Характер шума, звука, музыки
Эта страница продолжает тему «Звуки вокруг нас», «Звуки природы». Такое времени е отдаление обусловлено тем, что детям необходимо было накопить сенсорный опыт, который позволит не только определять качество шумов, звуков, но и уметь их проанализировать. Страница может выполнить роль диагностического задания: насколько ребята тоньше, дифференцированнее и избирательнее стали относиться к звуковому фону. К этому периоду дети уже способны свободно различать по качеству шумы, звуки музыку.
Шумы не имеют определенной высоты, хаотичны, ритмически не организованы, звучание их приглушенное, но они могут быть удаляющимися, приближающимися, т. е. динамичными, громкими, тихими. Шумовой фон может быть агрессивным или неагрессивным, и, если дети неприятные звуки, например скрежет по стеклу, причисляют к приятным, значит, у них накопилось негативное отношение к миру, которое они пытаются таким образом выразить. И это им доставляет удовольствие
Звуки имеют определенную высоту, более звонкие, чем шумы, имеют длительность, но не организованы ритмически,
9. Зак. 887
мелодически, Динамика разнообразна, диапазон не ограничен и охватывает всю звуковую партитуру, которую спосо бен воспринимать человек. Интонации звуков могут иметь и не иметь четкости, ясности и выразительности. Тембры имеют широкую палитру — от неприятного, неблагозвучного характера до выразительного, богатого обертонами, насыщенного Хсфактера.
Музыка в отличие от шумового и звукового мира орга низована, т. е. имеет форму, ярко выраженную ритмическую и мелодическую основу. Главное ее отличие в том, что она несет целостный художественный образ, передает замысел композитора, в отличие от звуков и шумов, которые свободно и естественно существуют в мире и создают природные или социальные шумовые, звуковые партитуры, имя которым — жизнь.
Задание 1. Детям предлагается определить отличия шумов, звуков и музыки, затем привести примеры шумов и звуков и определить их характер.
При определении характера звуков и шумов важно узнать, почему они детям нравятся или не нравятся. Знание терминов «тембр», «динамика», «темп», «ритм», «мелодия» и музыкальный опыт детей по умению их выявлять и характеризовать позволит им осознанно подойти к пониманию смысла полезности, выразительности, гармоничности и ху дожественности звучащего вокруг них мира.
Задание 2. Детям предлагается несколько вариантов шу мов и звуков: стук по дереву (металлу, стеклу) ладонью, пальцами, кистью руки, сжатой в кулак ладонью; шуршание скомканной бумаги, топанье, хлопанье, удар мячом по полу, звуки заводных игрушек, шумовых детских музыкальных инструментов и т.д. Дети быстро и четко должны определить (в отличие от подобных заданий в начале дневника):
а) что это — шум или звук?
б) какой он по качеству (звонкий, глухой, шуршащий, звенящий и т.д.)?
в) приятен или неприятен он оебенку и почему?
Задание 3. Дети повтопяют, вспоминают шумы, звуки
окружающей среды: «Шумы и звуки нашего дома»; «Голос города»; «Живая звучащая природа»; «Шумы и звуки разных профессий: шофера, лифтера, работника швейной фаб рики» и др. Задание дается детям на дом по группам из двух- четырех человек. На уроке представитель группы кратко, возможно, в виде мини-рассказа с использованием выразительных, эмоциональных слов описывает звуковой мир предложенной темы.
Забание 4. Детям предлагается заполнить страницу дневника: выделить в дневнике две колонки, в одной записать все неприятные шумы и звуки, а также музыкальные произведения, в другой — все приятные. Предварительно учитель спрашивает двух-трех ребят, какие шумы, звуки, музыкальные произведения им приятны, а какие вызывают неприятные ощущения и почему.
Возможно, это связано с неприятными воспоминаниями, возможно, на ребенка влияет качество шумов, звуков: их тембр (нравится, потому что он серебристый), сила (нравится или не нравится, потому что звучит очень громко), высота (неприятны звуки, потому что они очень высокие), насыщенность, продолжительность (не нравится, потому что очень длинное музыкальное произве дение).
Можно предложить ребятам следующую беседу. «В Японии считаются сторожами дома не собаки, а сверчки. Мы с вами знаем, что сверчки очень дружны: если застрекочет один сверчок, то обязательно со всех сторон ему ответят другие. Возникает такой приятный, негромкий, полнозвучный и слышимый даже на расстоянии шум, что хозяева дома просыпаются.
Когда ночью к дому приближаются люди, то сверчки обязательно передадут друг другу информацию об этом. А как же удается сверчкам издавать такие негромкие, но ясно слышимые звуки?
На одном крыле у сверчка имеется плотная перепонка, на другом — жилка с зазубренными выступами (это ли не уникальный музыкальный струнный инструмент?). Сверчок потирает перепонку о жилку, и появляется стрекочущий звук».
Предлагается спросить у детей, почему им нравится стрекот сверчков (если действительно нравится) или почему в Японии предпочитают сторожей сверчков, а не собак? Чем отличается лай злобной собаки от взволнованного стрекота сверчка?
Музыка дождя
За несколько дней до выполнения этого задания нужно предложить детям послушать шум ветра, шелест листьев, шум дождя и:
вспомнить, какой он бывает: осенний, проливной, «слепой», грибной. Предложить детям объяснить, почему дожди так называются (слепой, потому что солнышко в это время светит, и цождь ничего «не видит» и т.д.);
— определить его характер: монотонный, печальный, тоскливый, игривый, ленивый, приветливый, надоедливый, убаюкивающий;
— найти сравнения: как слезинки; как бисер рассыпной: как вода под тушем; надоедливый, как муха; льет как из ведра, и т.д.
Задание 1. 1рафически рукой в воздухе изобразить раз личный характер дождя, исполнить его ритм, а может быть, и мелодию. Желательно выполнять эти задания по воспоминанию дождя, прислушиваясь в полной тишине, может быть, представив себя капелькой дождя или лужей.
Задание 2. Рассказать об этом дожде словами. Эта творческая работа треЬует вербального фантазирования, поэто му нужно нацелить детей на использование большого количества прилагательных, возможно, с описанием каких-либо фантастических или необычных ситуаций, событий, происходящих с ребенком или вымышленным героем. Описание возникающих образных картин характерно для детей, у которых ведущая система — визуальная.
Задание 3. Нарисовать один из дождей в дневнике и подписать название: «Веселый дождик», «Ливень» и т.д.
Музыка в моей жизни
Что значит для человека музыка? Какими силами наделяли ее люди? Были ли моменты в жизни ребенка, когда музыка изменила его настроение? Эти и другие вопросы о значении музыки в жизни человека может предварить беседа об Орфее.
«Много веков сушествует миф о прекрасном юноше Орфее, который считался самым гениальным музыкантом своего времени. Он был полубогом, поэтому девять поколений он возрождался снова и снова, создавая гармонию и мир на Земле. Удивительный музыкальный дар он унаследовал от матери Каллиопы — одной из девяти муз.
Еще мальчиком Орфей любил играть на лире. Люди замолкали, деревья затихали, ветер унимался. Его восторженные глаза, благородный вид и чарующий голос вносили согласие и гармонию. Орфей подрастал, становился мужественным, и его музыка уже не только радовала людей, но и могла унять вражду и распри, наделить слабого силой.
Однажды он направился в лес с лирой в руках и услышал страшный рев. Рядом с ним оказался разъяренный лев, который был готов броситься на дикого кабана. Орфей провел рукой по струнам лиры, и полилась чарующая музыка. Лев замер и как зачарованный стал приближаться к Орфею. Из-за дерева появилась овца, преследуемая волком, из-за куста выскочил заяц, за которым охотился в небе орел. Все они окружили Орфея, и даже гордый орел приземлился рядом с музыкантом. А Орфеи продолжал перебирать струны, и изумительная мелодия разливалась вокруг.
Сосна, кипарис и ольха, такие разные деревья, склонились и соединили свои ветви, любовно окружив ОрсЬея. Ветер затих, и реки остановились. В природе наступило согласие.
Секрет музыки Орфея был в том, что он чувствовал гармонию космоса и стихии, растений и животных, самого человека. Он считал, что все человеческие пороки и слаоости временны и существуют, пока человек слаб и не нашел гармонии с миром. Орфей знал, что музыка земли должна быть созвучна музыке небес.
В знак уважения к Орфею древние эллины назвали одно из созвездий «Лирой Орфея». Сейчас это созвездие «Лира», которое находится в Северном полушарии».
Задание. Может ли музыка повлиять на настроение человека? Вспомни события из своей жизни, когда музыка взволновала тебя, заставила задуматься, и напиши мини- рассказ или коротенькое воспоминание в дневник.
Музыка тишины
Существует ли полная тишина? Детям предлагается вспомнить название сказки, в которой все окаменело («Окаменелое царство»). Может ли в таком окаменевшем мире что-либо звучать? Такими вопросами можно предварить рассказ о том, что абсолютной тишины не бывает, обязательно что-нибудь движется, а значит, издает звуки. Художник В. Кандинский сравнивает тишину с белым цветом [38]. По его мнению, белое звучит подобно молчанию, которое однажды может быть понято. Черное он определяет как вечное молчание без будущего. Пусть дети сами выберут цвета и обоазы при изображении музыки тишины. Можно прочитать перед заполнением страницы стихотворение Д. Мережковского «Не надо звуков» очень торжественно и медленно, давая возможность детям прислушаться к ритму, характеру и смыслу стиха. Детям предлагается изобразить музыку тишины, ее можно рисовать в полной тишине, или под звуки тихой спокойной музыки, или под музыку фрагмента «Ночь» из балета Р. Щедрина «Конек-Горбунок».
Зааание: нарисовать в дневнике музыку тишины.
Музыка и космос
Писатели-фантасты, рассказывая о жителях отдаленных планет, нередко описывают их музыку. Так, Станислав Лем в «Звездных дневниках Йона Тихого» рассказывает о жителях планеты, которые представляют собой звуковые приборы и в разговоре между собой меняют цвет кожи в зависимости от чувств: то зеленеют, то переливаются всеми цветами радуги. Вполне возможно, что иные живые разумные существа (если они существуют) общаются между собой благодаря звукам, сигналам. Наука этого не отрицает. Можно пофантазировать с ребятами на эту тему, придумать словарь языка звуков.
Можно поиграть в интонацию: произносить одно и то же слово с разной интонацией и определять ее смысл, вспомнить о «радиошепотах» и «радиовздохах» (см. «Звуки природы»). Необходимо помочь детям проникнуться мыслью о бесконечности космоса и бесконечном многообразии звуковой Вселенной. Не менее важно показать детям, что Вселенная бесконечна лишь в том случае, если человек это осознает, а значит, способен вместить целую Вселенную. Читается стихотворение К. Бальмонта «Прозренье».
Задание 1. Если мы встретим инопланетянина во Вселенной, то он не поймет наших слов. Можно ли общаться с ним при помощи музыки? Вспомни музыку о русской природе, которая поможет инопланетянину понять ее красоту и неповторимость. Опиши, какую картину он представит, слушая эту музыку (можно включить музыку П.И. Чайковского).
Задание 2. Представь, как звучит Вселенная, какие звуки, шепоты, вздохи издают космические пространства. Подбери и исполни музыку космоса на звучащих предметах.
Задание 3. Педагог сочиняет с детьми музыку космоса на шумовых инструментах, и «оркестр» исполняет ее.
Задание 4. Дома дети придумывают рассказ или рисуют о музыке космоса картину в дневнике.
Хит-парад
Заполнить можно несколько страниц хит-парада — это не дань моде. Анализ программ по музыке показал, что они оторваны от социальной звуковой среды, в том числе и музыкальной, и нередко о современной музыке дети узнают лишь вне стен школы. Мощный звуковой и музыкальный поток обрушивается на детей и может «захватить» их ритмикой и мелодикой с сексуальной, агрессивной или притупляющей интеллектуальное развитие направленностью.
Главная причина неуправляемого воздействия звукового фона, музыки на ребенка заключается в отсутствии соматического опыта дифференциации положительных или отрицательных вибраций, что не позволяет осмыслить, оценить, пережить звуковой поток.
Кроме этого, дети младшего школьного возраста плохо ориентируются в направлениях, не могут, а точнее, не пытаются отличить народную или классическую музыку от популярной или рок-музыки Еще хуже они ориентируются в исполнителях и композиторах. Хотя именно в этом возрасте закладываются основы отношения к миру, в том числе и музыкальному. Звуковой и музыкальный мир, который окружает детей в повседневной жизни, — это одна из составляющих целостной картины мира.
Работа со страницами «Хит-парад» станет своеобразным тестированием от сезона к сезону. Желательно не ограничиваться лишь заполнением этих страниц. Пусть ребята аргументируют и обосновывают свой выбор певца, певицы, музыкальной передачи.
Задания: составить свой рейтинг (3 или 5 мест) певцов, певиц, танцев, песен (лучше детских), которые вы слышите по радио или по телевидению. Можно составить рейтинг музыкальных инструментов, музыкальных голосов (бас, тенор и т.д.), музыкальных пьес, которые вы слушали на уроке.
Музыкальные события
Если страницы хит-паоада помогают выявить интересы, предпочтения детей, то темы «Музыкальные передачи», «Музыкальные концерты», «Оперы... Балеты...» позволяют детям осмыслить значение классической музыки в жизни человека и помочь им воспринимать музыкадьное искусство как необходимую часть повседневной жизни. Это потребует от педагога кропотливой и вдумчивой работы. Каждое посещение филармонии, концертного зала, оперного театра должно быть тщательно подготовлено. Если эта работа будет постоянной, то можно развить у детей интерес, который, вероятно, в будущем перерастет в потребность участвовать в музыкальной жизни города.
На подготовительном этапе целесообразно предложить детям принести журналы, детские книжки о музыке, музыкальных инструментах, газетные вырезки о музыкальных событиях, о приезжающих певцах, ансамблях Пусть каждое музыкальное событие станет предметом заинтересованного обсуждения или праздником в жизни класса.
Если в городе нет театров и филармонии, можно пригласить учащихся и педагогов музыкальной школы с выс-. туплениями, организовать постоянную «Музыкальную гостиную», в которой будет звучать музыка в записи, а также выступать взрослые и детские самодеятельные коллективы, в которых, возможно, примут участие учащиеся данного класса и их родители.
Песни твоей бабушки
Работая с детьми над страницами «Песни твоей бабушки», необходимо рассказать и о танцевальной музыке того времени, сравнить характер танцев танго, вальса, фокстрота, показать их движения, дать задание посмотреть телевизионную передачу соревнований танцевальных пар по фигурному катанию, попросить бабушку напеть мелодии этих танцев.
Домашнее задание. Попросите бабушку напеть песни, которые она пела в молодости или в детстве, когда она была по возрасту, как вы. Запишите слова понравившихся песен.
Ребусы... кроссворды...
Занимательная форма закрепления знаний не должна стать самоцелью. Это лишь одна из форм работы с детьми, направленная на ознакомление с музыкальной терминологией, понятиями, жанрами. Лучше, если эти страницы «оживут». Их можно «озвучить», и тогда музыкальные иллюстрации помогут запечатлеть в звуковой образной форме представления о музыкальной культуре.
Прослушивание музыкальных фрагментов желательно начать задолго до заполнения ребусов и кроссвордов. При этом осооое внимание уделить еще не пройденному музыкальному материалу и музыкальным терминам, с которыми дети не знакомились в классе. Так, в танцевальной сюите ребусе узнать характер вальса и польки не представляет сложности, а ритм мазурки менее знаком детям. Фокстрот и танго ребята могут совсем не знать. Но эти танцы были очень популярны во времена молодости их баоушек и дедушек.
Другие страницы
По желанию учитель может ввести страницы, которые помогают запоминать терминологию, фамилии композиторов, их произведения, музыкальные жанры. Важно найти интересную форму подачи материала, для того чтобы ребенок захотел запомнить этот материал.
Выполнение в дневнике заданий «Кто композитор?» и «Назови жанр» будет интересным лишь при предварительном знакомстве с творчеством композиторов и их музыкальными произведениями. Рассказывая детям о композиторе, обязательно нужно включить интересные события из его детства. Реоята будут непроизвольно проецировать качества личности будущего композитора на себя. Если это художественное произведение о композиторе, то можно его использовать на внеклассном чтении. Например, о Григе дети могут узнать из книги А. Мара «Кобольды живут в Норвегии». Читая коротенькие рассказы о Григе, дети узнают, почему композитор назвал свои дом «Тропль-хауге- ном» — «Холмом троллей». Тогда им не составит труда выполнить задание «Кто это?», предложенное в дневнике.
Послесловие
Количество страниц и тем в дневнике не ограничено. Однако очень важно превратить этот дневник в помощника и интерсного собеседника Можно отвести несколько стра ниц для самостоятельного заполнения впечатлений о музыкальных произведениях, для описания личных переживаний, для интересных историй о мире звуков и музыки Сильные впечатления, фантазии, неооычные истории, которых очень много о музыке, станут залогом стремления общения с музыкой.
Мне рассказали об одном уникальном случае. Однажды мальчик 11 лет, напевая мелодию популярной песни, включил радиоприемник. Когда появился звук, то оказалось, что по радио исполняется та же песня, с того же места и в той же тональности, что пел мальчик. Необъяснимое явление может показаться просто фантастикой Но в физике уже известно, что звуковые волны могут быть «прочитаны». Если у ребенка сохранились такие природные качества, как субсенсорность и голографичность, он может ощущать воздействие ультра- и инфразвуков.
Каждый педагог может внести что-то свое, личное, не повторимое в занятия по музыкальному и, шире, аудиаль- ному развитию детей, потому что самый мощный и серьезный учитель — это жизнь и самый главный в этой жизни сам человек, именно он творец своей жизни. И насколько полноценно, качественно он слышит самого себя, окружающих, весь мир, настолько его жизнь будет богаче, разнообразнее и успешнее.
Главная идея музыкального дневника и, шире, музыкального воспитания, которая является сверхзадачей педагога: если ребенок научится слушать и слышать мир, самого себя, тогда он будет способен понять и принять музыку. Музыка не цель, а средство воспитания.
Глава IV «МУЗЫКАЛЬНАЯ КОПИЛКА»
Имеется огромное количество музыковедческой литературы о композиторах, об их творчестве, о музыкальных произведениях и даже занимательной литературы в виде словарей, рассказов, историй. Но методического и практического материала, собранного конкретно для учителя начальных классов и учителя музыки, работающего с детьми младшего школьного возраста, к сожалению, нет.
Данный раздел пособия представляет собой своеобразную музыкальную копилку, в которой собран материал, необходимый при подготовке уроков музыки и внеклассных музыкальных мероприятий. Такую копилку обычно собирает сам педагог на протяжении всей своей профессиональной деятельности.
В параграфе «Рассказы о композиторах» дается материал для будущего учителя о детских годах, творчестве и музыкальных произведениях композиторов, которых достаточно подробно проходят в начальной школе. Материал дан в расширенном варианте и рассчитан на будущего педагога, но на его основе достаточно легко можно составить беседы для детей, поскольку в нем приводится много фактов и интересного материала. В конце каждой биографической справки дан перечень произведений, которые включены в программу уроков музыки в начальной школе и которые можно использовать во внеклассной работе по музыке.
В разделе «Музыкальная картина мира: тексты, материалы» предлагается перечень репродукций картин, стихотворений, рассказов, а также стихотворений и сказок автора пособия, которые можно использовать на комплексных музыкальных занятиях. Ряд упражнений, заданий, методов и приемов являются частью данного раздела. В этой части раздела представлены беседы о музыке, о музыкальных явлениях, о средствах музыкальной выразительности, даются
методические рекомендации по организации работы с детьми, с учетом их возрастных особенностей.
В разделе «Музыкальный глоссарий» даны основные термины и понятия, которые будущий педагог должен знать и использовать их на уроках и внеклассных музыкальных занятиях.
Рассказы о композиторах