Носители музыкальной культуры
Распространение музыкальной культуры в древности велось изустно. Музыкальными просветителями у разных народов становились исполнители песен, свободные бродя чие музыканты. Певцы практически всех народов мира: ва- ганты, оубадуры, труверы, акыны, шансонье, гусляры, скоморохи — остались в музыкальной истории как носители музыкальной культуры. Именно они становились создателями основ народного музыкального воспитания. В каждой стране странствующие певцы, сказители, поэты концентрировали народную мудрость в слагаемых ими и заимствованных песнях, былинах, сказах.
В эпоху Средневековья во Франции странствующих поэтов и певцов называли трубадурами. Trubar — троисходит от провансальского слова «изобретать», «слагать стихи». Трубадуры воспевали любовь, природу, подвиги героев. Среди них были как знатные люди — рыцари, так и простолюдины. Рыцарям нередко прислуживали, а также аккомпанировали менестрели, которые их сопровождали во всех странствиях.
Не менее известными в средневековой Франции были труверы (от франц. trouvere — придумывать, находить).
Именно труверы были близки к народному музыкальному | норчеству. Позже они стали перенимать традиции трубадуров. Известным средневековым трувером был Адам де ла Аль, который как исполнитель песен завоевал любовь у простолюдинов и знатных людей. Он исполнял песни вплоть до своей смерти, которая наступила в 128b году. До наших времен дошла его театрализованная пастораль «Игра о Робине и Марнон»[12].
Большой популярностью в средневековой Европе пользовались ваганты — бедные бродячие студенты, которые ходили из города в город и распевали песни, таким образом шрабатывая себе на жизнь. Ваганты отличались большой находчивостью, веселым нравом и социальной активностью. Они сыскали славу истинных защитников пострадавших от социальной несправедливости. Их любимой темой также были лирические песни о любви.
В кочевых странах (в Казахстане и Киргизии) почитались народные музыканты-импровизаторы — акыны. Они сами слагали песни о тяжелой жизни, о любви, о природе, о на родных героях. Обычно акын аккомпанировал себе на домбре или комузе. Популярность и авторитет их были настолько велики, что их нередко причисляли к прорицателям и мудре нам. Акыны на Востоке существуют и поныне. Армянские ашуги сами сочиняли и импровизировали песни.
Носителями музыкальной культуры на Руси являлись баяны, гусляры, скоморохи. О певцах на Руси упоминается в самых первых источниках. Так, предшественниками Боя- на являлись музыканты, о которых написано в «Слове о полку Игореве». Вольные свободные музыканты пели славу доблестным вождям, восхваляли отвагу храброй дружины, «возлагая персты свои» на струны звонких гуслей.
Воины-гусляры слагали песни о былых походах и битвах, пели смелые припевки о боярах и князьях. Гусляры. как правило, исполняли «высокую песнь» — неторопливую и вдумчивую, наполненную героическим и патриотическим содержанием. Скоморохи играли задушевные и протяжные, бойкие и веселые, шуточные и плясовые песни. В современном понимании скоморох — шут, дурак. В старину, в языческие времена скоморохи были музыкантами, танцорами, артистами, которые всегда принимались как почетные гости. Без них не проходили пиры, обрядовые игры. Они были главными участниками игрищ, которые включали лицедейство, пляски, песни в сопровождении игры на музыкальных инструментах.
Князь Владимир Красное Солнышко обращался к переодетому Добрыне так[13]:
Лй же ты мала скоморошина, За твою игру за великую, За утехи твои за нежные, Без мерушки пей зелено вино, Без расчету получай золоту казну.
Искусство скоморохов было очень разнообразно Они являлись одновременно певцами, сказителями, сказочниками, лицедеями, плясунами, музыкантами. Особенно ценились игрьцы-музыканты, это считалось высоким искусством. Люди верили, что музыканты обладают огромной силой, могут охранить от бед и зла.
С введением на Руси христианства резко изменилось отношение к скоморохам. Их называли посланцами дьявола, а их ремесло — бесовским. Известны постановления церковных соборов, наказы воеводам, в которых запрещалось кому бы то ни было петь, играть, танцевать.
Но народ любил скоморохов, поддерживал их. Защищаясь от преследования, скоморохи стали объединяться в группы — «ватаги» по 60-70 человек. За одного поднималась вся артель. Медленно передвигалась ватага по Руси, добывая себе ночлег, пропитание. С ними жили и делили тяготы жизни дети, в основном мальчики. Они учились у мастеров-скоморохов всем искусствам, постепенно включаясь в выступления. Иногда дети достигали мастерства взрослых, становились люЬимцами публики. Это была своя иоспитательная среда, особенная жизнь, где складывалось мировоззрение, рождалась и сохранялась культура.
Скоморохи — носители народных традиций, культурного наследия, они осуществляли связь поколений, являлись социальными обличителеми. Они как актеры, потешники, оалагу ры, драматические лицедеи, музыканты, певцы, сказители, танцоры, фокусники, акробаты несли культуру, в том числе и музыкальную, по всей России, были негласными воспитателями и хранителями народного творчества, эпоса.
Скомороха называли «глумотворец», «игрец», «гудец», «плясец». Их считали выходцами из Византии или потомками римских мимов. От слов «глум», «масколудство» родилось слово «маски», т. е. то, что скрывает истинное лицо. Именно они привлекали своим активным отношением к миру детей. Вокруг них всегда толпились ребятишки, жадно впитывали все происходящее и пытались повторять их незатейливые фокусы, песенки, скоморошины. Так передавалась из поколения в поколение музыкальная культура русского народа.
До наших времен сохоанился такой способ передачи одного из пластов музыкальной культуры в виде авторской (бардовской) песни. Бардовские песни обычно исполняются под аккомпанемент гитары, родственницы кифары, гуслей. Такие песни являются небольшой, но заметной и глубокой по содержанию частью музыкального искусства. Бардовскому искусству не обучают нигде, но к нему прикасаются многие, вдохновляясь и становясь мудрее.
Остро и поэтично барды реагируют на все происходящие события в обществе. Их песни наполнены экспрессией, они пронзительны и лиричны по мелодике, глубоки и содержательны по тематике. Практически все знают фамилии и творчество бардов. Достаточно назвать такие имена, как Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Александр Галич, Александр Дольский, Юрий Визбор. Бардовская песня была популярна в 60—80-е годы XX века, в период расцвета самодеятельного творчества.
В этот период активно развивалась художественная самодеятельность в общеобразовательных школах, домах пионеров, дворцах творчества. Практически каждый школьник того периода занимался в каком-либо кружке самодеятельности. Большой популярностью пользовались хоровые коллективы, вокальные и инструментальные ансамб ли, ансамбли песни и пляски, фольклорные коллективы, оркестры народных и духовых инструментов, обучение игре на музыкальных инструментах.
Вопросы и задания
1. Какую роль играли в жизни различных народов исполнители музыки?
2. Каким образом осуществлялось музыкальное образование и воспитание в среде музыкантов-исполнителей?
3. Расскажите о воспитательном значении музыкальных инструментов.
4. Составьте краткие беседы для детей о музыкальных инструментах и исполнителях.
5. Какое место в музыкальном образовании детей занимает художественная самодеятельность?
6. Составьте беседу об одном из бардов, подберите музыкальный материал.