Основные средства аудиального развития детей
Шум, звук, музыка
Все вибрирующее, звучащее вокруг нас имеет степень ясности, определенности, гармонии. Рассмотрим особенности звучащего мира с позиции хаоса и гармонии, его влияния на соматику, психику и сознание человека. Одним из основных признаков музыкальности является точное интонирование. Интонирование, тон, тонус, тональность — явления одного порядка, но они часто не соотносятся друг с другом, так же, как и музыка, полностью отошедшая от своих прародителей — шума и немузыкального звука, и человек как часть природы утратили связь между собой.
На уровне восприятия человек может отличить шумы от звуков. Шум не имеет определенной высоты, т. е. тона, его нельзя воспроизвести певческим голосом, т. е. потянуть, спеть. Шум — это неорганизованный звук, более сложный по структуре, чем звук. В шуме отсутствует какая-либо система обертонов, он представляет собой вибрационный хаос. Но шум может обладать различной интенсивностью, силой. Чем громче шум, тем он разрушительнее. Люди, работающие при постоянном шуме, раньше и чаще теряют слух, чем люди «нешумных» профессий.
Шумами переполнен космос. И космические шумы представляют собой не хаос, а атлас, т. е. мировую гармонию. В масштабах человечества шумы — это хаос, в масштабах космоса они — гармония. В линейном, земном измерении шум представляет собой вибрирующий хаос, в космическом, пространствечном измерении, которое учитывали еще в Древнем мире. — гармонию. Философы древности утверждали, что космос — это звучащая гармония.
Можно ли гармонизировать шумы? Можно. Тому подтверждение — целая группа музыкальных инструментов в оркестре, которая предназначена для использования шумов в музыке. К ним относятся все ударные инструменты, за исключением звуковысотных, таких, как литавры.
Ударные инструменты, не имеющие определенной высоты, используются с целью создания ритмической основы оркестра, особой специфической тембровой окраски музыкального произведения. При этом ритм в шуме не является его сущностной характеристикой, в отличие от ритма в музыке, основой, свойством которой он является.
Звук отличается от шума тем, что имеет определенную высоту и воспринимается человеком как более гармоничная и благоприятная вибрационная информация. Особенность звука в том, что он имеет один основной тон, который основан на гармоничной комбинации обертонов. Звук, в отличие от шумов, может иметь эстетические характеристики. Поэтому он обладает терапевтическими возможностями, которые использовали в древние времена маги, шаманы, колдуны.
Звук предшествует и музыке, и слову, он вызывает глубинные бессознательные импульсы у человека. Современный человек ориентируется на смысл слов и музыки, поэтому он потерял способность распознавать качество, направленность, полезность, лечебный или разрушающий эффект звука.
Животные чувствуют полезность или опасность звуковых сигналов. Звуковое «нашествие» человека на живую природу, создание огромного количества механистичных, искусственных звуков привело к тому, что многие животные стремятся покинуть места проживания человека. Так было при освоении Сибири и Севера. Те животные, птицы, которые прижились в урбанизированной среде, отчасти теряют природные свойства, например голуби, вороны, которые активно осваивают жилые зоны и привыкают к городским шумам.
Темп, ритм жизни, ее звуковой фон лишают инстинкта самосохранения тех животных и птиц, которые остаются в городе. Засорение природной звуковой среды, оптимальной для всего живого на Земле, в том числе и для человека, способно изменить его и лишить природного иммунитета против разрушающего влияния механистического мира. Сохранение природной звуковой среды и приближение социального звукового фона к естественному, природному необходимы для физического, психического и ментального здоровья ребенка.
Музыка. Высшая звуковая гармония в земном измерении — это музыка. Обертоны музыкального звука являются гармоничными по отношению к основному тону. Музыкальный звук может издавать только музыкальный инструмент. Музыка всегда организована в определенном ритме, темпе, динамике. Она осмысленна, несет в себе музыкальный образ и имеет художественную (музыкальную) форму.
Появлению музыки предшествовали первозвуки, звуки природы, человеческого голоса. Это убедительно доказывает в своих трудах Р.И. Груоер. Предпесенные образцы различных племен, на первый взгляд, представляют собой сложные, трудные, изощренные напевы. Но их большой диапазон, множество скачков, «каверзные» интервалы свя заны не с развитой мелодикой, а со звуковой хаотичностью поющих, которая напоминает возгласы, крики, передающие эмоциональные состояния человека. Глиссандо форшлаги, придыхания в древних напевах восходят к нечленораздельным, звукоподражательным бессловесным истокам живой природы. Бурное, изломанное, «ревоподобное» пение имело шумовой характер звучания, таким образом пер вобытный человек искал звуковую гармонию.
Постепенно, от поколения к поколению происходили изменения, которые выражались в звуковом обогащении, дифференциации и качественном изменении содержания звуков. Так рождалась музыка.
Музыка объединяет космическую гармонию шумов с природной гармонией звуков, что позволяет ей примирить духовное и материальное начала в человеке разумном.
Подтверждением этой мысли является музыка XX века. Звуковая хаотичность, отказ от чистого музыкального тона, ритмическая дисгармония уподобляют ее музыке космоса, создают эффект первозвуков. Но это не естественная музыка вселенной, а придуманная, созданная земной, хотя, возможно, и значительной личностью.
Идеи, заложенные в современной атональной музыке, ярко выражены в творчестве известного нам представителя «новой музыки» А. Шенберга[23]. Композитор считает, что через музыку можно понять и постичь «сущность мира». Он убежден, что с музыкальным произведением надо обращаться как с живым совершенным организмом. По его мнению, такое отношение к музыке было свойственно великим композиторам, чье величие определялось способностью к чистому видению, чувствованию и слышанию.
У представителей новой музыки трудно читать партитуры, язык усложнен и оторван от простых природных звуков. Но «язык» природы, космоса, если он не понятен человеку, искаженно интерпретируется, ведет его к заблуждениям. Поэтому новая музыка не имеет большого распространения и слушают ее лишь избранные.
Таким образом, в триаде «шум - звук — музыка» каждый компонент выполняет определенные функции и имеет свои специфические особенности.
Шумы не имеют определенного тона, они хаотичны, но лишь в линейном, земном, а не в пространственном, космическом, измерении. Ритмически организованные шумы могут оказывать благоприятное воздействие на человека, однако однообразный ритм может пагубно влиять на его состояние.
Звуки имеют определенный тон, но обертоны могут не гармонировать с основным тоном. Звуки по отношению к человеку функциональны и способны гармонизировать физиологические процессы, происходящие в человеческом организме.
Музыка имеет чистые тона, сопровождаемые их гармоничными обертонами. Музыка, будучи творением человека, способна гармонизировать его душу и тело. И чем совершеннее человеческое творение, тем сильнее в нем отражается объективная гармония мира.
Шумы представляют и олицетворяют собой гармонию космоса, звуки — гармонию живой, но неразумной природы. Музыка рождена человеком разумным, который еще не нашел гармонии между природой и космосом, между материальным и духовным миром, но стремится к этой гармонии.
Таким образом, шумы, звуки, музыка генетически свя заны между собой. Они отражают разные стороны жизни, различны по качеству, направленности и степени влияния на человека и являются одними из основных средств аудиального развития детей. Именно они лежат в основе создания музыки жизни.
Музыка жизни. Музыка жизни наиболее мощно влияет на человека. Она включает в себя и классическую музыку и легкую музыку, но это только ее часть. Музыка жизни — это все окружающие человека шумовые и звуковые потоки, которые он может не слышать, но чувствовать их влияние. Они могут вдохновлять или подавлят1., помогать или мешать создавать ритм и темп жизни, вызывать катарсис (очищение) или негативные реакции в процессе активных действий и взаимодействий.
Музыка жизни — это не образ, а реальность. Мы уже говорили об энергетической природе музыки. Но можно говорить и об энергетической природе всего живого на Земле, в том числе и человека. Все живое движется, колеблется, вибрирует, но это движение невидимое, и поэтому оно не осознается человеком, а нередко и мистифицируется.
Музыка жизни является частью учебно-воспитательного процесса. Если учитель не организован, категоричен, неуживчив, он не способен чувствовать музыку жизни. Это проявится в его словах, поступках, действиях. Какие бы высокие слова о музыке он ни говорил, он не способен вызвать положительный отклик у детей на музыкальные произведения. Застывший в чувствах и обремененный бытовыми проблемами наставник только помеха между музыкой и ребенком. Есть много легких в общении, живых, здравомыслящих, мудро поступающих, гармоничных, выразительных, т. е. музыкальных, людей, которые могут не иметь музыкального образования. Они организуют свою жизнь по законам музыки: чувствуют форму, ощущают гармонию, ритм, динамику жизни. Они исполняют уникальную, неповторимую мелодию жизни потому, что жизнь пишется сразу же набело, без черновика. Нельзя верить вдохновению музыканта-исполнителя, музыканта-педагога, если он дома может грубо обращаться с ребенком, если он не может нести ответственность за свои поступки и действия, если он не может управлять собой.
Музыкальное искусство является существенной частью в музыке жизни. Именно она способна научить точно действовать, тонко чувствовать, мудро мыслить. Восприятие человеком своих проблем в отвлеченной, неконкретной художественной форме, т. е. в художественных образах, вызывает у него не боль и страдание, а катарсис. Именно с этой целью в Древнем Риме и Древней Греции писались комедии, драмы и трагедии: посмотри и не делай так. В них предупреждали человека о возможных последствиях такого поведения
Ошибочно считать искусство, в том числе и музыку, панацеей от бездуховности. Классическая музыка по отношению к человеку индифферентна а точнее, она просто безразлична к тем, кто безразличен по отношению к ней, вызывает неприятие у тех, кто ее не любит. Более того, она может усилить сильные качества человека и ослабить слабые, помочь страстному злому человеку совершить преступление и жаждущему справедливости оказаться щедрым и отзывчивым.
Огромное количество тому примеров. Так, хирург Ф. Углов перед ответственными операциями слушал музыку Бетховена Это помогало ему выполнить тончайшую, сложнейшую операцию качественно Во время агорой мировой войны фашисты могли, послушав музыку > .тховена, отправить заключенных в газовую камеру, пои этом гениальная музыка композитора давала им заряд энергии.
Музыка — это виорации И виорации зла, и вибрации добра могут отыскаться во всем, что звучит вокруг нас. Г * /зыка всего лишь усиливает их
А как же быть с высоким предназначением музыкр Обыватель, даже имея музыкальное образование, абсолютный слух и развитые музыкальные способности, при всем желании не сможет подняться до уровня понимания духовности музыки. Он способен прочесть лишь низший, быто вой, личностный музыкальный пласт. Известно, что среди великих композиторов были и психически нездоровые, и соматически больные, и несостоявшиеся в семейной жизни люди. Естественно, в их музыкальных произведениях отражались их личные проблемы. Эта субъективная часть и воспринимается обывателем.
Великие композиторы стремились к воплощению духовных идей и одновременно «вкладывали» в музыкальную ткань свои неосознанные психические проблемы.
Так, Г. Малер, поговорив однажды с 3. Фрейдом о психоанализе, понял, почему в его симфониях в храндиозных местах неожиданно возникают бессознательные банальные мелодии. Отец Малера плохо обращался со сво женой, и во время одной из ссор родителей ребенок убежал чз дома. Бесцельно гуляя по улице, он услышал венский мотив «Ах, мой милыи Августин»: в подсознании ребенка личная драма и легкое развлечение оказались связаны друг с другом. И действительно, осооенность музыки Малера — соединение смешного и патетического, иронического и 1орж.е- ственного. В Первой, «Титанической», симфонии у Малера есть похоронный марш на тему популярной в то время детской песенки «Братец Яков».
Исполнители также, как и композиторы, способны воздействовать на человека, более того, в момент исполнения именно они создаю! своеобразную «аудиальную ауру». Можно ли отличить высокую духовность от мощной, не всегда позитивной энергии? Может ли высокопрофессиональное исполнение нести отрицательную энергию? С обычными земными мерками человек не всегда способен отличить качественную технику исполнения от одухотворенного исполнения. То «чуть-чуть», которое мы способны почувствовать при исполнении артистов с достаточно высокой степенью мастерстра, которое приводит к трепету и волнению, говорит о мощной энергии коллектива. Хотя эта мощь может быть и разнонаправленной: или отрицательной, или положительной.
Приведу пример. В 1983 году нам удалось в течение нескольких месяцев бывать на репетициях хоровых коллективов в Москве. Какое удовольствие мы получали от работы В. Минина с Московским академическим хором! Все участники коллектива оыли деловыми, подтянутыми, доброжелательными, активными, быстро включающимися в работ" Так было не на одной-двух показательных репетициях. Это было естественным состоянием исполнителей, которые одухотворяли музыку и получали от процесса творчества воодушевление. Не случайно пение этого коллектива всегда волновало и вдохновляло слушателей. Музыкантам удавалось отсечь все оытовое, отягощающее их жизнь, поэтому хоровое пение несло тот положительный энергетический заряд, который поднимает исполнителя и слушателя на иной духовный уровень.
Также и талантливый педагог, работая с детьми, способен создать особую атмосферу сотворчества Дети, как оркестр, способны подчиняться главному дирижеру-учителю, который организует их деятельность по художественным законам.
Материя — темп — энергия
Традиционно материей считают то, что можно видеть. Но формула энергии, которая уже давно открыта в науке, противоречит этому пониманию материи. Энергия — это материя, умноженная на скорость света: Е - тс2, где Е — энергия, т — масса (материя), с — скорость света. Из этого следует, что энергия материальна, но невидима. Таким образом, изменив скорость, мы можем изменить материю и даже превратить ее из одного вида в другой. Этот переход можно сравнить с пылинками видимой материи и с ветром, который мы ощущаем, но не видим. Ветер — это быстрое перемещение невидимых частиц. При этом чем быстрее скорость, тем менее материально, т. е. видимо, явление.
Не значит ли это, что ускорение социальных процессов указывает на стремление к нематериальности, т е. на тенденцию к духовности? Но мы знаем и обратное. Чрезмерный темп приводит к проблемам: «Поспешишь — людей насмешишь» — гласит русская пословица. Выскочки, торопливые люди нередко поступают поспешно и часто ошибаются. Скорость должна соответствовать материи. Однако человек все равно пытается ускорить темп своей жизни, потому что душа как энергия требует движения вперед, а тело как материя инертно. Этим можно объяснить суть русской непознаваемой души. Лень, пассивность и постоянные философские размышления приводят к внутреннему конфликту: душа начинает чего-то требовать. Единственное лекарство в данном случае — это активная деятельность.
Темп, т. е. скорость, любых процессов является показателем энергии, чем выше скорость, тем более энергично (энергетично) явление. Темп звукового потока музыки зависит от темпа жизни.
Так, в древние времена одолевали путь из одной страны в другую за годы, месяцы. Чтобы добраться из одного города в другой в небольшом государстве, надо было потратить несколько дней. «Три дня и три ночи скакал богатырь» — читаем мы в русских народных сказках.
В прошлом веке встречи назначались без указания определенного времени: утром, в полдень или вечером. Сейчас мы живем не только по часам, но и по минутам, в некоторых случаях и по секундам, если того требует работа. Урок в школе может начинаться не ровно в 10 часов, а в 10 часов 25 минут. Если темпы жизни будут так же ускоряться, то, следовательно, и урок в школе XXI века, возможно, будет начинаться в 10 часов 25 минут 15 секунд. Парадокс? Нет, развитие истории показывает, что это реальность, которую надо предвидеть и быть к ней готовыми.
Примером стремления к ускорению могут стать «Новости за 60 секунд» на канале НТВ, когда диктор укладывается ровно в 60 секунд и последнее слово произносит с последней секундой на табло. Необходимо осознать, что стремление к духовности не может быть основано на постоянном ускорении видимой материи, гак как переход человека материального в форму человека нематериального в земных измерениях невозможен. Энергия лишь одушевляет (дает жизнь), одухотворяет (дает духовную силу) человека.
Основываясь на том, что скорость может быть двух видов — скорость как перемещение материальных предметов и скорость как движение невидимой материи, можно определить два вида скорости в музыке:
1) временная, линейная скорость, которая зависит от темпа музыкального произведения;
2) пространственная скорость, т. е. энергетические потоки звуковых волн, которые зависят от высоты звука.
Дети научаются в школе определять темп музыкального произведения, но даже и не предполагают, что сущность музыки, ее сила заключается в скорости звуковых волн, которые она «излучает». Методы музыкотерапии, которые предлагаются в этой работе, могут помочь детям ощутить звук как энергию, научат их бережно, с большим вниманием и осторожностью относиться к звуковому миру, в кото ром они живут.
Таким образом, именно темп становится связующим звеном между материей и энергией, проявлением динамич ности, показателем энергетичности всех явлений жизни Темп аккумулирует энергию, придает динамичность материи. Темп урока в классе, темп раОоты всего коллектива и отдельных детей — показатель активности. Не быстрота, а легкость — главное качество темпа. Быстрый темп люоого явления: речи, поступка, урока — не означает качества темпа. Медленная речь может оыть выразительна и гармонична, а быстрый темп урока можег быть сумбурным и некачественным.
Хаос — ритм — гармония
Ежедневно, ежечасно, ежеминутно на нас оказывает мощное воздействие противоестественная звуковая среда, создаваемая человеком на протяжении многих веков. Хаотичность звукового фона сопровождает человека целый день: включенное радио, звуки из соседских квартир, шум бесконечного потока машин под окнами, гудки, крики — все это создает средовую аритмичность и оказывает отрица тельное воздействие на жизненные ритмы человека. Безус ловно, социальный, культурный хаос влияет на. деятельность и психику человека. Эти процессы непредсказуемы и неуправляемы, когда они касаются развития ребенка. Хаос разрушительно действует на живые организмы. Подчинение хаоса ритму ведет к гармонии.
Действительно, вся наша жизнь пронизана разнооб разными ритмами. Естественные природные ритмы жизненны. Они благотворно влияют на человека, или, точнее, совпадают с его природными, биологическими, соматическими ритмами. Социальные, созданные человеком ритмы могут вызвать дисгармонию. Более того, полиритмия цивилизованного общества изначально предполагает ритмическую неоднородность, ингармоничность, которая отрицательно сказывается на состоянии человека.
Оказывают негативное влияние также ритмическое од нообразие, монотонность социальной среды. Как, напри мер, воздействуют пространственно-визуальные ритмы городской среды? Монотонный ритм «спальных» районов со временных городов, как утверждают психологи, может вызвать тоску, агрессию, чувство одиночества. Не случайно в таких районах часто происходят преступления, самоубийства и т.д.
Невольно вспоминается особая атмосфера в Лидзори (Италия). Стилевое единство, гармония, но при этом разнообразие, индивидуальность каждого пространственного элемента, строений. Художественные работы А. Менегетти создают полиритмическое богатство, неповторимость, что позволяет испытать вдохновение и спокойствие. Металл и ческие разноцветные скульптурные композиции, вазоны с цветами, свисающие ветви деревьев, зеленый плющ, покрывающий ровным полотном стены, разнообразные ступеньки и разноуровневые уступы, арки и полуарки, изги бы узких улочек, низкие ажурные металлические решетки у каждого дома, выгравированные имена хозяев на табличках у дверей — это только малая часть того ритмического богатства и разнообразия, каким себя окружили жители Лидзори.
Музыкальные ритмы также способны изменять и усиливать физические, психические и ментальные процессы человека. Известно, что музыка усиливает наркотическое воздействие. Наркоманы, находясь в наркотическом опья нении, слушают так называемую «кислотную» или другую возбуждающую музыку. Однообразная ритмическая основа, с маловыраженной мелодией, с постепенным динамическим нарастанием возбуждает нервные окончания и приводит организм к запредельным чувственным реакциям: сознание отключается, начинаются галлюцинации, возникают фантастические образы.
Известна также зависимость умственного развития человека от его ритмичности как качества личности. Об этом подробно писал еще в начале века К. Бюхер[24]. Исследуя вли яние трудовых песен на человека, он описал изменения мышечных состояний, ритмических действий человека в процессе труда. Оказывается, ритмичность трудовых действий зависит от уровня развития человека. Хаотичность и нерациональность движений отмечается у племен, которые находятся на низкой стадии развития. Современный цивилизованный человек ритмичен, его действия целесообраз ны и оптимальны.
Ритмичность зависит также от психического состояния и здоровья человека Это ярко проявляется у детей. На основании результатов многолетнего исследования значения ритмов в деятельности детей младшего школьного возраста в обычных и коррекционных классах мы пришли к следующим выводам. Дети, отстающие в умственном развитии, с трудом выполняли ритмические упражнения, как индивидуальные, так и групповые. Для выполнения самых легких ритмических заданий им требовалось много времени. Это касалось и ритма трудовых действий, и графического рит ма, и музыкального ритма, т. е. ритмичности как качества личности.
Объяснить подобное явление можно следующими причинами. Любые внутренние зажимы приводят ребенка к «тугодумию», к мышечной несвободе, т. е. его сущность подавляется и блокирует центры головного мозга. Ритмами человека управляет левое, «логическое», полушарие мозга. Источником подавления ребенка всегда является взрослый. Любые методы воспитания, любые действия, применяемые в отношении ребенка, должны быть направлены на сохранение, развитие и совершенствование индивидуального бытия.
По мнению А. Менегетти, природа сообщает нам значительную, глубинную, многоаспектную информацию, или, иначе, сигналы, что является своего рода тестом на определение психического, биологического, химического состояния организма. Человек живет реальностью всего своего тела, всех своих чувств, пронизанных разнообразны ми ритмами. Нарушение любых процессов, на любом уров не (соматическом, психическом, ментальном) приводит ребенка к аритмичности.
Открытие семантического (от греч. setna — знак) поля человека позволяет рассмотреть влияние ритмов жизни, среды на весь его организм в целом. «Прочтение» семанти ческого поля позволяет диагностировать нарушения ритмов у детей, не прибегая к диагностическим методикам, в процессе одного занятия. Таковы возможности, например, метода онтодиагностики, который разработал и активно применял на практике А. Менегетти. Но овладение этим методом требует специального обучения. Особое значение в онтодиагностике придается выявлению и восстановлению такого качества человека, как ритмичность.
Ритмичность — одно из основных свойств любого живого организма. Человека называют системой, пронизанной ритмами. Удивительна синхронизация ритмов в природе. Например, приближение пробуждения у человека сопровождается повышением артериального давления, увеличением частоты пульса, мышечной силой и др. Известны многообразные реакции животных на заход или восход солнца, очевидна ритмизация явлений природы на Земле, в движении планет, других космических явлений.
Чувство ритма относится к врожденным свойствам человека, поэтому язык ритмов общезначим. Ритм можно чувствовать, слышать и даже видеть. Не случайно именно в искусстве ритм приобретает особое гармонизирующее значение. Еще В.М. Бехтерев в процессе своих исследований сделал вывод о том что музыкальный ритм способен установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, успокоить слишком возбужденных ребят и растормозить замедленных, избавить их от неправильных и лишних движений.
Всем известно о значении ритмов, создаваемых педагогом в течение дня. Важно научить детей начинать день вовремя, научить включаться в процесс деятельности, организовывать режим дня после занятий. Но необходимо развести два понятия, которые в музыке имеют четкое разграничение, а в жизни постоянно подменяются. Это ритм и метр.
Нередко изменения времен года, смену дня и ночи, пульс сердца и другое называют ритмами. В действительности это всего лишь метрические закономерности жизни. Ритм времен года заключается в уникальности, неповторимости каждого года. Нет ни одной одинаковой весны: бурные ритмы ранней весны, ее быстрое буйное цветение, солнечные, яркие дни и холодные короткие ночи одного года нельзя спутать с весной другого года. Каждая весна уникальна, каждое утро неповторимо, каждое сердце бьется не только с разной силой, но и с разной наполняемостью. Полнокровные жизненные процессы — это и есть ритмы жизни.
Ритмы можно классифицировать по нескольким направлениям ритмы окружающего мира — природные (биологические, физиологические), социальные (бытовые, общественные, художественные), космические (планетарные, галактические); ритмы человека — соматические (ритмы организма), психические (ритмы эмоциональной сферы), ментальные (ритмы общественной деятельности), духовные (энергетические); ритмы, которые зависят от способа восприятия, — динамические (временные) и статические (визуальные).
Мы остановимся на последней классификации, потому что педагогика занимается проблемами развития ребенка в процессе воздействия особо организованной среды, т. е. об разовательной среды. Весь образовательный процесс пронизан положительными динамическими (все, что слышит ребенок) и визуальными (все, что он видит) ритмами, если жизнь в школе организована ритмично, она протекает полноценно и разнообразно.
К динамическим ритмам относят речь человека, всю ритмично организованную аудиальную среду, все ритмы художественных произведений, которые разворачиваются во времени: поэзия, проза, музыка, хореография. Визуальные ритмы могут быть заложены во всей предметной среде, ко торая окружает ребенка, а также в живописи, скульптуре, архитектуре. Некоторые искусствоведы относят архитектуру по степени выразительности к динамическим видам искусства. Но ритм в архитектуре и градостроительстве воспринимается зрением, поэтому в данной классификации мы причисляем их к визуальным видам искусства.
Если учесть, что к динамическим ритмам относятся не только ритмы искусства но и ритмические жизненные процессы, то их можно также классифицировать по разным признакам- шумовые, звуковые, музыкальные; вербальные и невербальные; временные (слышимые) и пространственные (неслышимые, но воздействующие на человека, т. е. энергетические).
Визуальные ритмы тоже очень разнообразны. Можно выделить плоскостные и пространственные, композиционные и последовательные, цветовые и графические.
Природа искусства такова, что ригмы являются его сущностью, поэтому искусство играет важную роль в жизни ребенка. Уроки музыки, изобразительного искусства органично дополняют и уравновешивают «интеллектуальные» учебные предметы, развивая правое (эмоциональное) полушарие. Однако, как уже было сказано, центр чувства ритма находится в левом (интеллектуальном) полушарии. Из этого следует, что ритм музыки влияет на интеллектуальную активность ребен ка. Вот почему музыку Моцарта психологи рекомендуют включать перед написанием контрольной раооты.
Напротив, музыка с однообразным, упрощенным, повторяющимся на протяжении всего произведения ритмом снижает внимание детей, их психологические реакции, оказывает подавляющее воздействие. Учителю необходимо помнить, что отупляющий, однообразный ритм некоторых направлений современной музыки может снижать не только работоспособность, но и, при длительном и постоянном воздействии, интеллектуальные способности детей.
Музыка играет огромную роль в развитии ритмичности у ребенка и может влиять на восстановление нарушенных соматических, психических и ментальных ритмов. Но без специальной работы над восстановлением ритмичности как качества личности развить музыкальные способности ре бенка и осуществить его общее развитие невозможно.
Тишина, молчание, пауза
Потребность в тишине ощущается особенно остро с возрастом. Именно тишина позволяет человеку сосредоточиться на внутреннем мире, а ребенку помогает научиться слушать себя.
В XX веке возникло направление, которое было определено как «Искусство тишины»[25]. Представители этого направления считают, что искусство способно снимать стрессы, напряжение повседневной жизни. Поэтому оно должно быть беспредметным, чтобы не возбуждать, озадачивать, волновать, а успокаивать. В 50-е годы был выпущен альбом с «музыкой» «Искусства тишины»: за 30 минут вращения пластинки не воспроизводился ни один музыкальный звук. Один композитор «написал» произведение под названием «12». На концерте, объявив название «музыки», он сел за инструмент и молча просидел 12 минут. По окончании «музыкального произведения» публика встретила находчивого композитора шквалом аплодисментов.
Издавали книги с чистыми пронумерованными страницами, которые читатель мог «читать», просматривая одну за другой, рисовали картины с размытыми, еле заметными пятнами, которые мог рассматривать зритель. Можно ли это назвать искусством? Этот вопрос не имеет смысла. Нужна ли тишина человеку? Безусловно, нужна. Лишь в тишине рождаются новые идеи, приходят в порядок мысли, кото рые гармонизируют чувства. Театрализация же тишины берет свои истоки в искусстве.
Тишина — это безмолвие, точнее тихое звучание, кото- оое не воспринимает слух, но на которое реагирует наше тело. Умение слушать тишину — это искусство. Предложите детям послушать тишину в классе. Она бывает разная: напряженная, звенящая, «глухая», легкая. Как белый цвет включает все цвета, так и тишина включает ультра— и инфразвуки, а также все шумы и звуки, которые находятся далеко и еле слышны.
Лишь в искусственных условиях может быть полная тишина. Космонавты утверждают, что в сурдокамерах — специальных изолированных помещениях, в которых отсутствуют какие-либо звуки, находиться намного сложнее, чем даже испытывать тяжелые физические перегрузки. Оказывается, отсутствие колебаний лишает человека информации о среде, поэтому появляется, на первый взгляд, беспричинная тревога. Мышцы не вибрируют, мозг в недоумении: «Что происходит? Почему все вокруг замерло?»
«Молчание — золото» — гласит народная пословица. Молчание означает внешнюю тишину человека, которая, возможно, сопровождается внутренней бурей. Когда человек не произносит вслух, что думает, это совсем не означает, что у него на душе тишина. Молчание может быть связано с нежеланием говорить о сокровенном, может быть связано с желанием сдержать эмоции. Молчание — неизвестность, тишину же можно познать.
Пауза представляет собой перерыв, остановку, в момент которой можно отдохнуть, сосредоточиться или обдумать происходящее. Пауза может быть не только внешней стороной явления, но и внутренней, например, когда человек прерывает мысль, останавливает себя на несколько секунд: «Стоп, я делаю не так, надо остановиться и принять решение». Но абсолютной паузы в мыслях не может быть: мозг работает постоянно, хотим мы этого или нет.
В речи, как и в музыке, паузы являются выразительным средством. Вспомним фильм по пьесе У. Моэма «Театр», в котором великолепная В. Артмане в роли актрисы говорит о значении паузы в игре актера: чем дольше актер держит паузу, тем она значительнее. В речи большие паузы — способ осмыслить уже сказанное, поиск подходящих слов, желание подчеркнуть высказанную мысль. Подобные состояния, но в абсолютной беспредметной форме, выражают музыкальные паузы.
Обратите внимание детей на то, что практически нет музыки, в которой не было бы паузы. Пауза придает значительность, выразительность музыке.
Но самое главное, паузы помогают прислушаться, послушать самого себя. Что происходит во мне, что «говорит» мое тело, о чем «шепчут» или «кричат» мои эмоции, о том ли я говорю, о чем думаю про себя? Есть ли тишина, т. е. покой, в моей душе?
Слушая паузы, ребенок научается слушать и слышать сначала самого себя, затем окружающих и лишь потом музыку.
В православии даже помыслы о плохом греховны. Действительно, каждая мысль в зависимости от степени желания человека может материализоваться. Поэтому важно, чтобы ребенок понял: правильно поступать надо не для других, а прежде всего для самого себя. Музыка может, но лишь в потенциале, помочь ребенку желать и испытывать удовольствие от правильного поступка, положительной эмоции, хорошей мысли.
Можно провести тест с детьми, который поможет им «услышать» себя. Его можно назвать тестом Л. Толстого, так как он основан на известном факте из жизни писателя. Однажды Толстой, обдумывая волновавшие его проблемы рождения мысли и внутреннего мира человека, решил записать все «пробегающие» полные и отрывочные мысли, которые возникали в течение всего дня.
Задайте вопрос детям, смог ли Толстой их записать? И почему ему это не удалось? Предложите детям закрыть глаза и в течение минуты последить за своим внутренним миром в полной тишине. По истечении минуты дети рассказывают о том, что они чувствовали, видели, слышали, где побывали и какие события представляли.
Оказывается, когда в классе полная тишина, внутри нас продолжается активная, разнообразная, нередко шумная жизнь. Не выходя из класса, в своем воображении мы можем побывать во дворе и погонять мяч на лужайке, хотя сейчас за окном зима. Мы можем оказаться в другом городе, в другой стране, даже той, в которой никогда не были. Мы можем услышать шум дождя, раскаты грома, плеск морской волны при полной тишине в классе.
В музыке мы можем услышать и тишину, и молчание с помощью паузы и без нее. Важно научить детей слушать и слышать тишину в жизни и в музыке. Молчание помогает человеку научиться оставаться с самим собой, слушать себя и получать удовольствие от общения с собой. Есть дети, которые не могут молчать, потому что им не интересно оставаться с самим собой. Это значит, что их внутренний мир беден.
Рассмотрим несколько заданий, которые помогут ребенку научиться слушать самого себя.
• Детям предлагается закрыть глаза и собратьс<