Музыкальный дневник как способ музыкальной рефлексии
Музыкальная рефлексия
Природа наделила нас таким даром, как разум, точнее, потенциальными возможностями стать человеком разумным. При этом инструмент «думания» — мозг работает без перерыва, даже во сне.
Итак, наш мозг всегда работает, и какую бы пищу мы ему ни подбросили, он все «переваривает»: систематизирует, обобщает, отметает ненужное на основе уже имеющихся стереотипов, опыта, мыслительных стандартов и, естественно, делает ошибки, если социальные стереотипы противоречат прироле человека.
Рефлексия (от лат. — обращение назад) — процесс самопознания человека, способ разобраться в происходящих внутренних переживаниях, стремление к осмыслению происходящего. Ребенка захлестывает поток жизненных событий, и он не успевает осмыслить все происходящее с ним. Тем более один урок музыки в неделю в таком потоке информации становится лишь каплей, которую он может не заметить. Необходимы какие-то особые рычаги, позволяющие включить механизм рефлексии и в отношении звукового потока, и особенно музыкальной информации.
Одним из важных способов рефлексии может стать ведение музыкального дневника. Каждый человек когда-то в своей жизни пытался вести дневник. Это был и его друг, и его советчик, и его личный секретарь (в данном случае от слова «секрет»). Ребенок может записать в дневник самое сокровенное, поделиться с ним тем, что волнует, мучает, требует понимания и поддержки. В отличие от вербальной, звуковая информация — наиболее тонкая и трудноуловимая по смыслу, но мощно влияющая на психику и соматику человека.
Музыкальный дневник — это возможность для детей вербализовать, а значит, осмыслить любые воздействия. Многие великие люди записывали свои мысли, прежде чем приступить к написанию своих произведений. Маяковский, например, во время прогулок у моря использовал коробки от спичек, записывая поток мыслей в виде стихов. Макаренко ежедневно записывал все интересные, на его взгляд, события, которые легли потом в основу его педагогических трудов.
Мы знаем, какое значение имели дневники в жизни многих знаменитых людей (Толстого, Блока, Тургенева): в них запечатлены и сокровенные мысли, и знаменитые афоризмы, сохранившиеся в веках, и личные драмы, и черновики будущих знаменитых произведений. «Дневниковый период» переживают практически все люди. Работа с музыкальным дневником может серьезно подготовить детей к ведению личного дневника в подростковом возрасте.
Начиная вести музыкальный дневник, ребенок нуждается в помощи, чтобы осознать, что его записи будут интересны пусть не всему человечеству, но ему самому, когда он станет взрослым, его будущим детям. И не только интересны. Они могут помочь разобраться в его проблемах вспомнить и понять, что и почему его волновало в то или иное время. Дневник — это личный психотерапевт, преданный друг, «свободные уши». По этому поводу Май Вест сказал: «Ведите дневник, и однажды он поведет вас». Итак, музыкальный дневник поможет детям:
— переводить бессознательные и подсознательные процессы на уровень сознания;
— развивать и улучшать память, запоминать ту информацию, которая требует более долгого осмысления;
— учиться вести диалог;
— слушать и слышать свой внутренний мир;
— быть активным наедине с самим собой.
Учителю ведение детьми дневников позволит:
— увеличить общение с каждым ребенком (на уроке музыки ребенок успевает за всю четверть высказать свое мнение в течение 3-5 минут, дневник позволит увеличить это время до 3-5 часов);
— обратиться к ребенку по имени и с добрыми словами поддержки и одобрения при условии, если учитель тщательно обдумает свою запись в дневнике, сократит до минимума критику. (Например: «Алеша, мысли мне очень понравились. Попробуй подробнее рассказать об этом»);
— благодаря разнообразным заданиям сделать урок более насыщенным и интересным;
— активно включать не только аудиальную систему восприятия, но и визуальную и кинестетическую;
— увеличить значение уроков музыки благодаря совместным заданиям для родителей и детей. Нередко родители не интересуются «второстепенными» уроками. Дневник — солидный и убедительный способ заявить о важности урока музыки.
Итак, педагог готов вести с детьми музыкальный дневник, как это сделать? Самый оптимальный вариант — это взать готовый музыкальный дневник, который можно приобрести для каждого ребенка к программе, по которой дан ный класс работаем. Имеется лишь одна проблема — отсутствие таких дневников.
Второй вариант ведения дневников — взять за основу рекомендации по состаа.ению и наполнению дневника и самостоятельно совместно с детьми заполнять его. Недостаток заключается в том, что надо начинать дневник «с чистого листа», нет наглядных материалов, точных текстов, которые обычно присутствуют в оформленных дневниках. Положительная сторона — возможно, опираясь на идеи и методические рекомендации, предложенные педагогу, свободно варьировать, дополнять, сокращать и заменять материал. Гакой материал предложен ниже в данном пособии в виде содержания музыкального дневника «Мир звуков».
Третий вариант — самостоятельно продумать, что необходимо вносить в дневник, и завести с детьми тетрадь или альбом, это и интересно, потому что можно планировать все что педагог считает нужным, и сложно, на это планиро вание будет уходить много времени и сил.
Прежде чем начать заполнять музыкальный дневник, важно показать детям его значимость. Пусть они полистают дневник, если в нем уже есть задания, познакомятся с ним, найдут для себя нужный вариант оформления страницы, на которой должны быть указаны их имя и фамилия. Ребенок может поместить на титульном листе рисунок, в котором отразит свои увлечения, возможно, это будет вензель или тайный знак, возможно, это будет шутливое или серьезное стихотворение, а может быть, ребенок решит приклеить свою фотографию. Желательно, чтобы реоенок оформля.) эту страничку не по указанию педагога, а по желанию. Педагог лишь предлагает варианты и рассказывает о каждом.
Перед заполнением дневника можно рассказать историю жизни и гиоели Анны Франк во время Второй мировой войны. Эта история облетела весь мир. Анна была обычной девочкой, гибель ее, как и многих евреев во времена фашизма, была бы безвестной. Но благодаря тому что Анна вела личный дневник, все узнали о ее испытаниях и испытаниях ее родителей и близких, которые скрывались от преследования фашистов в маленьком уоежище, гце их приютили знакомые. Дневник придавал Анне Франк силы, чтобы выжить, выдержать тесноту, неудобства, закоытое пространство, страх и постоянное напряжение от того, что их убежище может быть оонаруженным.
В начале дневника Анна писала, что с друзьями она могла шутить, говорить о пустяках, дурачиться, но лишь дневник стал для нее настоящим другом: «Для того чтобы у меня была настоящая подруга, о которой я так давно мечтала, я не буду записывать в дневник разные факты, как делают все; я хочу, чтобы эта тетрадь сама стала моей подругой — и эту подругу я буду звать Китти!»[34].
Первая ее запись - это обращение к дневнику: «Надеюсь, я смогу тебе все доверить, как не доверяла еще никому, и надеюсь, что ты будешь для меня большой поддержкой». Дневник девочка получила в свой день рождения: «Утром я стала разворачивать свои подарки и прежде всего увидела тебя, наверняка один из самых лучших подарков»[35]. За время, пока Анна вела свой дневник, она не только изменилась внешне, но все заметнее становился ее иронический характер. Юмор спасал ее от постоянного чувства опасности, от страха быть арестованной.
Она начала вести свой дневник девочкой, полной смешных фантазий, почти не знающей жизни. За два года, проведенных в убежище, она повзрослела, и взросление — одна из главных тем дневника.
Анна Франк погибла в концлагере, но ее дневник сохранился и постоянно напоминает нам о том, что жестокость фашизма не должна повториться в истории человечества
Ниже предлагаются материалы музыкального дневника «Мир звуков», которые могут помочь научить ребенка описывать свой внутренний мир под воздействием музыки жизни и музыкального искусства.
Музыкальный дневник «Мир звуков»
Изданный музыкальный дневник для индивидуальной работы[36] направлен на предмузыкальное и, шире, аудиаль ное развитие детей, главная идея которого научит детей слушать, слышать и понимать прежде всего самого себя, затем окружающий мир, и лишь тогда ребенок будет готов полноценно воспринимать музыку.
Данный параграф пособия содержат определенную систему с конкретными заданиями, методами и приемами работы с детьми. В параграфе изложено содержание работы педагога по заполнению каждой страницы дневника «Мир звуков». На первый взгляд, в ней используется много «отвлекающего» материала. В действительности такой подход позволяет опосредованно проникнуть в сущность главного, опираясь лишь на собственные переживания в момент живого «вхождения» в то или иное звуковое или музыкальное событие, становясь непосредственным его участником.
Самостоятельное заполнение отдельных страниц дневника после рассказов, бесед, пояснений, творческих заданий, тренингов, проводимых педагогом, позволяет ребенку стать энергичным (т. е. обладающим энергией), активным, деятельным, потому что предлагаемый материал нацелен на активизацию познавательной деятельности, самовыражение ребенка и освобождение его от психологических проблем в процессе рефлексии. Как уже говорилось ранее, дневник помогает ребенку научиться слушать и слышать свой внутренний мир, самого себя.
Как содержание предлагаемого дневника соотносится с программой по музыке, которую дети должны освоить? Очень просто практически все задания вписываются как подготовительные к восприятию любого музыкального произведения. Развивая умение слушать, слышать и понимать самого себя, реоенок начинает дифференцировать весь звуковой поток. Каждая тема, которая выведена в заглавие, — это одна страница дневника, на заполнение которой может быть потрачено 4-5 минут.
Когда и в каком классе можно начинать ведение дневника? В тот момент, как только дети начнут писать отдельные фразы. Можно начать ведение дневника с третьей четверти. Но практика показала, что лучше начинать эту работу с начала года. Предложенный ниже вариант дневника рекомендуется начинать со второго класса.
Звуки вокруг нас
Первая страничка дневника «Звуки вокруг нас» самая интересная, потому что она может помочь детям по-новому начать слушать мир.
Умеем ли мы слушать? Слушать и слышать — это одно и то же? Можем ли мы одновременно слушать и понимать речь двух, трех человек? Чем отличается шум от звуков или музыки? На эти и многие другие вопросы можно предложить ответить ребятам. Чтобы определить объем звуковой информации детей, предложите им следующие задания.
Задание 1. Педагог произносит очень тихо любую фразу и одновременно шуршит бумагой, притопывает ногой, издает любые другие звуки. Он просит детей повторить то, что они услышали. Многие ограничатся лишь повторением фразы и не обратят внимание на сопутствующие шумы и звуки. После постоянных тренировок звуковой диапазон у детей увеличивается, они научаются дифференцировать шумы и звуки, определять их тембр. Развитое чувство диапазона и тембра будет выражено в умении детей характеризовать звуки 5-10 прилагательными, сначала из числа предложенных (см. «Музыкальную копилку»), затем само стоятельно Например, шуршание скомканной твердой бумаги — сухое, бойкое, живое, непокорное, настойчивое, задорное, крепкое, звучное, активное. Шуршание мягкой бумаги — легкое, приветливое, беззлобное, беззаботное, игривое, светлое, чистое.
Задание 2. Следующее задание — послушать с закрытыми глазами звуки в классе, в коридоре, на улице — позволит попеременно переключать внимание с ближнего расстояния на среднее, а затем на дальнее расстояние. Подобные игры желательно проводить неоднократно. Это увеличивает и дифференцирует зоны аудиального восприятия (ближняя, средняя, дальняя). Детям предлагается давать качественную характеристику звуков. При этом можно использовать сравнения: «Скрип дпери похож на хриплый голос старика», «Падение предмета подобно резкому выстрелу из ружья».
Для закрепления полученных навыков напряженного, целенаправленного слушания окружающего мира можно предложить ребятам послушать в записи различные шумы, звуки (например, скрип двери, шум поднимающегося лифта, скрип снега в морозную погоду во время ходьбы и in.). Такую работу можно провести в виде соревнования групп.
Домашние задания по заполнению страницы.
Задание 1 Расскажите (запишите) о шумах и звуках, услышанных утром или вечером. (Сначала дети приводят 4 примера. Необходимо предварительно напомнить зна комыс, привычные, но никогда не анализируемые детьми шумы и звуки: скрип кровати, шарканье тапочек, журчание воды из-под крана, стук кастрюль, крышек, тарелок, вилок, жужжание бритвы, покашливание и множество других. 1-сли к этому домашнему звуковому миру добавить шумы и ;вуки школьного коридора, улицы, то дети смогут перечне лить и эмоционально охарактеризовать десятки шумов и звуков.)
Задание 2. Нарисуйте предметы вашего дома, которые могут издавать звуки (не менее 4-5).
Задание 3. Какие по качеству звуки издают предметы (не менее 3—5 слов), например: касгрюля — кричащие, звон- кис, шумные, аппетитные; шум воды из-под коана — журчащие, капающие, приглушенные, льющиеся; кровать — скрипучие, сонные, тоскующие, плачущие («потому что кровати тяжело» — так пояснил выбранную характеристику один ребенок).
Задание 4 (домашнее задание через неделю). Когда ты останешься дома один, послушай в течение нескольких минут шумы и звуки в комнате, в коридоре, на улице. Мир наполнен звуками, и они живут самостоятельной жизнью Прислушайся к их настроению, характеру.
Страница «Звуки вокруг нас» может заполняться в течение трех недель: звуки утра - первая неделя, звуки дня — втирая неделя, звуки вечера — третья неделя. По мере накопления аудиального опыта детей усложняются задания.
Звуки Природы
В доступной форме можно познакомить детей с пифагорейским учением о мировой музыкальной гармонии. По Пифагору, мир подобен музыкальному инструменту, планеты — звучащим стрелам, которые издают звуки определенной высоты и силы в космическом пространстве Мы их не слышим, потому что они звучат на огромном расстоянии от нас. Но вообразить «стройный хор светил» (так говорил Пифагор) мы можем. Сейчас эти явления изучает наука радиоастрономия. Особые аппараты могут улавливать звуки и шумы, котопые несутся из глубины Солнечной системы и других галактик. Оказывается, космос наполнен «радиошепотом», «радиовздохами», «радиокриками». Возникающие могучие вихри и звуковые потоки оживляют безмолвный, таинственный мир.
Задание 1. Шум леса - это музыкальное произведение. Почему звуки природы успокаивают человека? (Предварительно можно сводить детей в парк или лесную зону, или послушать звуки природы в записи, затем рассказать, что многие великие люди — Чайковский, Рахманинов, Пушкин и др. — любили бывать на природе, и именно там к ним приходило успокоение и вдохновение.)
Задание 2. Какие шумы и звуки можно услышать в лесу? (Шелест листвы, шуршание травы под ногами, журчание ручейка, пение, карканье, чириканье, свист, шебет птиц, стре котание кузнечиков, жужжание шмеля, перестук дятлов.)
Задание ?. О чем рассказывают обитатели леса? (Целый день шепчутся соседки-березки; бурно обсуждают свои проблемы, перекликаясь, птицы; сонливо жужжат под палящим солнцем обиженные комары).
Задание 4. Природа миролюбива до тех пор, пока не произойдет катастрофа. Какими становятся звуки и шумы разбушевавшейся природы? (Грозными, разрушительными, мощными, опасными, зловещими.) С какой музыкой можно сравнить ураган в природе? (С героической, трагической. прекрасной, возвышенной.) Почему?
Дети записывают в дневнике звуки природы и их характеристику по качеству прилагательными.
Музыка цня
Заполнение этой страницы можно начать с беседы о том, что, когда баоушки учащихся были молодыми, они распевали песенку со словами «Бабушка, ты исполни желанье, заведи старый свой граммофон». Учитель выясняет у детей, кто знает, что такое граммофон и патефон? Чем отличается один от другого? Почему эти звуковоспроизводящие аппараты уже давно уступили место проигрывателям, магнитофонам (сначала катушечным, затем кассетным), телевизорам, музыкальным центрам? Какую аппаратуру в ближайшее время постигнет участь граммофона? Почему пластинки для современного слушателя нерациональны? Можно ли слушать музыку на дисках CD и DVD9
Задание 1. Назовите аудио-, видео-, телеаппаратуру, которую вы знаете. Назовите отличия каждой из них.
Задание 2. Предложите детям вместе с папами и дедушками «исследовать» музыкальную аппаратуру: определить название, марку, страну-изготовителя, назначение, элементарные функции и т.д.
Задание 3. Предложите детям сравнить музыку природы и музыку, которую издает музыкальная аппаратура. Сравните звуки по качеству (естественные, мягкие, полетные звуки бесконечного мира природы и организованный, ритмичный, имеющий начало, развитие, завершение, звуковой музыкальный фон, создаваемый музыкальной аппаратурой).
Можно послушать с детьми музыкальное произведение на каком-либо непривычном для них аппарате или послушать старую гибкую пластинку.
Дети заполняют страничку дневника: перечисляют или рисуют известную им звуковоспроизводящую аппаратуру.
Музыка в мультфильмах
Сюжеты современных детских мультфильмов, особенно зарубежных, напоминают взрослые фильмы ужасов, триллеры. вестерны. Это чрезвычайно опасно для здоровья детей. Примером может служить японский мультипликационный сериал «Карманные монстры», который демонстрировался с апреля по декабрь 1997 года на телеэкранах
Японии. Телесериал прекратили демонстрировать после трагических событий: более 200 детей были госпитализированы после показа одной из серий, в ходе которой под влиянием ярких, резких вспышек и мелькания красного и голубого цветов у детей начались групповые истерии, спазмы головного мозга. До этого после просмотра 30-минутных серий этого фильма у детей наблюдались понижение зрения, психические расстройства. Об этом писали все газеты и сообщали все средства массовой информации России и цругих стран.
Видеоряд телевизионных и компьютерных средств небезопасен для детей. Оказавшись в виртуальной действительности, ребенок, обладая голографическим сознанием, начинает верить увиденному и соучаствовать в событиях. Известен случай самоубийства мальчика после гибели его компьютерного друга.
Необходимо очень осторожно относиться к современным увлечениям детей. Но и лишить их этих развлечений невозможно. Следует помочь им управлять этим процессом. Безопасны для детей добрые, спокойные мультфильмы. Особенно благоприятны мелодии из этих фильмов.
Споры о том, мешает или помогает музыка восприятию фильма, ведутся до сих пор в среде профессионалов. Но музыка как звучала в мультфильмах, так и будет звучать до тех пор, пока они существуют. Любовь детей к музыке мультфильмов подтверждается тем, что самые популярные и узнаваемые песни у детей — это песни, впервые прозвучавшие в мультфильмах Вспомните с ребятами такие песни, поговорите о их месте в фильме, о характере, содержании (добрые, веселые, забавные, грустные, но всегда нестрашные), исполнителях и пропойте их вместе с ребятами.
Можно прочитать или пересказать ребятам фрагмент любой сказки, а затем этот же эпизод включить в записи и сравнить эмоциональное настроение литературного произведения и мультфильма, характеры героев.
Задание 1. Назови своего любимого героя мультфильма. Почему он тебе нравится? С помощью какой музыки ты бы характеризовал этого героя?
Задание 2. Перечисли знакомые песни из мультфильмов, вспомни, в каких мультфильмах они звучали?
Задание 3. Нарисуй серию рисунков на тему любимой песни в определенной последовательности, которая поможет понять сюжет песни. Дети рисуют в дневнике.
Может быть дано дополнительное задание: перечислить и записать названия песен из мультфильмов.
Звуки и цвета
Педагог предлагает детям рассказ о композиторах, которые имели цветной слух, слушает с ними небольшой фрагмент музыкального произведения Скрябина «Прометей» («Поэма огня»), предварительно прочитав им в сокращенном варианте легенду о Прометее. Пусть дети попытаются определить содержание эпизода, к какому относится музыка. В каком цвете им видится этот фрагмент?
Можно расширить работу по развитию синестетических ощущений — предложить ребятам увидеть в цвете любое стихотворение (см. «Музыкальная копилка»), или согласные звуки, или дни недели, или тембры инструментов, или эмоции. Никаких ограничений в такой работе быть не должно. Пусть дети видят цвет звука вне зависимости от авторитетов. Цель задания, как можно полнее ощутить любое явление и включить все или хотя бы две сенсорные системы: визуальную и аудиальную.
Чтобы на уроке ввести детей в творческое состояние, необходимо рассказать и выразительно прочитать следующие фразы А. Белого. В своей поэме о звуке «Глоссалолия» он сравнивает рождение слова, звука с бурей, рождение вибрации голоса — с космосом («Космос твердел, стал полостью рта»), мысли — с явлениями природы («опрокинут пейзаж наших мыслей»). Ему блестяще удалось в образах передать переход энергии (материи, движущейся со скоростью света) в материю (остановившуюся энергию). Не надо бояться, что дети не поймут содержание фрагмента поэмы. Они почувствуют всю глубину произведения, если педагогу удастся выразительно, вдохновенно, чуть-чуть загадочно прочитать их и прокомментировать.
Любопытно характеризует А. Белый звуки а, е, и. Предложите детям передать их с помощью жестов.
Звук а — белый, летящий открыто. Многообразие рук выражает его (дети медленно и плавно разводят руки, расставив пальцы каждый по-своему).
Звук е — желто-зеленый (скрестив руки, дети постепенно поднимают их вверх, оставив скрещенными до конца фразы). Е — наблюдение, наука. Здесь душа, рассуждая, колеблется в перекрещенности рук...
Звук и: синева, вышина, заостренность, восторги, восхищение, мистика... (руки в замедленном темпе расходятся, одна вверх вперед, другая вниз назад).
Этот фрагмент поэтичен, и повторить его надо с движениями несколько раз, пока дети не почувствуют его таинственную силу. Движения выполняются медленно, пластично, плавно, одно переходит в другое.
Это творческое действо может провести лишь тот педагог, который сам принял, понял, почувствовал поэтику А. Белого, а также уверен в том, что сможет донести ее до детей. Иначе эта работа не имеет смысла
Можно использовать более простое функциональное стихотворение А. Яфальян, которое написано специально для учебных целей:
А — звонкий, кричащий, открытый, ии О — крупный, широкий, большой. () У — длинный, зовущий нас в небо, 11 Е — легкий, капризный, простой. X Дети медленно переводят одно движение в другое. Сочетая звук, слог с пластическим движением рук, педагог помогает детям физически (эвритмически) почувствовать стихи.
Многие поэты вышли на эмоциональное осмысление звукового фона слова (Пушкин, Лермонтов, Вознесенский, Чуковский, Барто). И нередко их эмоциональное восприятие звуков совпадало с физиологическим. Фоносе- мантические эксперименты показали взаимосвязь гласных с цветовыми характеристиками: а — светло-желтый или белый; и — светло-синий; е — светлый, желто-зеленый;
у — темно-синий; о — красный; ы — тусклый, темно-коричневый или черный. Предложите детям представить свою цветовую палитру, «окрашивающую» звуки вокальных произведений.
Педагог приготавливает с детьми цветные ленточки, карточки или цветные воздушные шарики и предлагает им создать цветовую партитуру песни, музыкального фрагмента пьесы.
Например, работу по цветовой партитуре над песней можно провести следующим образом. Дети делятся на шесть групп, каждой группе присваивается согласный звук и вручаются воздушные шарики соответствующего цвета. Затем работа ведется в следующей последовательности:
— слушание песни в записи;
— во время слушания создание пластической партитуры с использованием движений (подробно в параграфе «Пластическое фантазирование»);
— исполнение песни всем классом, сопровождающееся пластическими движениями и поднятием шариков того или иного цвета, в зависимости от ударных гласных звуков.
С этой целью можно использовать русские народные песни, легкие популярные детские песенки. Создание партитуры фрагмента песни может быть произвольным в зависимости от эмоционального напряжения, характера музыки: чем легче и спокойнее музыка, тем светлее, прозрачнее цвет (голубой), чем напряженнее музыка, тем более насыщенный цвет (красный). Такое действо можно подготовить к итоговому занятию четверти или года. Это красочное и яркое событие запомнится детям надолго.
Страницу «Звуки и цвета» дети могут заполнять постепенно, накапливая музыкальный тембровый «багаж».
Влияние музыки на человека
Влияние музыки на умственную активность учащихся можно проследить при написании предложений на уроке русского языка.
Задание 1. Включите музыку Баха, предварительно подготовив детей к ее восприятию. В спокойной обстановке под звучание музыкального произведения в соответствии с характером музыки сообщите задание. Затем очень сильно убавляется громкость или выключается музыка совсем. Под диктовку ребята записывают незнакомый текст.
Задание 2. Перед записью второго предложения очень фомко включается музыка «тяжелого» рока так, как она звучит в концертных залах. Затем убавляется громкость так, чтобы было слышно голос, и диктуется предложение в характере музыки. Сравнивается количество ошибок и, самое главное, почерк в первом и во втором текстах. Цель этого задания — помочь детям увидеть зависимость работоспособности от условий и находить самостоятельно оптимальный вариант для создания положительного звукового фона дома. Опытно-экспериментальная работа показала прямую зависимость написания текста от характера звучащей музыки.
Это задание можно выполнять не в музыкальном дневнике, а на отдельном листочке, чтобы сохранить в дневнике только «добрые» странички.
Рождение музыкального инструмента
Человек пришел к созданию музыкальных инструментов, звуковых систем и аппаратов постепенно, Ребята могут сами пройти этот путь, проводя маленькие эксперименты. Пусть они попробуют заставить звучать все окружающие их предметы: линейки, карандаши, нитки разной толщины и качества, тонкие и толстые дощечки. Когда они убедятся, что все предметы могут вибрировать, а значит, издавать звук, расскажите им о том, что ухо человека может воспринимать не все звуки, а лишь звуки определенной высоты и частоты колебания. Частоту колебания и высоту звука можно продемонстрировать на струне любого струнного музыкального инструмента, то укорачивая, то удлиняя ее зажатием пальца, при этом ослабляя или усиливая в зависимости от силы удара по ней.
Учитель предлагает детям сначала представить и затем рассказать, как возникли музыкальные инструменты. После собственных поисков звучащих предметов вокруг и в природе дети легко расскажут о том, что человек в древности, ударяя по камням, дереву, стал прислушиваться к звуку. Ритмичные удары по звучащим предметам стали сопровождать ритуальные танцы. Издавая различные по характеру звуки, люди общались между собой на расстоянии (как сейчас мы пользуемся телефоном), сообщая новости, информируя об опасности. В Африке, например, сигнальный барабан сообщал во все концы о приближении «каравана белых людей». Звук рассыпался мелкой дробью, гулко ухал и замолкал.
Натянутая кожа убитого животного издавала такие сочные и яркие звуки, что человек создал различной величины барабаны. Мокрая кожа антилопы, змеи, козы, буйвола, кожа глотки акулы, ушей слона натягивалась на заготовленные формы. Ударяли по барабану колотушками из побегов пальмы.
Все духовые инструменты также родились благодаря природе. Камыши, слоновые бивни, семена деревьев, кора, раковины могут издавать звуки, если на них подуть или в них дуть особым способом. Все они были прародителями современных духовых инструментов, сделанных из дерева и пластмассы. Натянутая стрелой тетива звучала так красиво и нежно, что древний человек создал струнные инструменты.
После таких бесед детям предлагается создать ударные, струнные, духовые инструменты самостоятельно или с помощью родителей. Оркестр из созданных инструментов обязательно должен зазвучать, а «музыку» детям предложите сочинить самим. Мелодический рисунок может быть простым, естественным вне лада, в свободном ритме и простой форме. Средствами выразительности могут быть ускорения, замедления, усиления, затихания, тембры «инструментов», способы извлечения звуков, подобранные детьми в зависимости от образа. Процесс рождения музыкального произведения должен быть основан на прислушивании к звучанию, на поиске красок и образа. Пьесы могут называться: «Рождение ветра», «Ночные шорохи», «Лягушачий концерт перед дождем», «Волшебный лес» и др.
Помимо известных музыкальных инструментов и аппаратуры, можно предложить ребятам самим придумать звуковой прибор и дать ему название, Например, звучащая связка старых ключей может стать инструментом «ключео- ла», шумящие мелкие предметы в стакане — «шумофон», набор детских кирпичиков и палочек — «ритмикон». Красиво звучат названия «виолена», которое можно присвоить «струнному» инструменту, «гармониум» — инструменту, звучащему музыкально.
Следующие темы невозможно дать полноценно и качественно, если дети не прочувствуют особенности звучащей неорганизованной среды, которую они сами могут превратить в музыку. Знакомство с музыкальными инструментами без подобной работы будет формальным.
Задание: нарисовать в дневнике придуманные музыкальные инструменты и дать им название.
Подбери инструменты
Каждый инструмент - это особый мир. Например, орган сравнивают с огромным городом, в который можно войти. Настройщик, чтобы настроить орган, свободно передвигается внутри инструмента от одной трубы к другой. Познакомьте ребят со стихотворением О. Мандельштама «Мы сегодня увидали внутри рояля» и, если есть возможность, откройте крышку фортепиано и рассмотрите этот таинственный механический городок.
Композиторы, изображая в музыке какие-либо события или героев, придают Ьольшое значение музыкальным инструментам. Очень часто инструменты сравнивают с человеческим голосом. Например, нередко скрипку -- королеву оркестра — сравнивают с женским голосом, виолончель — с бархатным баритоном, фагот напоминает ворчание старика.
Чтобы дать выразительную характеристику человеку, его сравнивают с природными явлениями, животными. Говорят о человеке: могучий как дуб; быстрая как лань; хитрая как лисица; стройная как береза.
Вопрос детям: А может ли музыкальный инструмент передать характер человека?
Задание 1. Голоса природы, пение птиц, крики животных отличаются друг от друга красотой, выразительностью, яркостью, высотой, тембром. Какой из музыкальных фрагментов — где звучит флейта, труба или контрабас — точнее передает характер малоподвижного, грузного, но удивительно грациозного, несмотря на свои размеры, слона; подвижного, коварного, пугающего своим призывным, грозным воем волка; легкой, порхающей, издающей изящные трели на высоких нотах птицы? Детям предлагаются шаблоны, которые они перерисовывают в дневник: труба, флейта, контрабас.
Музыкальные фрагменты для слушания
1. С. Прокофьев. «Петя и волк», тема Птички (флейта).
2. Н. Римский-Корсаков. «Полет шмеля» (труба).
3. К. Сен-Санс. «Карнавал животных», пьеса «Слон» (контрабас).
Заоание 2. Ласковый голос мамы, укачивающего малыша (1); легкая, энергичная танцующая пара (2) ; разразившаяся гроза с дробью, потоком дождя (3) — все эти картины отличаются друг от друга. Послушайте три небольших отрывка и определите, какой из них передает характер описанных и нарисованных эпизодов, расположенных на доске под номерами. (Перед выполнением этого задания дети должны уже познакомиться с музыкальными фрагментами, определить солирующие инструменты в каждом из них, записать их названия в дневнике. Можно изобразить музыкальные инструменты наряду с записями. Напротив названия инструмента или рисунка музыкального инструмента после прослушивания каждого фрагмента указать номер одного из выбранных рисунков, которые вывешены на доске.)
Музыкальные фрагменты для слушания
Последовательность звучания выдерживается в том порядке, какой указан.
1. Р. Щедрин. Фрагмент из «Озорных частушек» или любая русская народная плясовая в исполнении народных инструментов — гармоники (2).
2. С. Прокофьев. «Петя и волк», тема выстрелов — барабаны (3).
3. П. Чайковский. «Мелодия» — скрипки (1).
Можно разобрать с детьми характер фрагментов, определить характер тембра инструментов, особенности звучания музыки и выслушать мнения нескольких ребят о причине подбора инструмента к той или иной картинке.
Песни в жизни человека
Одним из уникальных музыкальных инструментов, созданных самой природой, является голос человека. Неслучайно в народных песнях отражаются самые разнообразные оттенки настроений, чувств, мыслей человека, события его жизни. Но, к сожалению, дети зчают мало русских народных песен. Обычно они называют две-три песни, одна из которых «Во поле береза стояла» Пение народных песен в классе может приобщить не только к народной мудрости, но и стать элементом психотерапии. Такие песни, как «У меня ль во садочке», «Со вьюном я хожу», «В темном лесе», «Уж как по мосту, мосточку», «На зеленом лугу» и мн. др. не только легки для запоминания, но и несут положительный эмоциональный заряд. Народные песни можно разыгрывать по ролям, водить хороводы, Желательно такие занятия проводить в зале, где дети могли бы сесть полукругом, свободно двигаться, освобождаясь от мышечных зажимов, стеснения. Пение можно сопровождать игрой на музыкальных инструментах, которые ребята создали сами.
Детям дается задание на дом сочинить (можно с родителями) на определенную тему частушки. Предварительно нужно выбрать совместно с детьми несколько рифмующихся слов (см. «Вербальное фантазирование»).
Нередко педагог не предполагает, что дети любят и знают песни своих родителей. Ведение совместного песенника будет способствовать эмоциональному сближению детей, родителей, бабушек и дедушек, так как позволит им почув ствовать эмоциональную атмосферу, которая существовала в их семье 10, а может быть, 30-40 лет тому назад. Работу в этом направлении можно завершить посиделками, к которым ребята подготовят народные костюмы или их отдельные детали.
Записи в оневнике: тексты песен, которые пели бабушки или мамы в молодости, тексты народных песен, сочиненные частушки.
Изобрази звук
Заполнение этой страницы связано с графическим фантазированием. Если дети поняли, что рисунки не должны быть реалистичными, что линия, цвет могут быть желанными в одном случае и вызывать неприятие в другом, то выполнение задания изобразить звуки не составит для них труда.
Задание J. Учитель называет несколько слов, характеризующих воображаемую музыку (гордая, легкая, задумчивая), дети записывают эти слова в дневник и придумывают к ним линии. Детям предлагается изобразить звуки графически.
Предварительно можно провести с ними игру «Линия- волшебница», в которой дети узнают, что стр<