Воздействие на ребенка современного музыкального искусства

Молодежная культура XX века оказала огромное влия­ние на музыкальные вкусы нескольких поколений, кото­рые стихийно воспитывались на различных направлениях джаза, рок-музыки (от англ. Rock — качаться, раскачивать­ся) и поп-музыки. Молодежная культура, основанная на рок-н-ролле и бит-музыке, возникла на основе социально- политических молодежных движений (хиппи, «новых ле­вых»), но затем была активно использована коммерческой поп-культурой. Рок-музыка свое происхождение ведет от негритянского городского песенно-танцевального фольк­лора, ритм-энд-блюза и музыки кантри.

В современной рок-музыке выделяются несколько сти­левых групп в зависимости от вида музыкального искусст­ва, социальной функции и стилистики[18]: мейнстрим-рок (сохраняющий преемственность с традиционными форма­ми рок-музыки); поп-рок (связан с поп-культурой); фолк рок (основан на народных традициях); джаз-рок (синтез
джаза и рока); арт-рок (нацелен на сближение с академи­ческим искусством) и авангардный рок (эксперименталь­ные направления), «тяжелый рок», или чаще его называют хард-рок.

Рок-музыка чрезвычайно разнообразна и неравнознач­на по художественной ценности, позитивной направленно­сти и воспитательной значимости. Наряду с социально про­грессивными, творческими направлениями существуют коммерческие, бунтарско-анархические, основанные на культе силы, сексуальной свободы и наркомании как край­ние, иногда извращенные, формы стихийного протеста.

Для детей младшего школьного возраста не характерно увлечение рок-музыкой, им не близки язык, стилистика, со­держание такой музыки. Однако дома нередко звучит совре менная музыка в независимости от того, хотят ее слушать дети или нет. Постоянное фоновое музыкальное сопровож­дение их жизни активно влияет на становление личности. Наиболее неприемлем, иногда и опасен для восприятия деть­ми «тяжелый рок». Частое воздействие ритмов «тяжелого рока» на 7—9-летних детей может привести к психическим расстройствам, фобиям или пассивности.

Музыка может вдохновить и на созидание, и на разру­шение. Зачастую тексты песен и рок-музыкантов, и поп- музыкантов бывают чрезвычайно жесткими и негативны­ми: «Я убью твоих соседей», — поет Земфира, — и дети буквально понимают этот текст.

М., 1960.

Воздействие музыки на человека может быть усилено словом. В этом случае энергичность и энергетичность му­зыки становятся направленными и ясными по цели. На­пример, подготовка к боевым действиям в древних племе­нах осуществлялась в процессе пения, плясок и многократ­ного повторения ключевых слов, обозначающих смысл, цель и план действий[19]: Меть ему в лоб, Меть ему в грудь, Меть ему в печень,

Меть ему в сердце,

Когда же побежит,

Меть ему в спину!

Ого, ого, ого!

Агрессивные мысли, выраженные в словах, усиливались энергетикой музыки и улучшали ловкость, уверенность стрелков, позволяли с легкостью справиться с противником

Но даже если исключить негативное содержание тек­стов песен, которые привносят авторы текста из окружаю щей бытовой среды, песни могут оказывать губительное воздействие на неокрепшую психику детей.

Увлечение исполнителей жесткими ритмами, десятки раз повторяющимися резкими фразами, чрезмерно гром­ким звучанием притупляет восприятие детей, они могут становиться рассеянными и невнимательными.

Воздействие даже силы звука может быть разрушитель­ным. Приведем данные о силе звука в децибелах по возрас­тающей от благоприятного и полезного для здоровья звуча­ния до опасного и смертельного.

10 дБ — шум листвы.

50 дБ — езда автомобиля с нормальной скоростью.

90 дБ — вредная для здоровья граница.

98 дБ — шум товарного поезда.

104дБ — треск мотоцикла.

105 дБ — шум реактивного самолета.

110 дБ — болевой порог (человек испытывает болевые ощущения).

112 дБ — раскат грома.

123 дБ — звучание группы «Лед Зеппелин» («Свинцо­вый дирижабль»),

130 дБ — артобстрел.

155 дБ —при продолжительном звучании вызывает ожоги.

180 дБ — явление резонанса влияет на кровеносные со­суды и вызывает смерть.

Естественно, чем продолжительнее звучит громкая му­зыка, тем она разрушительнее воздействует на психику че­ловека. Становится очевидным, насколько опасно для де­тей слышать очень громкую музыку, при этом в такой ситу­ации дети зачастую находятся не по своей воле. Задача пе­дагога не только заботиться о звуковом фоне в классе, но и проводить соответствующую разъяснительную работу с ро­дителями.

Если воздействие тяжелого рока на человека уже извес­тно по исследованиям ученых, то поп-музыка внешне ка­жется безопасной и даже положительной. Действительно тематика и мелодика поп-музыки более проста и незатей­лива. И мы часто наблюдаем как на сцену выходят юные певцы 7—9 лет и страстно, подражая взрослым, поют о лю­бовных '--траданиях, тайных поцелуях. Детям еще физиоло­гически не близки и психологически не понятны эти стра­дания. Этот репертуар навязан взрослыми. Проблема дет­ского репертуара возникала во все времена.

Так, услышав, что исполняет на фортепиано любимый племянник Володя Давыдов, Петр Ильич Чайковский со­чинил «Детский альбом», который до сих пор является дет­ской классикой. Придет время, когда дети, повзрослев, станут выбирать, петь и слушать те песни, которые будут соответствовать их душевным и духовным потребностям. В детском же возрасте нужны детям песни о детской жиз­ни, о событиях, которые им близки и понятны.

Итак, современное музыкальное искусство влияет на детей в повседневной жизни, его воздействие может стать педагогически организованным и целесообразным при ус­ловии, если учитель будет включать лучшие образцы музы­кальных современных произведений в учебно-воспитатель­ный процесс.

Вопросы и задания

1. Раскройте содержание основных направлений рок- музыки.

2. Приведите примеры воздействия музыки на человека. Объясните причины такого воздействия.

3. Какие современные жанры музыкального современ­ного искусства можно использовать в воспитательных це­лях в начальной школе?

Наши рекомендации