Учет успеваемости на уроке музыки
Урок музыки так же, как и любой другой учебный предмет j школе, нуждается в такой организации, чтобы учитель мог на* блюдать за продвижением своих учеников на каждом этапе работы: в процессе усвоения новых музыкальных знаний, умений | навыков при повторении пройденного, т.е. учет знаний долже| входить во все звенья учебного процесса. $
Специфическая черта урока музыки как урока искусства застав- ляет искать такие пути проверки учащихся, которые не превра? щали бы этот процесс в сухую формальность, а сохраняли харак; тер музыкально-эстетической деятельности. I
Проверка знаний служит не только показателем итога работь) Например, основная цель учителя, когда он проходит по ряда^ поюших учеников, — проверить умения и навыки учащихся в хои ровом пении. Сам процесс такого «коллективного опроса», в сво^ очередь, повышает при верной направленности уровень овладе» ния соответствующими навыками. !>
В том случае, если проверка дает точное отражение истинноп уровня успехов данного ученика в баллах, она заметно активи» зирует работу всего класса, закрепляет уже имеющиеся знания умения, навыки и, несомненно, помогает совершенствований самого процесса обучения, творческому усвоению нового. i
Проверка помогает учителю заметить, верно ли усвоено какое-либо понятие, правильно ли разучивается песня, и позволяет сравнительно быстро исправить допущенную ошибку.
Это дает возможность активизировать мыслительную деятельность учащихся. Так, готовя шестиклассников к слушанию симфонической миниатюры «Весна» Э.Грига, учитель предварительно ^ознакомил их с одноименной песней. После этого было предложено внимательно прослушать миниатюру, где звучит мелодия указанной песни. Были заданы вопросы проблемного характера: какие изменения произошли с мелодией в ходе ее первого и второго слушания? Изменился ли при этом характер музыки, в чем именно это выразилось? Учитель и не рассчитывал услышать абсолютно точные ответы на поставленные вопросы. Важно было активизировать всех учащихся, особенно пассивных, столкнуть различные мнения, создать своеобразную конфликтную ситуацию. Дальнейший ход урока показал действенность такого метода опроса.
Шаг за шагом в процессе обучения учитель-музыкант создает на уроке ряд проблемных ситуаций. Эти ситуации представляют собой совокупность вопросов и заданий, ответы на которые не позволяют иметь предварительное знание о предмете, обусловливающем возникновение проблемы. Это знание возникает в процессе рассуждений учащихся, столкновения мнений и в конечном итоге — разрешения учебной проблемы. Этим учебная проблема принципиально отличается от простого учительского вопроса, на который можно дать прямой и точный ответ, например: «Сколько опер создал М. И. Глинка?»
В ходе разрешения проблемных ситуаций, обсуждения учебных проблем можно выявить фактический уровень музыкального мышления учащихся и соответствующим образом оценить его.
Учет знаний имеет целью не только установить, что именно из материала освоено недостаточно тем или иным учеником, но и найти причину этого. Так, в одном из пятых классов романс М. Глинки «Жаворонок» из вокального цикла «Прощание с Петербургом» разучивался с большим трудом. Индивидуальная проверка показала, что мальчикам, составляющим большинство в классе, трудно петь протяжную мелодию романса, написанную к тому же на довольно высоких звуках. После транспонирования произведения на один тон вниз мальчики запели свободнее, чище, спокойнее, что немедленно сказалось на качестве исполнения романса в целом.
Таким образом, зная особенности класса, отдельных учащихся, учитель может при оценке знаний и умений отличить ошибки, происходящие от невнимательности, небрежного отношения к учению, лени, и не отождествлять их с погрешностями, в основе которых лежат объективные причины.
В ходе проверки можно выполнять задачи, связанные и с обучением определенному виду музыкальной деятельности. Однако в этом случае обучение происходит в иной форме, нежели во вр мя разучивания новой песни. Это может быть, например:
1) разбор всем классом положительных и отрицательных от тов удоски. Привлечение учащихся всего класса к оцениванию;
2) оценка ответа с разъяснением причин, побудивших учите ля выставить именно этот, а не иной балл;
3) советы отвечающему ученику, как устранить выявленн при ответе ошибки;
4) рекомендации всему классу по устранению типичных пе ческих, слушательских и игровых недостатков.
В некоторых случаях бывает важно показать учащимся успел в выполнении того или иного задания. Так, в VII классе в р- зультате довольно длительной работы над исполнением роман С.Рахманинова «Островок» у многих отдельно проверяемых уче ников и у класса в целом заметно улучшился певческий зв> появилась напевность. Замечавшееся ранее форсирование зв> уступило место мягкому, спокойному, свободному и непринуж денному звучанию. Этот факт был доведен до сведения класса воспринят с энтузиазмом.
В процессе проверки знаний на уроке особенно важна требова тельность учителя к качеству исполнения, уровню знаний и ум ний учащихся. Ученики, сознательно и прочно усвоившие прой денный музыкальный материал, стремятся проявить свои знан и даже обижаются, если учитель почему-либо не спрашивает Очень важно поддержать это стремление, найти пути поощрен активности учащихся.
Проверять и оценивать знания на уроках музыки возможно в са; мых разнообразных формах: и в текущей работе, и в подведен* итогов в конце четверти, полугодия или года.
Проверку и оценку знаний важно проводить так, чтобы и пр индивидуальном опросе активно работал весь класс.