Сергей Сергеевич Прокофьев 1891-1953

Сергей Сергеевич Прокофьев 1891-1953 - student2.ru

Русский композитор, пианист, ди­рижер, Народный артист РСФСР. Му­зыка Прокофьева — крупнейшего ком­позитора XX века — воплощает гармо­ничное и радостное ощущение жизни, проникнута оухом деятельной энергии. Она разнообразна по содержанию, соче­тает в себе эпос и лирику, драматизм и юмор, традиционность и новации. Проч но связанное с традициями прошлого, творчество Прокофьева раздвинуло границы музыкального искусства в области языка, содержания, средств выразительности. Музыка композито­ра — это новаторское явление современной эпохи. Оперное и
балетное творчество Прокофьева, охватывающее широкий круг нетрадиционных сюжетов, новые принципы и приемы му­зыкальной драматургии, принадлежит к числу реформаторс­ких завоеваний музыкального театра. Музыка Прокофьева за­воевала огромную популярность во всем мире, оказала влияние на творчество многих отечественных и зарубежных компози­торов.

Родился С.С. Прокофьев в провинции, в Сонцовке — недалеко от Екатеринослава, где отец его был управляю­щим имением. Первые уроки музыки начались под руко­водством матери, хорошей пианистки, когда будущему ком­позитору не исполнилось еще пяти лет. Обладая блестящим образованием, мать занималась воспитанием сына, обучала музыке, иностранным языкам. Ежедневно мальчик садился за рояль и пытался что-то фантазировать. Мать записывала небольшие Сережины пьесы: рондо, вальсы, песенки, «Ин­дийский галоп», сочиненный в пять лет.

Самым сильным впечатлением детства явилась поездка с родителями в Москву и посещение оперного театра, где мальчик услышал «Фауста» Гуно, «Князя Игоря» Бородина и увидел «Спящую красавицу» Чайковского. Вернувшись до­мой, Сережа был одержим сочинением чего-либо в этом духе. Так появились у десятилетнего композитора первые опусы в жанре оперы — «Великан» и «На пустынных островах».

Музыка стала частью его жизни, а слово «композитор» для него отождествлялось со словом «человек». В 11 лет юный композитор был представлен С. И. Танееву. Большой музы­кант и строгий педагог признал у мальчика несомненное да­рование и рекомендовал серьезно заниматься музыкой. Се­рьезные уроки по композиции и фортепьяно дали изуми­тельный результат первого лета обучения — четырехчастная симфония, второго лета — опера «Пир во время чумы».

Прокофьев вспоминает о начале своей музыкальной ав­тобиографии с гордостью, потому что вступительный экза­мен прошел довольно эффектно. Перед ним экзаменовался солидный мужчина с бородой, который в качестве музы­кального багажа представил романс без аккомпанемента. Прокофьев же вошел, сгибаясь под тяжестью двух папок, в которых лежали четыре оперы, две сонаты, симфония и многочисленные фортепианные пьесы. Экзамен вел Римс- кий-Корсаков, который остался доволен столь молодым и талантливым композитором[38].

Прокофьеву тогда было всего 13 лет. На экзамене он держался независимо, уверенно, о музыке судил решитель­но. Очевидно, что произведения, сочиненные Прокофье­вым в возрасте 9-10 лет, были детски наивны. Но дарова­ние, настойчивость, любовь к сочинительству стали показа­телем стремления к масштабности, проявлением яркой индивидуальности будущего композитора.

Во время обучения в консерватории С. Прокофьев не ограничивался выполнением классных заданий. Он писал много, не всегда согласовывая свои сочинения с академи­ческими правилами. Уже тогда сказывалось столь типичное для Прокофьева творческое своеволие, источник многих конфликтов с «признанными авторитетами», источник ин­дивидуальной, прокофьевской манеры письма.

В 1908 г. семнадцатилетний Прокофьев впервые высту­пил в публичном концерте. В числе других фортепианных пьес он сыграл «Наваждение», в которой слышится диссо­нирующая гармония, пружинистая ритмика, суховатая, дер­зкая моторность. Критики реагировали очень остро. По их мнению молодой автор, еще не получивший музыкальное образование, является «крайним модернистов» и заходит в своей смелости гораздо дальше современных французов. Выражение «крайний модернист» стало постоянно сопро­вождать талантливого композитора и мешать ему в продви­жении своих произведений. Так, после одного из его пуб­личных выступлений в Петербурге появилась достаточно резкая статья. В ней говорилось, что публика встретила по­явление Прокофьева на петербургской концертной эстраде дружным шиканьем. В фельетоне «Петербургской газеты» с насмешкой писали, что Прокофьев, садясь за рояль, начи­нает не то вытирать клавиши, не то пробовать, какие из них звучат повыше или пониже[39].

К 1914 году Прокофьев закончил консерваторию по двум специальностям — композиторской и пианистической. В на граду родители предложили ему поездку за границу. Он выб­рал Лондон. Там гастролировала оперно-балетная труппа Сергея Дягилева, репертуар которой очень интересовал Про­кофьева. В Лондоне он был под большим впечатлением от «Дафниса и Хлои» Равеля и балетов Стравинского «Жар-пти­ца» и «Петрушка».

По возвращении в Россию Прокофьев принимается за работу над балетом «Сказка про шута, семерых шутов пере­шутившего». Прокофьев сам пишет либретто, заимствуя сюжет в русских сказках из сборника А, Афанасьева. Озор­ная музыка русского характера удалась композитору. Балет получился живой, изобилующий остроумными эпизодами и напоминающий «скоморошьи игрища». В нем Прокофьев «вдоволь натешился» иронией, гротеском, сарказмом, столь для него характерными.

Несколько лет жизни в США прибавили к списку сочине­ний Прокофьева оперу «Любовь к трем апельсинам» и не­сколько камерных произведений. Оперу «Любовь к трем апельсинам» называют иронической сказкой, в которой пере­плетаются реальность и фантастика, театральная условность и яркая сценическая форма, которая напоминает итальянскую «комедиа дель арт». Обосновавшись надолгс за рубежом, Сер­гей Прокофьев лишь в 1927 году совершил большое концерт­ное турне по Советскому Союзу. Он был восхищен приемом, оказанным ему как композитору и пианисту в Москве, Ле­нинграде и других городах Советского Союза.

О возвращении в Россию Прокофьев мечтал давно. Ком­позитор говорил, что воздух чужбины не пробуждает в нем вдохновения. Он всегда считал себя русским композитором, с широкой душой, которому вредного жить в ссылке, нахо­диться в духовном климате, не соответствующем его расе. Он хотел снова окунуться в атмосферу родиных просторов, снова видеть настоящую зиму и весну, слышать русскую речь, беседовать с людьми, близкими и понятными ему, — то, чего так ему не хватает за рубежом. Он говорил, что русские песни - это его песни[40].

На родину Сергей Прокофьев вернулся лишь в 1933 го­ду. Но это уже была не та Россия, которую Прокофьев по­мнил по годам своей молодости. В этот период Прокофьев пишет музыку к кинофильму «Поручик Киже». Прокофьев сочинил острую, предельно точную, мгновенно сливающу­юся с действием, с человеком, пейзажем, музыку. После­дним балетом Прокофьева стал «Сказ о каменном цветке». Яркий образ хозяйки Медной горы, хранящей тайну камен­ного цветка, и «Малахитовая шкатулка» Бажова в целом обогатились чудесной, яркой музыкой Прокофьева.

В последние годы большую часть времени Прокофьев проводил на своей даче, на Николиной горе на берегу Мос­квы-реки. Он очень любил совершать долгие прогулки по живописным местам вокруг дачи. К нему приезжали музы­канты и исполнители его музыки: композитор Д. Кабалевс­кий, пианист С. Рихтер и др.

Сергей Прокофьев всю свою жизнь чувствовал себя не­допонятым. Он умер в один день со Сталиным — пятого марта 1953 года. Страна, прощаясь с вождем, не вспомнила о русском композиторе. По словам М. Ростроповича, дру­зья покойного в тот день не смогли во всей Москве отыс­кать ни одного живого цветочка, чтобы почтить память ве­ликого музыканта: все цветы были раскуплены для другого обряда. Россия прощалась со Сверхчеловеком, забыла по­прощаться с ушедшим из жизни в этот день великим ком­позитором современности.

Но память о нем сохраняется в концертных залах, в фи­лармониях, в театрах оперы и балета, в домашних фоноте­ках любителей музыки. Сергей Сергеевич Прокофьев — ла­уреат Ленинской премии (посмертно), четырежды лауреат Государственной премии СССР, член Национальной акаде­мии «Санта-Чечилия» в Риме, член Шведской королевской музыкальной академии, почетный член «Умелецкой бесе­ды» в Праге.

Основные сочинения

Оперы: «Игрок». «Любовь к трем апельсинам», «Огнен­ный ангел»; опера- эпопея «Война и мир»., оперы «Повесть о Настоящем человеке», «Обручение в монастыре».

Балеты: «Сказка про шута, семерых шутов перешутив­шего», «Стальной скок», «Блудный сын», «На Днепре», «Ро­мео и Джульетта», «Золушка», «Сказ о каменном цветке».

Симфонические произведения. 7 симфоний, 5 концертов, циклы для фортепиано.

Сонаты: 9 сонат, для скрипки и фортепиано, для вио­лончели и фортепиано, для флейты и фортепиано.

Никлы: «Сарказмы», «Мимолетности», «Сказки старой бабушки».

Вокальные произведения: оратория «На страже мира», кантата «Александр Невский», вокально-симфонические сюиты «Зимний костер», «Скифская сюита», романсы, песни.

Симфоническая сказка: «Петя и волк».

Музыка к спектаклям: драматического театра, к кино­фильмам «Александр Невский», «Иван Грозный».

Литература

Белова Е.П., Добровольская Г.Н., Красовская В.М. Рус ский балет Энциклопедия. — М., 1997.

Нестьев И. Жизнь С Прокофьева. - М., 1973.

Мартынов И.С. Прокофьев. Жизнь и творчество. — М., 1974.

Прокофьев С.С. Автобиография. — М., 1982.

Савкина Н.П С.С. Прокофьев. — М., 1982.

Наши рекомендации