Составитель кандидат искусствоведения доцент Борисова Л.Н.
ПОЛИФОНИЯ
программа дисциплины цикла СД по направлению
подготовки бакалавров 031700.62 «Изящные искусства»
Составитель кандидат искусствоведения доцент Борисова Л.Н.
Пояснительная записка
I. Введение
Курс полифонии – один из существенных этапов в профессиональном музыкальном образовании. Он опирается на комплекс знаний и умений, полученных в процессе освоения других дисциплин историко-теоретического цикла: истории музыки, истории и теории музыкального жанра, элементарной теории музыки. Изучение полифонии необходимо как для музыкантов- исполнителей, так и для музыковедов, готовящих себя к научно-исследовательской и преподавательской деятельности.
Специфика курса – в его синтетическом характере. Он открывает для студентов один из важнейших исторических пластов музыкальной культуры; вместе с тем знакомит с основными принципами полифонической организации музыкальной ткани в искусстве прошлого и настоящего, закрепляя знания в практике исполнительства и сочинения. Соответственно, занятия имеют смешанный, синтетический характер: теоретические сведения подкрепляются анализом музыкальных примеров, а также выполнением письменных заданий.
Цель курса – формирование у студентов верного представления о специфике полифонического многоголосия во всех его основных видах как об одном из важнейших способов организации музыкальной ткани.
Задачи курса– очертить круг выразительных возможностей, свойственных полифонической фактуре; изучить главные этапы исторического развития полифонии; ознакомиться с исторически сложившимися видами полифонического склада; освоить в теории и на практике основные приемы полифонического письма; овладеть методами анализа полифонических произведений крупной формы; сформировать навыки сочинения произведений полифонической фактуры.
Требования к уровню освоения курса
Основная форма обучения – лабораторные занятия.
В результате изучения курса полифонии студенты должны:
знатьотличительные особенности полифонической фактуры и основных ее видов; основные специфические приемы полифонического письма; понимать значение полифонии на разных исторических этапах развития музыкального искусства;
уметь грамотно анализировать произведения полифонической фактуры; находить полифонические приемы в гомофонно-гармонической музыке и определять их художественно-выразительное значение; сочинять самостоятельно как отдельные полифонические фрагменты, так и целые произведения с использованием изученных технических приемов.
Самостоятельная работа студентовпредполагает выполнение устных и письменных работ разной степени сложности и объема как в аудитории, так и в процессе самостоятельной подготовки к занятиям. Важнейшие принципы организации этой работы – тесная связь заданий с лекционным материалом, постепенное их развитие от простого к сложному, неукоснительный контроль и тщательный анализ со стороны преподавателя. Заключительной работой студентов является сочинение небольшой фуги с применением изученных приемов полифонического письма.
Контроль знаний студентов осуществляется в следующих формах: еженедельный опрос по материалу текущих занятий; проверка письменных и устных заданий (выполнение письменных заданий рекомендуется по всем разделам курса, начиная с третьего); зачет по окончании первого семестра изучения дисциплины; итоговый экзамен.
Семестр | Практические занятия, ч | Самостоятельная работа, ч | Всего, ч | Форма отчетности, ч |
IV | Зачет | |||
V | Экзамен | |||
Всего, ч |
II. Тематический план учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Практические занятия, ч | Самостоятельная работа, ч | Всего, ч |
Раздел первый. Введение | |||
Раздел второй. Исторические этапы развития полифонии | |||
Раздел третий. Мелодия строгого письма | |||
Раздел четвертый. Контрастная полифония строгого письма | |||
Тема первая. Простой контрапункт в полифоническом двухголосии | |||
Тема вторая. Сложный контрапункт в двухголосии | |||
Тема третья. Сложный контрапункт в трехголосии | |||
Раздел пятый. Имитационная полифония | |||
Тема первая. Имитация и ее виды | |||
Тема вторая. Сложный контрапункт в имитационной полифонии | |||
Раздел шестой. Полифония свободного письма | |||
Тема первая. Тема свободного письма | |||
Тема вторая. Фуга | |||
Тема третья. Другие полифонические формы | |||
Раздел седьмой. Подголосочная полифония | |||
Всего, ч |
Программа курса
Раздел первый
Введение
Задачи курса полифонии. Основные виды музыкального изложения: монодия, гармонический (аккордовый, гомофонно-гармонический) склад, полифония; их основные характеристики, историческое значение, художественно-выразительные предпосылки, возможности сочетания в одном произведении.
Разъяснение термина «полифония» в широком и узкоспециальном значении. Определение полифонии как музыкального склада, который основывается на сочетании и развитии двух или более относительно самостоятельных мелодических линий. Главные свойства полифонической фактуры: функциональная однородность и мелодические свойства составляющих ее голосов.
Виды полифонии: подголосочная, имитационная, разнотемная (частный случай – контрастная); их общая характеристика.
Полифония свободного и строгого письма (стиля): происхождение терминов; их разъяснение.
Вопросы для самопроверки
1. Назовите основные виды музыкального изложения.
2. Что такое полифония?
3. Чем отличается полифоническая фактура от монодии? аккордового письма? гомофонно-гармонического склада?
4. Назовите виды полифонии. Дайте определение каждого из них.
5. Какие виды можно отнести к области однотемной полифонии? разнотемной? Почему?
6. Какова основная область применения подголосочной полифонии?
7. В чем принципиальное различие полифонии строгого и свободного письма?
Раздел второй
Вопросы для самопроверки
1. Назовите и охарактеризуйте основные этапы формирования раннего многоголосия.
2. Назовите основные жанры полифонической музыки до XVII в. Охарактеризуйте их.
3. Что способствовало утверждению полифонии свободного письма в музыке XVII–XVIII вв.?
4. Какое значение имеет полифонический склад в музыке XIX, XX, XXI вв.?
Раздел третий
Мелодия строгого письма
Основные выразительные свойства мелодии строгого письма: характер эпической распевности, плавное развертывание, ориентированность на возможности человеческого голоса.
Звуковысотные соотношения. Ладовая основа мелодии – семиступенная диатоника. Модальная организация лада и ее особенности. Характер мелодического рисунка: роль скачков и поступенного движения, общее волнообразное развитие. Интервалы в мелодии: исключение любого движения на увеличенные или уменьшенные интервалы, в частности на тритон; избегание скачков на септиму или нону, а также двух скачков подряд в диапазоне указанных интервалов; ведущий принцип скачка с заполнением.
Метроритмические свойства мелодии.Преобладание умеренного движения в размерах СС, 3/2, 4/2 и т.п. Преимущественное использование крупных длительностей. Особенности оформления сильной доли такта. Роль и условия применения мелких длительностей. Синкопа, ее виды, роль в полифонической ткани. Пунктирный ритм. Общее стремление к ритмическому разнообразию.
Вопросы для самопроверки
1. Каков предельный диапазон мелодии строгого письма? Почему?
2. Каковы особенности ладовой организации мелодии строгого письма?
3. Какие интонации нежелательны в мелодии строгого письма?
4. Какие метроритмические средства способствуют полифоничности мелодии?
Раздел четвертый
Вопросы для самопроверки
1. Какие качества обеспечивают единство полифонической ткани?
2. Что способствует индивидуализации мелодий в полифоническом многоголосии?
3. Что такое взаимодополняющая ритмика?
4. Назовите правила ограничений в использовании параллельного движения полифонических голосов.
5. Как используются в полифонии строгого письма совершенные консонансы? несовершенные консонансы? диссонансы?
6. Какой голос является связанным в секунде? в септиме? в ноне? в кварте?
7. Каковы условия применения задержания? вспомогательного диссонанса? проходящего диссонанса?
Вопросы для самопроверки
1. Что такое сложный контрапункт?
2. Назовите основные виды сложного контрапункта.
3. Как определить показатель вертикально-подвижного контрапункта?
4. Какие ограничения в первоначальном соединении имеет двойной контрапункт октавы? децимы? дуодецимы?
5. Чем определяется качество горизонтально-подвижного контрапункта?
6. Что такое инверсия?
7. Какая ступень лада является осью обращения в строгом стиле? в свободном? Почему?
Вопросы для самопроверки
1. Что представляет собой полифоническое трехголосие? четырехголосие? n-голосие?
2. Как определяется Iv тройного контрапункта?
Раздел пятый
Имитационная полифония
Тема 1. Имитация и ее виды
Разъяснение термина «имитация» в его широком и узкоспециальном значении. Названия голосов в имитации:
начальный | имитирующий |
рroposta | risposta |
dux | comes |
вождь | спутник |
Параметры имитации: направление, интервал, сдвиг по времени. Возможные варианты пропосты в момент вступления риспосты: пауза, длинная нота, продолжение развития мелодии (противосложение).
Основные виды имитации: простая и каноническая (канон); методика их написания. Двойной канон и его значение в полифонической и гомофонно-гармонической музыке.
Разновидности имитации: в прямом движении (реальная); в увеличении; в уменьшении; в обращении (инверсия); в противодвижении (ракоход); тональная; свободная; ритмическая; стреттная. Возможность совмещения различных разновидностей имитации.
Вопросы для самопроверки
1. Как переводится термин «имитация»? Объясните его значение в музыке.
2. Какие показатели следует определять в любой имитации?
3. Что такое «противосложение»?
4. Чем простая имитация отличается от канонической?
5. Перечислите разновидности имитации. Какие из них нельзя совместить?
Вопросы для самопроверки
1. Что такое бесконечный канон и каноническая секвенция? Какую роль они играют в развитии музыкального произведения?
2. Какой вид сложного контрапункта образуется в бесконечном каноне и канонической секвенции первого рода? второго рода?
3. Как можно определить Iv бесконечного канона? канонической секвенции?
Раздел шестой
Полифония свободного письма
Вопросы для самопроверки
1. В каком полифоническом стиле применяется термин «тема»? Что он обозначает?
2. Как соотносятся тема и мелодия в полифонии свободного письма? строгого письма?
3. Какие звуковысотные и метроритмические средства служат для индивидуализации полифонической темы?
4. Какие новые черты содержит тема свободного письма по сравнению с мелодией строгого стиля?
Тема 2. Фуга
Фуга как наиболее совершенная крупная полифоническая форма. Ее выразительные возможности. Количество голосов в фуге. Фуги на одну, две, три темы (простая, двойная, тройная). Роль тематического и тонального факторов в определении строения фуги. Возможные варианты общей структуры фуги: проявление в ней признаков двухчастной, рондообразной, сонатной форм. Трехчастная форма как основная в строении фуги. Части простой трехчастной фуги: экспозиция, средняя часть, реприза; их общая характеристика.
Строение экспозиции. Количество и уровень проведения темы. Порядок и логика вступления голосов в трех-, четырех-, пятиголосной фуге. Дополнительные проведения темы. Контрэкспозиция.
Ответ реальный и тональный. Качества темы, требующие тонального ответа. Изменения звуковысотного состава темы в тональном ответе.
Противосложениеудержанное и неудержанное. Возможность образования сложного вертикально-подвижного контрапункта при удержанном противосложении. Частично удержанное противосложение.
Кодетта, ее сущность и значение в развитии фуги.
Интермедия.Расположение интермедий и их роль в общем строении фуги. Интонационная основа интермедий. Возможные варианты строения интермедий: простой контрапункт, простая секвенция, простая имитация, каноническая секвенция, сложный контрапункт.
Средняя часть фуги.Разнообразие и относительная свобода строения средней части фуги. Определение ее начала. Тональности проведения темы. Применение разновидностей имитации: в обращении, стретта. Роль интермедии в общем развитии. Способы сгущения и разрежения фактуры. Движение к кульминации.
Реприза фуги.Определение начала репризы с проведения темы в основной (реже доминантовой) тональности в одном из крайних регистров. Частое совпадение начала репризы с кульминацией фуги. Тональности проведения темы. Использование вариантов темы в увеличении, стреттных имитаций. Относительная свобода строения репризы. Завершающая, подытоживающая роль репризы. Кода фуги.
Фуги на несколько тем: двойные, тройные. Дополнительные выразительные возможности. Два типа строения двойной и тройной фуги: с совместной и с раздельными экспозициями тем. Сложный контрапункт в фуге на несколько тем.
Вопросы для самопроверки
1. Какими выразительными возможностями обладает простая фуга? фуга на несколько тем?
2. Назовите факторы, на которые следует опираться при определении формы простой фуги.
3. Назовите части простой трехчастной фуги.
4. Назовите минимальное число проведений темы в экспозиции простой трехголосной фуги.
5. Что такое контрэкспозиция?
6. Каковы порядок и логика вступления голосов в экспозиции простой фуги? в репризе простой фуги?
7. Назовите типы ответа в фуге.
8. Для какой темы требуется тональный ответ?
9. Какие звуки и обороты темы и каким образом изменяются в тональном ответе?
10. Назовите виды противосложения.
11. При каких условиях между темой и противосложением возникает сложный контрапункт?
12. Когда возникает необходимость кодетты?
13. Где в фуге обычно располагаются интермедии?
14. Перечислите варианты строения интермедий.
15. Как строятся средняя и заключительная части фуги?
16. Какие варианты строения имеет фуга на несколько тем?
Раздел седьмой
Подголосочная полифония
Традиции исполнения русской протяжной песни как основная сфера применения подголосочной полифонии. Ее специфика – одновременное звучание разных вариантов одной мелодии. Общий импровизационный характер и его проявление в метроритмической стороне музыки. Единство и контраст в партиях голосов. Обилие прямого, параллельного движения в двухголосии, признаки имитационной и контрастной полифонии. Свободное включение и выключение голосов. Характерные обороты в каденции. Диатоника в качестве доминирующей ладовой основы.
Свободное применение диссонанса.
Вопросы для самопроверки
1. В чем специфика подголосочной полифонии?
2. Как импровизационный характер музыки проявляется в подголосочной полифонии?
Зачетные требования
1. Представить выполненные в течение семестра письменные работы.
2. Провести в классе анализ предложенных образцов.
3. Ответить на вопросы по пройденным темам курса (разделы 1–4).
Экзаменационные требования
1. Представить выполненное самостоятельно сочинение крупной формы (фугу).
2. Провести в классе анализ предложенного образца.
Вопросы к экзамену
1. Полифония строгого письма. Общая характеристика.
2. Полифония свободного письма. Общая характеристика.
3. Контрапункт и его виды.
4. Сложный контрапункт и его разновидности.
5. Имитация и ее виды.
6. Бесконечный канон и каноническая секвенция.
7. Фуга. Общая характеристика.
8. Строение экспозиции фуги.
9. Тема и ответ фуги.
10. Противосложение. Интермедия фуги.
11. Средняя и репризная части фуги.
12. Фугетта, инвенция, прелюдия, ричеркар. Общая характеристика.
13. Полифонические приемы в гомофонной музыке. Фугато.
14. Двойная и тройная фуга.
15. Подголосочная полифония. Ее особенности и область применения.
Литература
Основная
1. История полифонии. Евдокимова Ю. Вып. I, II-а. М., 1983–1989. Дубровская Т. Вып. II-б. М., 1996. Протопопов В. Вып. III–V.
2. Кузнецов И. Теоретические основы полифонии XX века. М., 1994.
3. Мюллер Т. Полифония. М., 1988.
4. Протопопов В.В. История полифонии. Вып. 1–5. М., 1962–1987.
5. Танеев С.И. Подвижной контрапункт строгого письма. М., 1959.
6. Скребков С. Учебник полифонии. 4-е изд. М., 1982.
Дополнительная
1. Евдокимова Ю., Симакова Н. Музыка эпохи Возрождения (cantus firmus и работа с ним). М., 1982.
2. Задерацкий В. Полифоническое мышление И. Стравинского. М., 1980.
3. Задерацкий В. Полифония в инструментальных произведениях Д. Шостаковича. М., 1969.
4. Курт Э. Основы линеарного контрапункта. М., 1931.
5. Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М., 1994.
6. Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения / Сост. В.П. Шестаков. М., 1966.
7. Носина В. Символика музыки И.С. Баха и ее интерпретация в «Хорошо темперированном клавире». М., 1991.
8. Праут Э. Фуга. М., 1922.
9. Протопопов В.В. История полифонии в ее важнейших явлениях. Западноевропейская классика XVIII–XIX вв. М., 1965.
10. Протопопов В.В. История полифонии в ее важнейших явлениях. Русская классическая и советская музыка. М., 1962.
11. Протопопов В. Очерки из истории инструментальных форм XVI – начала ХIX века. М., 1979.
12. Протопопов В. Принципы музыкальной формы И.С. Баха. М., 1981.
13. Симакова Н. Вокальные жанры эпохи Возрождения. М., 1985.
14. Симакова Н. Контрапункт строгого стиля. Ч. 1–2. М., 2002.
15. Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей. М., 1973.
16. Танеев С.И. Из научно-педагогического наследия: Сб. cтатей. М., 1967.
17. Танеев С.И. Учение о каноне. М., 1929.
18. Тюлин Ю. Искусство контрапункта. М., 1964.
19. Чугаев А. Особенности строения клавирных фуг Баха. М., 1975.
20. Южак К. Теоретический очерк полифонии свободного письма. Л., 1989.
ПОЛИФОНИЯ
программа дисциплины цикла СД по направлению
подготовки бакалавров 031700.62 «Изящные искусства»
Составитель кандидат искусствоведения доцент Борисова Л.Н.
Пояснительная записка
I. Введение
Курс полифонии – один из существенных этапов в профессиональном музыкальном образовании. Он опирается на комплекс знаний и умений, полученных в процессе освоения других дисциплин историко-теоретического цикла: истории музыки, истории и теории музыкального жанра, элементарной теории музыки. Изучение полифонии необходимо как для музыкантов- исполнителей, так и для музыковедов, готовящих себя к научно-исследовательской и преподавательской деятельности.
Специфика курса – в его синтетическом характере. Он открывает для студентов один из важнейших исторических пластов музыкальной культуры; вместе с тем знакомит с основными принципами полифонической организации музыкальной ткани в искусстве прошлого и настоящего, закрепляя знания в практике исполнительства и сочинения. Соответственно, занятия имеют смешанный, синтетический характер: теоретические сведения подкрепляются анализом музыкальных примеров, а также выполнением письменных заданий.
Цель курса – формирование у студентов верного представления о специфике полифонического многоголосия во всех его основных видах как об одном из важнейших способов организации музыкальной ткани.
Задачи курса– очертить круг выразительных возможностей, свойственных полифонической фактуре; изучить главные этапы исторического развития полифонии; ознакомиться с исторически сложившимися видами полифонического склада; освоить в теории и на практике основные приемы полифонического письма; овладеть методами анализа полифонических произведений крупной формы; сформировать навыки сочинения произведений полифонической фактуры.
Требования к уровню освоения курса
Основная форма обучения – лабораторные занятия.
В результате изучения курса полифонии студенты должны:
знатьотличительные особенности полифонической фактуры и основных ее видов; основные специфические приемы полифонического письма; понимать значение полифонии на разных исторических этапах развития музыкального искусства;
уметь грамотно анализировать произведения полифонической фактуры; находить полифонические приемы в гомофонно-гармонической музыке и определять их художественно-выразительное значение; сочинять самостоятельно как отдельные полифонические фрагменты, так и целые произведения с использованием изученных технических приемов.
Самостоятельная работа студентовпредполагает выполнение устных и письменных работ разной степени сложности и объема как в аудитории, так и в процессе самостоятельной подготовки к занятиям. Важнейшие принципы организации этой работы – тесная связь заданий с лекционным материалом, постепенное их развитие от простого к сложному, неукоснительный контроль и тщательный анализ со стороны преподавателя. Заключительной работой студентов является сочинение небольшой фуги с применением изученных приемов полифонического письма.
Контроль знаний студентов осуществляется в следующих формах: еженедельный опрос по материалу текущих занятий; проверка письменных и устных заданий (выполнение письменных заданий рекомендуется по всем разделам курса, начиная с третьего); зачет по окончании первого семестра изучения дисциплины; итоговый экзамен.
Семестр | Практические занятия, ч | Самостоятельная работа, ч | Всего, ч | Форма отчетности, ч |
IV | Зачет | |||
V | Экзамен | |||
Всего, ч |
II. Тематический план учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Практические занятия, ч | Самостоятельная работа, ч | Всего, ч |
Раздел первый. Введение | |||
Раздел второй. Исторические этапы развития полифонии | |||
Раздел третий. Мелодия строгого письма | |||
Раздел четвертый. Контрастная полифония строгого письма | |||
Тема первая. Простой контрапункт в полифоническом двухголосии | |||
Тема вторая. Сложный контрапункт в двухголосии | |||
Тема третья. Сложный контрапункт в трехголосии | |||
Раздел пятый. Имитационная полифония | |||
Тема первая. Имитация и ее виды | |||
Тема вторая. Сложный контрапункт в имитационной полифонии | |||
Раздел шестой. Полифония свободного письма | |||
Тема первая. Тема свободного письма | |||
Тема вторая. Фуга | |||
Тема третья. Другие полифонические формы | |||
Раздел седьмой. Подголосочная полифония | |||
Всего, ч |
Программа курса
Раздел первый
Введение
Задачи курса полифонии. Основные виды музыкального изложения: монодия, гармонический (аккордовый, гомофонно-гармонический) склад, полифония; их основные характеристики, историческое значение, художественно-выразительные предпосылки, возможности сочетания в одном произведении.
Разъяснение термина «полифония» в широком и узкоспециальном значении. Определение полифонии как музыкального склада, который основывается на сочетании и развитии двух или более относительно самостоятельных мелодических линий. Главные свойства полифонической фактуры: функциональная однородность и мелодические свойства составляющих ее голосов.
Виды полифонии: подголосочная, имитационная, разнотемная (частный случай – контрастная); их общая характеристика.
Полифония свободного и строгого письма (стиля): происхождение терминов; их разъяснение.
Вопросы для самопроверки
1. Назовите основные виды музыкального изложения.
2. Что такое полифония?
3. Чем отличается полифоническая фактура от монодии? аккордового письма? гомофонно-гармонического склада?
4. Назовите виды полифонии. Дайте определение каждого из них.
5. Какие виды можно отнести к области однотемной полифонии? разнотемной? Почему?
6. Какова основная область применения подголосочной полифонии?
7. В чем принципиальное различие полифонии строгого и свободного письма?
Раздел второй