Синестетическое воздействие аудиальной информации
Синестезия (от гр. — совместное чувство, одновременное ощущение) означает соощущение. Мы знаем, что все органы чувств у человека взаимосвязаны и, естественно, на раздражение одного органа реагируют другие. Долгое рассматривание, например, голубого цвета улучшает зрение, а красного — ухудшает. Исследования Л.А. Шварца показали, что существует также связь между цветом и слуховой чувствительностью: воздействие зеленого света повышает слуховую чувствительность, красное освещение снижает слуховую чувствительность.
Любое звуковое воздействие влияет не только на органы чувств, но и на весь организм в целом. Длительное воздействие высоких колебаний, близких к ультразвуковым, вызывает ощущение головокружения. Ультразвуковой диапазон вызывает чувство безотчетного страха, тревоги. Известно, что во время звучания музыки постепенно происходит синхронизация дыхания человека и темпа музыки
В природе также существует синхронизация различных по направленности энергий. Преобразование акустической энергии в электромагнитную известно людям с давних времен: гром и молния, электризация при трении, ударе.
Наиболее ярко проявляется синхронизация цвета и звука, поэтому уже с давних времен она волновала философов, естествоиспытателей, ученых.
В эпоху Возрождения зародилась идея синтеза звука и цвета, и это не случайно. Многие творцы этого времени были одновременно и художниками, и музыкантами, и архитекторами, и инженерами, и философами. Леонардо да Винчи известен как изобретатель, естествоиспытатель, который серьезно изучал строение животных, человека и не только был скульптором, архитектором и живописцем, но и создавал теоретические труды по математике, механике, естественным наукам, был музыкантом, играл на кифаре.
Интерес к экспериментированию над звуком и цветом был высок. Например, миланский живописец и музыкант Д. Арчимбольдо, проигрывая гаммы, показывал своим ученикам разноцветные карточки, которые, по его мнению, соответствовали звучанию той или иной ноты.
Глубокие научные исследования в этой области провел Ньютон. Он попытался найти общее между солнечным спектром и тонами гаммы. В результате появилась такая таблица:
До | красный |
Ре | фиолетовый |
Ми | синий |
Фа | голубой |
Соль | зеленый |
Ля | желтый |
Си | оранжевый |
Исследования в последнем столетии подтвердили, что между звуком и цветом действительно существуют синхронные процессы, несмотря на то что природа звука и цвета различна и скорость света (300 ООО км/сек) в миллион раз больше скорости звука (332 м/сек). При этом звук рождается из тишины, а цвет появляется из темноты. Отличие заключается еще в том, что звук — акустические колебания звуковой волны — составляет 10 октав, а цвет — зрительное
восприятие — по частотам электромагнитных цветовых колебаний составляет всего 1 октаву.
Интересные эксперименты по взаимодействию цвета и звука стали проводиться с начала XX века. С.М. Эйзенш тейн поставил в Большом театре оперную тетралогию Р. Вагнера «Кольцо Нибелунгов», в которой использовал светомузыку. Известны цветовая симфония «Жар-птица» и световая поэма «XX век», поставленные Ф.И. Юрьевым и исполненные в Киеве на концерте музыки Света. Но создателем цветомузыки в России заслуженно считается А. Скрябин. Он создал цветовую аппаратуру к «Поэме огня» («Прометей»), которая состояла из 12 лампочек, расположенных по кругу на потолке Эти лампочки были покрыты лоскутками разноцветной материи. Композитор играл на рояле, а его жена, пианистка, нажимала на кнопки, которые были присоединены к светильнику. Так создавалась цветовая партитура «Поэмы огня».
Сине-белесый Зеленый Оранжевый Красный, темный |
Экспериментирование чрезвычайно оживляет работу с детьми. Можно предложить им послушать и посмотреть музыкально-звуковую систему Скрябина, узнать, в каком цвете он видел каждый звук (рис. 1).
Стальной с металлическим оттенком Пурпурно-фиолетовый Синий, яркий |
Стальной с металлическим оттенком Фиолетовый |
Рис. 1. Музыкально-звуковая система А. Скрябина |
4. Зак. 887
Известно, что у каждого человека одна из систем — аудиальная, визуальная или кинестетическая — является ведущей. Считается, что у музыкантов ведущей должна быть аудиальная система. Но в действительности это не всегда так. Многие великие музыканты имели ведущую визуальную систему и поэтому обладали ярко выраженным цветовым слухом.
Хотя приоода звука и цвета различна, многие компози торы обладали цветовым слухом: Скрябин, Римский-Кор саков, Вагнер, Дебюсси, Чюрленис. Некоторые из них пытались соединить отдельные звуки или тональности с цветом. Но каждый композитор видел звуки в различных цветах. Бетховен «видел» тональность си минор черной, Лист свою музыку - фиолетовой.
Если сравнить музыкально-звуковую систему Скрябина и Ньютона, то можно заметить некоторое сходство, а иногда и полное совпадение. Однозначно звук до определяется в сознании человека как твердый, устойчивый. И ученый, и композитор обозначили этот звук красным цветом. Ре у Ньютона и ре-бемоль у Скрябина фиолетового цвета, а ми у обоих — . олубого. Дальше идут разночтения. Но если у Ньютона последовательность цветов радуги совпадает с до-мажорной гаммой, то у Скрябина появляются изменения и варианты, хотя тенденция к синхронизации цвета и звука в целом сохраняется.
В каждом классе есть дети с ярко выраженным «зрительным слухом». Для них чрезвычайно важно организовать работу так, чтобы они не только слушали музыку, но и могли ее «увидеть», зрительно представить.
Для этого следует постоянно обращаться к зрительным образам, представлять их и подробно описывать. Представление и описание зрительных образов при восприятии звуков также полезно и для детей с развитой аудиальной и ки нестетической системами, так как обостряет их слух и позволяет обогатить опыт дополнительными ощущениями, развивает память.
Но особую роль синестетические ощущения играют в развитии тембрового слуха. Поскольку тембр — это окраска, т. е. качество звука, то умение образно его охарактеризовать и есть собственно синестетические ощущения. «Колючий звук», «холодная тишина», «серебристый голос», «легкое сопрано», «бархатный баритон» — все это признаки синестезии, всего лишь образная характеристика звуков, голосов, состояний. Тембровое фантазирование поможет детям полнокровнее ощущать звук, соотносить эти ощущения и осмысливать их значимость в создании музыкального образа.
Тембровое богатство голосов природы, певческих человеческих голосов, звучания хоровых коллективов, музыкальных инструментов и целых оркестров очевидно. Не случайно человек на протяжении многих веков стремился придумывать и создавать сначала разнообразные народные инструменты, которые по звучанию близки к звукам природы, а затем многочисленные струнные, духовые, ударные инструменты симфонического оркестра, которые отвечали требованиям эстетического вкуса публики, искушенной в музыке.
В общеобразовательной школе дети знакомятся с оркестровыми группами музыкальных инструментов, со звучанием отдельных музыкальных инструментов. Однако охарактеризовать их тембр часто затрудняются не только дети, но и педагоги. Это связано с тем, что педагоги практически не уделяют внимания синестетическим ощущениям, а иногда и игнорируют значение цвета, зрительного образа, кинестетических ощущений, которые вызывает музыка. Некоторые педагоги аргументируют это тем, что природа звука и цвета различна, что анализ зрительного образа снижает художественную ценность музыкального произведения и не отражает его специфику. Но если бы Римский-Корсаков, Скрябин, Дебюсси не обладали цветовым слухом, то мы никогда не услышали бы «Шехеразаду», «Прометея», «Лунный свет» и многие другие произведения великих композиторов, которые написали свою музыку под влиянием зрительных образов. Человек целостен, и игнорировать полноту его ощущений — значит лишать его индивидуальности, уникальности, самобытности.
Поскольку у каждого ребенка преобладает одна из систем восприятия (визуальная, аудиальная или кинестетическая), то, помогая детям осваивать звуковой мир, педагогу важно помнить, что «визуалисты» или «кинестетики» плохо слышат музыку, но хорошо «видят» или «ощущают» ее. Первая информация о звуковой среде поступает через ведущую систему, поэтому оптимальный вариант освоения звуковой информации — многократное прослушивание музыки при ее восприятии всеми системами одновременно или последовательно.