Виды музыкальной деятельности

Традиционно выделяют следующие виды музыкаль­ной деятельности: пение, слушание музыки, музыкально- ритмические движения, игру на музыкально-шумовых ин­струментах, музыкальную грамоту.

В программе «Музыкальное искусство» (авторы В.О. Уса­чева и др.) вокально-хоровое исполнительство, игра на му­зыкальных инструментах, исполнение музыки в движении, слушание музыки определяются не как виды музыкальной деятельности, а как формы приобщения к музыке. Видами музыкальной деятельности авторы программы называют де­ятельность композитора, исполнителя, слушателя. Это пра­вомерно для музыкальной культуры взрослой сформировав­шейся личности.

Однако в условиях школы слушание, пение и др. высту­пают учебными музыкальными видами деятельности, как традиционно их называли H.JI. Тродзенская, О.А. Апракси­на, JI.A. Безбородова, Ю.Б. Алиев. Подробно остановимся на каждом из них.

Пение

Голос — уникальный музыкальный инструмент, кото­рый дан человеку от природы, и умение им пользоваться — это значит овладеть способностью реализовать свой духов­ный потенциал. Пение, минуя разум, может сразу достичь глубин души. Пение может взволновать, опечалить, вооду­шевить и лишить силы. И гаестно, например, что в индий­ском песнопении имеются раги (песни), передаваемые по наследству, которые могут убить врага. А пение легендарно­го Орфея усмиряло любого, самого грозного хищного зверя и превращало его в послушного и безобидного.

Пение рассматривается прежде всего в начальных клас­сах как хоровое, а не индивидуальное исполнение. Однако от того, насколько ребенок владеет своим голосом, зависит умение его петь в коллективе. Поэтому основные проблемы в пении рассматриваются через взаимодействие речевого и певческого голоса. Основой культуры пения являются во­кально-хоровые навыки. К вокальным навыкам относятся дикция, звукообразование, дыхание; к хоровым навыкам относятся строй, ансамбль, двухголосие. Певческая уста­новка является условием развития вокально-хоровых навы­ков, способствует активизации музыкальной деятельности детей.

Нередко учитель не придает особого значения певчес­кой установке. Овладение вниманием детей и управление коллективом зависит от жестов учителя. Поэтому очень важно овладение свободным дирижированием, которое включает такие элементы, как тактирование, показ ауфтак- тов, «снятия», динамических оттенков и штрихов. При этом культура пения и речи учеников зависит от речевой и пев­ческой культуры учителя.

Речь и пение учителя

Культура речи учителя играет большую роль в певчес­ком воспитании школьников. Слово учителя, как в речи, так и в пении, должно быть ясным, отчетливым, вокально оформленным. Для этого необязательно иметь специаль­ные вокальные навыки. Небольшой по объему и силе пев­ческий голос может быть очень выразительным, разнооб­разным по окраске, точным по высоте. Так как профессия учителя требует большой голосовой нагрузки, то неумение пользоваться своим голосом обычно приводит к напряже­нию и утомлению голосового аппарата — появляется сипо­та, а затем и стойкая хрипота. Некоторые молодые учителя чрезмерно напрягают свой голос, желая доминировать над классом. Такое неэкономное использование силы голоса очень вредно не только для учителя, но также мешает разви­тию слухового восприятия детей, вызывает у них чрезмерное возбуждение и тормозит координацию слуха и голоса. Гром­кость голоса, хотя в этом не всегда есть необходимость, мож­но усилить не за счет интенсивности, напряжения голосово­го аппарата, а за счет умения правильно пользоваться резо­наторами.

Появление сипоты в голосе может быть связано с не­умением правильно дышать Очень вредна в разговоре и пении, например, придыхательная атака звука, которую рассмотрим ниже. Культура голоса зависит от владения во­кально-хоровыми навыками. Вне зависимости от того, бу­дет учитель начальных классов или нет вести уроки музыки, постановка голоса должна стать необходимым компонен­том развития общей профессиональной подготовки педаго­га. Красота голоса — показатель здоровья и внутреннего состояния человека. Чистота интонирования свидетель­ствует о высокой культуре речи. Известно, что практически все актеры, обладая поставленным голосом, поют интона ционно чисто, потому что постановка речевого аппарата тесно связана с развитием музыкального слуха.

Развивая у детей вокально-хоровые навыки, педагог:

а) повышает речевую культуру детей;

б) улучшает красоту голоса;

в) активизирует деятельность детей и повышает их жиз ненный тонус;

г) увеличивает защитные свойства голоса от простудных заболеваний.

Забота о голосе ребенка — это забота о его ментальном, психическом и физическом здоровье.

Вокально-хоровые навыки

Правильное в вокальном отношении пение способству­ет развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляци­онного аппаратов Молодой учитель должен помнить, что необходимо:

1) исключить форсированное пение. Детскому голосу вообще противопоказано громкое пение. Некоторые дети, а подчас и учителя, ошибочно полагают, что чем громче они поют, тем лучше;

2) петь в удобном диапазоне, так как это помогает раз­витию голоса. Голос может утратить свою звонкость и силу, если петь слишком высоко или слишком низко. Человечес­кий голос очень нежный и тонкий инструмент, а детский голос особенно хрупок, потому что голосовые связки ре бенка находятся в постоянном развитии.

При работе над песней должны решаться две задачи: преодоление технических трудностей и раскрытие замысла исполняемого произведения. Учитель, добиваясь красивого звучания от детей, должен связать это с конкретным худо­жественным образом песни. Только в этом случае техничес кая (вокально-хоровая) работа станет осмысленной, целе­направленной и интересной для детей.

Обучение хоровому пению включает овладение вокаль­ными и хоровыми навыками, условием формирования ко­торых является певческая установка, которая заключается в правильном положении корпуса, спины, головы. К вокаль­ным навыкам относятся: дыхание, звукообразование и дик­ция. К хоровым навыкам нужно отнести: строй или чистоту интонирования, ансамбль, двухголосие.

Певческая установка. Действие всей звукообразующей системы подчиняется определенным закономерностям, о которых необходимо иметь представление, и на соб­ственном опыте надо уметь «прочувствовать» певческий процесс. Главное условие пения — это внутренняя физи­ческая свобода исполнителя, которая достигается есте­ственной позой: прямой и свободный корпус, расправлен­ные плечи, прямое положение головы, положение ног с опорой на пятки, спокойно лежащие на коленях руки. Мышцы лица, шеи, плеч — также в свободном состоянии. Положение стоя является наиболее благоприятным для пения. Однако во избежание физического переутомления дети поют сидя. Выученную песню при итоговом исполне­нии лучше исполнять стоя. При пении нельзя запрокиды­вать голову, гримасничать, вертеться, поскольку красивое пение требует красивой позиции и прислушивания к внут­реннему состоянию. Все должно быть просто и естествен­но, свободно и непринужденно. Нужно добиваться, чтобы процесс пения был таким же естественным и органичным, как процесс речи.

Особое внимание в певческой установке необходимо уделять артикуляции. Одним из самых распространенных недостатков является зажатая челюсть. Рот следует откры­вать естественно, активно, так как зажатая челюсть, ско­ванность губ и языка или, наоборот, их вялость и пассив­ность — все эти недостатки сказываются на качестве пев­ческого звука.

Для освобождения нижней челюсти и правильного фор­мирования звука рекомендуются упражнения на слоги «да», «ма», которые нужно петь легко и отрывисто, свободно опуская челюсть, касаясь подбородком поднятой руки. Вя­лость артикуляционного аппарата обычно является причи­ной плохой дикции. Если согласные не имеют необходимой ясности, четкости, то звук приобретает однообразный, без­жизненный характер.

Для улучшения качества вокального звука имеет значе­ние не только активность передней части артикуляционно­го аппарата, но и заднего его отдела — глотки, непосред­ственно связанной с гоотанью. Для активизации мягкого неба надо предложить детям петь на полузевке («удивить­ся»), Но активность не должна приводить к перенапряже­нию работу глотки, так как это может вызвать искажение гласных и чрезмерное их «затемнение».

Вокальные навыки

Дыхание. Почти все недостатки в пении связаны с не­умением пользоваться певческим дыханием. Правильное певческое дыхание существенно влияет на чистоту и красо­ту звука, строй хора, качество хорового звучания, вырази­тельность исполнения. В возрасте 6-7 лет певческое дыха­ние незначительно отличается от оьычного, жизненного дыхания. При пении дети довольно часто берут дыхание, поэтому мелодия рвется на короткие фразы. В отличие от жизненного при певческом дыхании выдох должен быть постепенным, плавным, «экономным».

Певческие атаки. Во время активного вдоха воздух под связками уплотняется и цавит на них, происходит процесс, при котором голосовые связки (складки), сопротивляясь давлению выдыхаемого воздуха, колеблются — смыкаются или размыкаются. При этом воздух то сгущается, то разре­жается, образуя воздушные волны, которые и воспринима­ются нашим слухом как звук. Момент образования звука называется атакой. Существуют три вида атаки: твердая, мягкая и придыхательная.

Твердая атака: связки смыкаются плотно, звук получа­ется энергичным, твердым. Такой атакой часто пользовать­ся не рекомендуется, так как это может привести к перенап­ряжению голосовых связок. Применяется твердая атака чаще всего в маршах, бодрых, веселых песнях.

Мягкая атака: связки смыкаются менее плотно, звук получается мягкий, напевный. На начальном этапе обуче­ния пению рекомендуется чаще применять мягкую атаку, как щадящую и сохраняющую голосовой аппарат в наибо­лее оптимальном режиме. Использовать в качестве средства музыкальной выразительности такую атаку целесоооразно в песнях напевного, певучего характера.

Придыхательная атака: связки смыкаются неплотно, при этом выдох начинается раньше, чем появляется звук. Такая атака считается неправильной, она нередко свиде­тельствует о болезни горла, возможных узелках на связках, общей вялости связок, слабых вдохе и выдохе. Однако как средство выразительности в отдельных случаях придыха­тельная атака может быть использована в песнях — обычно это русские народные песни — с различными восклицания­ми-выдохами («ох», «ах», «ха-ха-ха»),

В практике хорового пения следует чередовать мягкую, щадящую атаку с твердой атакой, при которой появляется более устойчивая интонация. Но твердая атака не должна применяться во всех песнях, поскольку при ее постоянном использовании происходит активное смыкание связок, что может привести к перенапряжению голоса.

Ритм дыхания зависит от темпа и характера исполняе­мого произведения. Если темп медленный и характер плав­ный, дыхание берется в темпе произведения — медленно. В подвижных песнях вдох берется быстрый, активный.

Существуют различные типы певческого дыхания: клю­чичное (в акте дыхания участвуют плечи), грудное (участву­ют мускулы верхней части грудной клетки), нижнереберное (расширяются нижние ребра), диафрагмальное или брюш­ное (опускается и расширяется диафрагма). Наиболее при­емлемым и правильным считается нижнереберно-диафраг- мальный тип дыхания — это глубокое дыхание, при кото­ром грудная клетка расширяется, а диафрагма опускается. Одна из проблем глубокого дыхания заключается в том, что под глубоким дыханием понимается объем дыхания: чем больше вдохнул, тем более глубокое дыхание. Это неверно. Объем дыхания должен быть минимальным, а его «разме­щение» в органах дыхания максимальным по всей площади: минимальный объем воздуха давит на стенки диафрагмы и нижних ребер. При этом выдох должен быть максимально продолжительным.

Один из неправильных типов дыхания — ключичный — часто встречается у младших школьников. При таком по­верхностном дыхании плечи у ребенка при выдохе припод­нимаются и зажимаются. В этом случае вдох — непродол жительный, звук — неровный, не певучий.

С первых уроков учитель должен постоянно работать над навыками бесшумного, ровного дыхания, у поющего ребен­ка не должны подниматься плечи, напрягаться корпус. При­чиной напряженного, форсированного звучания голоса мо­жет стать «перебор» дыхания, кроме того, лишний воздух да­вит на связки, что влечет за собой неточную интонацию.

Важно, чтобы учитель сам дышал с классом, но не пел, а прислушивался к качеству пения детей.

Звукообоазование. Звукообразование или фонация (от гр. phone — звук) происходит в результате действия голосо­вого аппарата. Голосовой аппарат состоит из трех отделов' органов дыхания, подающих воздух к голосовой щели; горта ни, где помещаются голосовые связки; артикуляционного аппарата с резонаторами, который служит для образования гласных и согласных звуков. Звук в момент своего появления очень слаб, и его усиление, а также тембровая окраска про­исходят во время попадания в пространства — полости, на­зываемые резонаторами.

Верхний резонатор (его называют также головной) со­стоит из полости глотки, рта, носа. Нижний резонатор (груд­ной) включает полости бронхов и трахеи. В младшем возра­сте у детей более развит и физиологически подготовлен для пения верхний регистр. Учителю начальных классов важно достигать звонкого, легкого, светлого звучания за счет го­ловного резонирования. Такая звонкость, яркость звучания обоснована природными особенностями детского голоса, а не чрезмерным напряжением.

Воспитание детского голоса начинается с примарных звуков, т. е. со звуков, удобных для пения ребенка, находя­щихся в зоне голосового разговорного диапазона, свободно и естественно исполняемых учащимися. Примарные звуки находятся в середине певческого диапазона. Начиная раз­вивать голос с удобных для пения звуков, мы постепенно расширяем диапазон учащихся вверх и вниз. При этом по­ющий ребенок переносит на соседние звуки незначительно видоизмененную мышечную установку, характерную для зоны примарного звучания. Наиболее удобными (примар- ными) являются звуки середины первой октавы — «ми-ля» первой октавы. Необходимо заметить, что пение в примар- ной зоне целесообразно в песнях. Однако в вокальных уп­ражнениях, в попевках и при распевании целесообразно использовать работу в различных регистрах: высоком, сред­нем, низком, потому что дети способны воспроизводить очень высокие звуки, например крики ребенка подтвержда­ют это, и достаточно низкие, когда они изображают голо­сом медведя или слона. Диапазон голоса в 1-м классе охва­тывает звуки «до» первой — «до» второй октавы, к 3-му классу он расширяется от «до» первой «си» малой октавы — «ми» второй октавы

При подборе упражнений и песенок для распевания ре­комендуются такие мелодии, которые построены на нисхо дящем движении. Важным требованием певческого звуко­образования является воспитание напевного протяжного звучания голоса. Нередко в начале обучения дети не поют, а просто декламируют текст песни. Учитель должен объяс­нить, что петь — значит тянуть звук, протяжно исполнять каждую гласную, как будто играешь на скрипке.

Для развития навыка певческого звукообразования очень важно научить детей различным способам звуковеде- ния: связно (легато), не связно (нон легато), отрывисто (стаккато).

Дикция. Дикция (от гр. dictio — произнесение) — это четкое произношение гласных и согласных в слове. Певчес­кая дикция тесно связана с дыханием, звукообразованием, интонацией.

У начинающих петь часто встречается такой типичный недостаток в дикции, как невнятное произношение слов, чрезмерно вялая работа артикуляционного аппарата. Необ­ходимо проводить специальную работу по его активизации. Умение открывать dot при пении, правильное положение губ, освобождение от зажатости, напряжения нижней че­люсти, свободное расположение языка во рту — все это вли­яет на качество исполнения. При пении важны такие осо­бенности произношения* как: а) напевность гласных; б) умение их округлять; в; стремление к чистоте звучания неударных гласных; г) быстрое и четкое произношение со­гласных.

В зависимости от причины недостатка дикции выбира­ются соответствующие упражнения. Главное правило для всех случаев — полное физическое освобождение артикуля­ционного аппарата от напряжения. Для расслабления ниж ней челюсти, как было сказано в разделе «Певческая уста­новка», можно рекомендовать упражнения на слоги «ба». «ма», «да». При этом губные согласные «б» и «м» будут так же способствовать активности губ. Для этой же цели ис­пользуются губные гласные «о» и «у». Эти же гласные в со­четании с согласными «ку», «гу» дают наиоолыпий эффект в освобождении от «белого», открытого плоского звучания. В работе над преодолением вялости и малоподвижности языка рекомендуются упражнения на слог «ля». При этом нужно обратить внимание на работу кончика языка, кото­рый активно ударяется о корни зубов, в твердое неоо. Сен­сорные согласные «л, м, н, р» используются для достижения правильного посыла звуков в головной резонатор, а губная согласная «6» и зубная «д» помогаю! приблизить звук, сде­лать его ярким и звонким.

Необходимо помнить, что петь упражнения просто на слоги детям неинтересно. Музыкальный материал целесооо- разно подавать в игровои форме (изобразить гудок паровоза, поиграть язычком, как будто напевая веселую песенку, пока зать, как поет кукушка, чирикает воробей и т. д.).

В пении произношение согласных звуков часто совпа­дает с требованиями речевой орфоэпии, правилами литера­турного произношения слов. Например, согласная «ч» в от­дельных словах произносится как «ш» (что — што, скуч­но — скушно); сочетание «сч» произносится как «щ» (счас­тье — щастье, счет — щет); «тс» — как «ц» (советский — совецкий); «тся» как «ца» (равняется — равняеца); оконча ние «его» как «ево» (твоего — тваево). В некоторых словах, как и в речи, выпадают отдельные буквы (солнце — сонце, поздний — позний).

В пении существует правило переноса согласных с кон­ца на начало следующего слога (например, фразу «Антош­ка, Антошка, пойдем копать картошку» надо спеть так: «А-нто шка-а-нто-шка-по-йде-мко-па-тька-рто-шку»). «Й» относится к разряду согласных и исполняется по пра­вилам произношения согласных Перенесение согласного звука с конца слога на начало следующего позволяет как можно дольше тянуть гласные. В йотированных гласных (я — йа, е — йо, е — йэ, ю — йу) «й» произносится как можно короче, а гласные тянутся предельно долго. Добива­ясь протяжного исполнения гласных, учитель обращает внимание на короткое, четкое произношение согласных. Если гласные звуки являются основой, дающей протяж­ность, силу и окраску звука, то согласные можно опреде­лить как контур, который помогает осмысленному, вырази­тельному исполнению текста песни, более полному выявле­нию содержания, художественного замысла произведения.

Благоприятны в вокальном отношении «звучащие» звонкие согласные «б, в, г, д». Тексты песен, содержащие большое количество таких согласных, являются в пении наиболее полезными и удобными для исполнения.

Очень важно соблюдать правильное соотношение удар­ных и безударных слогов в тексте песен. Типичной ошибкой в пении учащихся является резкое выделение безударных окончаний слогов. Необходимо их петь тише и мягче.

Хоровые навыки

Строй. Точное по высоте исполнение всех звуков в пе­нии, чистое интонирование — важнейшее условие пра­вильного хорового пения. Если дети поют фальшиво, нельзя говорить о выразительном, осмысленном исполне­нии песни. Точно воспринять высоту звука — значит услы­шать звук и зафиксировать его в памяти. Хороший строй зависит от того, в какой степени развит музыкальный слух у детей, от их внимания и овладения певческими навыка­ми, от физического и эмоционального состояния. Рас­смотрим отдельные методы, которые улучшают интона­цию при пении:

• перед тем как воспроизвести звук, необходимо пред­ставить себе его будущее звучание, для чего учитель должен дать тон (первый звук мелодии или первую интонацию) го­лосом или на инструменте;

• важно наряду с пением всего класса использовать ин- дивидуачьный и групповой методы работы;

• целесообразно использовать пение с закрытым ртом, так как этот прием способствует заострению внимания на отдельных интонациях;

• при разучивании песни применять пение в среднем темпе и в средней динамике, т. е. в наиболее естественных и удобных для работы певческого аппарата условиях;

• пение мелодии от разных звуков (транспонирование) рекомендуется в том случае, когда интонирование усложня­ется из-за неудобной тесситуры (очень высоких или низких звуков);

• очень полезно пение без сопровождения, так как та­кой вид пения развивает и совершенствует слух, повышает внимание исполнителей к чистоте интонирования, разви­вает самостоятельность в пении, дисциплинирует поющих, повышает выразительность исполнения, способствует рас­пространению пения в быту. При пении с инструменталь­ным сопровождением внимание детей несколько рассеива­ется, однако развивается гармонический слух и повышается эмоциональный настрой

Ансамбль. Слово ансамбль (от гр. ensemble — вместе) оз­начает слитность, согласованность всех компонентов, со­ставляющих исполнение. Каждое слово, каждый звук песни должен исполняться всеми учащимися одновременно, с од­ной силой, в одном темпе и ритме.

В хоровом пении различаются ритмический, темповый, динамический, интонационный, мелодический и другие ансамбли. Достижению единого исполнения текста всеми учащимися помогает четкий, ясный дирижерский жест учи­теля. Типичную трудность ритмического ансамбля пред­ставляет, например, исполнение пунктирного ритма. Реко­мендуется выделить эту ритмическую группу и прохлопать. Представляет трудность также затактовое начало, которое требует смягченного, но ясного исполнения звуков. Напри­мер, в начальной фразе французской народной песни «Пас­тушка» («Жила-была пастушка»), акцент должен быть сд ?- лан не на слабой затактовой доле, а на сильной — «жи-ла». Обычно дети, исполняя песню с энтузиазмом, «выталкива­ют», «садятся» на первый слог «жи-ла».

Соблюдение темпового и динамического ансамблей за­висит от того, насколько внимательны учащиеся к руке пе­дагога и насколько он умело и четко показывает жестом, например, тот или иной динамический оттенок. Чем боль­ше или интенсивнее жест — тем громче исполнение. Харак­тер дирижерского жеста должен соответствовать характеру исполняемого произведения, однако он всегда должен быть спокойным, уверенным, без лишних движений. Напевная песня требует плавного, мягкого жеста, и наоборот, марше­вая песня требует крепкого, четкого, свободного движения руки. Дети должны понимать жесты: «внимание», «начало песни», «снятие».

Нередко при исполнении песни дети начинают петь не сначала, поэтому пропадает первый слог или слово, а также не допевается последний звук. Учителю необходимо обра­тить внимание детей на этот недостаток и несколько раз исполнить начало или конец песни правильно.

Чтобы выстроить, выровнять звучание хора, необходи­мо уметь учителю остановить пение на любом звуке, «потя­нуть» его — все это делать при помощи жеста, а не слова. Лицо учителя должно быть выразительным и соответство­вать характеру исполняемого произведения. Нередко ми­мика может заменить разговор с детьми о песне, хотя одно другого не должно исключать.

Немаловажную роль играет умение видеть весь класс и следить за тем, чтобы задание исполняли все дети, слышать, как они поют, и вовремя исправлять ошибки. Ансамбль на­рушается в том случае, если одни дети поют тише, чем дру­гие, их артикуляция отличается интенсивностью, отсутству­ет единый эмоциональный настрой.

Двухголосие. Для песенных традиций русского народа характерно многоголосное пение, поэтому перед нами сто­ит задача сохранения и развития этих традиций. Программа на первом году обучения не предусматривает двухголосного пения, так как это наиболее сложный хоровой навык, кото­рый требует устойчивого крепкого пения в унисон (в один голос). Только на основе точного и устойчивого одноголос­ного пения можно развивать гармоническое пение.

Практика показывает, что к моменту перехода на двух­голосие в общеобразовательной школе часто еще не достиг­нуто нужное качество унисона. В этом случае переходить на цухголосное пение нецелесообразно.

Условием успешного перехода к многоголосному пению является подготовительный период. Вначале идет слуховая подготовка, направленная на умение различать в песнях мелодию и сопровождение, затем находить в аккомпане­менте тему и гармонию.

Подготавливает развитие гармонического слуха пение звукоряда, у которого часть ступеней исполняется про себя, часть озвучивается. Исполнение мелодий без сопровожде­ния, слушание в записи двухголосного пения — все это способствует развитию гармонического слуха. Дети с удо- вольсвием исполняют упражнения и песенки с эхо, кото­рые готовят детей к двухголосию. Например, исполняя пес­ню Д.Б. Кабалевского «Носорог», дети учатся исполнять последнее слово каждой фразы все тише и тише, прислуши­ваясь к его звучанию («Носорог надел рога (f) — рога (mf) — рога (тр) — рога (р;»).

Интересными и доступными видами двухголосия явля­ются мелодические и оитмические каноны, которые дают наиболее быстрые и ощутимые результаты в овладении на­выком распределения внимания во время пения. Сначала рекомендуются каноны с короткой простой яркой мелоди­ей. Помимо пения, ритмические каноны можно исполнять на простейших детских ударных музыкальных инструмен­тах. Следующим этапом является включение эпизодическо­го двухголосия, в котором важно умение выстраивать оба голоса по очереди и вместе.

Необходимо помнить, что двухголосие — сложный хо­ровой навык, поэтому работу следует начинать лишь в том случае, если у детей уже сформированы вокальные навыки, и проводить ее систематически, последовательно, с посте­пенным усложнением.

Рекомендации но работе над вокально-хоровыми навыками

Вокально-хоровые навыки формируются не отдельно каждый, а в комплексе, во взаимосвязи с другими, однако в 1—2-х классах акцент делается на вокальную работу. С этой целью в программе рекомендуются песни с простыми, лег­ко запоминающимися мелодиями, легкими в интонацион­ном отношении, небольшими по диапазону. В 3-4-х клас­сах на первый план выступает работа над хоровыми навы­ками, которые формируются как во взаимосвязи, так и на основе вокальных.

Ошибочно наиболее трудным считают пение без сопро­вождения — а капелла. На самом деле целесообразно, необ­ходимо и единственно интонационно верное и физиологи­чески оправданное пение может быть без сопровождения. Желательно в первом классе в течение нескольких месяцев петь без сопровождения, как пели народные песни на про­тяжении многих веков.

Это связано с тем, что звучание музыкального инстру­мента кардинально отличается от звучания естественного певческого голоса. Сопровождение музыкального инстру­мента позволяет исполнять голосом лишь полутоны. Голос же интонационно богаче, он обладает способностью вос­производить и четверть, и восьмую часть тона, поэтому ре­бенку достаточно трудно фиксировать полутоновое звуча­ние. При этом полноценность и звучность голос приобретает лишь в процессе пения без какой-либо инструментальной поддержки.

Учитель должен очень бережно относиться к детскому голосу. Первое условие правильной работы — «не навре­дить». Нередко у учителя появляется желание разучить с детьми популярную песню, которую поют известные детс­кие хоровые коллективы. Однако сложная мелодия, боль­шой диапазон не соответствуют возможностям голоса млад­шего школьника.

При разучивании песни необходимо следить за тем, что­бы дети пели все гласные округло, в единой манере, ясно и четко, но мягко произносили согласные, особенно в конце фраз. Исполнение мелодического скачка снизу вверх требу­ет особого внимания. В этом случае нижний звук необходи­мо исполнить тише и легче, а верхний как бы «положить» сверху вниз, «опереться» на него.

Нечисто интонируемый звук необходимо подержать, послушать, подстроить к голосу учителя или инструмента. Важно приучать детей слушать и слышать себя и своих то­варищей, а также оценивать свое пение. Очень полезно: а) петь мелодии про себя с активным беззвучным произно­шением слов в ритме песни; б) петь через фразу: одну вслух, другую про себя; в) чередовать исполнение фраз по рядам (одну фразу поет первый ряд, другую — второй ряд, или одну фразу поют девочки, другую — мальчики) и т.д.

Разучивание песни обычно проводится по фразам, при этом каждый раз ставится перед исполнением определен­ная задача. Например, при первом исполнении ставится за­дача работы над дикцией, при повторном исполнении ве­дется работа над кантиленой, перед итоговым исполнением учитель добивается точного начала, акцентировки и окон­чания фразы. При итоговом исполнении всего куплета глав­ной задачей становится эмоциональная передача музыкаль­ного образа в пении.

При разучивании нового куплета недопустимо прогова- ривание текста. Проговаривание слов без мелодии приво­дит к нечистому интонированию, так как тест песни и ме­лодия едины. Для лучшего запоминания можно записать

текст на доске или проговорить его беззвучно, хорошо арти­кулируя каждый слог.

Недопустимо бесцельное, скучное, однообразное, не­эмоциональное пропевание мелодии. Учитель должен ис­кренне любить песню, которую он разучивает с детьми, заражать своей любовью и заинтересованностью к ней Эф фективных результатов можно добиться в том случае, если разучивание будет сопровождаться повышенным положи­тельным эмоциональным настроем поющих. Надо приучить детей к мысли, что хорошее исполнение песни требует боль­шого труда, однако этот труд очень радостный. Только в этом случае состоится встреча с настоящим искусством и участие в его создании.

Песенный репертуар

Помимо имеющегося в программе репертуара песен ре комендуется использовать на уроках и во внеклассной ра­боте песни, интересные по содержанию и в соответствии с тематикой дополнительно.

Предложенный репертуар учитывает возрастные осо­бенности развития голоса детей. Однако песни, разученные в первом классе, можно повторить в последующих классах в зависимости от темы, которые дети проходят.

Песни имеют разнообразный характер, в репертуаре предложены веселые и бодрые, спокойные и плавные, мар­шевые и танцевальные песни.

Тематика песен учитывает интересы детей и воспита­тельные задачи. В репертуаре есть песни разных народов, песни о жизни и занятиях детей. Большое место уделяется теме дружбы и взаимопомощи, развитию патриотических чувств. Особый раздел занимают песни о природе, о пти­цах, животных, явлениях природы.

1-й класс

«Начинаем краковяк». Муз. Ю Чичкова, сл. В. Емельянова. «Возле дома огород». Муз. Е. ботярова, сл. О. Высоцкой. «Улетаем на луну». Муз. В. Витлина, сл. П. Кагановой. «К нам приходит Новый год». Муз. В. Герчик, сл. 3. Петровой.

«Слон и скрипочка». Муз. В. Кикгы, сл. В. Татаринова. «Ласточки». Муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель. «Мой конек». Чешская народная песня. «Братец Яков». Французская народная песня. «Про лягушку и комара». Муз. А. Филипенко, сл. Т. Волгиной. «Много песен мы споем». Венгерская народная песня.

2 класс

«Солнечный май» Муз. Г. Фрида, сл. Н. Найденовой. «По грибы». Муз. Т. Бражниковой, сл. В. Лившица. «Снежинки». Муз Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой. «Песенка-небылица». Муз. П. Чисталева, сл. О. Высотской. «Собираем виноград». Муз. М. Парцхаладзе, сл. В. Татари­нова.

«Любопытный дрозд». Польская народная песня. «Соловей и лягушка». Немецкая народная песня. «Кукушка» Эстонская народная песня. «Три маленьких дружка». Французская народная песня.

3- й класс

«Родина моя». Муз. А. Абрамова, сл. И. Мазнина. «Давайте играть». Муз. Е. Туманян, сл. О.Высоцкой. «Лес поет». Муз. О. Фельцмана, сл Н. Найденовой. «Все дети на планете». Муз. Д. Львова-Компанейца, сл. С Богомазова.

«Просим, просим». Эстонская народная песня. «Жаворонок». Якутская народная песня. «Веснянка». Украинская народная песня «Выходили раз ребятушки». Русская народная песня. «Маленький охотник». Французская народная песня.

4- й класс

«Музыкант гурист» Муз. Ю. Чичкова, сл. И. Белякова. «Мир похож на цветной луг». Муз. В. Шаинского, сл. М Пляцковского.

«Солнечная капель». Муз. С. Соснина, сл. школьницы Ири­ны Вахрушевой.

«Давайте дружить». Муз. Е. Ботярова, сл. М. Пляцковского.

«Родина моя». Муз. Д. Тухманова, сл. Р. Рождественского. «Пропала собака». Муз. В Шаинского, сл. А. Ламм. «Физкульт-ура!». Муз Ю. Чичкова. сл. 3. Петровой. «Надо только захотеть». Муз. П. Аедоницкого, сл. 3. Пет­ровой.

«Кукушка». Французская народная песня.

Слушание музыки

Слушание музыки в начальных классах будет полноцен­ным, если в программе используются и классические про­изведения, и народная музыка, и музыкальные произведе­ния современников. Наиболее интересен для младших школьников мир детства в произведениях композиторов- классиков и современников. Поэтому необходимо при вы­боре музыкального репертуара учитывать их возрастные особенности.

Слушание музыки является одним из важных, но и наи­более сложных видов музыкальной деятельности. Дети младшего школьного возраста еще не имеют большого ба­гажа и навыков слушательской культуры, поэтому нередко серьезные классические произведения для них становятся «иностранным языком», который, может быть, и звучит красиво, но совеошенно не понятен им. Однако если учи­тывать возрастные особенности восприятия музыки и тягу детей к познанию нового, то классические произведения могут выполнять разнообразные функции: познавательную, эстетическую, нравственную, патриотическую, творческую, коммуникативную. Для этого необходимо учитывать следу­ющие условия.

Детям младшего школьного возраста наиболее близка музыка с несложной, четкой ритмической основой, с ярки­ми музыкальными интонациями, наличием контрастных частей и регистров, поскольку все это активизирует внима­ние детей. Но это не значит, что учитель должен выбирать легкие для восприятия музыкальные произведения. В ре­зультате накопления слухового опыта, знакомства с музы­кально-выразительными средствами, закономерностями музыкального искусства и характерными чертами творчества

7. Зак. 887

композиторов формируется способность восприятия более сложной музыки.

Методика организации и проведения слушания музыки имеет свои особенности. В отличие от других видов музы­кальной деятельности (исполнения песен, музыкальной грамоты, музыкально-ритмических движений), восприятие музыки требует не внешних проявлений, а внутренней со­средоточенности и внимания. В процессе подготовки и вос­приятия музыки выделяют 4 этапа.

1. Подготовка к восприятию музыки.

2. Непосредственно восприятие музыки.

3. Обсуждение прослушанного музыкального произве­дения.

4. Повторное прослушивание музыки.

Проведение каждого этапа имеет свои особенности.

Подготовка к восприятию музыки может быть проведена в виде рассказа, беседы, вступительного слова или может ог­раничиться одним вопросом. При этом надо отличать бесе­ду перед прослушиванием музыки как этап слушания от бе­седы как формы внеклассной музыкальной работы, напри­мер, форма внеклассного мероприятия — беседа «Чьи пес­ни ты поешь».

Вступительное слово, рассказ или беседа должны быть краткими, главная цель — подготовить учащихся к восприя­тию музыки, активизировать и направить внимание на со­держание. Короткий рассказ — это сведения о композиторе, об исполнителях и музыкальных инструментах, о характере, настроении музыки. В беседе с учениками учитель выясня­ет, в каких жизненных обстоятельствах м<

Наши рекомендации