Родион Константинович Щедрин 1932

Родион Константинович Щеорин — обин из крупных композиторов второй половины XX века. В совершенстве владея современным музыкальным языком, он смог создать высокохудожественные произведения, доступные и интересные широкому кругу слушателей. Композитор уверен, что «большая музыка должна иметь большую аудиторию».

Его мелодика пронизана русскими народными интонация­ми, его оперы и балеты написаны почти исключительно на сюжеты крупнейших русских писателей — Н. Гоголя, А. Чехо­ва, Л. Толстого, В. Набокова, Н. Лескова. Музыка Щеорина заряжена жизненной силой и солнечной энергией. Он всегда идет своим путем, при этом занимая устойчивую позицию в центре современной музыкальной культуры.

Родион Константинович Щедрин 1932 - student2.ru

Родион Щедрин подился 16 декабря 1932 года в Москве. На Родиона Щедрина как оудущего музыканта и русского композитора решающее влияние оказала семья. Отец — му­зыкант-теоретик, педагог, музыкальный деятель. Его дед
был православным священником. С самого раннего дет­ства его окружала музыка: он любил слышать игру отца на скрипке, инструментальное трио в составе отца и его бра­тьев.

В 1941 году он был принят в Центральную музыкальную школу-десятилетку при Московской консерватории. Но на­чалась Вторая мировая война, и все школы в Москве были закрыты Семья Щедриных была эвакуирована в Самару. В этом же городе оказался эвакуированный Д. Шостакович, который там завершил свою знаменитую Седьмую симфо­нию. Юному Родиону довелось услышать ее на генеральной репетиции, от которой он оказался под сильным впечатле­нием.

После возвращения в Москву в 1943 году Родиона снова отдали в Центральную музыкальную школу. Но у мальчика уже сложились свои представления о жизни — его интере­совали не гаммы, а настоящие, серьезные дела. Он дважды убегал на фронт, и второй раз добрался из Москвы до Крон­штадта. После этого родители не нашли ничего лучшего, как отправить документы сына в Нахимовское морское учи­лище в Ленинграде.

Тем временем произошло событие, которое стало реша­ющим в судьбе композитора Родиона Щедрина. В 1945 году открылось новое учебное заведение — Московское хоровое училище для мальчиков. Его создатель и первый директор, известнейший хормейстер А. Свешников, пригласил туда отца Р. Щедрина преподавать историю музыки, и тот по­просил зачислить на учебу своего сына. Позднее Родион Щедрин вспоминал: «Пение в хоре захватило меня, затро­нуло какие-то глубинные внутренние струны». В будущем первыми сочинениями стали хоровые произведения».

В 1950 году Щедрин поступил в Московскую консерва­торию одновременно на два факультета — фортепианный и теоретико-композиторский. Как профессиональный пиа­нист Щедрин с успехом выступает на концертной эстраде с исполнением своих технически нелегких произведений.

В Московской консерватории Щедрин с увлечением изучал русский фольклор. Он сумел в течение всего твор­ческого пути в высшей степени оригинально использовать фольклорные элементы, органично сплавив их с новейши ми композиторскими находками в музыкальном творчестве. Во время фольклорных экспедиций Р. Щедрин записывал народные песни на магнитофон, увлекается чрезвычайно самобытными частушками. Любовь к частушке Щедрин пронес через всю жизнь.

Окончил Московскую консерваторию Щедрин с отли­чием по двум специальностям — композиции и фортепиа­но. В1958 году он женился на балерине Майе Плисецкой, тогда уже приобретшей известность. История их знаком­ства была чрезвычайно «музыкальной» и трогательной. Композитор бывал в доме Лили Брик, в прошлом музы Ма­яковского. Однажды хозяева дома в шутку дали ему прослу­шать запись на пленке, где Плисецкая пела музыку балета Прокофьева «Золушка». Композитор был изумлен: трудней­шие мелодии воспроизводились совершенно точно и в со­ответствующих тональностях. Родион и Майя впервые встретились лично в том же доме. Окончательно их свел балет «Конек-Горбунок», который решил поставить Боль­шой театр. Здесь Щедрин впервые увидел Плисецкую на репетиции, где та обрушила на него «ураган фрейдистских мотивов». Впоследствии все балеты Щедрина связаны с танцем Плисецкой — и это целая балетная культура.

В творчестве Щедрина наступает яркая полоса юмора и сатиры, свойственных ему от природы в 1963 году выходят упомянутый Первый концерт для оркестра «Озорные час­тушки» и «курортная кантата» «Бюрократиада». В «Озорных частушках» автор симфоническими средствами воспроиз­вел частушечную манеру поочередного вступления нового участника на фоне непрерывного гармошечного наигрыша. И это была новая музыкальная форма со сложным комби­нированием не двух-трех, а около семидесяти тем.

За юмористической темой последовала трагическая Вторая симфония (1965), с отзвуками войны, в которой слышны гул самолетов, скрежет гусениц танков, стоны ра­неных. Эпиграфом к этому произведению стала строка из А. Твардовского «В тот день, когда окончилась война».

В этот период Щедрин много экспериментировал, его новаторство по смелости превзошло все новации в советс­кой музыке. Во Втором концерте для фортепиано он соеди­нил современную додекафонную технику с джазовой имп ровизацией. Кричащий контраст музыки вызвал горячие споры всей музыкальной общественности. Но время дока зало правоту композитора: Второй концерт стал классикой, изучаемой в истории музыки. Техника полистилистики и коллажа, примененная композитором, стала затем приме­няться другими отечественными композиторами.

Рождение балета «Кармен-сюита» связано с замыслом и неодолимым желанием Майи Плисецкой воплотить образ Кармен в хореографии кубинского балетмейстера А. Алон- со. Это был триумфальный успех. Плисецкая станцевала балет около 350 раз.

Щедрин был популярен и среди массового зрителя, это­му способствовала известная песня из музыки к кинофиль­му «Высота» «Веселый марш монтажников-высотников». Он широко популярен и за рубежом. В Японии был постав­лен его мюзикл «Нина и 12 месяцев» и исполнены «Хорово­ды» из Четвертого концерта для оркестра. Опера «Лолита» по одноименному роману В. Набокова была поставлена и успешно исполнялась в Шведской королевской опере.

В 1997 году, к 65-летию композитора, состоялись фести­вали его музыки в Финляндии, Франции, Германии, а в России торжества прошли в течение 19 дней в четырех горо­дах: Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре. На грани тысячелетий (1999) от Германии Щедрину поступило почетное предложение: написать оркестровую Прелюдию к Девятой симфонии Бетховена, знаковому сочинению для всей немецкой культуры. Баварский оркестр Радио к своему юбилею заказал сочинение, каким стало Symphon concertante (Третья симфония) «Лица русских сказок» (2000), с отражением образов «Дудки-самогудки», «Сестри­цы Аленушки да братца Иванушки», «Царевны-лягушки» и др. В 1999 году Щедрин создал один из самых впечатляю­щих своих концертов — Пятый концерт для фортепиано с оркестром.

Творческие заслуги Р.К. Щедрина были отмечены мно­гочисленными премиями: Государственной премием СССР, Ленинской премией, Государственной премией России, по­четными званиями Народного артиста СССР, Члена-кор­респондента Баварской академии изящных искусств, По­четного члена Общества Ф. Листа (США), Почетного члена Академии изящных искусств ГДР, Почетного члена Между­народного Музыкального совета, Члена Берлинской Акаде­мии искусств; Премией им. Д.Д. Шостаковича (Россия), Премией Crystal Award Всемирного экономического фору­ма (Давос), званием Почетного профессора Московской консерватории, Орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени, званием «Композитор года» Питтсбургского симфонического оркестра

Основные сочинения

Балеты: «Конек-Горбунок», «Анна Каренина», «Чайка» и «Дама с собачкой», «Кармен-сюита».

Оперы: «Не только любовь», «Мертвые души» по Н Го­голю, «Лолита» по роману В. Набокова.

Симфонические произведения: Первая симфония, кон­церты для оркестра «Озорные частушки» и «Звоны»

Инструментальные произведения: «Концертино» без слов; «Музыкальное приношение» для органа, трех флейт, трех (Ьаготов и трех тромбонов, посвященное И.С. Баху.

Фортепианные сочинения: 24 прелюдии и фуги для фор­тепиано соло, «Тетрадь для юношества», 15 пьес для форте пиано.

Вокальные произвеОенш две крупные оратории «Поэто- рия» и «Ленин в сердце народном», 6 хоров на стихи А. Пушкина, поэма для хора a cappella на стихи А. Пушки­на, Русская литургия «Запечатленный ангел», или хоровая музыка по Н. Лескову, «Строфы» Евгения Онегина.

Литература

Лихачева И Музыкальный театр Родиона Щедрина — М„ 1977.

Комиссинскии В О драматургических принципах Р. Щед­рина. — М., 1978.

Тараканов М. Творчество Родиона Щедрина. — М , 1980.

Паисов Ю. Хор в творчестве Родиона Щедрина. — М., 1992.

Холопова В. Путь по центру. Композитор Родион Щед­рин. — М., 2000.

Щедрин Р. Монологи разных лет. — М., 2002.

Наши рекомендации