Тенденции музыкального воспитания в современном мире

Тенденции в музыкальном образовании детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной шко лы, с одной стороны, направлены на сохранение уже выра ботанных форм и методов работы с детьми, с другой — идут активные поиски новых форм, содержания и видов музы­кальной деятельности. Наблюдаются «размывание» уроков музыки, усиление функции психологического воздействия музыки на ребенка, включение элементов музыкотерапии в процесс развития ребенка, полихудожественное развитие детей, развлекательная функция музыки, смещение с про фессионализации на общее развитие детей, возвращение к музыкальному фольклору, применение импровизации как основы музыкального творчества детей.

Музыкальное образование детей в Европе и Соединен­ных Штатах Америки характеризуется отсутствием единых планов и программ, в школах разного типа музыка занима­ет различное место и ей отводится различное количество времени. При этом нередко уроки музыки становятся пред­метами по выбору. Нередко музыка, с одной стороны, рас­сматривается как способ отвлечения от грудных предметов, с другой, классическая музыка рассматривается как доста­точно сложное искусство. Поэтому нередко обучение детей идет на материале современного музыкального искусства. Детские песни для начальной школы отличаются простотой и небольшим диапазоном.

Музыкальное воспитание в странах Востока характери зуется сохранением народных традиций и религиозных пес­нопений. Современные детские песни сохраняют ярко вы раженный национальный характер. Однако в некоторых странах уроков музыки в начальной школе нет. Они замене­ны лишь пением песен на различных уроках или во вьеуроч ное время. Сохранение музыкальных традиций в основном осуществляется в музыкальных заведениях В восточных странах распространено пение детьми поэзии, патриотичес­ких, религиозных песен, которые основаны на сюжетах и текстах древности.

В современном музыкальном образовании ведутся по­стоянные поиски новых путей, методов и средств воздей­ствия музыки на ребенка. Наиболее интересным и продук тивным является направление, связанное с оздоровлением детей. К такому направлению можно отнести опыт работы вальдорфских школ по использованию методов эвритмии[14].

В начале XX века на основе антропософского подхода немецким философом, педагогом Р. Штейнером (1861-1925) была разработана система, частью которой являлось слияние музыки и движения. Эвритмия (греч. eurythmia — соразмер­ность — слаженность, ритмичность) — это искусство дви­жения, которое придает видимую образную форму звуча­нию речи и музыки. Эвритмия как свободное, естественное самовыражение детей в движении под музыку или стихи по­зволяет им гармонизовать собственные жизненные ритмы с социальными ритмами в процессе нахождения оптимально­го ритмического выражения характера, эмоциональной экс­прессии музыкального произведения или стихотворения.

Огромный вклад в музыкальную педагогику внес швей­царский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865— 1950), С позиций антропологического подхода он разрабо­тал метод музыкально-ритмического развития детей. Э. Жак-Далькроз возглавлял Институт музыки и ритмики в Хеллерау близ Дрездена. В институте преподавались ритми­ческая гимнастика, сольфеджио (развитие слуха), импрови­зация, дыхание, гимнастика, танцы[15].

По его мнению, музыка дает четкое представление о со­отношении между временем, пространством и движением. Создаются правильные моторные привычки, возникает способность не только производить ритмичные движения, но и четко представлять всевозможные временно-простран­ственные соотношения, которые в любой момент могут быть выполнены в любой ситуации с той же точностью, как и в упражнениях. Согласованность с музыкой такова, что движения выполняются на метрической основе, в отличие от ритмической. Метрические упражнения Э. Жак-Дальк- роза чередуются или объединяются в сложный комплекс движений, и многие из них относятся одновременно и к метру, и к ритму, поэтому их можно квалифицировать как метроритмические.

В комплексе упражнений Э. Жак-Далькроз считал му­зыку формообразующим началом. Музыка имеет, кроме ритма как средства выразительности, еще звуки, тогда как тело должно все богатство оттенков передавать лишь при помощи ритмических колебаний. По мнению Э. Жак-Даль- кроза, «музыка приобретает телесные формы», тем самым она «преобразует наши тела»[16].

В числе окончивших этот институт были российские педа ­гоги Н.Г. Александрова, позже В.А. Гринер, М.А Румер и др.

Отечественные специалисты творчески развивали и обогэща- ми основные положения этого музыкально-педагогического метода, поднимая его на качественно новую ступень Ими <>ыли разработаны различные направления народной, класси­ческой, современной, отечественной и зарубежной музыки. Особое внимание уделили подбору высокохудожественного репертуара для музыкально-ритмических занятий. Наряду с классической музыкой широко использовали народные пес­ни и произведения современных композиторов, с яркими и динамичными образами.

Неоценимый вклад в музыкальную педагогику внес Карл Орф (1895-1982) — немецкий композитор, педагог. В 1950-1954 годах Карл Орф издал 5-томное собрание «Музыка для детей» («Schulwerk»), которое стало основой музыкально-педагогической системы, получившей мировое признание и распр^стпанение. В 1961 году им был открыт Институт музыкального воспитания при Высшей школе му­шки и сценического искусства Моцартеум[17].

Идеи Орфа были воплощены в новаторском подходе к музыкальному обучению детей. Музыка является основой и соединяет вместе движение, пение, игру и импровизацию. Ее простая музыкальная инструментовка позволяла даже необученным детям исполнять части произведений с отно­сительной легкостью.

Центральное место в педагогической системе Орфа за­нимает элементарное музицирование. По мнению Карла Орфа, музыку ребенок может освоить, лишь научившись элементарно ее исполнять на музыкальном инструменте Для музицирования предлагались детям простейшие музы­кальные произведения, детский фольклор: считалки, драз­нилки, поговорки, скороговорки, потешки, пальчиковые игры. Работа строилась с учетом особенностей каждого ре­бенка, проводилась совместно с ребенком, и все это дела­лось ради ребенка. В процессе такой работы у детей разви­вается способность к импровизации, умение фантазиро­вать, слушать и слышать окружающий мир по-своему.

Музыкально-педагогическая система Карла Орфа с успехом используется во многих странах мира. В России эта система применяется в общеобразовательных школах, в музыкаль­ных школах разного типа.

Последние десятилетия научно-технический прогресс внес колоссальные изменения в возможности применения музыкальных произведений на уроках музыки, во внекласс­ной работе и в массовом музыкальном воспитании. Конец XX - начало XXI века ознаменовались началом эры компью­терных технологий, в том числе и в музыкальном искусстве. Хотя зарождение компьютерной музыки произошло значи­тельно раньше В 1952 году было создано первое музыкаль­ное компьютерное произведение греческого композитора Яниса Ксенакиса, которое называлось «Стохастические ва­риации». В тот момент на компьютере возможно было лишь обрабатывать результаты.

С развитием компьютерных технологий ситуация изме­нилась. С помощью компьютера можно воссоздать все тем­бры традиционной музыки. В специальных студиях созда­ются новые уникальные тембры, воссоздающие «музыку Космоса», о которой писали Пифагор, Аристотель, Платон. Звуковые возможности компьютера позволяют воссоздать шумы и звуки природы, окружающего мира

Композитор может свободно сочинять любую, даже технически очень сложную музыку, вычислениями зани­мается техника. Революционным в данном случае стано­вится то, что компьютерная музыка не нуждается в нот­ной записи. Таким образом, музыкальные произведения будут сохраняться точно такими, какими их задумал ком­позитор.

Совершенствование компьютеров может стать толчком к развитию музыкального воспитания и образования, кото­рого не знали предыдущие времена Материал, с которым имеют дело композитор, исполнитель и слушатель, - это звуки и вибрации, которые преобразованы в благозвучные гармоничные сочетания, лежащие в основе музыкального образа и его художественного воплощения, высококласс­ным мастером - автором произведения. И чем выше каче­ство подготовки слушателей, тем выше вероятность востре­бованности художественных произведений.

Перед педагогом стоит задача развития высокой слуша­тельской культуры. Содействие этому могут оказать компь­ютерные технологии в нескольких направлениях.

Прежде всего, повышение качества записей музыкаль­ных произведений в компьютерном варианте — в прошлое vuuih некачественные и быстро устаревающие проигрыва­тели пластинок. Немаловажно то. что компьютерные тех нологии позволяют использовать те произведения, которые были недоступны, — сейчас в записи имеется огромное ко­личество интересных малоизвестных разнообразных дет­ских произведений композиторов-классиков

Заслуживают внимания новые технологии по созданию компьютерной музыки, которая представляет собой свое образный синтез электронной музыки. Создание новых тембров и воссоздание тембрового многообразия мира с по­мощью электронных средств позволяют активно осуществ­лять прецмузыкальное и ауциальное развитие детей.

Основной проблемой последних двух-трех столетий было отсутствие импровизации, музыкального творчества в широких массах. Что бы ни говорили о музыкальном со­творчестве при восприятии музыки, музыкальное творче ство — это привилегия специально подготовленных про фессионалов-музыкантов. При новых компьютерных тех­нологиях детям доступна игра со звуком. Естественно, высокохудожественные произведения будут создавать твор­цы — музыканты, но компьютерная музыка или игра в со­чинение музыки будет доступна детям. Их привлекают, как привпекали и великих композиторов, например Моцарта, красочность сонористики, свободная алеаторика, шумовые и звуковые эффекты.

И уже сейчас не редкость, когда молодой педагог выхо­дит на педагогическую практику с ноутбуком, с помощью которого детям доступно прослушивание музыки, отсут­ствующей в фонотеке школы, но так необходимой для со­здания интересного, богатого звуковыми красками музы­кального урока или внеклассного музыкального занятия.

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте одну из бесед для детей о музыке разных народов Европы (Германии, Франции, Испании, Италии), Азии (Японии, Китая, Индии, Египта), Америки (Соеди­ненных Штатов Америки, Бразилии, Канады).

2. Подберите музыкальные произведения, которые мож­но использовать: а) для успокоения детей; б) для активиза­ции их деятельности; в) для расслабления и снятия эмоцио­нального напряжения.

3. Проанализируйте основные тенденции развития со­циально-культурной сферы и музыкального искусства на современном этапе.

4. Дайте сравнительную характеристику музыкального воспитания в различных странах.

Наши рекомендации