Виды музыкального фантазирования
В аудиальном развитии импровизация позволяет имитировать естественность и непредсказуемость самой жизни. Импровизация применяется в различных видах фантазирования: ритмическом, графическом, пластическом, вербальном, мелодическом.
Остановимся на основных условиях, которые важно учитывать в процессе проведения работы по фантазированию.
L Необходимо дать минимальный объем знаний, кратко и образно объяснить суть процесса фантазирования. Можно привести интересные примеры по возникновению этого музыкального явления (см. тексты бесед в гл. IV).
2. После объяснения сразу же перейти к выработке слухового навыка. Проводить такую работу необходимо в виде тренинга, закрепляя знания с помощью выполнения различных вариантов упражнений и от урока к уроку усложняя задания.
3. Навык появится лишь при условии многократного (не менее 10-20 раз) воспроизведения и закрепления в разных вариантах мелодического хода.
4. Постепенно, по мере закрепления навыка педагог передает право решения поставленной задачи (создать образ, передать настроение, сочинить мелодию на тему и т.д.) самим детям
5. Постепенно от строго регламентированного выполнения задания дети переходят к фантазированию
6 Заданный алгоритм выполняется как обязательный квадрат в джазе за которым следует импровизация. Алгоритм в данном случае — навык, например, пения по нотному стану-руке, а импровизация — это разнообразные варианты исполнения с привлечением мелодических, вербальных пластических, ритмических ассоциаций.
7. Допустимы самые невероятные версии, ассоциации, формы проявления фантазии детей.
8. Постепенно от групповых форм работы можно переходить к индивидуальным. Все предложенные детьми варианты принимаются учителем серьезно и отбираются уже самими детьми.
9. Главное требование к исполнению: исполнять красиво, выразительно, четко, мягко, т. е. музыкально.
10. Работа проводится постоянно, на любом уроке, по 3—5 минут. Навык отрабатывается на трех-пяти уроках Фантазирование ведется по различным направлениям, отдельно каждый вид фантазирования или одновременно несколько, в зависимости от поставленной задачи. В соответствии с целью можно дать различные названия этому этапу урока: минутки фантазирования, музыкальная разминка, мелодическая минутка или пластическая разминка.
Включение детей в различные виды фантазирования позволяет снять физическое напряжение, усталость, улучшить атмосферу в классе, активизировать умственную деятельность детей. Фантазирование можно использовать на любом уроке вместо физминуток, во внеклассной работе, на музыкальных занятиях, на уроках музыки.
Тембровое фантазирование
В живой природе практически нет одинаковых тембров голосов. Похожими тембры могут быть, но каждый голос уникален. Это можно продемонстрировать детям с помощью игры «Узнай голос».
«Узнай голос». Одному из учеников предлагается выйти к доске и отвернуться от класса. Учитель шепотом договаривается с детьми о теме разговора и предлагает двум из них громко, не называя своих имен, произнести три—четыре фразы на данную тему.
Говорить нужно естественно и непринужденно, как в жизни. Затем стоящий у доски ребенок поворачивается к классу и указывает на беседовавших. Ответы бывают практически безошибочными.
«Узнай, кто я». Дети все вместе произносят и запоминают слова: «Ты попробуй отгадай, кто позвал тебя, узнай!» или «Эй, Маша (называется имя ребенка), будь смелей, назови меня скорей!». Дети могут придумать подобные фразы сами. Затем дети по очереди произносят текст, а ребенок,
стоящий у доски с закрытыми глазами, должен определить, кто из детей произнес его.
Прежде чем познакомить детей с тембрами отдельных инструментов, с инструментами симфонического оркестра, а также с голосами мужскими (бас, баритон, тенор) и женскими (контральто, меццо-сопрано, сопрано), важно, чтобы они физиологически ощутили и эмоционально пережили огромное тембровое богатство голосов природы и речи человека. Однако почувствовать разнообразие звуковых красок — это всего лишь первый этап работы. Осознание тембрового разнообразия произойдет, когда дети научатся вер- бально выражать отношение к услышанному тембру.
прозрачный легкий холодный мягкий воздушный бледный сухой рассеянный скромный |
Нередко дети, да и сам учитель путают тембр и характер услышанного, т. е. его качество — окраску и выраженное эмоциональное состояние. Приведем пример: настроение может быть веселым, радостным, бодрым; тембр звука может быть искристым, шелестящим, теплым, матовым. Диапазон синестетических характеристик окраски музыки можно выстроить на контрастах: чем больше обертонов в звуке, голосе, тем звук становится более густым. Приведем примерную характеристику тембров по объему обертонов звука и степени нарастания насыщенности.
Характеристика тембра
густой
тяжелый
теплый
твердый
насыщенный
темный
влажный
сконцентрированный роскошный
Можно выделить тембровые характеристики качества основного звука и обертонов по яркости, светлости, резкости, холодности и т.д. Например, ажурный, бархатный, шелковый, вязкий, светлый, яркий, искристый, сонный,
хрустальный, серебристый, стеклянный, звонкий, резкий, зычный, сочный, матовый, блестящий, пастельный и др. Особое место среди тембровых характеристик занимают подражательные звуки: скрипучий, крякающий, свистящий, шелестящий.
После ознакомления детей с тембровым богатством окружающего мира и перечнем тембров (см. гл. IV) детям дается домашнее задание: определить тембры голосов папы, мамы, бабушки, дедушки, друзей, а также тембры звуков едущей машины, трамвая, боя часов, пения птиц, звона посуды.
Звукоподражание наиболее близко детям дошкольного возраста Однако оно важно для тюбого возраста. Если дети младшего школьного возраста не прошли этап вслушивания в звуковой мир и не осмыслили его, то вхождение в этот мир должно произойти, иначе звуковая депривация не позволит полноценно воспринимать музыку. Ребенок останется «глухим» к миру, людям, к себе, вне зависимости от наличия музыкального образования.
Именно со звукоподражания надо начинать тембровое фантазирование. Можно придумать музыкально-шумовые картинки на тюбые сюжеты.
• «Грозовой дождь» (начало дождя, гроза, гром шумящий лес, тревожные крики животных, завершение грозы).
• «Лесная симфония» (изображение звуков природы с сюжетной картинкой — ссора, нападение, «разговор» зверей; шумы, шорохи леса, звукоподражание животным, птицам, насекомым).
• «Конница» (цокот приближающихся и удаляющихся всадников с гиканьем, возгласами, напеванием).
• «Веселый концерт» (изображение игры на музыкальных инструментах с использованием простого мотива и ясного, определенного ритма, как в музыкальных произведениях).
Подробно остановимся на одной из музыкально-шумовых картинок, которые дети готовят на основе различных видов фантазирования.
«В детской библиотеке»
Сюжет. Изображается с помощью голоса и минимального количества выразительных жестов.
II Дети группами, в произвольном порядке и темпе (спокойно входят, быстро вбегают) поднимаются по лестнице в зал библиотеки.
2. Бросают на стойку книги, берут и листают их, переговариваются, шепчутся, легонько толкаются.
3. Успокаиваются, отворачиваются друг от друга, раскрывают книги и начинают читать, шевеля губами, переживая, вскрикивая, находясь под впечатлением от «содержания» книги.
4. Постепенно звуки сливаются в общий гул. Все увлечены своими историями. По движению руки учителя все прекращают чтение.
Репетиционный момент. Дети с помощью учителя придумывают звуки, шумы, шорохи, возгласы, позы, движения рук, головы, корпуса. Дети делятся на три группы, каждая из которых по мере необходимости может быть поделена еще на две группы.
Первый эпизод. Изображение голосом движения вверх по лестнице. Подбор звуков: ши-ши, топы-топы, тук-тук, шак-шак, скок-скок, уф-уф эх-х-х-х, про-пу сти-и, при- ве-е-ет и др.
Второй эпизод. У стойки: шуршание бумаги. Подбор звуков: тук-тук, шу-у-у-х-шу-у-у-х, ха-ха-ха, хи-хи-хи, ох-как- до-лл-го, ну-бы-стрей и др. Движения: дети прикладывают ладони к губам, шепчут на ухо соседу, музыкально ударяют ладонями по партам (звуки книг, брошенных на стойку).
Эмоциональное состояние — напряжение, эмоциональные всплески, старательное внимание, ожидание. Тембры голосов — приглушенные, матовые, мягкие, изредка яркие.
Третий эпизод. Подбор звуков: у-о-о-о. ах-ах, о-гог-го, эе-е-е-й, ох-ты, ни-че-во-о-о-се-бе, ай-яй-яй, да-а-а-а, сыы -тыы-раа-шии-но-о-о. Движения: дети хватаются за голову, делают испуганное лицо, отрываются от чтения, закрывают и открывают «книги», потирают лоб, прижимают ладони к груди.
Третий эпизод самый музыкальный. Он исполняется произвольно от шепота, постепенно переходящего в шум. Необходимо создать атмосферу напряженной тишины и постепенно переходить к кульминации, которая приходится на четвертый эпизод.
Эмоциональное состояние — полное внимание, заинтересованность детей, изменение настроения — испуг, радость, негодование, ожидание, изумление. Тембры голосов самые разнообразные, построенные на контрастах: от светлых до темных, от бледных до ярких, от легких до тяжелых и т.д
Четвертый эпизод. По движению руки учителя все сливается в один гул: у-у-у-у-у у-у-у {возгласы, шумы, слоги, звуки); ох-ах-эх-их-ух-ай-я-яй, у-ух... у-ух. .у-ух.. Все. Движения: пластическое изображение руками гласных звуков о-а-у-э-и.
Эмоциональное состояние — возбуждение, радость, беспечность. Тембры голосов яркие, звонкие, легкие, полетные.
От педагога требуется мастерство, чтобы избежать однообразия звуков, найти звукоподражательные приемы для изображения этого эпизода. Материалом для этого может стать огромное количество звуков природы, которым можно подражать, используя возможности своего голосового аппарата: применить гортанный звук, поиграть губами, языком, зажать крылья носа, петь на выдохе. Это поможет создать особые звуковые эффекты.
В четвертом эпизоде возможны реплики из известных сказок, стихотворений, интонируемые голосом.
Нарастающий гул сопровождается хаотичными, но пластичными движениями, хлопками, шуршанием. Звуки исполняются в соответствующих движениях: а — ии, о — ( ),
э - X, и — "] fv, у — 11 (подробнее см. «Вербальное фантазирование»), Тембры голосов серебристые, яркие, солнечные, легкие, бархатные.
При создании музыкальных картинок можно использовать шумовые инструменты, но желательно исполнять отдельные музыкальные картинки только голосом. Учитель
руководит коллективом, указывает переходы от фрагмента к фрагменту, показывает повышение и понижение голосов всего коллектива, помогает группам включаться в эпизоды, указывает хаотичность звучания, паузы, примерные штрихи и окончание фрагментов и всего «произведения».
Подобные сценки или «музыкальные произведения» дети могут исполнять на всех шумящих, звучащих предметах, которые учитель заранее приготовит, — металлических пинейках, связках ключей, стакане с камешками, напол ненных водой бутылках, кирпичиках, колокольчиках и др.
До начала работы над музыкальными картинками детям необходимо научиться свободно владеть диапазоном, тембрами, динамикой, темпом. С этой целью можно порекомендовать следующие упражнения.
• Массажировать лоб круговыми движениями четырех пальцев обеих рук в обе стороны от центра к вискам, напевая сочиненную детьми песенку про умный лоб и ловкие руки.
• Улыбнуться, нахмуриться, изумиться, опечалиться.
• Вытянуть губы трубочкой и коротко, как филин, «по- ухать»: у-у-у.
• Изобразить губами шум мотора (или изооразить езду на машине) Это упражнение благодаря вибрации губ сразу же улучшает дикцию.
• Разомкнуть губы, не размыкая зубов, посчитать шепотом до 10. Затем, разомкнув губы, повторить счет. Постепенно усиливая звук, достичь максимальной громкости на числе 10.
би |
бэ |
ба |
• Проговаривать гласные звуки в сочетании со звонкими согласными, изображая «разговор» животных- за-зе-зи- зо-зу; ба-бэ-би-бо-бу; да-дэ-ди-до-ду и др. Можно усложнить упражнение, постепенно повышая голос, затем понижая:
бу бу Оо бо
би
бэ
ба
t
Можно использовать все фонопедические упражнения, предлагаемые В. Емельяновым.
Тембровое богатство звукоподражания помогают ощутить наблюдения за животными и птицами: гулением голубей, чириканьем воробьев, криками чаек, уханьем филина, пением соловья, кваканьем лягушек, жужжанием шмелей, пищанием комаров. Перечень звуков бесконечен, образы звуков неповторимы, возможности голоса не ограничены. Дети могут понять это в том случае, если сами пройдут шумовую и звуковую «школу» природы.
Работа над голосом заключается в умении слушать себя. Учитель может редложить детям записать дома свой голос на магнитофон (если у них есть возможность). До начала работы над тембром и в конце учебного года учитель записывает в перемену голоса двух-трех детей. Дети услышат различия и заметят улучшения, если работа над тембром проводилась систематически. При этом тембр улучшается и в пении, и в речи.
Ритмическое фантазирование
Поскольку центр чувства ритма находится в левом, «логическом», полушарии, то, занимаясь ритмическим фантазированием, учитель развивает умственную активность детей. Но организовать активное ритмическое творчество можно лишь при условии развития определенных ритмических навыков, которые представляют собой необходимый набор основных ритмических фигур, закрепленных на мышечном уровне
Ощутить ритмичность окружающего мира ребенок способен лишь в процессе мышечного вчувствования, поэтому ритмическое фантазирование должно слиться с пластическим. Движения целесообразно сопровождать ритмами на шумовых музыкальных инструментах — бубне, барабане, маракасах и др. (подробнее об этом см. «Пластическое фантазирование»).
Сложность музыкального ритма в том, что связь «увидел — воспроизвел» представляет собой цепь знаний и умений, перешедших в навык. Ребенок должен знать названия нот, место их расположения, названия длительностей, их обозначения, уметь интонировать и воспроизводить названия нот и длительностей одновременно. В условиях общеобразовательной школы это возможно лишь при условии выбора самых оптимальных приемов и методов работы с детьми и определения необходимого минимального объема музыкальной грамоты.
Изучение длительностей и пение их на любые слоги лишает детей возможности обозначить длительность в виде знака и мышечно запомнить соотношение знака и его длительности. Наиболее оптимальной и удачной для «мышечного вчувствования» ритма является известная слоговая система обозначения длительностей.
т п j J
Ти-ри-ти-ри ти ти та та-а
Дети быстро соотносят образ длительностей и их слоговое соотношение. С первого раза им удается повторять их безошибочно, без напряжения. Но навык в комбинации длительностей появится у детей лишь после многократного повторения этих ритмических комбинаций.
Можно заготовить карточки с ритмическими фигурами и проводить на каждом уроке в течение минуты ритмическую разминку.
Чуть позже ввести пунктирный ритм — J. J4 тай ти.
Как только дети станут свободно ориентироваться в ритмических таблицах, можно переходить к оитмам фраз знакомых песен и песен, которые дети будут разучивать на уроке. Дети получают огромное удовольствие, когда узнают исполненный ритм в песне.
Лишь систематическая работа разовьет у детей навык свободной ориентации в ритмических фигурах, который предполагает моментальное и свободное воспроизведение увиденного. Только после этого возможно свооодное ритмическое фантазирование.
Ритмичность полностью зависит от темпа. Темп жизни, темп урока, темп музыки определяют жизненные функции
организма и душевное состояние человека. Во Вселенной у темпа нет предела. Но человек не способен бегать со скоростью света или передвигаться, как черепаха. У него есть свои, оптимальные, темпы жизни, которые зависят от деятельности. Ошибочно думать, что, если ребенок делает все быстро, это хорошо. Прежде всего надо учитывать его психологические особенности и содержание работы. В любой группе есть дети подвижные, есть медлительные, поэтому важно в совместной деятельности выбрать умеренный темп.
Развитие чувства темпа и ритма возможно в процессе проведения следующей работы с детьми. Сравните различные темпы с движением, настроением, образом:
ТЕМП СОСТОЯНИЕ Очень
медленный заторможенность Медленный покой
Умеренный движение
Быстрый активность Очень
быстрый суперактивность лень
размышление
радость
стремление
НАСТРОЕНИЕ ОБРАЗ |
болото тропинка солнце ветер вихрь |
страсть
К каждому темпу следует подобрать соответствующую музыку и пластические движения. Для медленного темпа нужно выбрать медленную колыбельную, для умеренного — любую жизнерадостную песню или небыстрый танец, для быстрого — зажигательный, энергичный танец, для очень быстрого — стремительную, яркую и громкую музыку. Очень медленный темп можно передать без помощи музыкального произведения. Можно взять несколько музыкальных и немузыкальных инструментов: треугольник, трещотку, любой шуршащий предмет — и вне ритма медленно издавать звуки и шумы. Постепенно нужно отказаться от музыки и исполнять движения, опираясь лишь на образ или настроение.
Движения могут быть разнообразными, например: очень медленный темп можно передать в движениях ленивого человека или в образе всепоглощающей трясины,
а также медленным движением с «опозданием». (Педагог показывает движение, дети его выполняют через 3—4 секунды.) Завершать такие этюды желательно в умеренном темпе. Можно закончить этюд и в быстром темпе в тех случаях, если дети данного класса пассивны и если последующая работа предполагает быстрый темп, например исполнение песни в быстром темпе.
После того как знания о ритме и темпе станут чувством ритма и чувством темпа, можно переходить к ритмическому фантазированию. Работу в этом направлении мы рекомендуем начать с фантазирования на тему собственного имени каждого ребенка. Имя, по П. Флоренскому, неуловимая инстанция, идея в нас, сторож родовых наследий[28]. Действительно, резонансная частота имени обволакивает человека, защищает его и лечит. Поэтому ребенку важно хорошо относиться к своему имени, а взрослые должны прививать бережное отношение в обращении друг с другом.
Сначала с детьми можно провести следующую беседу.
«В Африке детям давали не только обычное, но и рит мическое имя. Когда ребенок убегал далеко, чтобы позвать его домой, достаточно было исполнить его имя на барабане или любом звучащем предмете. Услышав свое ритмическое имя, ребенок быстро возвращался домой».
Предложите детям несколько заданий на ритмизацию их имен.
Задание 1. Детям предлагается всем вместе исполнить в различных ритмах свои имена.
а>4 J |J J J | J J J | J J >||
Свет-ла-на, E - ле - на, Ma -ри -на, На -та -ша, Се -ре-жа, И - ри -на.
64J JI J J Ы JII
Ю - pa, Ми - ша, Ко-ля, Ю - ля, Ma - ша, О -ля.
531 J J I J J | J J > И
Ba - ле - pa, Со-ня, Са-ша, Де-нис, Ев - ге-ний, Да-ша.
Задание 2. Детям предлагается придумать ритмические имена одному из ребят (по желанию). Все вместе обсуждают характер ребенка, но только его положительные стороны. Если ребенок агрессивный, то лучше сказать, что он активный, напористый, уверенный, настойчивый.
Затем дети по группам из 2—4 человек (рядом сидящие дети) придумызают ритм. Через минугу группы предлагают варианты ритмических имен ребенка. Ритм имени, признанный лучшим, исполняется всем классом выразительно и музыкально. Ритмический рисунок не должен быть длинным. Например:
11&Л Ч
ти ти-ри ти ти ти та
ти тай ти тай ти ти ти ти ти тай
Заоание 3. Сидящие за одной партой дети придумывают ритмические имена друг другу, исходя из характера каждого. Например, Маша — веселая, ее ритмическое имя будет динамичным:
ТЛЛ ш jffl IJ>I
ти-ри-ти-ри ти ти ти-ри-ти-ри та
Оля — спокойная, ей будет соответствовать следующее ритмическое имя:
!Ши J jij. I
та-а та та-а-а та та та та-а-а
Затем дети исполняют придуманные ритмы в парах, предлагая остальным определить, какой ритм кому принадлежит.
Можно подобрать ритм к фразам и стихам. Предварительно дети обговаривают характер, настроение, содержание, образы и их развитие, возможные остановки — паузы — я другие особенности стиха. Можно придумать ритмы, которые передают характер явлений природы (ветра, бури, дождя, грозы). Придумывая ритмы для животных, можно предварительно представить конкретную ситуацию, дав ей название, например «Заяц в огороде», «Лев в жаркий полдень», «Корова и теленок», «Собака на охоте». В данном случае можно использовать прием ритмического диалога. Например, корова щиплет траву и передвигается медленно: та та та-а та-а та-а, теленок прыгает вокруг: ти ти-ри ти ти-ри ти ти-ри та. При этом использование основных штрихов (legato, поп legato, staccato), динамических оттенков, определенного темпа позволит ожи вить ритмический язык ооразов.
Научившись свободно использовать динамические (временные) ритмы, дети смогут свободнее управлять ритмами собственной жизни, т. е. обретут такое важное качество человека разумного, как ритмичность. Ощущать воздействие ритмов окружающей среды — значит легко адаптироваться к ней.
На занятиях можно выявлять ритмы и темпы не только в музыке, но и в живописных полотнах, архитектуре, поэзии, художественной фотографии. Развивая у детей ритмическую наблюдательность, предложите им выявить ритмические структуры в окружающей жизни: конструкции зданий, аллеи деревьев, расходящиеся дорожки, расположение предметов в квартире, детали одежды и т.д. Это поможет им точно определить состояние среды, ее пассивность или активность, благоприятность или агрессивность. Дети смогут самопроизвольно защищаться от резкого, аритмичного, зажатого, а значит, необъективного человека, так как ритмичность «прочитывается» на бессознательном уровне.
1)>афическое фантазирование
Ребенок в младшем школьном возрасте не всегда может вербализовать свое отношение к услышанному. Часто дети
5. Зак. 887
так доверяют учителю, что его размышления о музыке принимают за «свое» мнение.
Бессознательные процессы, которые происходят под воздействием звуков, речи, не управляются человеком, но могут быть выражены графически. Понаблюдайте за собой, когда вы слушаете кого-либо по телефону или сидите на лекции. Нередко вы непроизвольно начинаете что-либо чертить, т. е. графически выражать накопившуюся энергию и неосознанное отношение к получаемой информации.
То же самое может происходить и под воздействием музыки. [рафическое выражение музыки может быть адекватным и неадекватным.
Адекватная реакция ребенка на музыкальное произведение заключается в изображении, которое соответствует характеру музыки. В этом случае поток звуковых импульсов увлекает его за собой, вызывая ассоциативные образы непосредственно под воздействием музыки.
Неадекватная реакция на музыку может быть выражена в выборе не соответствующих ее характеру линий, цвета (к веселой музыке подобран темно-коричневый или черный цвет), рисунок не связан по сюжету с музыкальными образами (под спокойную мелодию ребенок рисует дракона или костер).
Графическое фантазирование может состояться при условии использования методов артгерапии и особенно му- зыкотерапии, потому что творчество — это процесс выражения бессознательных импульсов.
Слушание музыки и ее свободное изображение не является самоцелью. Это средство, с помощью которого ребенок должен почувствовать прилив сил, энергии, ощутить удовольствие, активизировать умственную деятельность, выплеснуть накопившуюся энергию и решить мучившую его проблему.
Прежде всего необходимо определить круг музыкальных произведений, которые можно использовать с целью музы- котерапии. К ним можно отнести инструментальные пьесы спокойного характера, оптимистичные, мягкие по контрастам и эмоционально не перенасыщенные произведения.
Чрезмерно эмоциональная энергичная музыка может стать причиной перевозбуждения слабых, впечатлительных детей. Известен классический пример реакции маленького Эдварда Грига на музыку Бетховена. Он забивался в угол и просил прекратить ее исполнение, потому что она его путала.
Методы музыкотерапии применяются для снятия напряжения, для расслабления. Очень полезно с этой целью использовать записи шумов и звуков природы. Они являются самым благоприятным для релаксации (расслабления) средством.
Условия проведения графического фантазирования под музыку следующие:
• запись музыки должна быть качественной, без сопутствующих шумов, которые могут оказывать негативное влияние на детей;
• дети должны быть повернуты к источнику звука лицом и находиться от него на расстоянии не менее полутора метров. Лучше, если между детьми и звуком не будет препятствий в виде стола учителя, парт учеников, так как волна будет отражаться от заслоняющих детей предметов и воздействовать на них в искаженном виде;
• дети должны быть достаточно свободны и расслаблены, руки и ноги не перекрещены и не соединены. Естественная и спокойная поза, ненапряженные мышцы лица позволят детям прислушаться к себе;
• необходимо настроить детей на восприятие так, чтобы они освободились от всех мыслей и сосредоточились на себе (прислушались к внутреннему миру, подумали о себе);
• педагог должен избавиться от плохих мыслей, критики других и себя, бытовых проблем, иначе он может переложить свои проблемы на плечи детей и негативное состояние во время музыкотерапии усилится;
• произведение должно быть непродолжительным — 2-4 минуты, если дети должны будут рисовать по окончании музыки, и 7-10 минут, если они будут рисовать под нее;
• в музыкотерапии не следует переключать внимание детей на название, характер, средства музыкальной выразительности произведения. В данном случае центром внимания должен быть внутренний мир ребенка, а не музыка. Основная ошибка при использовании методов музыкотерапии в том, что педагог смещает внимание с состояния ребенка на характер музыки, как при художественном восприятии.
Рассмотрим несколько возможных вариантов заданий, которые может использовать учитель в зависимости от поставленных целей.
1. Свободное погружение в музыку и свободный поток графических образов, который позволяет определить степень зависимости реоенка от имеющихся психологических проблем и умение переключать самостоятельно (произвольно) свое внимание с внутренних процессов на внешние воздействия. В данном случае определенных заданий перед слушанием не ставится, идет только общая подготовка к восприятию. Дети готовят альбомные листы, фломастеры или карандаши (допустимо, а иногда и желательно использование простых карандашей или авторучки, если не ставится задача цветового тестирования), садятся свободно и под музыку прислушиваются к себе
Вариант 1. После прослушанного фрагмента дети рассказывают о том, что они чувствовали, как музыка действовала на их мысли, чувства, тело. Затем учитель предлагает детям нарисовать свои впечатления не об услышанном, а о своих чувствах, которые возникли в момент звучания музыки. Учитель включает музыку, дети рисуют. Затем дети рассказывают, почему их чувства получились в изображении такими. Рисунки не обсуждаются с позиции их художественной ценности и соответствия характеру музыки.
Содержанием предложенного варианта задания является рефлексия под музыку.
Вариант 2. Дети слушают музыку, затем без обсуждения и специальных указаний учителя в полной тишине начинают рисовать. Голос учителя должен быть мягким, слова — предельно лаконичными, чтобы не стать помехой в процессе графической передачи состояний детей. Если учитель предельно «уходит в тень» во время работы детей, вероятность точной передачи их внутреннего состояния увеличивается.
В данном случае основной способ музыкотерапии — это рефлексия в момент отстранения от музыки.
Вариант 3. Создается атмосфера погружения в себя, т. е. прислушивания к себе. Учитель включает музыку, дети через несколько секунд после включения музыки начинают рисовать, графически изображая свое состояние.
Это и есть собственно музыкотсрапия — полное погружение в музыкальный поток и автономия, отстранение от окружающих. В данном случае возможно перемещение детей по классу, для того чтобы каждый мог остаться наедине с собой. Поиски места для уединения (подоконник, место учителя, уголок, где можно присесть на корточки) должны быть бесшумными, движения легкими, незаметными: надо пройти к выбранному месту «как мышка».
После окончания музыки дети тихо садятся на свои места и начинают размышлять, используя ранее предложенный план, при этом важно не обсуждать художественное произведение, а сосредоточиться на собственных переживаниях. Как только дети начинают гочорить, автономия каждого кончается, все включаются в социальную ситуацию.
Если в классе есть дети, которые имеют мощный негативный фон (это можно определить по изображению), то желательно по окончании обсуждения поработать с ними. Необходимо с помощью всего класса вспомнить музыку, которая прозвучала, и создать ее обобщенный положительный образ. Ребенку с проблемным рисунком предложите описать визуальный образ, а затем предложите всем детям еще раз послушать этот фрагмент, представляя описанную картину. В результате музыка может повлиять на чувства, эмоциональное состояние этого ребенка.
2. Предлагаемые задания основаны на воспоминании закрепленного на мышечном уровне эмоционального опыта. У ребенка, пережившего какое-либо событие, остаются «эмоциональные следы» в виде мышечных реакций на подобные ситуации. Если в раннем детстве он услышал сдавленный голос мамы, когда он упал и больно ударился, то любой напряженный, испуганный голос может вызвать у него ощущения, эмоции, которые он испытал от боли и испуга при падении. Предложенные задания лучше проводить в группах из 10—15 человек в неформальной обстановке, в помещении с мягкими креслами или стульями, кото рые расположены по кругу. Подобную работу можно проводить в условиях обычной классной комнаты.
Каждому ребенку предлагается вспомнить два эпизода из его жизни, один из которых ему очень неприятен, другой вызывает добрые, приятные воспоминания. Это может быть неудачный ответ, когда все в классе смеялись, или ответ на очень сложный вопрос, на который не мог ответить никто Это может быть ссора с другом или похвала родителей. Тема может быть задана учителем, но выбор должен остаться за ребенком.
Сначала дети вспоминают плохой эпизод из своей жизни. Затем учитель включает функциональную музыку, дети подробно вспоминают эпизод, какие чувства они испытывали, и лишь затем начинают рисовать образ этого события и пережитых эмоций под грустную мелодию.
По завершении работы учитель сразу же предлагает детям вспомнить удачный эпизод из их жизни, включает более оптимистическую музыку.
Далее обсуждаются оба рисунка, начинать анализ следует с отрицательного эпизода. Музыка в данном случае усиливает воспоминание и дает возможность освободиться через рисунок от гнета пережитых неприятных событий и усилить приятные воспоминания
По окончании занятия дети разрывают листочки с рисунками плохих переживаний и торжественно, один за другим выбрасывают в корзину. Это ритуал прощания с плохими событиями Положительные же рисунки они могут подарить педагогу, отнести домой в личную папку рисунков или сделать выставку работ в классе. В этом случае дети могут оформить рисунки, подписав их и дав название, желательно в образной форме, например: «Воспоминание», «Радость», «Желание», «Вместе с другом», «Утренняя прогулка» и т.д.
3. Детям предлагается ряд заданий по соотнесению характера линий, цвета с музыкальными произведениями. Предварительно учитель рассказывает о цветомузыке, о системе Ньютона, в которой соотнесены различные цвета и звуки звукоряда. Дети подбирают разнообразные варианты линий, штрихов. Очень важно настроить детей на то, чтобы их выбор цвета был индивидуальным, не зависел от предложенных художниками, учеными систем взаимосвязи звука и цвета.
4. Возможно проведение минуток отдыха под музыку на любых уроках и даже на уроке музыки. Если дети утомлены или возбуждены, предложите им под спокойную, но ритмичную музыку рисовать орнаменты или ритмические композиции фигур, соответствующие характеру музыки. Такую работу можно проводить и по образцу, хотя желательно, чтобы дети сами выбрали орнамент или ряд ритмически расположенных фигур. Можно использовать цветные карандаши, чтобы рисунки были яркими.
Пластическое фантазирование
Чем меньше ребенок, тем естественнее, пластичнее его движения. Его умственная активность зависит от свободы тела: сообразительным ребенок становится в момент физической активности, свободы действий. Ребенок с комплексами неполноценности зажат, невыразителен, находится в напряжении, его умственная деятельность затруднена.
Расслабиться, получить удовольствие от ощущения свободы тела может помочь ребенку взрослый, но родители, педагоги имеют достаточно комплексов и мышечных зажимов. Ребенок же младшего школьного возраста непроизвольно, не осознавая повторяет, копирует их мышечные зажимы.
Если, например, напряжены и постоянно зажаты мышцы шеи отца — руководителя предприятия (а несгибаемый, озабоченный проблемами руководитель непроизвольно напрягает шею, которая с трудом поворачивается из стороны в сторону), то напрягаются мышцы шеи и спины у сына. В этом случае ребенок будет плохо интонировать, фальшиво петь.
Если инфантильная мама, неуверенная в себе, заискивающая перед людьми, непроизвольно зажимает мышцы и суставы ног, то у ее дочери плохо развиваются мышцы и становятся негибкими суставы ног. Голос у такого ребенка будет слабым, неуверенным
Строгая учительница любит читать нотации детям, указывать родителям на недостатки детей, при этом в момент разговора и даже мысленного диалога мышцы ее рук становятся напряженными. У такой учительницы дети в момент ссор между собой будут копировать ее напряженные, негибкие движения рук В данном случае пение у детей может быть зажатым и крикливым, тембр будет неприятным.
Непроизвольная реакция детей на случайные или постоянные жесты, мимику, движения взрослых приводит к появлению двигательных стереотипов, которые влияют на возникновение комплексов неполноценности. Именно работа по пластическому фантазированию восстанавливает природную, естественную гибкость, выразительность тела ребенка. Для этого нужна определенная система развития, которая должна непременно включать упражнения по пластическому самовыражению в процессе движения.
Пластическое фантазирование должно сопровождаться идеомоторной деятельностью. (Идеомоторный — от греч. idea — идея, образ, лат. motor — движение, действие.) Это позволит ослабить или снять комплексы у ребенка. Такую деятельность можно назвать идеомоторным самомассажем. Ребенку предлагается передавать в движении характер, например, птицы, которая свободно, радостно, вольно, сильно размахивает крыльями. Выполняя задание, ребенок мысленно «поглаживает», расслабляет свои внутренние органы, мышцы, суставы.