Николай Андреевич Римский-Корсаков 1844-1908

Композитор — сказочник, мири- нист в музыке, певец русской приро­ды — такими эпитетами награждали Николая Андреевича Римского-Корса­кове — русского композитора, дириже­ра, музыкально-общественного деяте­ля. Живописно-изобразительный харак­тер музыки, особой чистоты лирика присущи произведениям, связанным с миром сказки, с поэзией русской приро­ды, картинами народного быта.

Николай Андреевич Римский-Корсаков как-то сказал: «Мой род — это сказка, былина и непременно русские». Компо­зитора воохновляла красота народного искусства, русских пе­сен, сказаний, обрядов. Страницы русской истории, экзоти­ческие образы Востока, картины природы словно оживают в музыке Римского-Корсакова.

Профессор Петербургской консерватории, директор Бес­платной музыкальной школы, руководитель Беляевского кружка, глава композиторской школы.

Родился Римский-Корсаков 18 марта 1844 года в ма­леньком провинциальном городке Тихвине Новгородской губернии. Поэтическая скромность и нежность северной природы затем отразилась в музыке композитора. С ранних лет мальчик проявлял музыкальные способности. Уже в два года он хорошо различал мелодии. А в трехлетнем возрасте он отлично исполнял ритмы на игрушечном барабане, «ак­компанируя» отцу, который играл на фортепиано. Причем малыш очень чутко реагировал на любые изменения темпа и ритма и остановки, которые отец нарочно делал.

Николай Андреевич Римский-Корсаков 1844-1908 - student2.ru

Его родители были большими любителями музыки и с шести лет обучали своего сына игре на фортепиано. В во­семь лет будущий композитор уже начал сочинять музыку. Но занятия музыкой считались проявлением высокой куль­туры и были лишь ссмсйной традицией. Для него была из­
брана дорога в морские офицеры, поскольку в семье Рим­ских-Корсаковых из поколения в поколение мужчины слу­жили на флоте.

Мальчика отдали в петербургский Морской кадетский корпус, где он обучался до 18-летнего возраста. Учился он неплохо, но много времени уделял музыкальным занятиям, которые смог продолжить благодаря помощи своего стар­шего брата, адмирала В.А. Римского-Корсакова, просве­щенного и одаренного человека.

Будущий композитор понимал, что нужны системати­ческие и серьезные занятия музыкой, и начал брать уроки у музыканта. В этот период он познакомился с Балакиревым, который впоследствии стал главой группы русских компо­зиторов — «Пятерки», или «Могучей кучки». Балакирев на­стоятельно советовал талантливому 17-летнему юноше, едва знакомому с азами музыкальной теории, сочинить серьез­ное произведение. Так появилась первая симфония, создан­ная русским композитором.

По окончании Морского корпуса Римский-Корсаков отправился в трехгодичное кругосветное плавание, и его связь с петербургской музыкальной жизнью была прервана. Море поразило молодого Корсакова своей удивительной разнохарактерной красотой. Из его писем известно, что он наблюдал, тонко чувствовал и запоминал картины океана. Он писал о том, как вода в океане могла превратиться после шторма из зелено-серого в чудный синий цвет. Его поража­ли изящно выскакивающие из воды летучие рыбы. Незабы­ваемыми для него казались ночи, когда океан светился ве­ликолепным фосфорическим светом.

Возвратился он в Петербург с огромными впечатления ми, которые ему хотелось воплотить в музыкальных обра­зах. Он отдавал музыке все время, свободное от службы. Очень скоро его репутация как музыканта стала столь высо­кой, что в возрасте 27 лет он был приглашен профессором композиции и оркестрового письма в Санкт-Петербургскую консерваторию.

Занимаясь со студентами, он одновременно сам изучал основные консерваторские дисциплины, восполняя имеющие пробелы в музыкальном образовании. В этот же период он не оставлял свое любимое занятие: сочинение музыки. Так, в этот период была закончена Первая симфония, со­зданы опера «Псковитянка», ряд симфонических произве­дений, романсов. В 1872 году Римский-Корсаков женился на Надежде Пургольд, талантливой пианистке, которая стала его преданной помощницей и первым ценителем его музыки.

Римский-Корсаков, помимо творчества, успешно зани­мался организаторской деятельностью: он стал инспекто­ром военных оркестров Морского ведомства, затем руково­дителем Бесплатной музыкальной школы, помощником уп­равляющего Придворной певческой капеллой.

Одной из ведущих тем его творчества и источником вдохновения является тема моря. Совершив кругосветное плавание, ставшее источником творческой фантазии на многие годы, Римский-Корсаков многократно обращался к теме моря в своих произведениях. Композитора привлекает былина о новгородском гусляре Садко, и он создает симфо­ническую картину «Садко», а затем одноименную оперу, в которых особое место отводится теме моря. Используя разнообразные сюжеты: от старинных русских легенд («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии») до восточных сказок «Тысяча и одна ночь» («Шахеразада»), — Римский-Корсаков неизменно включает картины морс­ких просторов.

Особенно притягивают композитора сказочные образы. В операх, написанных по повестям «Майская ночь» и «Ночь перед рождеством» Н.В. Гоголя, мягкий, светлый юмор со­четается с поэтичностью вымысла. Опера «Снегурочка» по «весенней сказке» А.Н. Островского показывает жизнь ска­зочных берендеев, не отделимой от природы, ее одушевлен­ных фантастических сил.

Музыка Римского-Корсакова чрезвычайно лирична, поэтична и изобразительна. Например, фрагменты «Три чуда» из оперы «Сказки о царе Салтане» и программные симфонические произведения «Шехеразада», «Испанское каприччио» чаруют красками оркестра, который создает не-

повторимые картины могучего моря, битв, волшебных пре­вращений.

Из камерных сочинений художественную ценность представляют романсы. Он написал всего 79 романсов, и каждый из них представляет собой завершенное художе­ственно ценное камерное музыкальное произведение.

Римский-Корсаков — автор популярных красочных му­зыкальных произведений, которые знают до сих пор. От­дельные его произведения являются его визитной карточ­кой в наше время: всем знакомы и очень популярны, на пример, «Песня индийского гостя» из оперы «Садко» или «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане».

В операх «Царская невеста» по драме JI.A. Мея, «Моцарт и Сальери» по одноименной трагедии А.С. Пушкина компо­зитор обращается к драматической теме, музыкальными средствами он повест вует о судьбе отдельных личностей, тра­гических событиях и личной драме Здесь проявляется его активная социальная позиция, и в искусстве, и в жизни.

Так, в 1905 году во время революционных волнений Н. Римский-Корсаков выступил на стороне революционно настроенных студентов. За это его исключили из состава профессоров. Вся музыкальная общественность и молодежь встали на защиту прав Римского-Корсакова, и он был воз­вращен в консерваторию. Испытав воздействие прогрессив ных идей своего времени, Римский-Корсаков в музыке вы­разил веру в торжество добра и красоты, силы и мощи про грессивных идей, в неиссякаемый источник музыкального творчества.

Не только творчество, но и вся деятельность Римско­го-Корсакова повлияла на русскую музыкальную культуру. Много сил и времени он отдал завершению произведений А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, А.С. Даргомыжского, обработке народных песен. Большая общественная дея­тельность, выступления в качестве дирижера сочетались у композитора с педагогической работой в Петербургской консерватории. Среди его учеников такие замечательные композиторы XX века, как А.К. Лядов, А.К. Глазунов, С.С. Прокофьев, И.Ф. Стравинский.

Умер Римский-Корсаков в Любенске близ Луги (Петер­бургской губернии) 21 июня 1908 года. Почтить его память пришли многие музыкальные деятели, его ученики и после­дователи. Его музыкальное наследие огромно, его музыкаль­ная школа развивается до сих пор, он встал в ряд с величай­шими русскими композиторами XIX века: П.И. Чайковским, М.П. Мусоргским, А.П. Бородиным.

Основные сочинения

15 опер: эпические, сказочные, историко-бытовые, в том числе «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Садко», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Ка­шей бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок».

Вймфонические и инструментальные произведения: 3 сим­фонии, «Испанское каприччио», «Шехеразада», концерт для фортепиано с оркестром, симфоническая сюита «Ан­чар», Воскресная увертюра «Светлый праздник», инстру­ментальные ансамбли.

Вокальные произведения: кантаты «Свитезянка», «Песнь о вещем Олеге»; около 80 романсов, из них «Пророк», «Нимфа», «Анчар», цикл «У моря», обработки русских на­родных песен.

Завершил ряд произведений М.П. Мусоргского, А.П. Бо­родина, А.С. Даргомыжского.

Литература

Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. — М., 2004 .

Данилевич Л. Последние оперы Н.А. Римского-Корса­кова. — М, 1961.

Гнесин М.Ф. Мысли и воспоминания О Н.А. Римском Корсакове — М., 195b.

Кунин И.Ф. Н.А. Римский-Корсаков. — М., 1988.

Образцова И. Николай Андреевич Римский-Корсаков. 1844—1908: Краткий очерк жизни и творчества: Книжка для юношества. — Л., 1964.

Ястребцев В. В. Воспоминания о Николае Андреевиче Римском-Корсакове: В 2 т. — Л., 1959-1960.

Наши рекомендации