Глава 1. Основы гармонии и теории музыки
Глава 1. Основы гармонии и теории музыки
Элементарная теория музыки
В результате колебания какого-нибудь упругого тела, например струны, металлического листа, деревянной пластины и т. п., возникает волнообразное распространение продольных колебаний воздушной среды, которые называются звуковыми волнами. Звуковые волны распространяются во всех направлениях и с одинаковой скоростью. Эти звуковые волны (колебания) улавливаются нашим слуховым аппаратом и передаются по нервной системе в головной мозг, возбуждая ощущения звука.
Человек воспринимает достаточно большой звуковой спектр. Этот спектр можно разделить на два вида: звуки шумовой природы и музыкальные звуки, хотя это разделение несколько условно, т. к. в современной музыке равноправно используются и те и другие.
Характер звука определяется четырьмя основными свойствами: высота, громкость, тембр, длительность.
Высота звука зависит от частоты колеблющегося тела (источника звука): чем чаще колебания, тем выше звук, и наоборот. Громкость зависит от размаха колебательных движений источника звука: чем больше размах колебаний (амплитуда), тем громче звук, и наоборот.
Длительность звука зависит от продолжительности колебаний источника.
Тембром называется качественная характеристика звука, т. е. его окраска. Именно благодаря этой характеристике мы различаем огромное количество музыкальных инструментов, голоса и даже шумовые звуки. Тембр звука зависит от наличия в нем "частичных" тонов или, иначе говоря, обертонов (гармоник), а также от их соотношения по громкости и присутствию или отсутствию в спектре звучания основного тона.
Система обертонов (гармоник)
Форма звуковой волны имеет достаточно сложную структуру, т. к. колеблющееся (звучащее) тело вибрирует не только по всей длине, но и всеми частями, что и генерирует дополнительные звуковые волны, суммирующиеся с основной волной. Эти дополнительные волны (гармоники) отличаются от основной волны (основного тона) частотой колебания, иначе говоря, высотой звука. Гармоники по частоте всегда выше основного тона.
Если принять за единицу частоту основного тона, то числа колебаний гармоник будут выражаться рядом простых чисел: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 и т. д. Этот ряд звуков, образованных обертонами основного тона, называется натуральным звукорядом. И если принять за основной тон звук до большой октавы, мы получим следующий ряд звуков (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Натуральный звукоряд:
Звукоряд, музыкальный строй
Ряд звуков, находящихся между собой в определенных звуковых соотношениях, называется звукорядом, а каждый звук в отдельности — ступенью звукоряда. В музыкальной практике, в основном, используются 88 звуков, различаемых по высоте. Частотные характеристики этих звуков лежат в диапазоне от 16 до 5000 Гц, что соответствует на фортепиано диапазону от ля субконтроктавы до ре пятой октавы. Основным ступеням звукоряда присвоены семь самостоятельных названий: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, и они соответствуют белым клавишам на фортепиано. Эти семь основных звуков периодически повторяются, охватывая весь звукоряд, связано это с тем, что каждый восьмой звук повторяет первый, но на удвоенной частоте, т. е. соответствует первой гармонике и полностью с ним сливается. Часть звукоряда, в состав которой входят все семь основных ступеней, — называется октавой. Названия октав снизу вверх: Субконтроктава, Контроктава, Большая октава, Малая октава, Первая октава, Вторая октава, Третья октава, Четвертая октава, Пятая октава.
Современный музыкальный строй выстраивается от ноты Ля первой октавы, настроенной на частоту 440 Гц.
Каждая октава делится на 12 равных частей, называемых полутонами. Такой строй называется темперированным. Полутон является самым узким расстоянием между двумя соседними звуками музыкального звукоряда. Расстояние, образованное двумя полутонами, называется целым тоном.
Каждая основная ступень может быть повышена или понижена. Вновь полученные ступени называются производными ступенями.
Именно поэтому названия производных ступеней происходят от основных ступеней. Повышение основной ступени на полтона называется диез и обозначается #, понижение — бемоль (обозначение — Ь). Например: До-диез, Си-бемоль и т. д. Возможно повышение и понижение основных ступеней на два полутона, производные ступени будут обозначаться как дубль-диез-х, или дубль-бемоль-bb соответственно. Процесс повышения или понижения основных ступеней называется альтерацией. Бекар — еще один знак альтерации, который означает отмену действия предыдущего знака альтерации. Знаки альтерации могут быть случайными и ключевыми. Случайные знаки пишутся непосредственно перед нотой и действуют только на данный звук на протяжении одного такта. Ключевые знаки выставляются справа от ключа и действуют на протяжении всего произведения или до их отмены.
Так как любая основная ступень может быть повышена или понижена, возникает ситуация, когда различно названные производные ступени будут иметь одну и ту же высоту. Равенство ступеней, имеющих одну высоту, но различающихся по названию и обозначению, называется энгармонизм. Например: До-диез и Ре-бемоль. Можно сказать, что эти звуки энгармонически равны.
Знаки нотного письма
Для обозначения звуков различной высоты применяются особые знаки — ноты. Ноты записываются на пяти линейках, которые называются нотный стан или нотоносец. Посредством начальной черты пять параллельных линеек объединяются в одну строку. Счет линеек ведется снизу вверх (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Счет линеек:
Ноты пишутся на нотном стане на линейках и между ними (рис. 1.3). Кроме основных пяти линеек, применяются короткие, добавочные линии для отдельных нот. Счет добавочных линеек ведется: нижних -- вниз от нотного стана, верхних — вверх (рис. 1.4).
Рис. 1.3. Написание нот:
Рис. 1.4. Написание нот на добавочных линейках:
Для обозначения различных длительностей звуков к ноте прибавляются вертикальная палочка (штиль) и горизонтальные "хвостики" или линии для группировки звуков одинаковой длительности (рис. 1.5).
Рис. 1.5. Написание штилей:
При написании нот различной длительности и высоты существует правило написания штилей — до третьей линейки нотного стана штили пишутся вниз, от третьей линейки — вверх.
Кроме основных длительностей, в нотном письме применяются знаки, увеличивающие длительность:
- точка — ставится справа от ноты и увеличивает ее длительность на половину;
- две точки — увеличивают длительность ноты на половину и еще на четверть;
- лига — вогнутая линия, связывающая рядом стоящие звуки одной высоты, при этом продолжительность звучания будет равна сумме залигованных нот;
- пауза — перерыв в звучании называется паузой, паузы имеют такие же длительности, как и ноты (рис. 1.6).
Рис. 1.6. Паузы различной длительности:
Для того чтобы закрепить за линиями и промежутками нотного стана определенную высоту звука, существуют ключи. В настоящее время применяются три основных ключа:
- скрипичный ключ, или ключ соль (рис. 1.7) — означает, что на второй линейке нотного стана пишется звук соль первой октавы;
- басовый ключ, или ключ фа (рис. 1.8) — означает, что на четвертой линейке нотного стана пишется звук фа малой октавы;
Рис. 1.7. Скрипичный ключ:
Рис. 1.8. Басовый ключ:
- ключи до (рис. 1.9) — означает, что на линии, попадающей на середину ключа, пишется звук до первой октавы. Этот ключ применяется гораздо реже, чем скрипичный и басовый, и предзначен, в основном, для того, чтобы уменьшить количество дополнительных линеек.
Рис.1.9. Ключи до:
Интервалы
Интервал — расстояние между двумя звуками, взятыми одновременно или последовательно. Звуки интервала, взятые последовательно, образуют мелодический интервал. Звуки интервала, взятые одновременно, образуют гармонический интервал. Нижний звук интервала называется основание, верхний -вершина. Интервал имеет качественную и количественную величину. Количественная величина интервала — это количество ступеней, составляющих интервал. Качественная величина интервала выражается количеством полутонов и тонов, составляющих интервал. Мелодические интервалы могут быть восходящими и нисходящими. Интервалы, образованные в пределах октавы, называются простыми, их всего восемь. Для названия интервалов применяются числительные на латинском языке, которые обозначают, какая по счету ступень будет вершиной интервала (рис. 1.15):
- прима — 1, первая ступень (звучание двух звуков в унисон);
- секунда — 2, вторая;
- терция — 3, третья;
- кварта — 4, четвертая;
- квинта — 5, пятая;
- секста — 6, шестая;
- септима — 7, седьмая;
- октава — 8, восьмая.
Рис. 1.15. Интервалы (количественная величина):
Качественная величина интервала обозначается словами: чистая, малая, большая, уменьшенная, увеличенная. Между основными ступенями звукоряда образуются следующие интервалы (табл. 1.1).
Таблица 1.1. Интервалы между ступенями звукоряда:
Название | Обозначение | Количественная величина | ||
Чистая прима | 4.1 | 0 тонов | ||
Малые секунды | м.2 | 0,5 тона | ||
Большие секунды | 6.2 | 1 тон | ||
Малые терции | М.З | 1 ,5 тона | ||
Большие терции | Б.З | 2 тона | ||
Чистая кварта | 4.4 | 2,5 тона | ||
Увеличенная кварта | ув.4 | 3 тона | ||
Уменьшенная квинта | ум. 5 | Зтона | ||
Чистые квинты | 4.5 | 3.5 тона | ||
Малые сексты | м.6 | 4 тона | ||
Большие сексты | 6.6 | 4,5 тона | ||
Малые септимы | м.7 | 5 тонов | ||
Большие септимы | 6.7 | 5,5 тонов | ||
Чистые октавы | ч.8 | 6 тонов | ||
Рис. 1.16. Интервалы (качественная величина):
Все перечисленные интервалы (рис. 1.16) называются основными или диатоническими и образуются между ступенями натурального мажора и минора.
Каждый диатонический интервал может быть увеличен или уменьшен. Сделать это можно путем понижения или повышения одной из ступеней интервала на полутон. Такие интервалы называются хроматическими (рис. 1.17).
Рис. 1.17. Хроматические интервалы:
Перемещение звуков интервала, верхнего на октаву вниз или нижнего на октаву вверх, называется обращение интервалов. В результате обращения такого интервала возникает новый интервал. Чистые интервалы обращаются в чистые, малые — в большие, большие — в малые, увеличенные — в уменьшенные и наоборот. Если сложить такой интервал, то его обращение получится октава, т. е. количественная величина будет равна шести тонам.
Кроме простых интервалов, существуют составные интервалы. Расстояние между звуками в таких интервалах больше октавы (рис. 1.18):
- нона — 9, секунда через октаву;
- децима — 10, терция через октаву;
- ундецима — 11, кварта через октаву;
- доудецима — 12, квинта через октаву;
- терцдецима — 13, секста через октаву;
- квартдецима — 14, септима через октаву;
- квинтдецима — 15, октава через октаву.
Рис. 1.18. Составные интервалы:
Все составные интервалы, так же как и простые, могут быть чистыми, большими, малыми, увеличенными и уменьшенными.
Все интервалы подразделяются на консонирующие и диссонирующие интервалы. Консонанс — это сливающееся звучание, диссонанс — резкое несливающееся звучание.
К консонирующим интервалам относятся:
- чистая прима, чистая октава — весьма совершенный консонанс;
- чистая кварта и квинта — совершенный консонанс;
- терции и сексты -- несовершенный консонанс.
К диссонирующим интервалам относятся: секунды и септимы, а также увеличенная кварта и уменьшенная квинта (тритон).
Лад и тональность
Система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками называется ладом. В музыке существует огромное количество ладов, но на сегодняшний день наибольшее распространение в профессиональной музыке получили мажорные и минорные лады.
Мажорным называется лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное или большое трезвучие. Мажорный лад состоит из семи звуков. Начальная, самая устойчивая ступень лада называется тоникой. Расположение звуков в порядке увеличения высоты называется гаммой. Звуки, образующие гамму, называются ступенями. Ступени обозначаются римскими цифрами. Ступени мажорной гаммы (лада) образуют последовательность секунд: 6.2, 6.2, м.2, 6.2, 6.2, 6.2, м.2. (рис. 1.19).
Кроме цифрового обозначения, каждая ступень лада имеет самостоятельное название:
- I ступень — тоника (Т);
- II ступень — нисходящий вводный звук;
- III ступень — медианта;
- IV ступень — субдоминанта (S);
- V ступень — доминанта (D);
- VI ступень — субмедианта;
- VII ступень — восходящий вводный звук.
Рис. 1.19. Мажорная гамма:
Тоника, субдоминанта и доминанта (Т, S, D) называются главными ступенями лада. Первая, третья и пятая ступени лада являются устойчивыми и образуют тоническое трезвучие -- основу лада. Вторая, четвертая, шестая и седьмая ступени лада — неустойчивые. Неустойчивые ступени тяготеют к устойчивым ступеням (рис. 1.20).
Наиболее острые тяготения — полутоновые.
Рис. 1.20. Ладовые тяготения:
Высота, на которой расположен лад, называется тональность. Название тональности происходит от названия звука, принятого за тонику, и добавления слова, обозначающего лад. Например: Домажор, Фа минор и т. д.
Так как тональность может быть построена от любого звука, в различных тональностях могут присутствовать как повышенные, так и пониженные ступени. В музыкальной практике употребляются семь диезных и семь бемольных тональностей. Тональности, отличающиеся друг от друга одним ключевым знаком, называются родственными, потому что у них шесть общих звуков. Расстояние между ближайшими родственными тональностями — чистая квинта. Диезные тональности в порядке родства дают ряд тональностей, показанный на рис. 1.21.
Рис. 1.21. Диезные тональности в порядке родства:
Бемольные тональности в порядке родства образуются на квинту вниз и дают ряд, который показан на рис. 1.22.
Как вы уже заметили, в каждой следующей родственной тональности, как диезной, так и бемольной, добавляется очередной ключевой знак. Добавляются ключевые знаки в строго определенном порядке:
- диезы: Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си;
- бемоли: Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До, Фа.
Знаки при ключе расставляются именно в таком порядке (рис. 1.23).
Рис. 1.22. Бемольные тональности в порядке родства:
Довольно часто в музыке встречаются, кроме натурального мажора, гармонический и мелодический виды. Гармонический мажор отличается от натурального мажора тем, что у него понижена шестая ступень (рис. 1.24).
Немного реже встречается мелодический мажор, его отличие от натурального мажора заключается в том, что у него понижены шестая и седьмая ступени (рис. 1.25).
Рис. 1.23. Порядок расстановки ключевых знаков:
Рис. 1.24. Гармонический мажор:
Рис. 1.25. Мелодический мажор:
Минорным называется лад, устойчивые звуки которого образуют малое или минорное трезвучие. Строится минорное трезвучие следующим образом.
Первая и третья ступень образуют малую терцию, третья и пятая — большую терцию, между первой и пятой ступенью интервал — чистая квинта. Расстояние между последовательно взятыми звуками лада следующее: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон. Такой лад называется натуральный минор (рис. 1.26).
Рис. 1.26. Натуральный минор:
Кроме натурального минора, в музыке очень часто встречаются гармонический минор и чуть реже мелодический.
Гармонический минор отличается от натурального минора тем, что у него повышена седьмая ступень (рис. 1.27).
Мелодический минор отличается от натурального минора повышенными шестой и седьмой ступенями при движении вверх, а при движении вниз он звучит как натуральный (рис. 1.28).
Минорные тональности находятся в таком же родстве, как и мажорные (рис. 1.29, 1.30).
Рис. 1.27. Гармонический минор:
Рис. 1.28. Мелодический минор:
Рис. 1.29. Минорные диезные тональности по квинтам вверх:
Рис. 1.30. Минорные бемольные тональности по квинтам вниз:
Аккорды, трезвучия
Аккорд — сочетание трех звуков и более, расположенных по терциям. Аккорд, состоящий из трех звуков, называется трезвучие.
Аккорд строится всегда от нижнего звука вверх.
Трезвучия бывают четырех видов:
- мажорное трезвучие, или большое, состоит из б.3 + м.З (рис. 1.31);
- минорное трезвучие, или малое, состоит из м.З + б.З (рис. 1.32);
- увеличенное трезвучие состоит из б.З + б.З (рис. 1.33);
- уменьшенное трезвучие состоит из м.З + б.З (рис. 1.34).
Рис. 1.31. Мажорное трезвучие. Рис. 1.32. Минорное трезвучие. Рис. 1.33. Увеличенное трезвучие. Рис. 1.34. Уменьшенное трезвучие.
Если звуки трезвучия или любого другого аккорда расположены по терциям, такой вид аккорда называется основным. Нижний звук трезвучия в основном виде называется примой, средний терцией и верхний квинтой. Трезвучия, так же как интервалы, имеют обращения, которые получаются от переноса нижнего звука на октаву вверх. У любого трезвучия есть два обращения. Первое обращение называется секстаккордом, второе — квартсекстаккордом (рис. 1.35).
Рис. 1.35. Обращения трезвучий:
Трезвучия, построенные на I, IV и V ступенях мажора и минора, называются главными трезвучиями и имеют свои самостоятельные названия (рис. 1.36):
- трезвучие I ступени — тоническое (Т);
- трезвучие IV ступени — субдоминантовое (S);
- трезвучие V ступени -- доминантовое (D).
В миноре трезвучия обозначаются маленькими буквами -- t, s, d.
Рис. 1.36. Главные трезвучия:
Трезвучия, построенные на всех остальных ступенях мажора и минора, называются побочными (рис. 1.37).
Рис. 1.37. Побочные трезвучия:
Приведенные примеры главных и побочных ступеней, как вы заметили, относятся к натуральному мажору и натуральному минору. В других видах мажора и минора появятся случайные знаки.
Буквенное обозначение трезвучий состоит из двух элементов, латинской буквы, обозначающей ступень, на которой строится трезвучие, и в случае с минором — маленькой латинской буквы m. Например: До мажор — С, Ре минор — Dm.
Аккорды, состоящие из четырех звуков, расположенных по терциям, называются септаккордами. Существует всего семь основных видов септаккордов (табл. 1.2), (рис. 1.38-1.44).
Таблица 1.2. Септаккорды:
Название септаккорда | Буквенно-цифровое обозначение от звука До | ||
Большой мажорный | С maj 7 | ||
Малый мажорный (доминантсептаккорд) | С7 | ||
Большой минорный | Ст7+, Ст7# | ||
Малый минорный | Ст7 | ||
Увеличенный | Caug7, C7+5+, С7#5# | ||
Полууменьшенный | Ст7-5, Ст7Ь5, | ||
Уменьшенный | Cdim, CO | ||
Рис. 1.38. Большой мажерный септаккордер. Рис. 1.39. Малый мажорный септаккорд. Рис. 1.40. Большой минорный септаккорд.
Рис. 1.41. Малый минорный септаккорд. Рис. 1.42. Увеличенный септаккорд. Рис. 1.43. Полууменьшенный септаккорд. Рис. 1.44. Уменьшенный септаккорд.
Септаккорды, так же как и трезвучия, имеют обращения. Каждый септаккорд имеет три обращения (рис. 1.45):
- квинтсекстаккорд — обозначается (5/б);
- терцквартаккорд — обозначается (3/4);
- секундаккорд — обозначается (2).
Рис. 1.45. Обращения септаккордов:
Аккорд, который состоит из пяти звуков, расположенных по терциям, называется нонаккордом. Наибольшее распространение получили нонаккорды двух видов (рис. 1.46):
3 большой доминантнонаккорд — обозначается (д); Я малый доминантнонаккорд — обозначается (ьд).
Рис. 1.46. Нонаккорды:
Но, в принципе, нонаккорды могут строиться от любого вида септаккорда путем добавления к нему терции.
Кроме вышеперечисленных аккордов, в музыкальной практике применяется и множество других. Например, аккорды, в которых вместо терции применена квинта (от основного тона). Такие аккорды обозначаются приставкой SUS4:
SUS4 (sus-аккорды) (рис. 1.47) или септаккорды — C7SUS4 (рис. 1.48).
Рис. 1.47. Аккорды с квинтой. Рис. 1.48. Септаккорды с квинтой.
Применяются также аккорды с добавленными ступенями (обозначение add) и аккорды с пропущенными ступенями (omni).
Например, Cadd9, C7omni5 (рис. 1.49).
Рис. 1.49. Аккорды с пропущенными ступенями:
Существуют так же альтерированные аккорды, т. е. аккорды с хроматически измененными ступенями. Это очень просто: достаточно повысить или понизить любую (кроме примы и терции) ступень аккорда, и вы получите новый, альтерированный аккорд. Повышение аккорда обозначается знаком "+" или "#". понижение — знаком "-" или "b". Например, C7-5 (С7b5) (рис- 1-50) или С9+5 (С9#5) (Рис. 1.51).
Рис. 1.50. Септаккорды с пониженными ступенями. Рис. 1.51. Септаккорды с повышенными ступенями.
Септаккорды могут усложняться и далее, по терциям, вплоть до квинты через октаву: С11 С13 (рис. 1.52).
Рис. 1.52. Усложненные аккорды:
Все эти аккорды тоже могут альтерироваться, к ним могут прибавляться или вычитаться любые ступени по тому же принципу, что и с септаккордами.
Перечень применяемых аккордов можно продолжать до бесконечности, но это тема отдельной книги. Уместно будет рассказать еще о некоторых способах образования аккордов. Аккорды могут быть построены не только по терциям, но и по квартам (квартаккорды), квинтам и другим интервалам. Например, квартаккорды (рис. 1.53).
Рис. 1.53. Квартаккорды:
Существует группа аккордов, называемых полиаккордами. Полиаккорд — это комбинация двух или более аккордов, чаще применяются сочетания двух аккордов, например сочетание С и А, С и Gm и т. д. (рис. 1.54).
Рис. 1.54. Полиаккорды:
В музыкальной практике часто применяются аккорды, относящиеся к "сонорному" типу. Сонорный аккорд — это аккорд, построенный "без правил", иначе говоря, это случайное сочетание любого количества звуков, преследующее создание определенного звукового эффекта (рис. 1.55).
Рис. 1.55. Аккорды сонорного типа:
Проходящие звуки
Все вышеперечисленные аккорды могут быть альтерированными, т. е. в этих аккордах может быть изменена любая ступень на хроматический полутон вверх или вниз, за исключением примы и терции в тоническом трезвучии и примы в субдоминанте и доминанте. Альтерация в аккордах служит для усиления ладовых тяготений или придания особого колорита музыкальному эпизоду. Так, например, в джазовых композициях очень редко применяются простые трезвучия и септаккорды, часто в качестве ладового центра применяется большой мажорный септаккорд — maj7.
Проходящими называются звуки, появляющиеся на слабом времени в постепенном движении между двумя аккордовыми звуками в восходящем или нисходящем направлении. Проходящий звук соединяет данный аккорд с его перемещением или другим аккордом (рис. 1.76).
Рис. 1.76. Проходящие звуки:
Проходящие звуки могут появляться не только поочередно в разных голосах, но и одновременно в двух, трех или четырех. При этом нежелательно, чтобы движение осуществлялось параллельными квинтами или трезвучиями. Четверные проходящие звуки образуются от параллельного движения трех звуков в одном направлении и баса в противоположном (рис. 1.77).
Рис. 1.77. Параллельные проходящие звуки:
Проходящими звуками могут быть не только аккорды терцового строения, но и любого другого (рис. 1.78).
Рис. 1.78. Проходящие звуки нетерцового строения:
Вспомогательным называется звук, помещенный между основным аккордовым звуком и его повторением и находящийся выше или ниже основного на одну ступень. Так же как и проходящие, вспомогательные звуки могут быть двойными, тройными и четверными (рис. 1.79).
Рис. 1.79. Вспомогательные звуки:
Задержание, органный пункт
Простейшее задержание образуется от продления или повторения предыдущего аккордового звука в том же голосе (рис. 1.80).
Рис. 1.80. Задержание:
Задержания бывают двойные, тройные, четверные и иногда имеют нетерцовое строение.
На рис. 1.81 приведен пример различных видов задержания.
Рис. 1.81. Задержания:
Органным пунктом, или педалью, называется звук, выдерживаемый или повторяемый в басу, в то время как в остальных голосах происходит последовательность различных гармоний. Органный пункт превращает басовый голос в самостоятельный. Как правило, применяются два основных вида органного пункта — тонический и доминантовый. Органный пункт можно рассматривать как расширение и усложнение определенной гармонической функции.
Органный пункт на тонике способствует утверждению тонической функции и, как правило, применяется в конце музыкального построения (рис. 1.82).
Рис. 1.82. Тонический органный пункт:
Доминантовый органный пункт служит расширением доминанты и применяется, в основном, там, где надо усилить доминантовую функцию или сконцентрировать большую неустойчивость (рис. 1.83).
Рис. 1.83. Доминантовый органный пункт:
Органный пункт может состоять и из большего количества звуков. Но чаще всего это сочетание тонической и доминантовой функций (рис. 1.84).
Рис. 1.84. Многоголосный органный пункт:
Органный пункт может быть представлен в различной ритмической фигурации (рис. 1.85).
Рис. 1.85. Органный пункт в виде ритмической фигурации:
Также органный пункт может создаваться чередованием основного тона с его вспомогательным звуком, что называется мелодической фигурацией (рис. 1.86).
Рис. 1.86. Органный пункт в виде мелодической фигурации:
Секвенции
Восходящее или нисходящее перемещение мелодического материала называется секвенцией. Первое звено секвенции называется мотивом. Секвенция является простейшим приемом в развитии мелодии. Если секвенция не выходит за пределы начальной тональности, то она называется диатонической (рис. 1.87).
Рис. 1.87. Диатоническая секвенция:
Если мелодическая секвенция сопровождается секвенционным движением остальных голосов, то она называется гармонической (рис. 1.88).
Гармонические секвенции могут состоять из аккордов любого вида, т. е. трезвучий, их обращений, септаккордов и их обращений, альтерированных аккордов и аккордов нетерцового строения. Количество звеньев секвенции не может быть менее двух, чаще три, четыре. Звенья секвенции могут отстоять друг от друга на какой-либо определенный интервал или между ними может быть переменный интервал.
Рис. 1.88. Гармоническая секвенция:
Наряду с диатоническими секвенциями в гармонии очень часто применяются хроматические секвенции. Эти секвенции образуются применением побочных субдоминант и доминант. Побочной субдоминантой или доминантой называется аккорд, находящийся в отношении субдоминанты или доминанты к одному из аккордов данной тональности. Например: С — F, где С — побочная доминанта к F, или последовательность С — G, где С — побочная субдоминанта к G.
Трезвучие, в которое разрешается побочная доминанта или субдоминанта, приобретает значение временной тоники (рис. 1.89).
Рис. 1.89. Модуляция:
Модуляцией называется переход в новую тональность и завершение в ней музыкального построения или его части. Модуляция является одним из важнейших гармонических факторов развития музыкального произведения, ибо однотональными бывают либо части произведения, либо музыкальное произведение небольшой протяженности. Соотношение тональностей, появляющееся в процессе развития музыкального произведения, аналогично соотношению аккордов в однотональном построении. Иначе говоря, есть главная тональность и есть тональности побочные. Тональности различаются по степени родства, чем больше общих звуков и аккордов, тем тональности ближе. На этом основании наиболее близкие тональности — те тональности, тоники которых входят в диатонику данной исходной тональности. Такое диатоническое родство тональностей образует первую степень родства.
Для мажора в первой степени родства находятся тональности его доминанты, субдоминанты и все три побочные параллельные, а также тональность минорной субдоминанты (рис. 1.90).
Рис. 1.90. Тональности первой степени родства для мажора:
Для минора в первой степени родства находятся тональности его доминанты, субдоминанты, три побочные параллельные и тональность мажорной доминанты (рис. 1.91).
Рис. 1.91. Тональности первой степени родства для минора:
Общий аккорд для двух тональностей, через который и происходит модуляция, называется посредствующим. Число посредствующих (общих) аккордов между тональностями первой степени родства колеблется от семи до двух. Вслед за посредствующим аккордом появляется модулирующий аккорд, роль которого заключается в более ярком выявлении новой тональности. В качестве модулирующего аккорда желательны неустойчивые созвучия различных функций: S, SII7, D7, K46 и их альтерированные варианты с более выраженным стремлением к разрешению. С модулирующего аккорда начинается заключительная каденция в новой тональности.
В музыкальной практике различаются четыре степени родства тональностей. В данной книге мы не будем вдаваться в дебри теории и ограничимся общими правилами построения модуляции, которые применимы для любой степени родства. Модуляция в любую тональность этих четырех степеней родства осуществляется:
- через общий аккорд между тональностями;
- через отклонение (временную модуляцию) в тональность общего аккорда;
- через многократную модуляцию из данной тональности в наиболее далекую из тональностей первой степени родства, образующих цепочку, ведущую к нужной тональности;
- через внезапную модуляцию — на слабой доле берется диссонирующий аккорд, требующий непосредственного разрешения в тонику новой тональности, далее — заключительная каденция;
- с помощью модулирующей секвенции, например D7 — Т, с шагом наиболее подходящим для данного случая.
Типы фактуры
Фактура оркестровой ткани может быть весьма разнообразна. Использование различных типов фактуры зависит от задач, решаемых аранжировщиком или композитором. Грубо можно выделить два типа фактуры: одноэлементная и сложная.
Одноэлементная фактура состоит из одного типа музыкального изложения, например только мелодия или гармоническая фигурация. Такой тип фактуры в сочинении может появляться эпизодически, но есть множество примеров, когда все произведение представляет собой только мелодию, без какого-либо сопровождения.
Сложная фактура — музыкальная мысль выражена одновременно более чем двумя типами-изложения. Например, мелодия и аккомпанемент, мелодия и контрапункт, мелодия и гармоническая фигурация и т. д. В нашем случае интерес представляет второй тип фактуры.
Сложную фактуру можно разделить на несколько элементов:
- мелодическая линия, которая может быть многоголосной или содержать подголоски;
- аккомпанемент, который может содержать в себе несколько видов изложения музыкального материала:
○ гармоническая или ритмическая фигурация (может быть, и то и другое одновременно);
○ педаль, или, иначе говоря, "подкладка";
○ линия баса, которая может быть не только одноголосной.
Рассмотрим следующий пример (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Пример аккомпанемента:
В этом четырехтактном примере видны практически все элементы фактуры. В первой строчке записана мелодия с подголоском. Второй (нижний) голос называется подголоском потому, что не несет самостоятельного мелодического материала. Мелодия может сопровождаться и вполне самостоятельными, равноправными подголосками.
Следующие три строки представляют собой простейший вид аккомпанемента:
- вторая строка — гармоническая фигурация;
- третья строка — педаль;
- четвертая строка — бас.
Конечно, данный пример достаточно прост, каждый его элемент может быть изложен в гораздо более сложной фактуре. К примеру, в аккомпанементе гармоническая фигурация может быть многоголосной и содержать в себе элементы ритмической фигурации. Педаль может быть изложена не просто протянутыми аккордами, а быть подголосочного