Главные септаккорды, доминантсептаккорд D7
Доминантсептаккордом называется септаккорд, который построен на V ступени лада и принадлежит к наиболее употребительным диссонирующим аккордам.
Доминантсептаккорд употребляется как в полном, так и в неполном виде.
Неполный доминантсептаккорд — это септаккорд с пропущенной квинтой и удвоенной примой (рис. 1.66).
Рис. 1.66. Неполный доминантсептаккорд:
Перед D7 может быть любой аккорд (рис. 1.67). Разрешение D7. может применяться как в половинных, так и в полных каденциях:
- S - D7. - Т;
- S6 - D7. - Т;
- К64 _ D7. - Т;
- S- D7;
- S - К64 _ D7 - Т;
- Т - D7.
Рис. 1.67. Разрешение доминантсептаккорда. D7 имеет три обращения (рис. 1.68):
Рис. 1.68. Обращения доминантсептаккорда первое обращение квинтсекстаккорд — D56 (рис. 1.69):
Рис. 1.69. Квинтсекстаккорд
- второе обращение терцквартаккорд — D34 (рис. 1.70);
Рис. 1.70. Терцквартаккорд
- третье обращение секундаккорд — D2 (рис. 1.71).
Рис. 1.71. Секундаккорд:
Обращения D7 применяются обычно полными и разрешаются в тонику на основе ладовых тяготений, т. е. неустойчивые звуки в устойчивые (рис. 1.72).
Рис. 1.72. Разрешение обращений доминантсептаккорда:
Как уже говорилось выше, направление движения гармонического развития определяется формулой Т - S — D — Т. Эта формула охватывает все важнейшие гармонические сочетания. Любая функция этой формулы может быть представлена не только главным трезвучием группы, но и любым побочным аккордом. Можно составить таблицу основных групп аккордов (табл. 1.3).
Таблица 1.3. Основные группы аккордов:
Название группы | Аккорды, входящие в группу | ||
Тоническая (Т) Субдоминантовая (S) Доминантовая (D) | Т, III, VI, их септаккорды и обращения S, II, VI, их септаккорды и обращения D, VII, III, их септаккорды и обращения | ||
В эти три группы также входят альтерированные аккорды. Наиболее часто, кроме основных аккордов группы, применяется в тонической группе трезвучие VI ступени, которое является временным замещением тоники и предполагает дальнейшее развитие музыкальной мысли. Серединный каданс, заканчивающийся VI ступенью, называется прерванным (рис. 1.73).
В субдоминантовой группе наиболее часто применяются II6, II7, усиливающие субдоминантовую функцию или заменяющие S-трезвучие в основном виде (рис. 1.74).
В доминантовой группе наибольшее распространение получил аккорд VII7, обладающий значительным напряжением (рис. 1.75).
Все вышеперечисленные септаккорды называются главными. Применение полной функциональной системы вносит большое разнообразие в состав гармонических оборотов и каденций, т. к. каждая функция может быть представлена любым аккордом своей группы.
Рис. 1.73. Тоническая группа аккордов. Рис. 1.74. Субдоминантовая группа аккордов. Рис. 1.75. Доминантовая группа аккордов
Например, автентические обороты: Т — D — Т; Т — D7 — Т.
Проходящие звуки
Все вышеперечисленные аккорды могут быть альтерированными, т. е. в этих аккордах может быть изменена любая ступень на хроматический полутон вверх или вниз, за исключением примы и терции в тоническом трезвучии и примы в субдоминанте и доминанте. Альтерация в аккордах служит для усиления ладовых тяготений или придания особого колорита музыкальному эпизоду. Так, например, в джазовых композициях очень редко применяются простые трезвучия и септаккорды, часто в качестве ладового центра применяется большой мажорный септаккорд — maj7.
Проходящими называются звуки, появляющиеся на слабом времени в постепенном движении между двумя аккордовыми звуками в восходящем или нисходящем направлении. Проходящий звук соединяет данный аккорд с его перемещением или другим аккордом (рис. 1.76).
Рис. 1.76. Проходящие звуки:
Проходящие звуки могут появляться не только поочередно в разных голосах, но и одновременно в двух, трех или четырех. При этом нежелательно, чтобы движение осуществлялось параллельными квинтами или трезвучиями. Четверные проходящие звуки образуются от параллельного движения трех звуков в одном направлении и баса в противоположном (рис. 1.77).
Рис. 1.77. Параллельные проходящие звуки:
Проходящими звуками могут быть не только аккорды терцового строения, но и любого другого (рис. 1.78).
Рис. 1.78. Проходящие звуки нетерцового строения:
Вспомогательным называется звук, помещенный между основным аккордовым звуком и его повторением и находящийся выше или ниже основного на одну ступень. Так же как и проходящие, вспомогательные звуки могут быть двойными, тройными и четверными (рис. 1.79).
Рис. 1.79. Вспомогательные звуки:
Задержание, органный пункт
Простейшее задержание образуется от продления или повторения предыдущего аккордового звука в том же голосе (рис. 1.80).
Рис. 1.80. Задержание:
Задержания бывают двойные, тройные, четверные и иногда имеют нетерцовое строение.
На рис. 1.81 приведен пример различных видов задержания.
Рис. 1.81. Задержания:
Органным пунктом, или педалью, называется звук, выдерживаемый или повторяемый в басу, в то время как в остальных голосах происходит последовательность различных гармоний. Органный пункт превращает басовый голос в самостоятельный. Как правило, применяются два основных вида органного пункта — тонический и доминантовый. Органный пункт можно рассматривать как расширение и усложнение определенной гармонической функции.
Органный пункт на тонике способствует утверждению тонической функции и, как правило, применяется в конце музыкального построения (рис. 1.82).
Рис. 1.82. Тонический органный пункт:
Доминантовый органный пункт служит расширением доминанты и применяется, в основном, там, где надо усилить доминантовую функцию или сконцентрировать большую неустойчивость (рис. 1.83).
Рис. 1.83. Доминантовый органный пункт:
Органный пункт может состоять и из большего количества звуков. Но чаще всего это сочетание тонической и доминантовой функций (рис. 1.84).
Рис. 1.84. Многоголосный органный пункт:
Органный пункт может быть представлен в различной ритмической фигурации (рис. 1.85).
Рис. 1.85. Органный пункт в виде ритмической фигурации:
Также органный пункт может создаваться чередованием основного тона с его вспомогательным звуком, что называется мелодической фигурацией (рис. 1.86).
Рис. 1.86. Органный пункт в виде мелодической фигурации: