Воздействие на ребенка современного музыкального искусства
Молодежная культура XX века оказала огромное влияние на музыкальные вкусы нескольких поколений, которые стихийно воспитывались на различных направлениях джаза, рок-музыки (от англ. Rock — качаться, раскачиваться) и поп-музыки. Молодежная культура, основанная на рок-н-ролле и бит-музыке, возникла на основе социально- политических молодежных движений (хиппи, «новых левых»), но затем была активно использована коммерческой поп-культурой. Рок-музыка свое происхождение ведет от негритянского городского песенно-танцевального фольклора, ритм-энд-блюза и музыки кантри.
В современной рок-музыке выделяются несколько стилевых групп в зависимости от вида музыкального искусства, социальной функции и стилистики[18]: мейнстрим-рок (сохраняющий преемственность с традиционными формами рок-музыки); поп-рок (связан с поп-культурой); фолк рок (основан на народных традициях); джаз-рок (синтез
джаза и рока); арт-рок (нацелен на сближение с академическим искусством) и авангардный рок (экспериментальные направления), «тяжелый рок», или чаще его называют хард-рок.
Рок-музыка чрезвычайно разнообразна и неравнозначна по художественной ценности, позитивной направленности и воспитательной значимости. Наряду с социально прогрессивными, творческими направлениями существуют коммерческие, бунтарско-анархические, основанные на культе силы, сексуальной свободы и наркомании как крайние, иногда извращенные, формы стихийного протеста.
Для детей младшего школьного возраста не характерно увлечение рок-музыкой, им не близки язык, стилистика, содержание такой музыки. Однако дома нередко звучит совре менная музыка в независимости от того, хотят ее слушать дети или нет. Постоянное фоновое музыкальное сопровождение их жизни активно влияет на становление личности. Наиболее неприемлем, иногда и опасен для восприятия детьми «тяжелый рок». Частое воздействие ритмов «тяжелого рока» на 7—9-летних детей может привести к психическим расстройствам, фобиям или пассивности.
Музыка может вдохновить и на созидание, и на разрушение. Зачастую тексты песен и рок-музыкантов, и поп- музыкантов бывают чрезвычайно жесткими и негативными: «Я убью твоих соседей», — поет Земфира, — и дети буквально понимают этот текст.
М., 1960. |
Воздействие музыки на человека может быть усилено словом. В этом случае энергичность и энергетичность музыки становятся направленными и ясными по цели. Например, подготовка к боевым действиям в древних племенах осуществлялась в процессе пения, плясок и многократного повторения ключевых слов, обозначающих смысл, цель и план действий[19]: Меть ему в лоб, Меть ему в грудь, Меть ему в печень,
Меть ему в сердце,
Когда же побежит,
Меть ему в спину!
Ого, ого, ого!
Агрессивные мысли, выраженные в словах, усиливались энергетикой музыки и улучшали ловкость, уверенность стрелков, позволяли с легкостью справиться с противником
Но даже если исключить негативное содержание текстов песен, которые привносят авторы текста из окружаю щей бытовой среды, песни могут оказывать губительное воздействие на неокрепшую психику детей.
Увлечение исполнителей жесткими ритмами, десятки раз повторяющимися резкими фразами, чрезмерно громким звучанием притупляет восприятие детей, они могут становиться рассеянными и невнимательными.
Воздействие даже силы звука может быть разрушительным. Приведем данные о силе звука в децибелах по возрастающей от благоприятного и полезного для здоровья звучания до опасного и смертельного.
10 дБ — шум листвы.
50 дБ — езда автомобиля с нормальной скоростью.
90 дБ — вредная для здоровья граница.
98 дБ — шум товарного поезда.
104дБ — треск мотоцикла.
105 дБ — шум реактивного самолета.
110 дБ — болевой порог (человек испытывает болевые ощущения).
112 дБ — раскат грома.
123 дБ — звучание группы «Лед Зеппелин» («Свинцовый дирижабль»),
130 дБ — артобстрел.
155 дБ —при продолжительном звучании вызывает ожоги.
180 дБ — явление резонанса влияет на кровеносные сосуды и вызывает смерть.
Естественно, чем продолжительнее звучит громкая музыка, тем она разрушительнее воздействует на психику человека. Становится очевидным, насколько опасно для детей слышать очень громкую музыку, при этом в такой ситуации дети зачастую находятся не по своей воле. Задача педагога не только заботиться о звуковом фоне в классе, но и проводить соответствующую разъяснительную работу с родителями.
Если воздействие тяжелого рока на человека уже известно по исследованиям ученых, то поп-музыка внешне кажется безопасной и даже положительной. Действительно тематика и мелодика поп-музыки более проста и незатейлива. И мы часто наблюдаем как на сцену выходят юные певцы 7—9 лет и страстно, подражая взрослым, поют о любовных '--траданиях, тайных поцелуях. Детям еще физиологически не близки и психологически не понятны эти страдания. Этот репертуар навязан взрослыми. Проблема детского репертуара возникала во все времена.
Так, услышав, что исполняет на фортепиано любимый племянник Володя Давыдов, Петр Ильич Чайковский сочинил «Детский альбом», который до сих пор является детской классикой. Придет время, когда дети, повзрослев, станут выбирать, петь и слушать те песни, которые будут соответствовать их душевным и духовным потребностям. В детском же возрасте нужны детям песни о детской жизни, о событиях, которые им близки и понятны.
Итак, современное музыкальное искусство влияет на детей в повседневной жизни, его воздействие может стать педагогически организованным и целесообразным при условии, если учитель будет включать лучшие образцы музыкальных современных произведений в учебно-воспитательный процесс.
Вопросы и задания
1. Раскройте содержание основных направлений рок- музыки.
2. Приведите примеры воздействия музыки на человека. Объясните причины такого воздействия.
3. Какие современные жанры музыкального современного искусства можно использовать в воспитательных целях в начальной школе?