Раздел 1 – музыкальная психология

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

И ПЕДАГОГИКА

Направления подготовки:

«Дирижирование», «Музыкально-инструментальное искусство», «Искусство народного пения», «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство», «Вокальное искусство», «Музыкально-театральное искусство», «Музыкальное искусство эстрады»

Профили подготовки:

- дирижирование академическим хором, оркестром духовых инструментов, оркестром народных инструментов;

- оркестровые духовые и ударные инструменты; струнные смычковые инструменты;

баян, аккордеон, струнные щипковые инструменты; фортепиано

- хоровое народное пение; сольное народное пение;

- музыкальная педагогика, этномузыкология, музыковедение;

- академическое пение, искусство оперного пения;

- инструменты эстрадно-джазового оркестра, эстрадно-джазовое пение

Квалификация (степень) выпускника - бакалавр

Форма обучения – очная, заочная

1. Цели освоения дисциплины

Дисциплина «Музыкальная педагогика и психология» изучает состояние и пути развития основных направлений музыкальной психологии: социально-психологический анализ процессов восприятия и творчества, обсуждение путей оптимизации системы подготовки музыкантов, создание психологической службы в сфере музыкального исполнительства и педагогики.

Курс «Музыкальная педагогика и психология» касается таких смежных наук, как, например, философия, педагогика, психология. Дисциплина имеет прикладной характер, акцент при освоении курса делается на лекционные и семинарские занятия.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВО

Дисциплина «Музыкальная педагогика и психология» входит в цикл дисциплин подготовки бакалавров музыкальных направлений и профилей., находится базовой части «Профессионального цикла» дисциплин учебных планов. Ее изучение дисциплины базируется на системе знаний, умений полученных студентами при изучении общей педагогики, теориях обучения и воспитания, истории общей и музыкальной педагогики, психологии личности, возрастной и социальной психологии. Освоение дисциплины также связано с философией, культурологией, историей, социологией, дисциплинами музыковедческого цикла, практикой международного музыкального образования.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

Направление подготовки: 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство

профили: Фортепиано,

Оркестровые духовые и ударные инструменты,

Оркестровые струнные инструменты,

Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты

ОК -1. - способен и готов собирать и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам.

ПК -21-. способен и готов овладевать необходимым комплексом общепедагогических, психолого-педагогических знаний, представлений в области музыкальной педагогики, психологии музыкальной деятельности

Направление подготовки: 53.03.00 Музыкальное искусство эстрады

профили: Инструменты эстрадного оркестра,

Эстрадно-джазовое пение

ОК – 4 - способен и готов работать со специальной литературой в области музыкального искусства и науки, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией

ПК – 21- способен и готов овладевать необходимым комплексом общепедагогических, психолого-педагогических знаний, представлений в области музыкальной педагогики, психологии музыкальной деятельности, специфики работы в области музыкального искусства эстрады

Направление подготовки: 53.03.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство

профили: Музыковедение, Этномузыкология,

Музыкальная педагогика

ОК – 2- способен и готов ориентироваться в специальной литературе как в сфере музыкального искусства, образования и науки, так и в смежных областях (видах искусства)

ОК–11 –приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии

ОК – 12 - способен и готов использовать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности этические нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, использовать нормы социального поведения, права и свободы человека и гражданина

ПК-8 -способен и готов преподавать дисциплины профильной направленности

ПК – 9 - способен и готов планировать учебный процесс, осуществлять методическую работу, анализировать различные педагогические системы и методы, формулировать собственные педагогические принципы и методики обучения, используя традиционные и современные технологии и методики образования в области музыкального искусства; формировать у обучающихся художественные потребности и художественный вкус; ориентироваться в проблемном поле психолого-педагогической науки и руководствоваться современными ее достижениями для обеспечения качества образования в области музыкального искусства

Направление подготовки: 53.03.00 Вокальное искусство

профиль Академическое пение

ОК – 4 - способен и готов работать со специальной литературой в области музыкального искусства и науки, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией

ПК – 21 -способностью и готовностью овладевать необходимым комплексом общепедагогических, психолого-педагогических знаний, представлений в области музыкальной педагогики, психологии музыкальной деятельности

Направление подготовки: 53.03.05 Дирижирование

профили: Дирижирование академическим хором,

Дирижирование оркестром народных инструментов,

Дирижирование оркестром духовых инструментов

ОК – 4 - способен и готов работать со специальной литературой в области музыкального искусства и науки, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией

ПК – 21 - способностью овладевать необходимым комплексом общепедагогических, психолого-педагогических знаний, представлений в области музыкальной педагогики, психологии музыкальной деятельности

Направление подготовки: 073700 (53.03.04) Искусство народного пения

профили: Хоровое народное пение,

Сольное народное пение

ОК – 4 - способен и готов работать со специальной литературой в области музыкального искусства и науки, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией

ПК -10 - способностью планировать учебный процесс, осуществлять методическую работу, разрабатывать методические материалы, анализировать различные педагогические системы и методы, формулировать собственные педагогические принципы и методы обучения, используя традиционные и современные технологии и методики (в соответствии с предметной направленностью ООП) образования в области музыкального (дирижерского) искусства; формировать у обучающихся художественные потребности и художественный вкус; ориентироваться в проблемном поле психолого-педагогической науки и руководствоваться современными ее достижениями для обеспечения качества образования в области музыкального искусства

СПЕЦИАЛИТЕТ

Направление подготовки: 070201 (53.05.04) Музыкально-театральное искусство

специализация Искусство оперного пения

ПК – 22 - способностью демонстрировать понимание целей, задач педагогического процесса и основных принципов музыкальной педагогики

В результате изучения студент должен

Знать:

– методические основы музыкальной педагогики и психологии;

– опыт прошлых поколений в области музыкального искусства, его развития;

- особенности становления музыкальной психологии и педагогики;

– сущность методологических связей музыкальной педагогики и психологии с другими науками о человеке;

– особенности влияния музыкального обучения и воспитания на процесс становления личности, формирования ее познавательных процессов, индивидуально-психологической и эмоционально-волевой сферы;

-психолого-педагогические особенностей становления личности музыкантов.

Уметь:

– осуществлять психолого-педагогическую диагностику индивидуально-психологических особенностей музыканта;

- определять учебно-воспитательные цели и задачи для осуществления дальнейшего развития будущих музыкантов;

- находить эффективные формы, содержание, средства, методы для обучения и воспитания, направленные на совершенствование музыкантов

- осуществлять поиск новых нетрадиционных методик для самосовершенствования, самоопределения и саморазвития;

- применять полученные знания, передавать опыт другим.

Владеть:

– профессиональным тезаурусом в сфере музыкального искусства, музыкальной педагогики и психологии;

- знаниями в области музыкальной психологии и педагогики;

– методикой работы с научной и учебно-методической литературой;

– методикой планирования и осуществления учебно-воспитательного процесса в различных музыкальных образовательных учреждениях ;

- основами психолого-педагогической техники, позволяющей накапливать опыт самостоятельной педагогической работы.

Базовый уровень.

· Знать: основные категории музыкальной психологии и педагогики

· Уметь: пользоваться основными понятиями и терминами для решения конкретных учебно-воспитательных задач

· Владеть: некоторыми практическими умениями и навыками анализа отдельных психолого-педагогических ситуаций с использованием музыкальных материалов различных стилей и жанров.

Продвинутый уровень.

· Знать: закономерности построения психолого-педагогической деятельности в области музыкального искусства

· Уметь: анализировать, корректировать и оценивать психолого-педагогические ситуации

· Владеть: основными знаниями и умениями психолого-педагогической деятельности

Высокий уровень.

· Знать: методологические основы становление и развития музыкальной психологии и педагогики, закономерности музыкального развития личности, особенности функционирования познавательных процессов, индивидуально-психологических и эмоционально-волевых особенностей личности, используя системный подход, данные различных смежных наук

· Уметь: осуществлять самостоятельный поиск, классифицировать и интегрировать знания, умения и навыки в области музыкальной психологии и педагогики, осуществляя отбор наиболее эффективного

· Владеть: психолого-педагогической техникой, направленной на эффективное самосовершенствование, обучение, воспитание и развитие личности музыканта, осуществлять поиск инновационных методик и нетрадиционных решений в условиях учебно-воспитательного процесса в различных музыкальных учебных заведениях

4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Музыкальная педагогика и психология

Объем курса

Дневное отделение

вид занятий всего часов Семестр
Лекционные 26+26 2,3
Семинарские 10+10 2,3
Самостоятельные 36+36 2,3
Виды контроля: Зачет Экзамен + курсовая работа

Заочное отделение

вид занятий всего часов Семестр
Лекционные 2+4+4+2 2.3,4,5
Лекционные 2 ч (4сем) 2,3,4,5
Самостоятельные 50+52  
2,3,4,5
Виды контроля: Зачет Экзамен+ курсовая работа

Примерный учебный план:

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Проблема деятельности в российской психологической науке. Структура деятельности, механизмы. Виды деятельности. Переживание как целенаправленная деятельность. Сознание человека как неразрывное единство и взаимопроникновение знания и переживания. Гипотеза об уровневой природе установки. Духовно-практическая и духовно-теоретическая деятельность. Виды духовно-теоретической деятельности: научная, идеологическая, художественная.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.

Самостоятельная работа студентов (СРС) является важной составной частью процесса подготовки будущих выпускников музыкальных профилей. Цели СРС основаны на формировании у студентов навыков к самостоятельной творческой работе, умения решать профессиональные задачи с использованием всего арсенала современных средств, потребности к самообразованию и совершенствованию своих знаний, приобретения опыта планирования и организации своего рабочего времени и расширении кругозора.

Домашняя СРС включает работу с теоретической литературой, написание конспектов по темам. Умение работать с литературой - важная составная часть по воспитанию грамотного музыканта, особенно в отношении данного курса, т.к. материал по дисциплине представлен в недостаточном объеме.

В программе даются ссылки на существующую современную литературу, однако в процессе обучения следует использовать и другую литературу, в частности музыкальную энциклопедию, словари и статьи в научных сборниках.

Добавить темы для самостоятельной проработки (методические указания)

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

Формы итогового контроля

В середине семестра проводится рубежный контроль. Содержание рубежного контроля, так и итоговой работы определяет преподаватель в соответствии с уровнем подготовки студентов и уровнем сложности изученного материала. Основной вид письменной работы – ответы на вопросы по курсу.

Вопросы рубежного контроля:

ВОПРОСЫ К РУБЕЖНОМУ КОНТРОЛЮ

(середина 2 семестра):

· Музыкально-слуховая деятельность.

· Восприятие музыки как процесс.

· Восприятие музыки и музыкальное переживание.

· Ощущение музыкального звука.

· Восприятие мелодии и гармонии.

· Восприятие времени в музыке.

· Психологические свойства восприятия музыки.

· Адекватность восприятия музыки.

· Психологические механизмы музыкального переживания.

· Композиторское творчество.

· Социальная обусловленность композиторского творчества.

· Стадиальность творческого процесса композитора.

· Мышление и воображение в композиторском творчестве.

· Переживания и творческие состояния в деятельности композитора.

· Творческое вдохновение композитора и исполнителя.

· Сознательное и неосознанное в творческой деятельности композитора.

· Музыкально-исполнительская деятельность.

· Относительная самостоятельность творческой деятельности исполнителя.

· Психологические особенности работы музыканта-исполнителя.

· Социально-психологические особенности музыкального соревнования.

· Психологические основы музыкального обучения.

· Личные детерминанты учения.

· Гностическая деятельность ученика и организация заучивания.

· Психологическая характеристика методов обучения.

· Психологические особенности музыкальной деятельности.

· Художественная деятельность.

· Музыкальная деятельность.

· Музыкальные способности в структуре пригодности к различным видам музыкальной деятельности.

(середина 3-го семестра)

· Предмет и основные задачи музыкальной педагогики.

· Содержание музыкального воспитания личности в современных условиях.

· Особенности системы общего и профессионального музыкального образования на современном этапе.

· Гуманистическое предназначение музыкального образования в России.

· Целостный процесс музыкального становления личности.

· Сочинительство и импровизация как методы музыкального развития личности.

· Духовный поиск – как творческая идея музыкальной педагогики.

· Синтез различных видов искусств и их методическое использование в процессе музыкального воспитания.

· Особенности воспитания музыкально-эстетического вкуса учащихся (ДМШ, общеобразовательная школа, училища культуры, искусств, вузы (по выбору)).

· Учет индивидуальных и возрастных особенностей личности в процессе музыкальной деятельности.

· Особенности формирования музыкальных способностей личности в процессе учебной (исполнительской) деятельности.

· Педагогическое мастерство выдающихся музыкантов прошлого и настоящего (по выбору).

· Обучение музыке как главная задача мусической школы в античной музыкальной культуре.

· Музыкально-поэтическая культура миннезингеров и её значение в становлении средневековой музыкальной педагогики.

· Актуальные проблемы современной музыкальной педагогики

· Становление и особенности модернизации современной системы музыкального образования в России.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ.

Предмет и задачи музыкальной педагогики

Музыкальная педагогика как наука и искусство

Методы научно-педагогических исследований в музыкальном образовании

Сущность и содержание музыкального развития личности

Цели и задачи общего и профессионального музыкального образования

Формирование музыкального вкуса личности учащегося: теория, методика

Развитие музыкальных способностей личности в процессе обучения

Духовное развитие личности средствами музыки

Роль музыки в нравственном становлении личности

Музыка как средство эстетического воспитания

Методы музыкального обучения и искусство их применения в музыкальной деятельности

Содержание музыкального обучения, принципы подбора музыкального репертуара

Методы музыкального обучения и особенности их применения в учебной деятельности

Специфика индивидуального обучения музыке: личностно-ориентированные технологии

Основы педагогического мастерства учителя музыки

Артистизм педагога-музыканта

Общетеоретические основы общения педагога и обучающихся музыке

Синтез западноевропейских и русских традиций в музыкальном образовании XIX – XX вв.

Традиционное и инновационное в организации современного музыкального образования в России.

Современные проблемы становления музыкального образования

Предмет и задачи музыкальной психологии.

Особенности становления музыкальной психологии в России: выдающиеся представители.

Особенности становления музыкальной психологии за рубежом: России: выдающиеся представители.

Становление и развитие музыкальных способностей.

Музыкально-слуховая деятельность .

Восприятие музыки как процесс.

Восприятие времени в музыке.

Восприятие музыки и музыкальное переживание.

Психологические свойства восприятия музыки.

Мышление и воображение в композиторском творчестве.

Переживания и творческие состояния в деятельности композитора.

Социальная обусловленность композиторского творчества.

Творческое вдохновение.

Психологические особенности работы музыканта-исполнителя.

Относительная самостоятельность творческой деятельности исполнителя.

Социально-психологические особенности музыкального соревнования.

Психологические основы музыкального обучения.

Гностическая деятельность ученика и организация заучивания.

Психологическая характеристика методов обучения.

Психологические особенности музыкальной деятельности.

Темы курсовых работ:

Философы античности о мусическом воспитании личности.

Пифагор о музыкальном развитии личности

Особенности и содержание учебно-воспитательного процесса в мусических школах античности

Философы античности о мусическом воспитании

Становление и развитие музыкальной школы в средние века в Западной Европе

Становление европейского классического музыкального обучения.

Становление классической школы в Западной Европе: содержание обучения

Выдающиеся представители классической школы в Западной Европе. (по выбору).

Становление школы романтизма в Западной Европе

Выдающиеся представители школ Романтизма. (по выбору)

Особенности развития школы импрессионизма в Западной Европе

Обычаи, обряды, традиции в музыкальном воспитании Древней Руси.

Древнерусские музыкальные памятники и их социальное значение.

Песня как средство музыкального воспитания Древней Руси

Становление и развитие церковно-певческой школы в Древней Руси

Музыкальное воспитание личности в эпоху Петра I

Первые профессиональные музыкальные системы обучения.

Становление и развитие органной школы в России

Развитие скрипичной(вокальной, инструментальной) школы в России

Первые консерватории в России: история развития, выдающиеся педагоги и особенности воспитания

Музыкальные способности в структуре музыкальной деятельности.

Ощущение музыкального звука.

Особенности Восприятие мелодии и гармонии.

Адекватность восприятия музыки.

Психологические механизмы музыкального переживания.

Композиторское творчество.

Стадиальность творческого процесса композитора.

Музыкально-исполнительская деятельность: выдающиеся представители.

ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

Структура работы

Введение (1,5 – 2 с.).

Теоретическая часть (около 40%).

Практическая часть (около 40%).

Заключение (2–3 с.).

Список литературы (около 10 наименований).

Приложения.

Оформление работы

Объем работы (22–25 страниц) зависит от широты темы, эрудиции студента и его желания качественно выполнить задание. Особое внимание следует обратить на изложение материала, стиль которого должен быть строгим, доказательным, без лишней эмоциональности, содержать в себе анализ проблемы, видение и ее решение другими учёными, свой взгляд на эту проблему, обоснованные суждения и выводы. Важно избегать традиционной описательности. Особое внимание следует обратить на цитаты, которые не должны быть слишком большими (пол-листа). Необходимо указывать в тексте, откуда данная цитата, кто её автор, из какой она книги, номера страниц. Работа предоставляется в рукописном или печатном виде в трех экземплярах.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Основная литература:

Бочкарев, Л. Л. Психология музыкальной деятельности : [учеб. пособие]. - М. : Классика-ХХI, 2006. - 350, [1] с. : ил., [8] л. ил. - Библиогр.: с.331-345. - ISBN 5-89817-123-1 : 250-12-.

Ильина, Е. Р. Музыкально-педагогический практикум : учеб. пособие. - М. : Акад. проект: Альма Матер, 2008. - 415 с. : табл. - (Gaudeamus). - ISBN 978-5-8291-0977-6 : 660-

Музыкальная педагогика и психология [Текст] : сб. науч. ст. Вып. 10 / Моск. гос. ун-т культуры и искусств ; [науч. ред. Л. С. Зорилова]. - М. : МГУКИ, 2010. - 270 с. - 231-.

Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях [Электронный ресурс] : [учеб. пособие] / Безбородова Л.А., Алиев Ю.М.-Б. - Москва : Лань : Планета музыки, 2014. - ISBN 978-5-8114-1731-5.

Петрушин, В. И.Музыкальная психология [Текст] : учеб. пособие для вузов. - М. : Акад. проект : Гаудеамус, 2009. - 398, [1] с. : схем. - (Gaudeamus). - Библиогр.: с. 364-372. - ISBN 978-5-8291-1145-8. - ISBN 978-5-98426-091-6 : 303-71.

Педагогика и психология музыкального творчества [Текст] : учеб. пособие / Моск. гос. ун-т культуры и искусств . - М. : МГУКИ, 2011. - 160 с. - Библиогр.: с. 150-160. - ISBN 978-5-94778-253-0 : 100

Рачина, Б. С. Педагогическая практика: подготовка педагога-музыканта [Электронный ресурс] : [учеб. пособие]. - Москва : Лань : Планета музыки, 2015. - ISBN 978-5-8114-1776-6. Музыкальная педагогика - Учебные пособия – ЛАНЬ

Степанов, Н. И. Методика обучения игре на народных инструментах [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. 053000"Нар. худож. творчество" / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - Изд. 2-е, доп. - М. : МГУКИ, 2007. - 171 с. : нот., табл. - ISBN 5-94778-142-5 : 150-.

Формирование музыкально-творческих способностей участников эстрадных коллективов [Электронный ресурс] : монография ; [учеб. пособие] / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - М. : МГУКИ, 2009. - 116 с. - Библиогр.: с. 105-112. - ISBN 94778-046-1 : б. ц.

Цагарелли, Юрий Алексеевич.Психология музыкально-исполнительской деятельности [Электронный ресурс] : [учеб. пособие] / Ю. А. Цагарелли Ю.А. Цагарелли. - Москва : Композитор, 2008. - 367 с. ; 22 см. - Библиогр.: с. 353-367. - ISBN 978-5-7379-0381-7 : 368 р.

Дополнительная литература:

Методологическая культура педагога-музыканта : учеб. пособие / под ред. Э.Б.Абдуллина. - М. : Академия, 2002. - 268, [1] c. - Библиогр.: с.264-[267]. - ISBN 5-7695-0971-6 : 119-.

Подуровский, В. М. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности : Учеб. пособие. - М. : Владос, 2001. - 318 с. - ISBN 5-691-00559-6 : 65-.

Халабузарь, П. В. Теория и методика музыкального воспитания : Учеб. пособие. - 2-е изд. ; перераб. и доп. - СПб. : Лань, 2000. - 222, [1] c. - ISBN 5-8114-0328-3 : 70-.

Цыпин, Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения : Пособие для уч-ся муз. отд-ний педвузов и консерваторий. - М. : Интерпракс, 1994. - 373, [1] с. –

10. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Библиотека (книжная, нотная), фонотека, компьютерные программы, музыкальный центр, фортепиано

Документ составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций ПрООП ВО по направлениям и профилям:

Документ одобрен на заседании кафедры педагогики и психологии- Протокол № 9 от 7 мая 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

И ПЕДАГОГИКА

Направления подготовки:

«Дирижирование», «Музыкально-инструментальное искусство», «Искусство народного пения», «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство», «Вокальное искусство», «Музыкально-театральное искусство», «Музыкальное искусство эстрады»

Профили подготовки:

- дирижирование академическим хором, оркестром духовых инструментов, оркестром народных инструментов;

- оркестровые духовые и ударные инструменты; струнные смычковые инструменты;

баян, аккордеон, струнные щипковые инструменты; фортепиано

- хоровое народное пение; сольное народное пение;

- музыкальная педагогика, этномузыкология, музыковедение;

- академическое пение, искусство оперного пения;

- инструменты эстрадно-джазового оркестра, эстрадно-джазовое пение

Квалификация (степень) выпускника - бакалавр

Форма обучения – очная, заочная

1. Цели освоения дисциплины

Дисциплина «Музыкальная педагогика и психология» изучает состояние и пути развития основных направлений музыкальной психологии: социально-психологический анализ процессов восприятия и творчества, обсуждение путей оптимизации системы подготовки музыкантов, создание психологической службы в сфере музыкального исполнительства и педагогики.

Курс «Музыкальная педагогика и психология» касается таких смежных наук, как, например, философия, педагогика, психология. Дисциплина имеет прикладной характер, акцент при освоении курса делается на лекционные и семинарские занятия.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВО

Дисциплина «Музыкальная педагогика и психология» входит в цикл дисциплин подготовки бакалавров музыкальных направлений и профилей., находится базовой части «Профессионального цикла» дисциплин учебных планов. Ее изучение дисциплины базируется на системе знаний, умений полученных студентами при изучении общей педагогики, теориях обучения и воспитания, истории общей и музыкальной педагогики, психологии личности, возрастной и социальной психологии. Освоение дисциплины также связано с философией, культурологией, историей, социологией, дисциплинами музыковедческого цикла, практикой международного музыкального образования.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

Направление подготовки: 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство

профили: Фортепиано,

Оркестровые духовые и ударные инструменты,

Оркестровые струнные инструменты,

Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты

ОК -1. - способен и готов собирать и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам.

ПК -21-. способен и готов овладевать необходимым комплексом общепедагогических, психолого-педагогических знаний, представлений в области музыкальной педагогики, психологии музыкальной деятельности

Направление подготовки: 53.03.00 Музыкальное искусство эстрады

профили: Инструменты эстрадного оркестра,

Эстрадно-джазовое пение

ОК – 4 - способен и готов работать со специальной литературой в области музыкального искусства и науки, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией

ПК – 21- способен и готов овладевать необходимым комплексом общепедагогических, психолого-педагогических знаний, представлений в области музыкальной педагогики, психологии музыкальной деятельности, специфики работы в области музыкального искусства эстрады

Направление подготовки: 53.03.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство

профили: Музыковедение, Этномузыкология,

Музыкальная педагогика

ОК – 2- способен и готов ориентироваться в специальной литературе как в сфере музыкального искусства, образования и науки, так и в смежных областях (видах искусства)

ОК–11 –приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии

ОК – 12 - способен и готов использовать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности этические нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, использовать нормы социального поведения, права и свободы человека и гражданина

ПК-8 -способен и готов преподавать дисциплины профильной направленности

ПК – 9 - способен и готов планировать учебный процесс, осуществлять методическую работу, анализировать различные педагогические системы и методы, формулировать собственные педагогические принципы и методики обучения, используя традиционные и современные технологии и методики образования в области музыкального искусства; формировать у обучающихся художественные потребности и художественный вкус; ориентироваться в проблемном поле психолого-педагогической науки и руководствоваться современными ее достижениями для обеспечения качества образования в области музыкального искусства

Направление подготовки: 53.03.00 Вокальное искусство

профиль Академическое пение

ОК – 4 - способен и готов работать со специальной литературой в области музыкального искусства и науки, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией

ПК – 21 -способностью и готовностью овладевать необходимым комплексом общепедагогических, психолого-педагогических знаний, представлений в области музыкальной педагогики, психологии музыкальной деятельности

Направление подготовки: 53.03.05 Дирижирование

профили: Дирижирование академическим хором,

Дирижирование оркестром народных инструментов,

Дирижирование оркестром духовых инструментов

ОК – 4 - способен и готов работать со специальной литературой в области музыкального искусства и науки, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией

ПК – 21 - способностью овладевать необходимым комплексом общепедагогических, психолого-педагогических знаний, представлений в области музыкальной педагогики, психологии музыкальной деятельности

Направление подготовки: 073700 (53.03.04) Искусство народного пения

профили: Хоровое народное пение,

Сольное народное пение

ОК – 4 - способен и готов работать со специальной литературой в области музыкального искусства и науки, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией

ПК -10 - способностью планировать учебный процесс, осуществлять методическую работу, разрабатывать методические материалы, анализировать различные педагогические системы и методы, формулировать собственные педагогические принципы и методы обучения, используя традиционные и современные технологии и методики (в соответствии с предметной направленностью ООП) образования в области музыкального (дирижерского) искусства; формировать у обучающихся художественные потребности и художественный вкус; ориентироваться в проблемном поле психолого-педагогической науки и руководствоваться современными ее достижениями для обеспечения качества образования в области музыкального искусства

СПЕЦИАЛИТЕТ

Направление подготовки: 070201 (53.05.04) Музыкально-театральное искусство

специализация Искусство оперного пения

ПК – 22 - способностью демонстрировать понимание целей, задач педагогического процесса и основных принципов музыкальной педагогики

В результате изучения студент должен

Знать:

– методические основы музыкальной педагогики и психологии;

– опыт прошлых поколений в области музыкального искусства, его развития;

- особенности становления музыкальной психологии и педагогики;

– сущность методологических связей музыкальной педагогики и психологии с другими науками о человеке;

– особенности влияния музыкального обучения и воспитания на процесс становления личности, формирования ее познавательных процессов, индивидуально-психологической и эмоционально-волевой сферы;

-психолого-педагогические особенностей становления личности музыкантов.

Уметь:

– осуществлять психолого-педагогическую диагностику индивидуально-психологических особенностей музыканта;

- определять учебно-воспитательные цели и задачи для осуществления дальнейшего развития будущих музыкантов;

- находить эффективные формы, содержание, средства, методы для обучения и воспитания, направленные на совершенствование музыкантов

- осуществлять поиск новых нетрадиционных методик для самосовершенствования, самоопределения и саморазвития;

- применять полученные знания, передавать опыт другим.

Владеть:

– профессиональным тезаурусом в сфере музыкального искусства, музыкальной педагогики и психологии;

- знаниями в области музыкальной психологии и педагогики;

– методикой работы с научной и учебно-методической литературой;

– методикой планирования и осуществления учебно-воспитательного процесса в различных музыкальных образовательных учреждениях ;

- основами психолого-педагогической техники, позволяющей накапливать опыт самостоятельной педагогической работы.

Базовый уровень.

· Знать: основные категории музыкальной психологии и педагогики

· Уметь: пользоваться основными понятиями и терминами для решения конкретных учебно-воспитательных задач

· Владеть: некоторыми практическими умениями и навыками анализа отдельных психолого-педагогических ситуаций с использованием музыкальных материалов различных стилей и жанров.

Продвинутый уровень.

· Знать: закономерности построения психолог

Наши рекомендации