А мы эту грушку все щипать будем.
От нашей Марийки убегать будем!
Грушка в середине круга должна изображать все то, о чем поется в песне (танцевать, крутиться).
На слова «Вот такой вышины» дети поднимают руки вверх, а на слова «Вот такой ширины» разводят их в стороны.
Когда поют: «А мы эту грушку все щипать будем», все приближаются к грушке, чтобы дотронуться до нее, и быстро убегают, а грушка ловит детей.
Все игровые действия должны быть согласованы со словами.
ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
МАЙ 1-2 неделя
Березка.
Дети ставновятся в круг и поют:
Березка белена,
Маковка зелена,
Летом мохнатенькая,
Зимой сучковатенькая,
Где она стоит,
Там и шумит.
Девочка «березка», стоящая в кругу, под песню отбирает у всех играющих платки, поднимает их над головой и, когда запевают:
Березка зелененькая,
Весной веселенькая,
Среди поля стоит,
Листочками шумит,
Гремит, гудит,
Золотым венчиком звенит,-
«березка» изображает шум листьев, движение веток, — она шуршит платьем, машет над головой платками.
Под приговор:
А осенью корни у березки усыхают,
листочки опадают!
девочка «березка» обходит хоровод и каждому на плечо кладет его платок.
ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
МАЙ 3-4 неделя
Пчёлы.
Играющие по считалке выбирают Цветок, а затем делятся на две группы: Сторожей и Пчёл. Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг Цветка и поют:
Пчёлки яровые,
Крылья золотые,
Что вы сидите,
В поле не летите?
Аль вас дождичком сечёт,
Аль вас солнышком печёт?
Летите за горы высокие,
За леса зелёные
На кругленький лужок,
На лазоревый цветок.
Пчёлы стараются забежать в круг, а Сторожа, то подымая,
то опуская руки, мешают им. Как только одной из Пчёл
удастся проникнуть в круг и коснуться Цветка, Сторожа,
не сумевшие уберечь Цветок, разбегаются. Пчёлы бегут за
ними, стараясь «ужалить» и «пожужжать» в уши.
ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
ИЮНЬ 1-2 неделя
Гуси и волк.
Один участник игры в середине хоровода изображает «волка», другой — «мамку», все остальные — «гуси».
«Мамка» переговаривается с «гусями»:
-Гуси, мои гуси,
А где, гуси, были?
-А мы были в поле,
На синем на море.
-Кого, гуси, видели?
-А серого волка.
Унес волк гусенка, «волк» выбегает их хоровода.
Вместо поросенка, «Гуси» становятся в ряд,
За ручку, за ножку, обхватывая друг друга за пояс.
За белый рукавчик! Впереди встает «мамка».
«Волк» пытается вытянуть одного «гуся» из ряда, но «мамка» мешает ему — она поворачивается к «волку», а за ней весь ряд. «Мамка» кричит:
-Гуси, мои гуси,
Щиплите волка!
Да гоните:
По мхам, по болотам,
По крутым оврагам!
«Гуси» набрасываются на «волка» и щиплют его.
ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
ИЮНЬ 3-4 неделя
Огородник и воробей.
Выбираются Огородник и Воробей. Остальные участники игры, взявшись за руки, образуют круг. На середину круга кладут орехи (яблоки, сливы и т. д.) — это «огород». В стороне, шагах в десяти, чертят кружок — «гнездо». Хоровод медленно движется по кругу, все поют:
Воробей маленький.
Серенький, удаленький,
По двору шныряет,
Крошки собирает;
В огороде ночует,
Ягоды ворует.
Воробей бежит в круг (ребята, подымая и опуская руки, впускают и выпускают его), берёт один орех и старается унести его в «гнездо». Огородник сторожит за кругом и, как только Воробей выбегает из круга, начинает его ловить. Если Воробью удастся положить орех в «гнездо», он снова играет. Пойманный же Воробей меняется ролью с одним из участников. Но перед этим он должен откупиться от Огородника и выполнить желания хоровода, например спеть, сплясать и т. д. При этом ему поют
Уж век воробышку не лётывать,
В огороде ягод не клёвывать,
На дубовой тычинке не сиживать.
А ты, воробышек, садись на лужочек,
А ты, серенький, садись во кружочек.
Не пора ли тебе встать и полетать,
В хороводе нашем поплясать!
В конце игры подсчитывают, какой воробей принёс больше всех орехов в «гнездо». Его объявляют победителем и отдают все орехи.
ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
ИЮЛЬ 1-2 неделя
Каравай.
Составив круг, играющие поют:
Шел павлин горою,
Все люди за мною
Одного нет у нас (имя одного из играющих)
У его маменьки печка истопленная,
Блины испеченные,
Каравай состряпанный,
Этакий высокий,
Этакий широкий,
Этакий низенький.
Играющие поднимают руки кверху, разводят в стороны, опускают к полу, сжимают круг, показывая вышину, ширину и т.д.
ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
ИЮЛЬ 3-4 неделя
Дедушка Водяной.
Дедушка Водяной
Что сидишь ты под водой
Выгляни на чуточку
На одну минуточку.
В центре круга сидит на корточках ребенок. Он - Водяной. Дети идут вокруг него хороводным шагом, тихо произносят слова, по окончании слов останавливаются. Ребенок встает, закрывает глаза, воспитатель подводит его к другому ребенку и он на ощупь определяет, к кому подошел, называет его имя. Если угадал, то садится угаданный ребенок. Игра начинается снова.
Вариант для девочки:
Бабушка Водяная
Что сидишь ты и моргаешь
Выгляни на чуточку
На одну минуточку.
ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
АВГУСТ 1-2 неделя
Лето
Дети стоят по кругу. С началом чтения стихотворения двигаются поскоком в одну сторону, а Лето скачет противоходом внутри круга.
По лужайке,
Босиком,
Солнышком согрето,
За цветистым мотыльком
Пробежало лето.
Искупалось в реке, круг останавливается
Полежало на песке, Лето выполняет прыжки
на месте с маховыми движениями рук («мельница»).
Загорело, Лето выбегает за круг
Пролетело и присаживается за кем-либо
И исчезло вдалеке. из играющих
В.Данько
С окончанием текста дети ищут, куда спряталось Лето. Кто найдет его за своей спиной, выходит в середину. Это новое Лето.
ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
АВГУСТ 3-4 неделя
Колпачок и палочка
Один из детей выходит в центр круга с палкой в руках,
надевает на голову колпачок так, чтобы он спускался до
самого носа, прикрывая глаза. Остальные дети держаться за
руки, образуя круг. Идут по кругу, говоря:
Раз, два, три, четыре, пять –
Будет палочка стучать, Ведущий стучит палочкой. Показывает палочкой на одного из детей, стоящего в кругу. – Тот говорит три последних слова
Скок, скок, скок.
Угадай, чей голосок Говорят все дети, после этого ведущий отгадывает.
Если угадал, выбирает, кто пойдет в середину.