Тенденции музыкального воспитания в современном мире
Тенденции в музыкальном образовании детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной шко лы, с одной стороны, направлены на сохранение уже выра ботанных форм и методов работы с детьми, с другой — идут активные поиски новых форм, содержания и видов музыкальной деятельности. Наблюдаются «размывание» уроков музыки, усиление функции психологического воздействия музыки на ребенка, включение элементов музыкотерапии в процесс развития ребенка, полихудожественное развитие детей, развлекательная функция музыки, смещение с про фессионализации на общее развитие детей, возвращение к музыкальному фольклору, применение импровизации как основы музыкального творчества детей.
Музыкальное образование детей в Европе и Соединенных Штатах Америки характеризуется отсутствием единых планов и программ, в школах разного типа музыка занимает различное место и ей отводится различное количество времени. При этом нередко уроки музыки становятся предметами по выбору. Нередко музыка, с одной стороны, рассматривается как способ отвлечения от грудных предметов, с другой, классическая музыка рассматривается как достаточно сложное искусство. Поэтому нередко обучение детей идет на материале современного музыкального искусства. Детские песни для начальной школы отличаются простотой и небольшим диапазоном.
Музыкальное воспитание в странах Востока характери зуется сохранением народных традиций и религиозных песнопений. Современные детские песни сохраняют ярко вы раженный национальный характер. Однако в некоторых странах уроков музыки в начальной школе нет. Они заменены лишь пением песен на различных уроках или во вьеуроч ное время. Сохранение музыкальных традиций в основном осуществляется в музыкальных заведениях В восточных странах распространено пение детьми поэзии, патриотических, религиозных песен, которые основаны на сюжетах и текстах древности.
В современном музыкальном образовании ведутся постоянные поиски новых путей, методов и средств воздействия музыки на ребенка. Наиболее интересным и продук тивным является направление, связанное с оздоровлением детей. К такому направлению можно отнести опыт работы вальдорфских школ по использованию методов эвритмии[14].
В начале XX века на основе антропософского подхода немецким философом, педагогом Р. Штейнером (1861-1925) была разработана система, частью которой являлось слияние музыки и движения. Эвритмия (греч. eurythmia — соразмерность — слаженность, ритмичность) — это искусство движения, которое придает видимую образную форму звучанию речи и музыки. Эвритмия как свободное, естественное самовыражение детей в движении под музыку или стихи позволяет им гармонизовать собственные жизненные ритмы с социальными ритмами в процессе нахождения оптимального ритмического выражения характера, эмоциональной экспрессии музыкального произведения или стихотворения.
Огромный вклад в музыкальную педагогику внес швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865— 1950), С позиций антропологического подхода он разработал метод музыкально-ритмического развития детей. Э. Жак-Далькроз возглавлял Институт музыки и ритмики в Хеллерау близ Дрездена. В институте преподавались ритмическая гимнастика, сольфеджио (развитие слуха), импровизация, дыхание, гимнастика, танцы[15].
По его мнению, музыка дает четкое представление о соотношении между временем, пространством и движением. Создаются правильные моторные привычки, возникает способность не только производить ритмичные движения, но и четко представлять всевозможные временно-пространственные соотношения, которые в любой момент могут быть выполнены в любой ситуации с той же точностью, как и в упражнениях. Согласованность с музыкой такова, что движения выполняются на метрической основе, в отличие от ритмической. Метрические упражнения Э. Жак-Дальк- роза чередуются или объединяются в сложный комплекс движений, и многие из них относятся одновременно и к метру, и к ритму, поэтому их можно квалифицировать как метроритмические.
В комплексе упражнений Э. Жак-Далькроз считал музыку формообразующим началом. Музыка имеет, кроме ритма как средства выразительности, еще звуки, тогда как тело должно все богатство оттенков передавать лишь при помощи ритмических колебаний. По мнению Э. Жак-Даль- кроза, «музыка приобретает телесные формы», тем самым она «преобразует наши тела»[16].
В числе окончивших этот институт были российские педа гоги Н.Г. Александрова, позже В.А. Гринер, М.А Румер и др.
Отечественные специалисты творчески развивали и обогэща- ми основные положения этого музыкально-педагогического метода, поднимая его на качественно новую ступень Ими <>ыли разработаны различные направления народной, классической, современной, отечественной и зарубежной музыки. Особое внимание уделили подбору высокохудожественного репертуара для музыкально-ритмических занятий. Наряду с классической музыкой широко использовали народные песни и произведения современных композиторов, с яркими и динамичными образами.
Неоценимый вклад в музыкальную педагогику внес Карл Орф (1895-1982) — немецкий композитор, педагог. В 1950-1954 годах Карл Орф издал 5-томное собрание «Музыка для детей» («Schulwerk»), которое стало основой музыкально-педагогической системы, получившей мировое признание и распр^стпанение. В 1961 году им был открыт Институт музыкального воспитания при Высшей школе мушки и сценического искусства Моцартеум[17].
Идеи Орфа были воплощены в новаторском подходе к музыкальному обучению детей. Музыка является основой и соединяет вместе движение, пение, игру и импровизацию. Ее простая музыкальная инструментовка позволяла даже необученным детям исполнять части произведений с относительной легкостью.
Центральное место в педагогической системе Орфа занимает элементарное музицирование. По мнению Карла Орфа, музыку ребенок может освоить, лишь научившись элементарно ее исполнять на музыкальном инструменте Для музицирования предлагались детям простейшие музыкальные произведения, детский фольклор: считалки, дразнилки, поговорки, скороговорки, потешки, пальчиковые игры. Работа строилась с учетом особенностей каждого ребенка, проводилась совместно с ребенком, и все это делалось ради ребенка. В процессе такой работы у детей развивается способность к импровизации, умение фантазировать, слушать и слышать окружающий мир по-своему.
Музыкально-педагогическая система Карла Орфа с успехом используется во многих странах мира. В России эта система применяется в общеобразовательных школах, в музыкальных школах разного типа.
Последние десятилетия научно-технический прогресс внес колоссальные изменения в возможности применения музыкальных произведений на уроках музыки, во внеклассной работе и в массовом музыкальном воспитании. Конец XX - начало XXI века ознаменовались началом эры компьютерных технологий, в том числе и в музыкальном искусстве. Хотя зарождение компьютерной музыки произошло значительно раньше В 1952 году было создано первое музыкальное компьютерное произведение греческого композитора Яниса Ксенакиса, которое называлось «Стохастические вариации». В тот момент на компьютере возможно было лишь обрабатывать результаты.
С развитием компьютерных технологий ситуация изменилась. С помощью компьютера можно воссоздать все тембры традиционной музыки. В специальных студиях создаются новые уникальные тембры, воссоздающие «музыку Космоса», о которой писали Пифагор, Аристотель, Платон. Звуковые возможности компьютера позволяют воссоздать шумы и звуки природы, окружающего мира
Композитор может свободно сочинять любую, даже технически очень сложную музыку, вычислениями занимается техника. Революционным в данном случае становится то, что компьютерная музыка не нуждается в нотной записи. Таким образом, музыкальные произведения будут сохраняться точно такими, какими их задумал композитор.
Совершенствование компьютеров может стать толчком к развитию музыкального воспитания и образования, которого не знали предыдущие времена Материал, с которым имеют дело композитор, исполнитель и слушатель, - это звуки и вибрации, которые преобразованы в благозвучные гармоничные сочетания, лежащие в основе музыкального образа и его художественного воплощения, высококлассным мастером - автором произведения. И чем выше качество подготовки слушателей, тем выше вероятность востребованности художественных произведений.
Перед педагогом стоит задача развития высокой слушательской культуры. Содействие этому могут оказать компьютерные технологии в нескольких направлениях.
Прежде всего, повышение качества записей музыкальных произведений в компьютерном варианте — в прошлое vuuih некачественные и быстро устаревающие проигрыватели пластинок. Немаловажно то. что компьютерные тех нологии позволяют использовать те произведения, которые были недоступны, — сейчас в записи имеется огромное количество интересных малоизвестных разнообразных детских произведений композиторов-классиков
Заслуживают внимания новые технологии по созданию компьютерной музыки, которая представляет собой свое образный синтез электронной музыки. Создание новых тембров и воссоздание тембрового многообразия мира с помощью электронных средств позволяют активно осуществлять прецмузыкальное и ауциальное развитие детей.
Основной проблемой последних двух-трех столетий было отсутствие импровизации, музыкального творчества в широких массах. Что бы ни говорили о музыкальном сотворчестве при восприятии музыки, музыкальное творче ство — это привилегия специально подготовленных про фессионалов-музыкантов. При новых компьютерных технологиях детям доступна игра со звуком. Естественно, высокохудожественные произведения будут создавать творцы — музыканты, но компьютерная музыка или игра в сочинение музыки будет доступна детям. Их привлекают, как привпекали и великих композиторов, например Моцарта, красочность сонористики, свободная алеаторика, шумовые и звуковые эффекты.
И уже сейчас не редкость, когда молодой педагог выходит на педагогическую практику с ноутбуком, с помощью которого детям доступно прослушивание музыки, отсутствующей в фонотеке школы, но так необходимой для создания интересного, богатого звуковыми красками музыкального урока или внеклассного музыкального занятия.
Задания для самостоятельной работы
1. Составьте одну из бесед для детей о музыке разных народов Европы (Германии, Франции, Испании, Италии), Азии (Японии, Китая, Индии, Египта), Америки (Соединенных Штатов Америки, Бразилии, Канады).
2. Подберите музыкальные произведения, которые можно использовать: а) для успокоения детей; б) для активизации их деятельности; в) для расслабления и снятия эмоционального напряжения.
3. Проанализируйте основные тенденции развития социально-культурной сферы и музыкального искусства на современном этапе.
4. Дайте сравнительную характеристику музыкального воспитания в различных странах.