Исторические этапы развития полифонии
Полифония как исторически первый тип многоголосной фактуры в профессиональном музыкальном творчестве. Значение грегорианского хорала в формировании раннего многоголосия. Эквиритмический органум. Введение термина «контрапункт».
Мелизматический органум XI–XII вв. Специфика проявления полифонии в жанре мотета (XII–XIII вв.). Вершина развития хоровой полифонии в XV–XVI вв. Формирование национальных школ: франко-фламандской, английской, римской, венецианской. Соотношение контрастной и имитационной полифонии в жанрах мотета, мессы, мадригала.
Главные предпосылки утверждения полифонии свободного письма в музыке XVI–XVII вв.: общий процесс секуляризации искусства; бурное развитие инструментализма. Имитационная полифония как главный вид полифонии свободного письма.
Творчество И.С. Баха – вершина развития полифонической музыки. Роль и место полифонии в творчестве композиторов: венских классиков, романтиков, русских композиторов второй половины XIX – начала XX вв.
Новое формообразующее и выразительное значение полифонического склада в музыке XX–XXI вв.
Вопросы для самопроверки
1. Назовите и охарактеризуйте основные этапы формирования раннего многоголосия.
2. Назовите основные жанры полифонической музыки до XVII в. Охарактеризуйте их.
3. Что способствовало утверждению полифонии свободного письма в музыке XVII–XVIII вв.?
4. Какое значение имеет полифонический склад в музыке XIX, XX, XXI вв.?
Раздел третий
Мелодия строгого письма
Основные выразительные свойства мелодии строгого письма: характер эпической распевности, плавное развертывание, ориентированность на возможности человеческого голоса.
Звуковысотные соотношения. Ладовая основа мелодии – семиступенная диатоника. Модальная организация лада и ее особенности. Характер мелодического рисунка: роль скачков и поступенного движения, общее волнообразное развитие. Интервалы в мелодии: исключение любого движения на увеличенные или уменьшенные интервалы, в частности на тритон; избегание скачков на септиму или нону, а также двух скачков подряд в диапазоне указанных интервалов; ведущий принцип скачка с заполнением.
Метроритмические свойства мелодии.Преобладание умеренного движения в размерах СС, 3/2, 4/2 и т.п. Преимущественное использование крупных длительностей. Особенности оформления сильной доли такта. Роль и условия применения мелких длительностей. Синкопа, ее виды, роль в полифонической ткани. Пунктирный ритм. Общее стремление к ритмическому разнообразию.
Вопросы для самопроверки
1. Каков предельный диапазон мелодии строгого письма? Почему?
2. Каковы особенности ладовой организации мелодии строгого письма?
3. Какие интонации нежелательны в мелодии строгого письма?
4. Какие метроритмические средства способствуют полифоничности мелодии?
Раздел четвертый
Контрастная полифония строгого письма
Тема 1. Простой контрапункт в полифоническом двухголосии
Общая характеристика полифонического двухголосия: единство и индивидуальность мелодий. Качества, объединяющие мелодии: ладовая основа, метр, темп, регистр, подразумеваемая гармония. Черты, обеспечивающие самостоятельность голосов: мелодическая линия, взаимодополняющая (комплементарная) ритмика, несовпадение цезур и кульминаций. Виды совместного движения в двухголосии: параллельное, косвенное, противоположное; предпочтения и ограничения.
Интервал как основная структурная единица полифонической вертикали. Интервалы в строгом двухголосии: совершенные консонансы (чистые прима, октава, квинта, дуодецима); несовершенные консонансы (большие и малые терция, секста, децима); диссонансы (чистая кварта, большие и малые секунда, септима, нона). Свободное применение несовершенных консонансов; ограничения в использовании совершенных консонансов. Применение диссонансов: проходящие и вспомогательные диссонансы на слабых долях такта; задержания на сильном времени. Приготовление и разрешение задержания. Диссонирующий (связанный) и свободный голоса в секунде, ноне, септиме, кварте.
Вопросы для самопроверки
1. Какие качества обеспечивают единство полифонической ткани?
2. Что способствует индивидуализации мелодий в полифоническом многоголосии?
3. Что такое взаимодополняющая ритмика?
4. Назовите правила ограничений в использовании параллельного движения полифонических голосов.
5. Как используются в полифонии строгого письма совершенные консонансы? несовершенные консонансы? диссонансы?
6. Какой голос является связанным в секунде? в септиме? в ноне? в кварте?
7. Каковы условия применения задержания? вспомогательного диссонанса? проходящего диссонанса?