Виды музыкальной деятельности
Традиционно выделяют следующие виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкально- ритмические движения, игру на музыкально-шумовых инструментах, музыкальную грамоту.
В программе «Музыкальное искусство» (авторы В.О. Усачева и др.) вокально-хоровое исполнительство, игра на музыкальных инструментах, исполнение музыки в движении, слушание музыки определяются не как виды музыкальной деятельности, а как формы приобщения к музыке. Видами музыкальной деятельности авторы программы называют деятельность композитора, исполнителя, слушателя. Это правомерно для музыкальной культуры взрослой сформировавшейся личности.
Однако в условиях школы слушание, пение и др. выступают учебными музыкальными видами деятельности, как традиционно их называли H.JI. Тродзенская, О.А. Апраксина, JI.A. Безбородова, Ю.Б. Алиев. Подробно остановимся на каждом из них.
Пение
Голос — уникальный музыкальный инструмент, который дан человеку от природы, и умение им пользоваться — это значит овладеть способностью реализовать свой духовный потенциал. Пение, минуя разум, может сразу достичь глубин души. Пение может взволновать, опечалить, воодушевить и лишить силы. И гаестно, например, что в индийском песнопении имеются раги (песни), передаваемые по наследству, которые могут убить врага. А пение легендарного Орфея усмиряло любого, самого грозного хищного зверя и превращало его в послушного и безобидного.
Пение рассматривается прежде всего в начальных классах как хоровое, а не индивидуальное исполнение. Однако от того, насколько ребенок владеет своим голосом, зависит умение его петь в коллективе. Поэтому основные проблемы в пении рассматриваются через взаимодействие речевого и певческого голоса. Основой культуры пения являются вокально-хоровые навыки. К вокальным навыкам относятся дикция, звукообразование, дыхание; к хоровым навыкам относятся строй, ансамбль, двухголосие. Певческая установка является условием развития вокально-хоровых навыков, способствует активизации музыкальной деятельности детей.
Нередко учитель не придает особого значения певческой установке. Овладение вниманием детей и управление коллективом зависит от жестов учителя. Поэтому очень важно овладение свободным дирижированием, которое включает такие элементы, как тактирование, показ ауфтак- тов, «снятия», динамических оттенков и штрихов. При этом культура пения и речи учеников зависит от речевой и певческой культуры учителя.
Речь и пение учителя
Культура речи учителя играет большую роль в певческом воспитании школьников. Слово учителя, как в речи, так и в пении, должно быть ясным, отчетливым, вокально оформленным. Для этого необязательно иметь специальные вокальные навыки. Небольшой по объему и силе певческий голос может быть очень выразительным, разнообразным по окраске, точным по высоте. Так как профессия учителя требует большой голосовой нагрузки, то неумение пользоваться своим голосом обычно приводит к напряжению и утомлению голосового аппарата — появляется сипота, а затем и стойкая хрипота. Некоторые молодые учителя чрезмерно напрягают свой голос, желая доминировать над классом. Такое неэкономное использование силы голоса очень вредно не только для учителя, но также мешает развитию слухового восприятия детей, вызывает у них чрезмерное возбуждение и тормозит координацию слуха и голоса. Громкость голоса, хотя в этом не всегда есть необходимость, можно усилить не за счет интенсивности, напряжения голосового аппарата, а за счет умения правильно пользоваться резонаторами.
Появление сипоты в голосе может быть связано с неумением правильно дышать Очень вредна в разговоре и пении, например, придыхательная атака звука, которую рассмотрим ниже. Культура голоса зависит от владения вокально-хоровыми навыками. Вне зависимости от того, будет учитель начальных классов или нет вести уроки музыки, постановка голоса должна стать необходимым компонентом развития общей профессиональной подготовки педагога. Красота голоса — показатель здоровья и внутреннего состояния человека. Чистота интонирования свидетельствует о высокой культуре речи. Известно, что практически все актеры, обладая поставленным голосом, поют интона ционно чисто, потому что постановка речевого аппарата тесно связана с развитием музыкального слуха.
Развивая у детей вокально-хоровые навыки, педагог:
а) повышает речевую культуру детей;
б) улучшает красоту голоса;
в) активизирует деятельность детей и повышает их жиз ненный тонус;
г) увеличивает защитные свойства голоса от простудных заболеваний.
Забота о голосе ребенка — это забота о его ментальном, психическом и физическом здоровье.
Вокально-хоровые навыки
Правильное в вокальном отношении пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов Молодой учитель должен помнить, что необходимо:
1) исключить форсированное пение. Детскому голосу вообще противопоказано громкое пение. Некоторые дети, а подчас и учителя, ошибочно полагают, что чем громче они поют, тем лучше;
2) петь в удобном диапазоне, так как это помогает развитию голоса. Голос может утратить свою звонкость и силу, если петь слишком высоко или слишком низко. Человеческий голос очень нежный и тонкий инструмент, а детский голос особенно хрупок, потому что голосовые связки ре бенка находятся в постоянном развитии.
При работе над песней должны решаться две задачи: преодоление технических трудностей и раскрытие замысла исполняемого произведения. Учитель, добиваясь красивого звучания от детей, должен связать это с конкретным художественным образом песни. Только в этом случае техничес кая (вокально-хоровая) работа станет осмысленной, целенаправленной и интересной для детей.
Обучение хоровому пению включает овладение вокальными и хоровыми навыками, условием формирования которых является певческая установка, которая заключается в правильном положении корпуса, спины, головы. К вокальным навыкам относятся: дыхание, звукообразование и дикция. К хоровым навыкам нужно отнести: строй или чистоту интонирования, ансамбль, двухголосие.
Певческая установка. Действие всей звукообразующей системы подчиняется определенным закономерностям, о которых необходимо иметь представление, и на собственном опыте надо уметь «прочувствовать» певческий процесс. Главное условие пения — это внутренняя физическая свобода исполнителя, которая достигается естественной позой: прямой и свободный корпус, расправленные плечи, прямое положение головы, положение ног с опорой на пятки, спокойно лежащие на коленях руки. Мышцы лица, шеи, плеч — также в свободном состоянии. Положение стоя является наиболее благоприятным для пения. Однако во избежание физического переутомления дети поют сидя. Выученную песню при итоговом исполнении лучше исполнять стоя. При пении нельзя запрокидывать голову, гримасничать, вертеться, поскольку красивое пение требует красивой позиции и прислушивания к внутреннему состоянию. Все должно быть просто и естественно, свободно и непринужденно. Нужно добиваться, чтобы процесс пения был таким же естественным и органичным, как процесс речи.
Особое внимание в певческой установке необходимо уделять артикуляции. Одним из самых распространенных недостатков является зажатая челюсть. Рот следует открывать естественно, активно, так как зажатая челюсть, скованность губ и языка или, наоборот, их вялость и пассивность — все эти недостатки сказываются на качестве певческого звука.
Для освобождения нижней челюсти и правильного формирования звука рекомендуются упражнения на слоги «да», «ма», которые нужно петь легко и отрывисто, свободно опуская челюсть, касаясь подбородком поднятой руки. Вялость артикуляционного аппарата обычно является причиной плохой дикции. Если согласные не имеют необходимой ясности, четкости, то звук приобретает однообразный, безжизненный характер.
Для улучшения качества вокального звука имеет значение не только активность передней части артикуляционного аппарата, но и заднего его отдела — глотки, непосредственно связанной с гоотанью. Для активизации мягкого неба надо предложить детям петь на полузевке («удивиться»), Но активность не должна приводить к перенапряжению работу глотки, так как это может вызвать искажение гласных и чрезмерное их «затемнение».
Вокальные навыки
Дыхание. Почти все недостатки в пении связаны с неумением пользоваться певческим дыханием. Правильное певческое дыхание существенно влияет на чистоту и красоту звука, строй хора, качество хорового звучания, выразительность исполнения. В возрасте 6-7 лет певческое дыхание незначительно отличается от оьычного, жизненного дыхания. При пении дети довольно часто берут дыхание, поэтому мелодия рвется на короткие фразы. В отличие от жизненного при певческом дыхании выдох должен быть постепенным, плавным, «экономным».
Певческие атаки. Во время активного вдоха воздух под связками уплотняется и цавит на них, происходит процесс, при котором голосовые связки (складки), сопротивляясь давлению выдыхаемого воздуха, колеблются — смыкаются или размыкаются. При этом воздух то сгущается, то разрежается, образуя воздушные волны, которые и воспринимаются нашим слухом как звук. Момент образования звука называется атакой. Существуют три вида атаки: твердая, мягкая и придыхательная.
Твердая атака: связки смыкаются плотно, звук получается энергичным, твердым. Такой атакой часто пользоваться не рекомендуется, так как это может привести к перенапряжению голосовых связок. Применяется твердая атака чаще всего в маршах, бодрых, веселых песнях.
Мягкая атака: связки смыкаются менее плотно, звук получается мягкий, напевный. На начальном этапе обучения пению рекомендуется чаще применять мягкую атаку, как щадящую и сохраняющую голосовой аппарат в наиболее оптимальном режиме. Использовать в качестве средства музыкальной выразительности такую атаку целесоооразно в песнях напевного, певучего характера.
Придыхательная атака: связки смыкаются неплотно, при этом выдох начинается раньше, чем появляется звук. Такая атака считается неправильной, она нередко свидетельствует о болезни горла, возможных узелках на связках, общей вялости связок, слабых вдохе и выдохе. Однако как средство выразительности в отдельных случаях придыхательная атака может быть использована в песнях — обычно это русские народные песни — с различными восклицаниями-выдохами («ох», «ах», «ха-ха-ха»),
В практике хорового пения следует чередовать мягкую, щадящую атаку с твердой атакой, при которой появляется более устойчивая интонация. Но твердая атака не должна применяться во всех песнях, поскольку при ее постоянном использовании происходит активное смыкание связок, что может привести к перенапряжению голоса.
Ритм дыхания зависит от темпа и характера исполняемого произведения. Если темп медленный и характер плавный, дыхание берется в темпе произведения — медленно. В подвижных песнях вдох берется быстрый, активный.
Существуют различные типы певческого дыхания: ключичное (в акте дыхания участвуют плечи), грудное (участвуют мускулы верхней части грудной клетки), нижнереберное (расширяются нижние ребра), диафрагмальное или брюшное (опускается и расширяется диафрагма). Наиболее приемлемым и правильным считается нижнереберно-диафраг- мальный тип дыхания — это глубокое дыхание, при котором грудная клетка расширяется, а диафрагма опускается. Одна из проблем глубокого дыхания заключается в том, что под глубоким дыханием понимается объем дыхания: чем больше вдохнул, тем более глубокое дыхание. Это неверно. Объем дыхания должен быть минимальным, а его «размещение» в органах дыхания максимальным по всей площади: минимальный объем воздуха давит на стенки диафрагмы и нижних ребер. При этом выдох должен быть максимально продолжительным.
Один из неправильных типов дыхания — ключичный — часто встречается у младших школьников. При таком поверхностном дыхании плечи у ребенка при выдохе приподнимаются и зажимаются. В этом случае вдох — непродол жительный, звук — неровный, не певучий.
С первых уроков учитель должен постоянно работать над навыками бесшумного, ровного дыхания, у поющего ребенка не должны подниматься плечи, напрягаться корпус. Причиной напряженного, форсированного звучания голоса может стать «перебор» дыхания, кроме того, лишний воздух давит на связки, что влечет за собой неточную интонацию.
Важно, чтобы учитель сам дышал с классом, но не пел, а прислушивался к качеству пения детей.
Звукообоазование. Звукообразование или фонация (от гр. phone — звук) происходит в результате действия голосового аппарата. Голосовой аппарат состоит из трех отделов' органов дыхания, подающих воздух к голосовой щели; горта ни, где помещаются голосовые связки; артикуляционного аппарата с резонаторами, который служит для образования гласных и согласных звуков. Звук в момент своего появления очень слаб, и его усиление, а также тембровая окраска происходят во время попадания в пространства — полости, называемые резонаторами.
Верхний резонатор (его называют также головной) состоит из полости глотки, рта, носа. Нижний резонатор (грудной) включает полости бронхов и трахеи. В младшем возрасте у детей более развит и физиологически подготовлен для пения верхний регистр. Учителю начальных классов важно достигать звонкого, легкого, светлого звучания за счет головного резонирования. Такая звонкость, яркость звучания обоснована природными особенностями детского голоса, а не чрезмерным напряжением.
Воспитание детского голоса начинается с примарных звуков, т. е. со звуков, удобных для пения ребенка, находящихся в зоне голосового разговорного диапазона, свободно и естественно исполняемых учащимися. Примарные звуки находятся в середине певческого диапазона. Начиная развивать голос с удобных для пения звуков, мы постепенно расширяем диапазон учащихся вверх и вниз. При этом поющий ребенок переносит на соседние звуки незначительно видоизмененную мышечную установку, характерную для зоны примарного звучания. Наиболее удобными (примар- ными) являются звуки середины первой октавы — «ми-ля» первой октавы. Необходимо заметить, что пение в примар- ной зоне целесообразно в песнях. Однако в вокальных упражнениях, в попевках и при распевании целесообразно использовать работу в различных регистрах: высоком, среднем, низком, потому что дети способны воспроизводить очень высокие звуки, например крики ребенка подтверждают это, и достаточно низкие, когда они изображают голосом медведя или слона. Диапазон голоса в 1-м классе охватывает звуки «до» первой — «до» второй октавы, к 3-му классу он расширяется от «до» первой «си» малой октавы — «ми» второй октавы
При подборе упражнений и песенок для распевания рекомендуются такие мелодии, которые построены на нисхо дящем движении. Важным требованием певческого звукообразования является воспитание напевного протяжного звучания голоса. Нередко в начале обучения дети не поют, а просто декламируют текст песни. Учитель должен объяснить, что петь — значит тянуть звук, протяжно исполнять каждую гласную, как будто играешь на скрипке.
Для развития навыка певческого звукообразования очень важно научить детей различным способам звуковеде- ния: связно (легато), не связно (нон легато), отрывисто (стаккато).
Дикция. Дикция (от гр. dictio — произнесение) — это четкое произношение гласных и согласных в слове. Певческая дикция тесно связана с дыханием, звукообразованием, интонацией.
У начинающих петь часто встречается такой типичный недостаток в дикции, как невнятное произношение слов, чрезмерно вялая работа артикуляционного аппарата. Необходимо проводить специальную работу по его активизации. Умение открывать dot при пении, правильное положение губ, освобождение от зажатости, напряжения нижней челюсти, свободное расположение языка во рту — все это влияет на качество исполнения. При пении важны такие особенности произношения* как: а) напевность гласных; б) умение их округлять; в; стремление к чистоте звучания неударных гласных; г) быстрое и четкое произношение согласных.
В зависимости от причины недостатка дикции выбираются соответствующие упражнения. Главное правило для всех случаев — полное физическое освобождение артикуляционного аппарата от напряжения. Для расслабления ниж ней челюсти, как было сказано в разделе «Певческая установка», можно рекомендовать упражнения на слоги «ба». «ма», «да». При этом губные согласные «б» и «м» будут так же способствовать активности губ. Для этой же цели используются губные гласные «о» и «у». Эти же гласные в сочетании с согласными «ку», «гу» дают наиоолыпий эффект в освобождении от «белого», открытого плоского звучания. В работе над преодолением вялости и малоподвижности языка рекомендуются упражнения на слог «ля». При этом нужно обратить внимание на работу кончика языка, который активно ударяется о корни зубов, в твердое неоо. Сенсорные согласные «л, м, н, р» используются для достижения правильного посыла звуков в головной резонатор, а губная согласная «6» и зубная «д» помогаю! приблизить звук, сделать его ярким и звонким.
Необходимо помнить, что петь упражнения просто на слоги детям неинтересно. Музыкальный материал целесооо- разно подавать в игровои форме (изобразить гудок паровоза, поиграть язычком, как будто напевая веселую песенку, пока зать, как поет кукушка, чирикает воробей и т. д.).
В пении произношение согласных звуков часто совпадает с требованиями речевой орфоэпии, правилами литературного произношения слов. Например, согласная «ч» в отдельных словах произносится как «ш» (что — што, скучно — скушно); сочетание «сч» произносится как «щ» (счастье — щастье, счет — щет); «тс» — как «ц» (советский — совецкий); «тся» как «ца» (равняется — равняеца); оконча ние «его» как «ево» (твоего — тваево). В некоторых словах, как и в речи, выпадают отдельные буквы (солнце — сонце, поздний — позний).
В пении существует правило переноса согласных с конца на начало следующего слога (например, фразу «Антошка, Антошка, пойдем копать картошку» надо спеть так: «А-нто шка-а-нто-шка-по-йде-мко-па-тька-рто-шку»). «Й» относится к разряду согласных и исполняется по правилам произношения согласных Перенесение согласного звука с конца слога на начало следующего позволяет как можно дольше тянуть гласные. В йотированных гласных (я — йа, е — йо, е — йэ, ю — йу) «й» произносится как можно короче, а гласные тянутся предельно долго. Добиваясь протяжного исполнения гласных, учитель обращает внимание на короткое, четкое произношение согласных. Если гласные звуки являются основой, дающей протяжность, силу и окраску звука, то согласные можно определить как контур, который помогает осмысленному, выразительному исполнению текста песни, более полному выявлению содержания, художественного замысла произведения.
Благоприятны в вокальном отношении «звучащие» звонкие согласные «б, в, г, д». Тексты песен, содержащие большое количество таких согласных, являются в пении наиболее полезными и удобными для исполнения.
Очень важно соблюдать правильное соотношение ударных и безударных слогов в тексте песен. Типичной ошибкой в пении учащихся является резкое выделение безударных окончаний слогов. Необходимо их петь тише и мягче.
Хоровые навыки
Строй. Точное по высоте исполнение всех звуков в пении, чистое интонирование — важнейшее условие правильного хорового пения. Если дети поют фальшиво, нельзя говорить о выразительном, осмысленном исполнении песни. Точно воспринять высоту звука — значит услышать звук и зафиксировать его в памяти. Хороший строй зависит от того, в какой степени развит музыкальный слух у детей, от их внимания и овладения певческими навыками, от физического и эмоционального состояния. Рассмотрим отдельные методы, которые улучшают интонацию при пении:
• перед тем как воспроизвести звук, необходимо представить себе его будущее звучание, для чего учитель должен дать тон (первый звук мелодии или первую интонацию) голосом или на инструменте;
• важно наряду с пением всего класса использовать ин- дивидуачьный и групповой методы работы;
• целесообразно использовать пение с закрытым ртом, так как этот прием способствует заострению внимания на отдельных интонациях;
• при разучивании песни применять пение в среднем темпе и в средней динамике, т. е. в наиболее естественных и удобных для работы певческого аппарата условиях;
• пение мелодии от разных звуков (транспонирование) рекомендуется в том случае, когда интонирование усложняется из-за неудобной тесситуры (очень высоких или низких звуков);
• очень полезно пение без сопровождения, так как такой вид пения развивает и совершенствует слух, повышает внимание исполнителей к чистоте интонирования, развивает самостоятельность в пении, дисциплинирует поющих, повышает выразительность исполнения, способствует распространению пения в быту. При пении с инструментальным сопровождением внимание детей несколько рассеивается, однако развивается гармонический слух и повышается эмоциональный настрой
Ансамбль. Слово ансамбль (от гр. ensemble — вместе) означает слитность, согласованность всех компонентов, составляющих исполнение. Каждое слово, каждый звук песни должен исполняться всеми учащимися одновременно, с одной силой, в одном темпе и ритме.
В хоровом пении различаются ритмический, темповый, динамический, интонационный, мелодический и другие ансамбли. Достижению единого исполнения текста всеми учащимися помогает четкий, ясный дирижерский жест учителя. Типичную трудность ритмического ансамбля представляет, например, исполнение пунктирного ритма. Рекомендуется выделить эту ритмическую группу и прохлопать. Представляет трудность также затактовое начало, которое требует смягченного, но ясного исполнения звуков. Например, в начальной фразе французской народной песни «Пастушка» («Жила-была пастушка»), акцент должен быть сд ?- лан не на слабой затактовой доле, а на сильной — «жи-ла». Обычно дети, исполняя песню с энтузиазмом, «выталкивают», «садятся» на первый слог «жи-ла».
Соблюдение темпового и динамического ансамблей зависит от того, насколько внимательны учащиеся к руке педагога и насколько он умело и четко показывает жестом, например, тот или иной динамический оттенок. Чем больше или интенсивнее жест — тем громче исполнение. Характер дирижерского жеста должен соответствовать характеру исполняемого произведения, однако он всегда должен быть спокойным, уверенным, без лишних движений. Напевная песня требует плавного, мягкого жеста, и наоборот, маршевая песня требует крепкого, четкого, свободного движения руки. Дети должны понимать жесты: «внимание», «начало песни», «снятие».
Нередко при исполнении песни дети начинают петь не сначала, поэтому пропадает первый слог или слово, а также не допевается последний звук. Учителю необходимо обратить внимание детей на этот недостаток и несколько раз исполнить начало или конец песни правильно.
Чтобы выстроить, выровнять звучание хора, необходимо уметь учителю остановить пение на любом звуке, «потянуть» его — все это делать при помощи жеста, а не слова. Лицо учителя должно быть выразительным и соответствовать характеру исполняемого произведения. Нередко мимика может заменить разговор с детьми о песне, хотя одно другого не должно исключать.
Немаловажную роль играет умение видеть весь класс и следить за тем, чтобы задание исполняли все дети, слышать, как они поют, и вовремя исправлять ошибки. Ансамбль нарушается в том случае, если одни дети поют тише, чем другие, их артикуляция отличается интенсивностью, отсутствует единый эмоциональный настрой.
Двухголосие. Для песенных традиций русского народа характерно многоголосное пение, поэтому перед нами стоит задача сохранения и развития этих традиций. Программа на первом году обучения не предусматривает двухголосного пения, так как это наиболее сложный хоровой навык, который требует устойчивого крепкого пения в унисон (в один голос). Только на основе точного и устойчивого одноголосного пения можно развивать гармоническое пение.
Практика показывает, что к моменту перехода на двухголосие в общеобразовательной школе часто еще не достигнуто нужное качество унисона. В этом случае переходить на цухголосное пение нецелесообразно.
Условием успешного перехода к многоголосному пению является подготовительный период. Вначале идет слуховая подготовка, направленная на умение различать в песнях мелодию и сопровождение, затем находить в аккомпанементе тему и гармонию.
Подготавливает развитие гармонического слуха пение звукоряда, у которого часть ступеней исполняется про себя, часть озвучивается. Исполнение мелодий без сопровождения, слушание в записи двухголосного пения — все это способствует развитию гармонического слуха. Дети с удо- вольсвием исполняют упражнения и песенки с эхо, которые готовят детей к двухголосию. Например, исполняя песню Д.Б. Кабалевского «Носорог», дети учатся исполнять последнее слово каждой фразы все тише и тише, прислушиваясь к его звучанию («Носорог надел рога (f) — рога (mf) — рога (тр) — рога (р;»).
Интересными и доступными видами двухголосия являются мелодические и оитмические каноны, которые дают наиболее быстрые и ощутимые результаты в овладении навыком распределения внимания во время пения. Сначала рекомендуются каноны с короткой простой яркой мелодией. Помимо пения, ритмические каноны можно исполнять на простейших детских ударных музыкальных инструментах. Следующим этапом является включение эпизодического двухголосия, в котором важно умение выстраивать оба голоса по очереди и вместе.
Необходимо помнить, что двухголосие — сложный хоровой навык, поэтому работу следует начинать лишь в том случае, если у детей уже сформированы вокальные навыки, и проводить ее систематически, последовательно, с постепенным усложнением.
Рекомендации но работе над вокально-хоровыми навыками
Вокально-хоровые навыки формируются не отдельно каждый, а в комплексе, во взаимосвязи с другими, однако в 1—2-х классах акцент делается на вокальную работу. С этой целью в программе рекомендуются песни с простыми, легко запоминающимися мелодиями, легкими в интонационном отношении, небольшими по диапазону. В 3-4-х классах на первый план выступает работа над хоровыми навыками, которые формируются как во взаимосвязи, так и на основе вокальных.
Ошибочно наиболее трудным считают пение без сопровождения — а капелла. На самом деле целесообразно, необходимо и единственно интонационно верное и физиологически оправданное пение может быть без сопровождения. Желательно в первом классе в течение нескольких месяцев петь без сопровождения, как пели народные песни на протяжении многих веков.
Это связано с тем, что звучание музыкального инструмента кардинально отличается от звучания естественного певческого голоса. Сопровождение музыкального инструмента позволяет исполнять голосом лишь полутоны. Голос же интонационно богаче, он обладает способностью воспроизводить и четверть, и восьмую часть тона, поэтому ребенку достаточно трудно фиксировать полутоновое звучание. При этом полноценность и звучность голос приобретает лишь в процессе пения без какой-либо инструментальной поддержки.
Учитель должен очень бережно относиться к детскому голосу. Первое условие правильной работы — «не навредить». Нередко у учителя появляется желание разучить с детьми популярную песню, которую поют известные детские хоровые коллективы. Однако сложная мелодия, большой диапазон не соответствуют возможностям голоса младшего школьника.
При разучивании песни необходимо следить за тем, чтобы дети пели все гласные округло, в единой манере, ясно и четко, но мягко произносили согласные, особенно в конце фраз. Исполнение мелодического скачка снизу вверх требует особого внимания. В этом случае нижний звук необходимо исполнить тише и легче, а верхний как бы «положить» сверху вниз, «опереться» на него.
Нечисто интонируемый звук необходимо подержать, послушать, подстроить к голосу учителя или инструмента. Важно приучать детей слушать и слышать себя и своих товарищей, а также оценивать свое пение. Очень полезно: а) петь мелодии про себя с активным беззвучным произношением слов в ритме песни; б) петь через фразу: одну вслух, другую про себя; в) чередовать исполнение фраз по рядам (одну фразу поет первый ряд, другую — второй ряд, или одну фразу поют девочки, другую — мальчики) и т.д.
Разучивание песни обычно проводится по фразам, при этом каждый раз ставится перед исполнением определенная задача. Например, при первом исполнении ставится задача работы над дикцией, при повторном исполнении ведется работа над кантиленой, перед итоговым исполнением учитель добивается точного начала, акцентировки и окончания фразы. При итоговом исполнении всего куплета главной задачей становится эмоциональная передача музыкального образа в пении.
При разучивании нового куплета недопустимо прогова- ривание текста. Проговаривание слов без мелодии приводит к нечистому интонированию, так как тест песни и мелодия едины. Для лучшего запоминания можно записать
текст на доске или проговорить его беззвучно, хорошо артикулируя каждый слог.
Недопустимо бесцельное, скучное, однообразное, неэмоциональное пропевание мелодии. Учитель должен искренне любить песню, которую он разучивает с детьми, заражать своей любовью и заинтересованностью к ней Эф фективных результатов можно добиться в том случае, если разучивание будет сопровождаться повышенным положительным эмоциональным настроем поющих. Надо приучить детей к мысли, что хорошее исполнение песни требует большого труда, однако этот труд очень радостный. Только в этом случае состоится встреча с настоящим искусством и участие в его создании.
Песенный репертуар
Помимо имеющегося в программе репертуара песен ре комендуется использовать на уроках и во внеклассной работе песни, интересные по содержанию и в соответствии с тематикой дополнительно.
Предложенный репертуар учитывает возрастные особенности развития голоса детей. Однако песни, разученные в первом классе, можно повторить в последующих классах в зависимости от темы, которые дети проходят.
Песни имеют разнообразный характер, в репертуаре предложены веселые и бодрые, спокойные и плавные, маршевые и танцевальные песни.
Тематика песен учитывает интересы детей и воспитательные задачи. В репертуаре есть песни разных народов, песни о жизни и занятиях детей. Большое место уделяется теме дружбы и взаимопомощи, развитию патриотических чувств. Особый раздел занимают песни о природе, о птицах, животных, явлениях природы.
1-й класс
«Начинаем краковяк». Муз. Ю Чичкова, сл. В. Емельянова. «Возле дома огород». Муз. Е. ботярова, сл. О. Высоцкой. «Улетаем на луну». Муз. В. Витлина, сл. П. Кагановой. «К нам приходит Новый год». Муз. В. Герчик, сл. 3. Петровой.
«Слон и скрипочка». Муз. В. Кикгы, сл. В. Татаринова. «Ласточки». Муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель. «Мой конек». Чешская народная песня. «Братец Яков». Французская народная песня. «Про лягушку и комара». Муз. А. Филипенко, сл. Т. Волгиной. «Много песен мы споем». Венгерская народная песня.
2 класс
«Солнечный май» Муз. Г. Фрида, сл. Н. Найденовой. «По грибы». Муз. Т. Бражниковой, сл. В. Лившица. «Снежинки». Муз Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой. «Песенка-небылица». Муз. П. Чисталева, сл. О. Высотской. «Собираем виноград». Муз. М. Парцхаладзе, сл. В. Татаринова.
«Любопытный дрозд». Польская народная песня. «Соловей и лягушка». Немецкая народная песня. «Кукушка» Эстонская народная песня. «Три маленьких дружка». Французская народная песня.
3- й класс
«Родина моя». Муз. А. Абрамова, сл. И. Мазнина. «Давайте играть». Муз. Е. Туманян, сл. О.Высоцкой. «Лес поет». Муз. О. Фельцмана, сл Н. Найденовой. «Все дети на планете». Муз. Д. Львова-Компанейца, сл. С Богомазова.
«Просим, просим». Эстонская народная песня. «Жаворонок». Якутская народная песня. «Веснянка». Украинская народная песня «Выходили раз ребятушки». Русская народная песня. «Маленький охотник». Французская народная песня.
4- й класс
«Музыкант гурист» Муз. Ю. Чичкова, сл. И. Белякова. «Мир похож на цветной луг». Муз. В. Шаинского, сл. М Пляцковского.
«Солнечная капель». Муз. С. Соснина, сл. школьницы Ирины Вахрушевой.
«Давайте дружить». Муз. Е. Ботярова, сл. М. Пляцковского.
«Родина моя». Муз. Д. Тухманова, сл. Р. Рождественского. «Пропала собака». Муз. В Шаинского, сл. А. Ламм. «Физкульт-ура!». Муз Ю. Чичкова. сл. 3. Петровой. «Надо только захотеть». Муз. П. Аедоницкого, сл. 3. Петровой.
«Кукушка». Французская народная песня.
Слушание музыки
Слушание музыки в начальных классах будет полноценным, если в программе используются и классические произведения, и народная музыка, и музыкальные произведения современников. Наиболее интересен для младших школьников мир детства в произведениях композиторов- классиков и современников. Поэтому необходимо при выборе музыкального репертуара учитывать их возрастные особенности.
Слушание музыки является одним из важных, но и наиболее сложных видов музыкальной деятельности. Дети младшего школьного возраста еще не имеют большого багажа и навыков слушательской культуры, поэтому нередко серьезные классические произведения для них становятся «иностранным языком», который, может быть, и звучит красиво, но совеошенно не понятен им. Однако если учитывать возрастные особенности восприятия музыки и тягу детей к познанию нового, то классические произведения могут выполнять разнообразные функции: познавательную, эстетическую, нравственную, патриотическую, творческую, коммуникативную. Для этого необходимо учитывать следующие условия.
Детям младшего школьного возраста наиболее близка музыка с несложной, четкой ритмической основой, с яркими музыкальными интонациями, наличием контрастных частей и регистров, поскольку все это активизирует внимание детей. Но это не значит, что учитель должен выбирать легкие для восприятия музыкальные произведения. В результате накопления слухового опыта, знакомства с музыкально-выразительными средствами, закономерностями музыкального искусства и характерными чертами творчества
7. Зак. 887
композиторов формируется способность восприятия более сложной музыки.
Методика организации и проведения слушания музыки имеет свои особенности. В отличие от других видов музыкальной деятельности (исполнения песен, музыкальной грамоты, музыкально-ритмических движений), восприятие музыки требует не внешних проявлений, а внутренней сосредоточенности и внимания. В процессе подготовки и восприятия музыки выделяют 4 этапа.
1. Подготовка к восприятию музыки.
2. Непосредственно восприятие музыки.
3. Обсуждение прослушанного музыкального произведения.
4. Повторное прослушивание музыки.
Проведение каждого этапа имеет свои особенности.
Подготовка к восприятию музыки может быть проведена в виде рассказа, беседы, вступительного слова или может ограничиться одним вопросом. При этом надо отличать беседу перед прослушиванием музыки как этап слушания от беседы как формы внеклассной музыкальной работы, например, форма внеклассного мероприятия — беседа «Чьи песни ты поешь».
Вступительное слово, рассказ или беседа должны быть краткими, главная цель — подготовить учащихся к восприятию музыки, активизировать и направить внимание на содержание. Короткий рассказ — это сведения о композиторе, об исполнителях и музыкальных инструментах, о характере, настроении музыки. В беседе с учениками учитель выясняет, в каких жизненных обстоятельствах м<