Сергей Сергеевич Прокофьев 1891-1953
Русский композитор, пианист, дирижер, Народный артист РСФСР. Музыка Прокофьева — крупнейшего композитора XX века — воплощает гармоничное и радостное ощущение жизни, проникнута оухом деятельной энергии. Она разнообразна по содержанию, сочетает в себе эпос и лирику, драматизм и юмор, традиционность и новации. Проч но связанное с традициями прошлого, творчество Прокофьева раздвинуло границы музыкального искусства в области языка, содержания, средств выразительности. Музыка композитора — это новаторское явление современной эпохи. Оперное и
балетное творчество Прокофьева, охватывающее широкий круг нетрадиционных сюжетов, новые принципы и приемы музыкальной драматургии, принадлежит к числу реформаторских завоеваний музыкального театра. Музыка Прокофьева завоевала огромную популярность во всем мире, оказала влияние на творчество многих отечественных и зарубежных композиторов.
Родился С.С. Прокофьев в провинции, в Сонцовке — недалеко от Екатеринослава, где отец его был управляющим имением. Первые уроки музыки начались под руководством матери, хорошей пианистки, когда будущему композитору не исполнилось еще пяти лет. Обладая блестящим образованием, мать занималась воспитанием сына, обучала музыке, иностранным языкам. Ежедневно мальчик садился за рояль и пытался что-то фантазировать. Мать записывала небольшие Сережины пьесы: рондо, вальсы, песенки, «Индийский галоп», сочиненный в пять лет.
Самым сильным впечатлением детства явилась поездка с родителями в Москву и посещение оперного театра, где мальчик услышал «Фауста» Гуно, «Князя Игоря» Бородина и увидел «Спящую красавицу» Чайковского. Вернувшись домой, Сережа был одержим сочинением чего-либо в этом духе. Так появились у десятилетнего композитора первые опусы в жанре оперы — «Великан» и «На пустынных островах».
Музыка стала частью его жизни, а слово «композитор» для него отождествлялось со словом «человек». В 11 лет юный композитор был представлен С. И. Танееву. Большой музыкант и строгий педагог признал у мальчика несомненное дарование и рекомендовал серьезно заниматься музыкой. Серьезные уроки по композиции и фортепьяно дали изумительный результат первого лета обучения — четырехчастная симфония, второго лета — опера «Пир во время чумы».
Прокофьев вспоминает о начале своей музыкальной автобиографии с гордостью, потому что вступительный экзамен прошел довольно эффектно. Перед ним экзаменовался солидный мужчина с бородой, который в качестве музыкального багажа представил романс без аккомпанемента. Прокофьев же вошел, сгибаясь под тяжестью двух папок, в которых лежали четыре оперы, две сонаты, симфония и многочисленные фортепианные пьесы. Экзамен вел Римс- кий-Корсаков, который остался доволен столь молодым и талантливым композитором[38].
Прокофьеву тогда было всего 13 лет. На экзамене он держался независимо, уверенно, о музыке судил решительно. Очевидно, что произведения, сочиненные Прокофьевым в возрасте 9-10 лет, были детски наивны. Но дарование, настойчивость, любовь к сочинительству стали показателем стремления к масштабности, проявлением яркой индивидуальности будущего композитора.
Во время обучения в консерватории С. Прокофьев не ограничивался выполнением классных заданий. Он писал много, не всегда согласовывая свои сочинения с академическими правилами. Уже тогда сказывалось столь типичное для Прокофьева творческое своеволие, источник многих конфликтов с «признанными авторитетами», источник индивидуальной, прокофьевской манеры письма.
В 1908 г. семнадцатилетний Прокофьев впервые выступил в публичном концерте. В числе других фортепианных пьес он сыграл «Наваждение», в которой слышится диссонирующая гармония, пружинистая ритмика, суховатая, дерзкая моторность. Критики реагировали очень остро. По их мнению молодой автор, еще не получивший музыкальное образование, является «крайним модернистов» и заходит в своей смелости гораздо дальше современных французов. Выражение «крайний модернист» стало постоянно сопровождать талантливого композитора и мешать ему в продвижении своих произведений. Так, после одного из его публичных выступлений в Петербурге появилась достаточно резкая статья. В ней говорилось, что публика встретила появление Прокофьева на петербургской концертной эстраде дружным шиканьем. В фельетоне «Петербургской газеты» с насмешкой писали, что Прокофьев, садясь за рояль, начинает не то вытирать клавиши, не то пробовать, какие из них звучат повыше или пониже[39].
К 1914 году Прокофьев закончил консерваторию по двум специальностям — композиторской и пианистической. В на граду родители предложили ему поездку за границу. Он выбрал Лондон. Там гастролировала оперно-балетная труппа Сергея Дягилева, репертуар которой очень интересовал Прокофьева. В Лондоне он был под большим впечатлением от «Дафниса и Хлои» Равеля и балетов Стравинского «Жар-птица» и «Петрушка».
По возвращении в Россию Прокофьев принимается за работу над балетом «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего». Прокофьев сам пишет либретто, заимствуя сюжет в русских сказках из сборника А, Афанасьева. Озорная музыка русского характера удалась композитору. Балет получился живой, изобилующий остроумными эпизодами и напоминающий «скоморошьи игрища». В нем Прокофьев «вдоволь натешился» иронией, гротеском, сарказмом, столь для него характерными.
Несколько лет жизни в США прибавили к списку сочинений Прокофьева оперу «Любовь к трем апельсинам» и несколько камерных произведений. Оперу «Любовь к трем апельсинам» называют иронической сказкой, в которой переплетаются реальность и фантастика, театральная условность и яркая сценическая форма, которая напоминает итальянскую «комедиа дель арт». Обосновавшись надолгс за рубежом, Сергей Прокофьев лишь в 1927 году совершил большое концертное турне по Советскому Союзу. Он был восхищен приемом, оказанным ему как композитору и пианисту в Москве, Ленинграде и других городах Советского Союза.
О возвращении в Россию Прокофьев мечтал давно. Композитор говорил, что воздух чужбины не пробуждает в нем вдохновения. Он всегда считал себя русским композитором, с широкой душой, которому вредного жить в ссылке, находиться в духовном климате, не соответствующем его расе. Он хотел снова окунуться в атмосферу родиных просторов, снова видеть настоящую зиму и весну, слышать русскую речь, беседовать с людьми, близкими и понятными ему, — то, чего так ему не хватает за рубежом. Он говорил, что русские песни - это его песни[40].
На родину Сергей Прокофьев вернулся лишь в 1933 году. Но это уже была не та Россия, которую Прокофьев помнил по годам своей молодости. В этот период Прокофьев пишет музыку к кинофильму «Поручик Киже». Прокофьев сочинил острую, предельно точную, мгновенно сливающуюся с действием, с человеком, пейзажем, музыку. Последним балетом Прокофьева стал «Сказ о каменном цветке». Яркий образ хозяйки Медной горы, хранящей тайну каменного цветка, и «Малахитовая шкатулка» Бажова в целом обогатились чудесной, яркой музыкой Прокофьева.
В последние годы большую часть времени Прокофьев проводил на своей даче, на Николиной горе на берегу Москвы-реки. Он очень любил совершать долгие прогулки по живописным местам вокруг дачи. К нему приезжали музыканты и исполнители его музыки: композитор Д. Кабалевский, пианист С. Рихтер и др.
Сергей Прокофьев всю свою жизнь чувствовал себя недопонятым. Он умер в один день со Сталиным — пятого марта 1953 года. Страна, прощаясь с вождем, не вспомнила о русском композиторе. По словам М. Ростроповича, друзья покойного в тот день не смогли во всей Москве отыскать ни одного живого цветочка, чтобы почтить память великого музыканта: все цветы были раскуплены для другого обряда. Россия прощалась со Сверхчеловеком, забыла попрощаться с ушедшим из жизни в этот день великим композитором современности.
Но память о нем сохраняется в концертных залах, в филармониях, в театрах оперы и балета, в домашних фонотеках любителей музыки. Сергей Сергеевич Прокофьев — лауреат Ленинской премии (посмертно), четырежды лауреат Государственной премии СССР, член Национальной академии «Санта-Чечилия» в Риме, член Шведской королевской музыкальной академии, почетный член «Умелецкой беседы» в Праге.
Основные сочинения
Оперы: «Игрок». «Любовь к трем апельсинам», «Огненный ангел»; опера- эпопея «Война и мир»., оперы «Повесть о Настоящем человеке», «Обручение в монастыре».
Балеты: «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего», «Стальной скок», «Блудный сын», «На Днепре», «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Сказ о каменном цветке».
Симфонические произведения. 7 симфоний, 5 концертов, циклы для фортепиано.
Сонаты: 9 сонат, для скрипки и фортепиано, для виолончели и фортепиано, для флейты и фортепиано.
Никлы: «Сарказмы», «Мимолетности», «Сказки старой бабушки».
Вокальные произведения: оратория «На страже мира», кантата «Александр Невский», вокально-симфонические сюиты «Зимний костер», «Скифская сюита», романсы, песни.
Симфоническая сказка: «Петя и волк».
Музыка к спектаклям: драматического театра, к кинофильмам «Александр Невский», «Иван Грозный».
Литература
Белова Е.П., Добровольская Г.Н., Красовская В.М. Рус ский балет Энциклопедия. — М., 1997.
Нестьев И. Жизнь С Прокофьева. - М., 1973.
Мартынов И.С. Прокофьев. Жизнь и творчество. — М., 1974.
Прокофьев С.С. Автобиография. — М., 1982.
Савкина Н.П С.С. Прокофьев. — М., 1982.