Учимся дышать по методике А. Н. Стрельниковой.
Пение - основной вид музыкальной деятельности детей. Огромную роль в обучении пению играют навыки певческого дыхания. Сложная проблема дыхания во время пения до сих пор в вокальной педагогике вызывает много споров. Дискутируется вопрос о «типах» дыхания, об «опоре», «атаке» звука, о роли тех или иных мышц в процессе певческого дыхания, резонаторах, «направлении» звука, тембра. Педагог вокала А. В. Нежданова всегда считала, что дыхание способствует раскрытию художественных задач, что в основе пения лежит ровное, плавное, певучее звукообразование. Нельзя давать дыханию работать учащенно, надо воспитывать чувство меры. Она возражала против пения, носящего «истерический» характер. Все высказанное тесно связано с вопросом о «типах» дыхания, применяемом в пении. А.В. Нежданова наблюдала, что вдох сильным толчком брюшного пресса приводит к форсировке звука и влечет потерю высоких нот и подвижности голоса. Такое дыхание в естественных условиях не встречается, оно требует затраты большой энергии, наступает быстрое утомление (М.В. Сергиевский). Специальными физиологическими экспериментами доказано, что наиболее полезно, естественно и выгодно для пения грудобрюшное смешанное дыхание. Профессор Самарского медицинского института М. В. Сергиевский подчеркивает, что при смешанном дыхании осуществляется максимальная вентиляция легких (верхушек и основания) и их жизнедеятельность. На основании данных пневмографии в пении у детей всех возрастов смешанное дыхание было замечено В. А. Багадуровым. Он считал, что смешанное дыхание развивается быстрее при использовании нижнереберно - диафрагмического, когда включаются в работу все нужные мышцы. К такому же выводу пришел С. М. Сонки, П. З. Андреев и М. Успенский – педагоги, и в своё время М. И. Глинка Это подтверждается и новыми исследованиями. На качество дыхательных движений во время пения влияет тренировка. Еще в начале 90-х годов педагогом- вокалистом Стрельниковой А. Н. была разработана уникальная методика дыхательных упражнений, так называемая «актерская» дыхательная гимнастика, которой с успехом пользовались такие известные певцы, как А. Пугачева, А. Миронов, С.Ротару, Л. Вайкуле.
Эта гимнастика не только восстанавливает певцам дыхание и голос, но и благоприятно воздействует на весь организм в целом. Восстанавливает нарушенное носовое дыхание.
Улучшает дренажную функцию легких. Устраняет некоторые морфологические изменения в бронхолегочной системе. Способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению сморщенных участков легочной ткани, устранении местных застойных явлений. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани. Налаживает нарушенные функции сердечно- сосудистой системы, укрепляет весь аппарат кровоснабжения. Исправляет развившиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника. Способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы. Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно- психическое состояние.
В дыхательной гимнастике А.Н. Стрельниковой, так называемые динамические дыхательные упражнения сопровождаются движениями рук, туловища и ног. Эти движения всегда соответствуют фазам дыхания (вдохи часто делаются при движениях, сжимающих грудную клетку), и вскоре они сами по себе становятся тем условным раздражителем, который и вызывает соответствующие изменения в характере дыхания.
Но при этом нужно придерживаться следующих ограничений:
- на одно занятие должно уходить не более 30 минут;
- делайте от одной до трех восьмерок каждого упражнения, отдыхайте от 3 до 10 секунд после каждого упражнения;
- делайте на каждом занятии весь комплекс, а не несколько восьмёрок каждого упражнения;
- занимайтесь 2 раза в день – утром и вечером;
- дыхательной гимнастикой можно заниматься детям с 3 – 4 лет и людям преклонного возраста, её можно делать стоя, сидя, а в тяжёлом состоянии даже лёжа;
- в среднем нужен месяц ежедневных занятий по 2 раза в день, чтобы почувствовать лечебный эффект при любом заболевании;
- никогда не бросайте эту гимнастику, занимайтесь всю жизнь хотя бы 1 раз в день и вам не понадобятся лекарства.
Эту гимнастику можно выполнять как с лечебной целью, так и для профилактики заболевания.
Заикание входит в число тех заболеваний, при которых помогает дыхательная гимнастика. Что же нужно делать родителям, заметившим, что в речи их ребенка появились запинки. Самое главное – научить его правильно дышать. Все заикающиеся дети говорят на поверхностном ключичном дыхании. Они делают вдох, при котором поднимают вверх плечи и напрягают мышцы лица и шеи. Говорят на выдохе, короткими фразами. Диафрагма - самая сильная из мышц, участвующих в дыхании и голосообразовании. При ключичном типе дыхания она пассивна и не принимает участия в фонации. Объем воздуха в легких ничтожно мал, воздуха не хватает на длинную фразу. Также нельзя забывать, что в звукообразовании участвуют 3 системы:
- дыхательная;
- нервная;
- половая.
Дети, занимающиеся вокалом и хоровым пением, находятся под постоянным наблюдением специалистов: педагогов и медицинских работников. В обучение вокалу и хоровому пению обязательно входят и дыхательные упражнения и упражнения по исправлению осанки, артикуляции и звукообразования. Если в младшем хоре поют мальчики и девочки, то в старшем детском хоре в основном девочки. И если в период мутации мальчик еще поет, то у него поздняя мутация, которая является следствием нарушений в половой и эндокринной системах. У девочек мутация проходит более сглажено, но если голос садится, становится тусклым, то таких детей и мальчиков и девочек педагог отправляет на консультацию к врачу. Занимаясь с детьми ежедневно, педагог первым замечает те незаметные для других оттенки изменения голоса и часто болезнь удаётся излечить быстрее. При лечении заикания, помимо дыхательной гимнастики, нужно выполнять ещё и звуковые упражнения для постановки голоса.
Их делают после выполнения дыхательных упражнений «насос» и «обними плечи», которые готовят лёгкие, мышцы гортани, голосовые связки, диафрагму к дальнейшей работе. Пение – один из способов общения и самовыражения человека, доступный почти каждому. Оно удовлетворяет не только эстетическую и эмоциональную, но и физическую потребность человека потребность человека, о чём необходимо знать педагогам и родителям, рекомендуя детям заниматься вокальным и здоровым пением, заботясь об их здоровье.