Традиции музыкального воспитания на руси

Музыкальное искусство и музыкальное воспитание в Древней Руси связано с культурой и бытом восточнославян­ских племен. Оно отличается как от восточного, так и от западного мировосприятия и традиций. Если говорить о музыкальном искусстве, то оно развивалось по западному образцу с запозданием на один-полтора века. Восточная музыкальная культура всегда привлекала русских компози­торов, именно в их творчестве отражена тематика Востока достаточно полно и интересно. Музыкальное же воспита ние на Востоке — это касается последних столетий — раз­вивается зачастую по российской модели.

Наиболее ранние сведения о музыке относятся к началу нашей эры. Славянам тех времен было присуще мифологи­ческое мировоззрение, которое выражалось в конкретных образах и одушевлении всего окружаюшего. подчинении главному божеству — солнцу, которое имело несколько на­званий: Дажьбог, Хоре, Купала, Ярило.

Как музыкальное искусство, так и музыкальное воспита­ние на Руси имеет четко выраженные признаки трех направ­лений, по аналогии с западным музыкальным искусством: народное творчество, религиозная музыка, которая ограни­чивается в основном песнопениями, и светское музыкальное искусство.

На Руси до появления христианства поклонялись при­роде. Вера в могущество природы и одухотворение мира от­ражались и на музыкальном творчестве. Поклонение при­роде — лесам, полям, рекам, камням — было связано с глу­боким пониманием того, что человек является частью природы и должен подчиняться ее законам.

Осооое значение приобретали обряды как жизненное, I 'ivhoKufc осмысление мира и себя в мире. Например, дерево т и i (створяло девушку: гибкий ствол — стан, ветви — руки. Ненки, украшавшие девушку, символизировали лучи солн- .1 ■ солнечный диск. Березу одевали в платье и плясали иикруг нее («как кони»). Практически все обряды отража- ш образы, символы поклонения природе и сопровожда- NKI, музыкой. Музыка являлась частью обрядов, которые икмючали заклинания, заговоры, пение, пляски, хорово- 8.1.1, театральные действия. Культовыми в обрядах станови­ща. скульптура, чеканка, амулеты, музыкальные инстру­менты. В подтверждение этому позднее на Киевщине (VI пек) были найдены изображения плясунов, сцен гуля- III,и и празднования.

С появлением церкви началось гонение и осуждение и и,1Чсских обрядов: «Пляска, гульба, песни бесовские и м ртвы идольские» — так говорила православная церковь о щиг.цнике Перуна.

я то время уже существовало много музыкальных инст­рументов: в древних могильниках найдены колокольчики, пуПснцы. Названия возникали от вида или способа испол­нения: гульба — гудеть — гусли. Искусство гусляров-музы- к .1 .ов почиталось в различные времена. Византийские ис- i крики писали о трех славянских музыкантах (VI век), ко- юрые оыли взяты в плен. Но когда военные вожди увидели кифару и поняли, что это музыканты, их приняли как по- •I 'пых гостей. Музыкально образованные люди занимали почетное, привилегированное положение. Послы всегда имели музыкальное образование, бояое обучались игре на м, макальных инструментах. В Средние века в Европе кельт 1 кие барды пользовались неприкосновенностью и с легкое- п.ю перемещались в воинские расположения противников.

После крещения на Руси стало активно прививаться пе­ние, основанное на византийских канонах. Распростране­ние получили песни, каноны в часть событий и святых На­пример, колдак — праздничное песнопение в честь Бориса п I леОа, убиенных братом Святополком. Это событие отно­сится к 1015 году.

Сначала пение было одноголосным, и оно не фиксиро­валось в знаках, а передавалось по памяти. Религиозная му­зыка способствовала развитию нотного письма и многого­лосного пения на Руси. Древнерусские песнопения записы­вались особыми значками, которые назвались крюковым письмом (от слова «крюк») и знаменным распевом (от «зна­мя», «знак»). Эти нотные обозначения помогали определить ритмические и мелодические обороты. Система была доста­точно непростой, и было необходимо запомнить большое количество крюков, чтобы освоить песнопения. Ниже на рисунке изображены образцы крюков XII-XIII веков, ко­торыми пользовались при разучивании церковных песно­пений[10].

Ск - W

п

Ь-»

hf*-г*

традиции музыкального воспитания на руси - student2.ru

Распространялось также светское музицирование, ко­торое сопровождало роскошные пиршества: «Одни гласили гусельные гласы другие мусикийские, а иные органные»[11]. В Софийском соборе в Киеве изображены духовые и щип­ковые инструменты с плясунами и акробатами. Именно та­ким образом дошли до нашего времени изображения, на­пример, виолы.

Исследователи предполагают, что первыми музыкаль­ными инструментами были ударные. Инструменты рожда- unci, из окружающих предметов — камней, железа, колоту­шек кожи. Они выполняли функции общения, информа­ции, предупреждения, сбора.

Прародителями струнных инструментов были — тетива, in-1 ни, прутики, лианы. Духовые инструменты возникали из рлсений, гростника, плодов, камней с отверстиями, берес- пц, ракушек, рогов, бивней. Были распространены такие •IIic оументы, как сопель — свистковая флейта, свирель — парная флейта, цевница — флейта Пана. Известны сольная, 1самблевая игра, героические песнопения еще с древнос- 1п, которые отражены в «Слове о полку Игореве». Слави- пись певцы: Боян — трославленный певец XI века, Садке — бедный гусляр и певец, которого еще иначе называли ско­морохом.

В XV -XVI веках появились первые придворные хоры. пк, известен хор государственных певчих дьяконов, кото­рый состоял из 30—35 лучших певцов и при Иване IV достиг

рас цвета.

Светское образование претерпело значительные изме­нения с зарождения классического музыкального искусства н XV веке в Европе, и в XVI веке в России с развитием малых жанров в музыке распространились домашнее музи­цирование и пение. В каждой богатой, знатной семье стали появляться домашние педагоги музыки, которые обучали детей знатных сословий игре на музыкальных инструмен­тах, пению, музыкальной грамоте. Такое музыкальное обра чование получили практически все видные русские компо­зиторы.

Постепенно стали зарождаться различные типы учеб­ных музыкальных заведений в России. Основными тенден­циями музыкального образования на протяжении веков яв­лялись ориентация на профессионализм, стремление впи­тать классические каноны западной музыкальной культуры, с одной стороны, при этом сохранить русские традиции музыкального воспитания, с другой стороны Огромное воспитательное значение имело народное музыкальное творчество, поскольку оно передавэюсь из уст в уста, и дети постигали его в оытовых условиях, в повседневной жизни.

Религиозное музыкальное воспитание способствовало раз­витию многоголосного пения в России. Не случайно Россия всегда славилась голосами и считалась «поющей» страной.

Вопросы и задания

1. Покажите особенности развития классического му зыкального искусства и музыкального фольклора на Руси

2. Раскройте особенности музыкального воспитания де­тей в России.

3. Определите и обоснуйте стилистические особенности и жанры музыкального фольклора.

4. Раскройте содержание основных направлений разви­тия музыки (светского, религиозного, народного творчества), их особенности и музыкальные традиции воспитания детей.

Наши рекомендации