Характер шума, звука, музыки

Эта страница продолжает тему «Звуки вокруг нас», «Зву­ки природы». Такое времени е отдаление обусловлено тем, что детям необходимо было накопить сенсорный опыт, ко­торый позволит не только определять качество шумов, зву­ков, но и уметь их проанализировать. Страница может вы­полнить роль диагностического задания: насколько ребята тоньше, дифференцированнее и избирательнее стали отно­ситься к звуковому фону. К этому периоду дети уже способ­ны свободно различать по качеству шумы, звуки музыку.

Шумы не имеют определенной высоты, хаотичны, рит­мически не организованы, звучание их приглушенное, но они могут быть удаляющимися, приближающимися, т. е. динамичными, громкими, тихими. Шумовой фон может быть агрессивным или неагрессивным, и, если дети непри­ятные звуки, например скрежет по стеклу, причисляют к приятным, значит, у них накопилось негативное отношение к миру, которое они пытаются таким образом выразить. И это им доставляет удовольствие

Звуки имеют определенную высоту, более звонкие, чем шумы, имеют длительность, но не организованы ритмически,

9. Зак. 887

мелодически, Динамика разнообразна, диапазон не ограни­чен и охватывает всю звуковую партитуру, которую спосо бен воспринимать человек. Интонации звуков могут иметь и не иметь четкости, ясности и выразительности. Тембры имеют широкую палитру — от неприятного, неблагозвучно­го характера до выразительного, богатого обертонами, на­сыщенного Хсфактера.

Музыка в отличие от шумового и звукового мира орга низована, т. е. имеет форму, ярко выраженную ритмичес­кую и мелодическую основу. Главное ее отличие в том, что она несет целостный художественный образ, передает за­мысел композитора, в отличие от звуков и шумов, которые свободно и естественно существуют в мире и создают при­родные или социальные шумовые, звуковые партитуры, имя которым — жизнь.

Задание 1. Детям предлагается определить отличия шу­мов, звуков и музыки, затем привести примеры шумов и звуков и определить их характер.

При определении характера звуков и шумов важно уз­нать, почему они детям нравятся или не нравятся. Знание терминов «тембр», «динамика», «темп», «ритм», «мелодия» и музыкальный опыт детей по умению их выявлять и харак­теризовать позволит им осознанно подойти к пониманию смысла полезности, выразительности, гармоничности и ху дожественности звучащего вокруг них мира.

Задание 2. Детям предлагается несколько вариантов шу мов и звуков: стук по дереву (металлу, стеклу) ладонью, пальцами, кистью руки, сжатой в кулак ладонью; шурша­ние скомканной бумаги, топанье, хлопанье, удар мячом по полу, звуки заводных игрушек, шумовых детских музыкаль­ных инструментов и т.д. Дети быстро и четко должны опре­делить (в отличие от подобных заданий в начале дневника):

а) что это — шум или звук?

б) какой он по качеству (звонкий, глухой, шуршащий, звенящий и т.д.)?

в) приятен или неприятен он оебенку и почему?

Задание 3. Дети повтопяют, вспоминают шумы, звуки

окружающей среды: «Шумы и звуки нашего дома»; «Голос города»; «Живая звучащая природа»; «Шумы и звуки раз­ных профессий: шофера, лифтера, работника швейной фаб рики» и др. Задание дается детям на дом по группам из двух- четырех человек. На уроке представитель группы кратко, возможно, в виде мини-рассказа с использованием вырази­тельных, эмоциональных слов описывает звуковой мир предложенной темы.

Забание 4. Детям предлагается заполнить страницу днев­ника: выделить в дневнике две колонки, в одной записать все неприятные шумы и звуки, а также музыкальные произ­ведения, в другой — все приятные. Предварительно учитель спрашивает двух-трех ребят, какие шумы, звуки, музыкаль­ные произведения им приятны, а какие вызывают неприят­ные ощущения и почему.

Возможно, это связано с неприятными воспоминани­ями, возможно, на ребенка влияет качество шумов, зву­ков: их тембр (нравится, потому что он серебристый), сила (нравится или не нравится, потому что звучит очень громко), высота (неприятны звуки, потому что они очень высокие), насыщенность, продолжительность (не нра­вится, потому что очень длинное музыкальное произве дение).

Можно предложить ребятам следующую беседу. «В Япо­нии считаются сторожами дома не собаки, а сверчки. Мы с вами знаем, что сверчки очень дружны: если застрекочет один сверчок, то обязательно со всех сторон ему ответят другие. Возникает такой приятный, негромкий, полнозвуч­ный и слышимый даже на расстоянии шум, что хозяева дома просыпаются.

Когда ночью к дому приближаются люди, то сверчки обязательно передадут друг другу информацию об этом. А как же удается сверчкам издавать такие негромкие, но ясно слышимые звуки?

На одном крыле у сверчка имеется плотная перепонка, на другом — жилка с зазубренными выступами (это ли не уникальный музыкальный струнный инструмент?). Свер­чок потирает перепонку о жилку, и появляется стрекочу­щий звук».

Предлагается спросить у детей, почему им нравится стрекот сверчков (если действительно нравится) или поче­му в Японии предпочитают сторожей сверчков, а не собак? Чем отличается лай злобной собаки от взволнованного стрекота сверчка?

Музыка дождя

За несколько дней до выполнения этого задания нужно предложить детям послушать шум ветра, шелест листьев, шум дождя и:

вспомнить, какой он бывает: осенний, проливной, «слепой», грибной. Предложить детям объяснить, почему дожди так называются (слепой, потому что солнышко в это время светит, и цождь ничего «не видит» и т.д.);

— определить его характер: монотонный, печальный, тоскливый, игривый, ленивый, приветливый, надоедливый, убаюкивающий;

— найти сравнения: как слезинки; как бисер рассып­ной: как вода под тушем; надоедливый, как муха; льет как из ведра, и т.д.

Задание 1. 1рафически рукой в воздухе изобразить раз личный характер дождя, исполнить его ритм, а может быть, и мелодию. Желательно выполнять эти задания по воспо­минанию дождя, прислушиваясь в полной тишине, может быть, представив себя капелькой дождя или лужей.

Задание 2. Рассказать об этом дожде словами. Эта твор­ческая работа треЬует вербального фантазирования, поэто му нужно нацелить детей на использование большого коли­чества прилагательных, возможно, с описанием каких-либо фантастических или необычных ситуаций, событий, проис­ходящих с ребенком или вымышленным героем. Описание возникающих образных картин характерно для детей, у ко­торых ведущая система — визуальная.

Задание 3. Нарисовать один из дождей в дневнике и под­писать название: «Веселый дождик», «Ливень» и т.д.

Музыка в моей жизни

Что значит для человека музыка? Какими силами наде­ляли ее люди? Были ли моменты в жизни ребенка, когда музыка изменила его настроение? Эти и другие вопросы о значении музыки в жизни человека может предварить бесе­да об Орфее.

«Много веков сушествует миф о прекрасном юноше Ор­фее, который считался самым гениальным музыкантом сво­его времени. Он был полубогом, поэтому девять поколений он возрождался снова и снова, создавая гармонию и мир на Земле. Удивительный музыкальный дар он унаследовал от матери Каллиопы — одной из девяти муз.

Еще мальчиком Орфей любил играть на лире. Люди за­молкали, деревья затихали, ветер унимался. Его восторжен­ные глаза, благородный вид и чарующий голос вносили согласие и гармонию. Орфей подрастал, становился муже­ственным, и его музыка уже не только радовала людей, но и могла унять вражду и распри, наделить слабого силой.

Однажды он направился в лес с лирой в руках и услы­шал страшный рев. Рядом с ним оказался разъяренный лев, который был готов броситься на дикого кабана. Орфей про­вел рукой по струнам лиры, и полилась чарующая музыка. Лев замер и как зачарованный стал приближаться к Орфею. Из-за дерева появилась овца, преследуемая волком, из-за куста выскочил заяц, за которым охотился в небе орел. Все они окружили Орфея, и даже гордый орел приземлился ря­дом с музыкантом. А Орфеи продолжал перебирать струны, и изумительная мелодия разливалась вокруг.

Сосна, кипарис и ольха, такие разные деревья, скло­нились и соединили свои ветви, любовно окружив ОрсЬея. Ветер затих, и реки остановились. В природе наступило согласие.

Секрет музыки Орфея был в том, что он чувствовал гар­монию космоса и стихии, растений и животных, самого че­ловека. Он считал, что все человеческие пороки и слаоости временны и существуют, пока человек слаб и не нашел гар­монии с миром. Орфей знал, что музыка земли должна быть созвучна музыке небес.

В знак уважения к Орфею древние эллины назвали одно из созвездий «Лирой Орфея». Сейчас это созвездие «Лира», которое находится в Северном полушарии».

Задание. Может ли музыка повлиять на настроение че­ловека? Вспомни события из своей жизни, когда музыка взволновала тебя, заставила задуматься, и напиши мини- рассказ или коротенькое воспоминание в дневник.

Музыка тишины

Существует ли полная тишина? Детям предлагается вспомнить название сказки, в которой все окаменело («Ока­менелое царство»). Может ли в таком окаменевшем мире что-либо звучать? Такими вопросами можно предварить рас­сказ о том, что абсолютной тишины не бывает, обязательно что-нибудь движется, а значит, издает звуки. Художник В. Кандинский сравнивает тишину с белым цветом [38]. По его мнению, белое звучит подобно молчанию, которое од­нажды может быть понято. Черное он определяет как веч­ное молчание без будущего. Пусть дети сами выберут цвета и обоазы при изображении музыки тишины. Можно прочи­тать перед заполнением страницы стихотворение Д. Мереж­ковского «Не надо звуков» очень торжественно и медленно, давая возможность детям прислушаться к ритму, характеру и смыслу стиха. Детям предлагается изобразить музыку ти­шины, ее можно рисовать в полной тишине, или под звуки тихой спокойной музыки, или под музыку фрагмента «Ночь» из балета Р. Щедрина «Конек-Горбунок».

Зааание: нарисовать в дневнике музыку тишины.

Музыка и космос

Писатели-фантасты, рассказывая о жителях отдаленных планет, нередко описывают их музыку. Так, Станислав Лем в «Звездных дневниках Йона Тихого» рассказывает о жите­лях планеты, которые представляют собой звуковые прибо­ры и в разговоре между собой меняют цвет кожи в зависи­мости от чувств: то зеленеют, то переливаются всеми цвета­ми радуги. Вполне возможно, что иные живые разумные существа (если они существуют) общаются между собой благодаря звукам, сигналам. Наука этого не отрицает. Мож­но пофантазировать с ребятами на эту тему, придумать сло­варь языка звуков.

Можно поиграть в интонацию: произносить одно и то же слово с разной интонацией и определять ее смысл, вспомнить о «радиошепотах» и «радиовздохах» (см. «Звуки природы»). Необходимо помочь детям проникнуться мыс­лью о бесконечности космоса и бесконечном многообразии звуковой Вселенной. Не менее важно показать детям, что Вселенная бесконечна лишь в том случае, если человек это осознает, а значит, способен вместить целую Вселенную. Читается стихотворение К. Бальмонта «Прозренье».

Задание 1. Если мы встретим инопланетянина во Все­ленной, то он не поймет наших слов. Можно ли общаться с ним при помощи музыки? Вспомни музыку о русской при­роде, которая поможет инопланетянину понять ее красоту и неповторимость. Опиши, какую картину он представит, слушая эту музыку (можно включить музыку П.И. Чайковс­кого).

Задание 2. Представь, как звучит Вселенная, какие звуки, шепоты, вздохи издают космические простран­ства. Подбери и исполни музыку космоса на звучащих предметах.

Задание 3. Педагог сочиняет с детьми музыку космоса на шумовых инструментах, и «оркестр» исполняет ее.

Задание 4. Дома дети придумывают рассказ или рисуют о музыке космоса картину в дневнике.

Хит-парад

Заполнить можно несколько страниц хит-парада — это не дань моде. Анализ программ по музыке показал, что они оторваны от социальной звуковой среды, в том числе и музыкальной, и нередко о современной музыке дети узнают лишь вне стен школы. Мощный звуковой и музыкальный поток обрушивается на детей и может «зах­ватить» их ритмикой и мелодикой с сексуальной, агрес­сивной или притупляющей интеллектуальное развитие направленностью.

Главная причина неуправляемого воздействия звуко­вого фона, музыки на ребенка заключается в отсутствии соматического опыта дифференциации положительных или отрицательных вибраций, что не позволяет осмыслить, оце­нить, пережить звуковой поток.

Кроме этого, дети младшего школьного возраста плохо ориентируются в направлениях, не могут, а точнее, не пыта­ются отличить народную или классическую музыку от по­пулярной или рок-музыки Еще хуже они ориентируются в исполнителях и композиторах. Хотя именно в этом возрас­те закладываются основы отношения к миру, в том числе и музыкальному. Звуковой и музыкальный мир, который ок­ружает детей в повседневной жизни, — это одна из состав­ляющих целостной картины мира.

Работа со страницами «Хит-парад» станет своеобраз­ным тестированием от сезона к сезону. Желательно не огра­ничиваться лишь заполнением этих страниц. Пусть ребята аргументируют и обосновывают свой выбор певца, певицы, музыкальной передачи.

Задания: составить свой рейтинг (3 или 5 мест) певцов, певиц, танцев, песен (лучше детских), которые вы слыши­те по радио или по телевидению. Можно составить рей­тинг музыкальных инструментов, музыкальных голосов (бас, тенор и т.д.), музыкальных пьес, которые вы слушали на уроке.

Музыкальные события

Если страницы хит-паоада помогают выявить интере­сы, предпочтения детей, то темы «Музыкальные передачи», «Музыкальные концерты», «Оперы... Балеты...» позволяют детям осмыслить значение классической музыки в жизни человека и помочь им воспринимать музыкадьное искусст­во как необходимую часть повседневной жизни. Это потре­бует от педагога кропотливой и вдумчивой работы. Каждое посещение филармонии, концертного зала, оперного теат­ра должно быть тщательно подготовлено. Если эта работа будет постоянной, то можно развить у детей интерес, кото­рый, вероятно, в будущем перерастет в потребность уча­ствовать в музыкальной жизни города.

На подготовительном этапе целесообразно предложить детям принести журналы, детские книжки о музыке, музы­кальных инструментах, газетные вырезки о музыкальных событиях, о приезжающих певцах, ансамблях Пусть каждое музыкальное событие станет предметом заинтересованного обсуждения или праздником в жизни класса.

Если в городе нет театров и филармонии, можно при­гласить учащихся и педагогов музыкальной школы с выс-. туплениями, организовать постоянную «Музыкальную гос­тиную», в которой будет звучать музыка в записи, а также выступать взрослые и детские самодеятельные коллективы, в которых, возможно, примут участие учащиеся данного класса и их родители.

Песни твоей бабушки

Работая с детьми над страницами «Песни твоей бабуш­ки», необходимо рассказать и о танцевальной музыке того времени, сравнить характер танцев танго, вальса, фокстро­та, показать их движения, дать задание посмотреть телеви­зионную передачу соревнований танцевальных пар по фи­гурному катанию, попросить бабушку напеть мелодии этих танцев.

Домашнее задание. Попросите бабушку напеть песни, которые она пела в молодости или в детстве, когда она была по возрасту, как вы. Запишите слова понравившихся песен.

Ребусы... кроссворды...

Занимательная форма закрепления знаний не должна стать самоцелью. Это лишь одна из форм работы с детьми, направленная на ознакомление с музыкальной терминоло­гией, понятиями, жанрами. Лучше, если эти страницы «оживут». Их можно «озвучить», и тогда музыкальные ил­люстрации помогут запечатлеть в звуковой образной форме представления о музыкальной культуре.

Прослушивание музыкальных фрагментов желательно начать задолго до заполнения ребусов и кроссвордов. При этом осооое внимание уделить еще не пройденному музы­кальному материалу и музыкальным терминам, с которыми дети не знакомились в классе. Так, в танцевальной сюите ребусе узнать характер вальса и польки не представляет сложности, а ритм мазурки менее знаком детям. Фокстрот и танго ребята могут совсем не знать. Но эти танцы были очень популярны во времена молодости их баоушек и де­душек.

Другие страницы

По желанию учитель может ввести страницы, которые помогают запоминать терминологию, фамилии композито­ров, их произведения, музыкальные жанры. Важно найти интересную форму подачи материала, для того чтобы ребе­нок захотел запомнить этот материал.

Выполнение в дневнике заданий «Кто композитор?» и «Назови жанр» будет интересным лишь при предвари­тельном знакомстве с творчеством композиторов и их му­зыкальными произведениями. Рассказывая детям о компо­зиторе, обязательно нужно включить интересные события из его детства. Реоята будут непроизвольно проецировать качества личности будущего композитора на себя. Если это художественное произведение о композиторе, то можно его использовать на внеклассном чтении. Например, о Григе дети могут узнать из книги А. Мара «Кобольды живут в Норвегии». Читая коротенькие рассказы о Григе, дети узна­ют, почему композитор назвал свои дом «Тропль-хауге- ном» — «Холмом троллей». Тогда им не составит труда вы­полнить задание «Кто это?», предложенное в дневнике.

Послесловие

Количество страниц и тем в дневнике не ограничено. Однако очень важно превратить этот дневник в помощника и интерсного собеседника Можно отвести несколько стра ниц для самостоятельного заполнения впечатлений о музы­кальных произведениях, для описания личных пережива­ний, для интересных историй о мире звуков и музыки Сильные впечатления, фантазии, неооычные истории, ко­торых очень много о музыке, станут залогом стремления общения с музыкой.

Мне рассказали об одном уникальном случае. Однажды мальчик 11 лет, напевая мелодию популярной песни, вклю­чил радиоприемник. Когда появился звук, то оказалось, что по радио исполняется та же песня, с того же места и в той же тональности, что пел мальчик. Необъяснимое явление может показаться просто фантастикой Но в физике уже известно, что звуковые волны могут быть «прочитаны». Если у ребенка сохранились такие природные качества, как субсенсорность и голографичность, он может ощущать воз­действие ультра- и инфразвуков.

Каждый педагог может внести что-то свое, личное, не повторимое в занятия по музыкальному и, шире, аудиаль- ному развитию детей, потому что самый мощный и серьез­ный учитель — это жизнь и самый главный в этой жизни сам человек, именно он творец своей жизни. И насколько полноценно, качественно он слышит самого себя, окружа­ющих, весь мир, настолько его жизнь будет богаче, разно­образнее и успешнее.

Главная идея музыкального дневника и, шире, музы­кального воспитания, которая является сверхзадачей педа­гога: если ребенок научится слушать и слышать мир, самого себя, тогда он будет способен понять и принять музыку. Музыка не цель, а средство воспитания.

Характер шума, звука, музыки - student2.ru


Глава IV «МУЗЫКАЛЬНАЯ КОПИЛКА»

Имеется огромное количество музыковедческой лите­ратуры о композиторах, об их творчестве, о музыкальных произведениях и даже занимательной литературы в виде словарей, рассказов, историй. Но методического и практи­ческого материала, собранного конкретно для учителя на­чальных классов и учителя музыки, работающего с детьми младшего школьного возраста, к сожалению, нет.

Данный раздел пособия представляет собой своеобраз­ную музыкальную копилку, в которой собран материал, не­обходимый при подготовке уроков музыки и внеклассных музыкальных мероприятий. Такую копилку обычно собира­ет сам педагог на протяжении всей своей профессиональ­ной деятельности.

В параграфе «Рассказы о композиторах» дается мате­риал для будущего учителя о детских годах, творчестве и музыкальных произведениях композиторов, которых дос­таточно подробно проходят в начальной школе. Материал дан в расширенном варианте и рассчитан на будущего пе­дагога, но на его основе достаточно легко можно составить беседы для детей, поскольку в нем приводится много фак­тов и интересного материала. В конце каждой биографи­ческой справки дан перечень произведений, которые включены в программу уроков музыки в начальной школе и которые можно использовать во внеклассной работе по музыке.

В разделе «Музыкальная картина мира: тексты, матери­алы» предлагается перечень репродукций картин, стихотво­рений, рассказов, а также стихотворений и сказок автора пособия, которые можно использовать на комплексных му­зыкальных занятиях. Ряд упражнений, заданий, методов и приемов являются частью данного раздела. В этой части раздела представлены беседы о музыке, о музыкальных яв­лениях, о средствах музыкальной выразительности, даются
методические рекомендации по организации работы с деть­ми, с учетом их возрастных особенностей.

В разделе «Музыкальный глоссарий» даны основные термины и понятия, которые будущий педагог должен знать и использовать их на уроках и внеклассных музыкальных занятиях.

Рассказы о композиторах

Наши рекомендации