Возрастные особенности музыкального фантазирования детей
Развитие твооческой направленности у детей в процессе целенаправленной деятельности на музыкальных занятиях основано, прежде всего, на интересе. Можно выделить характерные возрастные особенности проявления творческих черт младших школьников, выраженных в направленности, с учетом природного и социального факторов развития ребенка. Итак, возрастные особенности проявления творческой направленности детей при поступлении в школу характеризуются:
а) сохранившейся природной активностью;
б) природно и социально обусловленной жаждой познания;
в) стремлением самостоятельно осваивать мир («я сам»),
г) потребностью самовыражаться в активной деятельности;
д) проявлением интереса к непознанному;
е) готовностью усваивать новые способы продуктивной деятельности;
ж) «подвижным» активным воображением;
з) способностью к фантазированию.
При этом фантазирование как проявление творческой направленности характеризуется у детей данной возрастной группы широтой интересов, но отсутствием глубины; интенсивностью, подвижностью творческой активности, но отсутствием устойчивости; действенностью творческих ак гов, которые не всегда завершаются результативностью и не всегда продуктивны. То есть детей нередко увлекает сам процесс, а не результат деятельности. При этом значимость творческой направленности нередко зависит лишь от установки взрослого, а не от внутренней мотивации ребенка.
Поскольку музыкальное фантазирование включает самые разнообразные виды деятельности, направленные на развитие вербальной, пластической, графической, ритмической, тембровой природно необходимой и социально обусловленной свободы самовыражения, то развитие творческой направленности как качества личности возможно осуществлять в рамках музыкальных занятий.
Какова же природа возникновения фантазирования, лежащего в основе творческой активности и проявляющегося в творческой направленности детей? У ребенка под воздействием среды возникает конфликт между избытком внешней информации и неумением эту информацию объяснить. Именно фантазия и воображение позволяют домыслить ребенку недостающие звенья. В дальнейшем развитое воображение может стать активным средством преобразования действительности.
Бытует мнение, что воображение детей богаче, чем у взрослых Однако JI.C. Выготский убедительно доказал, что воображение ребенка развивается по мере накопления эмпирического опыта. Учитывая положение JI.C. Выготс кого, все же необходимо частично согласиться с первой точкой зрения. Воображение у детей характеризуется большей подвижностью, парадоксальностью, мифологичностью, чем у взрослых, т. е. оно более динамично.
При этом нередко у детей отсутствует, в отличие от взрослых, социальная значимость воображаемого, но ярко выражено отношение к общечеловеческим ценностям («Добро», «Красота», «Истина»), которые они осваивают в сопоставлении с отрицательными образами, поступками, мыслями («добрый — злой», «красивый — некрасивый», «правда — неправда»).
К семилетнему возрасту творчество у детей переходит во внутренний план. Появляется способность подчинять свои творческие планы определенному замыслу. Творчество может ярко проявляться не только в сюжетно-ролевой игре, но и в продуктивной интересной деятельности.
Творческая активность детей проявляется сначала в непосредственном, затем косвенном подражании и характеризуется словом «Почему?». То есть творческий процесс ребенка на первом этапе фантазирования носит подражательный, наглядно-действенный характер и зависит от развивающей деятельности Создание условий для фантазирования обеспечит развитие воображения и творческой направленности личности. (Условие: пооражательность в фантазировании.)
Творческая направленность детей 7-9 лет характеризуется стремлением к обоснованию выбора и проявляется в виде установки и вопроса: «Почему именно так, а не иначе?» То есть выбор у ребенка играет большую роль, при этом можно отметить и легкость переключения ребенка с одного вида деятельности на другой. Таким образом, ребенок легко способен переключаться с одного вида фантазирования на другой, например, с вербального на ритмическое, с графического на пластическое. (Условие: переключаемость в фантазировании.)
Привлечение детей к образной фантазии, к произвольным воспоминаниям в образах позволяет им свободно выражать свои внутренние устремления. Это означает начало формирования внутренней самостоятельной жизни. (Условие: образность я фантазировании.)
Рассматривая творческую активность ребенка как его стремление к поддержанию жизненно важных связей с окружающим миром или его преобразованию под воздействием внешних и внутренних стимулов, проявление творческой активности часто соотносят с обычной игрой. Однако творческая активность есть форма самовыражения. (Условие: стремление к самовыражению в фантазировании.)
Творческая активность понимается как качество личности, которое включает осознание творческого освоения действительности, готовность и желание внести элемент нового в исполняемую работу, умение преодолевать трудности, стремление добиваться поставленной цели, осуществлять замысел. (Условие: внесение элемента нового, постановка цели и осуществление замысла в фантазировании.)
Причинами возникновения творческой активности являются возникающие противоречия: природные любопытство, пытливость ребенка; стремление, жажда познания. (Условие: нахожоение собственного способа решения противоречия и удовлетворения люоознательности, интереса в процессе фантазирования.)
Путь творческого становления личности описал К.Э. Циолковский: сначала человек открывает истину, известную многим, затем открывает истину, известную некоторым, и, наконец, открывает истину, которая неиз вестна никому. Если учитывать возрастные особенности детей, творческое отношение к жизни, а не научное творчество, степень творческой активности и способность к фантазированию, то идея К.Э. Циолковского может быть интерпретирована с педагогических позиций следующим образом.
Ребенок проходит три этапа развития творческой направленности.
На первом этапе ребенок, опираясь на эмпирический опыт, а также интуитивно следуя социальным законам и установкам педагога, знакомится со способами фантазиро вания (способ освоения поисково-подражательный).
На втором этапе он осваивает способы фантазирования в сотворчестве с окружающими и в процессе индивидуального самовыражения (способ освоения поисково-эвристический).
На третьем этапе он овладевает способами фантазирования, которые позволяют ему самостоятельно создавать воображаемую действительность (способ освоения поисково- креативный).
Препятствиями к фантазированию могут стать следующие причины. Творческая активность детей может подавляться окружающими, что приводит к появлению детей двух типов. Примером первого типа являются дети, склонные к самозапрету или условно «интерпретаторы». В музыке они могут точно интонировать, правильно выучивать и точно выполнять простые задания, но дух творчества у них чаще всего отсутствует. Им трудно сохранить творческую направленность в будущем, поскольку она у них заме нена на стандарты, шаблоны, привычные для взрослых клише.
Другой тип детей, условно «разрушители», на подавление извне реагируют отрицательной активностью. Тяга к исследованию побуждает их разрушать то, что малопонятно. В исполнении музыки они могут быть свободными, импульсивными, эмоциональными, но доучивать песню, работать над техническими трудностями в ней им не нравится, им легко дается произвольная импровизация, которая иногда граничит с неорганизованностью, но трудно дослушать музыкальное произведение до конца.
Педагог может разрушить уже сложившиеся стереотипы, сохранить природную способность к активности и, в условиях сложившихся музыкальных стандартов, помочь освоить новые способы активизации творческой деятельности детей. При определенных педагогических условиях каждый ребенок способен пройти путь естественного освоения социального, в том числе музыкального, пространства, времени, темпа, ритма, динамики.