II.4 Подъём музыкально-просветительской деятельности в России
Второй половины XIX века.
С 60-х годов русская художественная культура переживает период подъёма буржуазно-демократического освободительного движения и сопровождается ярким всплеском просветительского движения во всех областях науки и искусства. Передовые люди того времени стремились отдать все силы этому благородному делу. «Русский, у кого есть здравый ум и живое сердце, – писал Н.Г.Чернышевский, – до сих пор не мог и не может быть не чем иным, как…деятелем в великой задаче просвещения русской земли».
Перед деятелями музыкально-просветительского движения в России возникли две важные взаимосвязанные задачи. Одна из них – художественное воспитание слушателей, приобщение к серьёзному искусству большого круга любителей музыки. Другая – развитие музыкального профессионализма и, прежде всего, создание кадров хорошо обученных специалистов, особенно исполнителей и педагогов. Решению этих задач в значительной мере способствовала организация «Русского музыкального общества» (1859г.) и первых русских консерваторий. Огромную роль в создании этих просветительских центров русской музыкальной культуры играли братья Антон и Николай Рубинштейн.
С именем А.Г.Рубинштейна связана деятельность «Русского музыкального общества» – концертной организации, ставящей перед собой задачу сделать серьёзную музыку доступной большим массам публики. В рамках этого общества регулярно устраивались симфонические и камерные концерты, привлекавшие большое количество слушателей. Заслуга этого просветительского центра заключается в знакомстве русской широкой публики с произведениями композиторов-классиков. В концертных программах звучали оратории Г.Генделя, симфонии Й.Гайдна и В.Моцарта, все девять симфоний, увертюры и фортепианные концерты Л.Бетховена. Широко представлено было творчество Ф.Мендельсона.
Просветительские тенденции нашли ярчайшее выражение в артистической деятельности А.Г.Рубинштейна. Венцом её были знаменитые «Исторические концерты». Программы их включали произведения всех крупнейших композиторов, писавших для фортепиано или клавира, начиная с английских вёрджиналистов до русских современников А.Г.Рубинштейна. В сезонах 1887–1889гг. он провёл в Петербургской консерватории циклы концертов-лекций «История литературы фортепианной музыки», где охватил ещё более широкий круг произведений и композиторов. А.Г.Рубинштейну принадлежит и первенство в учреждении первого международного конкурса музыкантов.
Просветительским духом была пронизана и педагогическая деятельность великого музыканта. В занятиях с учениками он стремился привить им взгляд на идейно-воспитательную роль искусства. «Артист должен чувствовать себя миссионером, – говорил А.Г.Рубинштейн, – чувствовать в себе жреца, провозглашающего святое слово. Задача высокая, но и не лёгкая» [119,4].
Национально-просветительские стремления Н.Г.Рубинштейна сказались в пропаганде им творчества русских композиторов. Особенно велико его значение как интерпретатора сочинений П. И. Чайковского и композиторов- современников.
С 1903 по 1917г.г. одно из основных мест в музыкальной жизни Петербурга занимали «Концерты А.Зилоти». Программы концертов были самые разнообразные: смешанные, как способ пропаганды серьёзных музыкальных произведений; цельные, объединяющие произведения по их стилистической или эпохальной принадлежности; авторские и тематические, посвящённые творчеству одного композитора. Автор составлял их с величайшей тщательностью, руководствуясь эстетическими и просветительскими целями: «На первом плане – забота об интересной, новой или художественно-содержательной программе…»[40,26]. О просветительской направленности концертов говорит и тот факт, что к каждому из них печатались специальные аннотации, в которых сообщались краткие сведения о композиторах и исполняемых произведениях, публиковались тексты вокальных произведений.
Благодаря А.И.Зилоти, петербургская публика узнала и полюбила музыку И.С.Баха, большинство произведений которого звучали в России впервые. Проведение каждого баховского концерта сопровождалось составлением аннотаций, переводом текста, выпиской хоральных мелодий. Часто звучали произведения зарубежных композиторов: Г.Берлиоза, Р.Вагнера, А.Брукнера, Р.Штрауса, М.Регера, К.Сен-Санса, М.Равеля, К.Дебюсси и др. Страстный листианец, А.И.Зилоти много внимания уделял пропаганде творчества Ф.Листа.
Значительное место в концертных программах занимал русский репертуар. А.И.Зилоти первый провёл циклы вечеров, посвящённых русской городской песне и романсу, где прозвучали сочинения А.Л.Гурилёва, А.Е.Варламова, А.А.Алябьева, М.И.Глинки, А.С.Даргомыжского, М.А.Балакирева, А.П.Бородина, Н.А.Римского-Корсакова. Особенное предпочтение отдавалось творчеству П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова, А.К.Глазунова, А.Н.Скрябина. Вместе с тем, музыкант-просветитель считал, что слушателей необходимо знакомить с современной музыкой, включать в программы как можно больше новинок. Он усиленно продвигал творчество молодых авторов: И.Ф.Стравинского, Н.К.Метнера, М.О.Штейнберга, М.Ф.Гнесина, С.С.Прокофьева и др.
Концерты А.И.Зилоти привлекали и первоклассными исполнителями, по которым можно судить о достижениях мировой музыкальной культуры. В его концертах выступали пианисты Р.Пюньо, А.Корто, И.Гофман, В.Л.Сапельников, Ф.М.Блуменфельд, С.В.Рахманинов (постоянно и целыми Сlavierabend’ами), А.Н.Скрябин; скрипачи Э.Изаи, Ж.Тибо, Дж.Энеску, Л.Ауэр, А.Д.Бродский; виолончелисты П.Казальс, А.В.Вержбилович, А.А.Брандуков; вокалисты Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов, Н.И.Забела-Врубель, А.В.Нежданова и другие знаменитые музыканты. Часто привлекались выдающиеся дирижёры А.Никиш, Дж.Энеску, В.Менгельберг, Ф.Мотль, А.К.Глазунов, С.В.Рахманинов, Ф.М.Блуменфельд, С.С.Прокофьев и др.
В 1912 году А.И.Зилоти организовал «Общедоступные концерты» для малообеспеченной публики и молодёжи, билеты на которые стоили в два раза дешевле. Несмотря на то, что это мероприятие давало явный дефицит, Зилоти не снижал ни качества программ, ни качества участников. Концерты имели большой успех. В 1916 году начинает ещё одно большое дело – «Народные бесплатные концерты». «Подход к концертам был глубок и серьёзен. Слушателям раздавались анкеты, в которых спрашивалось об индивидуальных слуховых ощущениях, о конкретных музыкальных образах, возникающих при слушании музыки, о связи звукового ощущения со световым и т. д.» [40,428]. В начале каждого концерта читалось краткое пояснительное слово, написанное А.В.Оссовским популярно и содержательно. Зал всегда был заполнен до отказа: приходили рабочие, дворники, кухарки, торговки, извозчики, пожарные, городовые и завсегдатаи симфонических и камерных концертов. Заслуга деятельности А. И.Зилоти для русского общества неоценима, он помог простому народу приобщиться к высокому искусству. Последним общественным начинанием выдающегося музыканта была организация Русского музыкального фонда – благотворительной организации для помощи нуждающимся музыкантам и их семьям.
С 1901 по 1912 г.г. большой популярностью в Петербурге пользовались «Вечера современной музыки» – детище группы музыкантов (В.Г.Каратыгин, И.И.Крыжановский, В.Ф.Нувель, А.П.Нурок), близких по своим эстетическим взглядам группе «Мира искусств». Основное место в программах «Вечеров» занимали произведения новых композиторов А.Шёнберга, Р.Штрауса, К.Дебюсси, М.Равеля, а из русских – С.С.Прокофьева, Н.Я.Мясковского, И.Ф.Стравинского и В.И.Ребикова. С 1909г. силами издателя журнала «Музыка» В.В.Держановского, певицы Е.В.Копосовой и дирижёра К.С.Сараджева аналогичная организация возникла и в Москве. Творчеству начинающих молодых композиторов посвящались «Музыкальные выставки» организованные в помещении Синодального училища Б.Л.Яворским при участии певицы М.А.Дейша-Сионицкой.
Представители трудовой интеллигенции – учителя, служащие, охваченные идеей просветительства, – охотно отдавали свободные от работы часы преподаванию в воскресных школах. М.А.Балакирев первый в России задумал создать бесплатную школу для обучения музыке, что должно было помочь в ликвидации общей музыкальной безграмотности. Его сподвижником был учитель хорового пения и дирижёр хора Г.Я.Ломакин. Их усилиями появилась возможность дать талантам из бедных слоёв населения бесплатное музыкальное образование.
Концертные программы музыкальной школы состояли поначалу лишь из хоровых сочинений. Со временем они обогатились произведениями оркестровой музыки, которые исполнялись с помощью приглашённых музыкантов-инструменталистов. В концертах можно было услышать музыку современных западноевропейских композиторов: Ф.Листа, Р.Шумана, Г.Берлиоза, и, главным образом, молодых русских композиторов «Могучей кучки». Целью этих концертов было стремление образовывать вкусы слушателей в соответствии со своими художественными убеждениями и доносить до них собственное творчество.
Личность М.А.Балакирева как величайшего музыкального просветителя России XIX века трудно переоценить. Главной целью своей деятельности считал он содействие прогрессу родного искусства. Энергичная пропаганда Балакиревым-пианистом и Балакиревым-дирижёром выдающихся произведений западноевропейской и русской музыки имела важное просветительское значение. В творчестве Балакирева-композитора просветительские тенденции сказались в создании самобытных национально-русских произведений (фантазия «Исламей», соната b-moll, фортепианный концерт, мелкие фортепианные пьесы), а также фортепианных транскрипций на темы произведений М.И.Глинки.
М.А.Балакирев активно участвовал в музыкально-общественной жизни. Он был центром «Веймарского кружка», регулярно собиравшегося в доме литератора академика А.Пыпина на протяжении почти 30 лет. Здесь он выступал с целыми концертными программами, которые сопровождал пояснениями. Среди молодых музыкантов и в кругу благодарных слушателей он делился мыслями о музыкальном искусстве – прошлом и современном. Велика роль личности М.А.Балакирева как главы содружества композиторов «Могучей кучки». Он вдохновлял, учил, помогал молодым композиторам, составившим вскоре славу русского музыкального искусства.
Огромное влияние на деятельность музыкантов-просветителей оказали такие выдающиеся личности, как: Н.Г.Чернышевский, В.Г.Белинский, В.В.Стасов. «Никакие курсы, классы, писания сочинений, экзамены и всё прочее не сделали столько для нашего образования и развития, как один Белинский со своими ежемесячными статьями, – вспоминал В.В.Стасов, – он издали приготавливал то здоровое и могучее интеллигентское движение, которое окрепло и поднялось четверть века позже. Мы все – прямые его воспитанники» [107,332].
Сам В.В.Стасов – публицист, историк искусства, критик был связан почти со всеми выдающимися людьми своего времени. Будучи горячим поклонником творчества композиторов «Могучей кучки», живописцев общества «Передвижников», он сразу же выступил как их идеолог и пропагандист, критик и исследователь. Он горячо откликался на все значительные явления, освещая художественные выставки, оперные премьеры, появление новых картин и музыкальных сочинений, заинтересованно следил за деятельностью Бесплатной музыкальной школы.
В статье «Сердечное участие В.В.Стасов пишет: «…Бесплатная школа считает свои концерты не праздной только забавой или потехой, за которую с публики можно стянуть столько-то рублей, а считает их серьёзным и важным художественным делом, такими собраниями, где исполняются талантливейшие создания талантливейших музыкантов» [106,168]. Часто В.В.Стасов сам был организатором различных концертов, чествований. Он умел создать праздничную атмосферу в каждом мероприятии, осветить данное событие в печати, потому что считал такие события не частным делом, а достоянием общественности.
Продолжали развиваться традиции домашнего музицирования. Интересно проследить их продолжение в интеллигентской среде. Большими любителями музыки слыли художники общества «Передвижников». Так Г.Г.Мясоедов хорошо разбирался в музыкальном искусстве, играл на скрипке и альте. Интересными по содержанию и тематике были музыкальные вечера у Н.Н.Дубовского, слывшего строгим критиком исполнительского искусства, требовавшего выявления самого главного в произведении – его идеи. Он обладал большой фонотекой с образцами инструментальной, вокальной, симфонической, оперной, народной музыки; использовал граммофон. Еженедельные собрания дома устраивал В.Е.Маковский. На них собирались профессора Академии художеств и люди из музыкального мира – профессионалы и любители. «Составлялись квартеты, трио, квинтеты с участием Г.Г.Мясоедова, К.П.Брюллова, М.П.Позена и случайных музыкантов. Трогательная картина! Вдали от жилых комнат в большой мастерской, полуосвещённой лампочками с абажурами, четыре старых передвижника за пультами усердно стараются побороть композитора-классика – Гайдна, Моцарта или Бетховена» [64,79]. Приезжал иногда к В.Е.Маковскому его друг, москвич, композитор С.И.Танеев, тогда при нём играли его квартеты.
Увлекался музыкой В.Д.Поленов, обнаруживший композиторские способности и умение импровизировать. Его просветительская деятельность вызывает и в настоящее время восхищение. На собственные средства он построил Народный дом для рабочих и их детей. Сюда же принимались и беспризорные дети, которых обучали грамоте, театральному искусству. В определённые дни устраивались спектакли и концерты для рабочих или детей. В.Д.Поленов гордился тем, что его аудитория проявляла большой художественный вкус и понимание серьёзной музыки. «Мы сыграли рабочим скрипичный концерт Баха, и, знаете ли, что вышло? В следующем концерте они опять просили играть Баха. О каком же тут упрощенстве искусства можно говорить? Вся беда в том, что дают народу такую музыку, в которой вообще нечего слушать!» [64,294]. С большим энтузиазмом он отдавался работе с детьми. На удивлённые вопросы о смысле этой деятельности он отвечал: «Я нахожу огромное удовлетворение в работе с детьми. Их выступления в искусстве мне кажутся иногда более значительными и ценными, чем выступления многих взрослых профессионалов. У этих – ремесло, выучка и интерес к оплате, а у детей всё так искренне и бескорыстно!» [64,295].
Во второй половине XIX века в России зарождались традиции музыкально-просветительской деятельности среди детей. В 1898 году в Петербурге открылось «Общество детских развлечений» возглавлявшееся А.Н.Кремлёвым. В его деятельности поощрялись концерты для детей, программы которых строились на лучших образцах музыкальной культуры. Примечателен факт недопустимости участия самих детей в выступлениях по причине, якобы, развития в них болезненного самолюбия и легкомысленного отношения к искусству. Музыкальные утренники для детей «Экскурсии в область музыки» организовала певица Н.Доломанова. В этих концертах безвозмездно участвовали именитые музыканты-профессионалы Ц.Кюи, А.А.Гречанинов и др. Сама певица не только выступала с вокальными номерами, но и с объяснительным словом об исполняемых музыкальных произведениях.
В ряде журналов появились статьи о музыкальном искусстве, как действенном средстве воспитания, о бедности детской музыки, о детских концертах и праздниках. Интерес к этой теме способствовал сочинению детской музыки русскими композиторами, лучшими образцами которой стали «Детский альбом» П.И.Чайковского, «Детская» М.П.Мусоргского, «Бусинки» А.А.Гречанинова и др.
Активным продолжателем демократических традиций передовой русской интеллигенции в сфере работы с детьми был В.С.Орлов – выдающийся деятель русской хоровой музыки и музыкального образования. В своей деятельности в качестве учителя музыки он отчётливо проявил стремление к музыкальному просвещению детей: приглашал учащихся школ на репетиции и музыкальные вечера Синодального хора, организовывал сводные хоры из учащихся московских школ, а также хоры объединённого состава – из детей, родителей и учителей.
В общении с П.И.Чайковским, С.И.Танеевым, Н.Г.Рубинштейном, Н.Д.Кашкиным формировались общественно-эстетические воззрения В.С.Орлова, ярко выразившиеся впоследствии в демократическом, просветительском характере его деятельности. Будучи одним из инициаторов и организаторов Всероссийского общества хоровых деятелей, а также руководителем Хоровой капеллы Русского музыкального общества, он всемерно содействовал развитию идей просветительства и массового музыкального образования. Сущность просветительской идеи В.С.Орлова заключалась в пропаганде лучших образцов русской и европейской хоровой культуры, в возрождении и дальнейшем развитии традиции хорового пения русского народа, в широком ознакомлении публики с творчеством современных молодых композиторов.
В определении содержания просветительской деятельности В.С.Орлов следует идее исторических концертов, практика которых берет начало в деятельности А.Г.Рубинштейна. При составлении программ он использовал принцип историзма, приёмы сопоставления. Концерты предварялись выпуском специальных брошюр, сопровождались вступительным словом или лекцией, где отражались вопросы истории искусства, давались характеристики композиторских стилей и музыкально-исторических эпох, рассматривались проблемы традиций и их жизни в современности. Эти знания были необходимы демократическому слушателю для формирования его музыкального вкуса и глубокого проникновения в музыкальное искусство.
Демократические традиции русской музыкальной культуры были продолжены массово-просветительской деятельностью виднейшего мастера хоровой культуры А.Д.Кастальским, цель которой – процветание общенародного искусства высокого художественного и этического уровня. «Народная песня – характеристика нации» [49,136] – считал он, и всю свою жизнь посвятил собиранию, изучению и пропаганде музыкального фольклора. Активный участник Этнографической комиссии, а с 1918 года – ректор Московской народной хоровой академии, А.Д.Кастальский, стремился к демократизации музыкального искусства. По его инициативе устраивались Крестьянские концерты в Литературном художественном кружке, в Большом и Малом залах консерватории, в Политехническом кружке. В них участвовали как профессионалы, так и любители.
В начале XIX века в России действовало несколько нотоиздательств, выпускавших музыкальные произведения и продававших ноты в собственных магазинах или у комиссионеров. Среди самых известных были Герстенберг и Дитмар, Дальмас, Пец, Бернард – в Петербурге; Рейнсдорп и Ленгольд, Кестнер, Грессер и Миллер – в Москве. Большинство из них преследовало чисто коммерческие цели: издавались и продавались чаще «ходовые» сочинения иностранных композиторов средней руки. Выход в свет сочинений талантливых русских и зарубежных композиторов был редким исключением; почти не выпускались полные оркестровые партитуры и сочинения крупной формы.
Большой популярностью пользовались нотные сборники: «Лирический альбом», «Северный певец», «Музыкальная эстафета», «Северная арфа» и др., в которых печаталась музыка для пения, гитары, арфы, фортепиано, наиболее принятая в музицирующих кругах. Педагогическое назначение имели сборники пьес и переложениями оперных фрагментов для фортепиано в четыре руки. Такого рода музыкальная литература способствовала проникновению в Россию новинок мирового искусства и распространению сочинений отечественных композиторов.
К середине сороковых годов начало функционировать несколько русских нотоиздательств: М.Бернарда, Л.Снегирёва, В.Деноткина, «Одеон» (владелец П.И.Гурскалин), Ф.Т.Стелловского. Музыкальные произведения печатались и в модных в то время альманахах и музыкальных журналах, таких как: «Музыкальный альбом с карикатурами», «Эолова арфа», «Аглая».
В шестидесятые годы появляются в России издательские деятели нового типа – страстные пропагандисты творчества русских композиторов-современников. Один из них В.В.Бессель – профессиональный музыкант (окончил консерваторию по классу альта), придерживающийся передовых взглядов на искусство, популяризирующий в России и Европе лучшие произведения русских композиторов. Он был главным издателем произведений композиторов «Могучей кучки», одним из редакторов петербургских журналов «Музыкальный листок» и «Музыкальное обозрение», автором статей по вопросам музыки, истории нотопечатного дела, авторского права, воспоминаний о знаменитых музыкантах. В.В.Бессель придавал большое значение художественному оформлению нот. Так для иллюстраций к «Детской» М.П.Мусоргского был приглашён И.Е.Репин.
В 1861 году в Москве открылось музыкальное издательство П.И.Юргенсона, ставшее к началу XX века самой большой нотоиздательской и нототорговой фирмой в России. Её владелец был одним из директоров московского отделения Русского музыкального общества. Он не только много сделал для распространения русской музыки в пределах страны и за границей, но и добился высокого качества выпускаемой продукции. «Под маркой фирмы Юргенсона вышли в отличном общедоступном издании отредактированные М.Балакиревым и С.Ляпуновым обе оперы нашего великого Глинки, что именно Юргенсону принадлежит честь издания первого в России полного содрания сочинений Шумана, Шопена, Мендельсона, всей тетралогии Вагнера и его опер. Не забудем также, что сочинения Чайковского уже в те поры издавались образцово» [78,3].
В 1885 году М.П.Беляев создал в Лейпциге нотоиздательскую фирму, благодаря которой увидели свет все появлявшиеся сочинения А.К.Глазунова, Н.А.Римского-Корсакова, А.П.Бородина, А.К.Лядова, Ц.А.Кюи, А.Н.Скрябина. Богатый лесопромышленник-меценат М.П.Беляев был страстным любителем музыки, внёсшим огромную лепту в дело музыкального просветительства. Он был председателем Петербургского общества камерной музыки, организатором Русских симфонических концертов, Русских квартетных вечеров, учредителем ежегодной «Глинкинской премии» за лучшие произведения русских композиторов, целью которых была пропаганда творчества русских композиторов. Ежегодные суммы в 3000 рублей вручались композиторам через В.В.Стасова от имени «неизвестного» и при жизни М.П.Беляева гласности не предавались. Так же не предавалась огласке и его помощь нуждающимся музыкантам и их семьям, о его заботе и благотворительности стало известно лишь после его смерти.
Большую роль в развитии отечественной культуры сыграло и содружество выдающихся музыкальных деятелей, известное под названием «Беляевский кружок», в которое входили такие композиторы как: Н.А.Римский-Корсаков, А.К.Глазунов, А.К.Лядов, Г.О.Дютш, братья Ф.М. и С.М.Блуменфельд и др. Историческое значение в музыкальной жизни Петербурга играли «Беляевские пятницы», где, часто впервые, звучали новые произведения русских композиторов разных музыкальных форм.
Своё большое состояние М.П.Беляев завещал музыкальным организациям России на выдачу «Глинкинских премий», организацию отечественных симфонических концертов и квартетных конкурсов, ведение издательского дела, расходы попечительского совета. «Я считаю, что Беляев делал, делает и, вероятно, ещё долго будет делать для нашей музыки нечто в том самом роде, что М.П.Третьяков делал, делает и, надеюсь, ещё долго будет делать для нашей живописи», – так отозвался о значении деятельности М.П.Беляева В.В.Стасов [105,118].
Велика просветительская роль мецената С.И.Мамонтова. Заслуга его перед Россией не только в том, что он поддерживал искусство, но и активно участвовал в его развитии, созидании. В 1885 г. он открыл в Москве свой театр – Русскую частную оперу (именно в ней раскрылся талант Ф.И.Шаляпина). Репертуар в опере отличался высоким вкусом и соответствовал эстетической программе просветителя-мецената: «Артисты, художники, поэты есть достояние народа. Страна будет сильнее, если народ проникнется их пониманием…Наше дело давать молодёжи всё то, что мы можем и вести их по той тропинке, где нам в жизни было хорошо. Этим путём мы можем заронить искру Божию в юные души» [110,10].
Своеобразным культурным центром старой Москвы был дом П.М.Третьякова, основателя картинной галереи, в Толмачах. Его часто посещали художники, музыканты, писатели. Музыка занимала здесь своё особое место, без неё не мыслили жизни. «В зале, на втором этаже дома, на двух роялях постоянно музицировали в 4 и 8 рук – хозяйка дома со своей сестрой З.Н.Якунчиковой, с дочерьми, с друзьями-музыкантами. Исполнялся разнообразнейший репертуар зарубежной и русской музыки, от собственно фортепианной до переложений всевозможных оркестровых, оперных и других произведений. Изучались и исполнялись новинки. На роялях лежали клавиры любимых опер – «Руслана», «Евгения Онегина» [40,323]. Музыкальные вечера в доме Третьяковых привлекали до 50-ти слушателей.
Личность П.М.Третьякова-мецената отличалась от современных ему купцов-покровителей искусств пониманием высоких целей, собственного предназначения общественно полезной деятельности. Ей он подчинял свои собственные интересы, а иногда и интересы семьи. «Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь», – писал П.М.Третьяков дочери Александре Павловне [40,327].
Интерьер музыкальных гостиных и любителей музыки запечатлела живопись XVIII – XIX века. Это работы неизвестных русских художников второй четверти XIX века: «Семейный портрет в интерьере», «Портрет Ольги Валериановны Ченгери», «Портрет молодого человека с гитарой», «Маленький зал с фортепиано», «Портрет ребёнка со скрипкой»; картины таких мастеров живописи как: П. Е. Заболотский «После жатвы», Е.И.Пушкарёв «Семейная картина», Ф.Ф.Кюнель «Портрет графа С.В.Толстого», А.Шурыгин «Пойми меня», И.М.Прянишников «Жестокие романсы», В.Тропинин «Гитарист», П.Федотов «Портрет Н.П.Жданович за фортепиано», А.Шурыгин «Урок музыки» и др.
Традиции музыкального просветительства, сложившиеся в Западной Европе, перенесённые на благодатную почву русской культуры, дали хорошие всходы. В России они приобрели более демократичный и массовый характер, ориентировались как на пропаганду западноевропейского, так и отечественного музыкального искусства. В XIX веке сложились основные формы музыкального просветительства: концерты с пояснительным словом, музицирования в салонах и кружках, издание в печати и прессе материалов о музыкальном искусстве, внедрение музыкального обучения в процесс образования и воспитания. Характерным российским явлением было создание бесплатных музыкальных учебных заведений для беднейших слоёв общества, широкая благотворительность и меценатство. Но всё это было плодом деятельности отдельных энтузиастов-просветителей. Величайший музыкант-просветитель П.И.Чайковский считал, что недостаточно одних частных инициатив в деле музыкального просветительства, но что «было бы величайшим благом для русского искусства, если бы правительство взяло в свои руки попечение о всех отраслях его; только правительство имеет столько средств, силы и власти, сколько требует это великое дело» [123, 373].