Великий композитор - Роберт Шуман
Шуман Роберт Шуман прожил короткую жизнь, всего 46 лет. Годы его жизни- 1810-1856 Жизнь его, если судить по биографическим фактам, не очень счастливая. Но мы согласимся с мыслью о том, что этого гениального мастера можно всё- таки считать счастливым, так как он выполнил основную задачу своей жизни. Шуман оставил человечеству на память образец настоящего немецкого артиста, который был исполнен честного прямодушия, благородства и духовности. Говоря о своих величайших музыкальных поэтах, люди всегда с благодарностью будут вспоминать и имя Шумана, немецкого композитора и музыкального критика.
Шуман является выразителем эстетики немецкого романтизма. Он основал и являлся редактором "Нойецайтшрифтфюрмузик" или "Нового музыкального журнала". Шуман создал программные фортепианные циклы ("Бабочки", 1831; "Карнавал", 1835; "Фантастические пьесы", 1837; "Крейслериана", 1838), он известен как автор лирико-драматических вокальных циклов ("Любовь поэта", "Круг песен", "Любовь и жизнь женщины", все 1840). Его ценят за то, что он внес вклад в развитие романтической фортепианной сонаты и вариаций ("Симфонические этюды", 2-я редакция 1852). Опера "Геновева" (1848), оратория "Рай и Пери" (1843), 4 симфонии, концерт для фортепиано с оркестром (1845), камерные и хоровые сочинения, музыка к драматической поэме "Манфред" Дж. Байрона (1849)1.
Немецкий композитор Роберт Шуман хотел, чтобы «музыка исходила из глубины настоящего и была не только приятной забавой и красивой по звучанию, но и стремилась к чему-то еще»2. Само это желание
резко отличает Роберта Шумана от многих композиторов его поколения, которые грешили бессодержательным сочинительством. Шуман боролся за прогресс в музыке всеми силами, и ему удалось этого добиться.
Шумана относят ко 2-му поколению романтиков. Он очень остро чувствовал разницу между тонкой, чувствительной натурой художника и окружающим миром, и всю жизнь восставал против мещанства. Это ясно и чётко проявляется и в музыке. Музыка Шумана отличается особо острым психологизмом, глубоко проникает в состояние души человека. Он очень тонко отразил в музыке смену этих состояний. У него присутствует непосредственное соприкосновение страстного порыва и погружения в мир грёз. Во многом он отразил свойства своей натуры, связанной с двойственностью.
В итоге скажем, Шуман - гениальный немецкий композитор, автор многих известных произведений, наиболее ярким из которых, пот нашему мнению, считается, вокальный цикл» Любовь поэта».
Вокальное творчество Шумана
Одним из высших достижений Шумана считается вокальная лирика, которая идеально соответствовала его творческой натуре, так как Шуман обладал не только музыкальным, но и поэтическим дарованием. Роберта отличал большой литературный кругозор, огромная восприимчивость к поэтическому слову, а также собственный опыт писателя.
Шуман прекрасно разбирался в творчестве поэтов-современников, высоко ценя И. Эйхендорфа, А. Шамиссо, Р. Бернса, Ф. Рюккерта, Дж. Байрона, Г. X. Андерсена и др3. Но самым любимым поэтом композитора являлся Гейне, на стихи данного поэта композитор создал 44 песни, не уделив такого огромного внимания ни одному другому ценимых им авторов.В богатейшей поэзии Гейне Шуман, будучи также лириком, в изобилии находил для себя тематику, которая искренне волновала его всегда, это, прежде всего, любовь. Лексика стихов Гейне отличается широким разнообразием: здесь можно увидеть и тончайшую поэтичность, и едкую иронию, и сложную символику, и фольклорные мотивы, и гиперболы, и эпику и многое другое.
Большинство камерно-вокальных сочинений Шумана относится к 1840 году, как его называют, «году песен», но вокальное творчество пополнялось и в дальнейшем, когда были созданы «Шесть стихотворений Н. Ленау» и Реквием – 1850, «Песни из Вильгельма Мейстера» И. В. Гете» – 1849 и др.4.
В своей вокальной музыке Шуман принадлежал к числу шубертианцев, продолжая традиции своего музыкального кумира. Вместе с тем, его творчество характеризуется набором целого ряда новых черт, по сравнению с песнями Шуберта.
К основным чертам вокальной музыки Шумана относят5:
бóльшую субъективность, психологизм, разнообразие оттенков лирики, включая горькую иронию и мрачный скепсис, которых не было у Шуберта;
выбор только первоклассных литературных первоисточников высокого художественного уровня;
явное предпочтение новейшей романтической поэзии;
обостренное внимание к тексту и создание максимальных условий для раскрытия поэтического образа, что выливалось в стремление «передать мысли стихотворения почти дословно», подчеркнуть каждую психологическую деталь, каждый штрих, а не только общее настроение;
в музыкальном выражении это проявилось в усилении декламационных элементов;
точное соответствие музыки и слова. Песни Шумана были написаныобычно на слова одного поэта, в чём сказывалось отличие от его же песен, которые принадлежали другим первоисточникам. Для композитора очень
существенен и характер самого текста, его психологическая сложность,
многомерность, и имеющийся в нем подтекст, который порой оказывается для него важнее, чем сами слова;
огромная роль фортепианной партии, потому что именно фортепиано обычно раскрывает имеющийся в стихотворении психологический подтекст).
Итак, обобщим сказанное: Шуман был один из наиболее ярких представителей музыкального романтизма в Германии. Во многом родственное поэзии Г. Гейне, творчество Шумана выражало антитезу царившей в Германии 1820-1840-х гг. мещанской атмосфере. Музыка Шумана звала в мир высокой человечности, воспевала красоту и силу чувства. Горячая страстность, гордая мужественность, тонкий лиризм, капризная изменчивость нескончаемого потока впечатлений и мыслей вот, что характерно для основных черт музыки Шумана.