Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Программа для дошкольников
«Ирландский танец»
Направленность программы– художественная
Вид деятельности – хореографическое искусство/
современный эстрадный танец
Финансовое обеспечение –внебюджетное
Возраст детей: 2-7лет Срок реализации: 2 года | Разработана М.Ю. Горбылевой, педагогом дополнительного образования Принята на Методическом совете |
Москва, 2017
Пояснительная записка.
Программаимеет художественную направленность и предназначена для детей дошкольного возраста. Уровень программы – ознакомительный,и она является подготовительной ступенькой для дальнейшего освоения детьми хореографического искусства.
Обучение по данной программе происходит на внебюджетной основе.
Танец – это вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения, жесты танцовщика и положение его тела. Он дает возможность свободно владеть своим телом, красиво и грациозно двигаться на сцене. Танец – выражение мысли и чувства средствами условных движений – жестов и поз. Он исполняется под музыку, из которой черпает свое содержание. Сейчас в современном, стремительно развивающемся мире, мало места остается художественно-эстетическому воспитанию детей. Мир черств и жесток и не всегда остается место для прекрасного. Занятия танцами формируют качества человека, такие как терпение, целеустремленность, выносливость, стремление к самосовершенствованию и творческому росту.
Актуальность программы заключается в том, что она удовлетворяет запросы молодых родителей в обучении детей хореографии с раннего возраста (2,5-7лет), так какзанятия танцами способствуют физическому развитию ребенка, а также формированию правильной осанки, умению быть красивым не только на сцене, но и за ее пределами.
Педагогическая целесообразность.
С точки зрения педагогики программа приучает к трудолюбию, укрепляет здоровье, способствует развитию мира чувств и умения их проявлять, а также приучает к сотрудничеству и положительному самоутверждению.
Образовательная область и предмет обучения.
Образовательная область программы заключается в развитии танцевальной способности и освоении основных элементов классического и народного танца, соответствующих данному возрасту детей. Образовательный процесс построен так, что при освоении программы детьми развивается речь, память, свободная пластика, гротеск, пантомима, координация, импровизация, чувство ритма.
Отличительные особенности данной программы.
При разработке данной программы были проанализированы:
– образовательная программа «Феерия» Субботиной Ю.Г., педагога дополнительного образования ГБОУ ЦДТ «На Молодцова» города Москвы;
– образовательная программа «От ритмики к танцу» Шершнева В.Г., педагога дополнительного образования, заслуженного работника культуры РФ, эксперта ГАК МК МО
– образовательная программа «Современные танцы «Диско» Дронова А.А., педагога дополнительного образования ГОУ СОШ №840, лауреата V окружного конкурса образовательных программ.
Также был использован практический опыт педагога.
Так как программа предназначена для детей дошкольного возраста, основная ее решаемая задача – с помощью специальных игровых и развивающих упражнений развить в ребенке танцевальную память, органичную координацию в пространстве, музыкальный слух, и так далее.
Раздел «Детские развивающие танцы» предусматривает освоение детьми танцевальных элементов классического, народного, современного и других видов танца. Это позволяет расширить их кругозор и выявить индивидуальные способности каждого ребенка. На основе этого педагогом разрабатывается индивидуальный репертуар для этой группы.
Цель:Раскрытие индивидуальных возможностей личности ребенка и развитие творческого и физического потенциала ребенка средствами хореографии.
Задачи программы первого года обучения:
Воспитательные:
- формирование гармоничного межличностного общения: педагог – ребенок, ребенок – ребенок, ребенок – педагог – родитель;
- воспитание трудолюбия;
- привитие этики поведения на занятиях;
- формирование положительной «Я – концепции».
Обучающие:
- ознакомление детей с геометрическими параметрами зала и сцены;
- освоение детьми танцевальных элементов;
- овладение постановочных танцевальных композиций, навыками коллективного «ансамблевого» действия;
- освоение детьми основных движенийирландского танца;
- освоение детьми основных движений классическоготанца;
- постановка корпуса, рук, ног, головы;
- освоение детьми основных ходов танца;
- освоение детьми азбуки музыкального движения;
- освоение детьми гимнастических и партерных упражнений.
Развивающие:
- развитие у детей внимания, памяти, пространственного и образного мышления;
- развитие актёрских, исполнительских способностей детей;
- развитие творческих способностей и творческого воображения детей;
- развитие внимания и координации;
- развитие музыкального слуха, умения «чувствовать» музыку;
- развитие чувства ритма.
Задачи программы второго года обучения:
Воспитательные:
- воспитание таких качеств как доброжелательность друг к другу, родителю и педагогу, дисциплинированности, аккуратности, самопознание, общительность.
Обучающие:
- освоение двух детских развивающих танцев;
- освоение детьми новых танцевальных элементов;
- освоение детьми усложнённых гимнастических и партерных упражнений;
- освоение детьми усложненных упражнений классического танца;
- освоение детьми новых основных ирландского танца;
- освоение детьми усложнённых основных положений рук танца;
- освоение детьми усложненных основных ходов танца.
Развивающие:
- развитие у детей творческого воображения;
- развитие эмоциональной сферы;
- развитие артистических способностей;
- развитие внимания и координации;
- совершенствование музыкального слуха, умения «чувствовать» музыку.
Принципы обучения:
ü Индивидуальный подход;
ü От простого к сложному;
ü Регулярность посещения занятий;
ü Наглядность;
ü Образный показ педагога;
ü Гуманность;
ü Развитие у ребенка веры в себя, в свои силы.
Возрастная категория детей, на которых рассчитана программа:от 2 до 6 лет.
Срок реализации программы:2 года.
Формы и режим занятий.
Форма работы: групповая. Количество детей в группе первого года обучения: не более 8 человек, второго года обучения: 10-12 человек.
Режим работы первого и второго года обучения: 1 час два раза в неделю.
Занятия строятся с учетов здоровьесберегающих технологий, в игровой форме со сменой деятельности через каждые 10 минут(для возраста 2-4 – через каждые 5 минут).
Прием и формирование групп проводятся по результатам общения педагога с ребенком и родителями, при наличии медицинской справки. Исходя из индивидуальных особенностей ребенка и возможных или приобретенных умений в данной области, возможно зачисление на второй год обучения.
Содержание программы первого года обучения состоит из следующих разделов:
I. Развивающие игры.
II. Партерные упражнения.
III. Гимнастические упражнения.
IV. Азбука танцевального движения.
V. Музыкально – ритмические упражнения.
VI. Основы классического танца.
VII. Основные движения ирландского танца.
VIII. Ритмические движения в «характере» и темпе музыки.
IX. Постановка танцевального номера.
Содержание программы второго года обучения состоит из следующих разделов:
I. Развивающие игры.
II. Партерные упражнения.
III. Гимнастические упражнения.
IV. Основы классического танца.
V. Основные движения ирландского танца.
VI. Азбука танцевального движения.
VII. Музыкально – ритмические упражнения.
VIII. Детские развивающие танцы.
IX. Ритмические движения в «характере» и темпе музыки.
X. Творческие задания.
XI. Постановка танцевального номера.
Способы проверки.
Формы и способы проверки результативности освоения детьми программы «Ирландский танец»: педагогическое наблюдение в течение года, открытые занятия для родителей, концертная деятельность разного уровня.
Оценка результативности освоения детьми программы проводится два раза в год промежуточная и основная аттестация по таблицам приложения №1. Каждый критерий оценивается по 10–ти бальной шкале.
Критерий оценки результативности освоения детьми образовательной программы «Ирландский танец»:
110 – 88 Высокий уровень
87 – 67 Средний уровень
66 – 44 Низкий уровень
Результативность освоения каждым ребенком программы на данном этапев первую очередь является для педагога материалом для размышлений по продумыванию и разработке совместно с родителями индивидуального маршрута обучения на следующий этап, год.
Содержание программы первого года обучения
Вводное занятие.
Знакомство детей с педагогом, и наоборот; рассказ о технике безопасности, о поведении на занятиях и в центре детского творчества. Объяснение детям режима занятий, что необходимо для посещения занятий (купальник, юбка, носки, балетки). Показ видео материала занятий, открытых уроков и концертной деятельности.
I. Развивающие игры.
II. Партерные упражнения.
Упражнения для корпуса.
Теория. Показ и объяснение педагогом упражнений для корпуса.
Практика. Выполнение детьми упражнений для корпуса под музыку: исходное положение, фиксация исходного положения, сгибание корпуса вперед, «кошечка», прогибание корпуса назад на вытянутых руках, «птичка», прогибание корпуса назад (подготовка к упражнению мостик) и др.
Упражнения для ног и стоп.
Теория. Показ и объяснение детям партерных упражнений для стоп.
Практика. Выполнение детьми партерных упражнений под музыку: сгибание и вытягивание стоп, «зайчик» (сгибание и вытягивание стоп чередованием), разогрев мышцы ног (напрягаем, расслабляем), и др.
Корзиночка».
Теория. Показ упражнения «корзиночка».
Практика. Объяснение педагогом правил безопасного исполнения упражнения. Выполнение детьми упражнения под музыку.
Поперечный шпагат»
Теория. Показ упражнения «шпагат» для растяжения мышц ног.
Практика. Объяснение педагогом правил безопасного исполнения упражнения. Выполнение детьми упражнения под музыку.
Бабочка».
Теория.Показ упражнения «бабочка», нужного для выворотной позиции ног.
Практика. Объяснение педагогом правил безопасного исполнения упражнения. Выполнение детьми упражнения под музыку.
Рыбка»
Теория. Показ упражнения «рыбка» для гибкости мышц спины и позвоночного аппарата.
Практика. Объяснение педагогом правил безопасного исполнения упражнения, возможных ошибок. Выполнение детьми упражнения под музыку.
Музыка.
Теория.Прослушивание и знакомство с музыкальными мелодиями.Рассказ о понятии классической музыки, детской песни, народной музыки, умение различать их. Совместное размышление.
Темп.
Теория.Показ педагогом под музыку движений в медленном, умеренном и быстром темпе.
Практика. Выполнение детьми под музыку различных упражнений в разных музыкальных темпах.
Постановка корпуса.
Теория. Показ педагогом правильной постановки корпуса возле гимнастического станка или на середине зала, а также положения рук, ног и головы. Рассказ о технике безопасности и о последовательности выполнения правил «подхода» детей к гимнастическому станку и о возможных ошибках при исполнении.
Практика. Выполнение детьми «подхода» к гимнастическому станку и освоение правильной постановки корпуса, которая в дальнейшем помогает изучать различные упражнения.
Променад».
Теория.Показ педагогом основных элементов движения«променад»: «простой» ход, ход в разных направлениях, ход на releveпо III позиции ног. Рассказ о правильном исполнении, о возможных ошибках.
Практика.Выполнение детьми основных движений танца под музыку.
Хоп и захлест».
Теория.Показ педагогом основных положений ног в танцевальном «па»: положение колена вверху, положение внизу, прыжок с различными положениями колен. Рассказ о правильном исполнении, о возможных ошибках.
Практика.Выполнение детьми основных положений ног в танцевальном «па» под музыку и в предложенных педагогом комбинациях.
Jump over».
Теория.Показ педагогом основных элементов «па»: положение ноги в воздухе на 90 градусов, одновременное подгибание ноги с прыжком, «завис» в воздухе, приземление после выполнения прыжка. Рассказ о правильном исполнении, о различных возможных ошибках.
Практика.Выполнение детьми основных упражнений под музыку.
Основные элементы танца.
Теория.Показ, объяснение основных элементов танца. Разучивание и отработка основных элементов и комбинаций танца.
Практика.Выполнение детьми упражнений на умение ориентироваться в ограниченном пространстве зала и сцены. Разводка рисунка танца. Репетиция с атрибутом.
9.3 Схематическая расстановка танца на сцене. Навык ансамблевости.
Теория.Объяснение педагогом понятия ансамблевости, необходимой при коллективном исполнении танца.
Практика.Репетиция номера в костюмах, на сцене. Основные элементы отработкиансамблевости: ровная линия, синхронность, развитие «бокового зрения» и т. д.
Итоговое занятие.
Открытый урок для родителей в конце первого и второго полугодия. Выступления детей в концертной программе отчетного концерта. Проведение промежуточной и основной аттестации.
Учебно-тематический план 2-го года обучения.
№ темы | Название разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Вводное занятие | - | |||
I. Развивающие игры | ||||
1.1 | Игры на внимание | |||
1.2 | Игры на координацию | |||
II.Партерные упражнения | ||||
2.1 | Упражнения для корпуса | |||
2.2 | Упражнения для ног и стоп | |||
III.Гимнастические упражнения | ||||
3.1 | «Шпагат» | - | ||
3.2 | «Стульчик» | - | ||
3.3 | «Березка» | 0,5 | 1,5 | |
3.4 | «Мостик» | 0,5 | 0,5 | |
3.5 | «Лодочка» | 0,5 | 1,5 | |
3.6 | «Птичка» | 0,5 | 0,5 | |
3.7 | «Солнышко» | - | ||
IV. Основы классического танца | ||||
4.1 | Постановка корпуса | |||
4.2 | Основные упражнения классического танца | |||
V. Основы ирландского танца | ||||
5.1 | «Reel» | |||
5.2 | «Lightjig» | |||
5.3 | «Singlejig» | |||
VI.Азбука музыкального движения | ||||
6.1 | Музыка | |||
6.2 | Темп | |||
6.3 | Такт | |||
VII.Музыкально – ритмическиеупражнения | ||||
7.1 | Прохлопывание музыкального ритма. | |||
7.2 | Проговаривание музыки | |||
7.3 | Характер музыки | |||
VIII. Детские развивающие танцы | ||||
8.1 | «Непоседы» | 0,5 | ||
8.2 | «Кокетки» | 0,5 | ||
IX.Ритмические движения в характере и темпе музыки | ||||
X.Творческие задания | ||||
XI.Постановкатанцевального номера | ||||
11.1 | Актерское мастерство | 0,5 | 0,5 | |
11.2 | Показ, объяснение основных элементов и их отработка | |||
11.3 | Схематическая расстановка номера на сцене. Формирование навыков ансамблевости. | 0,5 | 0,5 | |
Итоговое занятие | - | |||
Итого |
Содержание программы второго года обучения
Вводное занятие.
Рассказ о предстоящей работе на учебный год, а так же знакомство с техникой безопасности, о поведении на занятиях и в Доме Культуры; рассказывается детям и родителям о режиме занятий, что необходимо для посещения занятий (купальник, юбка, носки, балетки).
I. Развивающие игры.
Повторение с детьми содержания и правил игр, пройденных на первом году обучения. Выполнение детьми игр под музыку: на развитие внимания («Разминка-зарядка», «Ленивый тюлень»); на развитие координации («Кот», «Цапля», «Зайчик»).
II. Партерные упражнения.
Повтор с детьми партерных упражнений пройденных на первом году обучения.
Упражнения для корпуса.
Теория. Показ и объяснение новых партерных упражнений для корпуса.
Практика.Выполнение детьми партерных упражнений под музыку: сгибание корпуса вперед в I позиции ног, наклоны и перегибы корпуса,упражнения для растяжения боковых мышц, упражнения для растяжения подколенных мышц, «пресс».
Упражнения для ног и стоп
Теория. Показ и объяснение новых партерных упражнений для ног и стоп.
Практика.Выполнение детьми партерных упражнений под музыку:круговые движения стоп endehorsи endedans, раскрытие стоп в I позицию, поочередное поднимание ноги на 45и 90 градусов,battementsdeveloppesв сторону лежа на боку, battementsjetes в сторону лежа на боку, «ножницы»,упражнения для подготовки гимнастического движения «шпагат».
Шпагат».
Теория. Показ упражнения «шпагат». Объяснение педагогом правил безопасного исполнения упражнения.
Практика.Выполнение детьми упражнения под музыку.
Стульчик».
Теория. Показ упражнения «стульчик» для тренировки мышц спины. Рассказ о правилах исполнения упражнения.
Практика.Выполнение упражнения под музыку.
Березка».
Теория. Показ упражнения «березка» с прямыми коленями и вытянутыми стопами. Рассказ о правилах исполнения упражнения.
Практика. Выполнение упражнения под музыку.
Мостик».
Теория. Показ упражнения «мостик» для развития гибкости спины.
Практика. Выполнение упражнения под музыку.
Лодочка».
Теория. Показ упражнения «лодочка». Рассказ, о правилах исполнения упражнения.
Практика. Выполнение упражнения под музыку.
Птичка»
Теория. Показ упражнения «птичка» для укрепления мышц спины. Рассказ о правилах исполнения упражнения, соответствующих ошибках.
Практика. Выполнение детьми упражнения под музыку.
Солнышко»
Теория. Показ упражнения «солнышко» для развития координации и комбинирование движений «шпагат», «лягушка». Рассказ о правилах исполнения упражнения, соответствующих ошибках.
Практика. Выполнение детьми упражнения под музыку.
Постановка корпуса.
Теория. Объяснение, показ и выполнение с детьми правильной постановки корпуса возле гимнастического станка, рассказ о правильном положении рук, ног и головы.
Практика. Закрепление детьми правильной постановки корпуса возле гимнастического станка,усвоенного на первом году обучения, а также усовершенствование осанки в течение всего курса обучения.
Reel».
Теория. Объяснение, показ и выполнение с детьми основных движений танцевального номера: «простой» ход, ход на releveпо III позиции ног. Объяснение и показ педагогом новых основных движений танцевального номера: «подскок» в продвижении в сторону, вперед в диагональ. Рассказ о правильном исполнении, о возможных ошибках.
Практика. Выполнение детьми основных движений танца под музыку.
Lightjig».
Теория.Объяснение, показ и выполнение с детьмиосновных движений танцевального номера: «kneeandbottom» «hop-sidestep» «andjumptwothree».
Практика. Закрепление положения рук в танцевальном номере в различных танцевальных комбинациях предложенных педагогом, осанка и положение спины.
Singlejig».
Теория.Объяснение, показ и выполнение с детьми основных движений танца: «out-hopback», повороты вокруг себя по 4 точкам, «and one-two-three-four». Рассказ о правильном исполнении, о различных возможных ошибках.
Практика. Выполнение детьми основных упражнений под музыку.
Музыка.
Теория. Прослушивание музыкальных мелодий: классической музыки(полька, марш, adagio), детских песен, народной музыки, умение различать их.
Темп
Практика. Закрепление и усовершенствование с детьми под музыку движений в медленном, умеренном и быстром темпе. Объяснение педагогом понятия «музыкальные размеры»: 4/4, 2/4, 6/8. Выполнение детьми упражнений под музыку, используя понятие «музыкальные размеры».
Такт
Теория. Объяснение и показ педагогом понятия «такт», «сильной доли», умение считать музыку. Рассказ о возможных ошибках.
Практика. Выполнение, детьми упражнений просчитывая музыку, выделяя сильную долю.
Характер музыки.
Теория. Слушание различных музыкальных произведений, и описание характера: плавность, резкость, легкость, тяжелость; что можно изобразить под это произведение (снежинку, медведя и так далее).
Практика. Выразить характер музыки в движении.
Непоседы».
Теория. Показ танца педагогом. Разучивание основных элементов танца, переходы от одного элемента к другому.
Практика. Разучивание танца детьми в целом.
Кокетки».
Теория. Показ танца педагогом, разучивание основных элементов, переходы от одного элемента к другому.
Практика. Разучивание танца в целом.
Актерское мастерство.
Теория. Рассказ педагога о танцевальном номере: вживание в роль, взаимодействие со зрителями. Знакомство с музыкальным произведением. Совместные размышления о видении танцевального номера.
Основные элементы танца.
Теория. Показ, объяснение основных элементов танца. Разучивание и отработка основных элементов и комбинаций танца.
Практика.Выполнение детьми упражнений на умение ориентироваться в ограниченном пространстве зала и сцены. Разводка рисунка танца. Репетиция с атрибутом.
11.3 Схематическая расстановка танца на сцене. Навык ансамблевости.
Теория. Объяснение педагогом понятия ансамблевости, необходимой при коллективном исполнении танца.
Практика.Репетиция номера в костюмах, на сцене. Основные элементы отработки ансамблевости: ровная линия, «все как одно целое», развитие «бокового зрения» и т. д.
Итоговое занятие.
Открытый урок для родителей в конце первого и второго полугодия. Выступления детей в концертных программах разного уровня. Проведение промежуточной и основной аттестации.
Список используемой литературы.
1. Бондаренко Л. Ритмика и танец. – Киев, 1972.
2. Ваганова А. Я. Основы классического танца. – М. – Л., 1980
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.,1991.
4. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце. – М.: Гном и Д, 2002.
5. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте//Вопросы психологии. – 1992. -№ 1-2.
6. Дронов А.А. «Современные танцы «Диско» / Сборник образовательных программ дополнительного образования детей. Часть 4 / Серия: Библиотечка педагога дополнительного образования. – М.: ЮОУО ДО г. Москвы, 2008.
7. Ерохина О.В. Школа танцев для детей / серия «Мир вашего ребенка». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
8. Зимина А.Н. Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей 4-8 лет. – М., 1998.
9. Комарова Т.С. Концепция эстетического воспитания и развития художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста// Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры: Сб. – Шуя, 1994.
10. Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества. - М., 1994.
11. Конорова Е.В. Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства. - М., 1963.
12. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. – М., 1972. – Вып. 1; М., 1973 – Вып. 2.
13. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. – М., 1988.
14. Ладыгин Л.А. Музыкальное оформление уроков танца. – М., 1980.
15. Лукьянова М.Б. Творчество детей в танцах / Из опыта работы д/с №3, №11 г. Ярославля // Художественное творчество в детском саду: Сб./ Под ред. Ветлугиной. – М., С. 29-32.
16. Макаренко А.С. Полное собрание сочинений в 7-ми томах. - М., 1950.
17. Новак С. Размышление о танцевальной импровизации // Танцевальная импровизация. – М., 1999.
18. Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. – М: ЛИНКА–ПРЕСС, 2006.
19. Сорокин Б.Ф. Философия и психология творчества. – Орел, 2000.
20. Таросова О.Г. Искусство балетмейстера. – М.: ГИТИС, 2001.
21. Шершнев В.Г Программа образовательных учреждений дополнительного образования детей Московской области. «От ритмики к танцу». – М., 2008.
Список рекомендуемой литературы для родителей
1. Лабунская Г.В. Художественное воспитание детей в семье. – М., 1970.
2. Художественное творчество ребенка / Под редакцией Ветлугиной. – М., 1972.
Приложение №1
Критерии оценки результативности освоения детьми образовательной программы «Ирландский танец»
__________год обучения ФИО педагога ________________ № группы ______ Дата _____________
№ | ФИО ребенка | Развивающие игры | Упражненияпартерные, гимнастические | Творческие задания | Хореография | Общее количество балов | |||||||
Внимание | Координация | Гибкость | Постановка корпуса | Тренировка мышц | Изображение окружающего мира через движения | Воображение, фантазия | Ритм и темп | Ритмичность | Эмоциональная выразительность | Танцевальная память | |||
1. | |||||||||||||
2. | |||||||||||||
3. | |||||||||||||
4. | |||||||||||||
5. | |||||||||||||
6. |
Оценка результативности производится по 10-ти бальной системе
Критерий оценки:
110 – 88 Высокий уровень
87 – 67 Средний уровень
66 – 44 Низкий уровень
Программа для дошкольников
«Ирландский танец»
Направленность программы– художественная
Вид деятельности – хореографическое искусство/
современный эстрадный танец
Финансовое обеспечение –внебюджетное
Возраст детей: 2-7лет Срок реализации: 2 года | Разработана М.Ю. Горбылевой, педагогом дополнительного образования Принята на Методическом совете |
Москва, 2017
Пояснительная записка.
Программаимеет художественную направленность и предназначена для детей дошкольного возраста. Уровень программы – ознакомительный,и она является подготовительной ступенькой для дальнейшего освоения детьми хореографического искусства.
Обучение по данной программе происходит на внебюджетной основе.
Танец – это вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения, жесты танцовщика и положение его тела. Он дает возможность свободно владеть своим телом, красиво и грациозно двигаться на сцене. Танец – выражение мысли и чувства средствами условных движений – жестов и поз. Он исполняется под музыку, из которой черпает свое содержание. Сейчас в современном, стремительно развивающемся мире, мало места остается художественно-эстетическому воспитанию детей. Мир черств и жесток и не всегда остается место для прекрасного. Занятия танцами формируют качества человека, такие как терпение, целеустремленность, выносливость, стремление к самосовершенствованию и творческому росту.
Актуальность программы заключается в том, что она удовлетворяет запросы молодых родителей в обучении детей хореографии с раннего возраста (2,5-7лет), так какзанятия танцами способствуют физическому развитию ребенка, а также формированию правильной осанки, умению быть красивым не только на сцене, но и за ее пределами.
Педагогическая целесообразность.
С точки зрения педагогики программа приучает к трудолюбию, укрепляет здоровье, способствует развитию мира чувств и умения их проявлять, а также приучает к сотрудничеству и положительному самоутверждению.
Образовательная область и предмет обучения.
Образовательная область программы заключается в развитии танцевальной способности и освоении основных элементов классического и народного танца, соответствующих данному возрасту детей. Образовательный процесс построен так, что при освоении программы детьми развивается речь, память, свободная пластика, гротеск, пантомима, координация, импровизация, чувство ритма.
Отличительные особенности данной программы.
При разработке данной программы были проанализированы:
– образовательная программа «Феерия» Субботиной Ю.Г., педагога дополнительного образования ГБОУ ЦДТ «На Молодцова» города Москвы;
– образовательная программа «От ритмики к танцу» Шершнева В.Г., педагога дополнительного образования, заслуженного работника культуры РФ, эксперта ГАК МК МО
– образовательная программа «Современные танцы «Диско» Дронова А.А., педагога дополнительного образования ГОУ СОШ №840, лауреата V окружного конкурса образовательных программ.
Также был использован практический опыт педагога.
Так как программа предназначена для детей дошкольного возраста, основная ее решаемая задача – с помощью специальных игровых и развивающих упражнений развить в ребенке танцевальную память, органичную координацию в пространстве, музыкальный слух, и так далее.
Раздел «Детские развивающие танцы» предусматривает освоение детьми танцевальных элементов классического, народного, современного и других видов танца. Это позволяет расширить их кругозор и выявить индивидуальные способности каждого ребенка. На основе этого педагогом разрабатывается индивидуальный репертуар для этой группы.
Цель:Раскрытие индивидуальных возможностей личности ребенка и развитие творческого и физического потенциала ребенка средствами хореографии.
Задачи программы первого года обучения:
Воспитательные:
- формирование гармоничного межличностного общения: педагог – ребенок, ребенок – ребенок, ребенок – педагог – родитель;
- воспитание трудолюбия;
- привитие этики поведения на занятиях;
- формирование положительной «Я – концепции».
Обучающие:
- ознакомление детей с геометрическими параметрами зала и сцены;
- освоение детьми танцевальных элементов;
- овладение постановочных танцевальных композиций, навыками коллективного «ансамблевого» действия;
- освоение детьми основных движенийирландского танца;
- освоение детьми основных движений классическоготанца;
- постановка корпуса, рук, ног, головы;
- освоение детьми основных ходов танца;
- освоение детьми азбуки музыкального движения;
- освоение детьми гимнастических и партерных упражнений.
Развивающие:
- развитие у детей внимания, памяти, пространственного и образного мышления;
- развитие актёрских, исполнительских способностей детей;
- развитие творческих способностей и творческого воображения детей;
- развитие внимания и координации;
- развитие музыкального слуха, умения «чувствовать» музыку;
- развитие чувства ритма.
Задачи программы второго года обучения:
Воспитательные:
- воспитание таких качеств как доброжелательность друг к другу, родителю и педагогу, дисциплинированности, аккуратности, самопознание, общительность.
Обучающие:
- освоение двух детских развивающих танцев;
- освоение детьми новых танцевальных элементов;
- освоение детьми усложнённых гимнастических и партерных упражнений;
- освоение детьми усложненных упражнений классического танца;
- освоение детьми новых основных ирландского танца;
- освоение детьми усложнённых основных положений рук танца;
- освоение детьми усложненных основных ходов танца.
Развивающие:
- развитие у детей творческого воображения;
- развитие эмоциональной сферы;
- развитие артистических способностей;
- развитие внимания и координации;
- совершенствование музыкального слуха, умения «чувствовать» музыку.
Принципы обучения:
ü Индивидуальный подход;
ü От простого к сложному;
ü Регулярность посещения занятий;
ü Наглядность;
ü Образный показ педагога;
ü Гуманность;
ü Развитие у ребенка веры в себя, в свои силы.
Возрастная категория детей, на которых рассчитана программа:от 2 до 6 лет.
Срок реализации программы:2 года.
Формы и режим занятий.
Форма работы: групповая. Количество детей в группе первого года обучения: не более 8 человек, второго года обучения: 10-12 человек.
Режим работы первого и второго года обучения: 1 час два ра