Раздел 1 – музыкальная психология
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
И ПЕДАГОГИКА
Направления подготовки:
«Дирижирование», «Музыкально-инструментальное искусство», «Искусство народного пения», «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство», «Вокальное искусство», «Музыкально-театральное искусство», «Музыкальное искусство эстрады»
Профили подготовки:
- дирижирование академическим хором, оркестром духовых инструментов, оркестром народных инструментов;
- оркестровые духовые и ударные инструменты; струнные смычковые инструменты;
баян, аккордеон, струнные щипковые инструменты; фортепиано
- хоровое народное пение; сольное народное пение;
- музыкальная педагогика, этномузыкология, музыковедение;
- академическое пение, искусство оперного пения;
- инструменты эстрадно-джазового оркестра, эстрадно-джазовое пение
Квалификация (степень) выпускника - бакалавр
Форма обучения – очная, заочная
1. Цели освоения дисциплины
Дисциплина «Музыкальная педагогика и психология» изучает состояние и пути развития основных направлений музыкальной психологии: социально-психологический анализ процессов восприятия и творчества, обсуждение путей оптимизации системы подготовки музыкантов, создание психологической службы в сфере музыкального исполнительства и педагогики.
Курс «Музыкальная педагогика и психология» касается таких смежных наук, как, например, философия, педагогика, психология. Дисциплина имеет прикладной характер, акцент при освоении курса делается на лекционные и семинарские занятия.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВО
Дисциплина «Музыкальная педагогика и психология» входит в цикл дисциплин подготовки бакалавров музыкальных направлений и профилей., находится базовой части «Профессионального цикла» дисциплин учебных планов. Ее изучение дисциплины базируется на системе знаний, умений полученных студентами при изучении общей педагогики, теориях обучения и воспитания, истории общей и музыкальной педагогики, психологии личности, возрастной и социальной психологии. Освоение дисциплины также связано с философией, культурологией, историей, социологией, дисциплинами музыковедческого цикла, практикой международного музыкального образования.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)
Направление подготовки: 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
профили: Фортепиано,
Оркестровые духовые и ударные инструменты,
Оркестровые струнные инструменты,
Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты
ОК -1. - способен и готов собирать и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам.
ПК -21-. способен и готов овладевать необходимым комплексом общепедагогических, психолого-педагогических знаний, представлений в области музыкальной педагогики, психологии музыкальной деятельности
Направление подготовки: 53.03.00 Музыкальное искусство эстрады
профили: Инструменты эстрадного оркестра,
Эстрадно-джазовое пение
ОК – 4 - способен и готов работать со специальной литературой в области музыкального искусства и науки, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией
ПК – 21- способен и готов овладевать необходимым комплексом общепедагогических, психолого-педагогических знаний, представлений в области музыкальной педагогики, психологии музыкальной деятельности, специфики работы в области музыкального искусства эстрады
Направление подготовки: 53.03.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство
профили: Музыковедение, Этномузыкология,
Музыкальная педагогика
ОК – 2- способен и готов ориентироваться в специальной литературе как в сфере музыкального искусства, образования и науки, так и в смежных областях (видах искусства)
ОК–11 –приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии
ОК – 12 - способен и готов использовать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности этические нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, использовать нормы социального поведения, права и свободы человека и гражданина
ПК-8 -способен и готов преподавать дисциплины профильной направленности
ПК – 9 - способен и готов планировать учебный процесс, осуществлять методическую работу, анализировать различные педагогические системы и методы, формулировать собственные педагогические принципы и методики обучения, используя традиционные и современные технологии и методики образования в области музыкального искусства; формировать у обучающихся художественные потребности и художественный вкус; ориентироваться в проблемном поле психолого-педагогической науки и руководствоваться современными ее достижениями для обеспечения качества образования в области музыкального искусства
Направление подготовки: 53.03.00 Вокальное искусство
профиль Академическое пение
ОК – 4 - способен и готов работать со специальной литературой в области музыкального искусства и науки, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией
ПК – 21 -способностью и готовностью овладевать необходимым комплексом общепедагогических, психолого-педагогических знаний, представлений в области музыкальной педагогики, психологии музыкальной деятельности
Направление подготовки: 53.03.05 Дирижирование
профили: Дирижирование академическим хором,
Дирижирование оркестром народных инструментов,
Дирижирование оркестром духовых инструментов
ОК – 4 - способен и готов работать со специальной литературой в области музыкального искусства и науки, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией
ПК – 21 - способностью овладевать необходимым комплексом общепедагогических, психолого-педагогических знаний, представлений в области музыкальной педагогики, психологии музыкальной деятельности
Направление подготовки: 073700 (53.03.04) Искусство народного пения
профили: Хоровое народное пение,
Сольное народное пение
ОК – 4 - способен и готов работать со специальной литературой в области музыкального искусства и науки, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией
ПК -10 - способностью планировать учебный процесс, осуществлять методическую работу, разрабатывать методические материалы, анализировать различные педагогические системы и методы, формулировать собственные педагогические принципы и методы обучения, используя традиционные и современные технологии и методики (в соответствии с предметной направленностью ООП) образования в области музыкального (дирижерского) искусства; формировать у обучающихся художественные потребности и художественный вкус; ориентироваться в проблемном поле психолого-педагогической науки и руководствоваться современными ее достижениями для обеспечения качества образования в области музыкального искусства
СПЕЦИАЛИТЕТ
Направление подготовки: 070201 (53.05.04) Музыкально-театральное искусство
специализация Искусство оперного пения
ПК – 22 - способностью демонстрировать понимание целей, задач педагогического процесса и основных принципов музыкальной педагогики
В результате изучения студент должен
Знать:
– методические основы музыкальной педагогики и психологии;
– опыт прошлых поколений в области музыкального искусства, его развития;
- особенности становления музыкальной психологии и педагогики;
– сущность методологических связей музыкальной педагогики и психологии с другими науками о человеке;
– особенности влияния музыкального обучения и воспитания на процесс становления личности, формирования ее познавательных процессов, индивидуально-психологической и эмоционально-волевой сферы;
-психолого-педагогические особенностей становления личности музыкантов.
Уметь:
– осуществлять психолого-педагогическую диагностику индивидуально-психологических особенностей музыканта;
- определять учебно-воспитательные цели и задачи для осуществления дальнейшего развития будущих музыкантов;
- находить эффективные формы, содержание, средства, методы для обучения и воспитания, направленные на совершенствование музыкантов
- осуществлять поиск новых нетрадиционных методик для самосовершенствования, самоопределения и саморазвития;
- применять полученные знания, передавать опыт другим.
Владеть:
– профессиональным тезаурусом в сфере музыкального искусства, музыкальной педагогики и психологии;
- знаниями в области музыкальной психологии и педагогики;
– методикой работы с научной и учебно-методической литературой;
– методикой планирования и осуществления учебно-воспитательного процесса в различных музыкальных образовательных учреждениях ;
- основами психолого-педагогической техники, позволяющей накапливать опыт самостоятельной педагогической работы.
Базовый уровень.
· Знать: основные категории музыкальной психологии и педагогики
· Уметь: пользоваться основными понятиями и терминами для решения конкретных учебно-воспитательных задач
· Владеть: некоторыми практическими умениями и навыками анализа отдельных психолого-педагогических ситуаций с использованием музыкальных материалов различных стилей и жанров.
Продвинутый уровень.
· Знать: закономерности построения психолого-педагогической деятельности в области музыкального искусства
· Уметь: анализировать, корректировать и оценивать психолого-педагогические ситуации
· Владеть: основными знаниями и умениями психолого-педагогической деятельности
Высокий уровень.
· Знать: методологические основы становление и развития музыкальной психологии и педагогики, закономерности музыкального развития личности, особенности функционирования познавательных процессов, индивидуально-психологических и эмоционально-волевых особенностей личности, используя системный подход, данные различных смежных наук
· Уметь: осуществлять самостоятельный поиск, классифицировать и интегрировать знания, умения и навыки в области музыкальной психологии и педагогики, осуществляя отбор наиболее эффективного
· Владеть: психолого-педагогической техникой, направленной на эффективное самосовершенствование, обучение, воспитание и развитие личности музыканта, осуществлять поиск инновационных методик и нетрадиционных решений в условиях учебно-воспитательного процесса в различных музыкальных учебных заведениях
4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Музыкальная педагогика и психология
Объем курса
Дневное отделение
вид занятий | всего часов | Семестр | |
Лекционные | 26+26 | 2,3 | |
Семинарские | 10+10 | 2,3 | |
Самостоятельные | 36+36 | 2,3 | |
Виды контроля: | Зачет Экзамен + курсовая работа |
Заочное отделение
вид занятий | всего часов | Семестр | |
Лекционные | 2+4+4+2 | 2.3,4,5 | |
Лекционные | 2 ч (4сем) | 2,3,4,5 | |
Самостоятельные | 50+52 | ||
2,3,4,5 | |||
Виды контроля: | Зачет Экзамен+ курсовая работа |
Примерный учебный план:
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Проблема деятельности в российской психологической науке. Структура деятельности, механизмы. Виды деятельности. Переживание как целенаправленная деятельность. Сознание человека как неразрывное единство и взаимопроникновение знания и переживания. Гипотеза об уровневой природе установки. Духовно-практическая и духовно-теоретическая деятельность. Виды духовно-теоретической деятельности: научная, идеологическая, художественная.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.
Самостоятельная работа студентов (СРС) является важной составной частью процесса подготовки будущих выпускников музыкальных профилей. Цели СРС основаны на формировании у студентов навыков к самостоятельной творческой работе, умения решать профессиональные задачи с использованием всего арсенала современных средств, потребности к самообразованию и совершенствованию своих знаний, приобретения опыта планирования и организации своего рабочего времени и расширении кругозора.
Домашняя СРС включает работу с теоретической литературой, написание конспектов по темам. Умение работать с литературой - важная составная часть по воспитанию грамотного музыканта, особенно в отношении данного курса, т.к. материал по дисциплине представлен в недостаточном объеме.
В программе даются ссылки на существующую современную литературу, однако в процессе обучения следует использовать и другую литературу, в частности музыкальную энциклопедию, словари и статьи в научных сборниках.
Добавить темы для самостоятельной проработки (методические указания)
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
Формы итогового контроля
В середине семестра проводится рубежный контроль. Содержание рубежного контроля, так и итоговой работы определяет преподаватель в соответствии с уровнем подготовки студентов и уровнем сложности изученного материала. Основной вид письменной работы – ответы на вопросы по курсу.
Вопросы рубежного контроля:
ВОПРОСЫ К РУБЕЖНОМУ КОНТРОЛЮ
(середина 2 семестра):
· Музыкально-слуховая деятельность.
· Восприятие музыки как процесс.
· Восприятие музыки и музыкальное переживание.
· Ощущение музыкального звука.
· Восприятие мелодии и гармонии.
· Восприятие времени в музыке.
· Психологические свойства восприятия музыки.
· Адекватность восприятия музыки.
· Психологические механизмы музыкального переживания.
· Композиторское творчество.
· Социальная обусловленность композиторского творчества.
· Стадиальность творческого процесса композитора.
· Мышление и воображение в композиторском творчестве.
· Переживания и творческие состояния в деятельности композитора.
· Творческое вдохновение композитора и исполнителя.
· Сознательное и неосознанное в творческой деятельности композитора.
· Музыкально-исполнительская деятельность.
· Относительная самостоятельность творческой деятельности исполнителя.
· Психологические особенности работы музыканта-исполнителя.
· Социально-психологические особенности музыкального соревнования.
· Психологические основы музыкального обучения.
· Личные детерминанты учения.
· Гностическая деятельность ученика и организация заучивания.
· Психологическая характеристика методов обучения.
· Психологические особенности музыкальной деятельности.
· Художественная деятельность.
· Музыкальная деятельность.
· Музыкальные способности в структуре пригодности к различным видам музыкальной деятельности.
(середина 3-го семестра)
· Предмет и основные задачи музыкальной педагогики.
· Содержание музыкального воспитания личности в современных условиях.
· Особенности системы общего и профессионального музыкального образования на современном этапе.
· Гуманистическое предназначение музыкального образования в России.
· Целостный процесс музыкального становления личности.
· Сочинительство и импровизация как методы музыкального развития личности.
· Духовный поиск – как творческая идея музыкальной педагогики.
· Синтез различных видов искусств и их методическое использование в процессе музыкального воспитания.
· Особенности воспитания музыкально-эстетического вкуса учащихся (ДМШ, общеобразовательная школа, училища культуры, искусств, вузы (по выбору)).
· Учет индивидуальных и возрастных особенностей личности в процессе музыкальной деятельности.
· Особенности формирования музыкальных способностей личности в процессе учебной (исполнительской) деятельности.
· Педагогическое мастерство выдающихся музыкантов прошлого и настоящего (по выбору).
· Обучение музыке как главная задача мусической школы в античной музыкальной культуре.
· Музыкально-поэтическая культура миннезингеров и её значение в становлении средневековой музыкальной педагогики.
· Актуальные проблемы современной музыкальной педагогики
· Становление и особенности модернизации современной системы музыкального образования в России.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ.
Предмет и задачи музыкальной педагогики
Музыкальная педагогика как наука и искусство
Методы научно-педагогических исследований в музыкальном образовании
Сущность и содержание музыкального развития личности
Цели и задачи общего и профессионального музыкального образования
Формирование музыкального вкуса личности учащегося: теория, методика
Развитие музыкальных способностей личности в процессе обучения
Духовное развитие личности средствами музыки
Роль музыки в нравственном становлении личности
Музыка как средство эстетического воспитания
Методы музыкального обучения и искусство их применения в музыкальной деятельности
Содержание музыкального обучения, принципы подбора музыкального репертуара
Методы музыкального обучения и особенности их применения в учебной деятельности
Специфика индивидуального обучения музыке: личностно-ориентированные технологии
Основы педагогического мастерства учителя музыки
Артистизм педагога-музыканта
Общетеоретические основы общения педагога и обучающихся музыке
Синтез западноевропейских и русских традиций в музыкальном образовании XIX – XX вв.
Традиционное и инновационное в организации современного музыкального образования в России.
Современные проблемы становления музыкального образования
Предмет и задачи музыкальной психологии.
Особенности становления музыкальной психологии в России: выдающиеся представители.
Особенности становления музыкальной психологии за рубежом: России: выдающиеся представители.
Становление и развитие музыкальных способностей.
Музыкально-слуховая деятельность .
Восприятие музыки как процесс.
Восприятие времени в музыке.
Восприятие музыки и музыкальное переживание.
Психологические свойства восприятия музыки.
Мышление и воображение в композиторском творчестве.
Переживания и творческие состояния в деятельности композитора.
Социальная обусловленность композиторского творчества.
Творческое вдохновение.
Психологические особенности работы музыканта-исполнителя.
Относительная самостоятельность творческой деятельности исполнителя.
Социально-психологические особенности музыкального соревнования.
Психологические основы музыкального обучения.
Гностическая деятельность ученика и организация заучивания.
Психологическая характеристика методов обучения.
Психологические особенности музыкальной деятельности.
Темы курсовых работ:
Философы античности о мусическом воспитании личности.
Пифагор о музыкальном развитии личности
Особенности и содержание учебно-воспитательного процесса в мусических школах античности
Философы античности о мусическом воспитании
Становление и развитие музыкальной школы в средние века в Западной Европе
Становление европейского классического музыкального обучения.
Становление классической школы в Западной Европе: содержание обучения
Выдающиеся представители классической школы в Западной Европе. (по выбору).
Становление школы романтизма в Западной Европе
Выдающиеся представители школ Романтизма. (по выбору)
Особенности развития школы импрессионизма в Западной Европе
Обычаи, обряды, традиции в музыкальном воспитании Древней Руси.
Древнерусские музыкальные памятники и их социальное значение.
Песня как средство музыкального воспитания Древней Руси
Становление и развитие церковно-певческой школы в Древней Руси
Музыкальное воспитание личности в эпоху Петра I
Первые профессиональные музыкальные системы обучения.
Становление и развитие органной школы в России
Развитие скрипичной(вокальной, инструментальной) школы в России
Первые консерватории в России: история развития, выдающиеся педагоги и особенности воспитания
Музыкальные способности в структуре музыкальной деятельности.
Ощущение музыкального звука.
Особенности Восприятие мелодии и гармонии.
Адекватность восприятия музыки.
Психологические механизмы музыкального переживания.
Композиторское творчество.
Стадиальность творческого процесса композитора.
Музыкально-исполнительская деятельность: выдающиеся представители.
ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
Структура работы
Введение (1,5 – 2 с.).
Теоретическая часть (около 40%).
Практическая часть (около 40%).
Заключение (2–3 с.).
Список литературы (около 10 наименований).
Приложения.
Оформление работы
Объем работы (22–25 страниц) зависит от широты темы, эрудиции студента и его желания качественно выполнить задание. Особое внимание следует обратить на изложение материала, стиль которого должен быть строгим, доказательным, без лишней эмоциональности, содержать в себе анализ проблемы, видение и ее решение другими учёными, свой взгляд на эту проблему, обоснованные суждения и выводы. Важно избегать традиционной описательности. Особое внимание следует обратить на цитаты, которые не должны быть слишком большими (пол-листа). Необходимо указывать в тексте, откуда данная цитата, кто её автор, из какой она книги, номера страниц. Работа предоставляется в рукописном или печатном виде в трех экземплярах.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Основная литература:
Бочкарев, Л. Л. Психология музыкальной деятельности : [учеб. пособие]. - М. : Классика-ХХI, 2006. - 350, [1] с. : ил., [8] л. ил. - Библиогр.: с.331-345. - ISBN 5-89817-123-1 : 250-12-.
Ильина, Е. Р. Музыкально-педагогический практикум : учеб. пособие. - М. : Акад. проект: Альма Матер, 2008. - 415 с. : табл. - (Gaudeamus). - ISBN 978-5-8291-0977-6 : 660-
Музыкальная педагогика и психология [Текст] : сб. науч. ст. Вып. 10 / Моск. гос. ун-т культуры и искусств ; [науч. ред. Л. С. Зорилова]. - М. : МГУКИ, 2010. - 270 с. - 231-.
Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях [Электронный ресурс] : [учеб. пособие] / Безбородова Л.А., Алиев Ю.М.-Б. - Москва : Лань : Планета музыки, 2014. - ISBN 978-5-8114-1731-5.
Петрушин, В. И.Музыкальная психология [Текст] : учеб. пособие для вузов. - М. : Акад. проект : Гаудеамус, 2009. - 398, [1] с. : схем. - (Gaudeamus). - Библиогр.: с. 364-372. - ISBN 978-5-8291-1145-8. - ISBN 978-5-98426-091-6 : 303-71.
Педагогика и психология музыкального творчества [Текст] : учеб. пособие / Моск. гос. ун-т культуры и искусств . - М. : МГУКИ, 2011. - 160 с. - Библиогр.: с. 150-160. - ISBN 978-5-94778-253-0 : 100
Рачина, Б. С. Педагогическая практика: подготовка педагога-музыканта [Электронный ресурс] : [учеб. пособие]. - Москва : Лань : Планета музыки, 2015. - ISBN 978-5-8114-1776-6. Музыкальная педагогика - Учебные пособия – ЛАНЬ
Степанов, Н. И. Методика обучения игре на народных инструментах [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. 053000"Нар. худож. творчество" / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - Изд. 2-е, доп. - М. : МГУКИ, 2007. - 171 с. : нот., табл. - ISBN 5-94778-142-5 : 150-.
Формирование музыкально-творческих способностей участников эстрадных коллективов [Электронный ресурс] : монография ; [учеб. пособие] / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - М. : МГУКИ, 2009. - 116 с. - Библиогр.: с. 105-112. - ISBN 94778-046-1 : б. ц.
Цагарелли, Юрий Алексеевич.Психология музыкально-исполнительской деятельности [Электронный ресурс] : [учеб. пособие] / Ю. А. Цагарелли Ю.А. Цагарелли. - Москва : Композитор, 2008. - 367 с. ; 22 см. - Библиогр.: с. 353-367. - ISBN 978-5-7379-0381-7 : 368 р.
Дополнительная литература:
Методологическая культура педагога-музыканта : учеб. пособие / под ред. Э.Б.Абдуллина. - М. : Академия, 2002. - 268, [1] c. - Библиогр.: с.264-[267]. - ISBN 5-7695-0971-6 : 119-.
Подуровский, В. М. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности : Учеб. пособие. - М. : Владос, 2001. - 318 с. - ISBN 5-691-00559-6 : 65-.
Халабузарь, П. В. Теория и методика музыкального воспитания : Учеб. пособие. - 2-е изд. ; перераб. и доп. - СПб. : Лань, 2000. - 222, [1] c. - ISBN 5-8114-0328-3 : 70-.
Цыпин, Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения : Пособие для уч-ся муз. отд-ний педвузов и консерваторий. - М. : Интерпракс, 1994. - 373, [1] с. –
10. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Библиотека (книжная, нотная), фонотека, компьютерные программы, музыкальный центр, фортепиано
Документ составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций ПрООП ВО по направлениям и профилям:
Документ одобрен на заседании кафедры педагогики и психологии- Протокол № 9 от 7 мая 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
И ПЕДАГОГИКА
Направления подготовки:
«Дирижирование», «Музыкально-инструментальное искусство», «Искусство народного пения», «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство», «Вокальное искусство», «Музыкально-театральное искусство», «Музыкальное искусство эстрады»
Профили подготовки:
- дирижирование академическим хором, оркестром духовых инструментов, оркестром народных инструментов;
- оркестровые духовые и ударные инструменты; струнные смычковые инструменты;
баян, аккордеон, струнные щипковые инструменты; фортепиано
- хоровое народное пение; сольное народное пение;
- музыкальная педагогика, этномузыкология, музыковедение;
- академическое пение, искусство оперного пения;
- инструменты эстрадно-джазового оркестра, эстрадно-джазовое пение
Квалификация (степень) выпускника - бакалавр
Форма обучения – очная, заочная
1. Цели освоения дисциплины
Дисциплина «Музыкальная педагогика и психология» изучает состояние и пути развития основных направлений музыкальной психологии: социально-психологический анализ процессов восприятия и творчества, обсуждение путей оптимизации системы подготовки музыкантов, создание психологической службы в сфере музыкального исполнительства и педагогики.
Курс «Музыкальная педагогика и психология» касается таких смежных наук, как, например, философия, педагогика, психология. Дисциплина имеет прикладной характер, акцент при освоении курса делается на лекционные и семинарские занятия.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВО
Дисциплина «Музыкальная педагогика и психология» входит в цикл дисциплин подготовки бакалавров музыкальных направлений и профилей., находится базовой части «Профессионального цикла» дисциплин учебных планов. Ее изучение дисциплины базируется на системе знаний, умений полученных студентами при изучении общей педагогики, теориях обучения и воспитания, истории общей и музыкальной педагогики, психологии личности, возрастной и социальной психологии. Освоение дисциплины также связано с философией, культурологией, историей, социологией, дисциплинами музыковедческого цикла, практикой международного музыкального образования.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)
Направление подготовки: 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
профили: Фортепиано,
Оркестровые духовые и ударные инструменты,
Оркестровые струнные инструменты,
Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты
ОК -1. - способен и готов собирать и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам.
ПК -21-. способен и готов овладевать необходимым комплексом общепедагогических, психолого-педагогических знаний, представлений в области музыкальной педагогики, психологии музыкальной деятельности
Направление подготовки: 53.03.00 Музыкальное искусство эстрады
профили: Инструменты эстрадного оркестра,
Эстрадно-джазовое пение
ОК – 4 - способен и готов работать со специальной литературой в области музыкального искусства и науки, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией
ПК – 21- способен и готов овладевать необходимым комплексом общепедагогических, психолого-педагогических знаний, представлений в области музыкальной педагогики, психологии музыкальной деятельности, специфики работы в области музыкального искусства эстрады
Направление подготовки: 53.03.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство
профили: Музыковедение, Этномузыкология,
Музыкальная педагогика
ОК – 2- способен и готов ориентироваться в специальной литературе как в сфере музыкального искусства, образования и науки, так и в смежных областях (видах искусства)
ОК–11 –приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии
ОК – 12 - способен и готов использовать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности этические нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, использовать нормы социального поведения, права и свободы человека и гражданина
ПК-8 -способен и готов преподавать дисциплины профильной направленности
ПК – 9 - способен и готов планировать учебный процесс, осуществлять методическую работу, анализировать различные педагогические системы и методы, формулировать собственные педагогические принципы и методики обучения, используя традиционные и современные технологии и методики образования в области музыкального искусства; формировать у обучающихся художественные потребности и художественный вкус; ориентироваться в проблемном поле психолого-педагогической науки и руководствоваться современными ее достижениями для обеспечения качества образования в области музыкального искусства
Направление подготовки: 53.03.00 Вокальное искусство
профиль Академическое пение
ОК – 4 - способен и готов работать со специальной литературой в области музыкального искусства и науки, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией
ПК – 21 -способностью и готовностью овладевать необходимым комплексом общепедагогических, психолого-педагогических знаний, представлений в области музыкальной педагогики, психологии музыкальной деятельности
Направление подготовки: 53.03.05 Дирижирование
профили: Дирижирование академическим хором,
Дирижирование оркестром народных инструментов,
Дирижирование оркестром духовых инструментов
ОК – 4 - способен и готов работать со специальной литературой в области музыкального искусства и науки, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией
ПК – 21 - способностью овладевать необходимым комплексом общепедагогических, психолого-педагогических знаний, представлений в области музыкальной педагогики, психологии музыкальной деятельности
Направление подготовки: 073700 (53.03.04) Искусство народного пения
профили: Хоровое народное пение,
Сольное народное пение
ОК – 4 - способен и готов работать со специальной литературой в области музыкального искусства и науки, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией
ПК -10 - способностью планировать учебный процесс, осуществлять методическую работу, разрабатывать методические материалы, анализировать различные педагогические системы и методы, формулировать собственные педагогические принципы и методы обучения, используя традиционные и современные технологии и методики (в соответствии с предметной направленностью ООП) образования в области музыкального (дирижерского) искусства; формировать у обучающихся художественные потребности и художественный вкус; ориентироваться в проблемном поле психолого-педагогической науки и руководствоваться современными ее достижениями для обеспечения качества образования в области музыкального искусства
СПЕЦИАЛИТЕТ
Направление подготовки: 070201 (53.05.04) Музыкально-театральное искусство
специализация Искусство оперного пения
ПК – 22 - способностью демонстрировать понимание целей, задач педагогического процесса и основных принципов музыкальной педагогики
В результате изучения студент должен
Знать:
– методические основы музыкальной педагогики и психологии;
– опыт прошлых поколений в области музыкального искусства, его развития;
- особенности становления музыкальной психологии и педагогики;
– сущность методологических связей музыкальной педагогики и психологии с другими науками о человеке;
– особенности влияния музыкального обучения и воспитания на процесс становления личности, формирования ее познавательных процессов, индивидуально-психологической и эмоционально-волевой сферы;
-психолого-педагогические особенностей становления личности музыкантов.
Уметь:
– осуществлять психолого-педагогическую диагностику индивидуально-психологических особенностей музыканта;
- определять учебно-воспитательные цели и задачи для осуществления дальнейшего развития будущих музыкантов;
- находить эффективные формы, содержание, средства, методы для обучения и воспитания, направленные на совершенствование музыкантов
- осуществлять поиск новых нетрадиционных методик для самосовершенствования, самоопределения и саморазвития;
- применять полученные знания, передавать опыт другим.
Владеть:
– профессиональным тезаурусом в сфере музыкального искусства, музыкальной педагогики и психологии;
- знаниями в области музыкальной психологии и педагогики;
– методикой работы с научной и учебно-методической литературой;
– методикой планирования и осуществления учебно-воспитательного процесса в различных музыкальных образовательных учреждениях ;
- основами психолого-педагогической техники, позволяющей накапливать опыт самостоятельной педагогической работы.
Базовый уровень.
· Знать: основные категории музыкальной психологии и педагогики
· Уметь: пользоваться основными понятиями и терминами для решения конкретных учебно-воспитательных задач
· Владеть: некоторыми практическими умениями и навыками анализа отдельных психолого-педагогических ситуаций с использованием музыкальных материалов различных стилей и жанров.
Продвинутый уровень.
· Знать: закономерности построения психолог