Родион Константинович Щедрин 1932
Родион Константинович Щеорин — обин из крупных композиторов второй половины XX века. В совершенстве владея современным музыкальным языком, он смог создать высокохудожественные произведения, доступные и интересные широкому кругу слушателей. Композитор уверен, что «большая музыка должна иметь большую аудиторию».
Его мелодика пронизана русскими народными интонациями, его оперы и балеты написаны почти исключительно на сюжеты крупнейших русских писателей — Н. Гоголя, А. Чехова, Л. Толстого, В. Набокова, Н. Лескова. Музыка Щеорина заряжена жизненной силой и солнечной энергией. Он всегда идет своим путем, при этом занимая устойчивую позицию в центре современной музыкальной культуры.
Родион Щедрин подился 16 декабря 1932 года в Москве. На Родиона Щедрина как оудущего музыканта и русского композитора решающее влияние оказала семья. Отец — музыкант-теоретик, педагог, музыкальный деятель. Его дед
был православным священником. С самого раннего детства его окружала музыка: он любил слышать игру отца на скрипке, инструментальное трио в составе отца и его братьев.
В 1941 году он был принят в Центральную музыкальную школу-десятилетку при Московской консерватории. Но началась Вторая мировая война, и все школы в Москве были закрыты Семья Щедриных была эвакуирована в Самару. В этом же городе оказался эвакуированный Д. Шостакович, который там завершил свою знаменитую Седьмую симфонию. Юному Родиону довелось услышать ее на генеральной репетиции, от которой он оказался под сильным впечатлением.
После возвращения в Москву в 1943 году Родиона снова отдали в Центральную музыкальную школу. Но у мальчика уже сложились свои представления о жизни — его интересовали не гаммы, а настоящие, серьезные дела. Он дважды убегал на фронт, и второй раз добрался из Москвы до Кронштадта. После этого родители не нашли ничего лучшего, как отправить документы сына в Нахимовское морское училище в Ленинграде.
Тем временем произошло событие, которое стало решающим в судьбе композитора Родиона Щедрина. В 1945 году открылось новое учебное заведение — Московское хоровое училище для мальчиков. Его создатель и первый директор, известнейший хормейстер А. Свешников, пригласил туда отца Р. Щедрина преподавать историю музыки, и тот попросил зачислить на учебу своего сына. Позднее Родион Щедрин вспоминал: «Пение в хоре захватило меня, затронуло какие-то глубинные внутренние струны». В будущем первыми сочинениями стали хоровые произведения».
В 1950 году Щедрин поступил в Московскую консерваторию одновременно на два факультета — фортепианный и теоретико-композиторский. Как профессиональный пианист Щедрин с успехом выступает на концертной эстраде с исполнением своих технически нелегких произведений.
В Московской консерватории Щедрин с увлечением изучал русский фольклор. Он сумел в течение всего творческого пути в высшей степени оригинально использовать фольклорные элементы, органично сплавив их с новейши ми композиторскими находками в музыкальном творчестве. Во время фольклорных экспедиций Р. Щедрин записывал народные песни на магнитофон, увлекается чрезвычайно самобытными частушками. Любовь к частушке Щедрин пронес через всю жизнь.
Окончил Московскую консерваторию Щедрин с отличием по двум специальностям — композиции и фортепиано. В1958 году он женился на балерине Майе Плисецкой, тогда уже приобретшей известность. История их знакомства была чрезвычайно «музыкальной» и трогательной. Композитор бывал в доме Лили Брик, в прошлом музы Маяковского. Однажды хозяева дома в шутку дали ему прослушать запись на пленке, где Плисецкая пела музыку балета Прокофьева «Золушка». Композитор был изумлен: труднейшие мелодии воспроизводились совершенно точно и в соответствующих тональностях. Родион и Майя впервые встретились лично в том же доме. Окончательно их свел балет «Конек-Горбунок», который решил поставить Большой театр. Здесь Щедрин впервые увидел Плисецкую на репетиции, где та обрушила на него «ураган фрейдистских мотивов». Впоследствии все балеты Щедрина связаны с танцем Плисецкой — и это целая балетная культура.
В творчестве Щедрина наступает яркая полоса юмора и сатиры, свойственных ему от природы в 1963 году выходят упомянутый Первый концерт для оркестра «Озорные частушки» и «курортная кантата» «Бюрократиада». В «Озорных частушках» автор симфоническими средствами воспроизвел частушечную манеру поочередного вступления нового участника на фоне непрерывного гармошечного наигрыша. И это была новая музыкальная форма со сложным комбинированием не двух-трех, а около семидесяти тем.
За юмористической темой последовала трагическая Вторая симфония (1965), с отзвуками войны, в которой слышны гул самолетов, скрежет гусениц танков, стоны раненых. Эпиграфом к этому произведению стала строка из А. Твардовского «В тот день, когда окончилась война».
В этот период Щедрин много экспериментировал, его новаторство по смелости превзошло все новации в советской музыке. Во Втором концерте для фортепиано он соединил современную додекафонную технику с джазовой имп ровизацией. Кричащий контраст музыки вызвал горячие споры всей музыкальной общественности. Но время дока зало правоту композитора: Второй концерт стал классикой, изучаемой в истории музыки. Техника полистилистики и коллажа, примененная композитором, стала затем применяться другими отечественными композиторами.
Рождение балета «Кармен-сюита» связано с замыслом и неодолимым желанием Майи Плисецкой воплотить образ Кармен в хореографии кубинского балетмейстера А. Алон- со. Это был триумфальный успех. Плисецкая станцевала балет около 350 раз.
Щедрин был популярен и среди массового зрителя, этому способствовала известная песня из музыки к кинофильму «Высота» «Веселый марш монтажников-высотников». Он широко популярен и за рубежом. В Японии был поставлен его мюзикл «Нина и 12 месяцев» и исполнены «Хороводы» из Четвертого концерта для оркестра. Опера «Лолита» по одноименному роману В. Набокова была поставлена и успешно исполнялась в Шведской королевской опере.
В 1997 году, к 65-летию композитора, состоялись фестивали его музыки в Финляндии, Франции, Германии, а в России торжества прошли в течение 19 дней в четырех городах: Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре. На грани тысячелетий (1999) от Германии Щедрину поступило почетное предложение: написать оркестровую Прелюдию к Девятой симфонии Бетховена, знаковому сочинению для всей немецкой культуры. Баварский оркестр Радио к своему юбилею заказал сочинение, каким стало Symphon concertante (Третья симфония) «Лица русских сказок» (2000), с отражением образов «Дудки-самогудки», «Сестрицы Аленушки да братца Иванушки», «Царевны-лягушки» и др. В 1999 году Щедрин создал один из самых впечатляющих своих концертов — Пятый концерт для фортепиано с оркестром.
Творческие заслуги Р.К. Щедрина были отмечены многочисленными премиями: Государственной премием СССР, Ленинской премией, Государственной премией России, почетными званиями Народного артиста СССР, Члена-корреспондента Баварской академии изящных искусств, Почетного члена Общества Ф. Листа (США), Почетного члена Академии изящных искусств ГДР, Почетного члена Международного Музыкального совета, Члена Берлинской Академии искусств; Премией им. Д.Д. Шостаковича (Россия), Премией Crystal Award Всемирного экономического форума (Давос), званием Почетного профессора Московской консерватории, Орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени, званием «Композитор года» Питтсбургского симфонического оркестра
Основные сочинения
Балеты: «Конек-Горбунок», «Анна Каренина», «Чайка» и «Дама с собачкой», «Кармен-сюита».
Оперы: «Не только любовь», «Мертвые души» по Н Гоголю, «Лолита» по роману В. Набокова.
Симфонические произведения: Первая симфония, концерты для оркестра «Озорные частушки» и «Звоны»
Инструментальные произведения: «Концертино» без слов; «Музыкальное приношение» для органа, трех флейт, трех (Ьаготов и трех тромбонов, посвященное И.С. Баху.
Фортепианные сочинения: 24 прелюдии и фуги для фортепиано соло, «Тетрадь для юношества», 15 пьес для форте пиано.
Вокальные произвеОенш две крупные оратории «Поэто- рия» и «Ленин в сердце народном», 6 хоров на стихи А. Пушкина, поэма для хора a cappella на стихи А. Пушкина, Русская литургия «Запечатленный ангел», или хоровая музыка по Н. Лескову, «Строфы» Евгения Онегина.
Литература
Лихачева И Музыкальный театр Родиона Щедрина — М„ 1977.
Комиссинскии В О драматургических принципах Р. Щедрина. — М., 1978.
Тараканов М. Творчество Родиона Щедрина. — М , 1980.
Паисов Ю. Хор в творчестве Родиона Щедрина. — М., 1992.
Холопова В. Путь по центру. Композитор Родион Щедрин. — М., 2000.
Щедрин Р. Монологи разных лет. — М., 2002.