Танцы исполнялись в строгом порядке
Аллеманде
Куранта
Сарабанда
жига
Каждый имел свое национальное происхождение и имел особенности.
Впоследствии между сарабандой и жигой вставлялись новые современные танцы - менуэт, бурре, гавот и другие.
Могло быть несколько одинаковых танцев друг за другом.
Вдальнейшем сюита сохранила свои музыкальные особенности.
На основе сюиты возникли жанры: концерты, трио сонаты, кончерто гросса.
Заимствовали от сюиты принцип контраста, последования частей.
Органная музыка существовала в двух вариантах. Из за инструментов
Большой орган в церкви для поддержки церковного пения во время служб.
Композиторы исполнили дублированную вокальную партию.
Другой орган использовался в быту, для него писали бытовую музыку, танцевальные сюиты, обработки популярных песен, обработки популярных хоралов, а так же сочинения импровизационного характера - фантазии , токкаты, прелюдии. Позднее к ним присоединилась фуга, окончательный вариант которой предложил Бах.
Эти импровизационные пьесы соединились с фугой в цикл и исполнялись повсеместно.
Малый цикл.
Полифонические приемы в этих сочинениях заимствовали из полифонической вокальной музыки.
Бухстерхуде, Фробергер, Фрескобальди.
Клавесинная музыка претерпела революцию от пьесок и зарисовок до развернутых концертных пьес. Клавесин существует в нескольких разновидностях
Клавесин. Звук от удара металлической тангетки - резкий, громкий , но негромкий.
Клавикор. Домашняя версия. Звук от удара металлического перышка - менее сильный , но более долгий.
Постепенно инструмент становился более совершенным, и дошел до Испании (спинет) и Англии (верджинал)
Самая известная клавесинная школа французская.
Они разрабатывали особые приемы игры на клавесине.
Семейство Куперенов , Рамо, Дандрие,
Писали одры или ряды. Последовательность около 20пьес контрастного характера.
Как правило, французы обращались к образам природы, женские зарисовки.
В редких случаях писали традиционные танцевальные сюиты.
По сути эта школа отображали стиль эпохи рококо - изящество, филигранная отдела деталей, обилие украшений, галантность, миниатюрность форм.
Клавесинная школа возникла на основе традиции лютневой игры , а впоследствии приняла на себе особенности органной школы.
Инструментальный ансамбль
Инструментальная школа в Болони, Курелли и Вивальди.
Примерно в середине 17 века в инстр. Музыке перелом. Сюита свор минована, органной и клавесинное искусство достигает вершин. Интерес привлекает скрипка - ее характеристики , исполнитель края техника, в прошлое уходит техника дугообразного смычка. (аккорды)
Появляется семейство скрипичных мастеров Амати, Стадивари, Гварнели.
Формируется инструментальный ансамбль - две скрипки и клавесин.
Для них создается обширный репертуар. Трио сонаты.
Церковное (дакьеза) и камерное исполнение.
Концерт для инструментального ансамбля - кончерто гросс - большой концерт.
Трех-четырехчастный. Соревнование солирующей группы (соли) и оркестра (тутти).
Перелом Отказ от старых методов полифонического письма и окончательного утверждения новых принципов гомофонно гармонического стиля.
С точки зрения стиля 17 век совмещает в себе барокко, рококо, классицизм. Новый образы, новые технические возможности инструментов и новые принципиален игры на них. Церковная музыка не исчезает , но отстает одной из сфер музыкального искусства.
Творчество Баха и Генделя
Они представляют собой высшую стадию развития культуры эпохи барокко
Если сравнить их творчество - Бах воплощает идеалы века предшествующего, не создает ничего нового, подводит итог и обобщает сложившиеся традиции, создает вечное искусство обладающее актуальностью и по сей день.
Гендель обращен в искусство будущего. Не обобщает предшественников, создает сравнительно мало в традиционном полифоническом стиле, предваряем эпоху классицизма.
Бах вся его жизнь связана со служением в церкви. Его творчество заметно зависит от пребывания его в том или ином городе Германии. То церковная, то светская музыка.
Искусство Баха глубоко отображает характерные черты своего времени, то. И сейчас мы погружаемся в мир эпохи барокко.
В его музыке нет ничего субъективного, некий высший разум. Сравнивают с Кантом. Б
Среди духовных произведений выделяются пьесы, страсти, оратории.
Среди инструментальной - клавир не творчество, музыка для ансамбля.
В своей музыке Баз отразил теорию аффектов, связано с риторикой и представляет воплощение в музыке тех или иных исторических фигур.
"каприччио на отъезд возлюбленного брата" - сюжет.
В его музыке преобладает полифоническая школа, отказывается от принципов строгой полифонии эпохи возрождения, создает принципы свободной полифонии.
Жанр формы фуги.
Фуга означает постоянно движущаяся точка.
Полифоническое произведение в свободном стиле
Поочередное проведение во всех голосах темы.
Три части
Экспозиция , Разработка, Реприза.
Экспозиция - проводится во всех голосах.
Разработка Развитие темы
Реприза - тема в нескольких голосах -не во всех +стретто (в одном началась, а в другом наслоилась)
Существуют разделы которые лишены темы -интермедии.
Одном голосе звучит тема , в других противосложение.
Жанр который он обошел своим вниманием опера , зато создал 4пассиона.
страсти по Матвею самый популярны
Страсти по Ивану сохранились в отрывках
Страсти по Марку созданы в эскизах
По Луке утеряны.
В отличие от канонизированных предшественников Баха открывают новую страницу в истории жанра, их можно сравнить и с оперой и с ораторией, музыкально драматический действиям.
Это сочинение емко и многообразно по содержанию (страсти по Матфею) и в настоящее время исполняется и за пределами церкви.
Бах со своими современниками решил изменить систему темперации органа и клавира.
На старых клавишных инструментах нельзя было играть в любой тональности, потому что натуральный строй предполагал одни интервалы чистые, а терции в зависимости от октавы были разные.
Предшественники Баха для каждой тональности перенастраивали инструмент.
Равномерной темперации при которой октава делилась на 12 равных промежутков (полутоно)
В результате стало возможным использование всех 24 мажорных и минорных тональностей.
По этому принципу Бах придумал ХТК, в котором прелюдии и фуги шли по хроматическому принципу.
Позднее этот принцип использовали Шостакович , Щедрин и другие.
ХТК создавался для обучения игре на клавире.
Бах писал произведения по заказу "гольдберг вариации", по заказу Гольдберга клавесиниста графа покровителя Баха.
"Итальянски концерт" Баха - первый образец сольного концерта для клавесина. 3 части.
1 итальянская ария
Далее Два быстрых раздела.
"Искусство фуги" , "музыкальное приношение".
Музыка для органа:
Обработки хоралов
Хоральные фантазии
Хоральные прелюдии
Бах продолжил опыт старших современников.
Камерная музыка:
Брандербургские концерты
Оркестровые сюиты
Сонаты для виолончели
Гендель
Не смотря на свое немецкое происхождение жил в Англии.
В отличие от Баха всю свою музыкальную жизнь посветил светской музыке.
Получил образование в Германии, уехал в Италию. Освоил технику итальянской оперы. Особенно приемы бельканто(техника итальянского пения).
Вернулся в Германию, попытался создать театр - неудачно. коллеги Кайзер и Телеман.
Уехал в Англию.
Освоив Технику английского хорового письма Гендель стал "вторым Перселом".
Оперы и оратории а так же инструментальная музыка - кончерто гроссе, музыка для органа и клавесина.
В отличие от Баха Гендель не обращался к духовной музыке, был известен в светских кругах.
В Англии Гендель решил восполнить провел организации оперного театра в Германии и создал королевскую академию музыки.
Для набора певцов он ездил по городам Германии и отбирал наиболее способных, увозил в Англию. Английским властям это не нравилось - королевская академия музыки была закрыта дважды. Гендель отстраивал принципы традиционной итальянской классической оперы.
В Англии в это время процветал жанр балладной оперы. Первой такой оперой стала "опера нищих" авторы Джон Гей, Джон Пепуш. Согни чередовались с разговором.
Оратории писались на традиционный мифологический сюжет. Как и Бах Гендель прекрасно владел полифонией, однако в отличии от Баха использовал в вокале и хоре. Поэтому в своих операх и ораториях он великолепно живописует многочисленные хоровые сцены.
Сольных фрагментов практически нет. Самая известная оратория "миссия" опера "Жанна д'Арк"
Гендель выступает основоположником пленарного жанра. Оркестровые сюиты которые исполнялись на открытом воздухе, название их вдохновил яте "музыка на воде" и "музыка фейерверка". Эта своеобразная массовая музыка позднее за интересует Бетховина и станет актуальной в связи с эпохой французской буржуазной революцией. Сочинения эти были написаны по заказу королевских семей.