Фото работ учащихся на тему шехерезады

Следовательно, музыкально-цветовое восприятие детей проявляется как спонтанная объективная в зрительных и слуховых представлениях эмоциональной реакции, которая зависит от характера музыкального произведения.

Для выявления возрастной динамики музыкально-цветового восприятия музыки детьми было проведено исследование. В нем приняли участие учащиеся начальных классов школы в количестве 70 человек в течение 3 лет.

Постепенно задача усложнялась. Произведения разной формы вызывали разный эмоционально-цветовой отклик, то есть от количества частей в музыкальном произведении зависело количество выбора цветовых оттенков.

Детям 3 классов предлагались для прослушивания музыкальные жанры, формы со сложной динамикой, сменой эмоциональных настроений (симфоническая музыка, рондообразная, вариативная, 2-3 частная формы изложения музыкальной мысли) основная творческая задача детей при прослушивании музыкального произведения “нарисовать” сложную динамику эмоциональных состояний.

Так от множества музыкальных композиций зависело множество эмоциональных отношений и, следовательно, множество цветовых символов. Ключевым в эксперименте является множество эмоциональных состояний.

На занятиях детям систематически предлагалось нарисовать

  • иллюстрации к музыкальным произведениям;
  • цветовую гамму музыкального произведения.

В ходе исследования было выявлено, что при движении от 1 к 3 классу результат работы учащихся над музыкальным произведением претерпевает следующие изменения:

  • рисунки учащихся всё более точно начинают отражать содержание музыкального произведения;
  • цвета для эмоционального изображения услышанного к концу 3 класса подбираются младшими школьниками осознанно.

Этот прием художественного творчества, как и прием “цвет-настроение” позволяет детям через цвет отобразить настроение, характер музыки. Главное, что они уже не просто рисуют на заданную тему, а стараются использовать те средства выразительности, которые соответствуют характеру музыкального произведения, понимают, что цвет в рисунке имеет большое выразительное значение: светлые тона соответствуют светлому, нежному, спокойному настроению музыки; темные – тревожному, таинственному, яркие сочные краски – веселому, радостному характеру музыки.

В результате мною было установлено, что в 1-2 классах с возрастом процент правильного цветового восприятия музыки возрастает от занятия к занятию, но младшие школьники делают свой выбор быстро, хоть и правильно, но на интуитивном уровне.

В 3 классах так же наблюдается увеличение процента адекватного цветового восприятия музыки, но выбор уже происходит осознанно, хотя на него уходит больше времени, поскольку дети начинают рассуждать, вдумываться в смысл музыкальных произведений.

Моя гипотеза о роли учителя в восприятии музыки ребенком в цветовом смысле так же подтвердилось. Мне удалось доказать, что педагог влияет на эмоциональную отзывчивость ученика и на выбор им цветовой гаммы в процессе прослушивания музыкального произведения.

В результате исследования я выяснила, что живое исполнение с визуальной поддержкой оказывает более полное эмоциональное впечатление на учащихся при восприятии музыкальных произведений.

Таким образом, в результате эксперимента установлено, что в младшем школьном возрасте отчетливо проявляется музыкально-цветовой отклик детей на музыку. Способность ребенка сравнить, подобрать и отразить цветовое решение на эмоциональное восприятие музыкального произведения позволяет вызвать более глубокий эмоциональный отклик при одновременном восприятии музыки и цвета.

В процессе нашего исследования была поставлена цель выяснить, существуют ли однозначные соответствия между цветом и простейшими (наименее эмоциогенными) элементами музыкального звучания и каковы закономерности, лежащие в основе их образования.

По представлению. При этом музыкальные элементы предъявлялись в виде записи на бланках.

Процедура исследования:

Результаты и их обсуждение

Обнаружилось почти полное отсутствие однозначности в подборе цвета как к отдельным тонам, так и к их сочетанию (тональностям и музыкальным интервалам). Исключение составляют:

-нота до 1-й октавы (чаще всего ассоциируется с белым цветом);

-тональности до и соль мажор (ассоциируются соответственно с белым и красным цветом);

-некоторые ступени лада (5- и 7-я ступени, характеризующиеся наиболее сильным тяготением и стремлением к разрешению в 1-ю ступень, – ассоциируются с ярким, раздражающим красным или насыщенным бордовым цветом, от которого «хочется уйти»);

-чистые интервалы (чистая кварта и чистая октава описываются как бесцветные или белые, чистая квинта описывается как красная).

Подбор цвета к звуку – особенно это касается тональностей – осуществлялся с опорой либо на известные (любимые, часто используемые испытуемыми) музыкальные произведения, написанные в той или иной тональности и имеющие определенный характер звучания, несущие определенную эмоционально-смысловую нагрузку, либо по «чувству», которое возникает по ассоциации в связи с прошлым опытом работы с данной тональностью. Цвет, таким образом, приписывался этому «чувству».

Часто испытуемые не могли назвать конкретный цвет, а описывали его метафорически, с помощью таких прилагательных, как: приглушенный, яркий, светлый, темный, контрастный, утвердительный, простой, прозрачный, кристальный, матовый, что-то туманное, завуалированное,

-явлениями природы, временем суток и временем года: восход солнца, утро, осенняя, цвет русской природы, цвет весны, цвет лета.

Перечисленные ассоциации относились не только к описанию тональностей, но также и отдельных тонов и музыкальных интервалов.

Необходимо сказать о влиянии высоты звука на подбор к нему соответствующего цвета. Эта связь ниболее ярко выражена и, можно сказать, почти жестко зафиксирована: чем выше звуки, тем светлее, ярче подбираемые цвета, чем ниже – тем, соответственно, цвета темнее (часто к одному и тому же тону разной высоты подбирается один и тот же цвет разной степени светлоты), что согласуется с ранее полученными данными других авторов и экспериментатора (Корж и др., 1990; Галеев, Ванечкина, 2000; Расников, 2006).

В частности, Г. В. Расников в своей работе делает вывод о невозможности построения однозначной для всех людей системы цвето-звуковых соответствий и об ошибочности любых механистических попыток выделения соответствия между цветами и звуками. Однако с большой достоверностью, по мнению автора, можно утверждать наличие общей для всех людей тенденции соотношения более светлых цветов с более высокими звуками. Светлота в данном случае понимается как субъективная характеристика, включающая в себя физические параметры «яркость» и «насыщенность» цвета.

Выводы

1. Полученные цвето-звуковые соответствия носят, за исключением отдельных случаев, неоднозначный характер и определяются сложившимися (в процессе обучения, воспитания, профессиональной деятельности, творчества) у каждого испытуемого устойчивыми индивидуальными представлениями о характере звучания того или иного музыкального элемента. Таким образом, нельзя констатировать существование единой системы цветозвуковых соответствий. По мнению некоторых авторов (Расников, 2006), такая система отсутствует в принципе. Однако можно говорить о наличии у разных людей индивидуальных синестетических схем взаимоперевода звук–цвет.

2. Полученные данные говорят об условном, ассоциативном, метафорическом характере цвето-звуковых параллелей, в основе которого лежит эмоционально-смысловая оценка звучания музыкальных элементов и соответствующих цветов. Таким образом, мы имеем дело с классическим межмодальным переходом: звук – эмоция – цвет.

3. Присутствие довольно большого количества разнообразных нецветовых ассоциаций, носящих непроизвольный характер, связанных с ощущениями других модальностей и выходящих за рамки поставленной экспериментатором задачи, свидетельствует о наличии интермодальных связей и участии механизма эмоционального обобщения при цветозвуковом сопоставлении. Это обстоятельство свидетельствует в пользу универсальности данного механизма и подтверждает мысль о существовании инвариантных структур, связанных с ним.

4. Можно говорить об относительной общезначимости таких цвето-звуковых соответствий, как приписывание более темных цветов минору по сравнению с мажором и более светлых цветов – высоким звукам по сравнению с низкими, что согласуется с полученными ранее данными.

5. Результаты изучения цвето-звуковых соответствий подтверждают идею о неспецифичности процессов, лежащих в основе подбора цвета к звуку, базирующихся на эмоционально-смысловой оценке звучания музыкальных элементов и соответствующих цветов.

Выводы

·

· создавайте цветовой и музыкальный фон в вашем доме и офисе в соответствии с принципами гармонии, что очень быстро отразится позитивными переменами в вашей жизни;

· использование гармонично влияющей классической музыки в сочетании с эволюционными цветами интерьера или одежды, способны вдохновлять на позитивные перемены в жизни.

Во все времена музыка оказывала и оказывает огромное влияние на психику слушателя. Она способна вызывать бурю различных эмоциональных и чувственных переживаний, которые могут долго оставаться в сознании слушателя после её прослушивания. Выбор любимого музыкального жанра во многом зависит от психологической, социальной и духовной зрелости личности, и от текущего эмоционального и психического состояния. Каждый музыкальный стиль пробуждает в человеке свой образ для подражания. Вот почему музыкальные фанаты начинают невольно подражать своим музыкальным кумирам буквально во всем. И можно достаточно легко определить по внешнему виду и реакциям такого фаната, какому музыкальному стилю (жанру) он отдаёт предпочтение.

Цвет и звуки, которыми наполнен мир - это бесценный дар каждому из нас. Мы пользуемся им ежедневно, ежечасно, ежесекундно, зачастую даже не задумываясь об этом. Мы воспринимаем цвет и звуки каждой частичкой своего организма. Каждый оттенок имеет свою физическую природу, влияющую на наше сознание и тело. Так давайте использовать этот дар осознанно и целенаправленно, на благо себе и окружающим людям!

III. Заключение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты опытно-поисковой работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили в заключении сделать следующие выводы:

В результате работы над проектом мы выяснили:

1. Существуют различные теории взаимодействия музыки и цвета ().

2. К проявлениям образного восприятия музыки можно отнести цвет, фигуры, фотографию, сюжет, движение.

В этой работе мы изложили свое «видение» музыки и уверены, что любой человек, заинтересовавшийся музыкой, сможет найти свой способ взаимодействия с нею, сможет переживать ее глубоко и даст волю воображению. Ведь когда мы слушаем и слышим музыку, под впечатлением ее волшебных звуков у нас возникает собственное, особое видение мира, в котором буквальная зрительность исчезает. Кто-то слышит в цвете отдельные тоны - как древние греки; у кого-то, как у Римского-Корсакова, расцвечиваются тональности; кто-то воспринимает эмоционально-цветовую палитру, состоящую из неосознанно-ассоциативных звуковых красок...

Может быть, в этом и заключается одна из тайн красоты музыки. Красоты бесконечно притягательной и далеко не всегда поддающейся логическим объяснениям...

помочь учащимся овладеть слушательскими навыками в той степени, чтобы музыка была им близка и понятна, а потребность в общении с ней стала столь же естественной, как чтение книг, посещение театров, музеев, выставок, общение с культурными людьми.

О МУЗЫКЕ.

Я музыкой наполнена, во мне она живёт
И звуков водопад меня не оглушает.
То скрипка в ней, душе моей, поёт,
То саксофон с гитарою страдает.

А иногда в душе звучит орган-
Я музыкою Баха наполняюсь.
О,ЗВУКИ МУЗЫКИ! Вы, словно океан,
В котором я плыву, и вами исцеляюсь.

Моя душа трепещет и дрожит
От вашего прикосновенья.
И сердце плачет, сердце не молчит
В такие чудные, волшебные мгновенья.

Мне очень жаль, что жизнь так коротка.
Мне очень жаль, что время быстротечно.
И только МУЗЫКА живёт века.
Её звучанье в этом мире ВЕЧНО!

Использованная литература.

1. Кейт Спенс. Популярная энциклопедия. Все о музыке. Белфаст.1999г.

Перевод с английского А.Н. Асташонка, с. 187.

2. Александр Во. Классическая музыка. Новое восприятие. Перевод ТОО «Внешсигма» 1997 год, с. 144.

3. Артамонов И. Иллюзии зрения. — М.: Наука, 1969, с. 216.

4. Можейко М.А. Гармония сфер // История философии. Энциклопедия. — Минск: Энциклопедия. 2002 — С. 209.

5. Ямвлих. Жизнь Пифагора. Изд. 2-е, переработанное и дополненное — Москва: 1998.

6. Дроздова О.А. Искусство раскрашивать звуки http://www.computerra.ru/

7. Цвет в музыке. Можно ли увидеть музыку. http://www.vokrugsveta.ru/quiz/442/

  1. Пифагорейская теория музыки и цвета http://jungland.ru/node/2266
  2. Стремление мысли, скольжение кисти, или Музыка в цвете http://www.etoya.ru/blogs/hand_made/2011/9/25/19114/

Приложение 1

Примеры цвето-тональных ассоциаций некоторых русских композиторов

Тональность А. Н. Скрябин Н. А. Римский-Корсаков Б. В. Асафьев
до мажор красный белый
соль мажор оранжеворозовый светлый, откровенный, коричневато-золотистый изумруд газонов после весеннего дождя или грозы
ре мажор желтый, яркий дневной, желтоватый, царственный, властный солнечные лучи, блеск именно как интенсивное излучение света (если в жаркий день смотреть с горы Давида на Тифлис!)
ля мажор зеленый ясный, весенний, розовый; это цвет вечной юности, вечной молодости скорее радостное, пьянящее настроение, чем световое ощущение, но как таковое приближается к ре мажору
ми мажор сине-белесоватый синий, сапфировый, блестящий, ночной, темнолазурный ночное, очень звездное небо, очень глубокое, перспективное
си мажор сине-белесоватый мрачный, темно-синий со стальным сероватосвинцовым отливом; цвет зловещих грозовых туч
фа-диез мажор сине-яркий серовато-зеленоватый кожа зрелого апельсина (соль-бемоль мажор)
ре-бемоль мажор фиолетовый темноватый, теплый красное зарево
ля-бемоль мажор пурпурнофиолетовый характер нежный, мечтательный; цвет сероватофиолетовый цвет вишни, если ее разломать
ми-бемоль мажор стальной цвет с металлическим блеском темный, сумрачный, серо-синеватый (тональность «крепостей и градов») ощущение синевы неба, даже лазури
си-бемоль мажор стальной цвет с металлическим блеском несколько темный, сильный ощущение цвета слоновой кости
фа мажор красный ясно-зеленый, пасторальный; цвет весенних березок

Приложение 2

Наши рекомендации