Золотое сечение или правило одной трети
В эпоху Ренессанса среднепропорциональное отношение называли Божественной пропорцией. Леонардо да Винчи дал ей название «золотое сечение». Вот как древние ученые понимали пропорцию: «Две части или две величины не могут быть связаны между собой без посредства третьей... Достигается это пропорцией (аналогией), в которой из трех чисел среднее так относится ко второму, как первое к среднему, а также второе к среднему, как среднее к первому».
Плоскость кадра можно разделить по принципу «золотого сечения» в пропорции 0,382:0,618, но на практике используются более приблизительные пропорции 3:5 или 2:3. В фотографии эта пропорция называется правилом одной трети. Рекомендуется разделить плоскость снимка на три части по горизонтали и вертикали. Считается, что зона между этими четырьмя линиями воспринимается как самая спокойная. Взгляд фиксируется на предметах и людях, расположенных на линиях золотого сечения, и особенно находящихся на точках их пересечения.
Это правило активно применяется в фотографии, даже в некоторых фотоаппаратах в видоискателях имеются риски, выполненные по правилу одной трети.
Но насколько это оправдано?
В литературе по фотографии можно встретить утверждения, что линия горизонта на снимке не должна делить его пополам, на равные части. И лучше располагать линию по правилу «одной трети», то есть по правилу «золотого сечения»
Но вот результаты исследований показывают, что линия горизонта может располагаться в любом месте, и у каждого такого местоположения будет примерно одинаковой количество поклонников. То есть расположение линии горизонта на фотографии диктуется состоянием равновесия верхней и нижней частей изображения, на которых может быть изображено все, что угодно. Этот момент и определяется фотографом на основе своей интуиции.
Также часто муссируется утверждение, что нельзя размещать объекты по центру кадра, а должны они располагаться исключительно по «правилу одной трети». Результаты исследований это не подтверждают. Объект съемки может находиться в любом месте кадра и при этом зритель его воспримет, закономерности восприятия «золотого сечения» не наблюдается. Все зависит от конкретного сюжета съемки.
То есть мы приходим к выводу, что наиболее выигрышны именно уравновешенные и гармоничные изображения, при этом четких правил о том, где должны располагаться те или иные части изображения нет и быть не может. Все зависит от реального сюжета и определяется исключительно интуицией фотографа.
РАСПОЛОЖЕНИЕ «ВОЗДУХА»
«Воздух» - это скорее полиграфический термин, означающий пустое место, которое специально оставляют между различными объектами и текстом для облегчения их визуального восприятия.
Считается, что, оставляя большое пустое место по отношению к снимаемому объекту, мы меняем восприятие снимка. Это действительно так. Причем расположение «воздуха» слева от объекта съемки более оправдано.
Разные варианты расположения воздуха (пустого места) внизу, вверху, сбоку показывает, что наиболее приемлемым является расположение «воздуха» сверху и слева от объекта съемки. При этом комфортное для восприятия расположение воздуха не зависит от конкретной эмоции. Хотя согласно «правилам композиции» воздух, расположенный в большом количестве над фигурой горестной модели, должен усилить эту эмоцию…
Расположение «воздуха» слева на снимке полностью оправдывается его гармоничным восприятием.
СВОЙСТВО ПРОПОРЦИЙ
Есть утверждение в «законах композиции», что если отношение длины к ширине комнаты, изображенной в кадре, меньше, чем 1:2, то комната статична при восприятии ее на снимке, а если эта пропорция больше, то у зрителя возникает побуждение к движению вдоль помещения. Статичная фигура должна быть расположена в статичном помещении, а динамичная фигура, наоборот - в динамичном. Однако это исследованиями не подтверждается.
Снимок полностью уравновешен и гармоничен, не смотря на то, что девушка в статичной позе находится в динамичном интерьере улицы.
РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ДВИЖЕНИЕ (ДЕЙСТВИЕ, ВЗГЛЯД)
Существует одно из удивительнейших свойств психологии восприятия изображений - развивающееся движение, которое уравновешивает собой снимок. Данный психологический эффект предполагает наличие свободного места в направлении движения или взгляда. Дело в том, что мы воспринимаем изображение человека или животного, а также любого движущегося объекта или предмета стреловидной формы, не как статичные объекты, а как сгусток динамичной энергии, силы, который предполагает движение. Именно для того, чтобы эта энергия имела место для выхода или движущийся объект мог занять собой некоторое пустое пространство, его оставляют на снимке.
Хотя, если есть визуальные результаты движения в виде пыли, брызг, инверсионного следа, «усов» на воде, то в таких случаях свободной место оставляется не спереди, а позади движущегося объекта.
При фотосъемке людей принцип развивающегося движения можно сформулировать как признак развивающегося действия. Изображение телодвижений рук, ног, головы, корпуса человека воспринимается так, будто он прилагает физические усилия, хотя поза при этом может быть статичной.
Эффект развивающееся движение действует и в отношении направления взгляда человека в кадре. Однако взгляды тоже бывают разные, и для них требуется разное свободное место на снимке. Спокойный, добродушный или полусонный взгляд требует немного свободной площади. А вот яростный, роковой, завлекающий - гораздо больше места. Взгляд, направленный на себя, вообще не требует места.
То же самое касается и жестов. Любое телодвижение или мимика, показывающее ярко выраженную эмоцию, концентрирует на себе внимание зрителя, делая их центром композиции как смысловой центр, а все остальное выступает как необходимое дополнение. Здесь отступают на второй план все другие смысловые центры, даже если их несколько. И для эмоций также требуется пустое место на фотоснимках.
Показывая на снимках ярко выраженные эмоции, можно визуально маскировать недостатки внешности, скрыть которые в действительности не представляется возможным. Но все это увидеть и уравновесить на снимке - дело интуиции фотографа.
ОБРЕЗКА И ОБРАМЛЕНИЕ КАДРА
По «правилам композиции» она бывает закрытая или открытая. Если расположение объектов в кадре заставляет взгляд зрителя двигаться по кругу, лежащему в плоскости снимка, то такую композицию называют закрытой, так как взгляд не уходит за пределы кадра. Если композиция снимка уводит взгляд из плоскости снимка, то это открытая композиция.
Но у фотографа, как уже говорилось, зачастую просто нет ни времени, ни возможности создать открытую и закрытую композицию. Да об этом во время съемки никто и не задумывается…
Учитывая закономерности восприятия и специфику фотосъемки, любое окаймление на снимке концентрирует внимание на объекте, находящемся в этом обрамлении, создавая закрытую композицию и делая снимок более лаконичным, сразу останавливая взгляд на объекте съемки и придавая ему статус смыслового центра, хотя зачастую и безосновательно.
Кадры «с обрамлением» пользуются гораздо большей популярностью у зрителей, чем без него. Если на снимке нет четкого обрамления объекта съемки, то открытая композиция становится более выигрышной. И этот нюанс должен почувствовать фотограф во время съемки.