К.Д.Ушин кий. В книге «Человек как предмет воспитания» он выводит их : различных ассоциативных связей, отражающих объективные имосвязи предметов и явлений. В его теории идея межпредметш связей выступает как часть более общей проблемы системное обучения.
Таким образом, в истории педагогики накопилось ценное н следие по теории и практике межпредметных связей, а именно:
• сформировалась (с позиции психологии, педагогики и мето дики обучения) объективная необходимость отражать в учебно познании реальные взаимосвязи объектов и явлений природы общества;
• выделились мировоззренческая и развивающая функции меж: предметных связей, их положительное влияние на формирован* истинной системы научных знаний и общее умственное разв тие ученика;
• разработана методика скоординированного обучения разлит ным учебным предметам, предпринимались попытки готов* учителя к осуществлению межпредметных связей на практике.
С позиций философского анализа межпредметные связи вы ступают как дидактическая форма всеобщего принципа систем' ности. В дидактической теории межпредметных связей педагога выделены три основные их группы:
I) по видам знаний — содержательно-информационные (на учные);
2) по видам умений — операционно-деятельные, опознавательные, практические, ценностно-ориентационные;
3) по способу реализации в учебном процессе — организацией но-методические.
Каждая из этих групп имеет подгруппы:
1. а) по составу научных знаний (фактологические, понятийные, теоретические);
б) по знаниям о познании (философские, историко-науч-
ные);
в) по знаниям о ценностных ориентациях (идеологические, этические, эстетические, правовые).
2. а) по способам практической деятельности в применении теоретических знаний (практические);
б) по Способам учебно-познавательной деятельности в «добывании» новых знаний (познавательные);
в) по способам ценностно-ориентационной деятельности (цен- ностно-ориентационные).
3. а) по способу усвоения межпредметные связи могут быть репродуктивные, поисковые, творческие;
б) по широте осуществления — внутрицикловые, межцикловые;
в) по способу установления — односторонние, двусторонние, многосторонние (обратные и прямые);
г) по хронологии реализации — преемственные, сопутствующие, перспективные;
д) по постоянству реализации — эпизодические, периодические, системные;
е) по формам организации учебно-воспитательного процесса — поурочные, сквозные, тематические, комплексные;
ж) по формам организации работы учащихся — индивидуальные, групповые, коллективные.
Степень реализации межпредметных связей может быть различной. Это зависит от содержания урока. На наиболее примитивном уровне принцип использования межпредметных связей выражен в обшем комплексном подходе к постановке и решению учебно-воспитательных задач. Следующий уровень — фрагментарный. Здесь межпредметные связи осуществляются в построении учебного материала в виде элементов, примеров, общих фактов, понятий и составляют фрагмент в структуре урока. Высший уровень подразумевает органическое включение в структуру урока Учебного материала из других предметов, без которых не может быть хорошо изучен новый материал программы, требующий обобщения, синтеза знаний. На высшем, синтезированном, уровне проводятся повторительно-обобщаюшие уроки, где объединяются знания из различных предметов с позиции общих мировоззренческих идей. В начальной школе являются наиболее приемлемыми и чаще всего используются в педагогике межпредметные связи основанные на трех вышеперечисленных уровнях.
Различие межпредметных связей в педагогической практике вы полняет образовательную, воспитательную и развивающую функ ции.
В образовательную функцию входят:
1) совершенствование содержания обучения — один из кри терпев отбора и координации учебного материала в программг родственных дисциплин;
2) формирование системности знаний о мире на основе разви тия ведущих научных идей и понятий;
3) формирование политехнических знаний и умений.
В воспитательную функцию межпредметных связей входят фор мирование мировоззрения, трудовое воспитание, профессиональ ная ориентация.
Развиваюшая функция подразумевает развитие системног мышления, познавательных интересов и познавательной актив ности.
Одной из важнейших функций межпредметных связей в школ является формирование нравственных и эстетических идеалов учащихся.
Межпредметные связи — важнейший фактор оптимизации процесса обучения, повышения его результативности, устранен перегрузки учителей и учащихся.
Особое значение имеют межпредметные связи для эффективности использования организационных форм обучения, а также целенаправленной перестройки всех основных звеньев учебно-воспитательного процесса:
• комплексной постановки задач урока, включая обобщенные, смежные понятия;
• организации познавательной деятельности учащихся;
• комплексного использования средств активизации учебно деятельности, наглядных пособий, типичных для предметов, между которыми устанавливается связь;
• анализа уровней обученности и развитости;
• комплексного поурочного и тематического планирования. ;
Перестройка всех звеньев учебно-воспитательного процесса
с учетом межпредметных связей направлена на формирование активной позиции ученика в процессе обучения, так как предусматривает реализацию единства образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения; единство научно-мировоззренческого содержания обучения и активной учебно-познавательной деятельности учащихся.
Доступность обучения на основе межпредметных связей обеспечивается самой организацией процесса обучения, который не только включает обобщенные межпредметные элементы в содер- ясание учебно-познавательной деятельности, но и способствует формированию у учашихся обобщенного умения по их применению.
Идея межпредметных связей тесно связана с процессом дифференциации и интеграции наук. В эпоху Античности природа рассматривалась как единое целое и знание не расчленялось на отдельные науки. Столь же целостным было образование и воспитание. Именно в тот период родилась теория о воспитании гармоничной личности.
За последнее время усилилось внимание к двум взаимообратным тенденциям школьного обучения — дифференциации и интеграции, — которые стали усиливаться со второй половины XIX в.
Под дифференциацией понимается расчленение, разделение целого на состааляющие его элементы.
Под интеграцией понимается процесс сближения и связи наук, состояние связанности отдельных частей системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.
Продолжительное время школьник получал знания в основном посредством изучения дифференцированных учебных курсов. Однако очень часто школьные знания у него так и остаются разрозненными сведениями, искусственно расчлененными по предметному признаку. В результате ученик не воспринимает целостно ни учебный материал, ни тем более картину окружающего мира. Потребность преодолеть это противоречие привела к активному поиску межпредметных связей, к попыткам их использования в дифференцированном обучении.
Таким образом, школа постепенно приходит к пониманию того, что интеграция и дифференциация — два взаимосвязанных, взаимодополняющих процесса. Целенаправленное осуществление только одного из них ведет к нарушению баланса.
В идеале на всех ступенях общеобразовательной школы следует стремиться к оптимальному сочетанию дифференциации и интеграции. Соотношение этих процессов — преимущество одного из них или их равновесие — зависит от уровня разработки программ и учебников, квалификации учителя, уровня общего развития ребенка и других факторов.
Интеграционная система, не отвергающая дифференциацию в обучении, а дополняющая ее, способствует воспитанию эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению проблем. Интеграция в обучении может рассматриваться как цель и как средство обучения. В первом случае под интеграцией понимается создание у школьника целостного представления об окружающем мире, во втором — это нахождение общей платформы сближения предметных знаний.
Способы интеграции в современной школе различны. Пред всего это объединение нескольких учебных дисциплин в един предмет.
Идеи интеграции широко проникают в начальную школу. В шинстве зарубежных стран характерной чертой начальной шк стало обучение по интегрированным курсам. Возникает пробле подготовки кадров, а также моральной и материальной заин ресованности учителя. Без ее решения этот способ интеграции будет эффективным.
Некоторые авторы считают, что к способам интеграции мо но отнести и обучение по принципу «один учитель», когда од учитель преподает в младших классах все предметы и выступа- таким образом, в роли интегрирующего звена. Суть проблемы ключается не в поиске единственного приемлемого, наилучше способа, а во введении системы интегрированных мер с учето возрастных особенностей учащихся на всех этапах образован* JI. Ф. Климанова считает, что целостная интегрированная систе предметов должна присутствовать в учебном плане дважды: на н чальном и на завершающем этапах обучения. Введение интег тивных курсов в начале обучения связано с отсутствием у дет интереса к ярко выраженному дифференцированному обучени так как в этот период им свойственно целостное (синтетическ познание и восприятие мира.
Интеграция на начальном этапе, по мнению педагогов, дол на носить количественный характер — «немного обо всем». В н чальной школе интеграцию целесообразно строить на объедин нии достаточно близких областей знаний, учитывая при этом с ществование позитивных и негативных факторов.
К позитивным факторам относятся:
1. Наличие больших потенциальных возможностей в развит интеллекта ребенка, которые в традиционном обучении испо зуются недостаточно.
2. Широкие интеграционные возможности, уже существующ в традиционном обучении (материал по чтению включает кро литературных текстов сведения из истории, природоведения и т. существует опыт изучения интегрированного курса, включающ го музыкальную информацию).
3. Преподавание большинства предметов в начальных клас одним учителем.
К негативным факторам относятся:
1. Ограниченное число учебных предметов.
2. Необходимость формирования навыков чтения, письма счета.
3. Трудность изложения интегрированных курсов так, чт бы было понятно и интересно детям младшего школьного во раста.
Целесообразная организация интегрированных курсов предполагает либо устранение, либо уменьшение негативных факторов.
Введение интеграционной системы в обучение будет эффективным при условии учета возрастных особенностей учащихся, целей и задач образования, различных факторов интеграции, а также необходимости создания специальной системы подготовки учителя.
Таким образом, на современном этапе школа пришла к необходимости комплексного включения дифференциации, интеграции и межпредметных связей в реальный процесс обучения. Взаимопроникновение интеграции и дифференциации в науке составляет объективную основу развития межпредметных связей в ходе совершенствования предметной системы обучения.