Традиции музыкального воспитания на руси
Музыкальное искусство и музыкальное воспитание в Древней Руси связано с культурой и бытом восточнославянских племен. Оно отличается как от восточного, так и от западного мировосприятия и традиций. Если говорить о музыкальном искусстве, то оно развивалось по западному образцу с запозданием на один-полтора века. Восточная музыкальная культура всегда привлекала русских композиторов, именно в их творчестве отражена тематика Востока достаточно полно и интересно. Музыкальное же воспита ние на Востоке — это касается последних столетий — развивается зачастую по российской модели.
Наиболее ранние сведения о музыке относятся к началу нашей эры. Славянам тех времен было присуще мифологическое мировоззрение, которое выражалось в конкретных образах и одушевлении всего окружаюшего. подчинении главному божеству — солнцу, которое имело несколько названий: Дажьбог, Хоре, Купала, Ярило.
Как музыкальное искусство, так и музыкальное воспитание на Руси имеет четко выраженные признаки трех направлений, по аналогии с западным музыкальным искусством: народное творчество, религиозная музыка, которая ограничивается в основном песнопениями, и светское музыкальное искусство.
На Руси до появления христианства поклонялись природе. Вера в могущество природы и одухотворение мира отражались и на музыкальном творчестве. Поклонение природе — лесам, полям, рекам, камням — было связано с глубоким пониманием того, что человек является частью природы и должен подчиняться ее законам.
Осооое значение приобретали обряды как жизненное, I 'ivhoKufc осмысление мира и себя в мире. Например, дерево т и i (створяло девушку: гибкий ствол — стан, ветви — руки. Ненки, украшавшие девушку, символизировали лучи солн- .1 ■ солнечный диск. Березу одевали в платье и плясали иикруг нее («как кони»). Практически все обряды отража- ш образы, символы поклонения природе и сопровожда- NKI, музыкой. Музыка являлась частью обрядов, которые икмючали заклинания, заговоры, пение, пляски, хорово- 8.1.1, театральные действия. Культовыми в обрядах становища. скульптура, чеканка, амулеты, музыкальные инструменты. В подтверждение этому позднее на Киевщине (VI пек) были найдены изображения плясунов, сцен гуля- III,и и празднования.
С появлением церкви началось гонение и осуждение и и,1Чсских обрядов: «Пляска, гульба, песни бесовские и м ртвы идольские» — так говорила православная церковь о щиг.цнике Перуна.
я то время уже существовало много музыкальных инструментов: в древних могильниках найдены колокольчики, пуПснцы. Названия возникали от вида или способа исполнения: гульба — гудеть — гусли. Искусство гусляров-музы- к .1 .ов почиталось в различные времена. Византийские ис- i крики писали о трех славянских музыкантах (VI век), ко- юрые оыли взяты в плен. Но когда военные вожди увидели кифару и поняли, что это музыканты, их приняли как по- •I 'пых гостей. Музыкально образованные люди занимали почетное, привилегированное положение. Послы всегда имели музыкальное образование, бояое обучались игре на м, макальных инструментах. В Средние века в Европе кельт 1 кие барды пользовались неприкосновенностью и с легкое- п.ю перемещались в воинские расположения противников.
После крещения на Руси стало активно прививаться пение, основанное на византийских канонах. Распространение получили песни, каноны в часть событий и святых Например, колдак — праздничное песнопение в честь Бориса п I леОа, убиенных братом Святополком. Это событие относится к 1015 году.
Сначала пение было одноголосным, и оно не фиксировалось в знаках, а передавалось по памяти. Религиозная музыка способствовала развитию нотного письма и многоголосного пения на Руси. Древнерусские песнопения записывались особыми значками, которые назвались крюковым письмом (от слова «крюк») и знаменным распевом (от «знамя», «знак»). Эти нотные обозначения помогали определить ритмические и мелодические обороты. Система была достаточно непростой, и было необходимо запомнить большое количество крюков, чтобы освоить песнопения. Ниже на рисунке изображены образцы крюков XII-XIII веков, которыми пользовались при разучивании церковных песнопений[10].
Ск - W
п
Ь-»
hf*-г*
Распространялось также светское музицирование, которое сопровождало роскошные пиршества: «Одни гласили гусельные гласы другие мусикийские, а иные органные»[11]. В Софийском соборе в Киеве изображены духовые и щипковые инструменты с плясунами и акробатами. Именно таким образом дошли до нашего времени изображения, например, виолы.
Исследователи предполагают, что первыми музыкальными инструментами были ударные. Инструменты рожда- unci, из окружающих предметов — камней, железа, колотушек кожи. Они выполняли функции общения, информации, предупреждения, сбора.
Прародителями струнных инструментов были — тетива, in-1 ни, прутики, лианы. Духовые инструменты возникали из рлсений, гростника, плодов, камней с отверстиями, берес- пц, ракушек, рогов, бивней. Были распространены такие •IIic оументы, как сопель — свистковая флейта, свирель — парная флейта, цевница — флейта Пана. Известны сольная, 1самблевая игра, героические песнопения еще с древнос- 1п, которые отражены в «Слове о полку Игореве». Слави- пись певцы: Боян — трославленный певец XI века, Садке — бедный гусляр и певец, которого еще иначе называли скоморохом.
В XV -XVI веках появились первые придворные хоры. пк, известен хор государственных певчих дьяконов, который состоял из 30—35 лучших певцов и при Иване IV достиг
рас цвета.
Светское образование претерпело значительные изменения с зарождения классического музыкального искусства н XV веке в Европе, и в XVI веке в России с развитием малых жанров в музыке распространились домашнее музицирование и пение. В каждой богатой, знатной семье стали появляться домашние педагоги музыки, которые обучали детей знатных сословий игре на музыкальных инструментах, пению, музыкальной грамоте. Такое музыкальное обра чование получили практически все видные русские композиторы.
Постепенно стали зарождаться различные типы учебных музыкальных заведений в России. Основными тенденциями музыкального образования на протяжении веков являлись ориентация на профессионализм, стремление впитать классические каноны западной музыкальной культуры, с одной стороны, при этом сохранить русские традиции музыкального воспитания, с другой стороны Огромное воспитательное значение имело народное музыкальное творчество, поскольку оно передавэюсь из уст в уста, и дети постигали его в оытовых условиях, в повседневной жизни.
Религиозное музыкальное воспитание способствовало развитию многоголосного пения в России. Не случайно Россия всегда славилась голосами и считалась «поющей» страной.
Вопросы и задания
1. Покажите особенности развития классического му зыкального искусства и музыкального фольклора на Руси
2. Раскройте особенности музыкального воспитания детей в России.
3. Определите и обоснуйте стилистические особенности и жанры музыкального фольклора.
4. Раскройте содержание основных направлений развития музыки (светского, религиозного, народного творчества), их особенности и музыкальные традиции воспитания детей.